Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к распоряжению
Комитета по образованию
Методические рекомендации
"Критерии самоанализа деятельности образовательного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в межаттестационный период"
I. Анализ материально-технических и медико-педагогических условий
1. Соответствие здания, территории и оборудования ОУ требованиям технического, пожарного надзора.
2. Оснащение образовательного процесса необходимым оборудованием и аппаратурой.
3. Оборудование классов, кабинетов в соответствии с требованиями образовательного процесса.
4. Наличие условий для:
- полноценного питания и физического развития воспитанников, укрепления их здоровья и лечения;
- нравственного эстетического развития;
- трудового обучения;
- профессиональной ориентации.
5. Соответствие состояния библиотечного фонда требованиям образовательного процесса.
6. Наличие медико-педагогических условий:
- забота сотрудников о здоровье каждого воспитанника;
- периодические углубленные медицинские осмотры;
- учет состояния здоровья в классных журналах и дневниках воспитателей;
- функционирование диспансерных групп для детей с ослабленным здоровьем;
- оказание первой медицинской помощи, наличие инструкций, памяток;
- организация питания воспитанников,
- контроль за качеством питания;
- соответствие санитарным нормам и правилам;
- наличие развивающей предметно-игровой среды.
II. Анализ по комплектованию образовательного учреждения, обеспечению
социальной защиты воспитанников
1. Проанализировать в части соответствия законодательства РФ установленные уставом ОУ:
- порядок приема ребенка в учреждение;
- комплектование учебных классов и воспитательных групп в соответствии с требованиями Типового положения об ОУ (проживание детей маленькими группами, имеющими родственные связи);
- социальный статус, возрастной состав воспитанников;
- соответствие личных дел воспитанников требованиям Типового положения об ОУ, устава ОУ и условия их хранения.
2. Соблюдение интересов воспитанников, защита их прав:
- выявление детей, у которых умерли родители или родитель, подкидышей и назначение им пенсии по утере кормильца;
- розыск родителей, которые по решению суда обязаны выплачивать алименты на содержание детей и контроль за их поступлением; контроль за поступлением пенсий по инвалидности; контроль за наличием лицевых счетов (открытие лицевых счетов в отделениях Сбербанка на воспитанников); контроль за расходованием средств, находящихся на лицевых счетах;
- закрепление жилплощади и взаимодействие с органами местного самоуправления по правовому регулированию жилищных интересов воспитанников;
- контроль за жилплощадью, принадлежащей воспитанникам, регистрация воспитанников по адресу образовательного учреждения в случае отсутствия жилья, постановка их на очередь для получения жилья, контроль за приватизацией жилой площади воспитанников.
3. Взаимодействие учреждения с органами опеки и попечительства по развитию системы семейного устройства воспитанников:
- передача воспитанников в семьи граждан (усыновление, попечительство, приемные семьи, возвращение родителям);
- адаптация воспитанников в семьях граждан;
- развитие и поддержание родственных связей воспитанников;
- социально-трудовая и профессиональная ориентация воспитанников;
- сотрудничество с органами местного самоуправления по трудоустройству воспитанников и их интеграции в общество.
III. Анализ медико-психолого-педагогической реабилитации, реабилитации
и социальной адаптации воспитанников
1. Управленческое обеспечение психологической работы:
- оценка степени согласованности действий всех специалистов по развитию личности ребенка (анализ карты развития учащихся);
- взаимодействие психолого-медико-педагогического консилиума с администрацией учреждения (анализ плана работы службы сопровождения);
- обеспечение контроля за деятельностью психологической службы в детском доме администрацией.
2. Содержание и методы деятельности психологической службы. Наличие отчетной документации психолого-педагогической службы.
3. Проведение и пропаганда психолого-педагогических знаний среди воспитанников и сотрудников ОУ (анализ плана работы).
4. Анализ методической работы и повышения квалификации сотрудников.
5. Взаимодействие психологической службы ОУ с районными, городскими, областными и другими психологическими службами.
IV. Анализ медицинского сопровождения
1. При изучении состояния медицинского обслуживания в ОУ необходимо проанализировать:
- уровень кадрового обеспечения медицинского сопровождения (врачи, медсестры, медработники, прикрепленные органами здравоохранения);
- создание в ОУ охранительного режима для воспитанников: соблюдение рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанника, проведение занятий физической культурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок, походов (по плану работы, медицинской отчетности);
- медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ОУ. Диспансеризация воспитанников;
- осуществление контроля за организацией питания, в том числе диетического.
2. Организация лечебно-профилактической работы и восстановительного лечения воспитанников в ОУ:
- наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психо-неврологическим развитием воспитанников;
- организация и проведение углубленных осмотров в соответствии с существующими нормами профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;
- медико-педагогические консилиумы по обсуждению психологического состояния отдельных воспитанников, трудных как в диагностическом, так и в лечебно-коррекционном отношении;
- консультирование воспитанников при необходимости в специализированном медицинском учреждении и их диспансеризация.
3. Соответствие лечебно-воспитательных мероприятий в коррекционном учреждении, независимо от его вида и особенностей контингента воспитанников. Состояние лечебно-воспитательных мероприятий (в соответствии с видом образовательного учреждения и особенностями контингента воспитанников).
4. Работа с воспитанником по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний.
5. Работа медицинского персонала с педагогическим советом ОУ:
- ознакомление с санитарно-гигиеническим режимом учреждения;
- ознакомление с клиническими проявлениями аномалий развития детей;
- ознакомление с особенностями медицинской помощи, обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
6. Взаимодействие медицинских работников со специализированными медицинскими учреждениями (консультативная помощь и методическое руководство).
7. Формы контроля за работой медицинского персонала со стороны местных органов здравоохранения, администрации учреждения.
8. Организация оздоровления, лечения, отдыха и трудоустройства в летний период.
V. Анализ организационной культуры
1. Утвержденная уставом структура управления деятельности ОУ.
2. Штатное расписание, составленное учреждением в части соответствия потребностям образовательного процесса (приложение: штатное расписание).
3. Распределение должностных обязанностей между руководителями ОУ.
4. Соблюдение законодательства РФ при осуществлении руководством набора, приема на работу, расстановки и увольнения педагогических кадров.
5. Психологический климат в коллективе. Стиль взаимодействия сотрудников с детьми.
6. Контроль со стороны руководителей ОУ и преподавателей методических комиссий (объединений) за реализацией в полном объеме образовательных программ с учетом специфики ОУ для детей-сирот, коррекционно-развивающих и воспитательных программ.
7. Наличие в ОУ нормативной документации (учебных планов, основных приказов и указаний органов управления образованием субъекта РФ). Организация работы по ее изучению и практическому применению.
8. Обеспечение преемственности и единства требований педагогов по организации деятельности ОУ и контролю за исполнительской дисциплиной.
9. Нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) и работников ОУ.
10. Сведения о контроле за образовательным процессом.
11. Ведение документации.
12. Формы финансирования, привлечение дополнительных источников финансовых средств.
13. Осуществление сотрудничества с другими социальными институтами детства.
14. Исполнение информационных технологий управления.
VI. Оценка уровня обученности воспитанников школ-интернатов и детских
домов-школ и сопровождение обучения воспитанников в образовательных
учреждениях района
- Оценка качества образования на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов является основой объективной оценки уровня образования и воспитания обучающихся и эффективности деятельности педагогического коллектива.
- Оценка уровней подготовленности воспитанников проводится в соответствии с целями обучения, учебными планами и программами.
1. Для детских домов-школ, школ-интернатов, реализующих общеобразовательные программы (не коррекционно-развивающей направленности):
- Педагогические измерения уровня обученности воспитанников проводится в полном соответствии с Методическими рекомендациями по аттестации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, с использованием контрольных измерительных материалов (КИМов).
2. детских домов-школ, школ-интернатов, реализующих общеобразовательные программы коррекционно-развивающей направленности (I-VIII видов):
- Разрабатываются диагностические контрольные работы (ДКР) или (для ОУ I-IV, VI видов) используются КИМы, разработанные для общеобразовательных школ.
- Допускается разработка и выполнение ДКР в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося.
- При разработке материалов для контрольных работ (ДКР) необходимо учесть следующее:
а) в содержание работ необходимо включить наиболее значимые вопросы по ранее изученным темам, соответствующие данному этапу обучения;
б) работы проводить по всем основным предметам, по двум вариантам тестов одинаковой сложности. Количество вопросов (операций) в одном варианте по одному уровню - не менее 10. Содержание теста должно соответствовать уровню, установленному образовательным стандартом;
в) на каждый вариант вопроса заданий, задач и тестов подготовить эталоны правильных ответов;
г) время на выполнение работ определить с учетом их сложности и объема;
д) психофизическое состояние ребенка (в специальных, коррекционных, образовательных учреждениях).
- Контрольные работы по всем вопросам должны быть выполнены не менее 50% обучающихся.
- Допускается освобождение обучающихся специальных (коррекционных) ОУ от выполнения работ по заключению врача о состоянии здоровья.
- Для разработки вариантов контрольных работ могут привлекаться специалисты учебно-методических служб, научно-методических организаций.
- Итоги контрольных работ в каждом классе оформляются протоколом в двух экземплярах.
- К сводным таблицам-протоколам прилагается заключение членов аттестационной комиссии с анализом результатов выполнения контрольных (срезовых) работ, где указывается:
- какие предметы оказались слабо усвоены учащимися;
- какие темы учебных программ и по каким причинам оказались слабо усвоены учащимися;
- типичные ошибки учащихся; объяснения причин выявленных пробелов в знаниях и навыках учащихся, а также намеченные меры по устранению отмеченных недостатков.
3. Осуществление взаимосвязи детского дома, и образовательного учреждения, в котором обучаются воспитанники:
а) осуществление контроля за посещаемостью образовательного учреждения, в том числе осуществление доставки детей в школу и обратно в детский дом;
б) контроль за освоением воспитанниками общеобразовательных программ;
в) помощь в выполнении домашних заданий, в подготовке к текущей и итоговой аттестации;
г) координация усилий служб сопровождения школы и детского дома;
д) помощь воспитанникам в выборе программ дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей района и города.
VII. Анализ системы воспитательной работы
1. При изучении состояния воспитательной работы в ОУ необходимо проанализировать:
- цели (ожидаемые результаты), задачи, содержание воспитательной работы; формы и методы построения воспитательного процесса;
- обеспечение принципа единства обучения и воспитания, преемственности и непрерывности в содержании воспитательного процесса;
- принципа социально-практической направленности воспитательной работы;
- коррекционно-развивающая направленность воспитательной работы и личностно ориентированного подхода к воспитаннику.
2. При анализе направлений работ дайте оценку соответствия используемых средств целям и задачам, поставленныи# ОУ.
3. Краткая характеристика программ, реализуепмых# в ОУ, в том числе комплексных, авторских.
4. Используемые педагогические и воспитательные технологии.
5. Данные о наличии базы для организации воспитательной работы.
6. Участие воспитанников данного детского дома в конкурсах, выставках, смотрах и т.д.
7. Роль библиотеки в воспитании учащихся.
8. Работа педагогического коллектива по формированию социальных свойств личности:
- совместная деятельность с комиссией по делам несовершеннолетних;
- совместная деятельность с органами внутренних дел;
- работа с трудными подростками по профилактике вредных привычек и борьбе с ними (токсикомания, наркомания, алкоголизм и др. отклонения).
9. Система подготовки воспитанников к самостоятельной жизни по следующим направлениям:
- самообслуживание (личная гигиена, умение готовить пищу, шить, мелкий ремонт, ведение домашнего хозяйства);
- формирование умений и навыков трудовой деятельности;
- правовое воспитание подростков;
- подготовка к семейной жизни, в том числе домашней экономике;
- формирование основ здорового образа жизни;
- формирование умений организации свободного времени. Активные формы отдыха, сфера досуга.
10. Социально-трудовая адаптация: формы, виды.
11. Ученическое самоуправление.
12. Наличие индивидуальных дневников личного развития воспитанников.
13. Роль педсоветов в организации и реализации воспитательной работы.
14. Наличие элементов научно-исследовательского поиска, свидетельствующих о переводе учреждения в режим развития.
15. Наличие материальной базы для воспитательной работы и работы методического объединения воспитателей.
VIII. Анализ состояния методической работы
1. Система методической работы в ОУ.
2. Управление методической работой:
- создание условий для методической работы педагогов, повышение квалификации;
- анализ эффективности методической работы;
- стимулирование педагогического творчества;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
- формы и назначение творческих контактов с учеными;
- обеспечение преемственности и непрерывности в содержании образовательного процесса с учетом возраста детей.
3. Работа методических объединений (если имеются).
4. Психологическое обеспечение педагогического процесса (сопровождение).
5. Контроль за промежуточными и конечными результатами обучения в виде стандартных контрольных (экзаменационных) работ, тестов (для школ-интернатов).
6. Комплексное методическое обеспечение образовательного процесса.
IX. Показатели готовности выпускников детских домов 15 лет и старше к
самостоятельной жизни и деятельности в соответствии с требованиями среды
Виды и структура готовности |
Качественно-количественные показатели | |||
Высокий уровень (5-4 баллов) |
Средний уровень (3 балла) |
Низкий уровень (1-0 баллов) |
||
Физи- ческая готов- ность |
Состояние здоровья |
Отличное здоровье. Здоровье совсем не беспокоит. |
Редкие, быстро проходя- щие заболевания. |
Хронические заболевания, мало отражающиеся на трудоспособности. Хронические заболевания, заметно отражающиеся на трудоспособности. |
Отношение к здоровью |
Постоянно проявляет заботу о своем здо- ровье. Довольно часто прояв- ляет заботу о своем здоровье. |
Периодически проявляет заботу о своем здоро- вье. |
Редко проявляет заботу о своем здоровье. Совсем не думает о своем здоровье. |
|
Физкультурная активность |
Активно занимается спортом, имеет разряд. Занимается спортом нерегулярно, но с большим желанием |
Занимается ежедневно физзарядкой, проявляет интерес к спортивной жизни. |
Физзарядкой занимается нерегулярно, интереса к спортивной жизни не проявляет. Физзарядкой не занимает- ся, спортом не интересу- ется. |
|
Знание о том, как быть здо- ровым |
Имеет обширные знания о здоровом образе жизни, умеет опреде- лить связь состояния своего здоровья с занятиями спортом. Проявляет устойчивость против вредных привы- чек. |
Периодически проявляет интерес к вопросам сохранения здоровья, профилактики заболева- ний |
Имеет недостаточные зна- ния о культуре здоровья, невнимательно относится к своему организму. Отсутствуют знания о здоровом образе жизни. Пристрастие к вредным привычкам. |
|
Соци- альная готов- ность |
Культура поведения |
Знает и соблюдает нормы поведения, явля- ется образцом для окружающих. |
Знает нормы поведения, но не всегда их соблюдает, допуская периодические наруше- ния. |
Мало знает и не забот- ится о соблюдении норм поведения, отмечаются частые их нарушения. Не обладает элементарной культурой поведения |
Уровень теоретической и практичес- кой ориента- ции в системе родственных связей |
Знает свое генеалоги- ческое дерево, регу- лярно общается с род- ственниками. Знает ближайших родст- венников и поддержива- ет с ними отношения. |
Знает о существовании своих родственников и знаком с ними. |
Мало интересуется своими родственниками. Ничего не знает и не хочет знать о своих родственниках. |
|
Уровень эмоционально- психической организации личности |
Высокий уровень разви- тия эмоционально-пси- хической сферы и ее познавательных компо- нентов. Эффективная сознатель- ная саморегуляция поведения. Достаточно выраженное развитие эмоционально- психической сферы и ее познавательных компо- нентов. Хорошая само- регуляция и динамика психических процессов самооценки и реакции на ситуацию. |
Удовлетворительное раз- витие эмоционально- психической сферы и ее познавательных компо- нентов, саморегуляции. Имеет место эпизодичес- кое проявление аффек- тивных компонентов пси- хических процессов. |
Эмоционально-психическая сфера носит неустойчивый характер. Познавательные компоненты психических процессов развиты слабо. Аффективные компоненты проявляются довольно часто, саморегуляция не эффективна. Плохая динамика психи- ческих процессов, преоб- ладание аффективных ком- понентов, нарушение пси- хомоторики в стрессовых ситуациях, слабая само- регуляция поведения. |
|
Уровень самооценки и адекватности реакции на ситуацию |
Способность к адекват- ной ситуации и само- оценке |
Ситуативная самооценка, неустойчивая адекват- ность реакции |
Явно завышенный или заниженный уровень само- оценки, низкая адекват- ность реакции. Неспособ- ность к самооценке, неразвитое самосознание, резко неадекватные реак- ции |
|
Уровень экономико- правовой культуры |
Высокий уровень право- вого сознания, актив- ное противодействие нарушениям правовых норм, хорошее знание своего статуса. Высо- кая степень ориентиро- ванности в государст- венных институтах и экономической ситуа- цию Знание и понимание правовых норм, сформи- рованность представле- ния о своем статусе и экономической ситуа- ции, достаточная сте- пень ориентированности в государственных институтах. |
Имеет место отклонение от правовых норм под влиянием внешних обсто- ятельств, слабая ориен- тация в вопросах своего статуса и экономической ситуации, удовлетвори- тельная степень ориен- тированности в государ- ственных институтах. |
Частые отклонения от правовых, низкая степень ориентированности в воп- росах своего статуса и государственных институ- тах, экономической ситу- ации. Систематические отклоне- ния от правовых, полное отсутствие знаний о сво- ем статусе, экономичес- кой культуры, ориентиро- ванности в государствен- ных институтах. |
|
Уровень готовности к самостоятель- ному выбору места житель- ства |
Высокий уровень ответ- ственности и самостоя- тельности в прогнози- ровании дальнейшего места жительства. Умение соотносить свои потребности и возмож- ности с обстоятельст- вами, находить опти- мальные варианты в планировании дальней- шего места жительства. |
Слабая ориентация в жизненных ситуациях, боязнь принятия реше- ния, трудности в выборе дальнейшего места жительства. |
Неумение реально оцени- вать обстоятельства, нерешительность в даль- нейшем выборе места жительства. Полное отсу- тствие ориентации в жизни, зависимость от внешнего влияния, неспо- собность к выбору даль- нейшего места жительст- ва. |
|
Профес- сио- нально- трудо- довая готов- ность |
Уровень про- фессиональной ориентации |
Широкая информирован- ность о разнообразных профессиях, ситуациях на рынке труда, подго- товка по профилю тру- довой деятельности, уровень которой под- твержден документами, принимает участие в конкурсах профессио- нального мастерства, занимается в кружках. |
Несистематизированные знания о существующих профессиях, их значи- мости, ориентация на престижность профессии |
Слабые знания о мире труда, рынке труда, дезориентированность в этой области. Отсутствие знаний о мире и рынке труда, а также интереса о их значимости. |
Практическая подготовлен- ность к про- фессионально- трудовой деятельности |
Имеется подтвержденный документально уровень квалификации по профи- лю трудового обучения, высокие результаты в конкурсах. |
Неджостаточная# профес- ссиональная подготовка при наличии желания к совершенствованию |
Профессиональная трудо- вая подготовленность слабая, отсутствие жела- ния к приобретению ква- лификации. Отсутствует практическая подготовленность к какому-либо виду профес- сиональной деятельности. |
|
Отношение к труду как к жизненно- смысловой доминанте |
Высокий сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности в жизни человека и трудовой активности. Понимание важности и необходимости трудовой деятельности в жизни человека, реализация своих знаний, умений и навыков в практической деятельности. |
Неглубокое понимание важности труда и выпол- нение трудовых обязан- ностей под контролем взрослых, есть случаи игнорирования выполне- ния трудовых обязаннос- тей. |
Непонимание необходимос- ти труда, систематичес- кое уклонение от трудо- вых дел, включение в трудовой процесс по при- нуждению, исполнение работы только под контролем. Непринятие трудовой дея- тельности как жизненно необходимого условия вхождения в социум. |
|
Наличие зна- ний, умений и навыков по самообслужи- ванию |
Полная готовность к выполнению любого вида деятельности по само- обслуживанию, владение основными орудиями и предметами ручного труда, знание основ безопасности жизни и деятельности, созна- тельное их выполнение. Умение применять на практике знания, уме- ния и навыки по само- обслуживанию и житей- ские навыки |
Наличие знаний, умений и навыков по самообслу- живанию и необходимых житейских навыков, практическое использо- вание которых затрудне- но по ряду субъективных факторов: недисциплини- рованности, непрактич- ности, неорганизован- ности. |
Отсутствие ряда основных знаний, умений и навыков по самообслуживанию и необходимых житейских навыков, нежелание их приобрести. При самооб- служивании и реализации необходимых житейских навыков требуется конт- роль взрослых, проявля- ется стремление к ижди- венческому образу жизни. |
|
Мораль- но-во- левая готов- ность |
Уровень способности к организации личной жизни и к сосущест- вованию с другими чле- нами общества |
Готовность к планиро- ванию семьи, умение общаться в стандартных ситуациях, межличност- ная коммуникабель- ность, готовность к планированию времени (ОБЖ). Знание вопросов планирования семьи, ОБЖ, наличие планов и действия по их реали- зации, умение вести себя в трудных ситуа- циях. |
Трудности в межличност- ных отношениях, испыты- ваемых в результате неумения решать конф- ликтные ситуации, отсу- тствие готовности к планированию семьи и ОБЖ. |
Нарушение норм и правил межличностных отношений, слабая осведомленность в вопросах ОБЖ. Отсутствие представлений о нормах человеческого общения, полная неосведомленность в вопросах организации ОБЖ. |
X. Дополнительные критерии для образовательных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих
общеобразовательные программы коррекционно-развивающей направленности для
детей с отклонениями в развитии (I-VIII видов)
10.1. Критерии оценки эффективности функционирования специального
(коррекционного) учреждения для детей с нарушениями зрения
(незрячих, слабовидящих, поздноослепших, с косоглазием и амблиопией)
1. Своевременность включения детей в обучение в коррекционном образовательном учреждении.
2. Соответствие наполняемости классов норме.
3. Последовательность решения образовательных задач по годам обучения.
3.1. Выявление индивидуальных возможностей воспитанников:
- роль коррекционной направленности образовательного процесса в приобретении воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки;
- проведение занятий по социально-бытовой ориентировке, пространственная и социально-бытовая ориентировка, развитие зрительного и осязательного воспиятия# и коммуникативной культуры;
- восполнение пробелов дошкольного воспитания;
- расширение знаний об окружающем мире специфическими для данной категории детей способами на 1 ступени обучения.
3.2. Общеобразовательная подготовка воспитанников с нарушениями зрения:
- формирование компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников и полученной ранее подготовкой на 2 ступени обучения;
- роль коррекционных занятий в обучении детей, их профессиональный уровень;
- уровень развития навыков ориентировки, общения у детей;
- организация интегрированных курсов по социальной реабилитации, абилитации, адаптации и интеграции в среде зрячих.
3.3. Обеспечение общеобразовательной подготовки воспитанников на основе дифференцированного обучения:
- создание условий для более полного учета интересов и возможностей воспитанников;
- наличие умений и навыков у воспитанников по сознательному и активному включению их в жизнь общества на 3 ступени обучения.
4 Осуществление широкого использования оптических средств коррекции зрения с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Роль в обучении слепых осязательного и зрительно-осязательного восприятия как основы обучения по системе Брайля.
4.1. Уровень оснащенности специальными средствами коррекции и компенсации нарушений зрения, которые позволяют расширить рамки доступности учебной и другой информации:
- тифлоприборами;
- специальным оборудованием;
- нестандартным дидактическим материалом;
- особыми средствами наглядности.
4.2. Соответствие характеру отклонений в развитии оборудования мастерских.
Готовность учащихся к трудовой предпрофессиональной деятельности (наличие технических знаний и навыков, устойчивого положительного отношения к труду).
5. Уровень общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для социальной адаптации.
5.1. Наличие и сформированность у воспитанников компенсаторных процессов.
5.2. Уровень сформированности знаний и умений коммуникативной деятельности и социально-бытовой ориентировки.
6. Готовность учащихся к продолжению образования и реабилитации в трудовой деятельности.
7. Эффективность используемых методов и приемов при изучении программ, формировании знаний и навыков работы, обеспечивающих школьнику переход на другую форму обучения.
8. Результативность работы по воспитанию и коррекции эмоционально-волевой сферы школьника.
9. Адаптация ребенка к школе и новым видам деятельности.
10. Воспитание коммуникативных умений и навыков в среде зрячих.
11. Коррекция и компенсация отклонений в развитии детей, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.
12. Развитие и оптимальное включение в деятельность сохранных анализаторов (остаточное зрение, осязание и др.).
10.2. Критерии оценки эффективности функционирования специального
(коррекционного) учреждения для детей с задержкой психического развития
1. Первичная диагностика детей при поступлении в школу.
2. Определение объема учебной нагрузки в соответствии с уровнем развития ребенка.
3. Практика перевода воспитанника в общеобразовательное учреждение по мере полной коррекции нарушений.
4. Соответствие наполняемости классов норме.
5. Уровень коррекционно-развивающей и воспитательной работы.
6. Организация диагностической работы.
7. Уровень обеспечения коррекции отклонений психического развития, эмоционально-волевой сферы воспитанников, активизация их познавательной деятельности, навыков и умений учебной деятельности. Обеспечение проводимой коррекционно-развивающей работы.
8. Условия обучения детей на каждой ступени: соблюдение нормативных сроков обучения на 1 ступени (дети, начавшие обучение в ОУ с 7 лет, принимаются во 2 класс коррекционного учреждения, срок их обучения 3 года: 2, 3, 4 классы; дети, начавшие обучение в ОУ с 6-летнего возраста, принимаются в 1 класс, срок их обучения 4 года: 1, 2, 3, 4 классы).
9. Образовательная программа (структура, специфика содержания, полнота выполнения, соответствие уровня и направленности).
10. Разработка и утверждение учебных программ и учебных планов в соответствии с типом и видом ОУ, оценка соответствия требованиям для планов специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей с отставанием в психическом и физическом развитии.
11. Разработка, утверждение рабочих программ, новых учебных курсов, дисциплин. Целесообразность их выбора, нормативно-методическое обеспечение.
12. Система индивидуальной работы с воспитанниками.
13. Второгодничество.
14. Качество образования выпускников.
15. Соблюдение комплексного психолого-медико-педагогического подхода к коррекционной, абилитационной и реабилитационной работе.
16. Своевременное гибкое переключение учащихся на адекватную уровню их развития программу.
17. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.
18. Направленность педагогического коллектива на реализацию учебных программ для достижения учащимися уровня общеобразовательной (массовой) школы.
19. Осуществление преемственности на всех ступенях обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся с задержкой психического развития.
20. Вариативность обучения.
21. Готовность воспитанников к продолжению непрерывного образования и труду.
10.3. Критерии оценки эффективности образовательного процесса в
специальном (коррекционном) учреждении для слабослышащих и позднооглохших
детей
Оценке подлежит выполнение основной задачи - обеспечение разностороннего развития личности на основе формирования словесной речи, подготовка воспитанников к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
1. Дифференцированный подход к комплектованию классов (с учетом времени и степени поражения слуха, уровня развития речи). Наличие двух отделений.
2. Последовательность решения образовательных задач по ступеням обучения.
2.1. Осуществление коррекции словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия: накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие связной речи, приближенной к естественному звучанию (на 1 ступени).
2.2. Характер коррекционно-развивающей работы по дальнейшему развитию речи: слухового восприятия, навыков произношения (на 2 ступени).
2.3. Качество овладения воспитанников устной и письменной речью (на 3 ступени).
3. Уровень реабилитации и абилитации учащихся (перевод из 2-го отделения в 1-е, из 1-го отделения - в общеобразовательную школу).
4. Организация раннего обучения (наличие консультации, дошкольного отделения подготовительного класса).
5. Соответствие наполняемости классов норме (1-е отделение - до 10 человек, 2-е отделение - до 6 человек).
6. Коррекционная направленность обучения, ее эффективность в преодолении отклонений в развитии речи:
- развитие познавательных процессов;
- внимание к развитию слухового восприятия;
- формирование произносительных навыков.
7. Степень обеспечения активной речевой практики:
- развитие нарушенной слуховой функции у воспитанников;
- создание слухоречевой среды (на основе использования звукоусиливающей аппаратуры);
- формирование на слуховой основе речи воспитанников (приближенной к естественной).
8. Оказание помощи позднооглохшим воспитанникам (независимо от возраста): специальная индивидуальная помощь по обучению восприятию устной речи на зрительной основе (чтение с губ), слухо-зрительной, зрительно-вибрационной основе с целью восстановления их устной коммуникации со слышащими.
9. Качество проведения специальных занятий по формированию произношения, развитию слуха; музыкально-ритмических занятий. Степень их оснащенности техническими средствами.
10.4. Критерии оценки эффективности функционирования специального
(коррекционного) учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
1. Последовательность решения образовательных задач по годам обучения (ступени обучения)
2. Наличие условий для подготовки учащихся в школу (дошкольное отделение, подготовительный класс).
3. Соответствие наполняемости классов норме.
4. Качество коррекционной работы через специально организованный двигательный режим и предметно-практическую деятельность.
5. Учет возможностей и интересов, элементов трудотерапии и инструментов со специальными приспособлениями.
6. Квалифицированность в организации занятий по лечебной физкультуре и логопедии. Их коррекционное значение.
7. Развитие личностного потенциала учащихся с направленностью на социальную адаптацию и интеграцию выпускников в общество.
8. Наличие 3-х ступеней образования: начальной, основной, средней.
9. Использование результатов психолого-педагогической диагностики в работе с детьми.
10. Сочетание образовательной и лечебной работы.
11. Организация ортопедического и щадящего режима.
12. Вариативность обучения, разнообразие форм.
13. Сформированность системы отношений ребенка с окружающими (снятие гиперопеки, умение жить рядом с другими людьми, в обществе).
14. Осуществление валеологического подхода в процессе обучения.
15. Реализация различных видов и способов трудовой деятельности, доступной ребенку.
16. Сформированность умений применять полученные навыки в нестандартных ситуациях, в сферах трудовой, общественной, семейной, в коммуникативной деятельности.
17. Ранняя ориентация на подготовку к овладению профессиями, не требующими основного общего, среднего (полного) общего образования.
18. Определение и подбор видов и способов трудовой деятельности с учетом особенностей ребенка.
19. Формирование первичных навыков организации собственной трудовой деятельности.
10.5. Критерии оценки функционирования специального (коррекционного)
учреждения для детей с нарушениями интеллекта
1. Последовательность (комплексность) решения задач образования (обучения и воспитания) и коррекции.
2. Обоснованность принятых в данном ОУ сроков обучения (8 классов, 9 классов, 10 классов), производственного обучения (углубленной трудовой подготовки); наличие подготовительного класса.
3. Последовательность решения образовательных и коррекционных задач (1 и 2 этапы обучения).
4. Наличие специальных технологий психолого-педагогической поддержки.
5. Разработка, утверждение учебных планов и учебных программ, целесообразность их введения (соответствие учебных планов и учебных программ типу и виду образовательного учреждения).
6. Наличие индивидуальной программы образования (образовательно-адаптационного маршрута каждого ребенка).
7. Характер коррекционной работы.
7.1. По общему и речевому развитию.
7.2. По коррекционной моторике.
7.3. По поведению.
7.4. По эмоционально-волевой сфере.
7.5. По личности ребенка и социальной адаптации.
8. Соответствие наполняемости классов норме.
9. Вариативность обучения детей.
10. Формы и методы работы по интеграции выпускников школы.
11. Качество образовательной и коррекционной работы с детьми с умеренной умственной отсталостью.
12. Качество абилитации воспитанников с умеренной умственной отсталостью.
13. Характер учебно-материальной базы для трудового и профессионального обучения, прочность связи с предприятиями (промышленными, сельскохозяйственными) в профессиональной подготовке учащихся.
10.6. Критерии оценки эффективности образовательного процесса в
специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями речи
1. Эффективность комплектования классов.
1.1. Наличие двух отделений.
1.2. Создание условий для ведения раздельного обучения в одном отделении.
1.3. Учет характера дефекта и уровня речевого развития при комплектовании классов.
2. Решение вопросов вывода воспитанников в общеобразовательное учреждение в случае устранения речевого дефекта.
2.1. Степень выполнения требований государственного стандарта по ступеням обучения.
2.2. Коррекционная направленность учреждения на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях.
2.3. Наличие речевого режима.
3. Вариативность обучения детей в соответствии со степенью тяжести недоразвития речи.
4. Коррекционно-развивающее обучение для детей с ЗПР на фоне речевого нарушения.
5. Использование психолого-педагогической диагностики для определения уровня развития ребенка.
6. Наличие индивидуальных образовательных маршрутов, их характер (разноуровневый, многоплановый).
7. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.
8. Уровень коррекционных занятий (подгрупповых и индивидуальных).
9. Допрофессиональная подготовка, овладение умениями и навыкам и определенной профессии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.