Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением главы
администрации
Ленинградской области
(приложение 1)
ПРОГРАММА
поддержки предпринимательства в Ленинградской области
на 1994 год
В сложившейся ситуации затяжного экономического кризиса, при постоянном падении уровня производства и нарастающих темпах инфляции одной из первоочередных задач органов исполнительной власти является создание в рамках существующего законодательства оптимальных условий для развития и становления предпринимательских структур.
Положительные качества, присущие малому и среднему бизнесу, и занимаемая им экономическая "нива" при соответствующей поддержке могут сыграть значительную позитивную роль в стабилизации народно-хозяйственного комплекса Ленинградской области.
Развитие предпринимательства активизирует структурную перестройку экономики, предоставит широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечит быструю окупаемость затрат, поможет насыщению рынка товарами и услугами, даст возможность преодолеть отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
С целью создания оптимальных условий для предпринимательства уже сегодня администрацией Ленинградской области в рамках плана действий по развитию и поддержке предпринимательства на 1993 год отрабатываются задачи по следующим направлениям:
- формирование элементов рыночной инфраструктуры;
- оказание организационно-методической поддержки и подготовка кадров предпринимателей;
- формирование системы финансирования, кредитования и страхования предпринимательской деятельности.
Продолжением производимой на протяжении 1993 года работы по становлению предпринимательства будет реализация программы поддержки предпринимательства в Ленинградской области на 1994 год, разработанная в соответствии с поручением главы администрации 26 июля 1993 года на аппаратном совещании, построенная в русле правительственных решений и учитывающая требования проекта Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
1. Формирование элементов рыночной инфраструктуры
1.1. Областной уровень
Ключевым моментом реализации плана действий по развитию и поддержке предпринимательства на 1993 год явилось создание Ленинградского областного центра поддержки предпринимательства (распоряжение главы администрации от 10.06.93 N 467-р), который при регистрации получил название Регионального Центра поддержки предпринимательства и технологий (сокращенно РЕЦЕПТ). Центр создан на базе Гатчинского бизнес-инновационного центра, учрежденного в соответствии с Программой Балтийского международного научно-технологического парка по развитию индустрии инкубаторов малого и среднего бизнеса. Гатчинский бизнес-инновационный центр зарекомендовал себя участием в создании совместного российско-итальянского профессионально-технического училища по полиграфии (ПТУ-13) и предприятия общественного питания по обслуживанию иностранных сотрудников Института ядерной физики (гостиница "Академическая"), а также оказания помощи при получении кредита для завершения строительства здания для обучения предпринимателей (частное коммерческое предприятие "Аверс").
Основными задачами Регионального центра являются:
- осуществление взаимодействия местных органов исполнительной власти с Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (директор центра - Боровиков О.А. является респондентом Фонда от Ленинградской области, что дает ему право принимать участие в экспертизе программ и проектов предпринимателей, давать предложения по механизму их финансирования);
- создание областной сети районных центров, координация их деятельности и обеспечение методической, финансовой и информационной поддержкой.
Действия Регионального центра по реализации этих задач вошли составной частью в план мероприятий к программе поддержки предпринимательства в Ленинградской области на 1994 год (приложение 1), где четко обозначен состав исполнителей и сроки выполнения мероприятий.
1.2. Районный уровень
Районные центры, создание которых предусмотрено программой 1994 года, станут стержнем системы развития предпринимательства в Ленинградской области, осуществят связь между областными и районными, городскими органами управления и предпринимателями, будут способствовать развитию бизнеса в нужном для области направлении в соответствии с утвержденными приоритетами.
Формирование государственно-коммерческой сети районных центров должно создать также условия для эффективного функционирования существующих на районном, городском уровне структур:
а) фондов поддержки предпринимательства (город Волхов, Выборгский район, Киришский район, Тихвинский район);
б) советов, союзов и ассоциаций предпринимателей (Всеволожский район, Выборгский район, Лодейнопольский район, Ломоносовский район, Лужский район, Приозерский район, Тихвинский район, Тосненский район);
в) муниципального предприятия "Тосно-Труга" (соучредитель - комитет по управлению муниципальным имуществом Тосненского района. Цель создания: поддержка предпринимательских структур в отрасли сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции);
г) Гатчинского бизнес-инновационного центра (соучредитель - Гатчинская администрация. Цель создания: организация центра обучения предпринимателей, оказание организационной и финансовой поддержки);
д) сосновоборского консультативно-посреднического агентства "Ален";
е) "Бизнес-инновационного центра "Аверс".
В отдельных районах Ленинградской области бизнесмены пытаются самостоятельно консолидироваться без участия местных администраций. 15 октября 1993 года состоялся первый учредительный съезд предпринимателей области, выступивший за создание союза предпринимателей и утвердивший рабочую группу по выработке плана взаимопомощи. Основной задачей союза провозглашена защита интересов предпринимательства и создание благоприятных условий для его развития.
Однако анализ сложившейся ситуации в сфере сотрудничества с предпринимательскими структурами высветил ряд проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями органов исполнительной власти и представителями малого и среднего бизнеса.
К ним относятся:
- отсутствие координирующего органа среди предпринимателей, способного осуществлять единую политику развития малого бизнеса и защиту их экономических интересов;
- отсутствие информации как о развитии бизнеса, так и о его потребностях;
- отсутствие системы страхования коммерческих рисков;
- невозможность получения квалифицированной организационной, методической, аудиторской помощи.
Разработанная программа поддержки предпринимательства на 1994 год предусматривает системный подход к решению этих проблем, что в свою очередь будет способствовать созданию оптимальных условий функционирования предпринимательских структур.
2. Оказание организационно-методической помощи и
подготовка кадров предпринимателей
Организационно-методическая помощь как отдельным предприятиям, так и предпринимательским структурам будет осуществляться в основном через Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий. Предусматривается осуществлять консультирование по толкованию нормативных и законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, разработку местных актов по проблемам взаимоотношений между государственными органами и предпринимательскими структурами по вопросам налогообложения, кредитования, гарантий, страхования, контроля деятельности предприятий и т.д. Планируется оказание услуг по маркетингу, рекламе, аудиту, проведение семинаров и конференций по вопросам предпринимательства.
Значительную роль в создании системы поддержки предпринимательства по-прежнему будет играть комитет по труду и занятости населения администрации Ленинградской области, при котором существует фонд занятости. Комитет через районные центры занятости населения продолжит работу по подготовке и переподготовке населения из числа безработных, включая обучение основам бизнеса лиц, способных к предпринимательской деятельности. Совместно с Санкт-Петербургской сельскохозяйственной академией и Военной инженерно-космической академией им. А.Ф. Можайского составлены учебные программы и заключены договоры с Тосненским и Кингисеппским районами на проведение учебного процесса.
В Тосненском районе реализуется программа "Труга" - содействия занятости населения и развитию сельских видов предпринимательской деятельности. В рамках этой программы проводится бесплатное обучение начинающих предпринимателей основам экономики и права.
3. Формирование финансово-кредитной системы
поддержки предпринимательства
В связи с тем, что во многих районах взаимодействие предпринимательских структур с муниципальными службами носит эпизодический характер, а в статистических отчетах отсутствуют показатели, характеризующие реализацию направлений экономической реформы, в 1994 году комитет по экономическому развитию администрации области продолжит работу по формированию банка данных о деятельности предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности. Это единственная возможность проследить в динамике развитие и становление малого и среднего бизнеса в целом по Ленинградской области и в разрезе районов. Анализ состояния малого м среднего бизнеса позволит принимать более взвешенные решения при оценке проектов предпринимателей и выделении им ссуд из средств областного бюджета Ленинградской области, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.
В Ленинградской области продолжается процесс становления негосударственного сектора экономики.
90 процентов (13567) всех зарегистрированных на 1 июля 1993 года предприятий имеют негосударственную форму собственности, а действуют из них только 53 процента (7171 предприятие, из них 1522 - крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные организации). То есть почти половина предприятий не может осуществлять хозяйственную деятельность, в основном из-за отсутствия денежных средств.
Среди различных организационно-правовых форм наибольшее распространение получили товарищества, на их долю приходится 32 процента (1990 предприятий), затем акционерные общества - 18 процентов (1167) и индивидуальные предприятия - 15 процентов (955).
Прибыль в негосударственном секторе в 1,4 раза выше, чем в государственном. К сожалению, это объясняется тем, что около 70 процентов от общего числа действующих в Ленинградской области предприятий занимаются коммерцией и посредничеством.
В то же время 721 предприятие, или 10 процентов от общего количества хозяйствующих субъектов, производит товары народного потребления, 646, или 9 процентов, осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции.
Программа поддержки предпринимательства на 1994 год нацелена на укрепление позиций существующих и становления новых, прежде всего товаропроизводящих, предпринимателей.
Одна из острых проблем, с которой приходится сталкиваться малому и среднему предпринимательству в начале своей деятельности, - дефицит денежных средств.
Начинающие предприниматели, как правило, нуждаются в кредитах, которые трудно получить даже под коммерческие проценты, не имея должного обеспечения. В то же время администрация Ленинградской области заинтересована в реализации отдельных проектов предпринимателей. На стыке их интересов и должна формироваться финансово-кредитная политика области.
Совместным распоряжением Ленинградского областного Совета народных депутатов и главы администрации области от 02.08.93 N 152-р/602-р утвержден план мероприятий по созданию кредитно-инвестиционной системы Ленинградской области. Этот план предусматривает осуществление работ по созданию областных залогового и инвестиционного фондов, разработку организационной и информационной основ их функционирования. В программе поддержки предпринимательства эти вопросы нашли свое продолжение.
Планируется проработать вопрос о возможности создания областного банка для более эффективного использования бюджетных средств. Одна из целей финансового раздела программы поддержки предпринимательства - определить источники средств для инвестирования малого и среднего предпринимательства и сосредоточить их для более рационального использования. В связи с этим предлагаются такие пути изыскания денежных ресурсов, как процентные отчисления от доходной части областного бюджета Ленинградской области, от средств, полученных в результате приватизации, от штрафов предприятий-монополистов и т.д.
Финансовая помощь предпринимательству будет оказываться через Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий в соответствии с разработанным и утвержденным порядком получения ссуд по программам предпринимателей, отвечающим интересам развития Ленинградской области, который предусматривает:
- определение приоритетов развития Ленинградской области;
- разработку механизма получения ссуд;
- осуществление контроля за использованием выделенных денежных средств.
Контрольно-аналитические функции в рассмотрении и оценке проектов, а также целевом использовании средств будет осуществлять наблюдательный совет из представителей отраслевых комплексов администрации области, Леноблкомимущества, Ленинградского территориального антимонопольного управления.
Другим путем привлечения средств для развития малого и среднего предпринимательства явится сотрудничество с иностранными инвесторами. Созданный в рамках реализации программы банк данных потенциальных иностранных инвесторов и разработка комплекса мер по созданию оптимальных условий их деятельности позволят найти дополнительные источники финансирования.
Сильным рычагом в стимулировании отдельных видов предпринимательской деятельности является ослабление налогового бремени. С этой целью предусмотрено на основе существующего налогового законодательства найти возможность на уровне местных администрации разработать систему налоговых льгот для предпринимателей каждого района.
К решению задачи изыскания денежных ресурсов для начинающих предпринимателей из числа безработных будут подключены районные и городские центры занятости населения.
Решение поставленных выше задач является долгосрочным процессом и, безусловно, тесно связано с реализацией других важнейших программ Ленинградской области, также способствующих развитию предпринимательства. К ним относятся программы "Занятость", "Программа поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств", "Создание системы экономической информации в условиях рыночных отношений" и другие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.