Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение 4)
Типовое Положение
о порядке создания, содержания и организации деятельности
аварийно-спасательных формирований
Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными документами.
Типовое положение предназначено для органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах местного самоуправления Ленинградской области (далее - орган управления по делам ГО и ЧС).
1. Основные понятия
1.1. Аварийно-спасательное формирование (далее - АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
1.2. АСФ создаются решением уполномоченного органа местного самоуправления, уставными задачами которого является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.3. Спасатель - гражданин, подготовленный и аттестованный на право ведения аварийно-спасательных работ в составе АСФ.
2. Структура, оснащение, подготовка спасателей
аварийноспасательного формирования
2.1. Для выполнения уставных целей по участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций орган местного самоуправления самостоятельно определяет организационную структуру АСФ, его техническое оснащение, решает задачи по подготовке спасателей, их аттестации, созданию необходимой материально-технической базы за счет собственных финансовых средств. Типовая структура АСФ приведена в приложении 1, Типовой табель оснащения - в приложении 2.
2.2. Для получения свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях АСФ должно соответствовать следующим основным требованиям:
оснащенность табельными техническими и транспортными средствами, обеспечивающими выполнение возложенных на него задач и функций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
наличие помещений и оборудования, обеспечивающих несение дежурства, надежной связи, системы оповещения личного состава, мест для размещения транспорта, помещений для имущества (состав и оборудование помещений АСФ (оперативной группы АСФ) и типовой перечень документации АСФ приведены в приложении 3);
наличие учебно-материальной базы, позволяющей проводить все виды подготовки для обеспечения соответствующего уровня готовности к выполнению уставных задач;
Не менее половины спасателей, принимающих непосредственное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, должны быть аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с уставными задачами.
2.3. Технические средства и транспорт, средства связи, помещения могут приобретаться за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, спонсорской помощи, передаваться АСФ по договору аренды различными организациями, а также предоставляться АСФ членами АСФ.
2.4. Начальное обучение спасателей АСФ осуществляется по единой на территории Российской Федерации Программе первоначальной подготовки спасателей, утвержденной на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (25 февраля 1999 года, протокол N 1). Обучение проводится по трем предметам: медицинская подготовка, противопожарная подготовка и психологическая подготовка (114-часовой курс).
Повышение квалификации спасателей АСФ проводится по программам профессиональной подготовки спасателей МЧС России, других министерств и ведомств, а также путем приобретения дополнительных специальностей (газоэлектросварщик, стропальщик, водолаз и т.д.) в специализированных учебных заведениях.
Обучение спасателей АСФ может проводиться на учебно-материальной базе учебно-методических центров, в учебных заведениях министерств, ведомств, организаций.
Обучение спасателей АСФ в учебных заведениях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В обучении спасателей АСФ по отдельным предметам (темам) подготовки могут принимать участие специалисты поисково-спасательных формирований МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на добровольных началах или договорной основе.
По решению соответствующих должностных лиц спасатели и АСФ могут участвовать в тренировках, соревнованиях и учениях подразделений войск гражданской обороны и поисково-спасательных формирований МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Ленинградской области (далее - орган управления по делам ГО и ЧС)
Прохождение стажировок руководящего состава и спасателей АСФ в поисково-спасательных формированиях МЧС России, других аварийно-спасательных формированиях согласуется с должностными лицами этих формирований и не должно влиять на выполнение задач по предназначению.
2.5. Аттестация АСФ и спасателей проводится в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
2.6. Организация аттестации возложена на межведомственную аттестационную комиссию, региональные, территориальные и ведомственные аттестационные комиссии. Перечень документов, представляемый для аттестации, содержится в Квалификационных требованиях и методических рекомендациях по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных межведомственной аттестационной комиссией 18 декабря 1997 года (протокол N 4).
АСФ допускается к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях с момента получения свидетельства установленного образца на право ведения указанных работ.
2.7. АСФ, имеющее свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, подлежит обязательной регистрации.
2.8. Регистрацию АСФ в установленном порядке осуществляют органы управления по делам ГО и ЧС при Правительстве Ленинградской области и органы управления по делам ГО и ЧС при органах местного самоуправления.
При регистрации АСФ необходимо представить копию устава, организационно-штатную структуру, ведомость укомплектования личным составом, схему оповещения, документы о наличии и состоянии оперативного транспорта, оборудования, снаряжения.
2.9. По согласованию с соответствующими должностными лицами АСФ добровольно может входить в состав резерва профессиональных аварийно-спасательных формирований.
3. Участие спасателей в мероприятиях, проводимых в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
3.1. Для реализации уставных целей и задач в соответствии с действующим законодательством АСФ может принимать участие в следующих мероприятиях:
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация слетов-соревнований "Школа безопасности", полевых лагерей "Юный спасатель";
содействие обучению граждан практическим навыкам и умению пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;
проведение семинаров, консультаций по проблемам безопасности жизнедеятельности.
3.2. Свою деятельность АСФ может осуществлять самостоятельно или по согласованию совместно с другими организациями, профессиональными АСФ.
3.3. АСФ и спасатели добровольно могут участвовать в следующих профилактических мероприятиях, проводимых поисково-спасательными формированиями МЧС России:
обеспечение безопасности мест массового отдыха граждан, туристических маршрутов, их маркировка;
обеспечение безопасности туристических слетов, соревнований, других массовых мероприятий;
проведение с детьми, учащимися, отдыхающими на турбазах занятий по правилам поведения в экстремальных ситуациях.
4. Участие АСФ, спасателей в ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций
4.1. Работа АСФ по участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций организуется и проводится на основании договоров и соглашений, заключенных между АСФ и органами управления по делам ГО и ЧС.
4.2. Привлечение АСФ к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по установленному порядку действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению органа местного самоуправления, на основе запроса федеральных органов государственной власти, органа управления по делам ГО и ЧС, организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанной чрезвычайной ситуации.
4.3. Решение о привлечении АСФ (дежурной группы АСФ) к ликвидации чрезвычайной ситуации принимает зарегистрировавший его орган управления по делам ГО и ЧС.
В соответствии с разработанной схемой проводится оповещение личного состава АСФ и уточняется степень готовности (количество спасателей АСФ, их экипировка и техническое оснащение, возможность работы в автономном режиме, время выезда на ликвидацию чрезвычайной ситуации). Порядок действий личного состава АСФ (дежурной группы АСФ) при получении сигналов о чрезвычайной ситуации приведен в приложении 4.
4.4. Прибыв на место, начальник АСФ обязан доложить о своем прибытии руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.
Дальнейшую работу АСФ осуществляет под руководством руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. Порядок действий АСФ при проведении аварийно-спасательных работ (дежурной группы АСФ) приведен в приложении 5.
4.5. В связи с особым характером деятельности приказы и распоряжения руководителя АСФ при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций неукоснительно выполняются всеми членами АСФ.
4.6. В случаях, когда действия АСФ, спасателей в зоне чрезвычайной ситуации не соответствуют условиям и порядку производства аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководители ликвидации чрезвычайной ситуации обязаны отстранить их от участия в работах.
4.7. Взаимодействие АСФ с другими силами организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил.
4.8. Возмещение расходов на перевозку и размещение АСФ, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, выплату им вознаграждения, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
4.9. Кроме работ, на проведение которых они аттестованы, спасатели могут участвовать (с их согласия) в следующих мероприятиях по ликвидации чрезвычайной ситуации:
разборка завалов, расчистка маршрутов движения техники (при наличии необходимого оборудования и создании условий безопасности);
сбор информации о нахождении людей в зоне чрезвычайной ситуации (опрос очевидцев);
поиск людей, пропавших без вести в условиях чрезвычайной ситуации;
участие в эвакуации пострадавшего населения;
участие в мероприятиях по жизнеобеспечению пострадавшего населения (развертывание временных пунктов проживания, доставка воды, продуктов питания, медикаментов, уход за больными и престарелыми);
оказание помощи профессиональным АСФ в организации их жизнедеятельности на период проведения спасательных работ.
5. Учет АСФ и спасателей
АСФ и отдельные спасатели должны быть учтены при планировании мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учет формирований и спасателей ведется:
соответствующими органами управления по делам ГО и ЧС;
профессиональными АСФ при включении добровольных (общественных) АСФ в состав резерва.
6. Контроль готовности АСФ к действиям при ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Контроль готовности АСФ к действиям при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется органом управления по делам ГО и ЧС, а также региональными, территориальными, межведомственными аттестационными комиссиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.