Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям...
Перечень
основных превентивных мероприятий при наводнениях
1. Режимы проведения мероприятий
Режим 1 - нормальная повседневная деятельность.
Режим 2 - прогнозируемая угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.
Режим 3 - периоды чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Мероприятия, осуществляемые на местном уровне |
Характеристика мероприятий, параметры их проведения |
1 | 2 |
Контроль за состоянием гидропостов на реках и водоемах, принятие мер по развитию и совершенствованию |
Режимы 1 и 2. Контроль за эффективностью функционирования гидрометеослужбы (в том числе сети гидропостов) на реках и водоемах, принятие мер по ее укреплению и совершенствованию: создание системы комплексных наблюдений, обеспечивающих непрерывный сбор прогностических данных для региональных отделений Гидрометцентра, оснащение цифровым оборудованием, средствами вычислительной техники, электронной и межкомпь-ютерной связью. Сохранение существующей сети гидропостов, выделение финансовых и материально-технических ресурсов для поддержания их функционирования |
Создание, совершенствование и обеспечение функционирования системы непрерывного наблюдения за гидрологической обстановкой на реках и водоемах и оповещения об угрозе наводнения |
Режимы 1 и 2. Использование данных традиционных и автоматизированных гидрометрических постов Гидрометцентра, показаний метеорологических радаров, данных спутникового наблюдения. Контроль за непревышением наблюдаемых параметров критических для конкретных гидротехнических сооружений, выдача предупреждения на проведение сброса воды по результатам наблюдения и расчетов. Финансирование и техническое перевооружение системы наблюдения. Автоматизация процесса контроля за состоянием плотин, дамб и т.п. Согласование времени сброса воды из водохранилищ. Информирование и оповещение органов местного самоуправления, Главного управления МЧС России по Ленинградской области, населения |
Прогнозирование возможной обстановки при ожидаемом наводнении и оповещение о результатах прогноза органов власти, учреждений, организаций, предприятий и населения |
Режимы 1 и 2. Проведение расчетов по известным методикам, моделирование гидрологических процессов с использованием моделей и режимов реального времени. Проверка и уточнение проектных решений с учетом последних методических разработок. Задействование государственной информационной системы регионального центра. Доклад результатов расчета (прогноза) руководству Главного управления МЧС России по Ленинградской области, доведение его до органов местного самоуправления. В случае возникновения реальной угрозы затопления - оповещение органов местного самоуправления, Главного управления МЧС России по Ленинградской области, населения |
Подготовка к проведению мероприятий по эвакуации населения и материальных ценностей из зон возможного затопления (уточнение расчета сил и средств, организация взаимодей-ствия с воинскими час-тями, проведение трени-ровок по действиям в случае наводнения и заблаговременное прове-дение эвакуации при угрозе затопления) |
Режимы 1, 2 и 3. Отработка планов проведения эвакуации. Определение мест размещения эвакуированного населения, порядка обеспечения его жизненно важных потребностей. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации. Установление порядка и норм обеспечения, определение источников финансирования эваку-ационных мероприятий. Создание формирований транспортного и материального обеспечения. Проведение расчетов по определению потребности в транспортных средствах, горюче-смазочных материалах и ресурсах первоочередного жизнеобеспечения. Планомерное проведение эвакуации в случае возникновения реальной угрозы (по данным наблюдений и прогноза) |
Подсыпка и укрепление берегозащитных сооружений (ограждение дамб, обваловок и т.п.) |
Режимы 1 и 2. Наличие технических решений на проведение работ. Определение мест выемки грунта, бутовых материалов и пр. Определение подрядных организаций на производство работ. Планирование работ. Обеспечение материально-техническими ресурсами работ по реконструкции гидротехнических сооружений |
Контроль за работой водохранилищ и регулирование стока |
Режимы 1 и 2. Сезонный сброс воды из верхнего бьефа в соответствии с расчетами по данным многолетних наблюдений. Усиление контроля в предпаводковый и паводковый периоды, периоды половодья. Корректировка графика сброса воды по данным конкретного периода. Согласование на межрегиональном уровне графика сброса воды для крупных водохранилищ. Оперативное обобщение данных о наполнении водохранилищ и выработка предложений по времени и объему сброса для принятия решения ответственными лицами |
Подготовка мер по отводу паводковых вод, дноуглубительные и русловыпрямительные работы |
Режимы 1 и 2. Проводятся по результатам гидрогеологических изысканий. Контроль за состоянием береговой линии, набережных в черте населенных пунктов. Разработка и планомерная реализация проектов производства работ для населенных пунктов, подверженных воздействию фактора. Использование местных, строительных естественных и искусственных материалов. Завоз материалов и конструкций для производства работ (в случае необходимости). Контроль за своевременностью выполнения работ (готовность к паводковому периоду) (СН.П 2.06.15-Й, СН.П 2. в 1.14-ЯЗ) |
Обследование и укрепление мостов, подготовка материалов и средств к их восстановлению. Планирование и подготовка временных пере-прав к наводнению |
Режимы 1 и 3. Производится специалистами визуально и с применением специального оборудования на предмет физической устойчивости и способности функционировать в экстремальных условиях. По результатам обследования принимается решение на усиление, дублирование, вывод из эксплуатации и т.п. Решение согласуется (с ведомствами, владельцами, арендаторами и др.) |
Подготовительные работы по организации оказания медицинской помощи пострадавшим, по первоочередному жизнеобеспечению, а также по защите сельскохозяйственных животных при угрозе наводнения |
Режимы 2 и 3. Приведение в готовность сети медицинских учреждений, развертывание дополнительных пунктов оказания медицинской помощи. Закрепление медицинского персонала за местами размещения эвакуируемых. Пополнение запасов медикаментов и средств оказания медицинской помощи. Выдвижение медицинских формирований к предполагаемым местам проведения аварийно-спасательных работ. Подготовка транспорта для лечебно-эвакуационного обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления, аварийно-спасательными формированиями, милицией, войсковыми частями, лечебными учреждениями, предприятиями и организациями в зонах чрезвычайных ситуаций. Подготовка медперсонала по курсу "Медицина катастроф". Применение мобильных формирований первичного жизнеобеспечения и мобильных комплексов первичного жизнеобеспечения. Завоз продовольствия и предметов первой необходимости, гуманитарной помощи с применением авиации и судов маломерного флота при невозможности доставки автомобильным транспортом. Оборудование площадок разгрузки и хранения. Создание запасов. Обеспечение охраны и сохранности. Организация распределения. Определение безопасных мест размещения животных. Транспортное обеспечение в случае необходимости. Обеспечение кормами. Обеспечение охраны. Обеспечение сбора и транспортировки к местам потребления (переработки) сельскохозяйственной продукции (мяса, молока, яиц и т.п.) |
Проведение мероприятий по укреплению железных и автомобильных дорог, попадающих в зоны возможного затопления. Подготовка к организации временных объездных путей |
Режимы 2 и 3. Принятие решения по результатам обследования об усилении, дублировании, выводе из эксплуатации и т.п. Решение согласуется (с ведомствами, владельцами, арендаторами и др.). Корректировка транспортной схемы по результатам разведки и обследования состояния транспортных коммуникаций и объектов (в случае невозможности их дальнейшей эксплуатации) за счет использования резервных маршрутов или сооружения временных транспортных коммуникаций. Увязка пунктов сопряжения различных видов транспорта по пунктам обслуживания населения и грузопотоков. Организация регулирования на новых маршрутах. Обеспечение регламентирующими знаками, указателями и т.п. |
Создание запасов средств для ликвидации последствий наводнения |
Режимы 1 и 2. Анализ порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений. Выработка предложений по составу и объему создаваемых резервных запасов, порядку финансирования, подготовка заявок. Контроль за состоянием неснижаемых (нормируемых) запасов. Определение мест хранения и порядка доставки в район бедствия. Подготовка площадок для приема поступающих в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций грузов |
Подготовка к восстановлению поврежденных наводнением систем водо-, тепло-, энергоснабжения и связи, разрушенных или поврежденных дорог |
Режимы 1 и 2. Разработка планов действий в условиях угрозы и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обеспечение материально-техническими ресурсами. Создание запасов резервных автономных источников энергоснабжения, тепла и т.п. Проведение учений и тренировок по переводу коммунально-энергетических объектов на особый режим функционирования, отработка нормативов перевода на особый режим (подготовка к переводу - не более 12 часов, непосредственно перевод - не более 6 часов). Создание запасов реагентов, расходных материалов. Согласование порядка обеспечения эвакуированного населения коммунально-энергетическими услугами |
Осуществление мер по укреплению и защите систем тепло-, электроснабжения и связи, дорог и других транспортных коммуникаций. |
Режимы 1 и 3. Изучение условий размещения объектов, трассировки трубопроводных сетей. Оценка риска повреждения и разрушения. Разработка и обоснование технических решений для конкретных объектов с учетом возможного характера воздействия чрезвычайных ситуаций на здания и сооружения объекта, технологический процесс. Увязка решений с общим комплексом мероприятий по предотвращению затоплений. Снижение вероятности возникновения вторичных факторов поражения за счет инженерных решений и введения особого технологического режима, снижения запасов опасных веществ, ограничения мощности производства. В некоторых случаях - остановка производства, прекращение деятельности, корректировка транспортной схемы |
Предварительное ослабление ледяного покрова для предотвращения образования заторов и зажоров |
Режимы 2 и 3. Создание специальных команд для подрыва льда, обучение методике проведения взрывных работ на реках с различной ледовой обстановкой. Сертификация формирований. Экипировка и оснащение команд. Согласование порядка применения взрывного способа ликвидации заторов и порядка использования команд подрывников. Планирование доставки команд в места проведения взрывных работ. Проведение учений и тренировок. Применение ледокольного флота. Зачернение ледовых полей. Применение авиации для прицельного бомбометания по местам образования заторов |
2. Нормы обеспечения населения предметами первой необходимости*
N п/п |
Наименование предмета | Единица измерения |
Количество |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Миска глубокая металлическая | шт./чел. | 1 |
2 | Ложка | шт./чел. | 1 |
3 | Кружка | шт./чел. | 1 |
* Нормы обеспечения населения предметами первой необходимости приведены в соответствии с приказом Минобороны России от 15 октября 1992 года N 200.
См. также Рекомендации по оборудованию и жизнеобеспечению полевого палаточного лагеря для временного размещения эвакуированных и беженцев. - М.: ГКЧС,1992.
1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Ведро | шт. на 10 чел. | 2 |
5 | Чайник металлический | шт. на 10 чел. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Мыло | г/чел./мес. | 200 |
7 | Моющие средства | г/чел./мес. | 500 |
8 | Постельные принадлежности | компл./чел. | 1 |
3. Нормы обеспечения продуктами питания пострадавшего в чрезвычайных
ситуациях населения*
N п/п |
Наименование продукта | Единица измерения |
Количество |
1 | Хлеб из смеси ржаной обдирной из пшеничной муки первого сорта |
г/чел. в сутки | 250 |
2 | Хлеб белый из пшеничной муки первого сорта |
г/чел. в сутки | 250 |
3 | Мука пшеничная второго сорта | г/чел. в сутки | 15 |
4 | Крупа разная | г/чел. в сутки | 60 |
5 | Макаронные изделия | г/чел. в сутки | 20 |
6 | Молоко и молокопродукты | г/чел. в сутки | 200 |
7 | Мясо и мясопродукты | г/чел. в сутки | 60 |
8 | Рыба и рыбопродукты | г/чел. в сутки | 25 |
9 | Жиры | г/чел. в сутки | 30 |
10 | Сахар | г/чел. в сутки | 40 |
11 | Картофель | г/чел. в сутки | 300 |
12 | Овощи | г/чел. в сутки | 120 |
13 | Соль | г/чел. в сутки | 20 |
14 | Чай | г/чел. в сутки | 1 |
Примечание:
Замена продуктов питания другими осуществляется в зависимости от наличия продовольственных ресурсов.
4. Нормы обеспечения населения водой**
N п/п |
Вид водопотребления | Единица измерения |
Количество |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Питье | л/чел./сут. | 2,5/5,0 |
2 |
Приготовление пищи, умывание, в том числе: приготовление пищи и мытье кухонной посуды мытье индивидуальной посуды мытье лица и рук |
л/чел./сут. л/чел./сут. л/чел./сут. л/чел./сут. |
7,5 3,5 1,0 3,0 |
** Приведены в соответствии с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, утвержденными Главным санитарным врачом СССР 28 мая 1991 года, N 5786-91. См. также Сборник нормативных и инструктивных материалов по применению Закона РСФСО "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". - М., 1992.
* Рассчитаны в соответствии с ГОСТ 22.3.006-87 В. Нормы водоснабжения населения.
В числителе указаны нормы водоснабжения для питья взрослого населения и подростков (от 14 лет н старше), а в знаменателе - нормы для детей от одного года и до 14 лет и кормящих матерей.
1 | 2 | 3 | 4 |
3 |
Удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно- гигиенического состояния помещений |
л/чел./сут. |
21,0 |
4 | Выпечка хлеба и хлебопродуктов | л/кг | 1,0 |
5 | Прачечные, химчистки | л/кг | 40,0 |
6 | Для медицинских учреждений | л/чел./сут. | 50,0 |
7 | Полная санобработка людей | л/чел. | 45,0 |
5. Рекомендуемые комплекты одежды, белья и обуви
для выдачи пострадавшему населению**
Время года |
Для мужчин | Для женщин | ||
Наименование одежды, белья, обуви |
Коли- чество |
Наименование одежды, белья, обуви |
Коли- чество |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Лето | Брюки Сорочки Носки (пара) Белье нательное (майки, трусы) Обувь летняя (пара) |
1 1 1 1 1 1 |
Платье летнее Чулки (пара) Белье нательное (комплект из двух предметов) Обувь летняя (пара) |
1 1 1 1 1 |
Зима | Пальто (куртка) Костюм Сорочка Белье нательное (комплект из двух предметов) Носки (пара) Шапка Обувь (пара) Перчатки (варежки) (пара) |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Пальто (куртка) Платье (костюм) Белье нательное (комплект из двух предметов) Чулки (пара) Платок головной Шапка вязаная Обувь (пара) Перчатки (варежки) (пара) |
1 1 1 1 1 1 1 |
Весна, осень |
Плащ (куртка) Костюм Сорочка Белье нательное (комплект из двух предметов) Носки, (пара) Головной убор (кепи, берет) Обувь (пара) |
1 1 1 1 1 1 1 |
Плащ (куртка) Платье (костюм) Белье нательное (комплект из двух предметов) Чулки (пара) Платок головной Обувь (пара) |
1 1 1 1 1 1 |
** Приведенные в таблице комплекты одежды, белья и обуви рекомендованы Минторгом СССР. Отчет о НИР 88123. - М.: Минторг СССР. ВНИЭТсистем.
Запасы материальных средств чрезвычайного резервного фонда, используемого для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, создаются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера".
6. Элементы полевого пункта временного размещения населения
К развертыванию предлагаются следующие элементы:
полевого пункта временного размещения населения;
пункт встречи;
место высадки эвакуированного населения из автомобильного транспорта;
администрация пункта временного размещения, пункт регистрации, стол справок;
пункт вещевого обеспечения;
склад вещевого имущества, предметов первой необходимости;
место для умывания;
пункт питания;
пункт выдачи гуманитарной помощи;
место размещения матерей с детьми;
место проживания эвакуированного населения - на 100 человек (50x2);
медицинский пункт;
пункт социально-психологической помощи;
туалеты.
Кроме того назначаются посты регулирования и посты охраны общественного порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.