Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу комитета
Программа
регионального эксперимента по введению профильного обучения
в образовательных учреждениях Ленинградской области
Введение
Разработка настоящей программы эксперимента по введению профильного обучения на территории Ленинградской области проходила в соответствии с Концепцией профильного обучения и Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, а также на основе поступивших заявок от образовательных учреждений. Программа предполагает введение профильного обучения для обеспечения перехода образовательных учреждений на новый Федеральный компонент содержания образования и Региональный Базисный учебный план.
Реализация концепции профильного обучения направлена на достижение следующих целей:
- более глубокого изучения учащимися ряда предметов, входящих в программу полного общего образования;
- подготовки выпускников общеобразовательных школ к освоению программ высшего профессионального образования;
- повышения адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям;
- дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ;
- снятия существенных региональных расхождений в возможностях получения равноценного, в том числе и профильного, обучения.
Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служат не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы. Переход к профильному обучению в старшей школе ставит выпускника основной ступени образования перед необходимостью ответственного выбора. Уже в 9-м классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. Важность подготовки к этому выбору определяет значение предпрофильной подготовки девятиклассников.
Основанием зрелого выбора служит наличие у школьников широкой информационной готовности к его осуществлению. Она включает в себя информированность:
- о возможных способах получения желаемого образования после школы;
- об усилиях, которые потребуется приложить для его получения;
- о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования;
- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;
- о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности;
- о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностям для личностного роста и карьеры и др.);
- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.
Помимо информационной, зрелость предполагает также наличие практической и мотивационно-ценностной готовности человека к выбору. Практическая готовность включает в себя;
- владение выпускниками школы умениями делать выбор дальнейшего способа получения образования;
- наличие у школьников практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения после школы в избранном направлении.
Умение делать выбор предполагает наличие у ученика нескольких умений, включающих;
- выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям;
- оценку их преимуществ и недостатков;
- выбор из имеющихся вариантов наилучшего. Мотивационно-ценностная или психологическая готовность включает:
- сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
- наличие ценностных ориентации и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.
Оценивать результаты предпрофильной подготовки и профильного обучения нужно будет по полноте реализации выше названных целей. Наиболее трудно оценивать степень зрелости того выбора, который сделали школьники.
При оценке выборов, совершенных школьниками, прежде всего следует рассмотреть, совершался ли ими самостоятельный выбор, сколько альтернатив при этом рассматривалось и оценивалось. Некоторые школьники отказываются от выбора, не готовы к его осуществлению психологически, совершают его под влиянием ситуации, соглашаются с теми выборами, которые предлагают им окружающие значимые взрослые или одноклассники.
В других ситуациях возможности для выбора не предоставляет педагогическая система. Задача предпрофильной подготовки и профильного обучения состоит в том, чтобы их расширить, предоставив учащимся множество альтернатив.
Основным признаком сделанного выбора служит его однозначность и устойчивость, то есть сохранение интереса к нему на длительное время. Пока учащийся колеблется, не может выбрать между несколькими альтернативами, решение окончательно не принято.
Для того чтобы установить, насколько он был зрелым, нужно в беседе с учащимися или при помощи специальных методик (например, сочинения) выявить, что послужило основаниями для выбора. Если в основе сделанного школьниками выбора лежит хорошая информированность о его последствиях, а сам выбор соответствует способностям, собственному желанию ребенка и сделан им самостоятельно, то его можно считать достаточно зрелым.
Признаком зрелости служит также ответственность и способность человека самостоятельно отвечать за последствия своего выбора, готовность прилагать усилия для реализации избранного направления получения образования.
Изменение существующей системы работы школы при переходе на профильное обучение своим результатом предполагает следующее:
- Прозрачность процедуры набора, учет потребностей учащихся. Зачисление по итогам конкурса портфолио.
- Компетентностный подход при структурировании целей и содержания образования.
- Формирование способности к выбору самого ребенка. Самоопределение ребенка.
- Ориентация на будущую сферу профессиональной деятельности и личностное развитие.
- Вариативный учебный план, индивидуальный учебный план и учебные программы.
Индивидуальная образовательная траектория
- Расширение образовательного пространства. Глубокая интеграция школы в сеть
- Расширение сфер коммуникации, улучшение условий для социализации
- Социально-педагогический контроль, аутентичное оценивание
- Цикло-поточная, лекционно-семинарская системы обучения. Блочно-модульный принцип составления расписания. Обучение не в классах, а в группах. Гибкое расписание занятий
- Равнозначность учебных предметов; приоритеты расставляет сам ребенок
- Акцент на поиск возможности для самоопределения, самостоятельную творческую работу учащихся
- Развитие системы маркетинга, учет потребностей ребенка и социума. Открытость системы, интеграция в образовательную сеть
В связи с выше изложенным, определяя перечень тех изменений традиционной системы, которые повлечет за собой переход школ на профильное обучение, можно выделить следующее:
В системе набора учащихся профильных классов
1. Введение элементов образовательного маркетинга.
2. Проведение зачисления в 10-й класс, особенно в случае наличия конкурса, с учетом оценки содержимого портфолио.
В целях и содержании общего профильного образования
1. Ориентация результатов обучения на требования вузов, ЕГЭ, новые стандарты.
2. Переход в содержании образования на компетентностный подход.
3. Переход на преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов.
4. Обучение учащихся способам осуществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, элективных курсов, заданий и т.д.)
5. Обучение школьников способам и средствам самопознания, профильного и профессионального самоопределения.
В педагогической системе в целом
1. Переход от классно-урочной системы к лекционно-практической, предметно-групповой, обучению по индивидуальным учебным планам, к дистанционному обучению, очно-заочному, экстернату.
2. Интеграция школ в сеть учреждений профильного обучения.
В планировании учебного процесса
1. Разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения.
2. Разработка и введение индивидуального учебного плана.
3. Введение программы элективных профильных курсов.
4. Переход к блочно-модульному принципу планирования учебного процесса.
5. Составление расписания учебных занятий под новую педагогическую систему, интегрированную в сеть профильного обучения.
В технологии обучения
Переход к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся старшего возраста: личностно ориентированный характер обучения; вариативность; предоставление учащимся права выбора; увеличение объема самостоятельной работы: повышение ответственности школьников за результаты обучения. Использование технологии метода проектов. Использование исследовательского метода обучения.
В системе контроля и оценки знаний учащихся
1. Введение содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам профильного обучения.
2. Развитие у учащихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности.
3. Переход от оценки учителя к аутентичному оцениванию с помощью Портфолио.
В содержании методической работы учителя
1. Освоение содержания новых УМК.
2. Освоение методов реализации компетентностного подхода.
3. Разработка нового варианта тематического и поурочного планирования.
4. Освоение методов разработки программ элективных курсов.
5. Освоение новых педагогических технологий.
Для того, чтобы определить круг изменений в конкретной школе, необходимо разработать ее собственную концепцию системы профильного обучения и сравнить ее будущее с настоящим.
Цель экспериментального исследования: разработка, апробация и адаптация вариативных моделей профильного обучения учащихся на старшей ступени общеобразовательной школы.
Объект экспериментального исследования: образовательный процесс, реализующий программы профильного обучения.
Предмет экспериментального исследования: обеспечения качества профильного обучения учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Задачи экспериментального исследования:
- Определить специфику организации профильного обучения школьников в общеобразовательных учреждениях различных видов с учетом их традиций, тенденций развития и места расположения.
- Определить совокупность условий обеспечения качества профильного обучения школьников.
- Определить перечень критериев и показателей качества профильного обучения учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.
- Разработать и экспериментально проверить вариативные модели профильного обучения учащихся образовательных учреждений различных видов.
- Определить основные направления и факторы улучшения качества профильного обучения школьников.
Гипотеза экспериментального исследования: организация профильного обучения школьников предполагает сущностную модернизацию содержания образования на старшей ступени общеобразовательной школы на основе современного регионального базисного учебного плана в логике компетентностного подхода, адекватный выбор и адаптацию образовательных технологий, комплексное психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса, освоение современной системы оценивания учащихся и новой формы их итоговой аттестации, реализацию системных основ управления качеством профильного обучения на основе процессного подхода, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов по обеспечению качества профильного обучения.
Качество профильного обучения школьников обеспечивается соблюдением ряда организационно-педагогических условий:
- осуществление качественной предпрофильной подготовки учащихся основной школы, обеспечивающей рациональный и прагматический выбор ими направлений дальнейшего образования;
- целенаправленная подготовка педагогов, руководителей образовательных учреждений, работников методических служб и муниципальных органов управления образованием к эффективной реализации ими функций по созданию системы профильного обучения школьников;
- организация проектирования вариативных моделей профильного обучения школьников, учитывающих различия традиций, тенденций и особенностей функционирования общеобразовательных учреждений;
- комплексное обеспечение процесса введения системы профильного обучения учащихся старшей ступени основной школы;
- реализация адаптированных технологий управления качеством профильного обучения с использованием возможностей муниципальных образовательных сетей для полноценного удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Методологической основой экспериментального исследования являются положения теории непрерывного образования, концепция Федеральной программы развития системы образования; концепция профильного обучения школьников; теория непрерывного образования; квалитология (теория качества, теория управления качеством, квалиметрия); системный, процессный и компетентностный подходы в изучении объекта исследования.
В зависимости от специфики решаемых задач предполагается применение следующих методов исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования и практического опыта осуществления предпрофильной подготовки учащихся;
- педагогическое наблюдение;
- опрос (устный и письменный);
- метод экспертных оценок;
- методы моделирования;
- социологические методы;
- изучение документов;
- методы тестирования;
- диагностика в ходе эксперимента;
- анализ результатов образовательной деятельности;
- сводка результатов экспериментального исследования;
Исследование предполагает следующие этапы:
I этап
На данном этапе анализируется литература по проблеме профильного обучения, опыт организации муниципальных образовательных сетей и отработки вариантов профильного обучения в других регионах Российской Федерации. Осуществляется повышение квалификации работников муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб, педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений по проблеме организации и введения профильного обучения учащихся. Разрабатывается, обсуждается и утверждается программа экспериментального исследования, определяются базы для проведения эксперимента и намечается план реализации экспериментального исследования.
II этап
На данном этапе проектируются модели муниципальных образовательных сетей, варианты построения содержания и организации профильного обучения в различных образовательных учреждениях, обеспечивающие удовлетворение широкого спектра образовательных запросов учащихся в общеобразовательных учреждениях различного вида. При этом осуществляется выявление зависимости качества профильного обучения от различных организационно-педагогических условий, определяется совокупность критериев и показателей качества профильного обучения учащихся старшей школы. Конкретизируются задачи создания необходимого организационного, учебно-методического, психолого-педагогического, социально-педагогического и квалитологического обеспечения системы профильного обучения школьников.
III этап
На данном этапе начинается реализация плана проведения мероприятий, обеспечивающих экспериментальную проверку гипотезы исследования. При этом создаются недостающие компоненты комплексного обеспечения качества профильного обучения, отрабатываются варианты построения содержания и форм профильного обучения, психолого-педагогической поддержки учащихся, осваиваются различные способы взаимодействия образовательных учреждений в муниципальных образовательных сетях.
IV этап
На данном этапе осуществляется промежуточный контроль качества профильного обучения (в соответствии с принятыми критериями и показателями), изучение изменений образовательной среды в территориях, анализ полученных данных, корректировка планов реализации экспериментальных программ, повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, уточнение показателей качества управленческой деятельности на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения.
V этап
На данном этапе проводится сбор, анализ и систематизация полученных в ходе эксперимента данных, определяются итоговые результаты эксперимента, а также основные направления и условия улучшения качества профильного обучения учащихся образовательных учреждений различных видов. Обобщается и тиражируется опыт апробации вариативных моделей профильного обучения учащихся старшей школы.
Практическая значимость экспериментального исследования:
- Разработка вариативных моделей муниципальных образовательных сетей по организации профильного обучения.
- Апробированные варианты организации профильного обучения в образовательных учреждениях различных видов, учитывающие особенности их функционирования и развития.
- Экспериментально проверенные образовательные программы для различных профилей обучения учащихся на старшей ступени общеобразовательной школы.
- Учебно-методические комплексы профильных и специализированных курсов, а также курсов по выбору, используемых в профильном обучении школьников.
- Апробированная система управления качеством образования, включающая в себя целевой, информационный, нормативный, критериальный, организационный, и функциональный и технологический компоненты.
- Экспериментально проверенные программы курсов повышения квалификации педагогов, руководителей образовательных учреждений, работников методических служб и муниципальных органов управления образования по организации и обеспечению профильного обучения школьников.
- Учебно-методические пособия, рекомендации и квалиметрические материалы по обеспечению качества профильного обучения школьников.
- Аналитические материалы и описание опыта реализации вариативных моделей профильного обучения учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Реализационные меры по программе регионального эксперимента по введению системы профильного обучения в образовательных учреждениях Ленинградской области структурированы в пять модулей.
Модуль 1. Развитие в муниципальных образовательных системах сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов по обеспечению качества профильного обучения школьников (научные руководители Жилина А.И., д.п.н., профессор каф. проектирования региональных образовательных систем, Жуковицкая Н.Н., ст. преподаватель каф. проектирования региональных образовательных систем)
Модуль 2. Модернизация содержания образования учащихся старшей ступени общеобразовательной школы и адекватное применение современных педагогических технологий в процессе профильного обучения (научные руководители Долматов А.В., д.п.н., профессор каф. проектирования региональных образовательных систем, Матина Г.О., к. псих.н., доцент каф. управления и развития образования)
Модуль 3. Организация социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения процесса профильного обучения школьников (научные руководители Гун Г.Е., д.м.н., профессор, декан факультета менеджмента в образовании, Корчуганова И.П., к. психол. н., доцент кафедры развития дополнительного образования детей
Модуль 4. Освоение современной системы оценивания учащихся старших классов и новой формы итоговой аттестации выпускников средний школы (научные руководители Воротилов В.И., к.п.н., доцент проектирования региональных образовательных систем, Яковлева М.И., ст. преподаватель кафедры проектирования региональных образовательных систем)
Модуль 5. Системное управление качеством профильного обучения школьников (научные руководители Панасюк В.П., д.п.н., профессор, руководитель сектора мониторинга качества образования НИЦ ЛОИРО, Воротилов В.И., к.п.н., доцент проектирования региональных образовательных систем)
Структуризация реализационных мер осуществляется по пяти направлениям комплексного обеспечения регионального эксперимента по введению профильного обучения школьников: информационное, организационное, нормативное, научно-методическое, кадровое.
Реализационные меры регионального эксперимента
по введению профильного обучения в образовательных
учреждениях Ленинградской области
Модуль 1. Развитие в муниципальных образовательных системах сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов по обеспечению качества профильного обучения школьников (научные руководители Жилина А.И., д.п.н., профессор каф. проектирования региональных образовательных систем, Жуковицкая Н.Н., ст. преподаватель каф. проектирования региональных образовательных систем)
Направления | Реализационные меры | Ответственные и участники |
Сроки | Ожидаемые результаты |
Информационное | Подготовка информационных материалов об образовательных возможностях и предложениях участников сетевого взаимодействия. Тиражирование и распространение информационных материалов. |
Муниципальные органы управления образованием (МОУО), образовательные учреждения (ОУ) |
Апрель-май 2006 г. |
Информационные карты муниципальных образовательных сетей профильного обучения школьников. Подборки сведений о профильных курсах и курсах по выбору, кадровых, материально-технических и информационных ресурсах образовательных учреждений (проспекты, буклеты, информационные сайты и модули, визитные карточки образовательных учреждений). |
Сбор, систематизация, обобщение и трансляция данных об образовательных запросах и предпочтениях учащихся старшей ступени школьного образования. |
МОУО, ОУ | Август 2006 г. |
Аналитические материалы по результатам мониторинговых обследований запросов и предпочтений учащихся. Информированность об образовательных запросах и предпочтениях учащихся, коллективов образовательных учреждений. |
|
Накопление и распространение в муниципальной образовательной сети сведений о перспективных потребностях регионального рынка труда и о динамических изменениях в сфере профессионального образования. |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (КОПО), МОУО |
Май-июнь 2006 г. |
Базы данных о перспективных кадровых потребностях регионального рынка труда и о возможностях и условиях получения профессионального образования в образовательных учреждениях Ленинградской области и Санкт-Петербурга. |
|
Организационное | Создание, планирование и организация работы муниципальных координационных советов по обеспечению качества профильного обучения учащихся. |
МОУО, муниципальные методические службы (ММС) |
Май 2006 г. |
Положения и планы работы органов, координирующих деятельность муниципальных образовательных сетей профильного обучения. |
Проведение совещаний для руководителей образовательных учреждений и методических работников по организации сетевого взаимодействия в профильном обучении школьников. |
МОУО | С апреля 2006 г. по апрель 2008 г. (раз в два месяца) |
Согласование положений о муниципальных координационных советах и планов их работы, а также условий эффективного взаимодействия в муниципальных образовательных сетях. |
|
Организация деятельности методических объединений и творческих групп по разработке и освоению программ профильных и элективных курсов, отработке компонентов педагогической поддержки учащихся. |
МОУО, ОУ | Май-июнь 2006 г. |
Положения и планы работы методических объединений и творческих групп. Программы профильных и элективных курсов, а также учебно-методические комплексы для их реализации. Материалы по обеспечению педагогической поддержки учащихся в профильном обучении. |
|
Нормативное | Разработка нормативных актов по организации сетевого взаимодействия, регламентации деятельности образовательных учреждений и служб по обеспечению качества профильного обучения школьников. |
КОПО, МОУО | Август 2006 г. |
Приказы и положения, регламентирующие организацию сетевого взаимодействия в муниципальных образовательных сетях по обеспечению качества профильного обучения. |
Научно- методическое |
Создание методических материалов для работников муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб и руководителей образовательных учреждений по отработке способов эффективного сетевого взаимодействия в профильном обучении учащихся |
Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО) |
Август 2006 г. |
Методические рекомендации об организации эффективного сетевого взаимодействия в муниципальных образовательных системах профильного обучения учащихся. |
Кадровое | Проведение курсов повышения квалификации для работников муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб и руководителей образовательных учреждений по проблематике сетевого взаимодействия в профильном обучении. |
ЛОИРО | До июня 2006 г. (I этап) До июня 2007 г. (II этап) |
Функциональная грамотность работников муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб и руководителей образовательных учреждений по вопросам организации и участия в сетевом взаимодействии. |
Организация семинаров и практикумов в территориях для заместителей директоров образовательных учреждений и руководителей методических объединений по отдельным аспектам сетевого взаимодействия в профильном обучении учащихся. |
ЛОИРО, ММС | С апреля 2006 г. по апрель 2008 г. |
Профессиональная компетентность заместителей директоров образовательных учреждений и руководителей методических объединений в вопросах сетевого взаимодействия по проблемам профильного обучения учащихся. |
Модуль 2. Модернизация содержания образования учащихся старшей ступени общеобразовательной школы и адекватное применение современных педагогических технологий в процессе профильного обучения (научные руководители Долматов А.В., д.п.н., профессор каф. проектирования региональных образовательных систем, Матина Г.О., к. псих.н., доцент каф. управления и развития образования)
Направления | Реализационные меры | Ответственные и участники |
Сроки | Ожидаемые результаты |
Информационное | Создание баз знаний о разработках программ и УМК профильных и элективных курсов, а также о практическом опыте их реализации. |
ЛОИРО | Август 2006 г. (для 10 кл.) Август 2007 г. (для 11 кл.) |
Распределенные базы знаний о профильных и элективных курсов по различным направлениям и предметным областям |
Накапливание информационных материалов для учебно-методических комплексов профильных и элективных курсов. |
ЛОИРО | Август 2006 г. (для 10 кл.) Август 2007 г. (для 11 кл.) |
Подборки информационных материалов в электронном виде для профильных и элективных курсов, используемых в профильном обучении учащихся. |
|
Систематизация сведений об опыте использования современных педагогических технологий в профильном обучении учащихся. |
ЛОИРО | Август 2006 г. (для 10 кл.) Август 2007 г. (для 11 кл.) |
Обзорные материалы по применению современных педагогических технологий в профильном обучении учащихся. |
|
Организационное | Экспериментальная апробация Регионального базисного учебного плана в старших классах общеобразовательных школ. |
ЛОИРО, МОУО, ОУ | Сентябрь 2006 г. - июнь 2008 г. |
Опыт реализации учебных планов в старших классах общеобразовательной школы, созданных на основе Регионального базисного учебного плана |
Организация работ по созданию, апробации и адаптации профильных и элективных курсов, компонентов учебно-методических комплексов для них, а также корректировке базовых и специальных курсов. |
ЛОИРО, МОУО, ОУ | Апрель 2006 г. - май 2008 г. |
Апробированные учебно-методические комплексы профильных и элективных курсов, а также модернизированных базовых и специальных курсов для старших классов общеобразовательной школы. Планирование и обеспечение качества учебных занятий при освоении профильных и элективных курсов. |
|
Осуществление экспериментальной апробации новых технологических вариантов организации образовательного процесса в профильных классах. |
ЛОИРО, ОУ | Сентябрь 2006 г. - май 2008 г. |
Опыт применения современных педагогических технологий в профильном обучении учащихся (материалы по обобщению опыта). |
|
Нормативное | Разработка локальных нормативных актов, регламентирующих организацию и проведение учебных занятий на профильных и элективных курсах. |
ОУ | Август 2006 г. |
Нормативная документация по организации и проведению учебных занятий в режиме экспериментальной апробации профильных и элективных курсов. |
Научно- методическое |
Создание учебных программ профильных и элективных курсов и компонентов учебно-методических комплексов для них. |
ЛОИРО | Август 2006 г. (для 10 кл.) Август 2007 г. (для 11 кл.) |
Электронные версии программ профильных и элективных курсов и материалов для учебно-методических комплексов. |
Подготовка методических рекомендаций по содержанию и организации профильного обучения школьников. |
ЛОИРО | Август 2006 г. |
Электронная версия методических рекомендаций для руководителей и педагогов образовательных учреждений по организации и содержанию профильного обучения старшеклассников. |
|
Разработка научно-методических материалов по корректировке программ базовых и специальных курсов для старшей ступени общеобразовательной школы. |
ЛОИРО | Август 2006 г. |
Электронная версия материалов для обеспечения модернизации программ базовых и специальных курсов, используемых на старшей ступени школьного образования. |
|
Кадровое | Проведение курсов повышения квалификации для учителей-предметников по проблеме организации и содержания профильного обучения учащихся. |
ЛОИРО | Май 2006 г. (I этап) Май 2007 г. (II этап) |
Функциональная грамотность учителей-предметников в вопросах организации и содержания профильного обучения учащихся. |
Планирование и организация семинаров и практикумов для руководителей методических объединений и педагогов по вопросам профильного обучения школьников. |
ММС, ОУ | Апрель 2006 г. - апрель 2008 г. |
Развитие профессиональных умений педагогов по обновлению содержания образования и технологическому совершенствованию образовательного процесса в профильных классах. |
Модуль 3. Организация социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения процесса профильного обучения школьников (научные руководители Гун Г.Е., д.м.н., профессор, декан факультета менеджмента в образовании, Корчуганова И.П., к.психол.н., доцент кафедры развития дополнительного образования детей
Направления | Реализационные меры | Ответственные и участники |
Сроки | Ожидаемые результаты |
Информационное | Систематизация сведений об опыте организации информационной и диагностической работы, а также профессиональной ориентации и организации здоровьесбережения учащихся. |
ЛОИРО | Август 2006 г. | Базы знаний об опыте создания систем педагогической поддержки учащихся в процессе профильного обучения. |
Организация регулярного информирования педагогов, учащихся и их родителей о перспективных направлениях развития регионального рынка труда и сферы профессионального образования, а также о различных вариантах организации профильного обучения школьников. |
ММС, ОУ | С апреля 2006 г. по апрель 2008 г. |
Осведомленность педагогов, учащихся и их родителей в вопросах развития регионального рынка труда, сферы профессионального образования и о различных вариантах организации профильного обучения в муниципальных образовательных системах. |
|
Организационное | Планирование и проведение комплексных диагностических психолого-педагогических обследований учащихся. Организация социологических опросов. |
МОУО, ОУ | С апреля 2006 г. по апрель 2008 г. |
Базы данных об индивидуальных психолого-физиологических особенностях, образовательных потребностях и познавательных интересах, а также о профессиональных склонностях и предпочтениях учащихся. |
Организация индивидуализированной профессиональной ориентации школьников и проведение деятельностных проб в процессе профильного обучения учащихся. |
МОУО, ОУ | С сентября 2006 г. по май 2008 г. |
Характеристики готовности учащихся к выбору направлений последующего профессионального образования. |
|
Планирование и проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе профильного обучения. |
ОУ | С сентября 2006 г. по май 2008 г. |
Улучшение показателей состояния здоровья у участников образовательного процесса. Сформированность навыков здорового образа жизни. |
|
Нормативное | Подготовка и использование нормативных актов по осуществлению информационной, диагностической работы и профессиональной ориентации учащихся. |
МОУО, ОУ | Апрель 2006 г. - апрель 2008 г. |
Локальные нормативные акты, регламентирующие информационную и диагностическую работу, а также организацию профессиональной ориентации учащихся в образовательных учреждениях. |
Научно- методическое |
Разработка рекомендаций и материалов по осуществлению информационного сопровождения профильного обучения учащихся. |
ЛОИРО | Апрель-декабрь 2006 г. |
Методические рекомендации и подборка материалов в электронном виде для информационного сопровождения профильного обучения. |
Комплектация и научно-методическое обеспечение апробации пакета диагностических методик, используемых в профильном обучении учащихся. |
ЛОИРО | С апреля 2006 г. по апрель 2008 г. |
Пакет методик для педагогической и психолого-педагогической диагностики учащихся в процессе профильного обучения. |
|
Подготовка методических рекомендаций по профессиональной ориентации учащихся старших классов. |
ЛОИРО | Август 2006 г. | Методические рекомендации по профессиональной ориентации учащихся старшей школы |
|
Кадровое | Подготовка работников методических служб, заместителей директоров, специалистов и педагогов образовательных учреждений к осуществлению педагогической поддержки учащихся в процессе непрерывного повышения квалификации работников образования. |
ЛОИРО, ММС | Апрель-декабрь 2005 г. |
Реализация планов семинаров и консультаций для работников муниципальных методических служб, руководителей, специалистов и педагогов образовательных учреждений по вопросам организации социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения процесса профильного обучения школьников. Функциональная грамотность педагогических работников в вопросах осуществления психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе профильного обучения. |
Модуль 4. Освоение современной системы оценивания учащихся старших классов и новой формы итоговой аттестации выпускников средней школы (научные руководители Воротилов В.И., к.п.н., доцент проектирования региональных образовательных систем, Яковлева М.И., ст. преподаватель кафедры проектирования региональных образовательных систем)
Направления | Реализационные меры | Ответственные и участники |
Сроки | Ожидаемые результаты |
Информационное | Подготовка и распространение информационных материалов об опыте формирования интегральной накопительной оценки учащихся и освоении современных форм итоговой аттестации выпускников средней школы. |
ЛОИРО | Август 2006 г. | Подборки информационных материалов о различных вариантах интегральной накопительной оценки учащихся и определении их образовательного рейтинга, а также об организации современных форм итоговой аттестации выпускников средней школы. |
Информирование учащихся и их родителей об условиях формирования интегральной накопительной оценки учащихся, определению их образовательного рейтинга и особенностях современных форм итоговой аттестации выпускников средней школы. |
ОУ | Сентябрь 2006 г. - май 2008 г. |
Осведомленность учащихся старших классов и их родителей об условиях формирования интегральной накопительной оценки, определения их образовательного рейтинга и особенностях современных форм итоговой аттестации выпускников средней школы. |
|
Систематизация сведений об образовательных достижениях школьников, их участии в конкурсах, олимпиадах, творческих проектах и освоении программ профильных и элективных курсов. |
ОУ | Май 2007 г. (I этап) Май 2008 г. (II этап) |
Информационные массивы об образовательных достижениях школьников, их участии в конкурсах, олимпиадах, творческих проектах и освоении программ профильных и элективных курсов. |
|
Организационное | Организация деятельности педагогических коллективов по сбору и обобщению данных, необходимых для формирования интегральной накопительной оценки учащихся. |
МОУО, ОУ | Сентябрь 2006 г. - июнь 2008 г. |
Базы данных для формирования интегральной накопительной оценки учащихся. |
Организация подготовки учащихся и проведение итоговой аттестации выпускников средних школ в современных формах |
ОУ | Сентябрь 2006 г. - июнь 2008 г. |
Качественная подготовка школьников к участию в ЕГЭ (профильного уровня). |
|
Нормативное | Определение нормативных требований к формированию интегральной накопительной оценки учащихся и определению их образовательного рейтинга. |
МОУО | Август 2006 г. | Нормативные акты по формированию интегральной накопительной оценки учащихся и определению их образовательного рейтинга |
Разработка положений и инструкций по организации итоговой аттестации учащихся профильных классов старшей школы. |
МОУО | Декабрь 2006 г. | Нормативные положения и инструкции по организации итоговой аттестации учащихся профильных классов старшей школы. |
|
Научно- методическое |
Разработка методических рекомендаций по формированию интегральной накопительной оценки учащихся и определению их образовательного рейтинга в средней школе. |
ЛОИРО | Август 2006 г. | Электронные версии методических рекомендаций по формированию интегральной накопительной оценки учащихся и определению их образовательного рейтинга в средней школе. |
Подготовка и экспертиза контрольно-измерительных материалов для проведения рубежного контроля учащихся профильных классов. |
ЛОИРО | Август 2006 г. (для 10 кл.) Август 2007 г. (для 11 кл.) |
Комплекты контрольно-измерительных материалов для проведения рубежного контроля учащихся профильных классов. |
|
Кадровое | Проведение семинаров для руководителей и педагогов образовательных учреждений по формированию интегральной накопительной оценки учащихся и определению их образовательного рейтинга в средней школе. |
ММС | Октябрь-декабрь 2006 г. |
Развитие профессиональных умений руководителей и педагогов образовательных учреждений по формированию интегральной накопительной оценки учащихся и определению их образовательного рейтинга в средней школе. |
Проведение практикумов для заместителей директоров и педагогов образовательных учреждений по отработке умений систематического использования тестовых оценочных материалов в процессе контроля качества обученности учащихся профильных классов. |
ММС, ОУ | Январь 2006 г. - апрель 2008 г. |
Функциональная грамотность педагогических работников в вопросах использования тестовых оценочных материалов в процессе контроля качества обученности учащихся профильных классов. |
Модуль 5. Системное управление качеством профильного обучения школьников (научные руководители Панасюк В.П., д.п.н., профессор, руководитель сектора мониторинга качества образования НИЦ ЛОИРО, Воротилов В.И., к.п.н., доцент проектирования региональных образовательных систем)
Направления | Реализационные меры | Ответственные и участники |
Сроки | Ожидаемые результаты |
Информационное | Сбор и систематизация данных о качестве обеспечения и результатах профильного обучения школьников. |
ЛОИРО | Январь 2006 г. - июнь 2008 г. |
База данных о качестве обеспечения и результатах профильного обучения школьников. |
Организационное | Проведение регулярных процедур оценки качества профильных и элективных курсов, качества организации информационной, диагностической работы, профессиональной ориентации и здоровьесбережения школьников. |
МОУО, ОУ | Октябрь 2006 г. - май 2008 г. |
Наполнение баз данных о качестве профильных и элективных курсов, качества организации информационной, диагностической работы, профессиональной ориентации и здоровьесбережении школьников. |
Определение итоговой результативности профильного обучения учащихся. |
ЛОИРО, МОУО, ОУ | Июнь 2008 г. | Систематизированные данные о результатах профильного обучения учащихся. |
|
Организация и проведение научно-практической конференции по проблеме качества профильного обучения учащихся. |
ЛОИРО | Апрель 2008 г. | Анализ опыта работы по обеспечению качества профильного обучения учащихся в регионе. |
|
Нормативное | Подготовка локальных нормативных актов по оцениванию качества профильного обучения учащихся. |
МОУО, ОУ | Декабрь 2006 г. |
Нормативные документы, регламентирующие условия организации и процедуры оценивания качества профильного обучения учащихся. |
Научно- методическое |
Разработка основ системы управления качеством профильного обучения учащихся. |
ЛОИРО | Ноябрь 2006 г. | Описание системы управления качеством профильного обучения учащихся. |
Подбор и адаптация методик и средств оценивания качества основных компонентов системы профильного обучения и результатов их экспериментальной апробации. |
ЛОИРО | Декабрь 2006 г. |
Методические рекомендации и комплекты инструментальных средств по оцениванию основных компонентов системы и результатов профильного обучения учащихся. |
|
Подготовка аналитического доклада по результатам мониторинга качества профильного обучения школьников. |
ЛОИРО | Июнь 2008 г. | Текст аналитического доклада по результатам мониторинга качества профильного обучения школьников. |
|
Кадровое | Подготовка на курсах повышения квалификации и семинарах специалистов муниципальных органов управления образованием, работников методических служб, руководителей и педагогов образовательных учреждений к участию в управлении качеством профильного обучения школьников. |
ЛОИРО | Апрель 2006 г. - апрель 2008 г. |
Формирование навыков специалистов муниципальных органов управления образованием, работников методических служб, руководителей и педагогов образовательных учреждений по управлению качеством системы профильного обучения учащихся. |
Критерии эффективности управления региональным
экспериментом по введению профильного обучения
в образовательных учреждениях Ленинградской области
Критерии социальной эффективности управления развитием образования в процессе экспериментальной апробации вариативных моделей организации профильного обучения учащихся призваны отражать достигнутый баланс образовательных запросов и интересов личности, общества (территориального сообщества), государства:
1. Наличие образовательных возможностей для свободного (осознанного) выбора индивидом путей и способов своего индивидуального развития в процессе обучения.
2. Удовлетворение динамичных образовательных запросов и интересов территориального сообщества.
3. Обеспечение общественно-государственного характера управления образованием.
Внутренние для системы образования критерии эффективности управления экспериментом производны от внешних, социальных критериев и представляют собой соответствующие критериальные условия.
Реализации каждого из этих критериальных условий отвечает определенный набор видов деятельности, причем, выполнение данного критериального условия можно контролировать по ряду количественных и ранговых показателей.
1. Наличие образовательных возможностей для свободного
(осознанного) выбора индивидом путей и способов своего
индивидуального развития в процессе обучения
1.1. Наличие условий для личностно-ориентированного непрерывного образования (индивидуализация обучения)
1.2. Наличие развивающего характера профильного и универсального обучения
1.3. Преобладание гуманистических отношений между участниками образовательного процесса
2. Удовлетворение динамичных образовательных запросов
и интересов территориального сообщества
2.1. Выявленность образовательных запросов и интересов в их динамике
2.2. Обеспеченность учащихся образованием требуемого качества при наличии необходимого разнообразия образовательных программ
2.3. Достаточность ресурсов, а также организационного опыта у инфраструктур системы образования для реализации программы эксперимента
2.4. Выявленность отношения населения, социальных групп и институтов к результатам работы системы образования в режиме эксперимента
3. Обеспечение общественно-государственного характера
управления образованием
3.1. Обеспеченность равенства образовательных возможностей учащихся
3.2. Реализованность органического сочетания общего, профессионального и дополнительного образования
3.3. Вовлеченность общественности в формирование и реализацию системы профильного обучения учащихся
1. Наличие образовательных возможностей для свободного
(осознанного) выбора индивидом путей и способов своего
индивидуального развития в процессе обучения
Критериальные условия | Виды деятельности | Показатели |
Наличие условий для личностно- ориентированного непрерывного образования (индивидуализации обучения) |
- Создание диагностических, консультационных центров по работе с учащимися, педагогами и родителями. - Формирование банков образовательных программ индивидуализированного обучения - Ориентация систем педагогического образования, повышения квалификации, методической работы, аттестации педкадров на требования личностно-ориентированного образования, индивидуализированного обучения. - Проектирование и создание материально-технических и организационных условий для личностно ориентированного образования, индивидуализированного обучения. |
- Наличие системы выявления, диагностирования индивидуальных особенностей интеллектуального, физического, социального развития и профессионального становления учащихся. Рост количества учащихся, работающих по индивидуальным учебным планам. - Возможность использования любой действующей образовательной программы в условиях индивидуализированного обучения. - Наличие системы оперативной информационно-методической помощи учителю, работающему в условиях индивидуализированного обучения. - Преобладание в учебно-материальной базе компонентов, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей учащихся. |
Наличие развивающего характера профильного и универсального обучения |
- Создание условий для формирования предметно-методических систем развивающего обучения и их сопряжение по циклам обучения. - Включение в содержание педагогического образования и сетевого повышения квалификации педкадров технологий развивающего обучения, усиление психологического компонента профессиональной подготовки преподавателей. - Модернизация программ дополнительного образования на идеях развивающего обучения. - Создание организационно-методического обеспечения для развития олимпиадно-конкурсной работы и работы с одаренными детьми |
- Рост объемов самостоятельной работы учащихся; количества заданий продуктивного, творческого, межпредметного характера. - Рост числа учащихся, участвующих в работе кружков, объединений, в олимпиадах, творческих конкурсах. - Общий рост успеваемости, увеличение количества продолжающих обучение на следующих ступенях непрерывного образования. |
Преобладание гуманистических отношений между участниками образовательного процесса |
- Создание информационно-аналитической базы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения процесса профильного обучения. - Создание и поддержание условий для освоения и использования педтехнологий, основанных на принципах гуманистической педагогики. - Усиление гуманитарной составляющей содержания образования. - Обеспечение организационно-методической поддержки самодеятельных объединений учащихся, учителей, родителей. - Использование в педагогической деятельности технологий общения, основанных на принципах деловой этики, гуманистической психологии, конфликтологии. |
- Рост количества педтехнологий, основанных на принципах гуманистической педагогики (стратегии сотрудничества). - Рост количества объединений учащихся по интересам. - Рост числа родителей, непосредственно участвующих в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. - Последовательный переход от авторитарных к демократическим формам управления образовательным процессом. - Общее сокращение числа правонарушений среди учащихся, количества конфликтов по линиям "ученик-ученик", "ученик-учитель", "учитель - родитель", "учитель-учитель", "учитель-администратор ", "школа - внешняя среда". |
2. Удовлетворение динамичных образовательных запросов
и интересов территориального сообщества
Критериальные условия | Виды деятельности | Показатели |
Выявленность образовательных запросов и интересов в их динамике |
- Мониторинг образовательных запросов учащихся |
- Изменение перечня образовательных программ и педагогических технологий, востребованных учащимися |
Обеспеченность учащихся образованием требуемого качества при наличии необходимого разнообразия образовательных программ и педагогических технологий |
- Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений. - Оптимизация набора образовательных программ и педагогических технологий - Экспертная оценка степени соответствия планируемых (заявленных) и достигнутых результатов образования |
- Соответствие планируемых и достигнутых результатов образования. - Отсутствие сокращения количества учащихся, выбирающих данную образовательную программу или их набор. |
Достаточность ресурсов, а также организационного опыта у инфраструктур системы образования для реализации программы эксперимента |
- Проектирование и программирование системы профильного обучения (с учетом тенденций развития образования, региональных и местных традиций, достигнутых потенциалов, результатов инновационной деятельности, развития опытно-экспериментальной, прогностической работы, изучения отечественного и зарубежного опыта). - Обеспечение вариативности учебных планов (в т.ч. с использованием гибких блочно-модульных структур построения содержания образования, развития местных и региональных баз данных, банков образовательных программ и педтехнологий). - Обеспечение адаптивности образовательной среды (информационно-предметной, педагогической), кадрового потенциала к использованию новых образовательных программ и педтехнологий. - Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения учащихся. - Развитие организационных структур, управленческих отношений и технологий в направлениях и темпе прогнозируемых изменений в системе образования. |
- Рост банков образовательных программ и педтехнологий, в том числе инновационных. - Рост количества и интенсификация информационных, координационных и кооперационных связей как внутри системы образования, так и в ее взаимодействии с внешней средой. - Рост относительного числа управленческих структур, обеспечивающих качество профильного обучения учащихся |
Выявленность отношения населения, социальных групп и институтов к результатам работы системы образования в режиме эксперимента |
- Выявление внешней оценки результатов работы системы образования в связи с мониторингом образовательных запросов учащихся |
- Наличие отзывов учащихся и их родителей по каждой из реализуемых на территории образовательных программ. - Сокращение числа несовпадений внутренней и внешней (независимой) оценок качества обучения по реализуемым образовательным программам |
3. Обеспечение общественно-государственного характера
управления образованием
Критериальные условия | Виды деятельности | Показатели |
Обеспеченность равенства образовательных возможностей учащихся |
- Обеспечение условий для свободного выбора учащимися направлений гарантированного бесплатного образования независимо от социального положения и места жительства через информационные, организационные механизмы управления - Научно-педагогическое, информационно-методическое, кадровое обеспечение доступности в освоении образовательных программ для всех учащихся |
- Отсутствие тупиковых направлений в каналах получения бесплатного образования. - Сокращение потребности в использовании механизмов компенсации неравенства образовательных возможностей. |
Реализованность органического сочетания общего, профессионального и дополнительного образования |
- Обеспечение согласованности и преемственности учебных планов, образовательных программ и педагогических технологий в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования детей. - Преодоление межведомственной разобщенности образовательных учреждений, усиление координационных и кооперационных связей между ними. - Построение системы непрерывного образования на принципах органического сочетания общего, профессионального и дополнительного образования. |
- Рост числа программ учебных дисциплин общего, профессионального и дополнительного образования, построенных на принципе реализации межпредметных, межцикловых связей. - Увеличение количества образовательных учреждений с сопряженными учебными планами. - Увеличение количества программ дополнительного образования, сопряженных с образовательными программами учреждений общего и профессионального образования. - Нарастающее количество профессиональных (методических) объединений педагогов, работающих в образовательных учреждениях разных типов. - Увеличение числа курсов повышения квалификации и семинаров, в которых принимают участие педагоги образовательных учреждений разных типов. |
Вовлеченность общественности в формирование и реализацию системы профильного обучения учащихся |
- Привлечение интеллектуального потенциала общества к решению практических вопросов повышения качества образования. - Создание вневедомственных, общественных экспертных групп (советов), привлекаемых для обсуждения и решения проблем профильного обучения учащихся. - Создание условий для проведения общественной экспертизы нормативно-правовых и учебно-методических документов образовательных учреждений. - Формирование отношений солидарной ответственности государства, общества, семьи и личности за качество образования |
- Увеличение количества образовательных программ, прошедших независимую общественную экспертизу. - Рост объемов спонсорской и благотворительной помощи образовательным учреждениям. - Увеличение относительного количества семей, вовлеченных в педагогический процесс образовательного учреждения - Рост количества специалистов других сфер, участвующих в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений на разных основаниях |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.