Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Комитета общего и
профессионального образования
Ленинградской области
Концепция создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных
учащихся в Ленинградской области
Цели и задачи Концепции
В ходе реализации Концепции создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных учащихся в Ленинградской области (далее - Концепция) ставится задача создания системы государственной поддержки и социальной защиты одаренных учащихся, включая целевую поддержку одаренных учащихся, проведение мероприятий федерального и регионального значения, а также условий для более широкого проявления одаренности учащейся молодежи, оптимального ее развития.
Создание системы государственной поддержки и социальной защиты одаренных учащихся преследует следующие основные цели:
- обеспечение основных прав одаренных учащихся на выбор видов и форм деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления и развития любого вида одаренности и способностей учащегося;
- развитие социального творчества одаренных учащихся средствами основного, дополнительного и профессионального образования через совершенствование деятельности творческих объединений, расширение опыта самоуправления, социальной организации, партнерства и взаимодействия воспитанников ученических коллективов;
- повышение качества образовательных услуг, уровня образованности учащихся, проявляющих выдающиеся способности, путем расширения спектра разно уровневых вариативных образовательных программ, в том числе через реализацию индивидуальных образовательных программ и посредством предоставления им специальных стипендий;
- осуществление государственной поддержки одаренных учащихся, включая целевую поддержку, а также проведение мероприятий;
- повышение качества профессиональной подготовки и целевое повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными учащимися;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, целенаправленно и результативно работающих с одаренными учащимися;
- создание нетиповых образовательных учреждений высшей категории для учащихся, проявивших выдающиеся способности;
- осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными учащимися.
Общественный запрос на создание условий для выявления, развития и
поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области
Обязанность по созданию условий для более широкого проявления одаренности учащейся молодежи, оптимального ее развития, в том числе с помощью поддержки учащихся, определена федеральным и региональным законодательством.
Государственные гарантии одаренным учащимся в получении качественного образования установил Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (редакция, действующая с 16 марта 2006 года).
Кроме того, право субъектов Российской Федерации создавать учреждения дополнительного образования детей регионального значения определено Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, в статье 26.3 которого отмечено полномочие субъекта Российской Федерации по предоставлению дополнительного образования учащимся в учреждениях регионального значения.
Конкретные направления организации работы с одаренными учащимися в системе образования определены подпрограммой "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2002 года N 732, и региональной целевой программой развития образования Ленинградской области на соответствующие годы, утверждаемой законом Ленинградской области.
Основная идея создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области состоит в том, что в результате реализации Концепции должно произойти:
- количественный рост выявленных в различных образовательных областях одаренных учащихся и оказание им поддержки со стороны государства;
- возможность и успешность применения учащимися элементов одаренности после окончания учебного заведения;
- совершенствование системы работы с одаренными учащимися;
- повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными учащимися;
- оснащение и материально-техническая поддержка специализированных учреждений по работе с одаренными учащимися, в том числе использующих новые технологии работы с одаренными учащимися;
- ежегодная выплата 15 стипендий Губернатора Ленинградской области одаренным учащимся - выпускникам общеобразовательных учреждений из малообеспеченных семей за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта;
- ежегодная организация и проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников;
- проведение различных мероприятий в рамках реализации художественного творчества учащихся;
- поддержка летних творческих школ и тематических смен в образовательных учреждениях для одаренных учащихся;
- проведение ежегодных плановых мероприятий по обеспечению досуга одаренных учащихся;
- создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными учащимися, в том числе в средствах массовой информации.
Используя возможности областного и местных бюджетов, а также бюджетов образовательных учреждений, будут эффективно решаться вопросы обучения и воспитания, социальной защиты, предоставления психологической и педагогической помощи и поддержки одаренным учащимся.
Мероприятия Концепции представляют собой комплекс мер, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности одаренного учащегося (быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребность в поиске смысла жизни, в творчестве, красоте, духовности).
Важным направлением этой системы является дополнительное образование одаренных учащихся, которое расширяет культурное пространство самореализации личности одаренного учащегося, стимулирует его к творчеству. Решая проблему одаренных учащихся, дополнительное образование создает условия для органического сочетания разнообразных видов организации досуга одаренных учащихся с различными формами образовательной деятельности.
Проводимая работа по созданию условий для выявления, развития и
поддержки одаренных
учащихся в Ленинградской области
На протяжении трех последних лет в Ленинградской области осуществляются мероприятия по обучению, воспитанию, оздоровлению и отдыху одаренных школьников на базе муниципальных образовательных учреждений.
Так, четырнадцатью муниципальными образованиями проведены конференции, обучающие семинары, учебные и практические лаборатории, сборы, выставки и т.д. в рамках профильного обучения одаренных детей Программы развития образования Ленинградской области с участием 2,9 тысячи учащихся.
За последние четыре года на осуществление мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей из областного бюджета было затрачено:
- 2002 г. - 2760,0 тыс.руб.;
- 2003 г. - 3600,0 тыс.руб.;
- 2004 г. - 4200,0 тыс.руб.;
- 2005 г. - 4830,0 тыс.руб.
Важно отметить тенденцию ежегодного увеличения данных расходов.
Из федерального бюджета в Ленинградскую область на эти же цели ежегодно привлекается от 400 до 500 тыс.руб.
В результате проводимой работы с одаренными школьниками в Ленинградской области в 2004-2006 годах осуществлены следующие мероприятия:
- 135 обучающихся Ленинградской области приняли участие в 5-м заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам;
- 6 обучающихся области приняли участие в учебно-тренировочных сборах по подготовке сборных команд России в международных олимпиадах по химии, астрономии и информатике;
- 36 обучающихся приняли участие в 7-м Всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале школьников "Президентские состязания";
- делегации Ленинградской области по 11 человек принимала участие в театрализованном бале "Выпускник - 200...";
- делегация Ленинградской области принимала участие во Встрече одаренных детей России - стипендиатов подпрограммы "Одаренные дети";
- 6 учащимся Ленинградской области были выплачены едино разовые стипендии по 10 тыс. руб.;
- ежегодно проводится 3-й областной (региональный) этап Всероссийской олимпиады школьников;
- организованы и проведены учебно-тренировочные сборы по подготовке команды Ленинградской области к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, астрономии и информатике на базе ГОУ ДОД "Ленинградский областной центр одаренных школьников "Интеллект";
- одаренные школьники приняли участие в очном туре Российской открытой конференции учащихся "Научный потенциал XXI" движения "Юность, наука, культура", во Всероссийской олимпиаде "Созвездие" научно-исследовательских и творческих проектов по проблемам окружающей среды, конференции "Открытие" и других мероприятиях по результатам отборочных туров;
- проведены ежегодные фестивали-конкурсы творческих коллективов Ленинградской области: "Тихвинский Лель", "Весенний калейдоскоп", "Театр мод", "Золотой петушок";
- выплачивались ежемесячные стипендии Губернатора Ленинградской области одаренным студентам - выпускникам общеобразовательных школ области из социально незащищенных семей;
- организован и проведен региональный этап конкурса обучающихся 10-х классов в рамках подготовки международной встречи молодежи стран России и Франции "Молодежный перекресток" в 2004 году;
- организован и проведен региональный этап конкурса обучающихся 10-х классов "Немецкий плюс" на лучшее знание немецкого языка и российско-германских отношений в 2005 году и дальнейшее участие в федеральном окружном этапе;
- в системе организовано проведение учебных сессий в рамках профильного обучения одаренных детей Программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы на базе ГОУ ДОД "Ленинградский областной центр одаренных школьников "Интеллект" в пос.Лисий Нос;
- проведены мероприятия по обучению, воспитанию, оздоровлению и отдыху одаренных школьников в рамках профильного обучения одаренных детей Программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы и региональной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы";
Законом Ленинградской области от 6 мая 2010 г. N 16-оз названная региональная целевая программа признана утратившей силу с 1 января 2010 г.
- организовано ежегодное чествование выпускников общеобразовательных учреждений, награжденных золотыми медалями;
- организованы и проведены туристско-экскурсионные поездки выпускников общеобразовательных учреждений, награжденных золотыми и серебряными медалями;
- школьники Ленинградской области приняли участие в 3-м Открытом фестивале-конкурсе оркестров русских народных инструментов (18 уч.);
- организовывался летний отдых одаренных учащихся;
- проводились учебно-тренировочные сборы одаренных спортсменов-школьников;
- проведены чествования учащихся, удостоенных награды "Звезда академика Д.С.Лихачева" за достижения в области науки и культуры в рамках Международного конкурса "Созвездие талантов";
- приобретено учебное оборудование для образовательных учреждений, целенаправленно и результативно работающих на выявление и развитие одаренных учащихся;
Проблемы, подлежащие разрешению в работе с одаренными учащимися
Анализ проводимой работы с одаренными детьми и ее результатов показывает ряд нерешенных проблем, а именно:
- недостаточное участие отдельных органов местного самоуправления в работе с одаренной учащейся молодежью. Основная нагрузка в этой работе ложится на область (например, работа, проводимая с учащимся в период учебных сессий в Центре "Интеллект" не имеет продолжения на местах в муниципальных образованиях в межсессионный период);
- недостаточная организация информационного обеспечения в работе с одаренными учащимися;
- недостаточная подготовка педагогических работников к работе с одаренными учащимися;
- отсутствие системной диагностики и достаточной психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся, относящихся к категории учащихся "группы риска", замкнутых, имеющих специфическое восприятие социума, неприспособленных к условиям современных жизненных условий.
Основные направления создания условий для выявления, развития и
поддержки одаренных учащихся
В ходе реализации Концепции органами управления образованием и образовательными учреждениями при работе с одаренными учащимися будут реализовываться следующие направления для создания условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных учащихся
а) на уровне регионального органа управления образованием:
- разработка и реализация концепции работы с одаренными учащимися;
- разработка Программы поддержки одаренных учащихся и определение направлений деятельности;
- разработка нормативной правовой базы, позволяющей эффективно работать с одаренными учащимися (положения, приказы, распоряжения, инструкции и др.);
- координация деятельности всех структур в работе с одаренными учащимися;
- осуществление финансовой поддержки данной работы путем привлечения федеральных и внебюджетных средств;
- социальная поддержка одаренных учащихся и педагогов, работающих с ними;
- анализ, обобщение и распространение передового опыта в работе с одаренными учащимися;
- информационное обеспечение работы с одаренными учащимися;
- подготовка педагогических кадров, работающих с одаренными учащимися;
- диагностика, психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся;
- анализ результатов участия одаренных школьников в предметных олимпиадах и других мероприятиях по муниципальным образованиям;
- формирование банка данных в абсолютном и относительном числе золотых и серебряных медалистах, в том числе в сельских общеобразовательных учреждениях, а также об их поступлении в высшие учебные заведения и их трудоустройстве;
- учет федеральных и региональных стипендиатов;
- организация работы по представлению одаренных студентов - выпускников школ из малообеспеченных семей к стипендии Губернатора Ленинградской области;
- организация участия одаренных школьников в различных федеральных мероприятиях по результатам отборочных туров;
- осуществление контроля деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, организующих работу с одаренными учащимися;
б) на уровне муниципальных органов управления образованием:
- реализация концепции работы с одаренными учащимися в части, касающейся органов местного самоуправления;
- непосредственная организация мероприятий с одаренными учащимися;
- создание системы работы с одаренными учащимися и организация ее функционирования, включая контроль;
- материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, непосредственно организующих работу с одаренными учащимися;
- индивидуальная поддержка одаренных учащихся, находящихся в трудном социальном положении, в том числе выплата пособий, стипендий, премий за счет средств местных бюджетов;
- организация мероприятий различной направленности на уровне муниципальных образований, в том числе на базе муниципальных образовательных учреждений (олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, соревнования и т.д.);
- реализация образовательных и учебных программ повышенного уровня, включая индивидуальные;
- создание новых и поддержка существующих творческих школ, лагерей, тематических смен и сессий для одаренных учащихся и других форм работы с одаренными учащимися;
- информационное обеспечение работы с одаренными учащимися и в первую очередь через средства массовой информации;
- учет одаренных учащихся и их достижений;
- подготовка документов, анализ материалов по работе с одаренными учащимися.
в) на уровне образовательного учреждения:
- формирование планов, программ по работе с одаренными учащимися;
- непосредственное проведение мероприятий в рамках муниципальных, региональных и федеральных программ;
- выявление одаренных учащихся и их учет;
- ограждение одаренных учащихся от негативного отношения к ним сверстников и взрослых;
- организация работы с одаренными учащимися;
- материальная поддержка одаренных учащихся за счет имеющихся источников;
- создание условий для самовыражения одаренных учащимися;
- осуществление психолого-медико-педагогической поддержки одаренных учащихся;
- разработка образовательных и учебных программ повышенного уровня, в том числе индивидуальных.
Основные формы организации создания условий для выявления, развития и
поддержки одаренных учащихся
1. В области информационного обеспечения:
- предоставление возможности получения необходимой информации о проводимых мероприятиях различных уровней и направленностей с целью участия в них одаренных учащихся;
- широкое освещение в средствах массовой информации результатов участия одаренных учащихся в проводимых мероприятиях различных уровней и направленностей;
- публикация материалов и работ одаренных учащихся;
- создание банка данных одаренных учащихся и результатов их участия в мероприятиях различных уровней и направленностей.
2. В области нормативно-правового обеспечения:
- разработка и издание нормативных документов, обеспечивающих проведение олимпиад, фестивалей, конкурсов, соревнований и других мероприятий на муниципальном и региональном уровнях;
- разработка и издание нормативных документов, предусматривающих поощрение учащихся по результатам олимпиад, фестивалей, конкурсов, соревнований и других мероприятий на муниципальном и региональном уровнях (положения, приказы, постановления, распоряжения и т.д.).
3. В области научно-методического обеспечения:
- разработка методических пособий, рекомендаций по работе с одаренными учащимися;
- разработка учебных программ, обеспечивающих работу педагогов с одаренными учащимися;
- разработка материалов по обеспечению психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся;
- проведение предметных сессий по профилям для педагогов, работающих с одаренными учащимися, научно-практических конференций по итогам сессий;
- организация и проведение учебно-тренировочных сборов (сессий) одаренных учащихся и педагогов по подготовке их к участию в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях на муниципальном и региональном уровнях;
4. В области кадрового обеспечения:
- подготовка педагогических кадров для работы с одаренными учащимися;
- предоставление финансовой (материальной) поддержки педагогам, подготовившим учащихся - победителей и призеров олимпиад, фестивалей, конкурсов, соревнований на региональном и федеральном уровнях в формах грантов, премий и других формах;
5. В области финансового и материально-технического обеспечения:
- обеспечение необходимым оборудованием образовательных учреждений, целенаправленно и результативно работающих над проблемой выявления, развития и поддержки одаренных учащихся, для организации образовательной деятельности в соответствии с реализуемым профилем обучения;
- привлечение средств федерального бюджета, внебюджетных средств, в том числе спонсорских средств для осуществления работы с одаренными учащимися;
6. В области социальной поддержки одаренных детей:
- создание и развитие специализированных образовательных учреждений для одаренных учащихся;
- предоставление финансовой (материальной) поддержки особо одаренным учащимся в форме грантов, стипендий, премий и других форм;
- чествование особо одаренных учащихся на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- организация и проведение мероприятий по обучению, воспитанию, оздоровлению и досугу одаренных учащихся, в том числе в рамках профильного обучения.
Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических
кадров, работающих с одаренными учащимися
Педагог, работающий с одаренными учащимися, должен быть специалистом не просто высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий) на одаренного учащегося;
- прикладную направленность образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов), направленных на одаренного учащегося;
- стимулирование самоопределения одаренных учащихся и формирование их способностей и компетентностей, необходимых для продолжения ими образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Новые требования к педагогу в условиях работы с одаренными учащимися и наличие современных образовательных технологий диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.
Для реализации данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов, работающих с одаренными учащимися, на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать опережающую проработку модели повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными учащимися.
Однако в ближайшие несколько лет основной объем преподавательской работы с одаренными учащимися предстоит вести действующему педагогическому корпусу.
С целью обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки учителей при работе с одаренными учащимися предполагается всем учителям, изъявившим желание работать с одаренными учащимися, пройти повышение квалификации или переподготовку и получить соответствующее свидетельство (сертификат). В дальнейшем необходимо разработать региональные нормативные правовые акты, позволяющие осуществлять доплаты к заработной плате педагогов, работающих с одаренными учащимися.
Важным представляется организация на базе Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина повышение квалификации и профессиональной подготовки специалистов (учителей, педагогов), с целью обеспечения образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами, способными эффективно работать с одаренными учащимися. В рамках подготовки по специальностям и направлениям педагогического образования ввести необходимые программы с учетом потребностей образовательных учреждений и запросов одаренных учащихся.
Упорядочение видов образовательных учреждений, работающих с
одаренными учащимися, и механизмов финансирования работы с
одаренными учащимися
Определенное Концепцией введение углубленного и специализированного обучения одаренных учащихся требует уточнения различных видов образовательных учреждений, которые вправе работать с одаренными учащимися, а также требует рассмотреть возможность создания специализированных образовательных учреждений для одаренных учащихся.
Соответственно требуют разработки вопросы нормативного финансирования обучения одаренных учащихся с учетом различных источников бюджетного финансирования.
Таким образом, при разработке нормативной базы развития системы государственной поддержки и социальной защиты одаренных учащихся, включая целевую поддержку одаренных учащихся, проведение мероприятий федерального и регионального значения, а также условий для более широкого проявления детской одаренности, оптимального ее развития необходимо решить, в том числе, следующие вопросы:
- создание нормативно-правового механизма деятельности образовательных учреждений при работе с одаренными учащимися;
- разработка механизмов финансирования системы государственной поддержки и социальной защиты одаренных учащихся.
Некоторые особенности организации образовательного процесса с
одаренными учащимися
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению одаренных учащихся, является введение специальной системы обучения одаренных учащихся, например, через организацию курсов по выбору.
В этих целях необходимо организовывать дополнительные специальные занятия (курсы) по выбору одаренного учащегося, в том числе индивидуальные.
Необходимо предусмотреть определенную форму оценки достижений одаренных учащихся, позволяющую объективно оценить уровень готовности одаренных учащихся к продолжению образования и, прежде всего, профессионального.
Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (порт-фолио - "портфель достижений") одаренных учащихся, которая будет учитывать различные достижения учащихся.
Муниципальные органы управления образованием должны обеспечить возможность получения дополнительного и углубленного образования каждому одаренному учащемуся, изъявившему желание в его получении.
Этапы создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных
школьников в Ленинградской области
При планировании создания системы условий для выявления, поддержки и развития одаренных школьников в Ленинградской области следует принять во внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновлению содержания образования одаренных школьников и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и пр.).
Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании.
С учетом реально складывающейся ситуации предлагаются следующие этапы создания системы условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области.
Предварительным этапом создания системы условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области является разработка Программы поддержки одаренных учащихся и определение направлений деятельности, а также разработка нормативной правовой базы, позволяющей эффективно работать с одаренными учащимися (положения, приказы, распоряжения, инструкции и др.).
При содействии муниципальных органов управления образованием необходимо организовать повышение квалификации учителей и администрации общеобразовательных учреждений, с целью подготовки к работе с одаренными учащимися.
Следующим этапом в данной работе является принятие мер по обеспечению образовательных учреждений учебными пособиями и при необходимости учебниками, отвечающими задачам выявления, развития и поддержки одаренных учащихся.
Органам управления образованием различных уровней целесообразно провести анализ состояния работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных учащихся и разработать предложения по взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных учащихся.
На основе примерных нормативов и расчетов должны быть разработаны предложения с целью дополнительного бюджетного финансирования системы выявления, развития и поддержки одаренных учащихся.
На следующем этапе должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, примерных учебных планов обучения одаренных учащихся в различных типах и видах образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.