Резолютивная часть постановления оглашена "16" ноября 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено "20" ноября 2017 года
Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков Алексей Сергеевич, рассмотрев материалы дела N 4-19.8-1754/00-22-17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО АКБ "Связь-Банк" (адрес: 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 31/7, к. 2; ИНН 7710301140, ОГРН 1027700159288, КПП 770101001; дата регистрации в качестве юридического лица - 27.08.2002) в присутствии представителя по доверенности от 19.10.2017 N 879 Галаева Дмитрия Александровича, которому разъяснены права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП, установил:
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также в связи с поступлением в ФАС России обращения о нарушении антимонопольного законодательства от 27.07.2017 N 115140-ДСП/17 в адрес ПАО АКБ "Связь-Банк" был направлен запрос ФАС России от 13.09.2017 N АЦ/63510/17 о представлении информации о банковских счетах АО "Ирмаст-Холдинг" (ИНН 7712060323; далее - Запрос).
В соответствии с Запросом ПАО АКБ "Связь-Банк" необходимо было в течение пяти рабочих дней с даты его получения представить сведения обо всех операциях (выписку о движении денежных средств) по всем открытым и закрытым счетам АО "Ирмаст-Холдинг" с указанием контрагентов и наименования операций за период с 01.01.2015 по дату получения запроса (ответ надлежало представить на электронном носителе).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" (http://www.pochta.ru), Запрос получен адресатом 22.09.2017.
В ответ на указанное письмо, в срок, установленный для предоставления ответа, ПАО АКБ "Связь-Банк" направило в адрес ФАС России письмо от 20.09.2017 N 11347 (вх. ФАС России от 25.09.2017 N 145637/17; далее - Письмо ПАО АКБ "Связь-Банк").
При этом ПАО АКБ "Связь-Банк" было указано, что исполнение Запроса ФАС России не представляется возможным. Данный отказ в представлении информации ПАО АКБ "Связь-Банк" обосновало ссылкой на статью 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Указанный довод общества несостоятелен в связи со следующим.
Статья 22 Закона о защите конкуренции относит к функциям антимонопольного органа, в том числе, обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонопольного законодательства и принятие мер по их прекращению.
Из положений пунктов 1, 11 части 1 статьи 23, части 6 статьи 44, части 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган в целях выполнения возложенных на него обязанностей вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и информацию, объяснения в письменной или устной форме, необходимые для разрешения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения материалов дела.
В свою очередь статьей 25 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
При этом Закон о защите конкуренции не содержит ограничений по составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций. Объем запрашиваемых сведений, состав документов (информации), порядок и сроки их представления должны определяться антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств, обуславливаться необходимостью осуществления им возложенных на него задач и функций.
Согласно пункту 1 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Одновременно пунктом 2 статьи 857 ГК РФ установлено, что государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
При рассмотрении дел о непредставлении кредитными организациями в антимонопольные органы сведений, составляющих банковскую тайну, необходимо учитывать положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой допускается ограничение прав определенных категорий субъектов, в том числе для информационного обеспечения публичных функций, возложенных на антимонопольные органы (в данном случае такое ограничение предусмотрено Законом о защите конкуренции).
Вывод о том, что непредставление информации по мотивированному требованию антимонопольного органа, в том числе, составляющей государственную, банковскую, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, является нарушением статьи 25 Закона о защите конкуренции подтверждается судебными актами по делам N А40-80613/17, А40-26909/2013, А40-128442/11, а также постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 по делу N 305-АД14-8264.
Определением от 06.10.2017 в отношении ПАО АКБ "Связь-Банк" возбуждено дело N 4-19.8-1754/00-22-17 об административном правонарушении по признакам нарушения части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции (далее - Определение ФАС России).
Указанным Определением ФАС России у ПАО АКБ "Связь-Банк"повторно были запрошены сведения обо всех операциях (выписку о движении денежных средств) по всем открытым и закрытым счетам АО "Ирмаст-Холдинг" с указанием контрагентов и наименования операции за период с 01.01.2015 по 22.09.2017; сведения, подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и информацию о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения; cведения о должностном лице/сотруднике (должностных лицах/ сотрудниках) ПАО АКБ "Связь-Банк", на исполнении которых находился Запрос и/или в должностные обязанности которых входит подготовка ответа на Запрос (Ф.И.О., должность, копии должностных регламентов должностных лиц/сотрудников, пояснения должностных лиц о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения).
Письмом ПАО АКБ "Связь-Банк" от 18.10.2017 N 12247 (вх. ФАС России от 18.10.2017 N 158315/17) запрашиваемая информация представлена в ФАС России в полном объеме.
Таким образом, не представив указанную информацию в срок, установленный в Запросе, ПАО АКБ "Связь-Банк" нарушило требования, установленные частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
Факт совершения административного правонарушения ПАО АКБ "Связь-Банк" подтверждается протоколом от 03.11.2017 по делу N 4-19.8-1754/00-22-17 об административном правонарушении, а также другими материалами дела.
Временем совершения данного административного правонарушения является 30.09.2017.
Место совершения данного административного правонарушения ? г. Москва, ул. Новорязанская, д. 31/7, корпус 2.
Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции и порядка управления.
Объективная сторона состоит в непредставлении сведений (информации), по мотивированному требованию антимонопольного органа.
Субъект административного правонарушения: ПАО АКБ "Связь-Банк" (адрес: 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 31/7, к. 2; ИНН 7710301140).
Субъективная сторона: в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ПАО АКБ "Связь-Банк" знало о необходимости представления в антимонопольный орган запрашиваемой информации в соответствии с требованиями части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, имело возможность своевременно и в необходимом объеме представить в ФАС России запрашиваемые информацию и документы, однако не приняло все зависящие от него меры по исполнению предусмотренной антимонопольным законодательством обязанности, а также должно было предвидеть возможность наступления неблагоприятных последствий, то вина ПАО АКБ "Связь-Банк" считается установленной.
Ответственность за данное правонарушение установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП, в соответствии с которой непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 3.1 Постановления от 17.01.2013 N 1-П, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.
Таким образом, непредставление обществом затребованной информации препятствует осуществлению антимонопольным органом своих функций и полномочий.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела в отношении ПАО АКБ "Связь-Банк" обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность установлено добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, а именно представление запрошенной информации после возбуждения дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае установлено, что общество имело реальную и объективную возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных антимонопольным законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП не усматривается.
Срок давности привлечения ПАО АКБ "Связь-Банк" к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения постановления, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 2 статьи 2.1, статьей 2.10, статьей 4.1, пунктом 3 части 1 статьи 4.2, частью 5 статьи 19.8, а также статьями 23.48, 29.10 КоАП, постановил:
Признать ПАО АКБ "Связь-Банк" (адрес: 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 31/7, к. 2; ИНН 7710301140, ОГРН 1027700159288, КПП 770101001; дата регистрации в качестве юридического лица - 27.08.2002) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УИН: 16133112200001013809
Получатель ИНН 7703516539
КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(Для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (499) 755-23-24.
На основании части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП и статьей 23.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 20 ноября 2017 г. N 09/81680/17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.12.2017