Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Организация оздоровления, отдыха и занятости детей,
подростков и молодежи в Ленинградской области
на 2007 год"
Об итогах реализации настоящей региональной целевой программы см. постановление Правительства Ленинградской области от 15 мая 2008 г. N 118
Паспорт
региональной целевой программы
"Организация оздоровления, отдыха и занятости детей,
подростков и молодежи в Ленинградской области на 2007 год"
/-----------------------------------------------------------------------\
|Полное |Региональная целевая программа "Организация оздоровления,|
|наименование |отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в|
|Программы |Ленинградской области на 2007 год" (далее - Программа) |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Заказчик |Правительство Ленинградской области |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Основание для| 1. Закон Российской Федерации |
|разработки |от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании". |
|Программы | 2. Федеральная программа развития образования,|
| |утвержденная Федеральным законом |
| |от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ. |
| | 3. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ|
| |"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской|
| |Федерации". |
| | 4. Федеральный закон от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ|
| |"О физической культуре и спорте в Российской Федерации". |
| | 5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ|
| |"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-|
| |сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". |
| | 6. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-Ф3|
| |"Об основах туристской деятельности в Российской|
| |Федерации". |
| | 7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ|
| |"О пожарной безопасности". |
| | 8. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ|
| |"Об основах системы профилактики безнадзорности и|
| |правонарушений несовершеннолетних". |
| | 9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ|
| |"Об основах социального обслуживания населения в|
| |Российской Федерации". |
| | 10. Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ|
| |"О государственной социальной помощи". |
| | 11. Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-оз|
| |"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". |
Вероятно, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: "52-оз" следует читать как "52-ФЗ"
| | 12. Областной закон от 18 мая 2006 года N 32-оз|
| |"О региональной целевой программе "Приоритетные|
| |направления развития образования Ленинградской области на|
| |2006-2010 годы". |
| | 13. Областной закон от 19 февраля 1999 года N 23-оз|
| |"О региональных целевых программах Ленинградской|
| |области". |
| | 14. Постановление Правительства Ленинградской области|
| |от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки,|
| |утверждения и контроля за реализацией региональных|
| |целевых программ в Ленинградской области". |
| | 15. Постановление Правительства Ленинградской области|
| |от 18 мая 2006 года N 154 "О мерах по организации|
| |оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и|
| |молодежи на 2006 год". |
| | 16. Распоряжение Правительства Российской Федерации|
| |от 7 декабря 2006 года N 1688-р "Об утверждении плана|
| |подготовки актов по реализации приоритетных национальных|
| |проектов в 2007 году". |
| | 17. Методические рекомендации по разработке|
| |региональных целевых программ в Ленинградской области|
| |(утверждены вице-губернатором Ленинградской области -|
| |председателем комитета экономического развития 30 июня|
| |2005 года) |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Период |2007 год |
|реализации | |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Цель |Комплексное решение организации оздоровления, отдыха и|
|Программы |занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской|
| |области в 2007 году |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Основные |Совершенствование финансово-экономических,|
|задачи, |организационных, медицинских, социальных и правовых|
|мероприятия |механизмов, обеспечивающих стабилизацию и развитие|
|Программы |системы оздоровления, отдыха и занятости детей,|
| |подростков и молодежи; |
| | обеспечение условий для сохранения и дальнейшего|
| |развития учреждений оздоровления и отдыха, обеспечивающих|
| |нормальную жизнедеятельность детей, подростков и|
| |молодежи; |
| | обеспечение условий для выполнения санитарно-|
| |гигиенических норм и правил, эпидемиологической и|
| |противопожарной безопасности, обеспечивающих у детей,|
| |подростков и молодежи охрану и укрепление здоровья,|
| |профилактику заболеваний, текущее медицинское|
| |обслуживание, закаливание организма, режим питания,|
| |формирование навыков здорового образа жизни; |
| | использование передового опыта работы системы|
| |дополнительного образования и лучших оздоровительных|
| |учреждений области для развития творческого потенциала|
| |детей в сферах художественной, научно-технической,|
| |социально-педагогической, туристско-краеведческой|
| |направленности, для развития сферы молодежного отдыха;|
| |дальнейшее развитие массовых видов спорта и туризма,|
| |поддержка деятельности детских и молодежных общественных|
| |объединений; |
| | выполнение государственного заказа для организации|
| |оздоровления и отдыха детей и подростков, находящихся в|
| |трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей,|
| |оставшихся без попечения родителей, детей из семей|
| |вынужденных переселенцев, подростков, состоящих на|
| |профилактическом учете в органах внутренних дел; |
| | организация администрациями городских и сельских|
| |поселений культурно-досуговой деятельности,|
| |обеспечивающей разумное и полезное проведение детьми,|
| |подростками и молодежью свободного времени, их|
| |духовно-нравственное развитие; |
| | активизация совместной работы администраций|
| |муниципальных образований и комиссий по делам|
| |несовершеннолетних и защите их прав по предупреждению|
| |правонарушений среди детей, подростков и молодежи; |
| | организация временной занятости детей, подростков и|
| |молодежи на условиях софинансирования работодателей,|
| |администраций муниципальных образований и Управления|
| |занятости населения Ленинградской области |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Объем |Всего - 243 214,4 тысячи рублей, в том числе за счет|
|финансовых |средств: |
|ресурсов, |федерального бюджета - 20 670,0 тысячи рублей, |
|запланирован-|областного бюджета - 730,0 тысячи рублей, |
|ных по|местных бюджетов - 65 036,0 тысячи рублей, |
|Программе на|внебюджетных фондов - 120 208,3 тысячи рублей, |
|2007 год |прочих источников - 36 570,1 тысячи рублей |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Объем |Всего израсходовано в 2003-2005 годах - 652 265,75 тысячи|
|финансовых |рублей, из них: |
|средств, |в 2003 году - 193 161,75 тысячи рублей, |
|освоенных в|в 2004 году - 204 836,1 тысячи рублей, |
|рамках |в 2005 году - 254 267,9 тысячи рублей |
|региональной | |
|целевой | |
|программы | |
|"Организация | |
|оздоровления,| |
|отдыха и| |
|занятости | |
|детей, | |
|подростков и| |
|молодежи в| |
|летнее время| |
|на 2003-2005| |
|годы ("Лето -| |
|2003-2005")" | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Ожидаемые | Реализация Программы позволит: |
|конечные | обеспечить отдых и оздоровление 98 000 детей и|
|социальные и|подростков, в том числе до 49 000 детей и подростков,|
|экономические|находящихся в трудной жизненной ситуации, в их числе|
|результаты |2 850 подростков, состоящих на учете в органах внутренних|
|Программы |дел; |
| | организовать в течение лета туристические походы,|
| |экскурсии и соревнования для 80 850 детей, подростков и|
| |молодежи; |
| | обеспечить до 18 000 детей, подростков и молодежи|
| |временной занятостью в летнее время (60 процентов - дети|
| |и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации), в|
| |том числе: |
| | обеспечить до 3 000 подростков и молодежи временными и|
| |сезонными видами занятости с оплатой за счет средств|
| |работодателей, администраций муниципальных образований и|
| |Управления занятости населения Ленинградской области,|
| |организовать работу 1 206 учащихся учреждений начального|
| |профессионального образования Ленинградской области и|
| |общеобразовательных школ по заготовке кормов животным,|
| |выращиванию овощей, картофеля, производству молока, в том|
| |числе 500 человек - в составе областного студенческого|
| |специализированного отряда; |
| | стабилизировать оперативную обстановку по линии|
| |несовершеннолетних: обеспечить в летний период снижение|
| |количества преступлений и их несовершеннолетних|
| |участников; на территории детских оздоровительных|
| |лагерей, ведомственно принадлежащих Ленинградской|
| |области, не допустить ни одного преступления,|
| |совершенного несовершеннолетними и в отношении них, а|
| |также несчастных случаев со смертельным исходом; |
| | обеспечить снижение общей заболеваемости в течение|
| |учебного года среди детей и подростков, получивших отдых|
| |и оздоровление |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Разработчик |Комитет общего и профессионального образования|
|Программы |Ленинградской области |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Срок |Первый квартал 2007 года |
|разработки | |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Представитель|Комитет общего и профессионального образования|
|заказчика |Ленинградской области |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Основной | Основным исполнителем Программы является комитет общего|
|исполнитель и|и профессионального образования Ленинградской области |
|соисполнители| Соисполнители Программы: |
|Программы | администрации муниципальных районов и городского округа|
| |(по соглашению); |
| | комитет по труду и социальной защите населения|
| |Ленинградской области, |
| | комитет по здравоохранению Ленинградской области, |
| | комитет по физической культуре, спорту, туризму и|
| |молодежной политике Ленинградской области, |
| | комитет по культуре Ленинградской области, |
| | комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному|
| |комплексу Ленинградской области, |
| | комитет правопорядка и безопасности Ленинградской|
| |области; |
| | Управление занятости населения Ленинградской области; |
| | Ленинградское региональное отделение Фонда социального|
| |страхования Российской Федерации |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Фамилия, имя,| Найденова Зоя Георгиевна - председатель комитета общего|
|отчество, |и профессионального образования Ленинградской области,|
|должность, |тел. 273-33-78 |
|номер | |
|телефона | |
|руководителя | |
|Программы | |
|-------------+---------------------------------------------------------|
|Система | Контроль за выполнением программных мероприятий,|
|организации |целевым использованием бюджетных средств со стороны|
|контроля за|органов местного самоуправления осуществляет комитет|
|выполнением |общего и профессионального образования Ленинградской|
|Программы |области. |
| | О ходе реализации и результатах выполнения мероприятий|
| |Программы, целевом использовании бюджетных средств|
| |комитет общего и профессионального образования|
| |Ленинградской области ежеквартально информирует комитет|
| |экономического развития Ленинградской области и ежегодно|
| |- Правительство Ленинградской области. |
| | Общий контроль за ходом реализации Программы|
| |осуществляет вице-губернатор Ленинградской области,|
| |курирующий вопросы социальной сферы |
\-----------------------------------------------------------------------/
1. Состояние и развитие системы оздоровления, отдыха
и занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской области
и обоснование целей и задач Программы
1.1. Анализ состояния и развития системы оздоровления, отдыха
и занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской области
В соответствии с областным законом от 20 мая 2003 года N 39-оз "О региональной целевой программе "Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в летнее время на 2003-2005 годы ("Лето - 2003-2005")" (далее - Программа "Лето - 2003-2005") комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, администрациями муниципальных образований ленинградской области, комитетом по труду и coциaльной зaщите населения Лeнингpaдcкой oбласти, комитетом по физической культуре, cпopту, тypизму и молодежной политике Ленинградской oбласти, кoмитетом по здpaвооxpaнeнию Лeнингpaдcкой oбласти, кoмитетом по кyльтypе Лeнингpaдcкой oбласти, Управлением Федеральной государственной службы зaнятости нaceления по Лeнингpaдcкой oбласти, Главным yпpaвлением внyтpeнних дел Caнкт-Пeтepбypга и Лeнингpaдcкой oбласти, Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Главным управлением МЧС России по Ленинградской области, Лeнингpaдским peгиoнальным oтдeлением Фoнда coциaльнoго cтpaxoвания Poccийcкой Фeдepации, Лeнингpaдским oблaстным фондом oбязaтeльнoго мeдицинcкoго cтpaxoвания, кoмитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Лeнингpадcкoй oбласти, комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области последовательно решались задачи, направленные на достижение целей, обозначенных Программой "Лето - 2003-2005".
Проведение комплекса мер по организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в летнее время является одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Ленинградской области.
Программа "Лето - 2003-2005" являлась продолжением программных мероприятий Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований, федеральных служб и ведомств, внебюджетных фондов по реализации государственной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания детей, развитие творческого потенциала в художественной, научно-технической, спортивно-оздоровительной, социально-педагогической, туристско-краеведческой и эколого-биологической образовательных сферах.
Ежегодно принимались постановления Правительства Ленинградской области, глав администраций муниципальных образований по данному вопросу.
При сокращении количества стационарных оздоровительных лагерей, принадлежащих промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, значительно возросли полномочия, самостоятельность и ответственность администраций муниципальных образований, комитетов социального комплекса Правительства Ленинградской области в решении конкретных проблем по организации полноценного оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, позволяющих учесть специфику детей на местном уровне, их реальные потребности.
Администрации муниципальных образований Ломоносовский муниципальный район и Гатчинский муниципальный район приобрели в собственность загородные стационарные оздоровительные лагеря "Чайка" (2004 год) (учредитель - администрация Ломоносовского муниципального района) и "Надежда" (2004 год) (учредитель - администрация Гатчинского муниципального района). Приобретены в собственность Ленинградской области загородные стационарные лагеря ГОУ ДОД "ДООЦ "Маяк" (2003 год) и ГОУ ДОД "ДООЦ "Россонь" (2004 год) (учредитель - комитет общего и профессионального образования Ленинградской области).
Дальнейшее развитие получило создание и утверждение муниципальных комплексных программ оздоровления и отдыха детей, подростков и молодежи на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей, обеспечения принципов адресности, целенаправленности оказываемой помощи.
В целях повышения качества предоставляемых оздоровительных, образовательных и воспитательных услуг в оздоровительных учреждениях за счет средств областного бюджета, предусмотренных в Плане реализации мероприятий Программы "Лето - 2003-2005", ежегодно проводилось обучение специалистов администраций муниципальных образований, курирующих различные направления летней работы, и директоров загородных стационарных оздоровительных лагерей, а также обеспечение их методической литературой.
Особое внимание акцентировалось на содержании воспитательных программ оздоровительных лагерей, что способствовало увеличению за период действия Программы "Лето - 2003-2005" количества профильных лагерей, в том числе творческих и по интересам, для одаренных детей, спортивных лагерей, для лидеров детских и молодежных общественных объединений и так далее (2002 год - 380 профильных лагерей, 2003 год - 429 профильных лагерей, 2004 год - 434 профильных лагеря, 2005 год - 454 профильных лагеря).
Систематизирующей деятельностью в работе оздоровительных учреждений являлся ежегодный конкурс "Лучший оздоровительный лагерь", который нашел отклик в муниципальных образованиях. Средства на награждение выделялись из областного бюджета Ленинградской области. Ежегодно премиями по линии профильных комитетов награждались девять оздоровительных лагерей всех типов и видов, участвовавших в реализации Программы "Лето - 2003-2005".
Серьезная и планомерная работа проводилась по организации оздоровления и отдыха детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и требующих заботы со стороны государства, а именно: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из многодетных и неполных семей, детей безработных граждан, детей из семей вынужденных переселенцев и других категорий.
Пристальное внимание уделялось организованному отдыху и занятости детей и подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел. Каждому несовершеннолетнему исходя из имеющейся сети оздоровительных учреждений и с учетом интересов предлагались различные формы оздоровления, отдыха и занятости. В результате совместной работы всех субъектов профилактики правонарушений при постепенном снижении охвата организованными формами отдыха и занятости несовершеннолетних данной категории (2003 год - 75,4 процента, 2004 год - 73,3 процента, 2005 год - 62,6 процента) за период действия Программы "Лето - 2003-2005" на территории детских оздоровительных лагерей, ведомственно принадлежащих Ленинградской области, не было зарегистрировано ни одного преступления, совершенного несовершеннолетними и в отношении них, а также несчастных случаев со смертельным исходом. Отмечено снижение в летний период количества совершенных общественно опасных деяний лицами, не достигшими уголовно наказуемого возраста (2003 год - 247, 2004 год - 158, 2005 год - 137), и числа их участников (2004 год - 92, 2005 год - 59).
Активный отдых и занятость подростков ежегодно способствовали стабилизации оперативной обстановки по линии несовершеннолетних в летний период.
Используя накопленный опыт по совершенствованию программы мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, муниципальные органы управления образованием, комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области проводили большую спортивно-оздоровительную работу с детьми и подростками. Ежегодно в каникулярное время организовывались муниципальные и областные соревнования по легкой атлетике, спортивному ориентированию, шахматам, футболу, настольному теннису, вольной борьбе, художественной гимнастике, боксу и другим видам спорта, в которых ежегодно принимали участие более 30 тысяч детей, подростков и молодежи.
Реализация Программы "Лето - 2003-2005" способствовала повышению внимания к формированию у детей, подростков и молодежи эмоционального, духовного и творческого потенциала путем организации значимой досуговой деятельности, проводимой в летнее время областными театрами, центрами и домами культуры, парками, библиотеками.
Особое место занимала трудовая занятость детей, подростков и молодежи в летнее время при тесном взаимодействии и софинансировании администраций муниципальных образований, работодателей и центров занятости населения.
Основными видами трудовой занятости подростков и молодежи являлись благоустройство и озеленение городов и поселков, ремонт школьной мебели, строительство лыжных трасс, посильный ремонт спортивных комплексов и сооружений. Традиционно организовывалось трудоустройство подростков и молодежи в рамках семейно-родственных отношений.
Итоги реализации Программы "Лето - 2003-2005"
Критерий оценки | Планировалось по Программе |
2003 год | 2004 год | 2005 год |
Количество оздоровительных лагерей всех типов и видов |
1 100 | 1 332 | 1 336 | 1 401 |
Охват организованным отдыхом в оздоровительных учреждениях (человек) |
96 332 | 108 442 | 113 006 | 114 773 |
Процент охвата от всех детей, подростков и молодежи от 6,5 до 17 лет (включительно), зарегистрированных на территории Ленинградской области |
50 | 51 | 52 | 55 |
Процент охвата школьников 1 и 2 ступени обучения |
64 | 69,3 | 75 | 78 |
Охват организованным отдыхом детей и подростков, нуждающихся в заботе государства (человек) |
52 400 | 51 452 | 56 508 | 57 247 |
Число участников походов и экскурсий (человек) |
80 850 | 110 561 | 111 097 | 112 708 |
Обеспечение временной занятости подростков и молодежи, в том числе в системе семейно-родственных отношений (человек) |
20 000 | 19 756 | 21 544 | 20 997 |
Эффективному выполнению Программы "Лето - 2003-2005" способствовала слаженная работа администраций муниципальных образований, комитетов социального комплекса Правительства Ленинградской области, объединение финансовых средств из различных источников финансирования и своевременное финансирование летней работы из бюджетов всех уровней. На организацию мероприятий по оздоровлению, отдыху и занятости детей, подростков и молодежи за период действия Программы "Лето - 2003-2005" израсходовано:
N п/п |
Источники финансирования |
2003 год (тыс.руб.) |
2004 год (тыс.руб.) |
2005 год (тыс.руб.) |
Итого (тыс.руб.) |
Выполнение Программы (процентов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Бюджеты муниципальных образований |
36 813,29 | 43 333,8 | 61 175,7 | 141 322,79 | 117,2 |
2. | Областной бюджет | 17 280,0 | 18 596,4 | 18 821,9 | 54 698,3 | 100 |
3. | Федеральный бюджет (за счет субвенции из федерального бюджета) |
15 090,0 | 22 108,4 | 16 320,0 | 53 518,4 | 112,2 |
4. | Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
74 063,6 | 87 804,3 | 100 157,1 | 262 025,0 | 108,6 |
5. | Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования |
10 766,2 | 10 840,0 | 15 894,9 | 37 501,1 | 94,8 |
6. | Управление Федеральной государственной службы занятости по Ленинградской области |
5 354,9 | 5 527,1 | 3 031,5 | 13 913,5 | 55,3 |
7. | Прочие источники | 33 793,76 | 16 626,1 | 38 866,8 | 89 286,66 | |
Итого | 193 161,75 | 204 836,1 | 254 267,9 | 652 265,75 | 121,1 |
Для оперативного решения вопросов по организации oздopoвления, oтдыха и зaнятости дeтей, пoдpocтков и молодежи ежегодно постановлением Правительства Ленинградской области утверждалась межведомственная координационная комиссия, которая в летнее время еженедельно выезжала в муниципальные образования в целях координации и контроля в рамках своих полномочий за организацией летней работы администрациями муниципальных образований.
Главным результатом работы основных исполнителей и соисполнителей Программы "Лето - 2003-2005" стало укрепление здоровья детей и подростков в период летнего отдыха, что позволило обеспечить в среднем снижение общей заболеваемости среди детей и подростков накануне учебного года на 12 процентов.
Программу "Лето - 2003-2005" можно считать выполненной.
Вступление в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перераспределило обязанности организаторов летней кампании: вопрос организации отдыха детей в каникулярное время отнесен к вопросам местного значения муниципальных районов и городского округа, создание условий для организации досуга - к вопросам местного значения поселений.
Финансирование мероприятий летней кампании из средств областного бюджета уменьшилось с 18 821,9 тысячи рублей в 2005 году (комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области - 11 млн.рублей, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области - 4,2 млн.рублей, комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области - 3,566 млн.рублей) до 8 672,0 тысячи рублей в 2006 году.
Всего организованным отдыхом в оздоровительных учреждениях в летний период 2006 года было охвачено 99 884 человека, или 52 процента от всех детей, подростков и молодежи в возрасте от 6,5 до 17 лет (включительно), зарегистрированных на территории Ленинградской области (2005 год - 55 процентов). Охват детей и подростков до 15 лет (включительно), зарегистрированных на территории Ленинградской области, составил 67,3 процента (2005 год - 68 процентов). Охват учащихся образовательных учреждений составил 69,4 процента (2005 год - 72 процента), в том числе 1 и 2 ступени обучения - 78 процентов (2005 год - 78 процентов).
На организацию плана мероприятий по оздоровлению, отдыху и занятости детей и подростков летом 2006 года израсходовано 236 045,85 тысячи рублей (2005 год - 254 267,9 тысячи рублей).
Данные цифры показывают уменьшение охвата в нашем регионе организованными формами отдыха и занятости детей и подростков по сравнению с предыдущими годами в целом, фактически это результаты начала реализации Программы "Лето - 2003-2005".
Уменьшилось количество оздоровительных мероприятий и учреждений для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел.
По-прежнему существует проблема полноценного отдыха детей в связи с отсутствием загородных стационарных оздоровительных лагерей у таких крупных муниципальных образований, как Всеволожский муниципальный район, Волховский муниципальный район, Кировский муниципальный район, Подпорожский муниципальный район, Сосновоборский городской округ. Не функционировал летом 2006 года загородный лагерь в муниципальном образовании Лужский муниципальный район.
Для стабилизации системы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Ленинградской области, оказания эффективной государственной помощи в отношении семей и детей, направленной на укрепление здоровья подрастающего поколения, и, в конечном итоге, на улучшение демографической ситуации в стране, разработана настоящая Программа.
Основной целью Программы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для полноценного отдыха, оздоровления, творческого досуга и занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской области, расширение социальной инфраструктуры, способствующей укреплению их здоровья, воспитанию и развитию.
1.2. Связь Программы с другими социально-экономическими
мероприятиями Правительства Ленинградской области
Программа разработана во взаимосвязи со следующими региональными целевыми программами:
"Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" (утверждена областным законом от 18 мая 2006 года N 32-оз);
"Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2005-2010 годы" (утверждена областным законом от 28 сентября 2004 года N 66-оз);
"Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области" (утверждена областным законом от 1 августа 2006 года N 71-оз);
Вероятно в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: Программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области" утверждена Законом Ленинградской области от 30 сентября 2005 г. N 77-оз
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ленинградской области на 2005-2008 годы" (утверждена областным законом от 28 июля 2005 года N 62-оз);
"Молодежь Ленинградской области" на 2005-2008 годы" (утверждена областным законом от 14 ноября 2004 года N 85-оз);
"Культура Ленинградской области: 2006-2007 годы" (утверждена областным законом от 1 ноября 2005 года N 92-оз);
"Профилактика правонарушений в Ленинградской области на 2007-2009 годы" (утверждена областным законом от 11 декабря 2006 года N 148-оз).
В Программу включены мероприятия региональной целевой программы "Развитие системы социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы" (утверждена областным законом от 1 июня 2007 года N 90-оз), однако средства, выделенные для финансирования этих мероприятий, не учтены в итоговой сумме финансирования Программы.
1.3. Участники разработки Программы
В разработке Программы участвуют администрации муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по здравоохранению Ленинградской области, комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области, комитет по культуре Ленинградской области, комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области, Управление занятости населения Ленинградской области, Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Главное управление МЧС России по Ленинградской области, кoмитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Лeнингpaдскoй oблaсти, комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
2. Обоснование мероприятий Программы
и расчет необходимого ресурсного обеспечения
2.1. Финансирование Программы
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечение средств из следующих источников финансирования согласно Плану реализации мероприятий Программы (приложение 1 к Программе):
всего - 243 214,4 тысячи рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 20 670,0 тысячи рублей,
областного бюджета - 730,0 тысячи рублей,
местных бюджетов - 65 036,0 тысячи рублей,
внебюджетных фондов (Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) - 120 208,3 тысячи рублей,
прочих источников - 36 570,1 тысячи рублей.
Федеральные средства поступают в бюджет Ленинградской области в виде субвенций и направляются на реализацию полномочий по организации оздоровления и занятости детей и подростков в муниципальные районы и городской округ.
Предусмотренные Программой расходы содержания в оздоровительном лагере на одного ребенка в день и средняя стоимость социальной путевки в загородные стационарные оздоровительные лагеря, расположенные на территории Ленинградской области, в 2007 году представлены в приложении 4 "Примерная калькуляция стоимости содержания в организациях отдыха и оздоровления одного ребенка в день в 2007 году (в рублях)" к Программе.
Расходы содержания в организациях отдыха и оздоровления одного ребенка в день и средняя стоимость социальной путевки в загородные стационарные оздоровительные лагеря, расположенные на территории Ленинградской области, рассчитываются и ежегодно утверждаются постановлением Правительства Ленинградской области исходя из стоимости натурального набора продуктов в день на одного ребенка по фактически сложившимся ценам в регионе с учетом ежегодного повышения заработной платы педагогических работников и индекса-дефлятора потребительских цен на товары и услуги.
Полномочиями по установлению родительской платы в муниципальных учреждениях оздоровления и отдыха наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа.
2.2. Основные цели и задачи, решаемые в рамках Программы,
и пути их реализации
Анализ достигнутых результатов в ходе реализации Программы "Лето - 2003-2005" и реального положения дел в сфере оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской области в летнее время позволили определить приоритетные направления развития государственной политики в организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 2007 году.
Основной целью Программы является комплексное решение организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской области в 2007 году. Для ее достижения требуется решение следующих задач:
1. Совершенствование финансово-экономических, организационных, медицинских, социальных и правовых механизмов, обеспечивающих стабилизацию и развитие системы оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи.
Программой предусматривается:
объединение финансовых средств из федерального, областного, местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств родителей, промышленных и сельскохозяйственных предприятий всех видов собственности и других источников (подпункт 1 Плана реализации мероприятий Программы) для функционирования 710 организаций отдыха и оздоровления для 56 480 детей и подростков (приложение 3 к Программе);
принятие постановлений глав муниципальных образований по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, работа межведомственной координационной комиссии по вопросам оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи при Правительстве Ленинградской области и аналогичных комиссий при главах администраций муниципальных районов и городского округа Ленинградской области;
проведение областного конкурса оздоровительных лагерей, участвующих в реализации Программы;
принятие постановления Правительства Ленинградской области по результатам выполнения мероприятий Программы.
2. Обеспечение условий для сохранения и дальнейшего развития организаций отдыха и оздоровления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность детей, подростков и молодежи.
Программой предусматривается:
дальнейшая работа по укреплению материально-технической базы оздоровительных лагерей;
обеспечение организаций отдыха и оздоровления помещениями, отвечающими санитарно-гигиеническим нормам и требованиям противопожарной безопасности;
обеспечение необходимой мебелью, постельными и другими принадлежностями в соответствии с установленными нормами; обеспечение книгами, журналами, настольными играми, игрушками с учетом возраста детей, спортивным и туристическим снаряжением (пункт 7 Плана реализации мероприятий Программы).
3. Обеспечение условий для выполнения санитарно-гигиенических норм и правил, эпидемиологической и противопожарной безопасности, обеспечивающих у детей, подростков и молодежи охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, текущее медицинское обслуживание, закаливание организма, режим питания, формирование навыков здорового образа жизни.
Программой предусматривается:
организация и проведение лабораторного производственного контроля в организациях отдыха и оздоровления;
организация и проведение гигиенического обучения персонала организаций отдыха и оздоровления;
организация и проведение в достаточном объеме акарицидных обработок территорий организаций отдыха и оздоровления и дератизационных мероприятий;
укрепление материально-технической базы организаций отдыха и оздоровления и обеспечение их квалифицированными медицинскими кадрами;
обеспечение учреждений органов образования и социальной защиты населения системами автоматической пожарной сигнализации;
организация полноценного сбалансированного питания в период оздоровительной кампании;
прием организаций отдыха и оздоровления органами государственного санитарного эпидемиологического и пожарного надзора;
проведение профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни, проведение дней здоровья в период работы лагерей;
перевод дошкольных образовательных учреждений в летний период на оздоровительный режим (подпункт 3.1 Плана реализации мероприятий Программы);
проведение медицинских осмотров подростков при оформлении временной занятости на летний период; консультативный прием врачами-специалистами;
оценка эффективности оздоровления детей и подростков в оздоровительных учреждениях.
4. Использование передового опыта работы системы дополнительного образования и лучших оздоровительных учреждений области для развития творческого потенциала детей в художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой сферах, для развития сферы молодежного отдыха; дальнейшее развитие массовых видов спорта и туризма, поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений.
В программных мероприятиях комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области, муниципальных органов управления образованием, молодежной политики и культуры Ленинградской области предусматривается (подпункты 1.1 и 2.1 Плана реализации мероприятий Программы):
ежегодное проведение до 360 профильных оздоровительных лагерей и смен для детей, увлекающихся экологией, валеологией, спортом, туризмом, краеведением, археологией, морским делом, техническим творчеством, математикой, историей, литературой, музыкой, живописью и так далее;
проведение смотров, конкурсов, олимпиад, выставок технического и художественного творчества;
организация кружков, студий, объединений, секций по интересам в подростковых клубах по месту жительства;
проведение городских, районных и областных спортивных соревнований по всем видам спорта;
организация туристических слетов, экскурсий, походов, экспедиций с детьми и подростками;
организация юннатской и экологической работы;
поддержка оздоровительных учреждений для участников детских и молодежных общественных объединений Ленинградской области;
проведение в летнее время военно-патриотических игр, спортивных соревнований, массовых праздников; развитие молодежного отдыха на базе клубов и спортивных сооружений по месту жительства;
оказание содействия в организации отдыха и оздоровления студенческой молодежи Ленинградской области.
5. Выполнение государственного заказа для организации оздоровления и летнего отдыха детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей вынужденных переселенцев, подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.
Программой предусматривается (подпункты 1.1 и 5.1 Плана реализации мероприятий Программы):
изучение, анализ и обобщение социального заказа со стороны государственных органов и родителей, состоящих на учете в органах социальной защиты, на оздоровление, отдых и занятость детей в летнее время;
использование для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время материальной базы и кадрового потенциала учреждений социального обслуживания всех типов;
приобретение до 1 000 путевок в загородные стационарные оздоровительные лагеря и организация оздоровительных лагерей с круглосуточным и дневным пребыванием детей на 3 100 человек для детей из малообеспеченных семей за счет средств федерального бюджета;
оказание помощи детям, направляемым в оздоровительные учреждения из социально незащищенных семей;
развитие системы семейных летних мини-лагерей для 100 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета Ленинградской области;
разработка и апробация модели организации летних лагерей трудовой направленности для несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;
отработка новых форм адресной поддержки социально незащищенным семьям с детьми в летнее время, особенно для семей, проживающих в сельских поселениях;
приобретение не менее 527 путевок в загородные стационарные оздоровительные лагеря детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учащимся государственных образовательных учреждений за счет средств областного бюджета Ленинградской области и около 600 путевок в загородные стационарные оздоровительные лагеря детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учащимся муниципальных образовательных учреждений за счет средств бюджетов муниципальных образований.
6. Активизация совместной работы администраций муниципальных образований и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по предупреждению правонарушений среди детей, подростков и молодежи.
Программой предусматривается (подпункт 1.1 Плана реализации мероприятий Программы):
осуществление контроля за организацией летней занятости 5 701 подростка, состоящего на профилактическом учете в органах внутренних дел;
помощь органов внутренних дел в организации военно-спортивных лагерей, в том числе на базе воинских частей, лагерей труда и отдыха для подростков с девиантным поведением;
организация временных рабочих объединений для подростков группы риска через центры занятости населения с организацией питания за счет областных и федеральных средств по линии комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области;
организация профилактической работы с группами социального риска среди молодежи и подростков в летний период на базе оздоровительных лагерей для подростков и молодежи, состоящих на учете в органах внутренних дел;
организация и проведение 22 оздоровительных лагерей, в том числе лагерей труда и отдыха, для 453 подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, за счет средств местных бюджетов на базах образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, подростковых клубов, воинских частей;
содействие в выделении территориальными отделами внутренних дел из подразделений Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области дополнительного количества сотрудников и единиц автотранспорта для организации охраны правопорядка и взаимодействия с местными органами внутренних дел в местах дислокации на территории Ленинградской области детских оздоровительных учреждений.
7. Организация администрациями городских и сельских поселений культурно-досуговой деятельности при содействии комитета по культуре Ленинградской области, обеспечивающей разумное и полезное проведение детьми, подростками и молодежью свободного времени, их духовно-нравственное развитие.
Программой предусматривается (подпункт 2.1 Плана реализации мероприятий Программы):
открытие оздоровительных лагерей для сложившихся творческих коллективов одаренных детей, подростков и молодежи на базах домов и центров культуры, музыкальных и художественных школ;
организация работы областных театров, домов и центров культуры, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха, аттракционных городков для детей в летнее время;
проведение детских праздников, концертов, фестивалей, конкурсов, дискотек, выставок для детей и подростков в оздоровительных лагерях и по месту расположения культурно-досуговых учреждений;
организация досуговой деятельности подростков и молодежи в вечернее время по месту жительства;
организация культурно-досуговых мероприятий в местах расположения садоводческих коллективов;
направление студентов Ленинградского областного колледжа культуры и искусства для работы в детские оздоровительные лагеря, детские дома и школы-интернаты в летнее время.
8. Организация временной занятости детей, подростков и молодежи на условиях софинансирования работодателей, администраций муниципальных образований и Управления занятости населения Ленинградской области.
Программой предусматривается (подпункт 5.1 Плана реализации мероприятий Программы):
обеспечение молодежи и подростков Ленинградской области Управлением занятости населения Ленинградской области, центрами занятости населения Ленинградской области достоверной и полной информацией об их востребованности на рынке труда;
организация ярмарок профессий и рабочих мест для подростков и молодежи;
содействие работодателям в создании новых рабочих мест для обеспечения до 3 000 человек временными и сезонными видами занятости по благоустройству городов и поселков, ремонту учебных заведений, спортивных площадок, восстановлению памятников боевой и трудовой Славы; работа вожатыми и воспитателями в оздоровительных лагерях;
обучение молодежи в системе краткосрочных курсов компьютерной грамотности;
организация работы лагерей труда и отдыха с оплатой труда через центры занятости населения;
профессиональная ориентация молодежи на продолжение учебы и получение базового профессионального образования;
оказание психологической, материальной и иной помощи безработным подросткам и молодежи;
оказание помощи кoмитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Лeнингpaдскoй oбласти и сельскохозяйственными предприятиями всех видов собственности в предоставлении подросткам и молодежи до 4 000 рабочих мест по уходу за посевами и уборке урожая;
организация работы 1 206 учащихся учреждений начального профессионального образования Ленинградской области и общеобразовательных школ по заготовке кормов животным, выращиванию овощей, картофеля, производству молока, в том числе 500 человек - в составе областного студенческого специализированного отряда;
трудоустройство до 5 000 подростков и молодежи в рамках семейно-родственных отношений.
2.3. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы направлена на достижение социального эффекта, так как Программа призвана обеспечить стабилизацию системы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Ленинградской области, оказания эффективной государственной помощи в отношении семей и детей, направленной на укрепление здоровья подрастающего поколения, и, в конечном итоге, на улучшение демографической ситуации в стране. Достижение экономической эффективности не является основной целью реализации Программы.
Оценить и рассчитать в количественном выражении достижение экономического и бюджетного эффекта через социальные результаты не представляется возможным в силу отсутствия методик по данному направлению.
Социальный эффект от реализации Программы (приложение 8 к Программе):
создание условий для удовлетворения потребностей детей, подростков и молодежи в активном и полноценном отдыхе и оздоровлении, увеличение числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, в первую очередь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности детей и подростков в оздоровительных лагерях; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, эпидемиологической и противопожарной безопасности; профилактика травматизма и предупреждение несчастных случаев на воде;
создание максимальных условий для развития творческого потенциала детей, подростков и молодежи;
формирование приоритета здорового образа жизни, нравственных ориентиров средствами физической культуры, спорта и туризма;
создание условий для отдыха, оздоровления и занятости подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел.
Реализация Программы позволит:
обеспечить отдых и оздоровление 98 000 детей и подростков, в том числе до 49 000 детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в их числе 2 850 подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;
организовать в летний период туристические походы, экскурсии и соревнования для 80 850 детей, подростков и молодежи;
обеспечить до 18 000 детей, подростков и молодежи временной занятостью в летнее время (60 процентов - дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации), в том числе:
обеспечить до 3 000 подростков и молодежи временными и сезонными видами занятости с оплатой за счет средств работодателей, администраций муниципальных образований и Управления занятости населения Ленинградской области, организовать работу 1 206 учащихся учреждений начального профессионального образования Ленинградской области и общеобразовательных школ по заготовке кормов животным, выращиванию овощей, картофеля, производству молока, в том числе 500 человек - в составе областного студенческого специализированного отряда;
стабилизировать оперативную обстановку по линии несовершеннолетних: обеспечить в течение летнего периода снижение количества преступлений и их несовершеннолетних участников; на территории детских оздоровительных лагерей, ведомственно принадлежащих Ленинградской области, не допустить ни одного преступления, совершенного несовершеннолетними и в отношении них, а также несчастных случаев со смертельным исходом;
обеспечить снижение общей заболеваемости в течение учебного года среди детей и подростков, получивших отдых и оздоровление.
3. Управление Программой. Состав участников реализации Программы
Основным исполнителем Программы является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
Исполнителями Программы являются:
администрации муниципальных районов и городского округа (по соглашению),
комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области,
комитет по здравоохранению Ленинградской области,
комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области,
комитет по культуре Ленинградской области,
кoмитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Лeнингpaдcкой oбласти,
комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области,
Управление занятости населения Ленинградской области,
Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
4. Формы управления Программой при ее реализации
Реализация Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области" и областным законом от 19 февраля 1999 года N 23-оз "О региональных целевых программах Ленинградской области".
Выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе действующих и дополнительно разрабатываемых нормативных правовых актов.
Для оперативного решения вопросов оздоровления и отдыха детей и подростков при Правительстве Ленинградской области постановлением Правительства Ленинградской области утверждается межведомственная координационная комиссия (далее - Комиссия), председателем которой является вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы социальной сферы (приложение 6 к Программе).
Комиссия еженедельно в летнее время выезжает в муниципальные образования. Итоги работы Комиссии подводятся в администрациях муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений.
Комиссия координирует взаимодействие заинтересованных комитетов и ведомств по реализации мероприятий Программы, осуществляет информационное и методическое обеспечение.
Для составления ежеквартального отчета о ходе выполнения Программы, направляемого в комитет экономического развития Ленинградской области, руководители муниципальных образований, комитетов социального комплекса, внебюджетных фондов, других ведомств, задействованных в реализации Программы (приложение 2 к Программе), до 15 июля и 15 октября текущего года представляют в комитет общего и профессионального образования Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий Программы.
Результаты работы по оздоровлению, отдыху и занятости детей и подростков ежегодно рассматриваются на заседании Комиссии, на основании решения которой до 15 ноября текущего года постановлением Правительства Ленинградской области подводятся итоги реализации Программы.
О ходе реализации и результатах выполнения мероприятий Программы, целевом использовании бюджетных средств комитет общего и профессионального образования Ленинградской области ежеквартально информирует комитет экономического развития Ленинградской области и ежегодно - Правительство Ленинградской области.
5. Контроль за исполнением Программы
Текущий контроль осуществляют органы местного самоуправления, комитеты социального комплекса Правительства Ленинградской области и внебюджетные фонды.
Результаты контроля предоставляются ежеквартально в комитет экономического развития Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Общий контроль осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы социальной сферы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.