Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2010 г. N 587 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Стратегия развития
транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга
31 июля 2009 г., 17 мая 2010 г.,
1. Общие положения
Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга (далее - Стратегия) разработана в целях формирования долгосрочной государственной политики Санкт-Петербурга в сфере модернизации, развития, повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга (далее - TЛK).
TЛK объединяет внешний и городской транспорт, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, участников транспортно-логистической деятельности, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии при оказании транспортно-логистических услуг в интересах Санкт-Петербурга, а также при оказании этих услуг на территории Санкт-Петербурга в интересах иных субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и зарубежных государств.
TЛK выполняет следующие основные функции:
является одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения Санкт-Петербурга, от функционирования которой зависят качество жизни населения, эффективность работы других отраслей экономики Санкт-Петербурга и возможности использования его градостроительного и социально-экономического потенциала;
обеспечивает внешнеторговые связи Российской Федерации с Европой и Азией, а также часть транзитных перевозок в сообщении "Европа-Азия". По территории Санкт-Петербурга проходят евроазиатские транспортные коридоры "Север-Юг" и "Транссиб", а также панъевропейский транспортный коридор N 9.
Стратегия определяет цели и задачи развития TЛK на период до 2030 года, устанавливает целевые показатели развития TЛK.
Для обеспечения координации развития TЛK с развитием транспортной системы Российской Федерации расчетный срок действия Стратегии устанавливается исходя из срока действия долгосрочных документов стратегического характера в сфере транспорта, принятых на федеральном уровне, - Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р (далее - Транспортная стратегия), и Стратегией# развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р (далее - Стратегия развития железнодорожного транспорта).
Практическая реализация Стратегии осуществляется посредством выполнения перечней мероприятий по ее реализации, периоды действия которых соответствуют периодам действия федеральных целевых программ в сфере транспорта. Перечень мероприятий на 2010-2015 годы по реализации Стратегии корреспондируется по срокам с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848.
Стратегия направлена на решение задач, установленных долгосрочными и среднесрочными документами государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга и территориального планирования Санкт-Петербурга, в том числе Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 884 (далее - Концепция), Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 г. N 275 постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. N 884 признано утратившим силу
2. Анализ тенденций развития TЛK в 2004-2009 годах
В развитии TЛK в 2004-2009 годах выделяются два этапа.
На первом этапе (2004 год - III квартал 2008 года) поступательное развитие в Санкт-Петербурге промышленности, торговли, строительного сектора наряду с увеличением экспортно-импортных и транзитных перевозок обеспечило значительный рост объемных показателей работы во всех секторах TЛK.
В 2004-2008 годах общий объем перевалки и перевозки грузов в TЛK увеличился с 205 млн. тонн до 240 млн. тонн. Общий грузооборот морского порта Большой порт Санкт-Петербург (далее - Большой порт Санкт-Петербург) увеличился на 17 процентов и составил в 2008 году 59,9 млн.тонн, в том числе контейнерооборот увеличился в 2,6 раза до 1,98 млн. TEU в 2008 году. Объем местной грузовой работы железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (погрузка и выгрузка на железнодорожных станциях, расположенных в границах Санкт-Петербурга) увеличился на 16 процентов до 59,9 млн.тонн в 2008 году. Объем автомобильных грузовых перевозок увеличился более чем на 20 процентов и превысил 110 млн.тонн в 2008 году. Пассажиропоток в аэропорту "Пулково" увеличился на 63 процента и составил в 2008 году 7,07 млн. человек.
Площадь объектов терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах увеличилась на 22 процента и составила 6 596 тыс.кв.м. При этом площадь складских объектов классов "А" и "В+" увеличилась в 4,3 раза и достигла 1 243 тыс.кв.м.
На этом этапе во многих сегментах рынка транспортно-логистических услуг наблюдалось превышение спроса над предложением, фиксировался значительный объем инвестиций в TЛK как со стороны государственного сектора (развитие улично-дорожной сети, железных дорог, морских терминалов и т.д.), так и со стороны частных компаний (строительство в установленном порядке складских объектов, приобретение железнодорожного и автомобильного подвижного состава и т.д.).
Начало второго этапа (IV квартал 2008 года - IV квартал 2009 года) связано с мировым экономическим кризисом, который оказал непосредственное влияние на развитие TЛK.
В IV квартале 2008 года - первом полугодии 2009 года наблюдалось резкое уменьшение объемных показателей работы во всех секторах TЛK, за которым последовали падение ставок на услуги организаций TЛK и значительное снижение инвестиционной активности в сфере транспорта и логистики.
В первом полугодии 2009 года общий грузооборот Большого порта Санкт-Петербург по сравнению с аналогичным периодом 2008 года снизился на 23,5 процента, в том числе контейнерооборот - на 38,1 процента.
Общий объем местной грузовой работы железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге в первом полугодии 2009 года сократился по отношению к аналогичному периоду 2008 года более чем на 26 процентов. По Санкт-Петербургу снижение объема железнодорожных перевозок во внутреннем сообщении составило 40,8 процента, а внешнеторговых перевозок - 11 процентов.
В первом полугодии 2009 года в аэропорту "Пулково" по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем пассажирских перевозок уменьшился на 12,6 процента, объем грузовых перевозок - на 29,2 процента.
В этот период резко сократился спрос на складские услуги. Заполняемость новых складских объектов в первом полугодии 2009 года составила в среднем 30-50 процентов. Уменьшение спроса на рынке складских услуг привело к снижению арендных ставок на 40 процентов.
Во втором полугодии 2009 года темпы падения грузооборота и пассажирооборота в TЛK замедлились. В 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшение грузооборота Большого порта Санкт-Петербург составило 15,9 процента, в том числе контейнерооборота - 22,1 процента, снижение пассажиропотока в аэропорту "Пулково" составило 4,4 процента.
Восстановление рынка транспортно-логистических услуг в различных его сегментах имеет неравномерный характер, что приведет к формированию новой структуры этого рынка в посткризисный период.
3. Прогнозные параметры развития TЛK
Нестабильность мировой экономической ситуации в настоящее время не способствует формированию системы полных и достоверных прогнозных данных, определяющих параметры развития TЛK в средне- и долгосрочной перспективах.
Спрос на услуги TЛK будет зависеть от комплекса внешних и внутренних факторов, обуславливающих тенденции развития мировых рынков и направления социально-экономического развития Российской Федерации в целом и Санкт-Петербурга в частности.
Прогноз развития TЛK разработан в трех вариантах (инерционном, энергосырьевом, инновационном) на основе сценарных вариантов развития транспортной системы Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Транспортной стратегией, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Прогнозные оценки объемов перевозок грузов и пассажиров, площади терминально-складской инфраструктуры в TЛK на период до 2030 года приведены в приложении к Стратегии.
Анализ вариантов прогноза развития TЛK приводит к выводу о том, что инновационный вариант выступает в качестве целевого для долгосрочной государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития TЛK.
При инновационном варианте развития ТЛК его значение в обеспечении внешнеторговых связей Российской Федерации сохранится. К 2015 году объем грузовой базы внешнеторговых транзитных перевозок через Санкт-Петербург составит 81 млн.тонн, к 2030 году - 115 млн.тонн.
В Большом порту Санкт-Петербург продолжится объективная тенденция вывода с терминалов грузопотоков массовых экспортных грузов. Способствовать этому будет строительство в установленном порядке и ввод в эксплуатацию на территории Ленинградской области и других субъектов Российской Федерации новых морских терминалов, специализирующихся на перевалке наливных и навалочных грузов.
В посткризисный период усилится тенденция роста темпов контейнеризации грузов. К 2030 году контейнерные грузы станут основным видом грузов в общем грузообороте Большого порта Санкт-Петербург. Значительную долю в грузообороте будут занимать также рефрижераторные и ро-ро грузы. Предпосылками для этого станут конкурентные преимущества Большого порта Санкт-Петербург перед зарубежными портами Балтийского моря и российскими портами, заключающиеся в минимальном сухопутном транспортном плече до основных центров потребления Российской Федерации, а также в возможности оказания организациями ТЛК широкого спектра дополнительных услуг по обслуживанию этих грузов.
Морские терминалы, находящиеся в исторически сложившихся районах Большого порта Санкт-Петербург, расположенных в Кировском районе Санкт-Петербурга, не имеют территориальных резервов для развития. После 2015 года основное увеличение грузооборота Большого порта Санкт-Петербург будет достигнуто за счет развития аванпортов в районе железнодорожной станции Бронка, в г.Ломоносове, г.Кронштадте.
Грузооборот терминалов Большого порта Санкт-Петербург увеличится к 2015 году до 76,7 млн.тонн, в том числе по контейнерным грузам - до 36,2 млн.тонн; к 2030 году - до 108 млн.тонн, в том числе по контейнерным грузам - до 68,6 млн.тонн.
Количество пассажиров, обслуживаемых морским транспортом, в Санкт-Петербурге увеличится к 2015 году более чем в 2 раза по сравнению с показателем 2008 года и составит 1,1 млн. человек. К 2030 году будет превышен показатель в 2,5 млн. человек.
Объем перевозок грузов по Волго-Балтийскому водному пути восстановится до уровня 2008 года (18,2 млн.тонн) не позднее 2012 года. Прирост объемов грузоперевозок в 2015 году составит около 26 процентов к уровню 2008 года (22,9 млн.тонн).
Основной прирост произойдет за счет увеличения объемов перевозок строительных материалов, удобрений и черных металлов (на экспорт). После снятия инфраструктурных ограничений на лимитирующих участках Волго-Балтийского водного пути объем грузовых перевозок к 2030 году увеличится до 26 млн.тонн.
Прогнозируется увеличение объема транспортных пассажирских перевозок водным транспортом Санкт-Петербурга к 2015 году до 1,5 млн. человек, к 2030 году до 2,8 млн. человек.
Общий объем местной грузовой работы железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге к 2013 году вернется к показателям 2008 года (59,9 млн.тонн). Его увеличение прогнозируется до 66,5 млн.тонн к 2015 году и до 75,4 млн.тонн к 2030 году.
Около 90 процентов всех перевозок будет приходиться на нефтепродукты, металлы, минерально-строительные материалы (преимущественно нерудные) и удобрения. Прогнозируется рост контейнеризации грузов, перевозимых по железной дороге в Санкт-Петербурге (с 8 процентов от общего объема местной грузовой работы в 2008 году до 16 процентов к 2015 году и до 20 процентов к 2030 году). Основной объем местной работы с большегрузными контейнерами (65-80 процентов) будет производиться на припортовых железнодорожных станциях.
Доля внешнеторговых перевозок в составе местного грузооборота железнодорожного транспорта в границах Санкт-Петербурга возрастет с 47 процентов в 2008 году до 50 процентов в 2015 году и до 55 процентов в 2030 году.
Транзитные внешнеторговые перевозки через Санкт-Петербургский железнодорожный узел к 2015 году прогнозируются в объеме 47,6 млн.тонн, к 2030 году - 54,4 млн.тонн. Вынос за пределы Санкт-Петербурга транзитных перевозок, осуществляемых в направлении Финляндии и российских портов северной части Финского залива, станет возможным после реализации предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта проектов выноса грузового движения на новую линию Петяярви - Каменногорск с организацией скоростного пассажирского движения на существующей линии Санкт-Петербург - Выборг - Бусловская и строительства в установленном порядке железнодорожного обхода Санкт-Петербурга, а также проекта вывода за пределы Санкт-Петербурга станции Московская-Сортировочная.
Общий пассажиропоток в дальнем и местном сообщениях по головным станциям железнодорожного узла к 2015 году увеличится по сравнению с 2008 годом на 30 процентов до 12,9 млн. человек, к 2030 году - на 70 процентов до 16,1 млн. человек.
Увеличению объемов пассажирских перевозок после 2015 года будет способствовать перераспределение части пассажиропотока (до 1,5 млн. человек) с воздушного на железнодорожный транспорт вследствие ввода в эксплуатацию новой высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.
Определяющими факторами развития воздушного транспорта в Санкт-Петербурге станут:
строительство в установленном порядке нового централизованного пассажирского терминала, строительство и реконструкция в установленном порядке объектов аэродромной и иной инфраструктуры аэропорта "Пулково";
развитие базового авиационного перевозчика в аэропорту "Пулково".
Это создаст условия для формирования в аэропорту "Пулково" регионального трансферного узла - хаба для региона Северной Европы.
Объем пассажирских перевозок в аэропорту "Пулково" в 2015 году составит 15-17 млн. человек, объем перевозок грузов - 40-42 тыс.тонн. К 2030 году объем пассажирских перевозок увеличится до 25-30 млн. человек, объем грузовых перевозок достигнет 108-115 тыс. тонн.
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в Санкт-Петербурге к 2015 году увеличится до 137 млн.тонн (на 25 процентов больше уровня 2008 года), к 2030 году - 200 млн.тонн (на 85 процентов больше уровня 2008 года).
Объем международных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Санкт-Петербурге к 2030 году возрастет более чем в 2 раза по сравнению с 2008 годом и составит 1,65 млн. человек; наибольший рост числа пассажиров ожидается на направлении стран Европейского Союза. Общий объем перевезенных пассажиров в междугородном сообщении возрастет к 2030 году на 25 процентов по сравнению с 2008 годом и составит около 1,75 млн. человек.
Продолжится вывод из центральных районов Санкт-Петербурга складских объектов на территории, расположенные за кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга, в том числе на прилегающую к Санкт-Петербургу территорию Ленинградской области.
Прогнозируется размещение на территории Санкт-Петербурга складских объектов классов "А+", "А" и "В+" общей площадью 1 970 тыс.кв.м к 2015 году и 2 600 тыс.кв.м к 2030 году.
4. Цели и задачи развития ТЛК
Цели развития ТЛК определяются исходя из его функций в мировой, российской и городской системах экономических отношений.
Основными целями развития ТЛК являются:
удовлетворение потребностей отраслей экономики Санкт-Петербурга в транспортно-логистических услугах;
повышение мобильности населения Санкт-Петербурга, улучшение транспортной доступности Санкт-Петербурга для других регионов Российской Федерации, зарубежных государств;
обеспечение конкурентоспособности ТЛК на мировом и российском рынках транспортно-логистических услуг;
снижение отрицательных последствий для городской среды от осуществления транспортно-логистической деятельности на территории Санкт-Петербурга.
Достижение целей развития ТЛК направлено на улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга, которое в соответствии с Концепцией является главной целью развития Санкт-Петербурга.
Основными задачами развития ТЛК, решение которых обеспечит достижение указанных целей, являются:
ликвидация транспортных инфраструктурных ограничений для развития промышленности, торговли, строительного сектора, туризма, других отраслей экономики Санкт-Петербурга, внешнеторговых и транзитных перевозок за счет строительства в установленном порядке новых и повышения пропускной способности и скоростных параметров существующих объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
развитие терминально-складской инфраструктуры в соответствии с потребностями экономики Санкт-Петербурга и Российской Федерации;
повышение транспортной доступности для жителей и гостей Санкт-Петербурга объектов внешнего пассажирского транспорта Санкт-Петербурга (аэропорт, морской пассажирский терминал, автобусные вокзалы и станции);
применение инновационных технологий и продукции при строительстве, реконструкции и эксплуатации транспортной и терминально-складской инфраструктуры, использование инновационных информационных технологий и систем управления перевозками, внедрение принципов энергоэффективности и энергосбережения в ТЛК;
ориентация ТЛК на работу с высокотехнологичными, наиболее экономически выгодными и экологически чистыми грузами;
использование транспортных средств и технологий, повышающих экологичность транспортно-логистической деятельности;
расширение применения новых механизмов финансирования мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, в том числе использование механизмов государственно-частного партнерства;
использование механизма предоставления в установленном порядке земельных участков для проектирования и строительства объектов терминально-складской инфраструктуры на торгах.
Целевые показатели развития ТЛК на период до 2030 года приведены в таблице.
Целевые показатели развития ТЛК на период до 2030 года
Таблица
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Фактический показатель |
Целевой показатель |
|
|
|
|
2009 г. |
2015 г. |
2030 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Целевые показатели обеспечения потребностей экономики Санкт-Петербурга, российской и мировой экономик в услугах ТЛК | |||||
1.1 |
Грузооборот контейнерных грузов в Большом порту Санкт-Петербург |
тыс. TEU |
1 342 |
4 100 |
6 300 |
1.2 |
Доля перевозок контейнерных грузов железнодорожным транспортом в терминалы, расположенные в исторически сложившихся районах Большого порта Санкт-Петербург, а также из указанных терминалов |
% |
23 |
25 |
35 |
1.3 |
Грузооборот рефрижераторных грузов в Большом порту Санкт-Петербург |
млн.тонн |
2,8 |
5,1 |
5,1 |
1.4 |
Среднее время пребывания контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург |
сутки |
7 |
2-3 |
1-2 |
1.5 |
Объем погрузки грузов на железнодорожных станциях в границах Санкт-Петербурга |
млн.тонн |
5,3 |
12,5 |
15,7 |
1.6 |
Грузооборот аэропорта "Пулково" |
тыс.тонн |
20,7 |
42 |
110 |
1.7 |
Площадь складских объектов классов "А+", "А", "В+" |
тыс.кв.м |
997 |
1300 |
1600 |
1.8 |
Доля встроенных помещений в общей площади складских объектов |
% |
8,4 |
5 |
2 |
1.9 |
Протяженность улично-дорожной сети Санкт-Петербурга |
км |
3131,3 |
3611 |
4250 |
1.10 |
Средняя скорость транспортного потока |
км/час |
25 |
30 |
35 |
2. Целевые показатели транспортной доступности | |||||
2.1 |
Количество регулярных паромных линий в Санкт-Петербурге |
ед. |
1 |
9 |
15 |
2.2 |
Количество пассажиров, прибывающих в Санкт-Петербург морским транспортом |
млн. чел. |
0,4 |
1,1 |
2,5 |
2.3 |
Транспортные перевозки по водным путям Санкт-Петербурга |
млн. чел. |
0,1 |
1,5 |
2,8 |
2.4 |
Объем отправления пассажиров в дальнем и местном железнодорожном сообщении |
млн. чел. |
8,6 |
12,9 |
16,1 |
2.5 |
Количество отправлений поездов железнодорожного транспорта в сутки |
ед. |
54 |
60 |
100 |
2.6 |
Пассажиропоток в аэропорту "Пулково" |
млн. чел. |
7,07 |
17 |
30 |
2.7 |
Количество регулярных рейсов аэропорта "Пулково" в сутки |
ед. |
151 |
180 |
300 |
2.8 |
Интенсивность полетов авиации общего назначения |
тыс. взлетов - посадок |
6,2 |
15,0 |
31,0 |
2.9 |
Количество регулярных маршрутов автомобильного пассажирского транспорта в международном и междугородном сообщениях |
ед. |
81 |
100 |
120 |
3. Целевые показатели, отражающие воздействие TЛK на состояние окружающей среды | |||||
3.1 |
Объемы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга от автотранспортных средств |
тыс.тонн |
238 |
257 |
277 |
3.2 |
Доля грузовых автомобилей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, соответствующих экологическим нормам Евро-4 |
% |
|
20 |
80 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.