Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Программа
гармонизации межэтнических и межкультурных отношений,
профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности
в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы
(программа "Толерантность")
4 октября 2010 г.
Разработчик - - Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга
координатор Программы
Основные разработчики - Консультативный совет по делам
Программы: национально-культурных объединений при
Правительстве Санкт-Петербурга
- Комиссия по правам человека при Губернаторе
Санкт-Петербурга
- государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский государственный
университет"
- государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Российский государственный педагогический
университет им.А.И. Герцена"
- государственное учреждение культуры
"Российский Этнографический музей"
- Санкт-Петербургское государственное учреждение
"Санкт-Петербургский Дом национальностей"
- автономная некоммерческая организация "Центр
независимых социологических исследований"
- национально-культурные автономии
- общественные организации и объединения
Ответственные - исполнительные органы государственной власти
исполнители Санкт-Петербурга
мероприятий - органы местного самоуправления в
Программы: Санкт-Петербурге
- расположенные в Санкт-Петербурге научные,
образовательные учреждения и учреждения
культуры
- общественные организации и объединения
- некоммерческие организации
1. Общие положения
Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 - 2010 годы (программа "Толерантность") (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909, Закона Российской Федерации "О национально-культурной автономии", Закона Санкт-Петербурга от 15.09.2004 N 452-67 "О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге", а также принятой ЮНЕСКО Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира Организации Объединенных Наций. При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Санкт-Петербурга, разработки и выводы научных исследований, опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Санкт-Петербурга, учтены положительные результаты партнерства государственных и общественных организаций.
При разработке Программы учитывался опыт реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)".
Программа направлена на укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Программа реализуется совместными усилиями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, расположенных в Санкт-Петербурге научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций.
2. Исторические и мировоззренческие основы Программы
Программа призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Санкт-Петербурга. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Идеи национальной, расовой и религиозной терпимости пронизывали атмосферу жизни Санкт-Петербурга с момента его основания. Уникальность Санкт-Петербурга во многом определяется "гармонией разнообразия" - удивительным сочетанием в его архитектурном облике, социальной и духовной жизни достижений и образцов культур многих народов. Продолжение и развитие этих традиций - одна из задач реализации настоящей Программы.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Санкт-Петербурга.
3. Цели и задачи Программы
Главная цель Программы - укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Основными задачами реализации Программы являются:
1. Выявление и преодоление негативных тенденций, тормозящих устойчивое социальное и культурное развитие Санкт-Петербурга и находящих свое проявление в фактах:
межэтнической и межконфессиональной враждебности и нетерпимости;
агрессии и насилия на межэтнической основе;
распространения негативных этнических и конфессиональных стереотипов;
ксенофобии, бытового расизма, шовинизма;
политического экстремизма на националистической почве.
2. Формирование в Санкт-Петербурге позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством:
утверждения основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех жителей Санкт-Петербурга;
воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;
достижения необходимого уровня правовой культуры граждан как основы толерантного сознания и поведения;
формирования мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;
общественного осуждения и наказания на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве.
Достижение поставленных задач возможно в условиях упрочения российской общегражданской общности на основе признания прав и свобод человека и гражданина при одновременном создании условий для удовлетворения реальных этнокультурных и конфессиональных потребностей жителей Санкт-Петербурга.
4. Программные методы достижения цели и решения задач
Масштабность и сложность решения поставленных задач требуют применения программно-целевых методов при разработке и реализации Программы.
Осуществление комплекса мероприятий Программы должно проводиться по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование правовой базы и правоприменительной практики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
2. Выработка и реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма.
3. Повышение эффективности механизмов реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге.
4. Разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции мигрантов в петербургское сообщество и обеспечивающих удовлетворение этнокультурных и религиозных потребностей граждан.
5. Совершенствование системы регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в Санкт-Петербурге.
6. Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности и уважения к другим культурам.
7. Разработка и реализация в учреждениях дошкольного, начального, среднего, среднего специального и высшего образования Санкт-Петербурга образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.
8. Развитие межэтнической интеграции в области культуры.
9. Осуществление мониторинга выполнения Программы, постоянный контроль хода ее реализации со стороны органов государственной власти и общественности.
Комплекс мер, направленных на реализацию Программы, включает разнообразные виды деятельности, в том числе:
1. Выделение наиболее значимых социальных, экономических, политических и культурных факторов, влияющих на формирование толерантного/интолерантного сознания и поведения.
2. Разработку и осуществление системы действенных мер, проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, расположенных в Санкт-Петербурге научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций по пропаганде и утверждению ценностей, норм и установок толерантности, созданию в Санкт-Петербурге толерантной среды.
3. Создание эффективной системы государственной поддержки гражданских, общественных и национально-культурных инициатив, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия.
4. Разработку системы информационного и экспертно-аналитического сопровождения регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в Санкт-Петербурге.
5. Проведение городской политики в области культуры, в полной мере учитывающей этноконфессиональное разнообразие и одновременно общее петербургское культурное пространство.
6. Создание новых образовательных программ, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности, модернизацию учебных материалов и технологий, внедрение их в систему образования всех уровней.
7. Проведение просветительской работы среди жителей Санкт-Петербурга всех национальностей, направленной на распространение адекватных знаний и представлений об истории и культуре народов России и мира, о многонациональности Санкт-Петербурга в целях воспитания уважения к мировым культурным ценностям.
8. Обоснование индикаторов и критериев эффективности системы мер и действий по формированию толерантности и снижению межэтнической напряженности.
9. Проведение научных исследований, научно-практических конференций, семинаров по проблемам толерантности, межэтнических и межкультурных контактов и взаимодействий.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа имеет межведомственный комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2006-2010 гг.:
I этап (2006 г.) - разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения; обобщение и развитие имеющегося в Санкт-Петербурге конструктивного опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; широкое информирование жителей Санкт-Петербурга о целях, задачах и содержании Программы через средства массовой информации Санкт-Петербурга; привлечение внимания к целям, задачам и содержанию Программы представителей органов местного самоуправления, работников научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций; проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у жителей Санкт-Петербурга.
II этап (2007-2010 гг.) - реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы; реализация накопленного Санкт-Петербургом опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира; внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения во все сферы жизни и деятельности жителей Санкт-Петербурга; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.
6. Система программных мероприятий
Программа охватывает основные сферы общественной жизнедеятельности и направлена на выделенные целевые группы населения Санкт-Петербурга. Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы:
Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.
Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
Раздел 3. Развитие толерантной среды Санкт-Петербурга средствами массовой информации.
Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в петербургском сообществе.
Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге.
Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в Санкт-Петербурге. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Санкт-Петербурга.
Раздел 7. Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности в Санкт-Петербурге.
Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.
7. Основные условия и направления реализации Программы
Важнейшим условием успешного выполнения Программы является взаимодействие при ее реализации органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций. Только реальное взаимодействие может заложить основы гражданского согласия как необходимого условия сохранения стабильности, обеспечить результативность проводимых мероприятий.
Объединение усилий органов власти, общественных организаций и движений, участие структур гражданского общества в осуществлении Программы необходимы для эффективной борьбы с проявлениями политического экстремизма и ксенофобии. Рост активности граждан в противостоянии межнациональной и межрелигиозной розни способствует поддержанию общественного порядка, формированию этнической и конфессиональной толерантности. Каждый из разделов Программы должен стать объектом объединенных усилий участников Программы в деле всестороннего развития петербургских традиций гражданской солидарности, воспитания культуры мира и формирования толерантности, способствующих обеспечению атмосферы межнационального мира и согласия в Санкт-Петербурге.
Раздел 1. Воспитание культуры толерантности
через систему образования
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности.
В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Вместе с тем по ряду причин система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.
Задачи раздела:
Формирование у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности.
Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, направленных на укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.
Создание целостной системы научно-образовательного сопровождения Программы, направленной на развитие культуры гражданственности и толерантности в Санкт-Петербурге.
Совершенствование адресной научно-просветительной деятельности в сфере образования по формированию толерантной среды Санкт-Петербурга среди разных возрастных и этнических групп.
Ожидаемые результаты:
Интеграция в образовательном пространстве Санкт-Петербурга представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов.
Создание и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов по проблемам межнациональных отношений, взаимодействия культур в условиях мегаполиса и формирования толерантного сознания.
Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
Формирование и реализация механизмов влияния системы образования в целом на создание толерантной среды Санкт-Петербурга.
Раздел 2. Укрепление толерантности
и профилактика экстремизма в молодежной среде
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода "этно-" и "мигрантофобий". В "чужих" - "приезжих" и "мигрантах" - молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности. Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто такое, что ограничивает возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и так далее. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан.
Другая группа молодежи - второе поколение трудовых мигрантов, родившихся или прошедших социализацию в Санкт-Петербурге, нередко сама становится объектом этнофобии и ксенофобии со стороны своих сверстников. Ответная реакция на такие действия может привести к эскалации этнического экстремизма, вспышкам насилия. Нельзя не учитывать в этой ситуации и опасности возможного обращения определенной части мигрантской молодежи из мусульманских стран и регионов к этническому и религиозному фундаментализму.
Задачи раздела:
Формирование у молодежи Санкт-Петербурга позитивных установок в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в Санкт-Петербурге.
Повышение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в молодежной среде, предотвращение формирования экстремистских молодежных объединений на почве этнической или/и конфессиональной вражды.
Формирование у молодежи интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов, представленных в Санкт-Петербурге.
Ожидаемые результаты:
Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.
Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации молодежи из числа мигрантов.
Раздел 3. Развитие толерантной среды Санкт-Петербурга
средствами массовой информации
Важным направлением работы по формированию толерантной среды в Санкт-Петербурге является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям. Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, необходимо использование потенциала средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Как показывают исследования, крайние формы национализма в России непосредственным образом связаны с распространенностью языка вражды, отсутствием быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в средствах массовой информации, слабой разработанностью лексики, корректной в отношении этнического и конфессионального разнообразия.
Создание толерантной среды в Санкт-Петербурге связано с усвоением представителями журналистского сообщества и работниками средств массовой информации норм профессионального языка, предполагающих соблюдение определенных принципов: опоры на дух и букву закона, критического восприятия, независимости и двойной перепроверки при освещении конфликтных и кризисных ситуаций, редакционного комментирования, неприкосновенности частной жизни и т.п.
Главные усилия раздела сосредоточены на совместных с журналистским сообществом выработке и внедрении профессиональных стандартов, этических норм и механизмов саморегулирования. Целевыми аудиториями являются редакционные коллективы средств массовой информации и Интернет-ресурсов; профессиональные организации журналистов, PR-специалистов, специалистов по рекламе и других информационных работников (союзы, организации и т.п.). Важная роль в реализации задач раздела принадлежит системе профессионального образования журналистов.
Задачи раздела:
Выработка и внедрение в журналистском сообществе норм корректного публичного языка, пропаганда его употребления в среде многонационального петербургского сообщества.
Активизация работы средств массовой информации по пропаганде норм толерантного поведения и противодействию проявлениям этнической и религиозной нетерпимости.
Формирование положительного представления о многонациональности Санкт-Петербурга, содействие укреплению единства жителей Санкт-Петербурга.
Развитие средствами массовой информации петербургских традиций толерантности, воспитание уважения к культурному и этническому многообразию, представленному в Санкт-Петербурге.
Ожидаемые результаты:
Повышение вклада средств массовой информации в формирование толерантной среды Санкт-Петербурга, противодействие ксенофобии, проявлениям расизма и экстремизма.
Формирование четких ориентиров корректной публичной речи и использования "языка толерантности" в средствах массовой информации при освещении вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений.
Повышение оперативности в реагировании журналистского профессионального сообщества и общественности на появление в средствах массовой информации дискриминирующих высказываний.
Информирование зрительской и читательской аудитории средств массовой информации о многообразии представленных в Санкт-Петербурге этнических культур.
Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации районного и муниципального масштаба.
Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию
в петербургском сообществе
Санкт-Петербург возник как синтез западного Просвещения и российских традиций и развивался в непрерывном взаимообмене достижений разных национальных культур. В настоящее время Санкт-Петербург является местом встречи России, Запада и Востока. Петербургская культура неотделима от его многонациональности и открытости, ее нельзя разложить на отдельные этнические составляющие, она полифонична по определению.
В Санкт-Петербурге сформировались цивилизованные нормы взаимодействия людей разных национальностей и вероисповеданий, что стало атрибутом петербургской культуры. Феномен Санкт-Петербурга - это результат взаимодействия разных национальных культур через их непосредственных носителей и создателей - петербуржцев самого разного этнического происхождения.
Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения Санкт-Петербурга к базовым ценностям петербургской культуры, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением города разных национальностей. Большую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения Санкт-Петербурга.
Знание истории Санкт-Петербурга как многонационального мегаполиса, изучение петербургской полифоничной культуры и воспитание на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур является актуальной задачей формирования петербургской региональной и общероссийской гражданской идентичности. Одновременно это является воспитанием подлинного российского патриотизма, свободного от национализма и шовинизма.
Задачи раздела:
Широкое представление этнокультурного и конфессионального многообразия Санкт-Петербурга в его единстве, взаимодополнении и гармонии - в исторической ретроспективе, современном состоянии, тенденциях развития.
Воспитание у жителей Санкт-Петербурга интереса и уважения к культурным ценностям и традициям представленных в Санкт-Петербурге этнических сообществ как основы формирования толерантных установок; преодоление негативных национальных стереотипов массового сознания.
Координирование деятельности учреждений и организаций культуры и искусства, общественных национально-культурных и межнациональных объединений по формированию образа Санкт-Петербурга как открытого мультикультурного и поликонфессионального европейского города.
Формирование идеологии гражданской солидарности петербуржцев, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности.
Ожидаемые результаты:
Гармонизация межнациональных отношений, повышение уровня этносоциальной комфортности всего населения Санкт-Петербурга, формирование петербургской (региональной) идентичности населения.
Формирование толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ.
Расширение спектра представленности различных этнических культур в петербургской культуре в целом.
Решение имиджевых задач позиционирования Санкт-Петербурга на туристском рынке как крупного культурного центра с мультиэтническим и поликонфессиональным составом населения.
Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия
в Санкт-Петербурге
Среди культурно-исторических особенностей Санкт-Петербурга - многообразие представленных в городе религиозных конфессий, обилие различных этноконфессиональных общин и групп, культовых строений и памятников религиозной культуры. В течение многих десятилетий внутренняя жизнь Санкт-Петербурга основывалась на принципах взаимного уважения людей, исповедующих разные религии. Сохранение и развитие традиций религиозной толерантности в Санкт-Петербурге представляется особенно важным в ситуации нарастания в обществе проявлений расизма, экстремизма и ксенофобии, зачастую оправдывающихся идеологией религиозного фундаментализма.
Текущая религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и в других крупных городах России характеризуется рядом особенностей, обусловленных историческим и социально-экономическим развитием страны во второй половине XX - начале XXI вв. Вследствие этих особенностей Санкт-Петербург сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений, среди которых выделяются: низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Санкт-Петербурге религиозных организациях и группах, существование печатных и электронных изданий, проповедующих религиозный фундаментализм.
Появление подобных проблем в Санкт-Петербурге может привести к активизации религиозного фундаментализма, что повлечет за собой дестабилизацию в этноконфессиональных отношениях.
Задачи раздела:
Пропаганда ценностей сохранения этнического и конфессионального многообразия, религиозной толерантности и свободы совести среди представителей различных возрастных, социальных, профессиональных, этноконфессиональных групп.
Обеспечение доступа широких слоев населения Санкт-Петербурга к объективной информации о религиозных организациях и группах, действующих в Санкт-Петербурге; создание условий для экспертной оценки деятельности религиозных организаций и групп; эффективное противодействие религиозной нетерпимости и экстремизму.
Развитие межконфессионального и социального партнерства; повышение уровня взаимодействия религиозных организаций и групп в различных сферах общественной жизни; поддержание устойчивых контактов между различными религиозными организациями и группами и органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Ожидаемые результаты:
Воспитание у жителей Санкт-Петербурга, в первую очередь молодежи, позитивного отношения к конфессиональному многообразию Санкт-Петербурга.
Создание условий для эффективного противодействия проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости.
Сохранение и поддержание межконфессионального согласия, содействие диалогу религиозных объединений с органами государственной власти Санкт-Петербурга различного уровня.
Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения
законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений
в Санкт-Петербурге. Содействие адаптации и интеграции мигрантов
в культурное и социальное пространство Санкт-Петербурга
Одним из важнейших направлений деятельности по гармонизации межнациональных отношений и созданию толерантной среды является совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики в области межэтнических и межконфессиональных взаимодействий. Это относится к строгому соблюдению требований закона при найме на работу и использовании труда этнических мигрантов, улучшению работы органов внутренних дел, осуществляющих их регистрацию и учет занятости, предупреждению дискриминации по этническому признаку в сфере трудовых отношений, профилактике экстремизма и противодействию ксенофобии прежде всего в молодежной среде. Необходимо совершенствование профессиональных навыков сотрудников органов правопорядка, работающих с представителями этнических меньшинств, а также занимающихся расследованиями правонарушений и преступлений на почве этнической и религиозной нетерпимости. Насущной задачей является информирование населения, в первую очередь из числа иностранных граждан, о необходимости соблюдения мер безопасности в условиях крупного города.
Задачи раздела:
Совершенствование механизмов реализации миграционной и национальной политики в Санкт-Петербурге.
Повышение эффективности работы правоохранительных органов, силовых структур по профилактике экстремизма и дискриминации на расовой, национальной и религиозной почве.
Повышение уровня доверия в отношениях правоохранительных органов и этнических сообществ, представленных в Санкт-Петербурге.
Ожидаемые результаты:
Совершенствование форм и методов работы правоохранительных органов Санкт-Петербурга по профилактике проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации.
Повышение уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды Санкт-Петербурга.
Осуществление системы мероприятий, оптимизирующих экономическую и социокультурную адаптацию мигрантов к условиям петербургского мегаполиса.
Раздел 7. Использование ресурсов международного
и межрегионального сотрудничества в деле формирования
культуры мира и толерантности в Санкт-Петербурге
Международное и межрегиональное сотрудничество является важным ресурсом создания толерантной среды Санкт-Петербурга. В условиях глобализации, резко усилившей динамику миграционных потоков и международного культурного обмена, особую значимость приобретает задача сохранения культуры толерантности в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, сосуществования различных культур. На выработке стабильных и продуктивно действующих социальных и правовых механизмов предотвращения и пресечения межэтнической и межконфессиональной вражды, а также поощрения толерантности, сосредоточены усилия многих международных организаций (в частности, Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений: Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организации труда (МОТ); Совета Европы), к которым принадлежит и Россия.
Согласно Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 года утверждение терпимости в области межэтнических, межконфессиональных и межкультурных отношений связано, в том числе с соблюдением норм, установленных в международных правовых актах. В контексте задач развития Санкт-Петербурга как европейского города, соответствующего мировым стандартам, в том числе и в области толерантности, возникает необходимость учета требований, предъявляемых мировым и, в частности, европейским сообществом к самому понятию толерантного города, а также разработка и осуществление комплекса мер по включению Санкт-Петербурга в общемировой контекст толерантности.
Задачи раздела:
Выработка стратегии обеспечения соответствия Санкт-Петербурга принятым международным нормам в области политики толерантности и соблюдения прав человека.
Изучение и использование достижений различных регионов Российской Федерации, стран Европейского союза и международных организаций (ЮНЕСКО и других) в области политики интеграции и межкультурного взаимодействия (в том числе языковой адаптации), формировании надэтнической и надконфессиональной (региональной) идентичности.
Активизация взаимодействия с международными и национальными организациями, преследующими цели, близкие целям Программы, налаживание с ними партнерских связей, а также создание в рамках реализации совместных проектов сетевых организаций.
Ожидаемые результаты:
Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества для создания толерантной среды Санкт-Петербурга, учет мирового и общеевропейского контекста при принятии мер по обеспечению терпимости в отношении этнического, конфессионального и культурного многообразия Санкт-Петербурга.
Применение мирового, европейского и российского опыта в сфере социальной и культурной интеграции мигрантов, деятельности по профилактике нетерпимости на почве межэтнических и межконфессиональных отношений.
Повышение роли Санкт-Петербурга в рамках ведущейся мировым сообществом борьбы с этнической и конфессиональной интолерантностью, формирование образа Санкт-Петербурга как перспективного партнера для гуманитарного международного сотрудничества, укрепление международного авторитета Санкт-Петербурга в целом.
Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение,
мониторинг хода реализации Программы
Необходимым условием успешной реализации Программы является ее научное сопровождение. Привлечение экспертного сообщества к разработке концептуальных основ политики толерантности в Санкт-Петербурге позволяют обеспечить ее научную обоснованность, комплексность и целостность. В Санкт-Петербурге накоплен значительный научно-исследовательский потенциал в изучении межэтнических отношений в исторической ретроспективе и на современном этапе. Значительное внимание уделяется анализу проявлений этнокультурного и конфессионального негативизма, исследуются социальные причины расовых и этнических предрассудков, дискриминации, агрессии. Не менее важным является изучение позитивного опыта этнокультурного сотрудничества и взаимодействия петербуржцев.
Вместе с тем формирование толерантной среды мегаполиса, как единая научная, управленческая и практическая задача, требует, с одной стороны, осуществления комплекса исследовательских проектов по изучению фактического уровня этнокультурной толерантности в Санкт-Петербурге, а с другой стороны, объединения усилий органов государственной власти Санкт-Петербурга, научных, образовательных учреждений, учреждений культуры по реализации общей стратегии формирования толерантности в сознании и поведении петербуржцев. Важной формой таких согласованных действий является организация и проведение регулярного мониторинга Программы. Его результаты должны использоваться для оценки эффективности как отдельных мероприятий, так и Программы в целом.
Задачи раздела:
Выработка научно-обоснованной комплексной оценки толерантности/интолерантности применительно к различным группам и слоям населения Санкт-Петербурга.
Регулярный мониторинг хода реализации Программы.
Координация деятельности научно-исследовательских центров и организаций Санкт-Петербурга, работающих над решением проблемы формирования толерантной среды Санкт-Петербурга.
Создание и организация деятельности экспертной рабочей группы по вопросам профилактики ксенофобии и формирования толерантности.
Ожидаемые результаты:
Внедрение результатов, выводов и рекомендаций этносоциологических, этнопсихологических и других исследований в управленческую и практическую деятельность в соответствии с направлениями реализации и мероприятиями Программы.
Использование результатов регулярного (один раз в полгода) мониторинга выполнения мероприятий Программы для оценки ее эффективности.
Применение разработанных методик оценки уровня этнокультурной толерантности в работе правоохранительных органов, учреждений образования и т.д.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 октября 2010 г. N 1307 в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Организационное, финансовое обеспечение
реализации Программы, контроль за ходом ее исполнения
Программа реализуется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, расположенных в Санкт-Петербурге научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций. Координатором Программы является Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. Координатор Программы совместно с Консультативным советом по делам национально-культурных объединений при Правительстве Санкт-Петербурга осуществляет управление реализацией Программы: готовит предложения о порядке выполнения Программы, включении, исключении и корректировке отдельных разделов и мероприятий, осуществляет координацию и контроль за ходом реализации Программы ответственными исполнителями. Координатор Программы совместно с Консультативным советом по делам национально-культурных объединений при Правительстве Санкт-Петербурга один раз в полгода проводит мониторинг выполнения запланированных мероприятий Программы, обобщает достигнутый опыт и дает оценку промежуточным результатам реализации Программы. Координатор Программы ежегодно готовит отчеты о выполнении мероприятий Программы и информирует Правительство Санкт-Петербурга о ходе реализации Программы.
В процессе реализации Программы ответственные исполнители используют конструктивный опыт, методы и средства формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира, накопленные научными, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, общественными организациями и объединениями, иными некоммерческими организациями.
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Размещение заказов, связанных с исполнением Программы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Затраты, связанные с реализацией I этапа Программы, предусмотрены в рамках текущего финансирования исполнительных органов государственной власти. Затраты на оставшийся период будут финансироваться за счет бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год. Размеры бюджетного финансирования Программы на последующие годы заложены без увеличения объемов традиционно сложившихся затрат по соответствующим направлениям.
В целях поддержки некоммерческих организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих правовую и медико-социальную помощь беженцам и вынужденным переселенцам на территории Санкт-Петербурга, в случаях и порядке, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и принимаемыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Санкт-Петербурга указанным организациям на конкурсной основе могут предоставляться субсидии в целях возмещения затрат на реализацию социальных проектов, направленных на укрепление толерантности.
Привлечение внебюджетных источников финансирования отдельных мероприятий осуществляется на основе предложений ответственных исполнителей мероприятий Программы.
10. Ожидаемый социально-экономический эффект
от реализации Программы
Реализация Программы позволит:
1. Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости.
2. Разработать нормативную и методическую базу в области совершенствования межнациональных и межконфессиональных отношений в Санкт-Петербурге, внедрить управленческие и организационные методы работы, способствующие формированию толерантной среды в Санкт-Петербурге.
3. Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в Санкт-Петербурге прежде всего в молодежной среде.
4. Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.
5. Консолидировать многонациональное население Санкт-Петербурга на основе начал гражданской идентичности и создать тем самым условия для утверждения принципов толерантности во всех сферах межэтнического и межконфессионального взаимодействия.
6. Повысить эффективность расходов бюджета Санкт-Петербурга на обеспечение безопасности.
7. Повысить привлекательность Санкт-Петербурга для российских и иностранных туристов, обеспечить рост туристского потока и доходов от туризма.
8. Качественно улучшить международный имидж Санкт-Петербурга как одного из крупнейших полиэтнических центров России, Европы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.