Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 23 мая 2001 г. N 325 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к приказу Комитета
по образованию
Методические указания
о регламентации образовательного процесса в учреждениях
дополнительного образования детей Санкт-Петербурга
23 мая 2001 г.
1. Условия организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) Санкт-Петербурга регулируются Уставом учреждения, договором о взаимоотношениях с учредителем, настоящими указаниями.
2. Образовательный процесс в УДОД осуществляется с учетом принципов внешкольной работы: массовости, добровольности и свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их инициативы и самостоятельности.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля.
3. Деятельность детей в УДОД осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, театр, сектор, центр, группа, кружок и др.), в которых могут заниматься учащиеся с 6 до 18 лет (старше 18 лет могут посещать занятия помимо списочного состава).
В работе объединений могут принимать участие совместно с детьми их родители (без включения в основной состав) при наличии условия по согласованию с администрацией.
4. Учебно-производственный план, в котором указывается перечень видов деятельности, количество групп и занимающихся в них детей, объем педагогических и концертмейстерских часов по годам обучения и другие необходимые для планирования средств показатели, ежегодно, в срок до 1 июля утверждается органом управления образованием, осуществляющим финансовое обеспечение. Этот план при необходимости может быть откорректирован до 1 октября текущего года по согласованию с учредителем.
Учебно-производственный план по объединениям, работающим на платной основе, составляется по такой же форме и по требованию учредителя представляется ему на согласование.
В течение учебного года руководителем по согласованию с учредителем в учебно-производственный план УДОД могут быть внесены изменения, которые оформляются в установленном порядке (примерная форма учебно-производственного плана прилагается).
5. Списочный состав каждого объединения формируется исходя из вида деятельности, возраста, санитарных норм, учебной программы, года занятий по норме наполняемости:
- на 1 году обучения - не менее 15 человек,
- на 2 году обучения - не менее 12 человек,
- на 3 году обучения и последующих лет - не менее 10 человек.
В случае снижения фактической посещаемости в течение учебного года объединения должны быть объединены или расформированы. Высвобождаемые в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений по согласованию с учредителем или изъяты как отпавшие расходы.
6. Численный состав объединений, использующих компьютерную технику, должен соответствовать "Гигиеническим требованиям к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", санитарным нормам и правилам СанПиНа 2.2.2.542-96, утвержденным постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.1996 N 14.
7. Списочный состав объединений детей-инвалидов формируется в индивидуальном порядке по согласованию с учредителем, осуществляющим финансовое обеспечение. Допускается меньшая наполняемость объединений, чем указанная в п. 5 настоящих указаний.
8. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, успешно прошедшие собеседование.
9. В составе контингента учащихся УДОД должно быть не менее 70% детей в возрасте от 10 до 16 лет.
10. Как правило, программа 1 года обучения ориентирована на 4-6 академических часов в неделю, 2 года обучения - 6-8 академических часов в неделю, 3 и последующих годов - 8-12 академических часов в неделю. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов.
11. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение врачебно-физкультурного диспансера или поликлиники о возможности заниматься данным видом деятельности.
12. Продолжительность одного занятия определяется программой и устанавливается для детей дошкольного возраста 35-40 минут, для школьников младшего возраста 1 час. 30 мин., для школьников среднего и старшего возраста - 1 час. 30 мин. - 2 час. 15 мин. (3 часа) с перерывами между занятиями. Возможно увеличение времени занятий исходя из специфики направления объединения.
Занятия могут производиться как со всем составом объединения, так и по звеньям и индивидуально в соответствии с программой.
Занятия объединений фиксируются в журналах учета работы объединения и системе дополнительного образования детей.
13. Занятия в УДОД проводятся в специально оборудованных помещениях согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается руководителем УДОД и заверяется печатью.
Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально.
14. В период школьных каникул объединения могут работать по специальному расписанию с переменным составом.
15. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться в форме проведения экспедиций, поездок, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей и летних школ.
16. Учебный год в УДОД начинается с 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего года. С 25 мая по 31 августа УДОД на основании приказа руководителя переходит на летний режим работы. Педагогические работники, зачисленные в штат УДОД на условиях совместительства, подлежат увольнению с 1 июня с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени, если их программа не предусматривает продолжения учебного процесса в летний период.
17. Оплата труда педагогов дополнительного образования детей осуществляется согласно тарификационному списку.
18. Ассигнования на содержание административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала утверждаются в объеме, необходимом для реализации основных функций УДОД, определенных учредителями. Распределение функций, указанных в приложении 1, между УДОД района оформляются приказом по ТОУО.
19. Штатное расписание УДОД утверждается его руководителем в пределах средств на оплату труда, выделенных учредителем, и внебюджетных источников.
При определении объема бюджетных средств учитываются следующие нормативы:
19.1. Количество штатных единиц заместителей директора (включая зам. директора по административно-хозяйственной части) не должно превышать 3 единицы.
19.2. Количество руководителей структурных подразделений по профилю определяется в соответствии со следующей таблицей 1:
Таблица 1
Руководители структурных подразделений |
До 10 |
Количество объединений, групп, секций |
||
от 10 до 30 |
от 30 до 50 |
от 50 и выше |
||
Зав. отделом по профилю |
- |
Устанавливается доплата одному из педагогов в счет над тарифного фонда |
1 |
1 |
Зав. лабораторией (секцией) |
- |
|
- |
1 |
19.3. Отделы организационно-массовой и методической работы создаются при условии координации УДОД определенных направлений внешкольной деятельности других типов образовательных учреждений.
19.4. Отдел организационно-массовой работы целесообразно переименовать в соответствии с его функционалом в образовательной системе района и УДОД. Варианты: культурно-досуговый, отдел социально-культурной деятельности, празднично-игровых форм, досуговых программ и т.д. Этот отдел создается в УДОД при условии заказа учредителей на этот вид деятельности с учетом взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
19.5. Функции отдела организационно-массовой работы:
- реализация и координация программ досуговой и воспитательной направленности в образовательных учреждениях района,
- организация региональных, городских, районных мероприятий по основным направлениям внешкольной деятельности,
- участие в организации школьных каникул, летней оздоровительной кампании, обеспечение выездов творческих детских коллективов.
19.6. Штатные единицы отдела организационно-массовой работы:
- заведующий отделом - 1 шт. ед.
- остальные штатные единицы определяются в соответствии с таблицей 2:
Таблица 2
N п/п |
Функции УДОД по организационно-массовой работе |
Кто обеспечивает |
Единицы расчета |
Примечание |
1. |
Реализация и координация программ досуговой и воспитательной направленности в образовательных учреждениях района, в т.ч. детских общественных организаций |
педагог-организатор |
1 шт.единица на каждое направление организационно-массовой работы с учащимися учреждений общего образования в соответствии с приказом учредителя о распределении функций между УДОД района |
Но не более 10 шт. единиц на район |
2. |
Организация региональных, городских районных мероприятий по основным направлениям внешкольной деятельности |
педагог-организатор методист |
1 шт. единица на 1000 воспитанников в УДОД 1 шт. единица |
|
3. |
|
концерт- мейстер техник ТСО |
1 шт. единица
1 шт.единица |
|
19.7. Функции отдела методической работы:
- методическое обеспечение образовательного процесса в УДОД и других образовательных учреждениях по своему профилю;
- создание базы данных о контингенте обучающихся в УДОД, кадровом обеспечении образовательного процесса, обобщение результативного опыта педагогической деятельности и прогнозирование развития УДОД;
- организация деятельности методического кабинета в УДОД;
- проведение обучения педагогических кадров образовательных учреждений методике организации воспитательной деятельности, разработка моделей участия УДОД в организации воспитательной работы и других типах образовательных учреждений;
- поддержка, развитие и методическое обеспечение детско-юношеских общественных организаций, движений, действующих в образовательных учреждениях.
19.8. Штатные единицы отдела методической работы:
- заведующий отделом - 1 шт. единица,
- остальные штатные единицы определяются в соответствии с таблицей 3:
Таблица 3
N п/п |
Методические функции УДОД |
Кто обеспечивает |
Единицы расчета |
Примечание |
1. |
Методическое обеспечение образовательного процесса УДОД и других образовательных учреждений по своему профилю |
Методист по профилю деятельности |
1 шт.единица на 30-50 детских объединений по профилю деятельности в УДОД и в образовательных учреждениях |
|
2. |
Создание базы данных о контингенте обучающихся в УДОД, кадровом обеспечении образовательного процесса, обобщение результативного опыта педагогической деятельности и прогнозирование развития УДОД |
Методист |
1 шт.единица |
|
3. |
Организация деятельности методического кабинета |
Зав.методическим кабинетом |
1 шт. единица зам. методического кабинета вводится в случае наличия кабинета и использования в работе не менее 3000 единиц дидактической, методической, печатной и аудиопродукции |
|
4. |
Проведение обучения педагогических кадров образовательных учреждений методике организации воспитатетельной деятельности разработка моделей участия УДОД в организации воспитательной работы в других типах образовательных учреждений |
Методист по работе с заместителями директоров по воспитательной работе, классными руководителями общеобразовательных школ |
1 шт. единица из расчета на каждые 250 заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей общеобразовательных школ |
|
5. |
Поддержка, развитие и методическое обеспечение детско-юношеских общественных организаций, движений, действующих в образовательных учреждениях |
Методист по работе со старшими вожатыми лидерами детских общественных организаций и движений Педагог-организатор |
1 шт. единица на район
1 шт. единица |
В случае наличия в отделе детского актива (штаба, совета, клуба) не менее 50 человек |
6. |
Научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы |
Методист |
1 шт.единица |
Вводится при условии утверждения УДОД приказом Комитета по образованию городской экспериментальной площадкой с обязательным указанием сроков эксперимента |
20. Для обеспечения образовательного процесса непосредственно в УДОД могут быть выделены средства на установление должностей:
20.1. Художественный руководитель ансамбля с числом участников не менее 300 человек.
20.2. Балетмейстер - при наличии хореографического коллектива с числом участников не менее 150 человек.
20.3. Хормейстер - при наличии хорового коллектива с числом участников не менее 150 человек.
20.4. Дирижер - при наличии оркестра с числом участников не менее 100 человек.
20.5. Педагог-психолог - 1 шт. единица на учреждение (по решению учредителя).
20.6. Механик - из расчета 1 шт. ед. на 20 единиц металлообрабатывающего, деревообрабатывающего оборудования.
20.7. Электроник - из расчета 1 шт. ед. на 20 единиц радиоэлектронных приборов.
20.8. Инженер-программист - из расчета 1 шт. ед. на 20 персональных компьютеров.
20.9. Киномеханик - при наличии оборудованной киноаппаратной.
20.10. Осветитель и машинист сцены - при наличии зрительного зала не менее чем на 250 мест.
20.11. Заведующий библиотекой - при наличии книжного фонда не менее 3 тысяч экземпляров.
20.12. Костюмер - при наличии хорового, театрального или хореографического коллектива. Зав. костюмерным складом - при наличии в УДОД не менее 300 единиц костюмов.
20.13. Садовник и подсобный рабочий - при наличии парка (сада), учебно-опытного участка - из расчета 1 единица на площадь не менее 1,5 га.
20.14. Лаборант и подсобный рабочий - при наличии юннатского клуба.
20.15. Администратор - при двухсменном режиме работы УДОД.
20.16. Уборщик помещений - из расчета 1 ед. на каждые 500 кв. м убираемой площади, но не менее одной должности.
20.17. Гардеробщик - при наличии оборудованного гардероба из расчета 1 ед. на каждые 300 номеров, но не менее одной единицы на УДОД (при оборудованном гардеробе), 2 ед. гардеробщика - при двухсменном режиме работы УДОД.
20.18. Водитель - при наличии автомашины: из расчета 1 шт. ед. на 1 ед. автотранспорта.
20.19. Главный бухгалтер, бухгалтер и кассир - при самостоятельном ведении бухгалтерского учета.
20.20. Рабочие по обслуживанию зданий, вахтеры, сторожа, дворники - по общим нормативам.
20.21. Дополнительные должности могут быть введены в штатное расписание УДОД при предоставлении учредителю аргументированных обоснований и при наличии финансовых возможностей.
Примечание: Типовые штаты внешкольных учреждений (приказ МП СССР от 20.07.1997 N 135), в том числе количество ставок методистов и педагогов-организаторов в пределах 25% фонда заработной платы, выделяемого на оплату педагогов дополнительного образования, утратили силу согласно приказу ГК по НО от 23.04.1990 N 280.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приказ МП СССР от 20.07.1997 N 135" имеется в виду "приказ МП СССР от 20.07.1987 N 135"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.