Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 31 июля 2008 г. N 450-рг в настоящее приложение внесены изменения
Утверждена
распоряжением Губернатора
Ленинградской области
(приложение)
Программа
проведения административной реформы в Ленинградской области
в 2006-2010 годах
24 апреля, 8 июня 2007 г., 31 июля 2008 г., 24 июня 2009 г., 24 марта 2010 г.
О реализации мероприятий по проведению административной реформы в Ленинградской области в 2007 году см. распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 апреля 2007 г. N 165-рг
Ленинградская область сегодня - один из самых динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Ее уникальное геополитическое положение на перекрестке сухопутных, водных и воздушных путей, близость к границам ЕЭС определяют экономическое и социально-политическое состояние региона. Ленинградскую область характеризуют разнообразные природные ресурсы, развитая экономика, богатая культура.
Основой экономического потенциала Ленинградской области является промышленность, имеющая многоотраслевой характер. Основные отрасли: топливная, нефтеперерабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная, химическая, машиностроение. Продукция производственно-технического назначения составляет более 85% выпуска промышленной продукции.
В современных условиях одной из важнейших задач социально-экономического развития Ленинградской области является привлечение инвестиций в производственную сферу региональной экономики. Для развития инвестиционного процесса Ленинградская область - один из наиболее перспективных регионов России. Этому способствуют уникальное геополитическое положение, природно-ресурсный, производственный, научно-технический и интеллектуальный потенциал, а также выгодное законодательство, направленное на создание удобных для инвестора правовых и информационных условий ведения бизнеса.
В регионе продолжается приток инвестиций в экономику. Сохраняются тенденции вложения средств отечественными компаниями наравне с западными. Важно, что инвесторы оплачивают модернизацию производства (по статистике 43% вложений использовано на приобретение машин и оборудования). Средства вкладываются как мировыми гигантами индустрии - компаниями "Форд", "Филипп Моррис" и другими, так и отечественными инвесторами, а также государственными монополистами. ОАО "Ленэнерго", в частности, реконструирует линии электропередачи, ОАО "Газпром" активно участвует в газификации области.
Более подробная характеристика Ленинградской области представлена на интернет-сайте www.lenobl.ru.
1. Обоснование необходимости проведения административной реформы
и описание региональных приоритетов в области реформирования
государственного управления в Ленинградской области
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006- 2010 годах.
Настоящая программа разработана с учетом одобренных положений Концепции и плана мероприятий. Программа административной реформы направлена на повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти.
Любая система управления должна повышать свою эффективность в динамике в соответствии с изменениями в окружающем мире. Чем более высокими темпами будет повышаться эффективность управления, тем более конкурентоспособным будет являться субъект управления, и наоборот.
В настоящее время любой субъект Российской Федерации находится в конкурентной среде, которая не ограничена масштабами России, а в условиях глобализации распространяется на весь мир. Соответственно, изменение (реформирование) системы управления субъекта Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности является перманентной задачей этого субъекта, этот процесс не может и не должен быть окончательно завершен ни в какой конкретный момент времени.
Основными активами, за которые конкурирует субъект Российской Федерации, являются финансовый капитал и человеческий капитал, включая его знания, навыки и умения. Более масштабные и качественные инвестиции создают большую добавленную стоимость. То же справедливо относительно человеческого капитала: чем выше его качество, тем большую добавленную стоимость он способен произвести. Как капитал стремится туда, где для него созданы наилучшие условия роста, так и люди стремятся на те территории, где созданы наилучшие условия для их жизни и возможности для приложения их профессиональных качеств. В условиях глобализации возможности миграции финансового и человеческого капитала значительно увеличились и обостряют конкуренцию во всех сферах с каждым годом. Наличие капитала, накопленного предыдущими поколениями, не гарантирует благополучия в будущем социуму, если он не стремится совершенствовать управление своей жизнедеятельностью со скоростью, соответствующей современным вызовам.
В конкуренции стран ориентиром может служить рейтинг конкурентоспособности, ежегодно подготавливаемый Институтом по стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса (институт возглавляет Майкл Портер) к Всемирному экономическому форуму в Давосе. В соответствии с этим рейтингом в 2000-2003 годах по рейтингу конкурентоспособности лидирующие позиции занимают такие страны, как Финляндия, США, Швеции, Германия. Россия занимает 70-е место (между Танзанией и Ганой). Характерно, что страны, демонстрирующие высокие показатели конкурентоспособности, имеют и лучшие показатели уровня жизни, при этом динамика этих показателей свидетельствует о том, что уровень жизни растет вслед за конкурентоспособностью (например, в Финляндии).
Позиции государства обеспечиваются в том числе позициями составляющих их субъектов, и чем более конкурентоспособными будут субъекты, тем более конкурентоспособным будет государство в целом. Отдельные территории стран могут иметь рейтинг, отличный от странового. Так, в 2003 году Москва в таком рейтинге соответствует 43-му месту, Пермская область и Нижегородская область - соответственно 55-му и 59-му местам. Различные рейтинги (рейтинги кредитоспособности, инвестиционной привлекательности и т. п. различных агентств, таких, как "Интерфакс", "Эксперт-РА" и т. п.) для сравнения регионов внутри России также активно применяются в последние годы.
Стратегической целью развития Ленинградской области является рост уровня и качества жизни населения, а рейтинг конкурентоспособности в значительной степени связан с уровнем жизни населения. Соответственно цели повышения уровня жизни и конкурентоспособности взаимосвязаны.
В своей деятельности государственные органы власти Ленинградской области руководствуются четырьмя основными взаимосвязанными приоритетами, а именно:
- рост эффективности государственного управления;
- экономический рост;
- рост человеческого капитала;
- рост уровня и качества жизни населения.
Реализация этих приоритетов приводит к росту конкурентоспособности региона.
Схема 1. Иллюстрирует взаимосвязанность различных аспектов целеполагания в деятельности региональной власти.
Схема 1
Схема целеполагания в деятельности региональной власти
/---------------------\
| Рост |
|конкурентоспособности|
| области |
\---------------------/
/\
|
/---------------------\
| Рост |
/----------->| уровня и качества | <--------------\
| | жизни | |
| \---------------------/ |
| | |
/-------------\ /--------------\ /-------------\
| Рост | | Рост доверия | | Рост |
|человеческого| \--------------/ |человеческого|
| капитала | | | капитала |
\-------------/ / \----------------/ \ \-------------/
/\ \ /----------------\ / /\
| | |
| \/ |
| /---------------------\ |
| | Рост | |
\-------------| эффективности |----------------/
| администрации |
\---------------------/
Повышение эффективности государственного управления обусловливает рост человеческого капитала и экономики Ленинградской области, а следовательно, рост уровня и качества жизни. Что в результате приводит к росту конкурентоспособности региона. При этом важно формирование стабильных условий для дальнейшего саморазвития после завершения Программы, чтобы положительные результаты реформы были необратимы.
Конкурентоспособность в изменяющемся мире является необходимым условием дальнейшего развития населения. В то же время она связана с другой, более традиционной целью работы органов государственного управления - ростом уровня жизни. В свою очередь, этот рост может быть обеспечен прогрессом в отношении двух основных направлений - роста человеческого капитала региона, происходящего в основном за счет работы бюджетной инфраструктуры (образование, здравоохранение, безопасность и т. п.), и экономического роста, формирующего рост материального благосостояния.
Таким образом, рост человеческого капитала и экономики приводит к росту уровня и качества жизни, что способствует росту доверия к органам власти и управления, создающим условия и обеспечивающим эффективное развитие социума.
Рост доверия, в свою очередь, способствует повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. То есть улучшению качества обратной связи в контуре государственного управления регионом.
Рост уровня и качества жизни способствует повышению конкурентоспособности области, так как для инвесторов создаются более выгодные и комфортные условия роста финансовых вложений, а территория, более комфортная для проживания и деятельности людей, привлекает квалифицированные кадры.
Однако, согласно ряду исследований, проведенных независимыми отечественными и зарубежными экспертами, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности.
Таким образом, первичным среди перечисленных приоритетов является повышение эффективности деятельности исполнительных органов власти Ленинградской области.
Настоящая Программа "Проведения административной реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах" направлена на реализацию важнейшего из четырех указанных приоритетов - повышение эффективности государственного управления.
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 г. N 184-рг в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели проведения административной реформы в Ленинградской области
и показатели достижения указанных целей
Рост эффективности государственного управления, экономический рост, рост человеческого капитала, рост уровня и качества жизни населения - четыре основных взаимосвязанных приоритета, которыми руководствуются в своей деятельности государственные органы власти Ленинградской области.
Реализация этих приоритетов приводит к росту конкурентоспособности региона. Однако, согласно ряду исследований, проведенных независимыми отечественными и зарубежными экспертами, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для движения в направлении остальных трех приоритетов.
Решение данной проблемы состоит в повышении эффективности государственного управления в Ленинградской области - это является основной целью программы административной реформы в регионе. Данная цель декомпозируется на три подцели:
1. повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области;
2. повышение качества и доступности государственных услуг в Ленинградской области;
3. ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования на территории Ленинградской области.
Достижение целей административной реформы оценивается по следующим показателям:
1. Оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг.
В настоящее время существуют социологические методы определения удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг, которые в значительной мере формируют отношение населения к деятельности органов исполнительной власти на региональном уровне. Основным инструментом для исследования качества и доступности государственных услуг, признанным в мировой практике, является проведение социологических опросов.
Предполагается в результате проведения административной реформы повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 процентов и к 2010 году - не менее чем до 70 процентов.
2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провела в 2004 году в 80 субъектах Российской Федерации исследование издержек малых предприятий на преодоление административных барьеров. По данным этих исследований, их размер составил в среднем 8,5 процента выручки предприятия.
Целевым показателем реализации мероприятий административной реформы в Ленинградской области является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 процентов, к 2010 году - до 3 процентов.
Абзац пятнадцатый-двадцатый исключен
См. текст абзаца пятнадцатого-двадцатого раздела 2
3. Система задач и соответствующий комплекс мероприятий по проведению
административной реформы в Ленинградской области до 2010 года
Разработанная Программа административной реформы не сводится к формальному выполнению отдельных мероприятий, но направлена на достижение комплексного результата повышении эффективности государственного управления в Ленинградской области.
Для этого сформирован следующий портфель задач Программы, дающий в сумме наибольший результат роста эффективности:
1. Внедрение принципов и процедур управления по результатам.
2. Разработка и внедрение административных регламентов и стандартов государственных услуг.
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 июня 2009 г. N 354-рг пункт 2_1 настоящего приложения изложен в новой редакции
2_1. Предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров.
2_2. Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме.
3. Оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции.
4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти.
5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
6. Формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
Для решения каждой задачи разработаны соответствующие мероприятия, представляющие собой целостный комплекс.
3.1. Внедрение принципов и процедур управления по результатам
Российский опыт последних 10 лет наглядно показывает: чтобы достичь целей государственной политики, недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий.
Для решения этой проблемы ставится задача внедрения методов и процедур управления, ориентированного на результат.
Внедрение механизмов управления, ориентированного на результат, позволит:
- достичь планируемых общественно значимых результатов на уровне органов исполнительной власти Ленинградской области;
- более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений органов исполнительной власти Ленинградской области;
- повысить эффективность использования ресурсов органов исполнительной власти Ленинградской области.
Решение данной задачи осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, включающего:
- создание и внедрение комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования и управления по целям и результатам деятельности, и системы контроля за достижением результатов деятельности органов исполнительной власти;
- разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями региона;
- внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей;
- разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;
- разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;
- внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей;
- внедрение механизмов управления подведомственными органам исполнительной власти организациями.
В ходе создания механизмов ведомственного и межведомственного планирования необходимо решить задачи по их методическому обеспечению и пилотному внедрению, а также обеспечить экспертное сопровождение внедрения указанных механизмов.
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 г. N 184-рг в подраздел 3.2 настоящего приложения внесены изменения
3.2. Разработка и внедрение административных регламентов
и стандартов государственных услуг
Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Ленинградской области не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
Административно-управленческие процессы в органах исполнительной власти Ленинградской области недостаточно организованы и часто не эффективны. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Для решения этих проблем необходима разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Решение этой задачи позволит:
- повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей;
- повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.
Необходимо также решить задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг, созданию и ведению реестров (перечней) государственных услуг, разработке стандартов государственных услуг и их внедрению, отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, созданию системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти.
В первую очередь планируется разработка и внедрение стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан. Перечень государственных услуг, которые предоставляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в отношении которых требуется первоочередная разработка и внедрение стандартов и административных регламентов, утвержден Правительственной комиссией по проведению административной реформы.
Другими составляющими этого направления являются разработка, утверждение и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) органами исполнительной власти Ленинградской области.
Под административным регламентом исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в настоящей Программе понимается областной нормативный правовой акт, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.
При разработке административных регламентов для органов исполнительной власти должна быть сформирована единая функционально-процессная модель организации их деятельности с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Эта модель является основой для формирования ведомственной программы информатизации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В рамках административной реформы должна быть подготовлена нормативно-правовая и методическая база для разработки и внедрения административных регламентов, проведены ведомственные и региональные эксперименты, разработаны пилотные проекты, обеспечены экспертная, консультационная и образовательная поддержка разработки и внедрения административных регламентов и сопровождение практики их применения.
Внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов предполагает совершенствование существующих и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями, нарушающих их права и законные интересы решений и действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц.
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 июня 2009 г. N 354-рг в раздел 3.2_1 настоящего приложения внесены изменения
3.2_1. Предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо создать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Ленинградской области (далее - многофункциональные центры).
Многофункциональные центры обеспечат:
- предоставление комплекса государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления в режиме "единого окна";
- комфортные условия для получения государственных и муниципальных услуг;
- организацию деятельности по информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе упорядочение административных процедур, административных действий и порядка принятия решений;
- упрощение порядка получения заявителями услуг, в предоставлении которых совместно участвуют органы власти разных уровней, а также организации на основе соглашений между этими органами и организациями;
- оперативную и удобную оплату государственных пошлин, сборов и других платежей, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг.
Для введения в опытную эксплуатацию одного или двух многофункциональных центров на территории Ленинградской области в начале 2009 года потребуется выполнить комплекс мероприятий, направленных на определение перечня услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров; 1 - 2 пилотных муниципальных районов (городского округа); необходимого количества "окон" (по видам услуг с учетом количества жителей и обращений); организационно-правовой формы; количества участников многофункциональных центров, а также на подбор помещений для размещения многофункциональных центров на территории муниципальных районов (городского округа) (с учетом требований стандартов), их ремонт и оборудование.
Кроме того, необходимо разработать нормативные акты и соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти Ленинградской области с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (обмен информацией, увеличение численности персонала и выделение персонала для работы в многофункциональных центрах, оплата коммунальных услуг и др.).
3.2_2. Предоставление информации о государственных услугах
и государственных услуг в электронной форме
Предоставление информации о государственных услугах может быть осуществлено посредством создания системы порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых органами исполнительной власти Ленинградской области.
Порталы государственных услуг должны быть доступны любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организованы таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее предоставление.
В системе порталов государственных услуг должны размещаться сведения об общем перечне (реестре) государственных услуг, подробная и систематизированная информация о каждой государственной услуге, а также о возможности предоставления государственных услуг в электронной форме.
Кроме того, порталы государственных услуг должны обеспечивать возможность получения необходимых достоверных форм документов, направления запросов и уведомлений, которые не требуют идентификации отправителя.
Должны быть созданы центры телефонного обслуживания, телефоны "горячей линии" по вопросам предоставления государственных услуг, интернет-сайт многофункционального центра.
В Ленинградской области отсутствуют возможности для предоставления государственных услуг без непосредственного посещения государственного органа.
Для решения проблем межведомственного информационного взаимодействия необходима автоматизация процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами.
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 г. N 184-рг в подраздел 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Оптимизация функций органов исполнительной власти
и противодействие коррупции
Наличие у органов исполнительной власти значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти.
Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Целями реализации административной реформы по этому направлению являются оптимизация функций органов исполнительной власти, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и внедрение особых механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти.
Основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти, организационном разделении правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг.
Необходимо также продолжить работу по передаче отдельных функций, осуществляемых органами исполнительной власти и их подведомственными организациями, субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции.
Требуется определить необходимые и устранить избыточные функции органов исполнительной власти Ленинградской области. Кроме того, следует постоянно контролировать оптимальный состав функций органов исполнительной власти.
Должны быть разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты, ликвидирующие функции, признанные избыточными Правительственной комиссией по проведению административной реформы.
В первоочередном порядке следует законодательно закрепить упразднение функций, не имеющих под собой достаточных правовых оснований и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей. Это позволит сократить неэффективное вмешательство государства в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу государственных органов на решении необходимых обществу и государству задач.
Ликвидация сложных и масштабных функций, для исполнения которых задействовано значительное число государственных служащих, должна проходить поэтапно. Понадобится провести организационные мероприятия по сокращению численности государственных служащих, их переобучению, высвобождению имущества и решению финансовых вопросов.
Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процесс введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, а также процесс модернизации и совершенствования выполнения необходимых государственных функций, который также потребует изменения нормативно-правовой базы и проведения организационных мероприятий.
В то же время для предотвращения появления новых избыточных функций необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства органами исполнительной власти необходимости введения дополнительных функций.
Предполагается разработать проекты региональных нормативных правовых актов, направленных на оптимизацию функций региональных органов власти.
Важной составляющей деятельности по оптимизации функций органов исполнительной власти является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.
Действующие в настоящее время методы государственного контроля и надзора в неполной мере соответствуют задачам обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и обременительны для бизнеса. Система требований избыточна, не прозрачна и противоречива - контрольные полномочия (исследования, обследования, экспертиза, анализ первичной информации) соединены с надзорными полномочиями (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности).
Оптимизация контрольных и надзорных функций должна обеспечить решение задач по созданию единого правового поля реализации государством контрольных и надзорных функций, упрощению разрешительных процедур, сокращению лицензируемых видов деятельности, передаче части функций по контролю и надзору субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, а также создаваемым саморегулируемым организациям.
Необходимо разграничить функции по контролю и надзору и унифицировать в этой части терминологию законодательных и других нормативных актов, это позволит надзор сосредоточить в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке. Для этого после принятия соответствующих нормативных правовых актов предстоит выделить из действующих надзорных органов лаборатории, исследовательские и испытательные центры, сократить численность государственных служащих.
Другой составляющей оптимизации функций органов исполнительной власти является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.
Повышению эффективности таких административно-управленческих процессов, как обеспечение внедрения новых информационных технологий, управление зданиями и сооружениями государственных органов, организация подбора кадров, предоставление услуг связи, финансовый учет, препятствует отсутствие практики аутсорсинга.
Мировой опыт свидетельствует, что аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления административно-управленческих процессов, более эффективно контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание органов исполнительной власти на основной деятельности, повысить качество услуг, обеспечить доступность новых технологий, сократить капитальные затраты, сократить число административного и управленческого персонала, что приведет к существенной экономии бюджетных средств.
Органы исполнительной власти должны будут провести полный учет всех расходов на выполнение ими ряда функций, сравнить их с затратами в случае аутсорсинга этих функций и определить целесообразность продолжения их выполнения.
В рамках данного направления будут решены задачи по разработке критериев выявления административных и управленческих процессов, подлежащих аутсорсингу, созданию перечня функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработке и внедрению комплексной прозрачной системы учета расходов на внутреннее обеспечение исполнения функций структурными подразделениями, разработке типовых процедур и технологий проведения аутсорсинга, разработке процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов, разработке и реализации механизмов, стимулирующих государственные органы проводить аутсорсинг.
В целях оптимизации функций органов исполнительной власти необходимо осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности системы закупок для государственных нужд.
Действующая система закупок для государственных нужд остается недостаточно эффективной. Использование конкурсных механизмов допускает высокий уровень манипуляций, блокируя эффективную конкуренцию.
Бюджетный процесс не включает в себя действенную систему экономического обоснования объемов закупок и соответствующих финансовых затрат на эти цели. Потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения закупок, формируются на основании предложений заказчиков с учетом макроэкономических показателей. Однако такая традиционная концепция обоснования затрат по принципу "от достигнутого" не позволяет оценить реальные потребности государства в необходимых для реализации его функций товарах (работах, услугах). В связи с этим в первую очередь необходимо решить задачи по формированию системы обоснования расходов на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд в целях прогнозирования и перспективного планирования соответствующих расходов областного бюджета.
Необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной власти является ликвидация коррупции в органах исполнительной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок, коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти являются необходимыми элементами реализации административной реформы в России.
В то же время в ряде органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
- наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
- высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
- высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
В связи с этим необходимо:
- создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;
- внедрить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
- создать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций;
- разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов;
- разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы.
Международный опыт свидетельствует о целесообразности применения дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции. Наиболее распространенными среди них являются следующие:
- максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией;
- детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг);
- деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;
- ротация должностных лиц.
3.4. Повышение эффективности взаимодействия органов
исполнительной власти и общества
Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Ленинградской области является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.
Отсутствуют законодательно установленные процедуры раскрытия и закрытия информации о деятельности государственных органов. Процесс получения информации сложен, значимая для общества информация предоставляется государственными органами зачастую несвоевременно либо вовсе недоступна. При этом практически любая информация по решению государственного органа может быть признана конфиденциальной и не подлежащей опубликованию. Реализация конституционного права граждан на получение информации в связи с этим чрезвычайно затруднена.
Для деятельности государственных органов характерно развитие механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений. Консультации с представителями гражданского общества до принятия решений носят фрагментарный характер и полностью зависят от усмотрения органов власти.
Для решения описанных проблем ставится задача повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В рамках административной реформы необходимо разработать нормативно-правовую и методическую базу и внедрить механизмы повышения открытости государственных и муниципальных органов, а также обеспечить совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти и общества. В частности, необходимо создать действенные каналы влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти.
Должны быть разработаны и внедрены механизмы:
- раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений;
- проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;
- включения представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти;
- создания и деятельности при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества;
- определения рейтингов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по критерию открытости.
Необходимо также обеспечить приведение ведомственных Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет.
3.5. Модернизация системы информационного
обеспечения органов исполнительной власти
Препятствием на пути реализации административной реформы являются недостатки существующей системы статистического учета, не позволяющей в полной мере оценивать эффективность работы органов исполнительной власти и качество предоставляемых государственных услуг. Ведомственные системы сбора данных не позволяют осуществлять качественную оценку результативности деятельности органов исполнительной власти, отсутствуют систематические данные о состоянии государственного управления в Ленинградской области.
Для решения этой проблемы ставится задача модернизации системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти на основе внедрения международных стандартов и создания систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы.
В рамках данного направления планируется разработка методических основ и систем мониторинга процессов управления по результатам, качества предоставления государственных услуг, результативности региональной антикоррупционной программы, проведения закупок для государственных нужд, информационной открытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, развития гражданского общества и участия его представителей в процессе подготовки и принятия государственными органами решений с последующим осуществлением необходимого мониторинга.
Кроме того, существующий уровень информационного обеспечения органов исполнительной власти не соответствует требованиям управления по результатам. Поэтому создание эффективной системы мониторинга потребует дальнейшего совершенствования системы государственного статистического наблюдения и сбора данных, для чего необходимо осуществить:
- формирование системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ;
- организацию текущего мониторинга показателей результативности деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающего целенаправленный сбор информации, необходимой для получения достоверного представления о ходе достижения поставленных целей и задач, выполнения планов;
- организацию оперативного анализа поступающей информации - в целях своевременного обнаружения отклонений от плана реализации проектов (программ);
- формирование единой региональной информационной системы, обеспечивающей возможность автоматизированного сбора, обработки, анализа и представления соответствующих сведений по всем органам исполнительной власти Ленинградской области.
Создание системы мониторинга качества и доступности государственных услуг, включая услуги общего экономического значения, является неотъемлемым элементом внедрения стандартов государственных услуг и должно обеспечить системную независимую оценку их применения с участием пользователей услуг, своевременную коррекцию стандартов государственных услуг.
Предстоит разработать и внедрить систему мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы.
Создание самостоятельных систем мониторинга по каждому из направлений, связанных с созданием и внедрением отдельных систем мониторинга закупок для государственных нужд, информационной открытостью органов государственной власти и органов местного самоуправления, развитием гражданского общества и участием его представителей в подготовке и принятии решений государственными органами, является необходимым условием реализации административной реформы в целом.
3.6. Обеспечение административной реформы
Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации, с другой. Необходимым фактором успешного проведения реформы также является заинтересованность в ней государственных служащих, призванных обеспечить ее реализацию.
Неподготовленность участников административной реформы к ее проведению может привести к замедлению процесса преобразований и обуславливает необходимость эффективной координации мероприятий по проведению административной реформы на региональном уровне.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
В рамках реализации указанных мероприятий предполагается:
- разработка методических рекомендаций по проведению административной реформы в муниципальном образовании;
- разработка программ обучения новым процедурам государственного управления для их реализации в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
- изучение и применение успешного опыта государственного управления;
- формирование эффективного механизма управления мероприятиями по проведению административной реформы.
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 г. N 184-рг в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Описание системы управления мероприятиями административной
реформы в субъекте Российской Федерации
Управление, координация и контроль за ходом реализации мероприятий по проведению административной реформы осуществляются комиссией по проведению административной реформы в Ленинградской области и аппаратом Губернатора и Правительства Ленинградской области.
Абзац второй и третий исключены
См. текст абзаца второго и третьего раздела 4
Участники Программы (внутренние исполнители) - органы власти и управления Ленинградской области и ее муниципальных образований (сотрудники подразделений указанных органов власти и управления).
Рабочие группы, создаваемые по мере необходимости для координации взаимодействия. Как правило, рабочие группы создаются для реализации комплексных мероприятий (одного или нескольких), особенно если для эффективной реализации требуется привлечение значительного числа представителей различных ведомств (комитетов) областной администрации.
5. Система мероприятий по информационному сопровождению
административной реформы в Ленинградской области
Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации, с другой.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого информационного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
Мониторинг результативности мероприятий административной реформы должен обеспечить своевременную и достоверную оценку выполнения плана мероприятий административной реформы и восприятия обществом административной реформы, ее результатов и проблем.
В рамках реализации указанных мероприятий предполагается:
- разработка методики оценки эффективности проведения административной реформы;
- создание механизма мониторинга и оценки хода административной реформы, достижения поставленных ею целей, запланированных показателей результативности;
- разработка и внедрение базы данных по мероприятиям административной реформы;
- мониторинг результативности мероприятий административной реформы на региональных уровнях;
- сбор и анализ данных в ходе проведения государственных статистических наблюдений в сфере государственного управления, характеризующих ход административной реформы, достижение показателей ее результативности;
- взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы;
- обеспечение информационной и экспертно-методологической поддержки реализации административной реформы путем проведения публичных обсуждений основных ее целей и результатов;
- создание регионального Интернет-портала, посвященного ходу административной реформы в Ленинградской области.
6. Размер средств бюджета субъекта Ленинградской области, предусмотренных
на реализацию мероприятий административной реформы
Объем финансирования Программы в 2006-2010 годах составляет 248,912,11 миллиона рублей, в том числе:
в 2006 году - 54,0 миллиона рублей,
в 2007 году - 55,0 миллиона рублей,
в 2008 году - 41,340 миллиона рублей,
в 2009 году - 47,696,4 миллиона рублей,
в 2010 году - 50,876,7 миллиона рублей.
Расходы на финансирование Программы будут уточняться при подготовке проекта закона об областном бюджете на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.