Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 22 декабря 2005 г. N 3-451/05
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2006 г. N 78-Г06-12 настоящее решение изменено, признаны недействующими пункт 6.1 Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга в части указания в качестве источника информации ГРН Санкт-Петербурга - управление записи актов гражданского состояния; пункт 12.2 Положения в части указания о хранении актов гражданского состояния в электронном виде и передаче сведений об актах гражданского состояния
22 декабря 2005 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Тимуш А.В.
при секретаре Кузьминой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пункта 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.04 и пунктов 5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга,
установил:
Правительством Санкт-Петербурга издано постановление N 1472 от 07.09.2004 "Об утверждении Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" (далее - Постановление).
Пунктом 1 указанного постановления утверждено Положение о государственном регистре населения Санкт-Петербурга (далее - Положение).
Пунктом 5 Постановления установлено, что в составе работ по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы государственного регистра населения (АМС "ГРН Санкт-Петербурга") создана и внедрена единая автоматизированная информационная система органов ЗАГС Санкт-Петербурга как один из основных источников информации для формирования государственного регистра населения. В состав АИС ЗАГС входит централизованный государственный информационный ресурс-база данных органов ЗАГС Санкт-Петербурга.
Согласно пункта 5.1 Положения в состав информации ГРН включаются сведения о номере и дате записи акта гражданского состояния, подтверждающей запись о рождении, заключении или расторжении брака и т.п., место регистрации соответствующего акта гражданского состояния; реквизиты документа, подтверждающего акт рождения, заключения или расторжении брака и т.п.; наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование организации, выдавшей документ.
Пунктом 6.1 Положения устанавливается, что одним из источников информации ГРН Санкт-Петербурга является Управление записи актов гражданского состояния.
Пунктом 12.2 Положения определены функции генерального подрядчика по созданию и внедрению АИС "ГРН Санкт-Петербурга" - Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр", к которым отнесено хранение актов гражданского состояния в электронном виде и передача сведений об актах гражданского состояния в соответствии со ст. 12 ФЗ "Об актах гражданского состояния" N 143-ФЗ от 15.11.97.
Пунктом 12.5 Положения установлены функции Управления записи актов гражданского состояния.
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга полагая, что перечисленные нормы противоречат статье 12 Федерального Закона N 143-ФЗ от 15.11.97 "Об актах гражданского состояния" обратился с данным заявлением в Санкт-Петербургский городской суд.
В судебном заседании требования заместителя прокурора Санкт-Петербурга поддержала в полном объеме по доверенности прокурор Тимуш А.В., при этом пояснив, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в других случаях, установленных федеральными законами.
По мнению заявителя, постановление Правительства Санкт-Петербурга вышло за пределы своей компетенции, так как вторглось в компетенцию федерального закона, предусмотрев иные случаи распространения органами ЗАГС сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния. Включение сведений в состав информации государственного регистра населения Санкт-Петербурга, по мнению заявителя, является их незаконным разглашением пользователям ГРН, перечисленных в пункте 8 Положения.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности Смелов С.А. заявленные требования полагал необоснованными и просил их отклонить.
Заинтересованная сторона - Управление записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга, привлеченная судом для участия в процессе, в судебное заседание не явилась, представив письменные доводы и просьбу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Тимуш А.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме, суд полагает доводы зам. прокурора Санкт-Петербурга обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Так, судом установлено, что в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "Об актах гражданского состояния" N 143-ФЗ от 15.11.1997 в редакции от 29.12.2004 государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона (статья 4). В субъекте РФ - Санкт-Петербурге, деятельность органа ЗАГС осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 4 от 13 января 2004 "Об управлении записи актов гражданского состояния" в редакции от 01.11.2005 года, что соответствует предоставленным полномочиям субъекту РФ федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в качестве мероприятия целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее - Программа) предусмотрена разработка и реализация опытного проекта создания в субъектах Российской Федерации региональных подсистем автоматизированной системы "Государственный регистр населения" (АИС ГРН).
Как в письменных объяснениях, так и в судебном заседании представитель Правительства Санкт-Петербурга Смелов С.А. указал, что именно в качестве ожидаемого результата данного мероприятия предусмотрены создание региональных подсистем в ряде субъектов Российской Федерации. Санкт-Петербург принимает участие в опытном проекте.
Между тем, не ставя под сомнение важность и необходимость опытного проекта создания в субъектах Российской Федерации региональных подсистем автоматизированной системы Государственный регистр населения, заместитель прокурора Санкт-Петербурга указывает на недопустимость нарушения при этом федерального закона.
С доводами заместителя прокурора Санкт-Петербурга следует согласиться, поскольку статья 12 Федерального закона Российской Федерации "Об актах гражданского состояния" не допускает разглашение сведений, ставших известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния и относит эти сведения к категории конфиденциальной информации, признавая их персональными данными.
При этом, указанная норма предусматривает случаи предоставления сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.
При этом следует иметь ввиду, что согласно статьи 11 Федерального закона N 24ФЗ от 20.02.1995 "Об информации и защите информации", перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации N 188 от 06.03.1997. Согласно п.1 перечня сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях отнесены к конфиденциальным.
Положение об Управлении записи актов гражданского состояния утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 4 от 13 января 2004 года (л.д.22). Согласно п.3.24 к полномочиям Управления отнесено обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния в единой автоматизированной системе "ЗАГС Санкт-Петербурга" (АИС ЗАГС). Пункт 3.26 предусматривает обеспечение защиты конфиденциальной информации, содержащейся в электронной базе данных актов гражданского состояния, в соответствии с установленными требованиями при помощи программно-аппаратных средств.
На основании изложенного, суд полагает установленным и объективно доказанным обоснованность требований заместителя прокурора Санкт-Петербурга том, что
- в составе работ по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы государственного регистра населения (АМС "ГРН Санкт-Петербурга") создана и внедрена единая автоматизированная информационная система органов ЗАГС Санкт-Петербурга как один из основных источников информации для формирования государственного регистра населения; о том, что
- в состав информации ГРН включаются сведения о номере и дате записи акта гражданского состояния, подтверждающей запись о рождении, заключении или расторжении брака и т.п., место регистрации соответствующего акта гражданского состояния, реквизиты документа, подтверждающего акт рождения, заключения или расторжения брака и т.п., наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование организации, выдавшей документ; о том, что
- одним из источников информации ГРН Санкт-Петербурга является Управление записи актов гражданского состояния; о том, что
- хранение актов гражданского состояния в электронном виде и передача сведений об актах гражданского состояния отнесены к функциям АИС "ГРН Санкт-Петербурга" - Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр"; о том, что
- установлены функции Управления записи актов гражданского состояния в рамках деятельности АИС "ГРН Санкт-Петербурга" противоречат перечисленному выше федеральному законодательству и не согласуется с Положением об Управлении записи актов гражданского состояния утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 4 от 13 января 2004 года. Что касается указаний, содержащихся в п.5 оспариваемого Постановления, о том, что в состав АИС ЗАГС входит централизованный государственный информационный ресурс-база данных органов ЗАГС Санкт-Петербурга, то суд не усматривает в этом противоречия и нарушения действующего законодательства.
Правовая позиция представителя Правительства Санкт-Петербурга по доверенности Смелова С.А. о том, что требования статьи 12 Федерального закона, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат - относятся к конкретному работнику органа записи актов гражданского состояния, а не к органу ЗАГС, основана на ошибочном толковании норм права.
Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта (ст.6 Федерального закона), которая естественно выполняется работником органа записи актов гражданского состояния. Принимая во внимание, что в силу закона сведения являются конфиденциальными, они не подлежат разглашению, как отдельным работником, так и органом в целом, так как функции этого органа выполняются работником.
Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что в состав информации ГРН Санкт-Петербурга включаются следующие сведения: номер и дата записи акта гражданского состояния, подтверждающей запись о рождении, заключении или расторжении брака и т.п., место регистрации соответствующего акта гражданского состояния, реквизиты документа, подтверждающего акт рождения, заключения или расторжения брака и т.п., наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование организации, выдавшей документ - является безликой, без указания фамилии, имени отчества, а лишь является информацией с перечислением реквизитов, суд не может принять во внимание, так как подобные суждения свидетельствуют о вольном толковании нормы. Именно эта информация является персональной, т.к. вся перечисленная информация относится к регистрации конкретного акта гражданского состояния. Согласно п.1 ст.3 Федерального закона акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. На основании чего, суд полагает нельзя признать безликой указанную информацию.
Иные доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга по оспариваемым пунктам 6.1, 12.2, 12.5 суд полагает ошибочными.
Пункт 8 Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга предусматривает широкий перечень пользователей ГРН Санкт-Петербурга (л.д. 18) и поэтому следует признать, что включение оспариваемых сведений в состав информации государственного регистра населения Санкт-Петербурга является их незаконным разглашением пользователям ГРН, перечисленных п.8# Положения.
Изложенные суждения в письменном объяснении представителя Правительства Санкт-Петербурга (л.д.), теоретический анализ действующих прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией РФ, задач реализации системы персонального учета населения, в совокупности с предоставленными субъекту РФ - Санкт-Петербургу полномочиями федеральным законом, Уставом Санкт-Петербурга не могут быть приняты во внимание, поскольку они не могут повлиять на вывод о незаконности оспариваемых норм. Суд полагает недопустимым интересы целесообразности реализовывать путем нарушения действующего федерального законодательства.
Доводы, изложенные Управлением ЗАГС Санкт-Петербурга в письменном отзыве, суд полагает необоснованными, относящимися в большей своей части к техническим возможностям организации единой автоматизированной информационной системе органов ЗАГС Санкт-Петербурга (АИС ЗАГС). Управление ЗАГС Санкт-Петербурга обоснованно указывает на то, что вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектом РФ самостоятельно на основании Федерального закона. Однако при этом, следует иметь ввиду, что образование и деятельность не должны находиться в противоречии с Федеральным законом. На основании изложенного, суд полагает объективно установленным противоречие оспариваемых заявителем норм действующему Федеральному закону.
Что касается фразы пункта 5 Постановления, что в состав АИС ЗАГС входит централизованный государственный информационный ресурс-база данных органов ЗАГС Санкт-Петербурга, то суд не усматривает в этом противоречия. Данное указание в пределах деятельности по организации указанного органа. Как установлено судом АИС ЗАГС действует в соответствии с Положением об Управлении записи актов гражданского состояния, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 4 от 13.01.2004 года.
На основании изложенного, суд полагает, что имеются все основания к признанию недействующими частично пункта 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.04 и пунктов 5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга,
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пункта 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.04 удовлетворить частично и пунктов 5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга удовлетворить полностью.
Признать пункт 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.04 в части слов "установить, что единая автоматизированная информационная система органов ЗАГС Санкт-Петербурга (далее АИС ЗАГС) создана и внедрена в составе работ по созданию и внедрению АИС "ГРН Санкт-Петербурга" для органов записи актов гражданского состояния как одного из основных источников информации для формирования ГРН Санкт-Петербурга" недействующей со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части - отказать.
Признать пункты 5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.04 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 декабря 2005 г. N 3-451/05
Текст решения официально опубликован не был