Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 октября 2003 г. N А05-4075/03-227/18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Зубаревой Н.А. и Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.06.2003 по делу N А05-4075/03-227/18 (судья Чалбышева И.В.),
установил:
Государственное учреждение юстиции "Архангельской областной центр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Учреждение юстиции, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 24.03.2003 N 03/2892 о привлечении Учреждения юстиции как налогового агента к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение сроков представления деклараций по налогу на добавленную стоимость за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2001 года, а также за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2002 года, требования от 24.03.2003 N 03/2892 и о возложении на налоговую обязанности возвратить из бюджета 2 847 руб. штрафа, уплаченного во исполнение указанных ненормативных актов.
Решением суда от 20.07.02 требования Учреждения юстиции удовлетворены. Принимая такое решение, суд, ссылаясь на положения статьи 119 и пункта 3 статьи 161 НК РФ, пришел к выводу, что ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется к организациям, выполняющим функции налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость из сумм арендной платы за аренду государственного имущества, в случае нарушения ими срока представления в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать учреждению в удовлетвореншг заявленных требований.
Государственное учреждение юстиции "Архангельской областной центр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Межрайонная инспекция Министерства Росашской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого решения суда, кассационная инстанция установила следующее.
Решением налоговой инспекции от 24.03.2003 N 03/2892 государственное учреждение юстиции "Архангельской областной центр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" привлечено к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ за нарушение сроков представления деклараций по налогу на добавленную стоимость за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2001 года, а также за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2002 года.
Декларации за перечисленные налоговые периоды направлены Учреждением по почте 11.02.2003, то есть с нарушением установленного срока.
Государственное учреждение юстиции "Архангельской областной центр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании договора от 14.06.2000 N 83/2000, заключенного с Муниципальным образованием "Плесецкий район" и лице его Комитета по управлению муниципальным имуществом, арендует нежилое помещение под служебное помещение своего филиала.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 161 и пункта 4 статьи 174 НК РФ Учреждение является налоговым агентом, а потому обязано исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость.
Пунктами 3 и 5 статьи 174 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов производить уплату (перечисление) налога на добавленную стоимость по месту своего нахождения. При этом налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законодательством о налогах и сборах - пунктом 5 статьи 174 НК РФ - предусмотрена обязанность налогового агента представлять в налоговые органы декларацию по налогу на добавленную стоимость.
Ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета установлена статьей 119 НК РФ. Однако эта норма распространяется только на налогоплательщиков, на что прямо указано в ее диспозиции.
Между тем Учреждение не является в рассматриваемом случае налогоплательщиком: исполняя обязанности по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислению в бюджет удержанных сумм налога на добавленную стоимость Учреждение выступает в роли налогового агента.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Ответственность на непредставление налоговым агентом налоговому органу в установленный срок необходимых для осуществления налогового контроля документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ. За это нарушение предусмотрено взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Поскольку налоговая инспекция неправомерно привлекла Учреждение, выступающего в рассматриваемом случае в качестве налогового агента, к ответственности по статье 119 НК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Учитывая изложенное, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению, а решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.06.2003 по делу N А05-4075/03-227/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2003 г. N А05-4075/03-227/18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника