Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
Обоснование
Законодательное собрание Ленинградской области, рассмотрев протест прокурора Ленинградской области на областной закон "О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области" от 16 апреля 1998 года N 11-оз, считает его частично обоснованным и отмечает следующее:
С принятием Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно пункту 2 статьи 5 которого программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждаются законом субъекта Российской Федерации, норма абзаца девятого статьи 20 областного закона "О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области", устанавливающая, что "Правительство Ленинградской области утверждает целевые государственные программы, реализующие основные направления государственной молодежной политики в Ленинградской области" вступила в противоречие с Федеральным законом и на этом основании подлежит корректировке.
В отношении доводов прокурора о противоречии абзаца второго статьи 1 указанного областного закона определению понятия "молодая семья", изложенному в разделе 1 "Общие положения" постановления Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" от 3 июня 1993 года N 5090-1, Законодательное собрание Ленинградской области отмечает следующее:
Общая теория права понятие "закон" определяет как юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным правовым актам всех иных органов государства, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и опубликование закона. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, закон в то же время делится на определенные виды, например, на конституционные и обычные. В федеральном государстве различаются федеральные законы и законы субъекта Федерации. Особую категорию составляют чрезвычайные законы.
Кроме понятия "закон" теория права различает понятие "законодательство", как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или одни из видов общественных отношений (гражданские, уголовные, административные и так далее). На федеральном уровне под понятием "законодательство" охватываются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации.
Под более широким понятием "законодательство" могут пониматься и нормативные акты министерств и ведомств, принятые в развитие действующих законов.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" принято 3 июня 1993 года, а 12 декабря 1993 года вступила в силу новая Конституция Российской Федерации, пункт "ж" статьи 72 которой отнес вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальную защиту, социальное обеспечение к предметам совместного ведения, по которым могут приниматься законы как федеральные, так и законы субъектов.
Федеральным законом не дано определение понятия "молодая семья", поэтому, учитывая, что данные правоотношения относятся к предмету совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе это сделать самостоятельно, своим законом, впредь до урегулирования этого вопроса Федеральным законом.
Пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Часть вторая пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также содержит норму, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Это требование неоднократно повторяется в тексте закона, однако во всех случаях законодатель указывает, что законы субъекта не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральному закону и нигде не идет речь об ином нормативном правовом акте федеральных органов, каким и является постановление Верховного Совета Российской Федерации, либо в целом о противоречии федеральному законодательству.
В своем протесте прокурор Ленинградской области приводит позицию Конституционного Суда, изложенную в постановлении от 9 января 1998 года N 1-П, которая заключается в том, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов могут издаваться не только федеральные законы, как это зафиксировано в пункте 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, но и иные нормативные правовые акты. Эта позиция Конституционного Суда изложена в связи с применением норм Лесного кодекса Российской Федерации, применима только к той конкретно возникшей ситуации и не имеет никакого отношения к вопросу о недопустимости противоречия законов субъекта федеральным законам.
С учетом изложенного, Законодательное собрание Ленинградской области считает необоснованным протест прокурора Ленинградской области в части противоречия абзаца второго статьи 1 областного закона "О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области" (понятие "молодая семья") разделу 1 "Общие положения" постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 28 октября 2003 г. N 1030 "О протесте прокурора Ленинградской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.