Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению правительства
Ленинградской области
Программа
поддержки малого предпринимательства
в Ленинградской области на 1996 год
1. Введение
Развитие малого предпринимательства в России не самоцель, а важное условие экономического возрождения, стабилизации обстановки в стране.
Малый бизнес, являясь основой рыночной экономики, вносит положительные изменения в монопольную структуру регионального рынка, формирует конкурентную среду, создает альтернативу негативным процессам на рынке труда, обеспечивая продуктивную занятость. К примеру, 99,9 процента фирм в сфере частного сектора Европейского Сообщества, относящихся именно к этой категории хозяйствующих субъектов, дают почти 70 процентов рабочих мест.
Однако увеличение вклада малых предприятий в экономику возможно только при наличии государственной поддержки - составной части целостной системы управления процессом развития данного сектора. Сложность системы объясняется неординарностью подхода к различным типам малых негосударственных предприятий (частным, смешанным, общественным), что вызывает применение разнообразных инструментов регулирования. При этом система управления должна быть гибкой (основанной на механизмах обратной связи), обеспеченной ресурсами для быстрого реагирования на изменение ситуации. Необходимо заложить в ее основу правильные ориентиры и нацелить деятельность органов власти федерального, регионального и местного уровней на максимальное использование потенциала малых предприятий и устранение организационных, экономических, правовых и иных барьеров, мешающих становлению и развитию малого предпринимательства.
Система управления развитием малого предпринимательства на областном уровне должна включать:
самостоятельную законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов малого бизнеса, регулирующую формы и методы его поддержки в приоритетных для области направлениях, не блокирующую при этом естественный отбор эффективно действующих малых предприятий;
инфраструктуру, обеспечивающую выработку и реализацию стратегии и тактики проведения данного направления экономической реформы в области, включая органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, созданные и действующие при государственном участии (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, учебные, информационные, консультационные и прочие обслуживающие структуры);
специальные программы, ориентированные на оказание поддержки малым предприятиям, а также иные программы социально-экономического развития, которые разрабатываются с учетом интересов предпринимателей;
финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки малого предпринимательства, а также механизмы движения и размещения средств и контроля за их использованием.
Начиная с 1993 года формирование системы управления процессом развития малого предпринимательства в Ленинградской области осуществляется в соответствии с утвержденными областными и местными программами (планами мероприятий). Краткая информация об отдельных итогах проделанной работы на областном и районном уровнях представлена в разделе 3 "Анализ состояния работы по формированию системы управления процессом развития малого предпринимательства в Ленинградской области" программы.
Раздел 2 "Изменение структуры хозяйственного комплекса Ленинградской области" программы отражает тенденции становления негосударственного сектора экономики, включая развитие малого бизнеса.
Основным разделом программы является План мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Ленинградской области на 1996 год, построенный в разрезе задач структурных подразделений правительства Ленинградской области и Регионального центра поддержки предпринимательства и технологий. Это свидетельствует о том, что реализация государственной задачи развития малого бизнеса становится функциональной обязанностью всех органов исполнительной власти Ленинградской области.
2. Изменение структуры хозяйственного комплекса
Ленинградской области
2.1. Состояние негосударственного сектора экономики
На 1 января 1995 года на территории Ленинградской области было зарегистрировано более 20 тысяч предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности. Информацию о своей деятельности (на основании которой и проводится настоящий анализ) представили районным, городским экономическим службам и органам государственной статистики лишь 10797 предприятий (54 процента). Отсутствие единого механизма, обеспечивающего осуществление контрольных функций за финансовым состоянием хозяйствующих субъектов со стороны районных и городских администраций, налоговых служб и органов статистики, негативным образом сказывается на сроках и качестве предоставляемой информации и в конечном счете - на управляемости процессом социально-экономического развития области. Следует отметить, что практически все районные экономические службы представили неполную информацию по фермерским хозяйствам, ограничившись лишь данными о количестве хозяйств и численностью занятых в них работников.
В Ленинградской области продолжается развитие и укрепление позиций негосударственного сектора экономики. Из общего числа действующих и отчитавшихся предприятий имеют негосударственную форму собственности 9467 предприятий или 92 процента, государственную форму - 845 предприятий или 8 процентов (таблица 1).
Количество негосударственных предприятий за 1994 год выросло на 3271 единицу. Увеличение происходило как за счет создания новых хозяйствующих субъектов (в основном индивидуальных), так и в результате реформирования государственных и муниципальных предприятий в процессе приватизации. Динамика числа действующих предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности представлена в таблице 2.
Структура негосударственного сектора в части отнесения предприятий к различным организационно-правовым формам имела в период 1992-1994 годов существенные различия. В 1993 году произошла перерегистрация малых предприятий и кооперативов, пополнивших ряды акционерных обществ закрытого и открытого типа и товариществ.
Удельный вес населения, занятого в негосударственном секторе (по отчитавшимся предприятиям), составляет 80 процентов работающих в области (таблица 3). Основная масса работающих (61 процент) является акционерами, 10 процентов - работают в различного рода товариществах, 3 процента - заняты в индивидуальных (частных) предприятиях.
Доля предприятий негосударственного сектора в общем объеме произведенных работ и оказанных услуг составляет по состоянию на 1 января 1995 года 82 процента или 4255 миллиардов рублей (таблица 4). Наибольший объем работ выполняется акционерными обществами - 69 процентов. Товарищества, составляющие 24 процента в общем количестве негосударственных предприятий, производят лишь 8 процентов объема работ и услуг. Годовая выработка на одного работающего на предприятиях негосударственного сектора больше, чем в государственном секторе на 2,1 миллиона рублей и составила на конец 1994 года 14,3 миллиона рублей. Наибольшего значения этот показатель достиг в акционерных обществах - 15,9 миллиона рублей, в индивидуальных предприятиях - 11,1 миллиона рублей, в товариществах - 10,6 миллиона рублей, в кооперативах - 8,3 миллиона рублей.
Негосударственному сектору принадлежит 66 процентов от общей суммы прибыли по области. Основная доля приходится на акционерные общества - 87 процентов, 9 процентов прибыли в общем объеме получены товариществами, 2 процента - индивидуальными (частными) предприятиями. Из общей суммы прибыли на развитие производства в целом по негосударственному сектору направлено 43 процента средств.
Показатели хозяйственной деятельности предприятий
различных организационно-правовых форм и форм собственности
Ленинградской области за 1994 год
-------------------------------------------------------------------------
Предприятия |Коли-| из них действующие (по видам деятельности)
|чест-|----------------------------------------------------
|во за|всего|про-|пере-|про-|ус- |тор-|пос- |стро|сель|про-
|реги-| |из- |рабо-|из- |луги|гово|ред- |ите-|ское|чая
|стри-| |вод-|тка |вод-|на- |за- |ниче-|льс-|хо- |
|рова-| |ство|сель-|ство|селе|ку- |ская,|тво |зяйс|
|нных | |това|ско- |стро|нию |поч-|ауди-| |тво |
|пред-| |ров |хо- |йма-|(бы-|ная |торс-| | |
|прия-| |на- |зяйс-|тери|то- | |кая | | |
|тий -| |род-|твен-|алов|вые,| | | | |
|все- | |ного|ной | |обще| | | | |
|го, | |пот-|про- | |стве| | | | |
|ед. | |реб-|дук- | |нное| | | | |
| | |ле- |ции | |пита| | | | |
| | |ния | | |ние)| | | | |
--------------+-----+-----+----+-----+----+----+----+-----+----+----+----
1. Государс- | | | | | | | | | | |
твенные | 921| 811| 44| 2| 12| 107| 121| 6| 67| 7| 444
| | | | | | | | | | |
2. Негосударс-| | | | | | | | | | |
твенные |17793| 9467| 729| 92| 111| 598|2096| 73| 987|3446|1319
в том числе: | | | | | | | | | | |
- индивидуаль-| | | | | | | | | | |
ные (частные) | 3074| 1213| 89| 10| 15| 152| 472| 18| 207| 24| 226
- товарищества| 4534| 2482| 243| 17| 54| 262| 996| 30| 324| 31| 516
- акционерные| | | | | | | | | | |
общества | 3892| 1658| 278| 50| 35| 103| 410| 21| 270| 144| 348
- общества с| | | | | | | | | | |
ограниченной | | | | | | | | | | |
ответствен- | | | | | | | | | | |
ностью | 507| 298| 50| 4| 1| 20| 146| 2| 48| 1| 26
- кооперативы | 1301| 458| 62| 11| 6| 60| 64| 2| 136| 11| 106
- предприятия| | | | | | | | | | |
общественных | | | | | | | | | | |
объединений | 179| 123| 7| 0| 0| 1| 8| 0| 2| 0| 97
- фермерские| | | | | | | | | | |
хозяйства | 4306| 3235| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0|3235| 0
| | | | | | | | | | |
3. Совместные | 232| 121| 13| 1| 4| 12| 40| 0| 6| 1| 44
| | | | | | | | | | |
4. Прочие | 1185| 364| 7| 227| 35| 108| 14| 7| 5| 8| 69
-------------------------------------------------------------------------
Итого 20131 10763 793 322 162 825 2271 86 1065 3462 1876
Продолжение таблицы
-------------------------------------------------------------------------
Предприятия |Объем работ,| Прибыль, | Средства, направленные | Числен-
|услуг, млн. | млн.руб. | на потребление | ность,
| руб. | |-------------------------| чел.
| | | всего, | из них на |
| | | млн.руб. | развитие |
| | | |производства,|
| | | | млн.руб. |
--------------+------------+----------+-----------+-------------+--------
1. Государс- | | | | |
твенные | 933702.30| 197473.40| 293511.79| 93524.75| 76799
| | | | |
2. Негосударс-| | | | |
твенные | 4255234.55| 697127.06| 556227.27| 290669.86| 298101
в том числе: | | | | |
- индивидуаль-| | | | |
ные (частные) | 105338.30| 15254.10| 14781.65| 668.20| 9516
- товарищества| 399988.62| 60468.77| 76707.63| 2992.20| 37765
- акционерные| | | | |
общества | 3585397.18| 608740.80| 435875.38| 284193.86| 225321
- общества с| | | | |
ограниченной | | | | |
ответствен- | | | | |
ностью | 73227.50| 6269.60| 9762.10| 2093.80| 5006
- кооперативы | 56003.89| 4527.34| 13072.00| 612.90| 6720
- предприятия| | | | |
общественных | | | | |
объединений | 33447.76| 1756.95| 4809.51| 106.40| 3024
- фермерские| | | | |
хозяйства | 1831.30| 109.50| 1219| 2.50| 10749
| | | | |
3. Совместные | 112561.90| -8839.10| 7625.91| 1554.50| 2604
| | | | |
4. Прочие | 810618.94| 160693.95| 110803.47| 69163.14| 33470
-------------------------------------------------------------------------
Итого 6112117.69 1046455.31 968168.44 454912.26 410974
Динамика числа действующих предприятий Ленинградской области
различных организационно-правовых форм и форм собственности
(единиц)
-------------------------------------------------------------------------
| По состоянию:
|---------------------------------------------------
Предприятия | на 1 января | на 1 января | на 1 января
| 1993 года | 1994 года | 1995 года
|-----------------+----------------+----------------
| коли- |процент | коли- |процент| коли- |процент
| чество |к итогу | чество |к итогу| чество |к итогу
| пред- | | пред- | | пред- |
| прия- | | прия- | | прия- |
| тий | | тий | | тий |
---------------------+--------+--------+--------+-------+--------+-------
1. Государственные | 1452 | 21 | 880 | 13 | 845 | 8
2. Негосударственные | 5610 | 79 | 6196 | 87 | 9467 | 92
в том числе: | | | | | |
- индивидуальные | 719 | 10 | 1047 | 15 | 1213 | 12
- акционерные | 674 | 9 | 1344 | 19 | 1956 | 19
- товарищества | 1444 | 20 | 2567 | 36 | 2482 | 24
- кооперативы | 918 | 13 | 794 | 11 | 458 | 4
- малые предприятия *| 820 | 12 | 308 | 4 | |
- прочие ** | 1035 | 15 | 136 | 2 | 3358 | 33
-------------------------------------------------------------------------
Всего 7062 100 7076 100 10312 100
Динамика численности работающих на предприятиях
различных организационно-правовых форм и форм
собственности в Ленинградской области
(человек)
-------------------------------------------------------------------------
| По состоянию:
|---------------------------------------------------
Предприятия | на 1 января | на 1 января | на 1 января
| 1993 года | 1994 года | 1995 года
|-----------------+----------------+----------------
| всего |процент | всего |процент| всего |процент
| |к итогу | |к итогу| |к итогу
---------------------+--------+--------+--------+-------+--------+-------
1. Государственные | 132686 | 38 | 93421 | 26 | 78399 | 20
2. Негосударственные | 214181 | 62 | 265128 | 74 | 298101 | 80
в том числе: | | | | | |
- индивидуальные | 5685 | 2 | 6319 | 2 | 9516 | 3
- акционерные | 85316 | 25 | 192292 | 54 | 230327 | 61
- товарищества | 23844 | 7 | 45679 | 13 | 37765 | 10
- кооперативы | 15569 | 4 | 8716 | 2 | 6720 | 2
- малые предприятия *| 17720 | 5 | 8232 | 2 | |
- прочие ** | 66047 | 19 | 3890 | 1 | 13773 | 4
-------------------------------------------------------------------------
Всего 346867 100 358549 100 376500 100
Динамика объема работ (услуг) предприятий различных
организационно-правовых форм и форм собственности
Ленинградской области
(миллиардов рублей)
-------------------------------------------------------------------------
| По состоянию
|---------------------------------------------------
Предприятия | на 1 января | на 1 января | на 1 января
| 1993 года | 1994 года | 1995 года
|-----------------+----------------+----------------
| всего |процент | всего |процент| всего |процент
| |к итогу | |к итогу| |к итогу
---------------------+--------+--------+--------+-------+--------+-------
1. Государственные | 75.10 | 54 | 364.70 | 22 | 954.70 | 18
2. Негосударственные | 64.40 | 46 |2258.10 | 78 |4255.20 | 82
в том числе: | | | | | |
- индивидуальные | 2.10 | 2 | 4.10 | .25 | 105.30 | 2
- акционерные | 39.20 | 28 |1099.80 | 68 |3658.20 | 70
- товарищества | 6.20 | 4 | 113.90 | 7.20 | 399.90 | 8
- кооперативы | 4.70 | 3 | 23.80 | 1.50 | 56 | 1
- малые предприятия *| 3.30 | 2 | 7.60 | .50 | |
- прочие ** | 8.90 | 7 | 8.90 | .55 | 35.20 | 1
-------------------------------------------------------------------------
Всего 139.50 100 1622.80 100 5209.90 100
*) Малые предприятия как организационно-правовая форма упразднены с 1994 года
**) Предприятия общественных объединений, фермерские хозяйства.
2.2. Развитие малого предпринимательства
Малое предпринимательство становится все более значимым фактором формирования рыночной экономики. По итогам 1994 года количество действующих малых предприятий в Ленинградской области (по отчитавшимся предприятиям) составило 8604 единицы. Практически весь негосударственный сектор экономики области (91 процент) - это малые предприятия. Следует отметить, что такая ситуация характерна для всего Северо-Западного региона России, где средний удельный вес малых предприятий составляет 92,5 процента от общего количества негосударственных. Среди организационно-правовых форм лидирующее место занимают фермерские хозяйства - 39 процентов, товарищества - 26 процентов, индивидуальные (частные) предприятия - 14 процентов. Количество кооперативов сократилось по сравнению с предшествующим годом в два раза и составило только 5 процентов от общего числа малых негосударственных предприятий.
За прошедший период в области было образовано 2565 предприятий (таблица 5). Сравнительно быстрый рост числа малых предприятий объясняется их способностью более гибко реагировать на изменение внешних условий хозяйствования (изменение спроса, ресурсного обеспечения и т.д.). Процесс их создания активнее всего происходил в Выборгском, Ломоносовском, Лужском, Кингисеппском районах, городе Сосновый Бор.
Деятельность большинства созданных в 1994 году малых предприятий (57 процентов) относится к непроизводственной сфере. Исключения составляют Гатчинский район, где 76 из 125 новых предприятий заняты производством продукции, и Киришский район, где половина из созданных предприятий - производственные.
В сложных современных условиях хозяйствования не все предприятия явились жизнеспособными. Наряду с возникновением новых малых предприятий в течение прошлого года было ликвидировано 15 процентов от числа созданных за тот же период. В Бокситогорском районе количество ликвидированных предприятий - 22 превышает количество созданных - 19 предприятий. В Волховском районе число ликвидированных предприятий составляет 84 процента от всех созданных, в Волосовском районе - 71 процент.
Изменение количества малых предприятий в 1994 году
(единиц)
-------------------------------------------------------------------------
Районы и города Создано Ликвидировано Увеличение,
уменьшение
-------------------------------------------------------------------------
Бокситогорский район 19 22 -3
Волосовский район 24 17 7
Волховский район 61 51 10
город Волхов 81 6 75
Всеволожский район 234 12 222
Выборгский район 578 32 546
Гатчинский район 125 61 64
город Гатчина 95 2 93
город Ивангород 43 8 35
Кингисеппский район 109 19 90
Киришский район 75 29 46
Кировский район 66 31 35
Лодейнопольский район 49 17 32
Ломоносовский район 120 6 114
Лужский район 432 7 425
город Пикалево 62 7 55
Подпорожский район 19 8 11
Приозерский район 40 40
Сланцевский район 43 21 22
город Сосновый Бор 104 104
Тихвинский район 83 26 57
Тосненский район 79 14 65
город Шлиссельбург 24 3 21
-------------------------------------------------------------------------
Итого 2565 399 2166
По районам и городам области количество малых предприятий колеблется от 43 процентов во Всеволожском районе до 91 процента в Гатчинском и Волосовском районах (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Доля малых предприятий в общем количестве действующих
предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности
в Ленинградской области на 1 января 1995 года (в процентах)
Бокситогорский |---------------------------- 50
Волосовский |----------------------------------------------- 91
Волховский |--------------------------------------------- 86
г.Волхов |---------------------------- 52
Всеволожский |------------------------- 43
Выборгский |--------------------------------------------- 83
Гатчинский |------------------------------------------------ 91
г.Гатчина |---------------------------------------------- 84
г.Ивангород |--------------------------------------- 73
Кингисеппский |---------------------------------------------- 86
Киришский |----------------------------------------------- 89
Кировский |---------------------------------------------- 85
Лодейнопольский|-------------------------------------- 70
Ломоносовский |---------------------------------------------- 87
Лужский |----------------------------------- 67
Подпорожский |---------------------------------------------- 86
Приозерский |---------------------------------------------- 85
г.Пикалево |---------------------------------------------- 86
Сланцевский |----------------------------------- 66
г.Сосновый Бор |-------------------------------------------- 82
Тихвинский |--------------------------------------- 72
Тосненский |-------------------------------------------- 81
г.Шлиссельбург |---------------------------------------------- 85
|------------------------------------------------------\
0 20 40 60 80 100
Небольшой удельный вес предприятий малого бизнеса во Всеволожском районе объясняется близостью Санкт-Петербурга: значительное количество работающего населения района в силу сложившихся традиций занято на предприятиях этого города.
Малые предприятия играют заметную роль в обеспечении занятости населения. За 1994 год на малых предприятиях области было создано 462 новых рабочих места, из них 279 рабочих мест, или 60 процентов, образовано на 55 предприятиях, принадлежащих частному сектору экономики.
На начало 1995 года работники малых предприятий составили 33 процента занятого трудоспособного населения области. Кроме того, на малых предприятиях активно используется труд совместителей и работающих по договору подряда. По данным Петербургкомстата удельный вес работников этих категорий составил 36 процентов. Основная доля малых предприятий (90 процентов) имеет численность работающих до 50 человек, из них 48 процентов - предприятия с численностью до 15 человек. В 1994 году наметилась тенденция к снижению средней численности работающих на малых предприятиях (как и в целом по Российской Федерации). Если в 1993 году этот показатель по области составил 8 человек, то в 1994 году - 7 человек.
Основная часть занятых на малых предприятиях (25 процентов) - работники акционерных обществ.
Наибольшая численность занята на малых промышленных предприятиях (32 процента), на предприятиях, занимающихся торгово-закупочной деятельностью, трудится 28,5 процента занятых, в строительстве - 27 процентов (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Распределение численности занятых на малых предприятиях
в основных отраслях экономики в 1994 году в (процентах)
/--------------------------------\
| - - - - Ленинградская область |
| ------- Россия |
\--------------------------------/
Торгово-закупочная |- - - - - - - - - - - - - - - 28,5
деятельность |------------------------------------------ 42,5
|
Строительство |- - - - - - - - - - - - - - 27
|------------------------------------------ 43
|
Сельское хозяйство | - 1
|-- 1,5
|
Промышленность |- - - - - - - - - - - - - - - - 32
|------------- 13
|--------------------------------------------\
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Сфера деятельности предприятий малого бизнеса затрагивает все отрасли народного хозяйства. Большинство малых предприятий занимается, как правило, несколькими видами деятельности. Распределение малых предприятий Ленинградской области по сферам деятельности представлено на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Распределение малых предприятий Ленинградской области по
сферам деятельности на 1 января 1995 года (в процентах)
Промышленность |--------- 10
|
Строительство |--------- 10
|
Сельское хозяйство |---------------------------------------- 39
|
Торгово-закупочная |-------------------- 21
|
Бытовое обслуживание |------ 6
и общественное питание |
|
Прочие |-------------- 14
|
|---------------------------------------\
0 10 20 30 40 %
Основным направлением деятельности малых предприятий продолжает оставаться торгово-закупочная (21 процент всех действующих малых предприятий). Это обусловлено в первую очередь сравнительной простотой организации этой отрасли, низкой фондоемкостью отрасли, традиционно высокими размерами прибыли и возможностью быстрого формирования первоначального капитала. В Кингисеппском районе торгово-закупочной деятельностью занимается треть всех малых предприятий, в Приозерском районе - 22 процента, в Киришском - 21 процент, а в городе Пикалево - по сути дела весь малый бизнес - 90 процентов (93 предприятия) представлен торгово-закупочными организациями.
Сложность экономической ситуации в стране, инфляционные процессы, несовершенство проводимой налоговой политики, затрудняют развитие предприятий малого бизнеса, особенно это сказывается на деятельности предприятий, занимающихся промышленным производством. По итогам прошедшего года в области толmко 10 процентов малых предприятий занимались производством товаров народного потребления, переработкой сельскохозяйственной продукции и производством строительных материалов. Однако в ряде районов этот показатель превышает среднеобластной уровень: в Подпорожском районе таких предприятий 25 процентов, во Всеволожском - 21 процент, в городе Сосновый Бор - 17 процентов.
Основная часть функционирующих в сфере сельского хозяйства предприятий (94 процента) - фермерские хозяйства. Больше всего фермерских хозяйств (904 единицы) зарегистрировано в Выборгском районе, свыше 400 насчитывается в Приозерском районе. Укрепилась наметившаяся ранее тенденция повышения доли малых предприятий в общем объеме работ хозяйствующих субъектов всех форм собственности. В 1994 году она составила 21,6 процента, что в 1,6 раза больше, чем в 1993 году. Выработка на одного работающего на малых предприятиях - 10,7 миллиона рублей. Доля малых предприятий в общем объеме прибыли составляет 12 процентов.
3. Анализ состояния работы по формированию системы управления
процессом развития малого предпринимательства в Ленинградской области
3.1. Деятельность исполнительных органов власти Ленинградской
области по поддержке предпринимательства
Итоги работы по реализации государственной задачи поддержки малого предпринимательства на областном уровне представлены в разрезе следующих функций, рекомендованных Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства к выполнению исполнительными органами субъектов Федерации:
1). Координация деятельности органов исполнительной власти, а также специализированных организаций по вопросу развития и поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области.
Данная функция возложена на министерство экономического прогнозирования в соответствии с областным законом "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области, Положением о министерстве экономического прогнозирования Ленинградской области, разработанным на основании Положения о Министерстве экономики Российской Федерации.
В основе реализации функции лежит единый подход к взаимодействию различных структур в вопросах поддержки малых предприятий:
административно-распорядительных (федеральные органы территориального управления, подразделения правительства области, районные и городские администрации);
финансово-кредитных (Федеральный фонд поддержки предпринимательства, областной фонд поддержки малого предпринимательства, региональный центр поддержки предпринимательства и технологий);
общественно-экспертных (Ассоциация предпринимателей Ленинградской области, Агентство по экономическому развитию, координационный совет по работе с инвестиционными проектами в правительстве Ленинградской области, Координационный комитет по поддержке малого предпринимательства Северо-Запада Российской Федерации) и других.
Функция координации действий всех участников управления процессом развития малого бизнеса включает также осуществление министерством экономического прогнозирования контроля за ходом выполнения совместно разработанных программ (планов), затрагивающих интересы предпринимателей.
2). Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере государственной поддержки малого бизнеса.
Министерством экономического прогнозирования Ленинградской области подготовлены проекты:
областного закона "О льготном налогообложении предприятий и организаций, расположенных на территории Ленинградской области" от 15 июня 1994 года N 2-ОЗ;
областного закона "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области" от 25 июля 1995 года N 26-ОЗ;
распоряжения правительства "О порядке работы с инвестиционными проектами в правительстве Ленинградской области" от 23 декабря 1994 года N 1309-р.
3). Анализ состояния малого предпринимательства в Ленинградской области и эффективность мер, направленных на его поддержку, подготовка прогноза по перспективам развития малого бизнеса и предложений по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки:
Не владея ситуацией о состоянии малого бизнеса в области, невозможно регулировать процесс его развития. Поэтому исполнительные органы власти большую роль отводят мониторингу предпринимательства и анализу деятельности всех структур, обеспечивающих создание оптимальных условий для его становления. С этой целью разработана система показателей, характеризующих деятельность малых негосударственных предприятий различных организационно-правовых форм, опросные листы по изучению состояния работы по данному вопросу на местах. Обобщенные и обработанные итоги анализа доводятся до руководителей правительства Ленинградской области, его структурных подразделений, районных и городских администраций. На основании полученной информации и сделанных выводов:
корректируются текущие планы работы с малыми предприятиями;
готовятся обзорные письма для районных и городских экономических служб с целью внедрения передового опыта работы по содействию малым предприятиям;
составляются перспективные оценки развития малого бизнеса, которые включаются в социально-экономический прогноз развития Ленинградской области.
4). Участие в разработке и реализации федеральной и областной программ государственной поддержки малого предпринимательства с привлечением к этому субъектов малого бизнеса.
Министерством экономического прогнозирования при взаимодействии со структурными подразделениями правительства области ежегодно разрабатываются областные программы (планы мероприятий) поддержки малого предпринимательства:
постановление главы администрации области от 1 декабря 1993 года N 131 "О программе поддержки предпринимательства в Ленинградской области на 1994 год";
распоряжение правительства области от 19 января 1995 года N 43-р "Об утверждении плана мероприятий по поддержке предпринимательства в Ленинградской области на 1995 год".
При формировании программ учитываются предложения районных и городских администраций, касающиеся разрешения проблем областного уровня. В свою очередь районам оказывается методическая помощь при разработке местных программ поддержки предпринимательства.
В проект Федеральной программы по поддержке малого предпринимательства на 1996-1997 годы от Ленинградской области были внесены предложения по созданию в районах системы информационного обеспечения малого предпринимательства в виде региональной информационно-компьютерной сети и местных центров развития малого бизнеса.
5). Осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств, направленных на государственную поддержку малого предпринимательства.
В плане мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Ленинградской области на 1995 год предусматривалось выделение на эти цели из средств областного бюджета двух миллиардов рублей (по разделу "Развитие рыночной инфраструктуры, поддержка малого бизнеса и предпринимательства"). За 10 месяцев 1995 года проинвестировано проектов малого бизнеса на сумму чуть более 500 миллионов рублей. Контроль за целевым использованием этих средств осуществляется департаментом финансов области. При ограниченных возможностях бюджета предпочтение при выделении кредитов отдавалось крупным хозяйствующим субъектам, испытывающим трудности в условиях реформы, а не малым предприятиям, хотя именно они ориентируются в своей деятельности на местный рынок и решение региональных проблем.
Для целенаправленного использования средств областного бюджета, предусматриваемых для поддержки малого бизнеса в соответствии с областным законом "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области", создается специализированный фонд поддержки малого бизнеса. Подобные структуры успешно функционируют в большинстве регионов России. Только в рамках фонда возможно постоянное приращение финансовых средств на развитие малого бизнеса за счет процентов под выделенные льготные кредиты; дивидендов по инвестируемым средствам в создаваемые предприятия; средств зарубежных фондов, компаний и иностранных граждан, оказывающих финансовую помощь лишь негосударственным структурам; средств других предприятий, используя механизм льготного налогообложения и других возможностей.
6). Разработка и организация работы по реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих субъекты малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, создание сети технопарков, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров, лизинговых фирм и других объектов инфраструктуры, создаваемых в регионе в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.
В реализации данной функции участвует созданный при правительстве области региональный центр поддержки предпринимательства и технологий (распоряжение главы администрации области от 10 июня 1993 года N 467-р).
В 1995 году региональным центром совместно с министерством экономического прогнозирования и комитетом по труду и занятости населения начата работа по созданию центров содействия развитию предпринимательства в городах и районах области. Проходят доработку бизнес-планы таких центров в городах Гатчине, Шлиссельбурге и Тосно.
Совместно с Институтом развития международного предпринимательства (членом Всероссийской общественной организации "Центр развития кредитных союзов") прорабатывается возможность создания на территории Ленинградской области системы кредитных союзов, являющихся альтернативой банковским институтам и эффективным инструментом как социальной поддержки населения, так и оказания помощи малому бизнесу.
В администрации районов и городов области направлены все нормативно-правовые акты по созданию системы лизинга. С экономическими службами районов и городов проведен ряд совещаний. Применение в Ленинградской области эффективного лизингового механизма станет наиболее возможным после формирования специализированного фонда поддержки малого предпринимательства.
7). Разработка предложений по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности малого предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлеченных заемных и иных средств.
Формирование и реализация инвестиционной политики в Ленинградской области основывается на комплексной оценке проектов предпринимателей, потребностей районов и городов, задач социально-экономического развития области.
В настоящее время функция по инвестиционной деятельности передана министерству промышленности и инвестиций.
8). Организация работы по формированию информационной системы поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей получение субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации:
Распоряжение правительства Ленинградской области от 14 сентября 1995 года N 968-р создается региональный информационно-аналитический центр - Балтийский информационный центр, Учредителями которого стали правительство Ленинградской области, внесшее учредительный взнос в размере 200 миллионов рублей и АО Балтийский Международный научно-технологический парк Санкт-Петербурга (АО БМНТП). Основной задачей центра будет создание разветвленной информационной сети в районах для информационного обеспечения малого бизнеса.
9). Организация работы в регионе по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства, а также специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих функции поддержки малого предпринимательства.
Реализация задачи по повышению квалификации кадров для малых предприятий осуществляется путем проведения семинаров по различным вопросам: разработка бизнес-планов, применение механизма льготного налогообложения, получение льготных кредитов банков, фондов и так далее. Планируется расширить способы обучения путем привлечения специалистов Санкт-Петербургского фонда развития бизнеса. Вопросы повышения квалификации представителей исполнительных органов власти и органов местного самоуправления решаются департаментом организационно кадровой работы при губернаторе Ленинградской области.
10). Оказание поддержки в организации и обеспечении деятельности союзов и ассоциаций субъектов малого предпринимательства.
В 1994 году министерство экономического прогнозирования инициировало создание Ассоциации предпринимателей Ленинградской области. Осуществляется взаимодействие с представителями 10 районных отделений Ассоциации. Ассоциация предпринимателей Ленинградской области является членом Российской Ассоциации развития малого предпринимательства.
3.2. Деятельность местных органов управления Ленинградской
области по поддержке предпринимательства
Анализируя итоги работы районных и городских администраций, следует отметить активизацию их деятельности в решении проблем малого бизнеса. В соответствии с рекомендациями областного правительства в 1994 году в 16 районах и городах области были утверждены местные программы поддержки предпринимательства, в рамках которых и строилась работа с малым предпринимательством. В 1995 году местные программы разработаны уже в 19 районах и городах области. Ряд из них подкреплены финансовыми ресурсами, что подтверждает возрастающую заинтересованность районов в развитии данного сектора экономики. К примеру, администрацией города Гатчины выделено из местного бюджета на реализацию местной программы поддержки предпринимательства 300 миллионов рублей (таблица 6). В 1994 году помощь предпринимателям в виде ссуд и кредитов была оказана в 11 районах области на сумму более 658 миллионов рублей. При ограниченных возможностях местных бюджетов районным и городским администрациям для финансирования проектов, имеющих первостепенное значение для развития районов, удавалось привлекать кредиты коммерческих банков и средства фондов. В 1994 году таким образом получено банковских кредитов почти на 3625 миллионов рублей.
Сегодня свою главную задачу местные органы управления видят не просто в льготном кредитовании инвестиционных проектов, а в решении всего комплекса проблем.
Почти во всех районах области для малых негосударственных предприятий применяется льготное налогообложение по местным налогам. Кроме того, ряду предприятий предоставлены льготы по аренде помещений.
За 1994 год в Ленинградской области предпринимателям было предоставлено в аренду 1095 земельных участков площадью свыше 26238 гектаров, продано 75 зданий и 147 помещений, половину из которых предполагается использовать под торговую деятельность (таблица 7).
Большое значение для развития вновь образуемых и уже существующих малых предприятий имеет муниципальный заказ на проведение работ или оказание услуг для населения: строительных и ремонтных работ, доставки дров, изготовления мебели для детей-инвалидов и других видов. Положительный опыт по предоставлению муниципального заказа малым предприятиям накоплен в Тихвинском районе. Муниципальный заказ здесь охватил различные направления деятельности предприятий малого бизнеса и составил в 1994 году свыше 843 миллионов рублей. В Приозерском, Бокситогорском, Выборгском, Кингисеппском, Гатчинском, Тосненском районах, городах Волхове и Сосновый Бор при помощи муниципального заказа успешно решаются вопросы социальной защиты населения. Общий размер муниципального заказа по области в денежном выражении составил в 1994 году более одного миллиарда рублей.
Развитию малого предпринимательства в районах и городах способствует формирование рыночной инфраструктуры (таблица 8). В городе Волхове в 1995 году образован при участии Альянса американских и российских женщин Международный бизнес-инкубатор и Центр по обучению предпринимателей. Список организаций, содействующих предпринимательству, пополнили технопарки в городах Сосновый Бор и Тихвине.
Инфраструктура, наиболее отвечающая потребностям малого бизнеса, сложилась в Киришском районе. Там организован "Клуб деловых людей", где предприниматели имеют возможность проводить рабочие встречи, переговоры, пользоваться телефаксом, организационной техникой. В области функционирует достаточно широкая сеть обучающих курсов, которые помогают оставшимся без работы переквалифицироваться и получить новую специальность.
В городе Выборге сформированы муниципальные предприятия "Экономическая палата" и "Юринформ", оказывающие предпринимателям комплекс сервисных и юридических услуг, включая консультирование на стадии регистрации предприятий, обучение основам и особенностям внешнеэкономической деятельности.
В поселке Толмачево Лужского района создан молодежный бизнес-центр "Провинция", предоставляющий параллельно с Союзом Лужских предпринимателей консалтинговые, маркетинговые и прочие услуги.
Установление тесного взаимодействия местных органов власти в предпринимателями районов и городов выливается в совместные решения задач развития территорий. Среди множества примеров можно привести опыт Выборгского района, где на развитие медицинских учреждений было выделено предпринимателями 143 миллиона рублей и 300 тысяч финских марок, а также города Волхова, где с участием негосударственных структур были проведены подготовка и оформление города к 500-ий годовщине со дня его основания.
В заключение аналитической части программы следует подчеркнуть, что малый бизнес в Ленинградской области имеет большие потенциальные возможности. Однако стихийные рыночные регуляторы не могут в полной мере способствовать их реализации. Поэтому процесс развития малого предпринимательства нуждается в управлении. Осуществление этой задачи и является основной целью Плана мероприятий поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 1996 год.
Финансовая поддержка малого предпринимательства
в Ленинградской области
(миллионов рублей)
-------------------------------------------------------------------------
Районы и|Средства |Средства местных бюджетов:|Средства, полученные |Сред-
города |областно-| |при участии админист-|ства
|го бюдже-| | раций районов, горо-|Ле-
| та | | дов: |нинг-
| | кредиты | ссуды |для | кредиты | средства|радс-
| | | |реа-| банков | фондов |кого
|---------+-----------+---------|лиза|-----------+---------|об-
|1994|1995|1994 |1995 |1994|1995|ции | 1994 |1995|1994|1995|ласт-
|год |год |год |год |год |год |мест| год |год |год |год |ного
|факт|план|факт |план |факт|план|ных | факт |план|факт|план|отде-
| | | | | | |прог| | | | |ления
| | | | | | |рамм| | | | |Госу-
| | | | | | |под-| | | | |дарс-
| | | | | | |держ| | | | |твен-
| | | | | | |ки | | | | |ного
| | | | | | |пред| | | | |фонда
| | | | | | |при-| | | | |заня-
| | | | | | |нима| | | | |тости
| | | | | | |тель| | | | |насе-
| | | | | | |ства| | | | |ления
| | | | | | | | | | | |Рос-
| | | | | | | | | | | |сийс-
| | | | | | | | | | | |кой
| | | | | | | | | | | |Феде-
| | | | | | | | | | | |ра-
| | | | | | | | | | | |ции,
| | | | | | | | | | | |выде-
| | | | | | | | | | | |лен-
| | | | | | | | | | | |ные в
| | | | | | | | | | | |1994
| | | | | | | | | | | |году
--------+----+----+-----+-----+----+----+----+------+----+----+----+-----
Боксито-| | | | | | | | | | | |
горский | | 500| | | | 125| | 100| 200| 25| 100| 89
Воло- | | | | | | | | | | | |
совский | | | | | | | | | | | | 25
Волховс-| | | | | | | | | | | |
кий | | | | | 44| 100| 130| 400| | 100| 50| 65
Волхов | | | | | 20| | | | | | |
Всево- | | | | | | | | | | | |
ложский | информация отсутствует
Выборг- | | | | | | | | | | | |
ский | | | | | 20| 10| | | |172.3 |172.3
Гатчинс-| | | | | | | | | | | |
кий | |1500| | | | | | | | | |140
Гатчина | | | | | | | 300| 75.4| | | |
Иванго- | | | | | | | | | | | |
род | информация отсутствует
Кинги- | | | | | | | | | | | |
сеппский| | 20| | | 70| 30| | | | | |
Киришс- | | | | | | | | | | | |
кий | | | | | | | | | | 35| | 32
Кировс- | | | | | | | | | | | |
кий | 306| 439| |254 | | | 135| | | 70| 50| 70
Лодейно-| | | | | | | | | | | |
польский| |1175| | 30 | | | | 399.2| | | |
Ломоно- | | | | | | | | | | | |
совский | | | 26.1|138.9| | | | | | | |
Лужский | | 60| 22 |100 | | | | | | | 25| 29.7
Пикалево| | | | | 169| 100| | | | | |
Подпо- | | | | | | | | | | | |
рожский | 32|2110| 25 | | 51| 300| | | | | 135| 75
Прио- | | | | | | | | | | | |
зерский | 143| | | | 151| 150| | | | | 2| 29
Слан- | | | | | | | | | | | |
цевский | | | 50 |200 | | | | | | | |
Сосновый| | | | | | | | | | | |
Бор | | | | | 10| 10| | | | 7.7| 7| 2.7
Тихвинс-| | | | | | | | | | | |
кий | 15|1440| | | | 190| | 100 | 150| | 100| 52
Тосненс-| | | | | | | | | | | |
кий | 288| 500| | | |1500| |2550 |2000| 75| | 75
Шлис- | | | | | | | | | | | |
сельбург| информация отсутствует
-------------------------------------------------------------------------
Всего 784 7744 123.1 722.9 535 2515 565 3624.6 2350 485 469 856.7
Малые предприятия Ленинградской области, получившие
земельные участки или помещения в 1994 году
-------------------------------------------------------------------------
Районы| Арендовано | Продано
и |--------------------------------+--------------------------------
города| земельных | зданий|помеще-| земельных |зданий | помеще-
| участков | | ний | участков | | ний
|----------------+-------+-------+---------------+-------+--------
| всего, | в том |все|в |все|в | всего,| в том |все|в |все|в
| | числе |го,|том|го,|том| | числе |го,|том|го,|том
| |для то-| |чис| |чис| |для то-| |чис| |чис-
| |рговли,| |ле | |ле | |рговли,| |ле | |ле
| | | |тор| |тор| | | |тор| |тор-
| | | |го-| |го-| | | |го-| |го-
| | | | | |вых| |вых| | | | | |вых| |вых,
|ед.| га.|ед.|га.|ед.|ед.|ед.|ед.|ед.|га.|ед.|га.|ед.|ед.|ед.|ед.
-------+---+----+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+----
Бокси- | | | | | | | | | | | | | | | |
тогорс-| | | | | | | | | | | | | | | |
кий | | | | | | | 43| 36| | | | | | | 26| 22
Вол- | | | | | | | | | | | | | | | |
ховский| 30| 3.5| 25| .5| 2| | 42| 35| | | | | 8| 4| |
Волхов | 30| 1.4| 28| .1| 5| 1| 35| 11| 4| .1| 1| .1| 3| 1| 21| 18
Воло- | | | | | | | | | | | | | | | |
совский| 9| 7.7| 4|1.1| 6| 3| 9| 2| 4|5.9| 1| .2| 1| 1| |
Всево- | | | | | | | | | | | | | | | |
ложский| информация отсутствует
Выборг-| | | | | | | | | | | | | | | |
ский | 76| 9.1| 56|1.7| | |250| | | | | | 5| | 9| 2
Гат- | | | | | | | | | | | | | | | |
чинский| информация отсутствует
Гатчина| 35|32.3| 9|4.1| 1| 1| 47| 24| | | | | | | |
Иванго-| | | | | | | | | | | | | | | |
род | 38| 6.5| 18| .3| 14| 1| 29| 20| | | | | | | |
Кинги- | | | | | | | | | | | | | | | |
сепп- | | | | | | | | | | | | | | | |
ский |188|50.3|133|1.9| | | 42| 24| 1| 1| | | | | 6| 6
Киришс-| | | | | | | | | | | | | | | |
кий | 39|27.2| 16|3.9| | |116| 75| 1| 4| | | | | |
Кировс-| | | | | | | | | | | | | | | |
кий | 24| 9.8| 20|1.4| | |140|112| | | | | | | 10| 10
Лодей- | | | | | | | | | | | | | | | |
нополь-| | | | | | | | | | | | | | | |
ский | | | | | 7| 2| 48| 23| | | | | 2| 2| 9| 6
Лужский| 58| 113| 39| .4| 2| 1| 63| 27| | | | | 3| 1| 4| 2
Ломоно-| | | | | | | | | | | | | | | |
совский| 4| 6.9| | | 6| | 47| 23| | | | | 1| | 5|
Пикале-| | | | | | | | | | | | | | | |
во | 29|23.5| 25|10.7 6| 4| 20| 10| | | | | 24| 17| 34| 32
Подпо- | | | | | | | | | | | | | | | |
рожский| 52| 6| 18| .2| | | 14| 14| | | | | | | 5|
Прио- | | | | | | | | | | | | | | | |
зерский| 83| 1.3| 64|0.9| 43| 36| 21| 19| | | | | 7| 7| 1|
Слан- | | | | | | | | | | | | | | | |
цевский| 2| 1.2| | | 9| 3|126|101| | | | | 4| 2| 6| 4
Сосно- | | | | | | | | | | | | | | | |
вый Бор|150| 4|146| .9| | |138| 31| | | | | | | |
Тих- | | | | | | | | | | | | | | | |
винский|123|1150| | | 5| 2| 53| 22| | | | | | | 9| 9
Тос- | | | | | | | | | | | | | | | |
ненский| | | | | | | 47| 18| | | | | 17| 10| 1| 1
Шлис- | | | | | | | | | | | | | | | |
сель- | | | | | | | | | | | | | | | |
бург | 25| 6.7| 20| .6| | | 25| 18| | | | | | | 1| 1
-------------------------------------------------------------------------
Инфраструктура содействия развитию малого
предпринимательства в районах и городах Ленинградской области
-------------------------------------------------------------------------
| Организации, осуществляющие работу с
Районы и города | предпринимательскими структурами (единиц)
|--------------------------------------------------
|консульта-|центры поддер-|аудиторские| обучающие
| ционные |жки предпри- | фирмы | курсы
| пункты |нимательства | |
|----------+--------------+-----------+------------
|1994 1995| 1994 1995 | 1994 1995 | 1994 1995
|год год | год год | год год | год год
-------------------------------------------------------------------------
Бокситогорский
Волосовский
Волховский 1 1 1
Волхов 1 1 1 1
Всеволожский 1 1 1 2 2 3
Выборгский 4 1 5
Гатчинский 1
Гатчина 4 2
Ивангород
Кингисеппский
Киришский 4 10 - 1 1 3
Кировский 6 2 1
Лодейнопольский
Ломоносовский 1
Лужский 1 2 1 2
Пикалево
Подпорожский 1
Приозерский
Сланцевский
Сосновый Бор 1 1 1 1
Тихвинский 1 2 3
Тосненский 1 1 1 1 1
Шлиссельбург 4 1
-------------------------------------------------------------------------
Всего 18 22 0 3 6 11 13 17
Продолжение таблицы
-------------------------------------------------------------------------
| Организации, осуществляющие работу с
Районы и города | предпринимательскими структурами (единиц)
|--------------------------------------------------
|лизинговые| филиалы | фонды |технопар-
| компании | банков |страховых| | ки
| | | компании| |
|----------+---------+---------+---------+---------
|1994 1995 |1994 1995|1994 1995|1994 1995|1994 1995
|год год |год год |год год |год год |год год
-------------------------------------------------------------------------
Бокситогорский
Волосовский 2 1
Волховский 3 1
Волхов 3 2 1
Всеволожский 4 4 1 3 6
Выборгский 12 16 5 6
Гатчинский
Гатчина 7 5
Ивангород 2 3
Кингисеппский 5
Киришский 1 5 4 7 3 3
Кировский 5 2 5
Лодейнопольский 3
Ломоносовский 2 2 1
Лужский 3 4 4 4
Пикалево 1 2
Подпорожский 3
Приозерский 2
Сланцевский
Сосновый Бор 3 4 1 3 1
Тихвинский 4 9 1
Тосненский 2 2 1 2
Шлиссельбург 2 1
-------------------------------------------------------------------------
Всего 0 1 38 63 21 49 15 5 0 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.