Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
К распоряжению Комитета по
образованию
Методические рекомендации
по организации и содержанию аттестации
образовательных учреждений дополнительного образования детей
1. Общие положения
1.1. Аттестация образовательных учреждений дополнительного образования детей проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и в порядке, предусмотренном Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.97 N 212).
1.2. Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательном учреждении.
1.3. Целью и содержанием аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей является установление соответствия содержания образования и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения.
1.4. Основными принципами аттестации учреждений являются объективность, открытость, компетентность, учет видовой специфики, соблюдение норм педагогической этики.
1.5. Аттестация учреждений федерального подчинения проводится Минобразования России. Аттестация иных учреждений проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
1.6. Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
1.7. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. В сметах расходов на содержание государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей учредитель должен предусматривать средства на проведение аттестации.
1.8. В целях обеспечения планомерности и качества проведения аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей государственный орган управления образованием может разработать перспективный план-график аттестации учреждений на пятилетний аттестационный цикл.
При составления перспективного плана-графика должны учитываться такие факторы, как готовность учреждений к аттестации, наличие экспертов аттестационных комиссий, прошедших соответствующую подготовку, виды учреждений и направленность реализуемых ими образовательных программ.
План-график аттестации утверждается приказом.
Учреждения другой ведомственной принадлежности включаются в график по согласованию с их учредителями.
2. Самоанализ образовательного учреждения
дополнительного образования детей
2.1. До начала аттестации образовательное учреждение с учетом плана-графика по аттестации, утвержденного государственным органом управления образованием, может привести самоанализ образовательной деятельности учреждения.
2.2. Основной задачей самоанализа в образовательном учреждении дополнительного образования детей является выявление результативности качества образовательной деятельности учреждения.
2.3. Самоанализу подлежат результаты образовательной деятельности учреждения за последние три года, предшествующие аттестации.
Анализ и оценка результатов образовательной деятельности учреждения могут осуществляться с привлечением педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей). Как правило, привлекаются обучающиеся последнего года обучения по реализуемым в учреждении дополнительным образовательным программам.
2.4. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план, содержание, формы и методы самоанализа.
План, содержание, формы и методы самоанализа учреждения рассматриваются на педагогическом совете. Для координации и реализации плана самоанализа педагогический коллектив учреждения может избирать общественный орган. По итогам педагогического совета директор учреждения издает приказ о проведении самоанализа.
2.5. При проведении самоанализа могут быть использованы такие методы, как тестирование, опрос, анкетирование, анализ документации.
2.6. Продолжительность процедуры самоанализа не должна превышать трех месяцев.
2.7. Итоги самоанализа учреждения подводятся на педагогическом совете либо на совете образовательного учреждения. Материалы и результаты самоанализа формируются в дело по самоанализу учреждения.
3. Аттестация образовательных учреждений
дополнительного образования детей
3.1. Для проведения аттестации учреждение представляет в государственный орган управления образованием следующие документы:
- заявление;
- копию устава учреждения;
- копию лицензии на образовательную деятельность (с приложениями);
- свидетельство о государственной регистрации;
- программу развития образовательного учреждения;
- дополнительные образовательные программы, реализуемые учреждением (по запросу аттестационной комиссии);
- материалы самоанализа учреждения (по желанию учреждения);
- гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации (для негосударственных образовательных учреждений);
- аттестационный паспорт.
3.2. Для проведения аттестации Комитет по образованию Санкт-Петербурга создает аттестационную комиссию, состав которой, ее председатель утверждает приказом.
Руководство аттестационной комиссией возлагается на работника Комитета по образованию Санкт-Петербурга, проводящего аттестацию.
Комитет по образованию Санкт-Петербурга обеспечивает предварительную профессиональную подготовку членов аттестационных комиссий, предоставляет им необходимые материалы и документы.
3.3. При формировании комиссии учитываются специфика аттестуемого, его ведомственная подчиненность, направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, их разнообразие, социально-культурные, территориальные и другие особенности.
При аттестации учреждений другой ведомственной принадлежности в состав комиссий включаются представители органов управления образованием соответствующих ведомств.
В состав комиссии не могут входить работники аттестуемого учреждения, в том числе специалисты, ранее работавшие в аттестуемом учреждении.
3.4. Работа аттестационной комиссии:
3.4.1. Порядок работы аттестационной комиссии, периодичность ее заседаний, процедура принятия решений определяется самой комиссией и оформляется соответствующим протоколом.
3.4.2. Председатель аттестационной комиссии распределяет обязанности между членами комиссии, проводит инструктаж по процедуре аттестации; осуществляет общее руководство и контроль за работой членов комиссии, решает оперативные вопросы, возникающие в ходе работы аттестационной комиссии.
3.4.3. План работы аттестационной комиссии согласовывается по срокам с руководителем аттестуемого учреждения и доводится до сведения педагогического коллектива не позже чем за неделю до начала аттестации.
3.4.4. Работа аттестационной комиссии начинается с анализа представленных учреждением документов. По результатам анализа комиссия делает предварительные выводы и составляет план работы комиссии в учреждении.
Аттестационная комиссия проводит экспертизу содержания и результатов образовательной деятельности учреждения за три последних года.
3.4.5. Суммарное время работы аттестационной комиссии в учреждении не должна превышать трех календарных дней.
3.4.6. Работа аттестационной комиссии завершается подготовкой аттестационных документов, по которым выносится заключение о соответствии содержания образования и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения, а государственному органу управления образованием рекомендуется:
- аттестовать или не аттестовать учреждение;
- принять конкретные меры, направленные на совершенствование управления учреждением.
3.4.7. Все материалы и документы, на основании которых делались выводы аттестационной комиссии, один экземпляр заключения по описи включается секретарем комиссии в аттестационное дело.
Аттестационное дело хранится в государственном органе управления образованием, проводящем аттестацию, до следующего срока прохождения аттестации учреждением.
3.4.8. Заключение аттестационной комиссии и аттестационное дело учреждения передаются государственному органу управления образованием в сроки, установленные приказом о проведении аттестации учреждения.
3.5. Государственный орган управления образованием, осуществляющий аттестацию, на основании заключения аттестационной комиссии в двухнедельный срок издает приказ о признании образовательного учреждения аттестованным (не аттестованным).
Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в трехдневный срок со дня издания приказа выдается (высылается) образовательному учреждению.
3.6. Учреждение признается не аттестованным в случае, если по итогам работы комиссии будет дано отрицательное заключение.
3.7. Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.
3.8. Учреждение вправе потребовать проведения повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента признания его не аттестованным.
3.9. Положительное заключение аттестационной комиссии является условием получения учреждением государственной аккредитации.
4. Дополнительные образовательные программы
4.1. В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 6 ст. 23 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную программу (программы). Образовательная программа - документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.
4.2. При запросе аттестационной комиссией дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении, необходимо учитывать, чтобы:
- программа была последнего года обучения (для программы от 2-х лет и более);
- программа реализовывалась в учреждении не менее трех лет;
- программа была рассчитана по срокам обучения не менее чем на один год;
- по программе было осуществлено не менее двух выпусков.
В учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы разной направленности, аттестационная комиссия запрашивает не менее одной программы по каждому направлению.
4.3. В ходе аттестации экспертная оценка дополнительной образовательной программы дается в соответствии с заявленным в программе уровнем и направленностью содержания образования.
5. Аттестационное заключение
5.1. Содержание аттестационного заключения определяется в соответствии с целями, предусмотренными Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования для детей.
5.2. Аттестационное заключение содержит:
экспертную оценку каждой дополнительной образовательной программы, представленную в аттестационную комиссию;
общую характеристику образовательной деятельности учреждения;
выводы и рекомендации.
5.3. Экспертная оценка дополнительной образовательной программы включает в себя:
- анализ соответствия программы Типовому положению, уставу учреждения, лицензии на образовательную деятельность;
- анализ структуры и содержания самой программы;
- анализ соответствия методов, средств и форм образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям обучающихся;
- анализ полноты выполнения программы;
- анализ результативности реализуемой программы;
- анализ соответствия содержания образования и воспитания обучающихся уровню и направленности программы.
5.4. Общая характеристика образовательной деятельности учреждения включает в себя:
- анализ контингента обучающихся;
- анализ кадрового потенциала учреждения;
- анализ информационно-методического обеспечения образовательного процесса;
- анализ результативности образовательного процесса.
5.5. Заключение аттестационной комиссии составляется в 2-х экземплярах и подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива учреждения.
Член комиссии, имеющий особое мнение о результатах аттестации и работе комиссии, имеет право изложить его в письменной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.