Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
от 31 декабря 2003 г. N 110-оз
(приложение)
Региональная целевая программа
"Развитие стационарных учреждений социального
обслуживания Ленинградской области на 2004-2008 годы"
19 июля 2005 г.
Законом Ленинградской области от 19 июля 2005 г. N 60-оз в паспорт Программы внесены изменения
Паспорт
региональной целевой Программы "Развитие стационарных
учреждений социального обслуживания Ленинградской
области на 2004-2008 годы"
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Развитие стационарных учреждений социального обс- луживания Ленинградской области на 2004- 2008 годы" (далее - Программа) |
||
Основания для разра- ботки Программы |
Федеральные законы "Об основах социального обслуживания на- селения в Российской Федерации" от 10 де- кабря 1995 года N 195-ФЗ, "О социальном обслуживании граждан пожи- лого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ, "О социальной защите инвалидов в Российс- кой Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года N 124-ФЗ; постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 года N 70 "О федераль- ной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы", от 14 января 2000 года N 36 "О федераль- ной целевой программе "Социальная поддер- жка инвалидов на 2000-2005 годы", от 3 октября 2002 года N 732 "О федераль- ной целевой программе "Дети-инвалиды" на 2002-2006 годы"; постановление Правительства Ленинградс- кой области от 27 марта 2003 года N 54 "О Концепции развития стационарных учрежде- ний социального обслуживания Ленинградс- кой области на 2004-2008 годы" |
||
Период реализации Про- граммы |
2004-2008 годы | ||
Цель Программы | Государственная поддержка престарелых граждан и инвалидов, улучшение условий проживания и повышение качества обслужи- вания в стационарных учреждениях |
||
Основные задачи Прог- раммы |
Развитие коечной сети стационарных учреж- дений в целях удовлетворения потребности населения в социальной помощи в необходи- мых объемах в условиях стационарных уч- реждений; укрепление материально-технической базы стационарных учреждений с целью улучшения условий проживания, совершенствование ме- дико-социальной помощи и реабилитационных услуг, лечебно-трудовой деятельности в стационарных учреждениях; дальнейшее развитие новых форм и методов в обслуживании престарелых и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях; повышение профессионального уровня и ква- лификации работников стационарных учреж- дений |
||
Объем финансовых ресурсов, освоенных по Программе за 2004 год |
На 2004 год объем финансовых ресурсов составил 2233,0 тысячи рублей за счет средств областного бюджета |
||
Объем финансирования, необходимый для реали- зации Программы |
Общий объем финансирования за 2005-2008 годы составит 21968,0 тысяч рублей за счет средств областного бюджета, в том числе |
||
Год | Бюджетные средства | ||
всего | областной бюджет | ||
2005 | 2562,0 | 2562,0 | |
2006 | 5025,0 | 5025,0 | |
2007 | 6569,0 | 6569,0 | |
2008 | 5579,0 | 5579,0 | |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы |
Увеличение числа койко-мест в стационарных учреждениях на 415 к 2008 году, в том числе: на 65 мест в домах-интернатах общего профиля в 2005 году, 150 мест в детских стационарных учреждениях в 2006 году, по 100 мест в психоневрологических интернатах в 2007 и 2008 годах. Сокращение сроков ожидания очереди на определение граждан в стационарные учреждения до двух месяцев к 2008 году, в том числе в 2005 году - до шести месяцев. Повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи проживающим, в том числе: сокращение числа обострений хронических заболеваний на 10-20 процентов к 2007 году, что позволит сократить затраты на лечение до 60 тысяч рублей, в том числе на 3 процента (до 18 тысяч рублей) в 2005-2006 годах, на 4 процента (до 24 тысяч рублей) в 2007-2008 годах; сохранение на низком уровне (не более 120 на 1000 проживающих) летальности среди граждан пожилого и старческого возраста; продление активного образа жизни граждан пожилого и старческого возраста. Ежегодное увеличение на 3 процента трудовой занятости граждан, проживающих в стационарных учреждениях, с максимально возможным привлечением к трудовым процессам всех трудоспособных граждан к 2008 году, сокращение затрат стационарных учреждений на 6 процентов (500 тысяч рублей) на приобретение мягкого инвентаря, в том числе: в 2005-2006 годах по 100 тысяч рублей, в 2007-2008 годах по 150 тысяч рублей, на ремонт мебели и обуви на 3 процента (300 тысяч рублей), в том числе по 50 тысяч рублей в 2005-2006 годах и по 100 тысяч рублей в 2007-2008 годах за счет работы собственных трудовых мастерских. Расширение социального опыта у лиц с психическими отклонениями. Обеспечение развития творческой актив- ности инвалидов. Укрепление материально-технической базы стационарных учреждений через ежегодное проведение капитальных ремон- тов. Оснащение технологическим и медицинским оборудованием следующих интернатов: в 2004 году Будогощского, в 2005 году Гатчинского и Волховского, в 2006 году Лужского, Сясьстройского, Лодейнопольского, в 2007 году Кировского, в 2008 году Сланцевского, Каменногорского, Приозерского. Соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных норм в стационарных учреждениях. Развитие подсобных сельских хозяйств и повышение обеспеченности стационарных учреждений собственной продукцией, в том числе овощами до 25 процентов (ежегодно в 2005-2008 годах до 6 процентов), картофелем до 30 процентов (ежегодно в 2005-2008 годах до 7,5 процента), мясом до 48 процентов (ежегодно в 2005-2008 годах до 12 процентов). Совершенствование учебно-воспитатель- ного процесса в детских стационарных учреждениях. Профессиональная подготовка кадров, в том числе в 2005 году обучение 5 специа- листов, с 2006 по 2008 год ежегодное про- ведение группового обучения по 15 человек |
||
Разработчик Программы | Комитет по труду и социальной защите на- селения Ленинградской области |
||
Срок разработки Прог- раммы |
2003 год | ||
Стоимость разработки Программы |
Разработка выполнена без целевого финан- сирования силами комитета по труду и со- циальной защите населения Ленинградской области |
||
Представитель заказчи- ка Программы |
Комитет по труду и социальной защите на- селения Ленинградской области |
||
Основной исполнитель и соисполнители Програм- мы |
Комитет по труду и социальной защите на- селения Ленинградской области, государственное учреждение "Управление строительства Ленинградской области", администрации стационарных учреждений, администрация муниципального образования Волосовский район |
||
Фамилия, имя, отчест- во, должность, номер телефона руководителя Программы |
Быстрова Зинаида Николаевна - председа- тель комитета по труду и социальной защи- те населения Ленинградской области, тел. 225-24-60 |
||
Постановление об утве- рждении Программы или задании на ее разра- ботку |
Задание на разработку Программы утвержде- но постановлением Правительства Ленин- градской области от 27 марта 2003 года N 54 "О Концепции развития стационарных учреждений социального обслуживания Ле- нинградской области на 2004-2008 годы". Программа одобрена постановлением Прави- тельства Ленинградской области от 27 ав- густа 2003 года N 181 |
||
Система организации контроля за выполнени- ем Программы |
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградс- кой области Н.И. Пустотин. Для осуществ- ления оперативного контроля руководители учреждений, участвующих в реализации Программы, представляют ежеквартально в комитет по труду и социальной защите на- селения Ленинградской области отчет о вы- полнении мероприятий Программы. Комитет по труду и социальной защите населения ежеквартально направляет информацию о хо- де выполнения и финансирования Программы в комитет по экономике и инвестициям Ле- нинградской области, ежегодно - в Прави- тельство Ленинградской области и Законо- дательное собрание Ленинградской области |
I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
В Ленинградской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению в составе населения числа лиц пожилого возраста и инвалидов.
По статистическим данным число жителей области старше 60 лет в 1999 году составляло 13 процентов, к 2001 году этот показатель вырос до 20 процентов. По прогнозируемым данным высокая доля пожилых людей в структуре населения сохранится.
Тенденция роста в структуре населения числа лиц пожилого и старческого возраста сопровождается увеличением числа одиноких пожилых людей, ухудшением состояния их здоровья, ограничениями в самообслуживании, ростом потребности в социальной помощи и услугах.
Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80 процентов нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов. Более 30 процентов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах.
Учитывая демографические особенности Ленинградской области, рост численности населения пожилого возраста, а также число лиц, имеющих инвалидность, стационарные учреждения социального обслуживания (далее - стационарные учреждения) остаются традиционно сложившейся формой социального обслуживания населения.
В Ленинградской области на 1 января 2003 года функционируют 15 стационарных учреждений с общей численностью коек 3845, из них шесть - на 794 места для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семь - на 2666 мест для больных с хроническими формами психических заболеваний и два - на 385 мест для детей от 4 до 18 лет с глубокой степенью умственной отсталости.
Обеспеченность койками в стационарных учреждениях населения Ленинградской области составляет 1,6 койки на 1000 взрослого населения и 1,2 - на 1000 детского населения, что ниже принятых по Российской Федерации показателей в среднем в 1,5 раза. Недостаток мест создает очередь на определение нуждающихся граждан в стационарные учреждения с длительностью ожидания места до двух лет, а также сдерживает решение вопросов по сокращению числа мест в действующих стационарных учреждениях с целью приведения показателя спальной площади на одного человека до нормативной (7 кв. м) вместо существующей (5,4 кв. м).
Отсутствие должных площадей не позволяет соблюдать санитарно-эпидемиологический режим в действующих стационарных учреждениях и тем самым увеличивает риск возникновения и распространения инфекционных заболеваний, тормозит открытие дополнительных медицинских кабинетов для внедрения новых технологий, направленных на профилактику обострения хронических заболеваний, проведение реабилитационных мероприятий.
Всего необходимо ввести 600 койко-мест. Программа предусматривает введение 415 дополнительных мест в стационарных учреждениях, что позволит частично решить проблему переуплотненности в действующих стационарных учреждениях и ликвидировать очередь на определение престарелых граждан и инвалидов в стационарные учреждения.
Большинство стационарных учреждений построено более 40 лет назад. Каждое стационарное учреждение представляет собой комплекс зданий для проживания и имеет свое автономное хозяйство, включающие в себя сложные инженерные коммуникации системы водоснабжения и канализации, бани-прачечные, складские и хозяйственные постройки, сельскохозяйственные строения.
Выделяемые в рамках бюджетного финансирования средства позволяют проводить лишь текущий, поддерживающий ремонт зданий и аварийный ремонт участков инженерных коммуникаций.
В целях укрепления материально-технической базы необходимо завершить работы по капитальному ремонту стационарных учреждений, отремонтировать бани-прачечные, дорожное покрытие территорий, фасады зданий, произвести значительный объем работ по замене теплотрасс, наружных и внутренних систем горячего и холодного водоснабжения, очистных сооружений, восстановить ограждения территорий.
В рамках реализуемых региональных и федеральных программ не удалось полностью решить проблему обеспечения жилых помещений стационарных учреждений мебелью, пищеблоков, бань и прачечных - технологическим оборудованием, а также обеспечить стационарные учреждения автотранспортом.
Реализация Программы позволит решить проблемы материально-технического обеспечения стационарных учреждений.
Одним из наиболее важных направлений деятельности стационарных учреждений является медицинское обслуживание престарелых граждан и инвалидов.
Среди проживающих в стационарных учреждениях лица пожилого возраста (60-74 года) составляют 22,3 процента, старческого (75 лет и старше) - 32,4 процента. Лица с психическими заболеваниями составляют 79 процентов от общего числа проживающих в стационарных учреждениях. Число лиц, находящихся на постельном режиме, нуждающихся в полном и частичном уходе, составляет 67,4 процента.
В целях оказания наиболее квалифицированной медицинской помощи тяжелым больным и улучшения качества их обслуживания в 14 стационарных учреждениях открыты отделения милосердия на 1635 коек.
Техническая оснащенность медицинской службы в стационарных учреждениях нуждается в совершенствовании. Необходимо заменить 40 процентов медицинского оборудования, дооснастить 20 процентов имеющихся медицинских кабинетов новой медицинской техникой.
Не решены полностью проблемы обеспечения стационарных учреждений средствами реабилитации и ухода за лежачими больными.
Для улучшения качества медицинского обслуживания, совершенствования форм и методов проведения лечебно-профилактического процесса, внедрения новых технологий, позволяющих продлить активный образ жизни лиц пожилого и старческого возраста и сократить число обострений хронических заболеваний, а также реализации комплекса реабилитационных мер для инвалидов и лиц пожилого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, необходимо продолжить работы по специализации отделений (создать дополнительно отделения милосердия, отделения реабилитации инвалидов молодого возраста, отделения геронтологического и геронтопсихиатрического профиля), оснастить их медицинским оборудованием, вспомогательными техническими средствами.
Особое внимание уделяется совершенствованию методов работы с инвалидами в стационарных учреждениях психоневрологического профиля. Комплекс реабилитационных мероприятий, кроме медикаментозного воздействия, включает трудовую занятость и социально-бытовую адаптацию.
В соответствии с трудовыми рекомендациями лица, проживающие в стационарных учреждениях, принимают участие в лечебно-трудовой деятельности, обучаются простейшим профессиональным навыкам, работают на различных должностях по обслуживанию хозяйства стационарных учреждений, трудятся в лечебно-трудовых мастерских, на подсобном хозяйстве.
Имеющиеся в стационарных учреждениях швейные лечебно-трудовые мастерские нуждаются в расширении и переоснащении. Существует потребность внедрения новых видов труда: создание мастерских иного профиля - столярных, сапожных.
Нуждается в укреплении и материально-техническая база подсобных сельских хозяйств стационарных учреждений. В стационарных учреждениях подсобные хозяйства занимаются растениеводством, имеют 60 гектаров земли, из них 10 гектаров заняты под картофель. Имеются теплицы общей площадью 754 кв. м. В пяти стационарных учреждениях развито животноводство, основным занятием является свинооткорм. Развитие подсобных хозяйств сдерживается из-за отсутствия средств на закупку удобрений, ремонт сельскохозяйственных помещений, техники. Для развития подсобных сельских хозяйств, которые позволят увеличить обеспеченность домов-интернатов собственной сельскохозяйственной продукцией, необходимы средства на ремонт помещений сельскохозяйственного назначения, приобретение сельскохозяйственной техники, улучшение плодородия почв.
Работа по социальной адаптации инвалидов включает в себя развитие клубов по интересам (рисования, вязания, вышивки, мягкой игрушки), участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях на уровне Ленинградской области и других субъектов Российской Федерации.
Развитие этого направления работы сдерживается отсутствием бюджетного финансирования. Реализация Программы позволит сохранить и усовершенствовать данное направление работы с инвалидами.
Улучшение качества обслуживания невозможно без квалифицированных кадров.
По обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях работают 1817 человек, из них 603 специалиста. Ежегодно в соответствии с планом на курсах повышения квалификации обучаются лишь 40 процентов от числа необходимых специалистов. Реализация Программы позволит увеличить число лиц, проходящих обучение, обеспечит создание достаточной информационно-методической базы и тем самым будет способствовать внедрению новых технологий и направлений по обслуживанию престарелых граждан и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы заключается в принятии комплекса дополнительных мер государственной поддержки престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях.
Программой предусматривается решение следующих задач:
содействие более полному обеспечению конституционных гарантий граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, наиболее полное обеспечение перечня гарантированных государством услуг, предоставляемых в стационарных учреждениях;
расширение сети стационарных учреждений, ликвидация очереди на определение в них;
укрепление материально-технической базы стационарных учреждений;
приведение в соответствие с санитарными правилами показателя спальной площади на одного человека;
улучшение условий проживания;
создание дополнительных рабочих мест в лечебно-трудовых мастерских и подсобных сельских хозяйствах при стационарных учреждениях, обеспечение стационарных учреждений собственной сельскохозяйственной, швейной продукцией;
снижение заболеваемости и летальности в стационарных учреждениях;
увеличение продолжительности жизни лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в стационарных учреждениях;
совершенствование медицинского обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях;
укрепление здоровья инвалидов молодого возраста, детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях;
увеличение числа инвалидов молодого возраста, занятых трудовой деятельностью в психоневрологических интернатах;
решение проблем низкой укомплектованности кадрами (младшим медицинским, хозяйственным персоналом) за счет привлечения к труду лиц, проживающих в психоневрологических интернатах;
расширение социального опыта лиц с психическими отклонениями, проживающих в стационарных учреждениях, интеграция их в общество;
обеспечение развития творческой активности граждан, проживающих в стационарных учреждениях (ежегодное проведение спортивных олимпиад, фестивалей художественного творчества);
повышение квалификации работников стационарных учреждений.
III. Система мероприятий Программы
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач на всех стадиях реализации Программы. План реализации мероприятий Программы приведен в приложении 1 и содержит следующие разделы:
1. Развитие областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания.
2. Укрепление действующей материально-технической базы стационарных учреждений.
3. Совершенствование медико-социального обслуживания.
4. Социально-бытовая реабилитация.
5. Трудовая реабилитация.
6. Научно-информационное обеспечение учебного процесса в детских домах-интернатах.
7. Организационно-методическая работа.
Законом Ленинградской области от 19 июля 2005 г. N 60-оз раздел IV Программы изложен в новой редакции
IV. Ожидаемые конечные результаты
Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов развития стационарных учреждений социального обслуживания в Ленинградской области позволит комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании, повысить качество оказываемых стационарными учреждениями гарантированных государством услуг.
Реализация Программы позволит:
сократить сроки ожидания очереди на определение граждан в дома-интернаты до двух месяцев к 2008 году, в том числе в 2005 году до шести месяцев;
повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи проживающим в стационарных учреждениях, в том числе:
сократить число обострений хронических заболеваний на 10-20 процентов к 2007 году, что позволит сократить затраты на лечение до 60 тысяч рублей, в том числе на 3 процента (до 18 тысяч рублей) в 2005-2006 годах и на 4 процента (до 24 тысяч рублей) в 2007-2008 годах;
сохранить на низком уровне (не более 120 на 1000 человек) летальность среди граждан пожилого и старческого возраста;
обеспечить продление активного образа жизни престарелых и инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и увеличить среднюю продолжительность жизни до 70 лет (при средней продолжительности жизни в России 62 года);
ежегодно увеличивать на 3 процента число инвалидов, привлекаемых к лечебно-трудовым процессам, в том числе к работе в лечебно-трудовых мастерских, подсобном сельском хозяйстве, на штатных должностях путем создания дополнительных рабочих мест и сокращать затраты стационарных учреждений социального обслуживания на 6 процентов (500 тысяч рублей) на приобретение мягкого инвентаря, в том числе: в 2005-2006 годах по 100 тысяч рублей, в 2007-2008 годах по 150 тысяч рублей на ремонт мебели и обуви на 3 процента (300 тысяч рублей), в том числе по 50 тысяч рублей в 2005-2006 годах и по 100 тысяч рублей в 2007-2008 годах за счет работы собственных трудовых мастерских;
способствовать расширению социального опыта у лиц с психическими отклонениями;
обеспечивать развитие творческой активности инвалидов;
провести оснащение технологическим и медицинским оборудованием следующих интернатов: в 2004 году Будогощского, в 2005 году Гатчинского и Волховского, в 2006 году Лужского, Сясьстройского, Лодейнопольского, в 2007 году Кировского, в 2008 году Сланцевского, Каменногорского, Приозерского;
обеспечить развитие подсобных сельских хозяйств и повышение обеспеченности стационарных учреждений собственной продукцией, в том числе овощами до 25 процентов (ежегодно в 2005-2008 годах до 6 процентов), картофелем до 30 процентов (ежегодно в 2005-2008 годах до 7,5 процента), мясом до 48 процентов (ежегодно в 2005-2008 годах до 12 процентов);
совершенствовать учебно-воспитательную работу с детьми с глубокой умственной отсталостью, подготовку их к условиям проживания во взрослых интернатах и посильному участию в трудовых процессах путем внедрения новых технологий по организации воспитания и обучения;
обеспечить профессиональную подготовку кадров, в том числе в 2005 году обучить пять специалистов, ежегодно с 2006 по 2008 год проводить групповое обучение по 15 человек.
Законом Ленинградской области от 19 июля 2005 г. N 60-оз раздел V Программы изложен в новой редакции
V. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой, необходимое финансирование составит в 2004-2008 годах 21968,0 тысячи рублей за счет средств областного бюджета.
Финансирование Программы корректируется ежегодно в установленном порядке.
Номенклатура, количество товаров, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении 3.
VI. Система организации контроля за выполнением Программы
Разработчиком и основным исполнителем Программы является комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
Программа утверждается Законодательным собранием Ленинградской области.
Соисполнителями Программы являются государственное учреждение "Управление строительства Ленинградской области", администрации стационарных учреждений, администрация муниципального образования Волосовский район.
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области заключает договоры с администрациями стационарных учреждений, администрацией муниципального образования Волосовский район на выполнение отдельных мероприятий Программы с указанием обязательств сторон.
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области осуществляет меры по полному и качественному выполнению плана мероприятий Программы (ежегодная подготовка бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития и бюджета Ленинградской области, контроль за использованием средств и выполнением мероприятий Программы, подготовка сводных аналитических записок по результатам выполнения Программы).
Информация о результатах выполнения Программы ежеквартально представляется комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области, по итогам отчетного года - в Законодательное собрание Ленинградской области и Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Н.И. Пустотин.
Для осуществления оперативного контроля руководители стационарных учреждений, участвующих в реализации Программы, ежеквартально представляют в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области отчет о реализации программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.