Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены
постановлением правительства
Ленинградской области
(приложение 3)
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке региональных целевых программ
в Ленинградской области
1. Понятие региональной целевой программы
Региональная целевая программа - это комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение целевых задач.
Целевые задачи устанавливаются в соответствии с перечнем проблем социально-экономического развития по представлению территориальных и отраслевых структур управления Ленинградской области.
Программно-целевое управление базируется на методологии системного анализа экономики региона, что позволяет направленно сконцентрировать ресурсы для реализации наиболее важных социально-экономических задач.
2. Основные цели региональных программ
Основные целями региональных целевых программ могут быть:
повышение эффективности развития отраслей региона и отдельных районов, городов;
повышение эффективности использования ресурсного потенциала;
поддержание существующих и создание новых производств и рабочих мест;
развитие и поддержка социальной сферы;
обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования;
повышение конкурентоспособности продукции региона;
научно-техническое развитие;
сохранение исторического и культурного наследия;
другие.
3. Виды программ
Региональные целевые программы подразделяются:
По содержанию - на производственно-технические, социально-экономические, организационно-хозяйственные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, природоресурсные и другие.
По уровню решаемой задачи - на районные, городские, межрайонные, отраслевые и межотраслевые.
По масштабу задачи - на многоцелевые и одноцелевые.
По срокам реализации - на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет) и постоянные.
4. Инициирование разработки региональных целевых программ
Региональных целевые программы разрабатываются для решения отдельных проблем социально-экономического развития региона.
Инициирование, заказ, разработка и реализация региональных целевых программ являются правом отраслевых министерств, комитетов, управлений и других структурных подразделений правительства Ленинградской области, районных и городских администраций. При необходимости допускается участие в работе с региональными целевыми программами юридических лиц и отдельных граждан.
Инициирование региональной целевой программы предполагает обоснование проблемы, предварительное определение комплекса мероприятий, способствующих решению данной проблемы, и затрат на их проведение.
Инициатор или заказчик программы представляет обоснование проблемы в министерство экономического прогнозирования (по форме согласно приложению 2 к утвержденному настоящим постановлением порядку разработки) для предварительного рассмотрения на коллегии министерства экономического прогнозирования и последующего утверждения правительством Ленинградской области решения о разработке региональной целевой программы.
5. Обоснование программы
При обосновании необходимости разработки региональной целевой программы должны учитываться основные приоритеты и цели социально-экономического развития региона, направления структурной политики, наличие финансовых и иных ресурсов, результаты анализа социального, экономического и экологического состояния региона, а также внешнеэкономических условий.
6. Определение заказчика и разработчика региональной целевой программы
Заказчики программ и по представлению заказчиков - головные разработчики и исполнители программ утверждаются правительством Ленинградской области.
Заказчиком может быть территориальное или отраслевое структурное подразделение исполнительной власти, государственное предприятие, другое юридическое лицо.
Выбор головного разработчика целесообразно проводить на конкурсной основе, предполагающей многовариантность решения стоящей проблемы. В качестве критериев оценки могут быть использованы: предполагаемые сроки разработки и реализации программы, стоимость разработки и эффект от ее внедрения.
Головной разработчик в соответствии с техническим заданием осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью всех соисполнителей, формирует сводный проект программы и представляет его заказчику.
Заказчики и исполнители несут ответственность за своевременное и качественное выполнение соответствующих региональных программ.
Право собственности на использование результатов программы определяется договором между заказчиком и разработчиком.
7. Утверждение программы
Инициатор или заказчик региональной целевой программы представляет проект технического задания на ее разработку в министерство экономического прогнозирования для рассмотрения на заседании коллегии министерства.
В техническом задании указываются: краткое обоснование проблемы, цели, задачи, предлагаемый перечень мероприятий для их решения, сроки и этапы реализации, ориентировочная потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, объемы и источники финансирования, предварительная оценка ожидаемой социально-экономической эффективности, стоимость разработки и ее исполнители.
Оценка коллегии министерства экономического прогнозирования целесообразности программно-целевого решения служит для инициаторов разработки программы рекомендацией по ее вынесению на утверждение правительством Ленинградской области.
Правительство принимает решение о разработке региональной целевой программы и утверждает впоследствии уже разработанную программу. В отдельных случаях решение об утверждении программы принимается правительством на стадии технического задания.
8. Примерная структура региональной целевой программы
Раздел 1. Анализ поднимаемой проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами в приоритетном порядке.
Раздел 2. Определение целей и задач программы.
Раздел 3. Разработка механизма реализации программы (перечень комплексных мероприятий, сроки их реализации, ответственные исполнители).
Раздел 4. Расчет необходимого ресурсного обеспечения.
Раздел 5. Оценка предполагаемой эффективности программы.
Раздел 6. Организация, формы и методы управления программой.
9. Источники финансирования региональных целевых программ
Финансовое обеспечение региональных целевых программ может осуществляться из средств областного, районных, городских бюджетов, внебюджетных фондов; путем предоставления банковских и иных кредитов, налоговых льгот.
Реализация межотраслевых и межтерриториальных программ может осуществляться за счет смешанных источников финансирования.
Ассигнования на финансирование региональных целевых программ включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расхода. Количество одновременно реализуемых целевых программ определяется объемом имеющихся в регионе финансовых ресурсов.
Вопросы планирования, выдачи и погашения кредитов решаются на основе кредитных договоров, определяющих взаимные обязательства и ответственность сторон. В отдельных случаях банковские и иные кредиты могут предоставляться заказчикам под гарантию правительства Ленинградской области.
Под конкретные программы в регионе могут выпускаться целевые займы.
10. Финансовый и организационный контроль за выполнением региональной целевой программы
Финансирование региональных целевых программ в зависимости от источников осуществляется департаментом финансов, финансовыми отделами районов и городов, банками и другими инвесторами на основе кредитных договоров с заказчиком или исполнителем программы. Эти же органы ведут контроль за целевым использованием выделенных средств.
Выявление нарушений в порядке использования финансовых средств ведет к прекращению финансирования, а выделенные средства подлежат возврату.
Контроль за реализацией программы осуществляет также министерство экономического прогнозирования, которое анализирует ежеквартальные сведения, полученные от заказчиков (исполнителей) региональных целевых программ (по форме согласно приложению 3 к порядку разработки), и представляет правительству Ленинградской области выводы и предложения о возможной корректировке принятых решений по срокам, задачам и финансовым ресурсам утвержденных региональных целевых программ.
В случае необходимости решается вопрос о прекращении реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.