Определение Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 6 августа 2003 г. N 44г-403/2003
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе: председательствующего Полуднякова В.И. и членов президиума Волжениной Н.С., Миронова Л.А., Березкина В.Г., Яковлевой Т.И. с участием прокурора Шарыгина Е.В.
рассмотрел в судебном заседании от 06 августа 2003 года гражданское дело по жалобе Владимировой З.А. о признании противоречащим Федеральному Закону п. 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Ленинграде.
На основании жалобы в порядке надзора Губернатора Санкт-Петербурга и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Миргородской И.В. от 27 июня 2003 года о передаче дела в суд надзорной инстанции, заслушав доклад члена президиума Яковлевой Т.И., объяснения первого заместителя прокурора Санкт-Петербурга Шарыгина Е.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене
Президиум установил:
Владимирова З.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила признать противоречащим Федеральному закону пункт 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 07 сентября 1987 года N 712/6, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время, (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, в части слов "непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет)".
Санкт-Петербургский городской суд решением от 31 октября 2002 года жалобу Владимировой З.Л. удовлетворил.
Признал противоречащим Федеральному закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 07 сентября 1987 года N 712/6 в части слов "непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет)", указав, что сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления решения суда в законную силу.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В надзорной жалобе губернатор Санкт-Петербурга просит решение городского суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Определением судьи Санкт-Петербургского суда от 28 мая 2003 года дело истребовано из первой инстанции городского суда.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2003 года дело передано на рассмотрение в суд надзорной инстанции - президиум Санкт-Петербургского городского суда.
Проверив материалы дела, президиум находит надзорную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Удовлетворяя жалобу Владимировой З.А. суд исходил из того, что нормативным актом субъекта Российской Федерации установлено правило, ухудшающее положение граждан при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий по сравнению с правилами, установленными действующим федеральным законодательством.
В обоснование указанного решения суд сослался на то, что статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, устанавливающая основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в РСФСР (пункт 8), принятые Советом Министров РСФСР 31 июля 1984 года (в редакции постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726, от 28.02.96 N 199), не содержат в качестве условия признания нуждающимися в улучшении жилищных условий срок постоянного проживания по месту жительства.
Между тем суд не учел, что Жилищный кодекс РСФСР и Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР были приняты до вступления в силу Конституции РФ (12 декабря 1993 года), и не учел положений Конституции РФ о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не могут ем # противоречить.
Согласно статье 12 федерального закона от 24 июня 1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
После принятия Конституции РФ 1993 года вопрос о сроке постоянного проживания как условии для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в законодательстве Российской Федерации не урегулирован.
Несмотря на то, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде были приняты в 1987 году, то есть до принятия Конституции РФ 19923# года, их правовая оценка при судебном рассмотрении должна производиться исходя из законодательства, действующего на момент рассмотрения судом.
Федеральное законодательство в целом не содержит запрета в отношении установления определенного срока проживая как условия для принятия на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, в силу природы совместного ведения Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации в отсутствие федерального закона вправе осуществить собственное правовое регулирование по этому вопросу.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 09.04.2002 года N 123-О при регламентировании условий реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать правильным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Владимировой З.А. в удовлетворении жалобы.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум
определил:
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 31.10.2002 отменить, в удовлетворении жалобы Владимировой З.А. отказать.
Председательствующий |
В.И. Полудняков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 6 августа 2003 г. N 44г-403/2003
Текст определения официально опубликован не был