Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Содействие занятости населения Ленинградской области на 2004 год"
Паспорт
региональной целевой программы "Содействие занятости населения
Ленинградской области на 2004 год"
Наименование Программы |
Региональная целевая программа "Содействие занятости населения Ленинградской области на 2004 год" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Статья 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями), распоряжение Губернатора Ленинградской области от 7 апреля 2003 года N 161-рг "О разработке региональной целевой и муниципальных программ содействия занятости населения Ленинградской области на 2004-2005 годы", Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р |
Срок реализации Программы |
2004 год |
Государственный заказчик |
Правительство Ленинградской области |
Представитель заказчика |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области |
Основной разработчик Программы |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области |
Основной исполнитель Программы |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы |
Рожков Владимир Дмитриевич - руководитель Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, телефон: 153-75-77 |
Цели и задачи Программы |
Создание условий для развития эффективного цивилизо- ванного рынка труда, оперативно обеспечивающего граж- дан, ищущих работу, подходящей работой, а работодате- лей - необходимой рабочей силой. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: повышение эффективности активных мер на рынке труда; координация деятельности областных органов власти и муниципальных органов управления в решении задач по адаптации граждан к условиям рынка труда и по увеличению занятости населения; совершенствование кадрового потенциала с учетом потребностей рынка труда, повышение квалификации и профессионального образования безработных граждан |
Объемы и источ- ники финансиро- вания по Прог- рамме 2004 года |
Областной бюджет - 10100,0 тысяч рублей |
Ожидаемые конеч- ные результаты реализации Программы |
Реализация Программы в течение 2004 года позволит: создать информационную и методическую базы для прове- дения профориентационной работы с выпускниками школ, безработными и незанятыми гражданами (охват - 3000 человек); предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 340 безработным гражданам; оказать содействие в трудоустройстве 4600 гражданам, в том числе: обеспечить участие в общественных работах 1000 граждан, обеспечить трудоустройство после профессионального обучения 336 граждан, обеспечить трудоустройство 3000 граждан после получе- ния ими профориентационных услуг и психологической поддержки, провести адаптацию к трудовой деятельности 264 граж- дан, особо нуждающихся в социальной защите |
Система органи- зации контроля за выполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет вице - губернатор Ленинградской области - председатель комитета по экономике и инвестициям |
1. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости
и на рынке труда Ленинградской области
1.1. Изменения в сфере занятости в 2002 - начале 2003 года
Одним из ключевых моментов для анализа и прогноза ситуации на рынке труда является оценка текущего состояния и перспектив развития занятости населения Ленинградской области.
Служба занятости помимо официальных данных Петербургкомстата аккумулирует сведения о численности работающих во всех организациях независимо от форм собственности и хозяйствования. Занятость населения по отраслям и секторам экономики оценивается на основе данных, собранных центрами занятости населения при взаимодействии с работодателями территории.
Согласно оперативным данным в начале 2002 года число предприятий составило 28 тысяч единиц, к началу 2003 года их число сократилось до 22,3 тысячи единиц или в 1,3 раза.
Среднесписочная численность работников предприятий на 1 января 2002 года составляла 635,8 тысячи человек, на 1 января 2003 года - 635,0 тысяч человек.
Более половины предприятий представляли частный сектор. На 1 января 2002 года на долю таких предприятий приходилось 73,6 процента, где работало 42,1 процента занятого населения Ленинградской области.
На 1 января 2003 года предприятия частного сектора составляли 71,5 процента, доля занятого населения - 43,9 процента.
Доля предприятий и организаций государственной и муниципальной форм собственности в начале 2002 года составляла 12,4 процента, в начале 2003 года - 15,3 процента. В 2002 году и в начале 2003 года на них работало почти 40 процентов всех занятых в экономике области. Доля предприятий и организаций со смешанной формой собственности не изменилась и составляла 6,3 процента, при этом доля занятых на этих предприятиях снизилась с 17,5 до 15,5 процента. При сокращении доли совместных предприятий в общей численности предприятий число занятых на этих предприятиях снизилось в 1,1 раза.
На протяжении 2002 - начала 2003 года доля занятых в отраслях материального производства составляла 65 процентов от общего числа занятых в экономике области.
В промышленности трудилось 24,5 процента работающего населения, 11,2 процента - в торговле, 9,6 процента - в сельском хозяйстве.
В непроизводственных отраслях основное число занятых приходилось на отрасль "образование" - 11 процентов, на отрасль "жилищно-коммунальное хозяйство" - 8,1 процента, на отрасли "здравоохранение", "физическая культура и спорт" и "социальное обеспечение" - 6,4 процента.
1.2. Спрос на рабочую силу в 2002 - в первом полугодии 2003 года
В 2002 - в первом полугодии 2003 года на рынке труда Ленинградской области проявилась тенденция роста спроса на рабочую силу, что связано с происходящими положительными изменениями в экономике области.
В начале 2002 года в областном банке вакансий насчитывалось 14,2 тысячи свободных рабочих мест, к концу первого полугодия 2003 года их число возросло до 18,6 тысячи единиц или в 1,3 раза.
Модернизация производственных процессов, оборудования, переход к новым технологиям для выпуска конкурентоспособной продукции определили появление новых, ранее невостребованных, профессий и специальностей. В начале 2002 года банк вакансий насчитывал 912 специальностей, к концу первого полугодия 2003 года он пополнился, причем в основном за счет рабочих профессий, и составил 1051 специальность (профессию).
Совершенствование производства заставляет работодателей выходить на рынок труда в поисках более квалифицированных рабочих и инженерных кадров.
Наиболее востребованными на рынке спроса рабочей силы являются слесари различных профилей, водители, электро- и газосварщики, машинисты и операторы различных промышленных установок, станочники различных специальностей.
В начале 2002 года в банке вакансий насчитывалось около 200 наименований инженерных должностей, в конце первого полугодия 2003 года - более 300.
Обозначился рост спроса на специалистов ранее малоизвестных профессий с высоким уровнем образования, главным образом в сфере банковских услуг.
В 2002 году в службу занятости от работодателей поступило 79,3 тысячи вакансий, в первом полугодии 2003 года - 50,3 тысячи вакансий.
Постепенно увеличивающийся спрос на рабочую силу позволяет прогнозировать в 2004 году рост объема областного банка вакансий.
1.3. Динамика регистрируемой безработицы в 2002 - в первом
полугодии 2003 года
В 2002 - первом полугодии 2003 года регистрируемый рынок труда Ленинградской области развивался достаточно стабильно.
В 2002 году уровень регистрируемой безработицы в целом по области увеличился с 1,5 до 1,6 процента, число безработных, состоящих на учете в службе занятости, возросло с 12,4 до 13,2 тысячи человек (6,5 процента).
Тенденция роста отмечалась как в целом по России, так и по большинству территорий. К концу 2002 года Ленинградская область относилась к числу территорий (34 из 89 регионов), где уровень безработицы имел значение ниже, чем в среднем по России (2,1 процента). К концу первого полугодия 2003 года в Ленинградской области в отличие от многочисленных регионов России произошло улучшение ситуации с безработицей. Число безработных сократилось до 10,4 тысячи человек или в 1,3 раза по сравнению с началом года.
Уровень безработицы в целом по области за полугодие снизился до 1,2 процента или на 0,4 процентных пункта.
По муниципальным образованиям уровень безработицы в конце первого полугодия 2003 года имел значение от 0,3 процента в муниципальных образованиях Колтушская волость и Кировский район до 3,9 процента в муниципальном образовании Бокситогорский район.
При стабильном развитии рынка труда Ленинградской области безработица, имея достаточно ярко выраженный структурный характер, по-прежнему, является одной из сложных социальных проблем.
Колебания численности ищущих работу в 2003 году составляли от 15 до 12,7 тысячи человек, при этом на рынке имелось 13,8 - 18,6 тысячи вакансий.
Неизбежное в условиях рыночных отношений наличие фоновой безработицы или безработицы естественного уровня в настоящее время сопровождается усиливающимся дефицитом рабочих кадров, особенно высококвалифицированных.
Формирование комплекса мер, обеспечивающих постепенное преодоление имеющегося дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, создание условий для развития цивилизованного, регулируемого рынка труда на территории Ленинградской области является главной задачей, решение которой позволит обеспечивать постепенный рост занятости населения, а значит рост доходов и снижения уровня бедности.
Несбалансированность областного рынка труда, сдерживающая его нормальное функционирование, связана с рядом причин, основные из которых проявляются сегодня и будут влиять на рынок в ближайшем будущем:
1) несоответствие профессионально-квалификационного состава ищущих работу граждан требованиям, выдвигаемым работодателями.
80-85 процентов всех вакансий предлагаются по рабочим профессиям высокой квалификации. Среди ищущих работу граждан только 45-50 процентов имеют рабочие профессии, в большинстве случаев их квалификация не отвечает запросам работодателей;
2) высокая доля (30 процентов) вакансий с заработной платой ниже величины прожиточного минимума, что мешает активному заполнению спроса на рабочую силу;
3) значительное (достигающее 3 - 6 раз) превышение предложения рабочей силы над спросом, как правило, в муниципальных образованиях, отдаленных от Санкт-Петербурга;
4) высокая доля (35 - 40 процентов) среди ищущих работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, что требует дополнительных гарантий и действий со стороны правительственных структур, службы занятости и работодателей в части разработки и реализации специальных программ;
5) достаточно высокая доля (15 - 20 процентов) среди ищущих работу граждан, не имеющих профессии (специальности), не приступавших к трудовой деятельности, имеющих длительный (более года) перерыв в работе и утративших полностью или частично трудовые навыки. Трудоустройство таких граждан может реализовываться через специальные программы (организация временных и общественных работ), а также активное профессиональное обучение;
6) недостаточный уровень профессиональной ориентации молодежи на профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда.
1.4. Прогноз развития рынка труда на 2004 год
В условиях положительных тенденций в развитии экономики Ленинградской области интерес жителей области к услугам, оказываемым службой занятости населения, продолжает оставаться достаточно высоким, несмотря на некоторое сокращение числа обращающихся.
В 2002 году число ищущих работу, зарегистрированных в службе занятости населения, составило 78,6 тысячи человек и по сравнению с 2001 годом сократилось на 5 тысяч человек (6 процентов); число получивших консультации составило 138,6 тысячи человек, что меньше на 13,7 тысячи человек (9 процентов).
Прогнозируется, что тенденция к некоторому сокращению объемов рынка труда в части предложения рабочий силы будет иметь место и в 2003 году.
За первое полугодие 2003 года численность обратившихся в службу занятости населения по сравнению с январем-июнем 2002 года сократилась на 2,1 тысячи человек (6,8 процента), численность безработных - на 3,1 тысячи человек (22,2 процента).
В 2004 году на развитие ситуации на рынке труда Ленинградской области будут влиять факторы, характерные для 2003 года:
постепенное увеличение доли регистрируемого рынка труда в общем объеме рынка труда Ленинградской области;
интенсивное движение кадров на предприятиях и в организациях области;
дальнейшее улучшение центрами занятости населения методов обслуживания населения, особенно проживающего в сельской местности;
осуществление своевременной и в полном объеме материальной поддержки безработных;
возможности получения населением услуг по переобучению, освоению вторых профессий, повышению квалификации, получению бесплатных профориентационных и психологических услуг;
перспективы достаточно быстрого трудоустройства при широком и постоянно обновляющемся банке вакансий (в 2002 - первом полугодии 2003 года трудоустроен каждый второй ищущий работу);
возможности для подростков в возрасте 14-17 лет найти работу в условиях высокой конкуренции на рынке труда;
недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса.
Кроме того, на ситуацию на рынке труда будут оказывать влияние факторы, характерные для развития российского рынка труда: реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация таких отраслей, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства и другие.
Согласно прогнозу поиском работы в Ленинградской области в 2004 году будут заняты до 118,4 тысячи человек. Самостоятельно решить проблему трудоустройства сможет каждый третий из общего числа ищущих работу (всего - 44,4 тысячи человек).
Общее количество лиц, которые в 2004 году обратятся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, может достигнуть 74 тысяч человек: от 200 человек в муниципальных образованиях поселок Кузнечное и Колтушская волость до 6,2 тысячи человек в муниципальном образовании Тихвинский район. В семи из 29 муниципальных образований число ищущих работу по прогнозу будет в пределах до 1 тысячи человек (города Новая Ладога, Сертолово, Светогорск, Шлиссельбург, Коммунар, поселок Кузнечное, Колтушская волость).
Прогнозирование рынка труда по категориям населения показывает, что в 2004 году сохранится значительный поток граждан, трудоустройство которых со стороны службы занятости населения потребует реализации специальных программ с привлечением достаточно больших финансовых средств.
Из 74 тысяч человек, которые согласно прогнозу могут обратиться в службу занятости населения, каждый четвертый - в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" - особо нуждающийся в социальной защите и испытывающий трудности в поиске работы, из них:
6,2 тысячи человек (8,4 процента от общего числа обратившихся) - высвобожденные работники;
9,4 тысячи человек (12,7 процента) - несовершеннолетние в возрасте 14 - 17 лет;
2,1 тысячи человек (2,8 процента) - инвалиды, имеющие показания к труду;
0,9 тысячи человек (1,2 процента) - уволенные из Вооруженных Сил и члены их семей;
0,4 тысячи человек (0,5 процента) - освобожденные из мест лишения свободы.
Программой предусмотрены мероприятия, в первую очередь, по поддержанию занятости указанных категорий населения и эффективному использованию данного резерва рабочей силы.
Число зарегистрированных безработных (с учетом безработных в начале года) может составить в 2004 году 38 тысяч человек.
В трех муниципальных образованиях число зарегистрированных безработных не превысит 150 человек (Колтушская волость, поселок Кузнечное, город Шлиссельбург). Наибольшее число безработных прогнозируется в муниципальном образовании Тихвинский район - до 4,3 тысячи человек.
Увеличивающийся спрос на рабочую силу позволяет прогнозировать в 2004 году объем областного банка вакансий не менее 70 тысяч единиц.
К концу 2004 года, при условии реализации в полном объеме предлагаемых в Программе мероприятий и выделении заложенных финансовых средств из областного бюджета, на учете в службе занятости будет состоять не более 11 тысяч безработных, уровень безработицы не превысит 1,2 процента. По муниципальным образованиям прогнозируются значения уровня безработицы от 0,4 процента в Кировском районе и Колтушской волости до 4,4 процента в Бокситогорском районе.
1.5. Цели и задачи программных мероприятий
Целью Программы является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей - необходимой рабочей силой. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
повышение эффективности активных мер на рынке труда;
координация деятельности областных органов власти и муниципальных органов управления в решении задач по адаптации граждан к условиям рынка труда и увеличению уровня занятости населения;
совершенствование кадрового потенциала с учетом потребностей рынка труда, системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан.
Решение указанных задач должно способствовать:
поддержанию уже сложившейся достаточно стабильной ситуации на рынке труда Ленинградской области, когда уровень регистрируемой безработицы будет иметь значение ниже, чем в среднем по России, Северо-Западному Федеральному округу и большинству территорий, входящих в его состав;
обеспечению повышения эффективности предоставляемых службой занятости услуг жителям области, направленных на увеличение числа трудоустроенных, сокращение продолжительности безработицы, рост занятости населения и рациональное использование трудовых ресурсов территории.
2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого
ресурсного обеспечения
2.1. План мероприятий Программы
В 2004 году финансирование мероприятий содействия занятости населения планируется проводить на условиях софинансирования из средств федерального и областного бюджетов.
Из средств областного бюджета на мероприятия активной политики содействия занятости населения Ленинградской области планируется затратить 10,1 миллиона рублей, что составит 3,5 процента от объема затрат из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.
Программа сформирована по следующим разделам:
Раздел 1. Организация профессиональной ориентации и
психологической поддержки
В 2004 году по разделу предусматривается финансирование из средств областного бюджета в объеме 700,0 тысяч рублей. Реализация мероприятий раздела позволит обеспечить трудоустройство не менее 3000 граждан после получения услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке.
Учитывая значительную территориальную протяженность и наличие удаленных населенных пунктов, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области создал в 2002 году Передвижной справочно-консультационный пункт.
В 2003 году проведена практическая апробация работы Передвижного справочно-консультационного пункта в отдаленных населенных пунктах Ленинградской области при проведении различных мероприятий содействия занятости населения области.
В целях дальнейшего совершенствования и развитая системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Ленинградской области Программой предусмотрено:
1.1. Проведение в 2004 году научно-исследовательской работы по теме "Технология и методика оказания профориентационных услуг населению с использованием Передвижного справочно-консультационного пункта".
1.2. Разработка пакета специальных профориентационных (профессиографических) видеоматериалов.
1.3. Издание информационных материалов, закупка аудио- и видеоматериалов по психологической поддержке для использования в работе Передвижного справочно-консультационного пункта.
Раздел 2. Организация профессионального обучения
В 2004 году по разделу предусматривается финансирование из средств областного бюджета в объеме 2554,0 тысяч рублей.
Рынок труда области сегодня требует рабочую силу с высоким уровнем специального образования. Все более востребованными со стороны работодателей становятся рабочие профессии высокой квалификации. С целью решения проблемы развития кадрового потенциала региона, повышения конкурентоспособности состоящих на учете безработных граждан в 2004 году предусматривается обучение 340 человек по рабочим профессиям (электрогазосварщики, станочники, строители и так далее).
Обучение безработных граждан будет максимально приближено к месту их проживания и организовано на базе учебных заведений начального профессионального образования Ленинградской области, прошедших конкурсный отбор.
Раздел 3. Организация общественных работ
В 2004 году по разделу предусматривается финансирование из средств областного бюджета в объеме 6450,0 тысяч рублей.
В рамках раздела планируется организовать в 2004 году проведение оплачиваемых общественных работ для безработных и ищущих работу граждан, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (женщин, испытывающих трудности при трудоустройстве, инвалидов и лиц предпенсионного возраста).
Количество граждан, для которых будут организованы общественные работы за счет средств областного бюджета, составит 1000 человек.
Раздел 4. Содействие трудоустройству граждан без определенного
места жительства и занятий
В 2004 году по разделу предусматривается финансирование из средств областного бюджета в объеме 396,0 тысяч рублей.
В целях адаптации к условиям и требованиям рынка труда 264 граждан без определенного места жительства и занятий необходимо осуществление программы психологической поддержки и профессиональной ориентации.
План реализации мероприятий Программы приведен в приложении 1 к Программе. Номенклатура, количество товаров, необходимых для реализации Программы, представлены в приложении 2 к Программе.
2.2. Эффективность реализации мероприятий Программы
Бюджетная эффективность - выделение средств из областного бюджета на предлагаемые к реализации мероприятия позволит трудоустроить 4600 жителей Ленинградской области с учетом тех, кто найдет работу после прохождения профессионального обучения и получения услуг по профессиональной ориентации, обеспечив дополнительное налоговое поступление в областной бюджет не менее 29,4 миллиона рублей.
Экономическая эффективность реализации мероприятий Программы составит 366620,0 тысяч рублей валового регионального продукта.
Социальная эффективность:
поддержание стабильной ситуации на рынке труда 29 муниципальных образований и Ленинградской области в целом;
обеспечение к концу 2004 года снижения численности безработных в целом по Ленинградской области до 11 тысяч человек, стабилизации безработицы на уровне 1,2 процента;
оказание содействия в трудоустройстве 4600 жителям области;
предоставление 340 безработным возможности получения необходимых профессиональных навыков и знаний, обеспечивающих повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности на рынке труда для последующего трудоустройства;
оказание профориентационных услуг и психологической поддержки 3000 безработных и незанятых граждан.
3. Состав, функции и полномочия участников реализации Программы
Основными участниками Программы являются:
государственный заказчик Программы - Правительство Ленинградской области;
представитель заказчика - Департамент федеральной государственной службы занятости населения (далее - ФГСЗН) по Ленинградской области;
главный распорядитель бюджетных средств - комитет финансов Ленинградской области;
основной разработчик Программы - Департамент ФГСЗН по Ленинградской области;
основной исполнитель Программы - Департамент ФГСЗН по Ленинградской области.
Существенную роль в координации деятельности всех органов власти, управления и организаций играет Координационный комитет содействия занятости населения Ленинградской области, в котором представлены все стороны, заинтересованные в решении проблем занятости. Положение о Координационном комитете содействия занятости населения Ленинградской области и состав комитета утверждены Губернатором Ленинградской области 17 апреля 2003 года.
Мероприятия Программы будут реализованы:
пункты 1.1, 1.2, 2.1 плана мероприятий - на конкурсной основе;
пункт 1.3 - методом котировок;
пункт 3.1 - исполнители определяются Департаментом ФГСЗН по Ленинградской области без проведения конкурса;
пункт 4.1 - исполнитель - Учебно-методический центр Департамента ФГСЗН по Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.