Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Реформирование государственной и муниципальной службы
Ленинградской области (2004-2005 годы)"
Паспорт
региональной целевой программы
"Реформирование государственной и муниципальной службы
Ленинградской области (2004-2005 годы)"
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Реформирование государственной и муниципальной службы Ленинградской области (2004-2005 годы)" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"; Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президен- том Российской Федерации 15 августа 2001 года N Пр-1496; постановление Правительства Ленинградской области от 27 августа 2003 года N 184 |
Заказчик Программы | Правительство Ленинградской области |
Разработчик Программы |
Комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области |
Период реализации Программы |
2004-2005 годы |
Цель Программы | Повышение эффективности государственной и муниципальной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на содержание государственных и муниципальных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной и муниципальной службы Ленинградской области |
Основные задачи Программы |
Создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной и муниципальной службы; внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных и муниципальных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной и муниципальной службы; обеспечение повышения привлекательности и престижа государственной и муниципальной службы; применение эффективных методов подбора квалифициро- ванных кадров для государственной и муниципальной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста; реализация программ подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и профессионального развития государственных и муниципальных служащих; формирование основ профессиональной этики государственных и муниципальных служащих закрепление этических принципов на законодательном уровне; создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и эко- номический эффект, важнейшие целевые показатели Программы |
Приведение нормативно-правовой базы системы госу- дарственной и муниципальной службы Ленинградской области в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями и федеральным законодательством по этим вопросам; создание профессиональной государственной и муниципальной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих; достижение качественного уровня исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей; создание основы для совершенствования финансово- экономического обеспечения государственной и муниципальной службы; повышение эффективности кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы в целях улучшения кадрового состава государственной и муниципальной службы; повышение профессионального уровня государственных и муниципальных служащих; оптимизация численности государственных и муници- пальных служащих; создание материально-технических условий для эффективного исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей |
Исполнители и соисполнители Программы |
Исполнитель Программы - комитет по вопросам государ- ственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области. Соисполнители Программы: юридический комитет Правительства Ленинградской области; государственный экспертный институт регионального законодательства при Губернаторе Ленинградской области; Северо-Западная академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, иные научно- исследовательские и образовательные организации |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2004 год |
Областной бюджет - 2903 тысячи рублей |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2005 год |
Областной бюджет - 3190 тысяч рублей |
Система организации контроля за ходом выполнения Программы |
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области. Ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным, председатель комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области информирует Правительство Ленинградской области о ходе выполнения Программы; ежеквартально - комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы |
Марасаев Юрий Григорьевич - председатель комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области; телефон: 274-10-50 |
Постановление об утверждении Программы |
Постановление Правительства Ленинградской области от 27 августа 2003 года N 184 |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Ленинградской области сложились определенные правовые основы государственной и муниципальной службы как механизма государственного управления и местного самоуправления, адекватные социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.
В 1995 - 2002 годах в органах государственной власти области осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной и муниципальной службы. Приняты областные законы "О государственной службе Ленинградской области", "О муниципальной службе в Ленинградской области", законодательные и иные нормативные правовые акты Ленинградской области, регламентирующие многие другие аспекты государственной и муниципальной службы Ленинградской области.
Общая численность государственных и муниципальных служащих Ленинградской области на начало 2003 года составила немногим более 6 тысяч человек, в том числе служащие государственных органов - 1,6 тысячи человек, численность муниципальных служащих Ленинградской области - около 4,5 тысячи человек.
Таким образом, на 1000 человек населения области приходится один служащий государственных органов и три работника органов местного самоуправления Ленинградской области. Для сравнения: на 1000 жителей Российской Федерации приходится 1,1 работник государственных органов субъектов Российской Федерации и два муниципальных служащих.
В процессе реформирования государственной и муниципальной службы предполагается оптимизировать численность государственных и муниципальных служащих путем внедрения новых методов управления.
На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны.
На начало 2003 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности в государственных органах Ленинградской области, женщины составляют более 65 процентов, в органах местного самоуправления - около 80 процентов. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов и органов местного самоуправления объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.
Среди государственных служащих государственных органов Ленинградской области 9 процентов составляют лица в возрасте до 30 лет. Более 50 процентов работников - лица в возрасте от 30 до 50 лет. Около 40 процентов работников государственных органов - старше 50 лет (из них свыше 60 лет - три процента).
Подобная картина наблюдается и среди муниципальных служащих Ленинградской области. 76 процентов из них - лица в возрасте до 50 лет (10 процентов - до 30 лет), 24 процента работников администраций муниципальных образований - старше 50 лет (свыше 60 лет - два процента).
Стаж работы в государственных органах свыше 15 лет имеют 35 процентов лиц, замещающих государственные должности в государственных органах Ленинградской области, 31 процент имеют стаж работы от 5 до 10 лет. Таким образом, в течение ближайших 10 лет произойдет высвобождение около половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.
Образовательный уровень государственных и муниципальных служащих характеризуется следующими параметрами:
1) На начало 2003 года доля государственных служащих в государственных органах области, имеющих высшее образование, составляет 87 процентов. Остальные работники имеют среднее и среднее специальное образование, четыре процента государственных служащих имеют ученую степень.
2) Среди муниципальных служащих 63 процента имеют высшее образование, 30 процентов - среднее специальное и 7 процентов - среднее образование.
В настоящее время переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Ленинградской области осуществляются за счет средств федерального и областного бюджетов. Обучение проводится в основном на базе Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ленинградского областного учебного центра.
Труд государственных служащих по сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики недооценен. Слабая дифференциация в оплате труда государственных служащих недостаточно стимулирует эффективность их служебной деятельности.
По экспертным оценкам оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 8 - 10 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 5 - 7 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 - 5 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5 - 3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности.
Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных и муниципальных служащих.
Особую проблему для государственных органов Ленинградской области при подборе квалифицированных и опытных кадров на работу в органы управления Ленинградской области составляет соседство с одним из крупнейших и экономически развитых субъектов Российской Федерации - Санкт-Петербургом. Более высокий уровень заработной платы позволяет властям города привлекать к работе на государственную службу наиболее грамотных, подготовленных специалистов региона, в том числе из Ленинградской области.
Определенное негативное влияние на привлечение к государственной и муниципальной службе в Ленинградской области высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности работников органов государственного и муниципального управления. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных и муниципальных служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в глазах населения и, в первую очередь, молодежи.
Сложившееся состояние государственной и муниципальной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии.
Ухудшается профессиональный состав государственных и муниципальных служащих в связи с невысокой средней заработной платой; не хватает государственных и муниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Одновременно происходит снижение престижа государственной и муниципальной службы как вида профессиональной деятельности. Мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины - на должностях специалистов. Нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных и муниципальных служащих.
Организация муниципальной службы Ленинградской области также имеет ряд специфических недостатков. Поступление граждан на муниципальную службу и должностной (служебный) рост муниципальных служащих в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств. Смена руководителей муниципальных органов нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и соответственно - к неоправданному увольнению муниципальных служащих.
Во многих случаях качество подготавливаемых государственными и муниципальными служащими документов является неудовлетворительным. Нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.
Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов и местного самоуправления, ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол. До настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных и муниципальных служащих и законодательные механизмы их реализации.
Не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих задач:
обеспечить разработку законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
повысить степень социальной защищенности и материального обеспечения государственных и муниципальных служащих и уровня возлагаемой на них ответственности;
повысить уровень компетентности руководителей государственных органов и органов местного самоуправления Ленинградской области;
обеспечить использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;
усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих с использованием современных методов обучения;
улучшить материально-техническую базу государственной и муниципальной службы.
Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной и муниципальной службы следует проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей системы государственной и муниципальной службы. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области.
Программа разработана для решения указанных проблем и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" и "Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации", утвержденной 15 августа 2001 года N Пр-1496.
2. Цель, задачи и основные этапы реализации Программы
Цель Программы - повышение эффективности государственной и муниципальной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на содержание государственных и муниципальных служащих и развитие материально-технической базы государственной и муниципальной службы Ленинградской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной и муниципальной службы;
внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных и муниципальных служащих, рациональное использование материально-технических ресурсов в системе государственной и муниципальной службы;
определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных и муниципальных служащих на основе должностных (служебных) инструкций;
обеспечение повышения привлекательности и престижа государственной и муниципальной службы;
применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;
реализация программ подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и профессионального развития государственных и муниципальных служащих;
формирование основ профессиональной этики государственных и муниципальных служащих, закрепление этических принципов на законодательном уровне;
обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества;
создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной и муниципальной службы и исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей.
Программа имеет среднесрочный характер и будет реализовываться в 2004 - 2005 годах.
Этапы реализации Программы:
анализ ситуации и условий работы государственной и муниципальной службы (юридический, экономический и финансовый аспекты);
выработка направлений реформирования государственной и муниципальной службы;
подготовка реформирования государственной и муниципальной службы Ленинградской области;
разработка нормативно-правовой базы системы государственной и муниципальной службы;
проведение финансово-экономических мероприятий, исследований и апробация новых подходов к организации государственной и муниципальной службы Ленинградской области;
использование в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления результатов указанных исследований и новых подходов к организации деятельности государственных и муниципальных служащих;
формирование государственной и муниципальной службы Ленинградской области на основе выработанных норм и регламентов.
3. Система мероприятий, предусмотренных Программой
Программой предусмотрены конкретные мероприятия и основные направления их реализации (приложение к Программе).
Для решения поставленных в Программе задач предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам государственной и муниципальной службы;
проведение исследований и апробация новых подходов к организации государственной и муниципальной службы и обеспечению деятельности государственных и муниципальных служащих Ленинградской области;
совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
создание материально-технических условий для эффективного функционирования государственной и муниципальной службы.
3.1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по
вопросам государственной и муниципальной службы
Необходимость законодательного регулирования вопросов государственной и муниципальной службы предусматривается Конституцией Российской Федерации и Уставом Ленинградской области. Но целостная и комплексная система правового обеспечения государственной и муниципальной службы в Ленинградской области еще не сложилась.
Необходимо разработать и принять областные законы и иные нормативные правовые акты о системе государственной и муниципальной службы Ленинградской области, более полно учитывающие федеральное законодательство, Устав Ленинградской области, закрепляющие и развивающие нормы областного законодательства по данному направлению.
Законодательные и иные нормативные правовые акты должны обеспечить единый подход к правовому регулированию и организации государственной и муниципальной службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных и муниципальных служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения государственной и муниципальной службы.
3.2. Проведение исследований и экспериментов по применению новых
подходов к организации и обеспечению деятельности государственных и
муниципальных служащих Ленинградской области
В целях совершенствования организации и обеспечения деятельности государственных и муниципальных служащих Ленинградской области необходимо внедрение современных технологий управления, включающих в себя новые методы планирования и финансирования деятельности государственных органов Ленинградской области, стимулирования государственных и муниципальных служащих, а также системы показателей и критериев оценки деятельности служащих государственных органов, органов местного самоуправления и их подразделений.
Для решения этих задач требуется проведение социологических исследований по определению особенностей труда государственных и муниципальных служащих, их отношению к выполнению своих служебных обязанностей, а также выявлению степени их удовлетворенности условиями труда. На основании мониторинга результатов исследований будет осуществляться внедрение современных технологий управления в систему государственной и муниципальной службы в целом.
В рамках реализации Программы предусматривается проведение исследований и анализ результатов апробации:
изучения отношения к своей деятельности и условиям труда государственных и муниципальных служащих;
проведения мероприятий, направленных на повышение престижа и привлекательности труда государственных и муниципальных служащих;
практики формирования на конкурсной основе кадрового резерва государственных и муниципальных служащих в целях обеспечения плановой ротации кадрового состава государственной и муниципальной службы;
применения служебных контрактов и формирования объективной оценки их выполнения по результатам проведения аттестации или квалификационного экзамена государственных и муниципальных служащих;
создания и использования системы профессионального развития, подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих.
3.3. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения
квалификации государственных и муниципальных служащих
Основная цель совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих - рост их профессионального уровня.
Для достижения указанной цели необходимо:
создать эффективный механизм подбора кадров для государственной и муниципальной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственных и муниципальных служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;
совершенствовать систему непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной и муниципальной службы;
осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных и муниципальных служащих.
3.4. Создание материально-технических условий для эффективного
функционирования государственной и муниципальной службы
Основной целью данного направления является рациональное использование материально-технических ресурсов на государственной и муниципальной службе, а также обеспечение надлежащих условий для качественного исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей.
Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:
анализ имеющейся материально-технической базы государственной и муниципальной службы;
разработка стандартов служебных мест государственных и муниципальных служащих и нормативов их размещения, а также нормативов материально-технического обеспечения государственной и муниципальной службы;
подготовка предложений по строительству, реконструкции и техническому оснащению зданий и помещений органов государственной власти Ленинградской области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы в 2004 - 2005 годах составляет 6,093 миллиона рублей, в том числе:
в 2004 году - 2,903 миллиона рублей,
в 2005 году - 3,19 миллиона рублей.
Средства из областного бюджета на реализацию Программы предусматривается выделить управлению делами Правительства Ленинградской области. Расходы на финансирование Программы будут уточняться при подготовке проекта закона об областном бюджете на соответствующий год.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы должно быть обеспечено: приведение нормативно-правовой базы системы государственной и муниципальной службы Ленинградской области в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями и федеральным законодательством по этим вопросам;
создание профессиональной государственной и муниципальной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих;
достижение качественного уровня исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;
создание условий для открытости и подконтрольности деятельности Правительства Ленинградской области и государственных служащих гражданскому обществу;
создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения государственной и муниципальной службы;
повышение эффективности кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы в целях улучшения ее кадрового состава;
внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
повышение профессионального уровня государственных и муниципальных служащих;
оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;
создание материально-технических условий для эффективного исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.