Текст пункта 1 статьи 3 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
1. Право избирать депутатов законодательного собрания принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигнувшему 18-летнего возраста на день выборов и проживающему на территории Ленинградской области.
Текст статьи 4 Закона в редакции от 2 октября 2000 г.
Статья 4. Назначение выборов депутатов законодательного собрания
1. Выборы депутатов законодательного собрания проводятся один раз в четыре года.
Выборы депутатов законодательного собрания второго созыва назначены на 14 декабря 1997 года.
Дату выборов депутатов законодательного собрания последующих созывов назначает законодательное собрание.
Срок со дня назначения выборов до дня даты выборов должен составлять не менее трех месяцев.
Законом Ленинградской области от 2 октября 2000 г. N 30-оз в пункте 2 статьи 4 Закона слово "шести" заменено словом "двенадцати"
2. Выборы депутата вместо выбывшего по одномандатному избирательному округу проводятся не позднее трех месяцев со дня выбытия депутата. Выборы не проводятся, если до окончания срока полномочий законодательного собрания остается менее двенадцати месяцев.
Текст второго абзаца статьи 9 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
Кандидатам, гарантируются равные условия доступа к государственным, муниципальным средствам массовой информации.
Текст пункта 4 статьи 12 Закона в редакции от 6 апреля 2001 г.
Законом Ленинградской области от 6 апреля 2001 г. N 25-оз в пункте 4 статьи 12 Закона число "55" заменено числом "60"
4. Избирательная комиссия Ленинградской области обязана официально опубликовать список одномандатных избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
Текст статьи 13 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 13. Образование избирательных участков
1. Избирательные участки образуются главой муниципального образования (главой администрации муниципального образования) / далее по тексту - глава муниципального образования/ не позднее 45 дней до дня выборов по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей на один избирательный участок.
Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
2. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз часть вторая пункта 2 статьи 13 Закона изложена в новой редакции
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться с согласия избирательной комиссии Ленинградской области, при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлении соответствующего удостоверения.
Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 26 июня 2001 г. N 348 протест прокурора в отношении пункта 3 статьи 13 признан обоснованным
3. Списки избирательных участков с описанием границ и указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуются соответствующей окружной избирательной комиссией в местной печати в течение пяти дней после принятия решения об образовании участков, но не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Текст статьи 14 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
Статья 14. Список избирателей и порядок его составления
1. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списка зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после назначения даты выборов, но не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
2. Гражданин Российской Федерации может быт включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам - на основании адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, предоставляемых командиром воинской части в срок, установленный частью 1 настоящей статьи.
Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями указанных учреждений.
Список избирателей по избирательному участку, образованному на судне, находящемся в день выборов в плавании, составляется на основании данных, предоставляемых капитаном судна.
4. Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией Ленинградской области, и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, второй экземпляр передается в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов.
Текст статьи 15 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
Статья 15. Порядок включения граждан в списки избирателей
1. В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 3 настоящего закона.
2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории данного избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации.
3. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
4. Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания на территории Ленинградской области, включаются в список избирателей по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития.
5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.
Текст статьи 17 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 17. Система избирательных комиссий
1. Избирательные комиссии на территории Ленинградской области обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов законодательного собрания, а также реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункт 2 статьи 17 Закона изложен в новой редакции
2. Подготовку и проведение выборов в Законодательное собрание Ленинградской области осуществляют: избирательная комиссия Ленинградской области; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; муниципальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Если в районе или в городе образован только один избирательный округ, окружная избирательная комиссия не формируется. В этом случае полномочия окружной избирательной комиссии исполняет муниципальная избирательная комиссия данного района или города. Полномочия территориальной, окружной избирательных комиссий могут возлагаться на муниципальные избирательные комиссии по решению Законодательного собрания Ленинградской области.
Текст абзаца 8 части 2 статьи 18 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов;
Текст статьи 21-1 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 21-1. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия:
осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов депутатов на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов окружных и участковых избирательных комиссий, времени их работы;
координирует работу окружных, муниципальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, распределяет часть средств между окружными, муниципальными и участковыми избирательными комиссиями;
совместно с окружными избирательными комиссиями обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов участковым избирательным комиссиям;
устанавливает итоги голосования по району (городу), сообщает их средствам массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию Ленинградской области;
обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов в избирательную комиссию Ленинградской области;
осуществляет иные полномочия по поручению избирательной комиссии Ленинградской области;
срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает после официального опубликования общих итогов выборов.
Текст пункта 2 статьи 22 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий избирательной комиссии Ленинградской области.
Текст статьи 24 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 24. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем либо по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
4. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
5. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов не состоящимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз часть первая пункта 6 статьи 24 Закона исключена
6. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий.
Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.
7. По решению окружных избирательных комиссий председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы. Оплата труда их производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.
8. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, областным законам либо принятое избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Текст статьи 27 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
Статья 27. Порядок выдвижения кандидатов
Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Кандидат может выдвигаться по собственной инициативе.
Текст статьи 34 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 34. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями
Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 26 июня 2001 г. N 348 протест прокурора в отношении пункта 1 статьи 34 признан обоснованным
1. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня официального опубликования избирательной комиссией Ленинградской области списка избирательных округов.
2. В поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз в пункте 3 статьи 34 Закона цифра "2" заменена цифрой "1"
3. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи.
Подписные листы изготавливаются по форме установленной приложением 1 к настоящему закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается.
Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием своих фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа), и кандидатом.
Текст статьи 35 Закона в редакции от 6 апреля 2001 г.
Статья 35. Регистрация кандидатов
Законом Ленинградской области от 6 апреля 2001 г. N 25-оз пункт 1 статьи 35 Закона изложен в новой редакции
1. Для регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, равно как и кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном избирательном округе, кандидат (либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока) представляет в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
2. Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательные комиссии заверяют каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдают уполномоченному представителю или кандидату подтверждения в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
Законом Ленинградской области от 6 апреля 2001 г. N 25-оз пункт 3 статьи 35 Закона исключен
3. Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз в части 2 пункта 3 статьи 35 Закона слова "доверенные лица" заменены словом "представители"
При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, а также кандидаты или их представители. О времени проведения проверки подлинности собранных подписей комиссия обязана сообщить кандидатам в депутаты или их представителям. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей, окружная избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
Недействительными считаются также:
а) подписи граждан, не являющихся избирателями данного избирательного округа;
б) подписи граждан, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
в) подписи граждан, не содержащие всех сведений, перечисленных в статье 32 настоящего закона.
При обнаружении в подписном листе заполненной графы (или граф), не соответствующей требованиям настоящего закона, не учитывается только данная графа (или графы). Все остальные графы подписного листа при подсчете количества подписей учитываются.
Законом Ленинградской области от 6 апреля 2001 г. N 25-оз статья 35 Закона дополнена новыми пунктами 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и 17 следующего содержания:
3. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям федерального и областного законодательства, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата, представившего установленные федеральным и областным законодательством документы. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, избирателем, избирателями в соответствии федеральным и областным законодательством.
4. Окружная избирательная комиссия вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с федеральным и областным законодательством в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный соответствующей окружной избирательной комиссией, сообщить окружной избирательной комиссии о результатах проверки.
5. Окружная избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов окружной избирательной комиссии, работников аппарата окружной избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, окружная избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
6. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 600, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты или уполномоченные ими представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. О времени проведения каждой жеребьевки и проверки подписных листов соответствующая окружная избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно. Соответствующая окружная избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Проверке подлежат все подписи в подписных листах, отобранных для проверки.
7. По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной.
8. Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписных листов в окружную избирательную комиссию, если это исключение ими специально оговорено.
9. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
10. Недостоверными подписями также считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом и подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе соответствующей окружной избирательной комиссии в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до даты заверения копии списка кандидатов соответствующей окружной избирательной комиссией;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с федеральным и областным законодательством данных;
г) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
д) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист не рукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы;
ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока либо если эта подпись недостоверна.
11. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе окружной избирательной комиссии в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям федерального и областного законодательства, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 9, подпунктом "ж" пункта 10 настоящей статьи.
13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной при проверке достоверности подписей или при подсчете количества подписей, если не установлена ее недостоверность в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящей статьи.
14. В случае, если количество обнаруженных при выборочной проверке недостоверных подписей составит более 15 процентов от количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка в указанном выше порядке еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей.
15. В случае, если суммарное количество недостоверных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 6 и 14 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится.
16. Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными, недостаточно для регистрации.
17. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется данной окружной избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей, количество проверенных подписей, количество подписей, признанных недостоверными, с указанием оснований признания этих подписей недостоверными. Протокол прилагается к соответствующему решению окружной избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения окружной избирательной комиссией не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока не менее чем за 12 часов до заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей избирателей или обнаружения более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подлежащих проверке, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе получить в соответствующей окружной избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания признания подписей избирателей недостоверными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится.
Пункты 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 считаются соответственно пунктами 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 и 27
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункт 18(4) статьи 35 Закона изложен в новой редакции
18. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном избирательной округе;
19. Кандидат, зарегистрированный по избирательному округу как кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, не может быть одновременно зарегистрирован по этому же округу в качестве кандидата от избирательного объединения, избирательного блока.
20. О регистрации кандидатов окружная избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу представляет в избирательную комиссию Ленинградской области.
21. Все кандидаты, выдвинутые с соблюдением требований настоящего закона, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов о выборах и настоящего закона.
Первое предложение части 22(8) статьи 35 Закона признано недействительным со слов "... или в Ленинградский областной суд..." согласно решению Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 2 февраля 1998 г. N 3-19/98
22. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в избирательную комиссию Ленинградской области или в Ленинградский областной суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.
23. Кандидат не может входить в состав избирательной комиссии Ленинградской области, а также в окружную или участковую избирательную комиссию того избирательного округа, по которому он выдвинут кандидатом. Лицо, состоящее в одной из указанных комиссий и выдвинутое кандидатом, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом.
24. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних суток после регистрации сообщаются окружной избирательной комиссией в газету "Вести" и местные средства массовой информации для публикации. Окружная избирательная комиссия не позднее чем за 15 дней до дня выборов размещает на стендах в помещении избирательной комиссии информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в пункте третьем статьи 33 настоящего закона.
25. В случае, если в сроки, установленные настоящей статьей, по избирательному округу будет зарегистрирован лишь один кандидат либо не будет зарегистрировано ни одного кандидата, выборы по данному избирательному округу откладываются по решению соответствующей окружной избирательной комиссии на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункт 26(12) статьи 35 Закона изложен в новой редакции
26. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий";
Законом Ленинградской области от 6 апреля 2001 г. N 25-оз абзац первый пункта 27 статьи 35 Закона изложен в новой редакции
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункт 27(13) статьи 35 Закона изложен в новой редакции
27. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая окружная избирательная комиссия может отнести на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов.
Текст названия главы IV Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
Глава IV. Статус кандидатов
Текст названия статьи 36 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
Статья 36. Равенство кандидатов
Текст статьи 37 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 37. Гарантии деятельности кандидата
1. После регистрации кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе, а также работающий в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождается от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения в интересах избрания.
2. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются на время участия в выборах от работы, военной службы, военных сборов и учебы. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход кандидата, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в сумме, не превышающей десятикратного размера минимальной оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его окружной избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.
Кандидат не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункты 3 и 4 статьи 37 Закона исключены
3. Кандидат со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право пользоваться бесплатно на территории своего избирательного округа любыми видами общественного транспорта, за исключением такси. Оплата этих поездок производится соответствующей окружной избирательной комиссией из средств, выделенных на проведение выборов.
4. Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Ленинградской области. При даче такого согласия прокурор обязан известить окружную избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата, в течение 24 часов.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз из пункта 5 статьи 37 Закона исключены слова "избирательные объединения, избирательные блоки"
Пункт 5 считается соответственно пунктом 3
3. Кандидат может иметь до десяти доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удовлетворения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в пункте 2 части первой настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
Текст статьи 38 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 38. Право на участие в предвыборной агитации
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз в пункте 1 статьи 38 Закона слова "беспрепятственно" заменены словами "в допускаемых законом формах и законными методами"
1. Граждане и общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата избирательного объединения, избирательного блока.
2. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
3. Участие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий, командования воинских частей в предвыборной агитации кандидатов не допускается.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
4. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной компании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Текст статьи 40 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 40. Предвыборная агитация через средства массовой информации
1. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов, исследований, связанных с предстоящими выборами.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункт 2 статьи 40 Закона изложен в новой редакции
2. Средства массовой информации, указанные в части второй статьи 9 настоящего закона, обязаны обеспечивать при проведении предвыборной агитации равные возможности для всех кандидатов.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункт 3 статьи 40 Закона изложен в новой редакции
3. Кандидаты имеют право на предоставление им в средствах массовой информации, подпадающих под действие пункта 2 настоящей статьи, бесплатно и на возмездной основе печатных площадей и эфирного времени на равных основаниях. Порядок выступлений кандидатов устанавливается избирательной комиссией Ленинградской области и должен обеспечивать получение печатных площадей и эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям). Запрещается прерывать телепрограммы и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
В информационных телепрограммах и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборной агитации кандидатами, должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Данные информационные блоки не оплачиваются кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Телепрограммы и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видеозаписью и аудиозаписью, которая хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.
Текст статьи 41 Закона в редакции от 6 апреля 2001 г.
Статья 41. Распространение агитационных печатных материалов
1. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Законом Ленинградской области от 6 апреля 2001 г. N 25-оз пункт 2 статьи 41 Закона изложен в новой редакции
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилия, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска.
3. Избирательная комиссия Ленинградской области, окружные и участковые избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной предвыборной агитации.
Текст пункта 1 статьи 42 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
1. Предвыборная программа и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь, пропаганду войны.
В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов - немедленно.
Текст пункта 1 статьи 43 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов.
Текст наименования статьи 45 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз из названия и текста статьи 45 Закона, кроме подпункта в) пункта 2, исключены слова "избирательные объединения, избирательные блоки"
Статья 45. Избирательный фонд кандидата и избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока
Текст пункта 1 статьи 45 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
1. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в отделениях банков или кредитных учреждениях (далее - банки). Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку.
Банки открывают кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам на основе сообщения в письменной форме окружной избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
Текст пункта 2 статьи 45 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:
а) средств, выделенных кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата, размер которых не может превышать установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда на день назначения выборов более чем в двести раз;
в) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группы избирателей и размер которых не может превышать установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда на день назначения выборов более чем в две тысячи раз;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда на день назначения выборов более чем в пятнадцать раз, а в фонд избирательного объединения - более чем в двадцать пять раз.
Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты или избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока не может превышать установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда на день назначения выборов более чем в сто и тысячу раз соответственно.
Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда на день назначения выборов более чем в две тысячи пятьсот раз.
Предельная сумма расходов избирательного объединения, избирательного блока за счет избирательного фонда не может превышать установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда на день назначения выборов более чем в две тысячи раз.
Текст пункта 3 статьи 45 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
3. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков:
а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
б) иностранным гражданам (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством);
в) лицам без гражданства;
г) гражданам Российской Федерации, не достигшим 18 лет;
д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;
е) международным организациям и международным общественным движениям;
ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;
к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
л) благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;
м) анонимным жертвователям (для гражданина - без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица - без указания любого из следующих сведений: идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо наличии такого участия с указанием доли этого участия);
н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
Текст пункта 4 статьи 45 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
4. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов либо в избирательные фонды избирательных объединений, избирательных блоков от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные настоящей статьей размеры, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или частично их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход областного бюджета.
Кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
Текст статьи 50 Закона в редакции от 6 апреля 2001 г.
Статья 50. Избирательный бюллетень
1. Для выборов депутатов законодательного собрания каждый избиратель получает один избирательный бюллетень, форма которого устанавливается избирательной комиссией Ленинградской области.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз часть вторая пункта 1 статьи 50 Закона изложена в новой редакции
Избирательный бюллетень для голосования по избирательному округу по выборам депутатов законодательного собрания содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку или его независимый статус. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце бюллетеня помещается строка "против всех кандидатов" с расположением справа от него пустым квадратом.
2. Текст избирательного бюллетеня по избирательному округу утверждается окружной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.
3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Текст указания утверждается избирательной комиссией Ленинградской области.
4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 26 июня 2001 г. N 348 протест прокурора в отношении пункта 5 статьи 50 признан обоснованным
Законом Ленинградской области от 6 апреля 2001 г. N 25-оз в пункте 5 статьи 50 Закона слова "0,5 процента" заменены словами "3 процента"
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункт 5 статьи 50 Закона изложен в новой редакции
5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению окружных избирательных комиссий не позднее 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 3 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
Текст статьи 51 Закона в редакции от 1 октября 1999 г.
Статья 51. Порядок голосования
1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по московскому времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
Законом Ленинградской области от 1 октября 1999 г. N 53-оз пункт 1 статьи 51 Закона дополнен частью второй следующего содержания:
В случае совмещения выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области с выборами в Государственную Думу Федерального Собрания и выборами Президента Российской Федерации голосование проводится по времени, установленному соответствующим федеральным законом.
2. Избирателю, который в течение 15 дней со дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной (за 15 дней - 4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 дня - один день до дня выборов) избирательной комиссии.
Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать окружной избирательной комиссии либо подписи двух членов окружной избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя.
Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.
3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
4. При получении избирателем бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или его удостоверения личности, а избиратель расписывается.
5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов".
6. Заполненный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
7. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
8. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, избирательная комиссия по письменной или устной просьбе избирателей организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более двух на участке. Указанная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз из части 2 пункта 8 статьи 51 Закона исключены слова "отдельный дополнительный"
Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте.
Текст статьи 52 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Статья 52. Подсчет голосов на избирательном участке
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
3. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и лиц, перечисленных в пункте 2 статьи 25, погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных, затем стационарных.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
4. От общего количества извлеченных из избирательных ящиков бюллетеней прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии.
Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым нельзя установить волеизъявление избирателя, и в частности такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
5. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
6. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки и иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в трех экземплярах протокол об итогах голосования в присутствии лиц, перечисленных в пункте 2 статьи 25. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
В протоколе указываются следующие данные:
а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
г) число погашенных избирательных бюллетеней;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
з) число действительных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
к) число избирательных бюллетеней, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов".
7. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить ему заверенную копию протокола об итогах голосования.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз пункт 8 статьи 52 Закона изложен в новой редакции
8. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания работы комиссии.
Копии протокола предоставляются кандидатам в депутаты либо их доверенным лицам. Представители избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдатели, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии.
Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после официального объявления результатов выборов по избирательному округу.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз статья 52 Закона дополнена пунктом 9 следующего содержания:
9. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в вышестоящую избирательную комиссию, избирательная комиссия, направившая протокол и (или) сводную таблицу, выявила в них неточности (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссии в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается пометка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз статья 52 Закона дополнена пунктом 10 следующего содержания:
10. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
Текст пункта 1 статьи 53 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении подлинных протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, не позднее чем через пять дней со дня выборов устанавливает результаты выборов по избирательному округу.
Текст пункта 2 статьи 53 Закона в редакции от 6 апреля 2001 г.
2. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов проводится повторное голосование.
В случае, если на день выборов остался только один кандидат, он считается избранным, если получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Законом Ленинградской области от 6 апреля 2001 г. N 25-оз часть третья пункта 2 статьи 53 Закона изложена в новой редакции
Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов по избирательному округу недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
в) по решению суда.
Текст пункта 3 статьи 53 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
3. Окружная избирательная комиссия на основании протоколов соответствующих участковых избирательных комиссий составляет протокол, в котором указывает:
а) число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных окружной избирательной комиссией;
в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
г) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
д) число действительных избирательных бюллетеней;
е) число погашенных избирательных бюллетеней;
ж) число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию "против всех кандидатов";
з) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
и) поступившие в комиссию жалобы, заявления и принятые по ним решения;
к) фамилию, имя и отчество избранного кандидата.
Если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные.
Текст пункта 4 статьи 53 Закона в редакции от 2 октября 1997 г.
Законом Ленинградской области от 2 октября 1997 г. N 38-оз в пункте 4 статьи 53 Закона слово "трех" заменено словом "двух"
4. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Протокол составляется в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 8 статьи 52 настоящего закона. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию Ленинградской области.
Текст статьи 54 Закона в редакции от 19 мая 1997 г.
Статья 54. Опубликование голосования и результатов выборов
1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий избирательная комиссия Ленинградской области в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного месяца со дня выборов избирательная комиссия Ленинградской области публикует итоги голосования по всем избирательным округам в средствах массовой информации (газета "Вести").
2. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации. Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.
3. Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня о результатах выборов и протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.