Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Система программных мероприятий
3.1. Лесоустройство
Переход лесного хозяйства на качественно новый уровень требует реализации новой научно-технической политики управления лесными ресурсами; реализация такой политики возможна при наличии соответствующей информации и научно обоснованных технологий, методов и нормативов управления. Особую роль в этом играет лесоустройство.
Лесоустройство является информационной и научно-технической основой отрасли. Однако меняющиеся условия требуют ускоренного и существенного совершенствования всей системы учетных и проектных работ в лесном хозяйстве.
Стержневой путь развития лесоустройства - создание автоматизированных геоинформационных систем (далее - ГИС), представляющих целенаправленную информацию о лесных ресурсах необходимой полноты, точности и оперативности и содержащих набор региональных систем рационального управления лесными ресурсами. Основой ГИС на уровне лесного предприятия являются совмещенные банки данных, содержащие повыдельную таксационную и картографическую информацию. Получаемые как результат базовой лесоинвентаризации данные о лесных ресурсах подлежат ежегодной актуализации по результатам хозяйственной деятельности и естественных изменений лесов. Повышение точности и полноты информации, совершенствование методов и технологий проектирования, учет экономических (в частности, введение кадастровой оценки лесов) и материальных факторов должны позволить вывести лесоустроительное проектирование на уровень технического, обеспечивающего оперативное и среднесрочное планирование лесохозяйственной деятельности. Технической основой реализации рассмотренного подхода является последовательная компьютеризация лесных предприятий на базе персональных ЭВМ, находящихся в лесхозах и лесничествах, соединенных в единую сеть.
В 2002-1004 годах истекает срок действия ревизионного периода лесоустройства. Северо-Западным лесоустроительным предприятием в 27 лесхозах на площади 4,7 миллиона гектаров в период с 2003 по 2005 год намечено проведение лесоустроительных работ, цель которых состоит в изучении хозяйственной деятельности лесхозов, изменений в лесном фонде, экономике и составлении на этой основе проекта организации и развития лесоустройства на следующий ревизионный период (10 лет).
Выполнение лесоустроительных работ в намеченных объемах и организация лесного мониторинга обеспечит стабильное управление лесами, лесопользователей - оперативной информацией о лесных ресурсах.
3.2. Лесохозяйственные мероприятия
Лесное хозяйство призвано обеспечить удовлетворение потребности области в древесине и других продуктах леса при сохранении за ним защитных и социальных функций.
Важнейшим лесохозяйственным мероприятием являются рубки ухода за лесом. С экономической точки зрения проведения рубок ухода дает возможность систематически получать в зависимости от возраста древостоя определенное количество ликвидной древесины до наступления момента рубки главного пользования. С лесоводственной точки зрения рубки ухода направлены на формирование устойчивых высокопродуктивных хозяйственно ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины.
В зависимости от возраста насаждений и целей рубок ухода проводятся следующие основные виды рубок ухода или формирования насаждений: рубки ухода в молодняках, прореживания и проходные рубки. Кроме того, в лесах различного целевого назначения могут проводиться рубки переформирования насаждений, в лесах ряда категорий защитности и особо защитных участков водоохранного, защитного, санитарно-гигиенического, оздоровительного и другого специального назначения, в насаждениях старших возрастов проводятся рубки обновления. К системе рубок ухода также относятся рубки реконструкции, выборочно-санитарные рубки.
Основными общими целями рубок ухода являются:
улучшение породного состава древостоев;
повышение качества и устойчивости насаждений;
сохранение и усиление защитных водоохранных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса;
увеличение размера пользования древесиной и сокращение сроков выращивания технически спелой древесины.
При определении объемов рубок ухода за лесом учитывается фактическое состояние насаждений, динамика показателей лесного фонда и контрольные цифры, принятые лесоустроителями при осуществлении инвентаризации лесного фонда. Данные лесного фонда лесхозов Ленинградской области, ведомость площадей общих и осушаемых земель лесного фонда лесхозов Ленинградской области и фактическая заготовка древесины в лесном фонде лесхозов Ленинградской области приведены в приложениях 1, 2 и 3 к программе.
Ежегодный расчетный размер вырубаемой ликвидной древесины от рубок ухода за лесом, утвержденный лесоустройством в лесхозах Ленинградской области (приложение 4) составляет 1142,3 тысячи кубических метров, площадь рубок ухода в молодняках - 23,0 тысячи гектаров (приложение 4). В 2000 году лесхозами рубки ухода в молодняках проведены на площади 23,5 тысячи гектаров.
На перспективу план работ по уходу в молодняках несколько сокращается. Это связано, в частности, с тем, что в лесхозах на востоке области, где до 30 процентов лесного фонда заболочено, уход в молодняках не эффективен с лесохозяйственной точки зрения. В связи с отдаленностью этих участков доставка людей и техники к ним крайне затруднена. На 2001 год планируется уход в молодняках на площади 22,5 тысячи гектаров.
В 2000 году ликвидной древесины от проведения рубок ухода получено 785,3 тысячи кубических метров, из них силами лесхозов 570 тысяч кубических метров. Передача участков лесного фонда в аренду для целей заготовки древесины от рубок главного пользования позволила часть работ по проведению рубок ухода на арендованной территории выполнить силами арендаторов (за 2000 год - 133,1 тысячи кубических метров). Это дает возможность лесхозам направить дополнительные силы на осуществление своих обязанностей по охране, защите и воспроизводству лесов.
Выполнение основных объемных показателей лесохозяйственных мероприятий по лесхозам Ленинградской области за 1997-2000 годы и план на 2001 год представлены в приложениях 5 и 6 к программе.
Рубки главного пользования
Рубки главного пользования - эти рубки спелых и перестойных деревьев, проводимых для заготовки лесоматериалов, а в ряде случаев - для усиления водоохранных, защитных и санитарно-гигиенических свойств леса. Здесь сочетаются интересы лесоэксплуатации с задачами лесоводства.
Отправной точкой при проведении данного вида рубок является расчетная лесосека, запроектированная лесоустройством, то есть максимально возможный объем рубок главного пользования, который служит основой для планирования лесосечного фонда. Расчетная лесосека по главному пользованию по лесхозам Ленинградской области составляет 7,6 миллиона кубических метров.
С 1997 года наметилась тенденция к увеличению использования расчетной лесосеки (таблица 1).
Использование расчетной лесосеки главного пользования
по лесхозам Ленинградской области за 1997-2000 годы
Таблица 1
Год | Расчетная лесосека (тыс. куб. м) |
Фактически заготовлено (тыс. куб. м) |
Процент использования |
1997 | 7639,4 | 2816,0 | 36,9 |
1998 | 7639,4 | 3312,8 | 43,4 |
1999 | 7639,4 | 4225,3 | 55,4 |
2000 | 7639,4 | 3834,2 | 50,2 |
Усилия Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону МПР России и лесхозов направлены на организацию лесопользования на основе передачи участков лесного фонда в аренду, продажи древесины на аукционах, а также передачи объемов лесосечного фонда в краткосрочное пользование администрациям муниципальных образований для удовлетворения нужд местного населения и бюджетных организаций (статья 43 Лесного кодекса Российской Федерации). В среднем, на нужды муниципальных образований ежегодно передается от 800 тысяч кубических метров до 1 миллиона кубических метров лесосечного фонда.
В Ленинградской области началась передача в аренду участков лесного фонда в 1994 году. На 1 января 2001 года лесхозами Ленинградской области и арендаторами заключено 144 договора аренды, согласно которым в установленном законом порядке передано 2,4 миллиона гектаров лесного фонда с объемом 5,1 миллиона кубических метров, в том числе по промежуточному пользованию - 0,3 тысяч кубических метров.
Передача участков лесного фонда в аренду за 1998-2000 годы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Год | Площадь аренды (тыс. га) |
Объем ежегодного рас- четного размера пользо- вания арендаторов (тыс. куб. м) |
Сумма арендной платы лесхозам (тыс. руб.) |
1998 | 1859,5 | 3471,5 | 4070,9 |
1999 | 2429,7 | 5069,6 | 16961,0 |
2000 | 2386,4 | 5015,0 | 61171,3 |
Дальнейшая передача участков лесного фонда в аренду сопряжена с некоторыми трудностями, так как оставшиеся на данный момент свободные участки лесного фонда представлены скальниками, низкобонитетными насаждениями, сильно заболочены.
На основании статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации и Положения о порядке проведения лесных аукционов, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 11 августа 1997 года N 99 с 1998 года лесхозы проводят лесные аукционы по продаже древесины на корню (таблица 3).
Таблица 3
Год | Проданный объем (тыс. куб. м) |
Стоимость 1 куб. м, проданного на аукционе (руб.) |
Поступило на счета лесхозов (млн. руб.) |
||
по мини- мальным ставкам |
по конкретным ставкам |
аукционная цена |
|||
1998 | 375,5 | 10,9 | 14,6 | 37,5 | 9,4 |
1999 | 545,6 | 15,0 | 19,6 | 81,4 | 33,6 |
2000 | 366,0 | 19,1 | 39,2 | 133,5 | 42,8 |
По распоряжению Правительства Ленинградской области от 3 января 2001 года N 21-р лесхозам разрешено продать на аукционах 594,0 тысячи кубических метров древесины на корню.
В перспективе до 2005 года ежегодная продажа древесины на корню на лесных аукционах будет увеличиваться до 600,0 тысячи кубических метров, что позволит лесхозам снижать объемы заготовки ликвидной древесины при проведении рубок ухода за лесом.
Основные проблемы рационального лесопользования связаны с развитием комплексного эколого-экономического использования лесных ресурсов, полным освоением мягколиственных лесов, планомерным преобразованием мощностей лесозаготовительной промышленности, развитием глубокой переработки древесины.
Важное значение для интенсификации лесного хозяйства имеет развитие многоцелевого лесопользования, в частности, рекреационного, природоохранительного и познавательного, организация туризма и охотничьего хозяйства.
Программой предусматривается разработка единой стратегии ведения лесного и охотничьего хозяйства на фоне планомерного улучшения среды обитания охотничьей фауны, регулирования количества диких животных и птиц в соответствии с биологически обоснованными нормативами.
Объемы лесохозяйственных работ на период реализации программы определены по данным лесоустройства, а также возрастающей ролью лесных ресурсов в охране окружающей среды.
3.3. Мероприятия по охране и защите лесов от вредителей и болезней
Мероприятия по охране и защите лесов от вредителей и болезней направлены на обследование лесов и выявление очагов вредителей и болезней леса.
По защите леса от вредителей и болезней наиболее приоритетными являются следующие мероприятия.
Проведение во всех лесхозах области по принятым десятилетним планам лесопатологического мониторинга. Ежегодный установившийся объем работ в 2001 году составляет 117,4 тысячи гектаров.
Наземные истребительные меры, проводимые во всех лесхозах биометодом, имеют тенденцию к росту с 36,8 тысячи гектаров в 1999 году до 44,25 тысячи гектаров в 2001 году. К этим мерам относится изготовление птичьих гнездовий, переселение муравейников с мест рубок, выкладка ловчих деревьев и выборка свежезараженных.
3.4. Лесовосстановление
Программа предусматривает совершенствование системы организации работ по лесовосстановлению на основе создания единой системы семеноводства и питомнического хозяйства на селекционной основе, сокращение не покрытых лесом площадей, а также ежегодное развитие материально-технической базы; повышение качества и технологии работ, обеспечение их соответствия установленным стандартам и расчетно-технологическим картам, разработанным на регионально-технологической основе; существенное расширение мероприятий по реконструкции малоценных насаждений и улучшение породного состава лесов, предотвращение гибели ценных молодняков и лесных культур.
Для предотвращения нежелательной смены пород и восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами программой предусмотрены лесовосстановительные мероприятия, включающие в себя производство лесных культур и проведение мер содействия естественному возобновлению леса, в том числе и способом сохранения подроста и молодняка хвойных пород при проведении сплошных рубок.
В основу предложений по перспективе лесовосстановительных мероприятий положен имеющийся опыт проведения лесовосстановительных работ, прогнозируемый ежегодный объем сплошной рубки, выявленная не покрытая лесом площадь земель, учитывая ход естественного возобновления леса в Ленинградской области.
При проектировании лесовосстановительных мероприятий за основу были взяты следующие положения:
1. Площади, на которых отсутствует естественное возобновление или количество его недостаточно, а также площади в группах типов леса, на которых происходит смена главных пород при сплошных рубках, назначались под лесные культуры.
2. Под естественное возобновление намечались площади в стадии естественного возобновления главными хозяйственно ценными породами, а также мягколиственными со значительной примесью хвойных, проведением рубок ухода в молодняках, на которых можно в дальнейшем получить хвойно-лиственные насаждения. Под естественное возобновление оставлены также не покрытые лесом площади высших бонитетов, успешно возобновляющиеся березой.
3. На лесосеках сплошнолесосечных рубок с достаточным количеством благонадежного хвойного подроста под пологом насаждений намечено сохранение его при рубках.
4. На лесосеках с постепенными и добровольно-выборочными рубками обеспечивается естественное возобновление.
В таблице 4 приведены площади фонда лесовосстановления и лесокультурного фонда по данным учета лесного фонда на 1 ноября 2000 года.
Нумерация таблицы сохранена согласно первоисточнику
Таблица 1
Общая площадь фонда лесовосстановления и выявленного
лесокультурного фонда (по данным учета лесного фонда
по состоянию на 1 ноября 2000 года)
(тыс. га)
Фонд лесовосстановления (не покрытые лесом земли) | ||||
Гарь | Погибшие насаждения | Вырубки | Прогалины | Итого |
10,4 | 1,5 | 40,0 | 0,9 | 52,8 |
Лесокультурный фонд | ||||
2,8 | 0,3 | 13,9 | 0,1 | 17,1 |
Не покрытые лесом площади, имеющиеся по учету лесного фонда на 1 ноября 2000 года, проектируются к лесовосстановлению в течение 5 лет (приложения 7, 8, 9, 10 к программе).
Искусственное восстановление не покрытых лесом земель позволит сформировать более устойчивые насаждения с высокими водоохранными, санитарно-гигиеническими и эстетическими свойствами, желательного видового состава и определенного целевого назначения культивируемых пород.
Процент искусственного возобновления на покрытых лесом и нелесных площадях определен на основании хода естественного возобновления по лесхозам Ленинградской области с учетом рекомендаций лесоустройства, изложенных в проектах организации и развития лесного хозяйства и текущих изменений в государственном лесном фонде.
Процент искусственного возобновления на лесосеках ревизионного периода от сплошнолесосечных рубок определен по каждому лесхозу, который на основании хода естественного возобновления под пологом спелых и перестойных насаждений в лесохозяйственных районах Ленинградской области принят с учетом рекомендаций лесоустройства. В связи с чем создание лесных культур от сплошной ежегодной вырубки - составляет 39,0 процента, содействие естественному возобновлению - 18,0 процента и естественное заращивание - 43,0 процента.
Объемы лесных культур по периодам действия программы определялись по каждому лесхозу с учетом проектируемого хода освоения расчетной лесосеки главного пользования.
Большое внимание будет уделяться вопросам лесного семеноводства, особенно обеспечению всех лесхозов и лесопользователей (арендаторов) Ленинградской области семенами основных лесообразующих пород с улучшенными наследственными свойствами, для чего заложены лесосеменные плантации и продолжается работа по созданию постоянных лесосеменных участков в лесхозах области.
Объемы лесных культур, содействие естественному возобновлению
леса, проведение уходов за лесными культурами
Из объема не покрытых лесом земель (52759 гектаров) содействие естественному возобновлению леса проведено на 13629 гектарах, но возобновление не закончено.
В 2001 году создание лесных культур посевом составит 500 гектаров в не доступных для посадки местах; посадка лесных культур - 8200 гектаров (6051 гектар площади сплошной рубки 2000 года и 2649 гектаров вырубки и гари старших лет, не возобновившиеся естественным путем, их выявлено 13245 гектаров - ежегодно по 2649 гектаров) и на площади 4000 гектаров проектируется проведение мер содействия естественному возобновлению леса (2657 гектаров площади сплошной рубки 2000 года и 6715 гектаров вырубки старших лет - ежегодно по 1343 гектара), в том числе способом сохранения подроста при сплошной рубке леса.
Площадь 10462 гектара оставлена под естественное заращивание (7477 гектаров площади сплошной рубки и 2985 гектаров - вырубки, возобновляющиеся хозяйственно ценными древесными породами естественным путем).
52759 га -13629 га - 6051 га - 13245 га - 2657 га - 6715 га = 10462 га.
За созданными лесными культурами требуется ежегодный уход (удаление сорной растительности, рыхление междурядий): за однолетними 2-3 ухода, трехлетними и пятилетними культурами (в среднем 29,0 тысяч гектаров ежегодно).
Ежегодно проводится дополнение лесных культур, объем дополнения которых составляет 15-17 процентов заложенных лесных культур в зависимости от климатических условий (засуха, вымокание, выжимание, повреждение поздними весенними заморозками).
Для закладки лесных культур, дополнения и озеленения ежегодно необходимо выращивать 45 млн. штук стандартного посадочного материала.
3,5 тыс. шт. х 8,2 тыс. га = 28 млн. штук - лесные культуры
2 млн. штук - дополнение лесных культур
15 млн. штук - закладка школьного отделения с целью выращивания крупномерного посадочного материала.
Следовательно, всего требуется вырастить 30 миллионов штук сеянцев и 15 миллионов штук саженцев (приложение 11).
Завершающим этапом лесовосстановительных мероприятий является ввод молодняков в категорию ценных древесных насаждений в объеме 60 тысяч гектаров (по 12 тысяч гектаров ежегодно).
3.4.1. Лесные питомники
В настоящее время в лесхозах имеется 16 питомников общей площадью 461 гектар, из них с орошением - 30 гектаров. Ежегодный объем выращивания составляет 45 млн. штук стандартного посадочного материала, в том числе 15 млн. штук саженцев, из них 4600 тыс. штук с объектов постоянной лесосеменной базы.
Имеющаяся площадь питомников удовлетворяет потребность в посадочном материале как лесхозов, так и лесопользователей (арендаторов) для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ, однако оснащенность питомнической базы не отвечает современным требованиям решения задач повышенного качества и продуктивности создаваемых искусственным путем насаждений.
Основным принципом в воспроизводстве лесов остается восстановление вырубок посадочным материалом, выращенным из семян собранных с объектов постоянной лесосеменной базы. Размещение комплексов по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой в Гатчинском селекционно-семеноводческом лесохозяйственном предприятии "Центр", Тихвинском лесхозе и Лисинском лесхозе-техникуме позволит более рационально и экономично использовать семена, полученные с объектов постоянной лесосеменной базы.
Комплекс по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой приобретен в 2000 году Лисинским лесхозом - техникумом. Здесь будет проводиться обучение учащихся и специалистов лесного хозяйства современным передовым технологиям лесовыращивания в Ленинградской области. Принятое расположение комплексов обусловлено условиями местопроизрастания: Тихвинский комплекс обеспечивает посадочным материалом северо-восток области, Лисинский лесхоз-техникум - центральную часть области и Карельский перешеек, Гатчинское селекционно-семеноводческое лесохозяйственное предприятие "Центр" - юго-запад области с учетом закладки селекционных объектов.
Выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой повысит производительность и качество лесов области путем выявления, сохранения и размножения ценного генетического фонда основных лесообразующих пород; сократит сроки выращивания лесов.
Программой предусматривается провести оснащение существующих питомников машинами и механизмами с учетом современных технологий (приложение 12).
Производство тремя комплексами посадочного материала с закрытой корневой системой составит 10 млн. штук сеянцев, что позволит обеспечить искусственное воспроизводство лесов Ленинградской области на 30 процентов.
3.4.2. Основные направления селекционных работ в лесхозах
Ленинградской области
Отобранные по фенотипическим признакам плюсовые деревья и насаждения, а также создаваемые на их основе лесосеменные плантации и постоянные лесосеменные участки подлежат обязательной генетической оценке по продуктивности, качеству ствола и другим селекционным признакам.
В Ленинградской области создан значительный объем объектов постоянной лесосеменной базы:
плюсовых деревьев 999 экземпляров,
плюсовых насаждений 77 гектаров,
постоянных лесосеменных участков 381,6 гектара.
Заложены лесосеменные прививочные плантации на площади 563,8 гектара, часть из которых вступила в стадию плодоношения.
Полученные с лесосеменных плантаций семена требуют незамедлительной проверки наследования ценных качеств материнских деревьев, для чего испытательные культуры закладываются в разные типы лесорастительных условий. На 1 января 2001 года заложено 76,5 гектара таких культур (приложение 13).
3.4.3. Проектные селекционные работы
В целях повышения продуктивности вновь закладываемых лесных культур необходимо:
создавать испытательные культуры селекционным посадочным материалом основных лесообразующих пород - сосна обыкновенная, ель европейская,
закладывать постоянные лесосеменные участки методом посадки сеянцев, выращенных из семян собранных с объектов постоянной лесосеменной базы, то есть с улучшенными наследственными свойствами.
За этими участками и за участками прошлых лет требуется проведение ежегодных уходов (формирование кроны, рыхление междурядий, удаление сорняков) в объеме 800 гектаров (лесосеменные плантации).
Для закладки испытательных культур и постоянных лесосеменных участков требуются дополнительные затраты на проведение расчистки площадей и полосной корчевки.
3.4.4. Лесосеменное хозяйство
Вопросам организации лесосеменного хозяйства на селекционной основе в лесном хозяйстве Ленинградской области уделяется большое внимание. Лесное семеноводство - одно из основных направлений лесохозяйственной деятельности, в задачу которого входит массовое производство семян лесных растений с ценными наследственными свойствами и высокими посевными качествами, их заготовка, обработка, хранение, реализация, транспортировка, использование, а также семенной контроль. Для выращивания посадочного материала требуется ежегодно 1,8 тонны семян основных лесообразующих древесно-кустарниковых пород (сосна, ель). Семена необходимы лесопользователям (арендаторам) в количестве 0,5 тонны для создания лесных культур посевом на не доступных для посадки площадях. Лесное семеноводство включает комплекс мероприятий по созданию и использованию постоянной лесосеменной базы (ПЛСБ) на генетико-селекционной основе, поэтому в 1968 году при концентрации всех работ по лесосеменному делу на двух крупных лесосеменных плантациях, располагающих мощностями по переработке и хранению семян, была создана основная база лесосеменного хозяйства, где размещаются лесные питомники с тепличными отделениями и работают специалисты по лесной селекции (Гатчинское селекционно-семеноводческое лесохозяйственное предприятие "Центр", Тихвинский лесхоз). За период 2001-2005 годов требуется провести реконструкцию и замену оборудования по переработке лесосеменного сырья и хранению семян основных лесообразующих пород.
3.5. Гидролесомелиоративные мероприятия
В лесном фонде Ленинградской области имеется 919 тысяч гектаров заболоченных и переувлажненных лесных земель, в том числе избыточноувлажненных покрытых лесом - 812 тысяч гектаров, болот - 91 тысяча гектаров, прочих - 16 тысяч гектаров.
В настоящее время в лесах Ленинградской области (на 1 января 2000 года) состоят на учете около 400 тысяч гектаров осушенных площадей; на 32,9 тысячах гектарах созданы лесные культуры и уже получены высокие лесоводственные результаты.
Общее состояние осушительной сети приведено в таблице 4.
Таблица 4
Категория каналов | Общее состояние осушительной сети, процентов | |||
хорошее | удовлетворительное | плохое | нерабочее | |
Магистральные | 10,8 | 41,6 | 37,1 | 10,5 |
Собирательные | 13,3 | 47,1 | 30,4 | 9,2 |
Осушительные | 11,7 | 35,9 | 37,2 | 15,2 |
Оградительные | 13,1 | 66,8 | 20,1 | 0 |
Следует отметить тенденцию снижения рабочего состояния каналов, особенно осушительных, где плохое и не рабочее состояние составляет 52,4 процента. Это обусловлено длительностью работы каналов, низким качеством и небольшими объемами работ по уходу и текущему ремонту в 1990-1998 годах.
В 1999 году было выявлено, что культуры сосны, растущие по 2-3 классам бонитета, в возрасте 30 лет сейчас начинают усыхать на части площади из-за вторичного заболачивания земель, поэтому необходимо реконструировать осушительную сеть.
В первую очередь будут осушаться покрытые лесом площади для получения быстрого лесоводственного и экономического эффекта. В период проведения инвентаризации определена площадь 5100 гектаров, на которой необходимо в первую очередь произвести реконструкцию существующей осушительной сети (таблица 5).
Таблица 5
Реконструкция осушительной сети на 2001 год
(га)
/-----------------------------------------\
|Лесхоз | |
|---------------------+-------------------|
|Бокситогорский | 2000 |
|---------------------+-------------------|
|Вырицкий | |
|---------------------+-------------------|
|Гатчинский | |
|---------------------+-------------------|
|Лисинский | |
|---------------------+-------------------|
|Лодейнопольский | 1600 |
|---------------------+-------------------|
|Пашский | 300 |
|---------------------+-------------------|
|Северо-Западный | 200 |
|---------------------+-------------------|
|Подборовский | 1000 |
|---------------------+-------------------|
|Тихвинский | |
|---------------------+-------------------|
|Шугозерский | |
|---------------------+-------------------|
|Итого | 5100 |
\-----------------------------------------/
3.6. Дорожное строительство
Ведение интенсивного лесного хозяйства и организация рационального лесопользования невозможны без развития путей транспорта в лесном фонде.
Для оптимального уровня ведения лесного хозяйства и лесопользования густота дорожной сети на территории гослесфонда ориентировочно должна характеризоваться средними показателями: 0,8 - 1,0 км на 100 гектаров, в т.ч. дорог круглогодового действия - 40-45 процентов.
В гослесфонде Ленинградской области имеется 13,0 тыс. километров дорог круглогодичного пользования и около 10 тыс. километров зимних и грунтовых дорог сезонного использования, что составляет 0,41 и 0,28 км/100 га соответственно. Кроме этого, имеется 4,7 тыс. километров лесных дорог не пригодных для эксплуатации без предварительного ремонта.
По транспортному освоению следует выделить три района области:
восточный (от реки Волхов) - с густотой дорог на 100 га - 0,28 км/100 га, в том числе круглогодового действия 0,17 км/100 га;
юго-западный - с густотой дорог 0,51 км/100 га, в том числе круглогодового действия - 0,40 км/100 га;
Карельский перешеек - 0,67 км/100 га и 0,44 км/100 га соответственно.
Недостаточная густота дорожной сети, преобладание более 80 процентов дорог в плохом техническом состоянии не позволяют обеспечить проведение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми лесами.
Из общей протяженности дорог требуют ремонта - 1598 километров, в том числе капитального - 1102,2 километра, текущего - 495,8 километра.
В 2001 году предусмотрено строительство 5 километров дорог лесохозяйственного назначения.
3.7. Мероприятия по охране лесов от пожаров
Мероприятия программы по разделу "Охрана лесов от пожаров" направлены на обеспечение профилактики, раннего обнаружения, контроля за распространением (локализации) и тушения пожаров. Особое внимание уделено созданию единой системы обнаружения, оповещения и ликвидации лесных пожаров (лесничество, лесхоз, территориальный орган управления лесным хозяйством субъекта). Эта система учитывает все возрастающую антропогенную нагрузку на леса области и прогнозируемое возрастание числа загораний. Ее основой должна стать единая сеть теленаблюдений для раннего обнаружения лесных пожаров, дополненная авиационными средствами обнаружения и оперативного тушения.
Осуществление комплекса организационно-технических, целенаправленных и скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ленинградской области, организаций и предприятий лесного хозяйства, других заинтересованных министерств и ведомств позволит создать единую систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к специфическим лесным условиям и непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке в различных районах области, совершенствовать экономическую и научно-техническую базу в целях повышения уровня противопожарной охраны лесов и повышения ее эффективности. Поставленная цель достигается в первую очередь путем решения задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.
3.7.1. Мероприятия программы по предупреждению
возникновения лесных пожаров
Примерно 90 процентов пожаров (в лесах Карельского перешейка более 95 процентов) возникают из-за несоблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесу. Опыт многих стран показывает, что благодаря хорошо поставленной агитационно-массовой противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора значительно снижается число загораний в лесу. Мероприятия программы предусматривают осуществление комплекса профилактических мер, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека. К ним относятся:
изготовление и установка средств наглядной агитации (аншлаги, плакаты, витрины, панно) - не менее 5,0 тыс. штук в год;
изготовление и распространение листовок, памяток, буклетов по лесоохранной тематике - не менее 28,0 тыс. штук в год;
проведение школьных конкурсов "школьное лесничество", "друзья леса" и др.;
экологическое просвещение населения посредством выступлений в печати, по радио, телевидению, демонстрации фильмов, проведения бесед, лекций, докладов;
включение в программы общеообразовательных школ, профессионально-технических училищ, техникумов и вузов разделов по изучению правил пожарной безопасности в лесах и многое другое.
Особое внимание предусматривается уделять совмещению традиционных и новых современных способов ведения противопожарной пропаганды.
Усиление пропагандисткой деятельности намечается совмещать с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах путем активизации деятельности государственной лесной охраны по осуществлению госконтроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах юридическими и физическими лицами.
При устройстве мест отдыха в лесах с наибольшей плотностью антропогенных пожаров на единицу площади применяются типовые проекты обустройства, в том числе малые архитектурные формы.
3.7.2. Мероприятия программы по предупреждению
распространения лесных пожаров
Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опушек и противопожарных канав.
Наиболее горимые по природным условиям леса первых трех классов пожарной опасности составляют 46 процентов всей площади лесного фонда Ленинградской области. По данным материалов лесоустройства (планы организации и развития лесного хозяйства по каждому лесхозу), учета лесного фонда и разработанных институтом "Севзаплесхозпроект" по ряду лесхозов и арендаторов схем и планов противопожарного устройства лесов на текущий ревизионный период (10 лет) требуется ежегодно создавать примерно 1,2 тыс. километров всех видов противопожарных барьеров. Сюда входят устройство минерализованных полос в хвойных насаждениях, молодняках, вокруг лесных культур, вдоль дорог, по просекам; прокладка канав, создание широких противопожарных разрывов от возможных верховых пожаров, лиственных опушек и полос из лиственных пород, расчистка полос от захламленности и хвойного подроста. Это позволяет своевременно ограничивать лесной пожар и приостанавливать его распространение на большие площади.
В программу включены первоочередные наиболее необходимые противопожарные барьеры, в основном в виде прокладки минерализованных полос, с ежегодным объемом более 1,2 тыс. километров.
На территории лесхозов Ленинградской области накоплено примерно 20,0 тыс. километров противопожарных барьеров, более 90 процентов которых составляют минерализованные полосы, за которыми осуществляется постоянный уход, предотвращающий накопление горючих материалов на поверхности минерализованной полосы. Количество уходов зависит от конкретных местных лесорастительных условий и способа создания полос. В "Указаниях по проектированию противопожарных мероприятий в лесах СССР" (ВГПИИ "Союзгипролесхоз", Москва, 1982 г.) предусматривается один уход за пожароопасный сезон. Экономические условия не позволяют ежегодно осуществлять уход на всем объеме минерализованных полос. Реальная практика показала, что за один сезон в основном не происходит значительного накопления горючих материалов на полосе и считается достаточным обновление минерализованной полосы с учетом конкретных условий один раз в два года. Ежегодный планируемый объем ухода за противопожарными барьерами, минерализованными полосами составляет до 9,2 тыс. километров.
Помимо сети противопожарных барьеров обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости. С годами наблюдается тенденция все более частого возникновения лесных пожаров в удаленных и труднодоступных участках лесного фонда. Недостаточная густота дорожной сети не позволяет своевременно, быстро и оперативно доставлять к месту пожара людей и технику. По данным лесоустройства и нормативам Рослесхоза в текущий ревизионный период требуется ежегодное строительство 32 километра дорог противопожарного назначения и ремонт 179 километров противопожарных дорог.
В участках хвойного леса, где удается долгое время не допускать пожаров, на поверхности земли накапливается большое количество горючих материалов и огонь здесь становится особенно разрушительным. Периодическое регулирование запасов лесных горючих материалов, в частности, с помощью контролируемого огня - профилактических палов до начала пожароопасного сезона резко снижает риск возникновения устойчивых низовых лесных пожаров и перехода их в верховые.
Программой предусматриваются средства для проведения отжигов. Конкретные адреса их проведения определяются лесхозами ежегодно до начала пожароопасного сезона.
Выполнение работ по обустройству лесной территории в 1996-1999 годах приведено в приложении 14.
3.7.3. Организационно-технические мероприятия программы
Предусматривается применение новых технологических систем для обнаружения лесных пожаров в наземных условиях и с воздуха, обеспечивающих наблюдение за лесом при любых погодных условиях. Уже несколько лет успешно внедряются промышленные телевизионные установки (ПТУ) на наблюдательных мачтах (ПНМ), на наблюдательных вышках (ПНВ), ретрансляторах и других высотных объектах. Для перекрытия теленаблюдениями лесного фонда требуется 100 стационарных телеустановок. В 2000 году в лесхозах действовало 54 лесопожарные телеустановки. В 2001 году требуется приобрести и установить еще 6. В дальнейшем при оборудовании 100 стационарных высотных объектов новым поколением телеустановок с лазерным дальномером и управлением по радиоканалу станет возможным наблюдать за всем гослесфонодм, что следует считать оптимальным для зоны лесов промышленно-лесохозяйственного назначения, к которой относится Ленинградская область. Инвестиции в строительство и приобретение оборудования на 2001 год представлены в приложении 15.
Сложный в пожарном отношении сезон 1999 года показал недостаток наземных средств пожаротушения высокой проходимости, возможных к применению на торфяных болотах и в удаленных труднодоступных участках лесного фонда. Современные установки комбинированного тушения пожаров (УКТП) с пенообразователем применимы также только вблизи дорог. Программой ставится задача решить эти проблемы путем разработки агрегата на базе вездехода высокой проходимости (МТЛБ, ГТС и др.), оборудованного УКТП "Пурга" с применением пенообразователя. Такой агрегат будет адаптирован к специфическим лесным условиям и найдет широкое применение в районах с неразвитой инфраструктурой. Разработки намечено осуществить силами научно-производственного объединения "Современные пожарные технологии" (ЗАО НПО "СОПОТ").
Без устойчивой радиосвязи невозможно оперативное взаимодействие между всеми звеньями наземной и авиационной охраны лесов. Программа предусматривает реорганизацию и модернизацию лесопожарной радиосвязи лесхозов путем создания ведомственной радиосвязи на базе однотипных радиостанций. Ввиду того, что разномарочный парк радиостанций на 80 процентов устарел, изношен и требует обновления и унификации, в 2001 году предусмотрено приобрести 175 радиостанций. Потребность в технике, машинах и оборудовании для оснащения лесопожарных служб лесхозов и распределение их по типам дано в приложении 16.
Создание единой системы радиосвязи и оперативного управления охраны лесов от пожаров включает оснащение всех лесхозов персональными компьютерами и модемами, применение сотовой радиосвязи в УКВ и КВ диапазонах, автоматическую ретрансляцию корреспонденции, электронную почту.
Важным структурным звеном в деле ликвидации лесных пожаров в Ленинградской области являются лесные пожарные станции нового поколения в виде межрайонных лесопожарных служб.
В лесхозах Ленинградской области действуют 78 лесных пожарных станций, из них две межрайонные - в Северо-Западном и Кингисеппском лесхозах. Программой предусмотрено создание шести новых лесных пожарных станций, в том числе четыре из них нового поколения.
Сезон 1999 показал необходимость создания межрайонных лесных пожарных станций нового поколения (3-го типа) в Бокситогорском лесхозе (для Бокситогорского, Ефимовского и Подборовского лесхозов), в Тихвинском лесхозе (для Тихвинского, Шугозерского и Киришского лесхозов), в Лужском лесхозе (для Лужского и Гатчинского районов) и в Лодейнопольском лесхозе для северо-востока области. Кроме того намечено создание по одной лесной пожарной станции (2-го типа) в Киришском и Шугозерском лесхозах.
Имеющиеся 78 лесных пожарных станций и пункты сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ) в лесничествах подлежат доукомплектации.
Программой предусмотрено завершение в 2001 году капитального строительства лесной пожарной станции третьего типа в Подпорожском лесхозе.
Леса Ленинградской области относятся к зоне наземной охраны с авиапатрулированием. Для обнаружения лесных пожаров с воздуха авиапатрулированию подлежит вся площадь лесов области - 5,8 млн. гектаров, в том числе гослесфонд Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону МПР России (4,56 млн. гектаров). Намечено и согласовано по области 5 маршрутов патрулирования, каждый из которых требует по 200 часов налета за пожароопасный сезон. Из-за прекращения Северо-Западной базой "Авиалесохрана" патрулирования лесов области Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону МПР России заключает договоры с авиапредприятием "Ржевка", научно-методическим комплексом гражданской авиации (ЗАО "НЛМК") и другими юридическими и физическими лицами на аренду воздушных судов и производство авиалесопатрульных работ.
Для обеспечения охраны лесов от пожаров необходимо постоянное содержание в течение пожароопасного сезона специальных команд и групп пожаротушения службы гослесохраны, временных пожарных сторожей, мототранспортных средств, закрепленных за государственной лесной охраной. Объемы противопожарных мероприятий по плану лесохозяйственных работ в натуральных показателях даны в приложениях к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.