Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Региональная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда на территории
Ленинградской области" на 2001-2005 годы
Паспорт
региональной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда
на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы
Полное наименование программы: региональная целевая программа "Улучшение
условий и охраны труда на территории
Ленинградской области" на 2001-2005 годы.
Основание для разработки распоряжение Губернатора Ленинградской
программы: области от 29 декабря 1999 года N 599-рг
"Об утверждении программы действий
органов исполнительной власти Ленинградс-
кой области по стабилизации социально-
экономического положения в области
на 2000 год".
Заказчик программы: Правительство Ленинградской области.
Разработчик программы: комитет по труду и социальной защите
населения Ленинградской области.
Сроки разработки программы: октябрь 1999 года - октябрь 2000 года.
Стоимость разработки программа разработана за счет и в
программы: пределах средств, выделяемых на содержа-
ние аппарата комитета по труду и социаль-
ной защите населения Ленинградской
области.
Представитель заказчика комитет по труду и социальной защите
программы: населения Ленинградской области.
Период реализации 2001-2005 годы.
программы:
Цель программы: сохранение жизни и здоровья работника
в процессе трудовой деятельности, обеспе-
чение здоровых и безопасных условий труда
на производстве;
предупреждение и профилактика производст-
венного травматизма и профессиональных
заболеваний.
Задачи программы: подготовка и реализация правовых,
социально-экономических, организационных,
технических, санитарно-гигиенических,
реабилитационных и других мер, обеспечи-
вающих работникам государственные гаран-
тии и правовую защиту в области охраны
труда.
Основные мероприятия разработка и введение в действие област-
программы: ных законодательных и нормативных право-
вых актов для обеспечения системы управ-
ления охраной труда;
разработка информационно-аналитической
системы учета и оценки инвалидности,
мероприятий по профилактике инвалидности
и реабилитации лиц, ставших инвалидами
вследствие трудового увечья или профес-
сионального заболевания;
создание областного центра профпатологии;
разработка и внедрение программы регист-
рации, учета и анализа профессиональной
заболеваемости в организациях Ленинград-
ской области;
обучение и проверка знаний по охране
труда руководителей и специалистов орга-
низаций Ленинградской области, финанси-
руемых за счет средств областного бюдже-
та;
разработка автоматизированного рабочего
места "Специалист охраны труда";
прочие мероприятия.
Основной исполнитель и комитет по труду и социальной защите на-
соисполнители программы: селения Ленинградской области;
комитет по здравоохранению Правительства
Ленинградской области;
Центр государственного санитарно-эпиде-
миологического надзора в Ленинградской
области;
Санкт-Петербургский научно-практический
центр медико-социальной экспертизы, про-
тезирования и реабилитации инвалидов
им. Г.А. Альбрехта;
Северо-Западный научный центр гигиены
и общественного здоровья;
Санкт-Петербургский научно-исследователь-
ский институт охраны труда;
государственное предприятие "Центр охра-
ны труда, промышленной безопасности и
социального партнерства";
некоммерческое партнерство "Управление
по внедрению средств индивидуальной защи-
ты".
Объем и источники финансиро- всего - 3420,0 тыс. рублей, в том числе:
вания программы: внебюджетные фонды - 700,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 2720,0 тыс. рублей,
в том числе:
2001 год - 530,0 тыс. рублей;
2002 год - 1290,0 тыс. рублей;
2003 год - 1110,0 тыс. рублей;
2004 год - 270,0 тыс. рублей;
2005 год - 220,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты снижение производственного травматизма,
реализации программы: профессиональной и общей заболеваемости,
улучшение социальной защиты различных
категорий работников;
снижение страховых тарифов на обязатель-
ное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональ-
ных заболеваний.
Финансирование мероприятий программы в
сумме 3,420 тыс. рублей окупится, если
к 2005 году ущерб от производственного
травматизма и профессиональных заболева-
ний будет ежегодно снижаться на 0,2 про-
цента.
Стадия готовности программы: действующая
Система организации контроля комитет по труду и социальной защите на-
за выполнением программы: селения Ленинградской области осуществ-
ляет контроль за целевым использованием
бюджетных и внебюджетных средств, направ-
ленных на реализацию программы, ежеквар-
тально представляет отчет о финансирова-
нии, выполнении и эффективности програм-
мы в комитет финансов Ленинградской об-
ласти и комитет по экономике и инвести-
циям Ленинградской области
Фамилия, имя, отчество, Хижук Ольга Филипповна - заместитель
должность, телефон председателя комитета по труду и социаль-
руководителя программы: ной защите населения Ленинградской облас-
ти; тел. 225-33-20.
Постановление об утверждении утверждена постановлением Правительства
программы: Ленинградской области от 26 октября
2000 года N 22.
1. Общие положения
Региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы (далее - программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 29 декабря 1999 года N 599-рг "Об утверждении программы действий органов исполнительной власти Ленинградской области по стабилизации социально-экономического положения в области на 2000 год", с учетом требований статей 6 и 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в Российской Федерации является охрана труда, которая представляет собой систему правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников.
Состояние охраны труда как в отдельно взятой организации, так и в отраслях экономики и на территории региона в целом оценивается показателями производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, их ростом или снижением.
На протяжении последних лет в Ленинградской области имел место рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2. Современное состояние условий и охраны труда в
Ленинградской области
Региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 1998-2000 годы не финансировалась за счет средств федерального и областного бюджетов в 1998-1999 годах. В то же время реализация программы за счет средств предприятий и проведения организационных мероприятий, не требующих финансирования, дала определенные положительные результаты:
разработано и утверждено Положение о системе управления охраной труда на территории Ленинградской области;
проведена подготовительная работа по созданию областного центра профпатологии (разработаны структура и схема функционирования центра, составлена смета расходов на его создание);
приняты меры для высвобождения женщин, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда (проведена аттестация рабочих мест, разработаны соответствующие мероприятия);
составлены реестры предприятий-производителей средств индивидуальной защиты в Ленинградской области и предприятий, на которых необходимо их применение;
регулярно осуществлялось информационное обеспечение организаций действующей нормативно-технической документацией и бланочной продукцией по охране труда, выпускались сообщения для работодателей о тематических средствах пропаганды;
разработаны и направлены в учебно-методические центры охраны труда Ленинградской области программы по охране труда для подготовки руководителей и специалистов организаций (прошли обучение и проверку знаний в 1998 году - 3100 человек, в 1999 году - 3553 человека, в 2000 году планируется обучить 4660 человек);
организован инструментальный контроль условий труда на рабочих местах, который осуществляют 17 лабораторий Центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области и 16 независимых аккредитованных лабораторий;
разработана и внедряется программа "Автоматизированное рабочее место государственного эксперта по условиям труда" (АРМ "Эксперт").
Несмотря на принимаемые меры, состояние условий и охраны труда в Ленинградской области в 1998-1999 годах, по данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики и оценке органов государственного управления, надзора и контроля, оставалось крайне неблагополучным.
В Ленинградской области потери от нетрудоспособности пострадавших на производстве составляют ежегодно 52-60 тысяч человеко-дней. В 1998 году число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих составило 6,4 человека (по Российской Федерации - 5,3), погибло 59 и получили увечье 26 человек, затраты по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям составили 20,9 млн. рублей. В 1999 году в результате несчастных случаев на производстве погибло 75 и получили увечье 59 человек.
Старение основных производственных фондов и, как следствие, неудовлетворительное состояние условий труда продолжают оставаться основной причиной роста профессиональной заболеваемости. Согласно информации Центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области, санитарным нормам не отвечают 56,9 процента промышленных и сельскохозяйственных предприятий. За 1999 год зарегистрировано 229 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания, что на 38 процентов выше уровня профессиональной заболеваемости 1998 года. Численность работников, пользующихся одной или более льготами и компенсациями за работу во вредных условиях труда, составляет в промышленности 21,2 процента, в строительстве - 22,9 процента, на транспорте - 30,7 процента общей численности работников.
Помимо неудовлетворительного состояния условий труда, причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются недостаточная обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за условиями труда, низкий уровень знаний требований охраны труда всех участников производственного процесса, ослабление трудовой и технологической дисциплины. Неблагоприятно отражаются на состоянии условий и охраны труда несовершенство нормативной правовой базы, отсутствие экономического механизма обеспечения охраны труда и недостаточная скоординированность действий в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений.
Приведенные данные свидетельствуют, что необходимо совершенствовать работу по улучшению условий и охраны труда. Существующие проблемы следует решать комплексно, с привлечением всего имеющегося в регионе научно-технического и производственного потенциала, с разработкой программных мероприятий и их финансированием за счет средств областного бюджета, средств фонда социального страхования и сумм административных штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства и нормативно-правовых актов в области охраны труда.
3. Цель программы
Целью программы является сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждение и профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4. Основные задачи программы
Основными задачами программы являются:
реализация государственной политики в сфере охраны труда;
разработка и принятие нормативных правовых и методических документов, обеспечивающих реализацию федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на территории Ленинградской области;
научное, организационное и техническое обеспечение охраны труда;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
обеспечение соблюдения гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска;
усиление социальной защищенности работников, включая медицинскую, лечебно-профилактическую и профессиональную реабилитацию пострадавших от производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
проведение сертификации работ по охране труда и средств индивидуальной и коллективной защиты;
совершенствование системы обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обучение работников безопасности труда, подготовка специалистов по охране труда;
создание единой информационно-аналитической системы по охране труда;
совершенствование процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
организация поэтапного введения обязательной сертификации работ по охране труда.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий разработана на основе Концепции федеральной программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы, разработанной Министерством труда и социального развития Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации (письмо Минтруда от 25 августа 1999 года N 2003-Пр).
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правового обеспечения условий и охраны труда;
социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве, создание для этих целей областного центра профпатологии;
совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов;
совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений;
информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного обучения и проверки знаний.
6. Ресурсное обеспечение программы
Программой предусмотрено финансирование мероприятий по реабилитации лиц, пострадавших на производстве, совершенствованию средств индивидуальной и коллективной защиты, информационному обеспечению охраны труда, обучению работников в 2001-2005 годах за счет средств следующих источников:
областной бюджет - 2,72 млн. рублей,
внебюджетные фонды - 0,7 млн. рублей.
Вопросы обеспечения оборудованием, расходными материалами и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения мероприятий, предусмотренных программой, решаются их исполнителями.
План реализации мероприятий региональной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы и обоснование мероприятий программы приведены в приложениях 1 и 2.
Информация о динамике финансирования программы приведена в приложении 3.
7. Организация управления, механизм реализации программы и
контроль за ее выполнением
Заказчиком программы является Правительство Ленинградской области.
Оперативное управление реализацией программных мероприятий осуществляет комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области как представитель заказчика программы.
Финансирование программы за счет средств областного бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год с учетом возможностей бюджета, потребностей программы и необходимости продолжения ранее начатых работ.
Объемы финансирования конкретных работ в рамках программы определяются государственными контрактами (договорами, соглашениями), заключаемыми комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области - представителем заказчика - с организациями-исполнителями, определяемыми на конкурсной основе после утверждения областного бюджета на соответствующий год.
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области представляет в Правительство Ленинградской области сведения о ходе выполнения программы в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг.
8. Оценка эффективности и социально-экономических
результатов программы
При разработке программы ставилась задача минимизировать затраты на ее реализацию и одновременно достичь максимального социального эффекта от осуществления программных мероприятий.
В среднем ежегодно запланировано финансирование программных мероприятий в сумме 0,7 млн. рублей, что составляет около 3 процентов годовых затрат на возмещение вреда, причиненного работникам трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями (по данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, в 1998 году затраты составили 20,93 млн. рублей).
Реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда приведет к сокращению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и затрат на возмещение вреда. Реальная выгода может быть достоверно определена по фактическим результатам.
Статистическим наблюдением охвачены организации с числом работающих 302 тысячи человек (50 процентов общего количества работников Ленинградской области). С учетом того, что организации несут дополнительные расходы, связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (оплата клинического или амбулаторного лечения пострадавших, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев и профессиональных заболеваний и т.д.), полный ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях Ленинградской области определяется в сумме 80 млн. рублей в год (400 млн. рублей за пять лет).
Таким образом, финансирование мероприятий программы (3,42 млн. рублей) окупится, если к 2005 году ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний сократится на 1 процент, то есть ежегодно будет снижаться на 0,2 процента.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда для организаций проявится в снижении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что приведет к увеличению доходов организаций.
Социальная эффективность программных мероприятий в области охраны труда выразится в снижении смертности населения (особенно в трудоспособном возрасте) в результате производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также в снижении профессиональной и общей заболеваемости, повышении эффективности правовой защиты и соблюдения прав работающих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.