Губернатор Санкт-Петербурга |
В.А.Яковлев |
Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
о целевой программе "Профилактика
наркозависимости в Санкт-Петербурге"
на 1999-2001 годы
Целевая программа
"Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге"
на 1999 - 2001 годы.
Паспорт
1. Обоснование Программы
2. Основные цели и задачи реализации Программы
3. Основные мероприятия Программы
4. Механизм реализации Программы
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
6. Материальное и финансовое обеспечение Программы
Основные мероприятия и объемы финансирования
Паспорт
Целевой программы
"Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге"
на 1999 - 2001 годы
Наименование Программы целевая программа "Профилактика
наркозависимости в Санкт-Петербурге"
на 1999 - 2001 годы - (далее Программа)
Основание для разработки Федеральный закон "О наркотических
Программы средствах и психотропных веществах";
приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 18.03.97 N 76 "О
наркологических реабилитационных центрах".
Государственный заказчик Управление административных органов
Программы Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга.
Основные разработчики Комитет по здравоохранению, Комитет по
Программы делам семьи, детства и молодежи, Комитет
по образованию, Комитет по труду и
социальной защите населения,
Комитет по физкультуре и спорту, Комитет
по печати и связям с общественностью,
Комитет по науке и высшей школе, Комитет
по культуре; Главное управление внутренних
дел Санкт-Петербурга и Ленинградской
области.
Цель и задачи Программы - предупреждение немедицинского
употребления наркотических средств;
- создание, поддержка и развитие системы
государственной и негосударственной
деятельности в области профилактики
наркозависимости, лечения и реабилитации
больных наркоманией;
- активизация научно-исследовательской
работы;
- создание общегородской
информационно-аналитической базы данных по
проблемам наркозависимости;
- проведение учебно-образовательной
деятельности среди специалистов и
населения;
- издание методической и научно-популярной
литературы по проблеме наркомании;
- социальная защита лиц, прошедших
реабилитацию.
Сроки реализации Программы 1999-2001 годы.
Исполнители основных - Комитет по здравоохранению, Комитет по
мероприятий Программы делам семьи, детства и молодежи, Комитет
по образованию, Комитет по труду и
социальной защите населения, Комитет по
физкультуре и спорту, Комитет по печати и
связям с общественностью, Комитет по науке
и высшей школе, Комитет по культуре,
Главное управление внутренних дел
Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Ожидаемые конечные - снижение уровня вовлечения населения
результаты реализации Санкт-Петербурга, особенно подростков и
Программы молодежи, в среду наркозависимых;
- повышение уровня информированности
специалистов о наркозависимости, принципах
и методах ведения профилактики среди
населения;
- создание единого городского
информационно-методического центра
профилактики наркозависимости;
- активизация наркологической помощи
населению, создание и развитие
социореабилитационных и
постреабилитационных программ.
Объемы и источники Источниками финансирования Программ
финансирования Программы являются средства бюджета Санкт-Петербурга
на соответствующий финансовый год, а также
внебюджетные средства. Объем
финансирования из средств бюджета
составляет 83284 тысячи рублей:
1999 г. - в пределах выделенного
финансирования;
2000 г. - 56 050 тыс.руб.;
2001 г. - 27 234 тыс.руб.
1. Обоснование Программы
В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие в решении этой социальной проблемы. Средства массовой информации нередко публикуют материалы, которые усиливают любопытство и увеличивают желание молодежи попробовать наркотики, ставшие легкодоступными. В результате резкого увеличения численности наркоманов образовался острый дефицит таких специалистов, как социальные работники, социальные педагоги, социальные психологи и т.д. Единичность научных и социологических исследований не отражает реального положения в области наркозависимости среди населения Санкт-Петербурга.
По состоянию на 01.01.99 на учете в наркологических учреждениях Санкт-Петербурга состоит 4907 больных наркоманией, в том числе 1797 подростков и 1128 женщин. По сравнению с 1988 годом, учтенная заболеваемость наркоманией увеличилась в 4,5 раза, число больных, пролеченных в стационаре, возросло в 4,7 раза.
Уровень преступности, особенно среди подростков и молодежи, остается высоким. По данным 1998 года, совершено 10995 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков. За последние 5 лет количество наркопреступлений возросло почти в 10 раз. Среди негативных тенденций на первый план выдвигается стремительный рост контрабанды наркотиков. Сегодня нелегальный ввоз в Санкт-Петербург наркотиков составляет 82% от всего количества наркотиков, изымаемых из незаконного оборота. Кроме растительных, изымается все большее количество синтетических наркотиков, в производстве которых участвуют зачастую квалифицированные специалисты - химики, фармацевты.
Рост наркомании ведет к увеличению числа венерических заболеваний, заболеваний гепатитом, СПИДом. По данным ООН, в 80% случаев причиной заражения ВИЧ-инфекцией в России являлось употребление наркотиков. В 1997 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано 300 ВИЧ-инфицированных.
Среднестатистический петербургский наркоман становится все моложе. Исследования также показывают, что каждый наркоман втягивает в наркотический кругооборот от 5 до 7 человек, что придает процессу распространения наркомании характер эпидемии.
Данные широкомасштабного социологического исследования, проведенного Комитетом по делам семьи, детства и молодежи совместно с Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований при Санкт-Петербургском государственном университете, территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга и другими заинтересованными организациями и ведомствами на предмет изучения уровня наркотизации среди молодежи Санкт-Петербурга показывают следующие результаты: 40% респондентов имеют опыт употребления наркотиков, из них половина продолжает употребление наркотических средств: 10% подростков постоянно прибегает к наркотикам в случае сложных жизненных обстоятельств, 32% - к алкоголю. Основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%).
Большинство респондентов (57%) указывают на устойчивые конфликты с родителями, причем 24% отметили, что в семье есть члены семьи, злоупотребляющие алкоголем и 6% - наркотиками. 90% из тех, кто регулярно употребляет наркотические средства (5-7% от общей выборки) живут в неполных семьях.
Различно отношение к наркотикам в среде молодежи. Так, например, 34% опрошенных считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21% респондентов согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным" и 42% респондентов уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среды потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.
Опрос на дискотеках показывает высокую потребность посещающей их молодежи в стимуляторах "для поднятия настроения" (54%), из них наркотические стимуляторы составляют 20% и алкогольные - 70% , причем 21% опрошенных сознательно не хотят отказываться от использования этих веществ.
Данные исследований показывают крайне низкую продолжительность жизни наркомана - 4 года после начала употребления наркотических средств при среднем возрасте 21 год. При этом наблюдается крайне пренебрежительное отношение наркоманов к своему здоровью и быстрая нравственная деградация. Так, например, данные опроса выявили следующий стереотип поведения наркоманов в случае предполагаемого обнаружения у них ВИЧ-инфекции: 14,4% - скроют от всех свое заболевание, 63,5% - не будут использовать (если и раньше не использовали) презервативы, 29% - не сообщат о наличии у них инфекции своим половым партнерам, 57% - не уменьшат число половых партнеров, 59% - не откажутся от наркотиков внутривенно (и это на фоне того, что 56% опрошенных занимаются сексом с людьми не употребляющими наркотики, а 35% используют общий шприц).
Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует неотложного принятия комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости и эффективную лечебную и реабилитационную помощь больным наркоманией.
2. Основные цели и задачи реализации Программы
Программа направлена на предупреждение злоупотребления наркотическими средствами среди населения Санкт-Петербурга и ставит целью создание системы комплексных профилактических мер, которые сократят масштабы распространения наркомании, обеспечат информационно-аналитическое освещение данной проблемы на всех уровнях, привлекут широкое участие населения и специалистов к профилактике наркозависимости. Реализация Программы будет способствовать формированию у различных групп населения отрицательного отношения к наркотикам и наркомании.
Программа включает весь спектр социальных и лечебно-профилактических мер, которые условно можно разделить на три этапа:
первый этап - предупреждение развития наркозависимости;
второй этап - раннее и полное лечение наркомании, предотвращение перехода болезни в хронические формы;
третий этап - реабилитация больных наркоманией.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Развитие научно-исследовательской деятельности в области проблем наркозависимости.
2. Упорядочение потока печатной и видеопродукции по вопросам наркомании в средствах массовой информации.
3. Периодическое издание материалов по вопросам наркозависимости для различных категорий населения и специалистов.
4. Проведение системы образовательных мероприятий для различных категорий детей, подростков и молодежи, а также их родителей.
5. Организация учебно-образовательной деятельности для различных категорий специалистов (педагогов, социальных работников, врачей, работников отделов внутренних дел, журналистов и т.д.), соприкасающихся с проблемами профилактики наркозависимости.
6. Снижение сопутствующих наркомании проблем - преступности, вирусных заболеваний.
7. Широкое привлечение общественности к участию в профилактике наркозависимости.
8. Поддержка и развитие инфраструктуры социально-психологической помощи населению и людям, прошедшим реабилитацию (постреабилитационная помощь).
9. Создание единого городского информационно-методического и консультативного центра профилактики наркозависимости.
10. Проведение ежегодных конкурсов городских программ в сфере профилактики наркозависимости.
11. Организация досуга среди подростков и молодежи.
12. Активизация профилактической деятельности в каждом административном районе Санкт-Петербурга, особенно в школах, училищах, подростковых клубах, вузах.
13. Привлечение зарубежного опыта разрешения подобных проблем.
3. Основные мероприятия Программы
Программа предусматривает осуществление организационно-методических, научно-исследовательских, информационно-аналитических, образовательно-просветительских, лечебных и социореабилитационных и организационно-правовых мероприятий.
4. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет проводиться исполнителями, привлеченными государственным заказчиком в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга "О целевых программах Санкт-Петербурга".
В рамках реализации Программы предусматривается в установленном порядке предоставление льгот по кредитам, налогам, выделение целевых дотаций или субсидий предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит предотвратить в Санкт-Петербурге существенный рост наркозависимости среди населения, особенно в среде подростков и молодежи, повысить качество информирования населения и специалистов о наркозависимости, создать единые городские информационно-справочные и учебно-методические службы профилактики наркозависимости, активизировать наркологическую помощь населению, создать и поддержать государственные и негосударственные социореабилитационные и постреабилитационные программы.
6. Материальное и финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования из средств бюджета составляет 83 284 тысячи рублей:
1999 г. - в пределах выделенного финансирования;
2000 г. - 56 050 тыс. руб.;
2001 г. - 27 234 тыс. руб.
Основные мероприятия и объемы финансирования
N п/п |
Перечень мероприятий | Ответственные Исполнители |
Ориентировочные финан- совые затраты на реали- зацию из средств бюдже- та Санкт-Петербурга в тыс.руб. |
|||
на пери- од реа- лиза- ции |
1999 | 2000 | 2001 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
83164 | В пре- делах выде- лен- ного фи- нан- сиро- вания |
56190 | 26974 | |||
1. | Организационно-мето- дические мероприятие |
68900 | 47140 | 21760 | ||
1.1 | Создание и развитие городского центра профилактики наркозависимости (далее Центр) |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
5400 | 3000 | 2400 | |
1.2 | Создание химико- токсикологической лабо- ратории наркологической экспертизы и открытие на ее базе регионального учебно-методического центра |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
34500 | 22500 | 12000 | |
1.3 | Создание передвижных лабораторий наркологи- ческой экспертизы |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
10800 | 5400 | 5400 | |
1.4 | Развитие службы профи- лактики наркозависимости среди молодежи |
Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
1400 | 700 | 700 | |
1.5 | Организация трехзначных круглосуточных телефонов экстренной медико-психо- логической помощи |
Комитет по здравоохранению, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
1040 | 520 | 520 | |
1.6 | Организация телевизион- ной передачи посвященной проблемам профилактики наркозависимости |
Комитет по делам семьи, детства и молодежи Комитет по печати и связям с общественностью |
160 | 160 | ||
1.7 | Проведение заседаний круглого стола детских и молодежных общественных организаций об организации профилактики наркозависимости среди населения |
Комитет по делам семьи, детства и молодежи Комитет по здравоохранению |
120 | 60 | 60 | |
1.8 | Проведение координацион- ных и методических совещаний с руководите- лями молодежных и подростковых клубов об организации профилактики потребления наркотичес- ких средств среди моло- дежи и подростков |
Комитет по делам семьи, детства и молодежи Комитет по здравоохранению |
40 | 20 | 20 | |
1.9 | Проведение спортивных мероприятий под лозун- гом "Спорт без наркоти- ков" |
Комитет по физкультуре и спорту |
300 | 150 | 150 | |
1.10 | Проведение финала городского конкурса художественно-прикладных работ "Мир без наркоти- ков" |
Комитет по обра- зованию, Комитет по печати и связям с обще- ственностью, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
40 | 20 | 20 | |
1.11 | Организация и проведение конкурса на лучший видео-клип по профилак- тике наркозависимости. Размещение клипа-победи- теля на телевизионных каналах - 5, 6, 11, 40, 51 |
Комитет по печати и связи с обще- ственностью |
500 | 250 | 250 | |
1.12 | Проведение городского смотра-конкурса методи- ческих разработок по профилактике наркозави- симости |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга |
400 | 200 | 200 | |
1.13 | Издание методического пособия для специалистов школ по профилактике наркозависимости среди школьников |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по обра- зованию, Комитет по здравоохранению |
14000 | 14000 | ||
1.14 | Проведение студенческих конференций "СПИД и наркотики" |
Комитет по делам семьи, детства и молодежи, Комитет по науке и высшей школе |
||||
1.15 | Разработка и внедрение моделей комплексной профилактической работы на базе средних и высших учебных заведений, подростковых клубов, летних оздоровительных лагерей |
Комитет по науке и высшей школе, Комитет по делам семьи, детства и молодежи, образо- вания,Комитет по здравоохранению |
150 | 110 | 40 | |
2. | Научно-исследовательские мероприятия |
1880 | 1090 | 790 | ||
2.1 | Подготовка и проведение социологических исслед- ований по проблемам наркозависимости |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
140 | 70 | 70 | |
2.2 | Разработка адресных методических рекоменда- ций по профилактике наркозависимости среди различных социальных групп |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
40 | 20 | 20 | |
2.3 | Организация и проведение мониторинга распростра- ненности потребления наркотических и других психоактивных веществ среди населения, выявле- ние групп риска |
Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
500 | 250 | 250 | |
2.4 | Разработка и внедрение методов объективной диагностики и лечения нарушений центральной нервной системы при формировании наркозависимости |
Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
650 | 300 | 350 | |
2.5 | Разработка методов и организация медицинского страхования детей от формирования наркозави- симости |
Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
150 | 150 | ||
2.6 | Внедрение проекта "Принципы создания лекарственных препаратов для лечения наркозависи- мости |
Комитет по науке и высшей школе |
400 | 300 | 100 | |
3. | Информационно-аналитиче- ские мероприятия |
720 | 360 | 360 | ||
3.1 | Создание и техническая поддержка информационно- аналитической справочной базы данных по вопросам наркозависимости |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
300 | 150 | 150 | |
3.2 | Создание и поддержка Web -страницы по проблемам злоупотребления наркоти- ческими средствами |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по печати и связям с общественностью, Комитет по делам семьи, детства и молодежи, Комитет по здравоохранению |
100 | 50 | 50 | |
3.3 | Издание дайджеста публи- каций периодической печати по вопросам наркомании |
Комитет по делам семьи, детства и молодежи, Комитет по печати и связям с общественностью |
120 | 60 | 60 | |
4. | Образовательно-просве- тительские мероприятия |
1780 | 900 | 880 | ||
4.1 | Организация и проведение учебно-методических циклов первичной подго- товки и усовершенство- вания для специалистов, участвующих в профилак- тике наркозависимости |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
440 | 220 | 220 | |
4.2 | Проведение фестивалей, концертов, выставок, и др. массовых мероприятий под лозунгом "Мир без наркотиков" |
Комитет по культуре, Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга |
800 | 400 | 400 | |
4.3 | Организация антинаркоти- ческой пропаганды в сфере массового досуга молодежи на базе Дворца спорта "Юбилейный" |
Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
220 | 120 | 100 | |
4.4 | Организация тренинговых занятий для социальных работников по методам и навыкам ведения профи- лактической антинаркоти- ческой деятельности среди беспризорных и безнадзорных детей и подростков |
Комитет по делам семьи, детства и молодежи, Комитет по обра- зованию, Комитет по здравоохранению, Комитет по труду и социальной защите населения |
320 | 160 | 160 | |
5. | Лечебно-профилактические и социореабилитационные мероприятия |
10204 | 6660 | 3544 | ||
5.1 | Организация блока неот- ложной наркологической помощи в городском наркологическом диспан- сере (далее ГНД) |
Комитет по здравоохранению |
2500 | 1100 | 1400 | |
5.2 | Открытие реабилитацион- ного отделения |
Комитет по здравоохранению |
1800 | 1800 | ||
5.3 | Открытие детско-подрост- кового наркологического отделения |
Комитет по здравоохранению |
1800 | 1800 | ||
5.4 | Организация системы неотложной наркологиче- ской помощи на дому |
Комитет по здравоохранению |
1200 | 1200 | ||
5.5 | Открытие районных детс- ко-подростковых нарколо- гических кабинетов |
Комитет по здравоохранению |
560 | 560 | ||
5.6 | Организация системы медико-социальной службы в наркологии |
Комитет по здравоохранению |
144 | 144 | ||
5.7 | Создание загородных социально-реабилитацион- ных центров для наркозависимых |
Комитет по здравоохранению |
2200 | 200 | 2000 | |
6. | Организационно-правовые мероприятия |
40 | 40 | |||
6.1 | Подготовка проекта Закона Санкт-Петербурга о квотировании рабочих мест для лиц прошедших лечение от наркозависи- мости |
Комитет по заня- тости Комитет по труду социальной защите населения |
20 | 20 | ||
6.2 | Формирование норматив- но-правовой базы по профилактике наркомании |
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга |
20 | 20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.