Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 октября 2003 г. N А56-271/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В.,
при участии в судебном заседании представителя Инспекции по Гатчинскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Чекалиной О.Н. (доверенность от 01.04.03 N 02-64/3844),
рассмотрев 21.10.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Гатчинскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 24.03.03 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 31.07.03 (судьи Кадулин А.В., Гайсановская Е.В., Старовойтова О.Р.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-271/03,
установил:
Инспекция по Гатчинскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общественной организации по содействию развитию физической культуры и спорта "Спортивный клуб "Приорат" Гатчинского района Ленинградской области (далее - Организация) 1694 руб. 52 коп. штрафных санкций.
Решением суда от 24.03.03 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом положений статей 122 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Организацией страховых взносов и единого социального налога в федеральный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды Российской Федерации за период с 10.11.2000 по 21.10.02. По результатам проверки составлен акт от 23.10.02 N 75, на основании которого вынесено решение от 19.11.02 N 10-11/10914 о привлечении Организации к налоговой ответственности в виде взыскания 1694 руб. 52 коп. штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) страховых взносов и единого социального налога. На основании данного решения налоговая инспекция направила Организации требование от 19.11.02 N 1866 об уплате налоговой санкции в размере 1694 руб. 52 коп. и требование от 19.11.02 N 1865 об уплате 8472 руб. 60 коп. недоимки по единому социальному налогу и страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды Российской Федерации и 1329 руб. 66 коп. пеней в срок до 30.11.02, которое Организацией в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании названных сумм.
В силу части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" "финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.
Поэтому в случае неуплаты страховых взносов ответственность за неуплату налога, предусмотренная статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, применяться не может.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены путем толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации. Государственный орган имеет право налагать административные санкции только в том случае, когда такое право прямо предоставлено этому органу законом. Ни одним законом, регулирующим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за допущенные в этой области правонарушения. Тогда как в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы фондов) имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Организация привлечена к ответственности за неуплату страховых взносов неуполномоченным субъектом.
В соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот. Согласно части 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
В соответствии с частью 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу. Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
В данном случае по итогам первого квартала Организацией вносился авансовый платеж по единому социальному налогу.
Поскольку в статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо указано на привлечение к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога, то в рассматриваемом случае ответственность за неуплату, неполную и несвоевременную уплату авансовых платежей не подлежит применению.
В силу пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом.
Кроме того, частью 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть изложены "обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства". В решении налоговой инспекции от 19.11.02 N 10-11/10914 (листы дела 32, 33) и в акте выездной налоговой проверки от 23.10.02 N 75 (листы дела 17-19) данные сведения не указаны.
Таким образом, решение налогового органа от 19.11.02 N 10-11/10914 о привлечении налогоплательщика к ответственности правомерно признано судом недействительным.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.03.03 и постановление апелляционной инстанции от 31.07.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-271/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Гатчинскому району Ленинградской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2003 г. N А56-271/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника