Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Концепция
реформ в жилищной сфере
I. Введение
Концепция реформ в жилищной сфере (далее - Концепция) определяет принципиальные положения жилищной политики Санкт-Петербурга и намечает основные меры по ее осуществлению.
Концепция разработана в соответствии с Основными направлениями нового этапа реализации государственной целевой программы "Жилище", одобренными Указом Президента РФ от 29.03.96 N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище", Указом Президента РФ от 29.03.96 N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов", Законом РФ "О товариществах собственников жилья".
Реализация Концепции требует создания целостной системы нормативно-правовых актов, регулирующих пределы компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере управления и распоряжения жилищным фондом, управления городским хозяйством, а также актов, обеспечивающих действие рыночных механизмов в жилищной сфере и социальные гарантии граждан в области жилищных прав.
II. Цели и задачи
1. Главными целями проведения реформ в жилищной сфере Санкт-Петербурга являются:
обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан при переводе жилищной сферы в безубыточный режим функционирования;
снижение бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда и создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования строительства и содержания жилья;
развитие частной собственности на недвижимость в жилищной сфере и обеспечение защиты прав собственников;
повышение качества обслуживания жилищного фонда.
2. Основными задачами проведения реформ в жилищной сфере являются:
повышение уровня социальной защиты населения путем развития системы жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья, совершенствование механизма предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, формирование жилищного фонда социального использования;
создание конкурентной среды в сфере эксплуатации жилищного фонда путем демонополизации предоставления жилищно-коммунальных услуг, разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда между службами заказчика и ремонтно-эксплуатационными предприятиями, введения конкурсных процедур отбора подрядчиков, коммерциализации государственных ремонтно-эксплуатационных предприятий;
повышение эффективности расходования средств городского бюджета, направляемых на развитие жилищной сферы, путем совершенствования форм обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
повышение эффективности расходования средств городского бюджета, направляемых на содержание жилищного фонда в форме дотаций, переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
поддержка создания товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, иных объединений граждан и юридических лиц, образуемых в целях обеспечения содержания и эксплуатации недвижимости в жилищной сфере.
III. Социальные аспекты реформ в жилищной сфере
Социальная направленность городской жилищной политики в условиях перевода жилищной сферы в безубыточный режим функционирования должна стать одним из ведущих принципов реформы в жилищной сфере.
В связи с этим предполагается:
создание жилищного фонда социального использования (без права приватизации), предназначенного для заселения исключительно по договорам найма, в том числе жилищного фонда, предоставляемого для заселения граждан, выселенных из занимаемых ими помещений в установленном законом порядке;
создание специализированных домов для одиноких престарелых граждан и инвалидов;
придание зданиям общежитий квартирного типа статуса жилых домов; реконструкция иных общежитий с целью перевода в жилищный фонд социального использования; упорядочение использования общежитий;
применение механизма жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья как основной формы использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу;
отказ от существующей системы дотаций на оплату жилья и коммунальных услуг и переход исключительно к индивидуальному предоставлению компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, учитывающего совокупный доход семьи, прожиточный минимум и действующие льготы;
установка в государственном жилищном фонде приборов учета и контроля;
установление обоснованной социальной нормы площади жилья;
усиление социальной и гражданско-правовой защиты физических лиц - инвесторов, собственников, нанимателей жилья;
решение проблемы участия Санкт-Петербурга в финансировании капитального ремонта жилых зданий, передаваемых в управление товариществам собственников жилья.
IV. Развитие рыночных отношений в жилищной сфере
Неотъемлемым условием осуществления реформ в жилищной сфере является:
переход от применения затратных методов поддержания жилищного сектора городского хозяйства к рыночным механизмам содержания, эксплуатации и ремонта жилья;
проведение эффективной политики привлечения внебюджетных инвестиций;
рациональное использование бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищного сектора городского хозяйства.
В связи с этим предполагается:
развитие конкуренции как государственных, так и частных организаций в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и управления недвижимостью;
переход на договорные отношения между государственными службами заказчика на жилищно-коммунальные услуги и подрядчиками, а также между домовладельцами и государственными службами заказчика;
введение конкурсных процедур отбора подрядчиков для заключения договоров на эксплуатацию объектов государственного жилищного фонда, предусматривая отмену закрепления государственных ремонтно-эксплуатационных организаций за жилыми домами по территориальному принципу;
стимулирование установки в жилых домах приборов учета и контроля тепла, воды, газа, электроэнергии, а также производства указанных приборов;
стимулирование ресурсосбережения каждым пользователем жилищного фонда;
совершенствование системы регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере и сделок с ней и доступа к содержащейся в ней информации;
создание системы сплошного страхования жилищного фонда;
развитие ипотечного кредитования;
установление единого порядка и условий перевода жилых помещений в нежилые с целью создания благоприятной городской инфраструктуры и сокращения дотаций бюджета на эксплуатацию используемого не по назначению жилищного фонда;
применение оценки рыночной стоимости государственного жилищного фонда при его отчуждении;
введение дифференцированной платы по договорам аренды, найма жилых помещений в зависимости от их рыночной стоимости;
совершенствование налогообложения в жилищной сфере, в частности, переход на использование оценки рыночной стоимости в качестве базы налогообложения;
введение льгот для инвесторов, направляющих свои средства на развитие недвижимости в жилищной сфере, а также для кредитно-финансовых организаций, предоставляющих населению долгосрочные кредиты на цели строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья;
строительство жилья за счет бюджетного финансирования исключительно с целью пополнения жилищного фонда социального использования;
разработка новых форм финансирования городской инфраструктуры, связанной с жилищным сектором;
расширение и совершенствование механизма муниципального жилищного займа в форме выпуска жилищных сертификатов Санкт-Петербурга на основе конкурсного определения строительных подрядных организаций и проектов строительства, создание системы обращения сертификатов, предоставление бюджетных гарантий их погашения;
привлечение кредитных ресурсов иных субъектов Российской Федерации, а также международных финансовых организаций.
V. Совершенствование управления жилищной сферой
Необходимым условием проведения реформ в жилищной сфере является совершенствование системы управления жилищным фондом.
В связи с этим предполагается:
перераспределение функций управления, распоряжения и обслуживания жилищного фонда между отраслевыми и территориальными органами Администраций Санкт-Петербурга с сохранением функций нормативно-методического обеспечения, координации и контроля за соответствующими отраслевыми органами Администрации Санкт-Петербурга;
осуществление коммерциализации ГПРЭП с последующей их приватизацией;
введение государственной регистрации права государственной собственности на объекты жилищного фонда;
введение государственной регистрации договоров найма и аренды государственного жилищного фонда с целью контроля его распределения;
осуществление регистрации кондоминиумов в едином Государственном кадастре недвижимости Санкт-Петербурга с предоставлением паспортов домовладений;
установление границ земельных участков, включаемых в состав кондоминиумов;
содействие созданию и поддержка таких форм управления недвижимостью в жилищной сфере как товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
установление единых городских тарифов на услуги государственных предприятий-монополистов и учреждений в жилищной сфере;
создание на базе отделов по учету и распределению жилой площади, аппаратов управления ГПРЭП (УЖХиБ), агентств по приватизации жилья - районных жилищных агентств (РЖА) при районных администрациях в форме государственных учреждений с наделением их функциями: учета жилищного фонда; заключения договоров найма жилых помещений; приватизации жилья; государственной службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги, включая заключение договоров с домовладельцами о передаче функций по управлению кондоминиумом, сбор платы за жилье и коммунальные услуги с пользователей государственного жилищного фонда, а также с собственников жилья, передавших его по договору государственной службе заказчика; проведения конкурсов на обслуживание государственного жилищного фонда; организации создания товариществ собственников жилья; представления города в товариществах собственников жилья (за исключением ведомственного жилищного фонда).
VI. Информационное обеспечение реформ в жилищной сфере
Успешное проведение реформ в жилищной сфере невозможно без целенаправленной деятельности по информированию населения о целях и задачах реформ, ходе и путях их реализации. Жилищная реформа будет базироваться на политике вовлечения населения в обсуждение и решение проблем жилищной сферы, на учете решающей роли отношения населения к нововведениям, планируемым исходя из обязательств государства по обеспечению конституционных прав граждан на жилище и исходя из возможностей городского бюджета.
В связи с этим предполагается:
проведение социологических исследований;
доведение до населения сведений о принимаемых нормативно-правовых актах, разъяснение их содержания в средствах массовой информации, включая газеты, радио, телевидение;
организация семинаров, конференций, круглых столов по проблемам реформ в жилищной сфере;
привлечение общественных объединений, ассоциаций, союзов, инициативных объединений граждан к обсуждению путей решения проблем реформы в жилищной сфере;
обеспечить доступ к информации о правах на недвижимость в жилищной сфере;
сформировать Общественный консультативный совет по вопросам жилищной реформы при Комитете по жилищной политике, призванный обеспечить:
более эффективный учет и согласование интересов и возможностей различных социальных групп, организаций, органов власти;
большую публичность жилищной политики;
конструктивное взаимодействие органов власти и населения в ходе жилищной реформы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.