Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 февраля 2005 г. N 25 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановление Правительства Ленинградской области
от 26 декабря 1996 г. N 493
"Об утверждении Концепции семейной политики в Ленинградской области"
Рассмотрев представленный комитетом социального обеспечения населения проект Концепции семейной политики в Ленинградской области, правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию семейной политики в Ленинградской области (прилагается).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28 марта 1997 г. N 14 утверждена программа "Семья" на 1997-2000 годы
2. Поручить комитету социального обеспечения населения разработать на основе Концепции семейной политики в Ленинградской области комплексную региональную программу "Семья" на 1997-2000 годы и внести ее на утверждение правительства Ленинградской области в марте 1997 года.
Финансирование программы на 1997 год определить в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - заместителя председателя правительства по социальному развитию Воронцова А.В.
Губернатор |
В.Густов |
Утверждена
постановлением правительства
Ленинградской области
Концепция
семейной политики в Ленинградской области
I. Введение. Современное состояние и проблемы семьи
в Ленинградской области
В современных условиях положение семьи все в большей степени зависит от политической и экономической обстановки в стране. Уже давно доказано, что именно благополучие семьи, ее прочность и стабильность обеспечивают, в конечном счете, и устойчивое развитие общества.
В семье формируются основные потребности человека, реализуются такие важные общественные функции как репродуктивная, воспитательная, социальная и экономическая.
Неблагоприятные социально-экономические и морально-психологические изменения, переживаемые в настоящее время нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая и отягощая те кризисные явления, которые наблюдаются в ней под влиянием внутренних противоречий на протяжении последних лет.
К существовавшим ранее проблемам семьи добавились новые, нуждающиеся в скорейшем разрешении, - это безработица, падение уровня жизни, снижение нравственности и ценностей семейных отношений.
Все это негативно сказывается на семье, усиливает ее социальную уязвимость и в первую очередь отражается на детях, ухудшая условия их проживания и создавая угрозу жизни и здоровью.
В Ленинградской области около 400 тысяч семей. Наиболее характерны семьи, состоящие из 3-4 человек. В структуре населения Ленинградской области женщины составляют 63 процента (из них 55,6 процента репродуктивного возраста), дети и подростки - 21,6 процента.
Уровень рождаемости в Ленинградской области в 1994 году составил 7,34 на 1000 населения, что в 1,3 раза ниже среднего показателя в Российской Федерации. На 1 января 1996 года рождаемость в области составила 7,24, в 1985 году этот показатель составлял 14,3 и находился на уровне среднероссийских показателей.
В 1995-96 годах уменьшилось абсолютное количество абортов, но наметилась тенденция увеличения числа абортов у первобеременных женщин, а также женщин 15-17 лет.
Одним из основных показателей, характеризующих уровень медицинской помощи женщинам, является материнская смертность. В 1995 году этот показатель составил в Ленинградской области 32,2 на 100 тысяч родивших, что почти в 6 раз превышает среднеевропейский уровень.
Увеличивается относительное число не состоящих в браке молодых людей. Растет внебрачная рождаемость. Число детей, родившихся вне брака, составило в 1993 году 1871, в 1994 году 2020, в 1995 году 2155.
Смертность детей в возрасте до 1 года, родившихся у матерей, не состоящих в браке, в 2,7 раза выше смертности детей данного возраста в полных семьях.
Смертность детей в возрасте до 1 года в 1995 году составила 176 человек (14,2 на 1000 родившихся, в развитых странах этот показатель составляет 6-12 на 1000 родившихся). В структуре младенческой смертности ранняя неонатальная смертность (смертность в возрасте до 7 дней жизни) в 1995 году составила 43,8 процента (77 человек или 6,2 на 1000 живорожденных), постнеонатальная смертность (смертность в возрасте от 7 дней до 1 года) - 56,2 процента (99 человек или 8,0 на 1000 живорожденных).
Высокий уровень разводов свидетельствует о снижении ценности института семьи.
В течение 1994 года 10730 супругов расторгли брак, что составляет 6,4 на 1000 человек (в 1993 году - 6,0 на 1000 человек), это в 1,5 раза выше чем в среднем по России. Треть из них приходится на молодых супругов, проживших вместе менее 5 лет.
В результате разводов ежегодно около 10 тысяч детей остается без одного из родителей. Каждый третий ребенок воспитывается без матери или отца.
Растет число неполных семей. Количество их в 1995 году достигло 17951, (число детей в неполных семьях составило в 1995 году 25155 против 24795 в 1994 году).
Распад семьи зачастую сопровождается нарастанием масштабов жестокости родителей по отношению к детям и увеличением числа детей, бегущих из дома. В области в особо трудных условиях проживает 1175 детей, лишенных нормального жизнеобеспечения в собственных семьях. В последние годы резко увеличилась потребность в социальных приютах для детей. В 1994 году в области был один социальный приют, в 1996 году - 5 социальных приютов и 2 отделения при центрах социального обслуживания.
Разобщение, разрыв связи поколений, уменьшение родственных контактов осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях, приводят к росту социального сиротства.
В последние годы значительно увеличилось число детей с асоциальным поведением, несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
Экономическое положение является сегодня одной из острейших проблем семей с детьми. Низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата, безработица - все это оказывает дестабилизирующее влияние на семью и прежде всего и на малообеспеченные семьи. В 1995 году доля таких семей составила 56 процентов от общего числа семей. Особые экономические трудности испытывают многодетные семьи, имеющие высокую иждивенческую нагрузку. В области проживает 14258 многодетных семей, в них 48397 детей.
В Ленинградской области наблюдается рост семей "группы риска". Причиной прогрессирующего роста семей "группы риска" являются условия, способствующие вовлечению детей и подростков в пьянство, наркоманию, преступную деятельность. На 1 июня 1996 года в Ленинградской области насчитывалось 13845 таких семей.
Особенно сложное материальной положение наблюдается в семьях, проживающих в селах и отдаленных от районных центров населенных пунктах. В этих семьях растет детская заболеваемость.
В тяжелом положении находятся семьи с детьми-инвалидами. В области 5490 детей-инвалидов. Затраты на медицинское обслуживание ребенка-инвалида в 8 раз больше, чем здорового.
Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих заботы о детях-инвалидах.
В области недостаточно развиты формы надомной трудовой деятельности, не в полную силу функционирует патронажная служба.
Устойчивая закономерность последовательного сокращения дошкольных учреждений, связанная с резким увеличением платы за содержание детей в них и ухудшение материально-технических условий содержания детей в детских дошкольных учреждениях привели к росту числа неорганизованных детей дошкольного возраста.
Наряду с материальными и психологическими проблемами существует еще одна - распад духовных ценностей и нравственных ориентиров.
Такие качества как взаимопомощь, товарищество, доброта, уважение к старшим, ценность семейных отношений, всегда составлявшие основу национальных, исторических, культурных и нравственных традиций российского народа, начинают размываться, забываться, исчезать.
Все это требует кардинального изменения отношения к семейной политике и доказывает необходимость принятия концепции семейной политики в Ленинградской области.
Настоящая концепция семейной политики в Ленинградской области является первым программным документом по социальной защите семьи.
Концепция семейной политики в Ленинградской области (в дальнейшем - концепция) содержит основные направления государственной семейной политики. В ней заложены основы для разработки нормативной базы в области социальной защиты и развития семей всех типов, указаны основные подходы к решению проблем семьи, определены основные направления по созданию необходимых условий для поддержания жизнедеятельности и повышения качества жизни семьи.
Концепция разработана с учетом социально-экономического положения семьи в Ленинградской области.
Реализация концепции семейной политики предполагает два основных этапа: 1. Краткосрочный - социальная поддержка семьи в период реформирования экономики. 2. Долгосрочный - укрепление института семьи.
Концепция включает в себя:
1. Цели и задачи семейной политики.
2. Принципы проведения семейной политики.
3. Основные направления реализации семейной политики.
4. Организационные меры по реализации семейной политики.
II. Цели и задачи семейной политики в Ленинградской области
Основной целью семейной политики является укрепление авторитета семьи как социального института; поддержание ее жизнедеятельности; обеспечение условий для реализации ею в полном объеме своих общественных функций: репродуктивной, воспитательной, социальной, экономической, жизнеохранительной; создание условий, необходимых для нормального развития детей, обеспечения их выживания и социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.
Для реализации целей семейной политики предусмотрено решение следующих задач:
- создание и совершенствование законодательной базы и условий для реализации прав семьи во всех сферах ее жизнедеятельности;
- осуществление специальных мер по оказанию адресной социальной и экономической поддержки наиболее нуждающимся семьям, семьям с особыми проблемами, а также семьям, оказавшимся в экстремальных условиях;
- координация усилий различных структур представительной и исполнительной власти, общественных объединений в реализации семейной политики на территории Ленинградской области.
III. Принципы семейной политики
Семейная политика рассматривается как составная часть социальной политики в Ленинградской области и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, медицинского, социального и организационного характера, направленную на улучшение жизнедеятельности семьи. Ее принципы являются общими для всех уровней управления на территории Ленинградской области:
1. Равенство прав и возможностей всех типов семей в реализации своих общественных функций.
2. Комплексный подход к решению проблем семьи, предоставлению ей социальных гарантий и льгот.
3. Дифференцированный подход к работе с различными типами семей на всех этапах их жизненного цикла.
4. Приоритетность решения проблем жизнеобеспечения детей в реализации семейной политики.
5. Прогностичность и гибкость социальной политики на основе постоянного мониторинга.
IV. Основные направления реализации семейной политики
в Ленинградской области
Основными направлениями реализации семейной политики в Ленинградской области на период 1997-2000 год являются:
1. Создание системы медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье:
- формирование на территории области сети учреждений социального обслуживания семьи и детей с учетом потребности социума;
- совершенствование медико-социальной помощи детям и подросткам;
- создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками, профилактики хронических и инвалидизирующих заболеваний через учреждения общего и специального назначения;
- развитие сети центров социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в городах и районах области;
- создание и развитие негосударственных структур, общественных организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми;
- создание механизма межведомственной координации, информационного, методического и организационного взаимодействия всех ведомств, учреждений и организаций, ведущих социальную работу с семьей и детьми на всех уровнях.
2. Охрана здоровья матери и ребенка:
- организация центров планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья семьи;
- сохранение за счет областного бюджета и иных источников финансирования бесплатности медицинских услуг для детей, беременных женщин;
- укрепление материально-технической базы родильных и детских отделений медицинских учреждений;
- развитие медико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение современных технологий для ранней диагностики заболевания плода, обеспечение благополучных родов.
3. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержка малоимущих семей:
- усиление социальных гарантий в области занятости для родителей неполных и многодетных семей, семей несовершеннолетних родителей, семей с несовершеннолетними инвалидами;
- создание для членов социально незащищенных семей специальных рабочих мест, квотирование рабочих мест, предоставление налоговых и иных льгот предприятиям, использующим их труд;
- разработка программы гарантированного профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;
- развитие системы спонсирования для поддержки малоимущих семей с детьми;
- реализация социальных гарантий выпускникам учебных заведений, являющимся детьми-сиротами, обеспечение их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- развитие специальных целевых форм социальной защиты семей: предоставление кредитов до 6 месяцев на приобретение предметов долгосрочного пользования, одежды, выделение ссуд молодым семьям;
- совершенствование системы и порядка получения алиментов при раздельном проживании родителей;
- повышение ответственности судебных органов и органов опеки и попечительства в части своевременного применения гражданско-правовых санкций к родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей;
- реализация льготного обеспечения жильем многодетных семей и семей с детьми-инвалидами.
4. Повышение профессионального и социального статуса женщин:
- обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда;
- организация надомного труда женщин, воспитывающих малолетних детей, детей-инвалидов;
- организация обучения и переквалификации безработных женщин;
- квотирование рабочих мест для женщин-инвалидов, женщин, имеющих детей-инвалидов, несовершеннолетних матерей;
- совершенствование условий и режима труда;
- принятие мер по усилению охраны безопасности труда женщин на производстве и в сельском хозяйстве.
5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних:
- развитие системы учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- развитие сети центров психолого-педагогической реабилитации для детей и подростков с девиантным поведением;
- совершенствование работы по профилактике бродяжничества, детской проституции, наркомании, алкоголизма;
- обеспечение условий для реализации программы "Профилактика детской безнадзорности, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи";
- создание системы содействия в трудоустройстве подростков, возвратившихся из мест лишения свободы;
- создание внештатных подразделений для несовершеннолетних воспитанников при воинских частях Ленинградской области.
6. Исследовательская, информационная, пропагандистская и культурно-просветительская работа:
- разработка моделей "идеальной" семьи для разных типов семейных структур Ленинградской области;
- выделение в средствах массовой информации специального направления по вопросам семейной политики;
- организация научно-методических экспертных исследований по проблемам жизнедеятельности семей с детьми;
- создание экспериментальных площадок на базе учреждений по проблемам семьи, женщин и детей с целью проведения исследований и внедрения новых современных методик работы с семьей, детьми;
- содействие созданию и организации деятельности общественных объединений родителей одаренных детей, детей-инвалидов, многодетных семей, семей с психологическими проблемами;
- проведение конференций, семинаров, круглых столов по проблемам семьи и семейной политики.
7. Подготовка кадров работников социальной сферы:
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов по проблемам семьи для служб социальной защиты, образования, здравоохранения;
- создание целостной разноуровневой системы подготовки специалистов широкого профиля по проблемам семьи.
V. Организационные меры по реализации семейной
политики в Ленинградской области
Реализация семейной политики в Ленинградской области будет включать следующие меры:
- реализация распорядительных документов органов исполнительной власти всех уровней по проблемам семьи и детей, законодательных актов Российской Федерации и Ленинградской области;
- принятие правительством области дополнительных специальных законодательных и иных правовых актов, принятие решений местных органов власти и местного самоуправления, внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по обеспечению защиты интересов семьи, материнства и детства;
- разработка и практическое осуществление областных программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в областные программы экономического, медицинского, социального, правового и культурного развития;
- развитие системы территориальных органов социальной защиты, а также служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической, социально-педагогической помощи семье и детям;
- выделение в областном и местных бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области семейной политики, программ "Семья", "Планирование семьи", "Безопасное материнство" (финансовое обеспечение программ, целевых фондов, мероприятий социальной помощи отдельным категориям семей, социальных служб специальной ориентации, научных исследований по проблемам семьи в области изучения экономических, демографических, правовых, педагогических, медицинских, социально-психологических проблем семьи в Ленинградской области и подготовки соответствующих кадров);
- обеспечение поддержки деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, оказывающих помощь семьям с проблемами, малообеспеченным семьям.
Проект концепции семейной политики в Ленинградской области подготовлен на основании главы 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", реализации программы "Дети России" и в соответствии с основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 г. N 493 "Об утверждении Концепции семейной политики в Ленинградской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 февраля 2005 г. N 25 настоящее постановление признано утратившим силу