Текст решения признан утратившим силу распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 21 октября 1996 г. N 316-р
Решение Исполкома Ленинградского городского СНД
от 27 февраля 1989 г. N 156
"О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения
водного бассейна Ленинграда"
Несмотря на принимаемые меры по улучшению водоохранной обстановки города, положение дел на ряде промышленных предприятий Ленинграда по рациональному использованию и охране от загрязнения водных ресурсов продолжает оставаться неудовлетворительным.
Отсутствие эффективного механизма экономического воздействия на промышленные предприятия за сброс неочищенных сточных вод тормозит процесс внедрения безотходных и малоотходных технологий, бессточных систем водоснабжения, прогрессивных схем очистки сточных вод.
Систематический сброс неочищенных стоков в городскую канализацию предприятиями наносит ущерб водоемам, приводит к накоплению загрязнений в осадках, улавливаемых на городских очистных сооружениях, разрушающе действует на конструкции системы канализации.
В целях ликвидации допущенного отставания в осуществлении водоохранных мероприятий, обеспечения прекращения сброса в городскую канализацию и водоемы неочищенных сточных вод до 1990 года, утилизации осадков сточных вод городских очистных сооружений, и во исполнение решения Ленсовета от 17.11.88 "О дополнительных мерах по оздоровлению водного бассейна Ленинграда", Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов решил:
1. Утвердить прилагаемые Правила приема производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда.
2. В целях упорядочения требований к качеству производственных сточных вод распространить нормативы допустимых концентраций загрязнений, определенных указанными Правилами на все предприятия, организации и учреждения, отводящие сточные воды в городскую канализацию, независимо от обеспеченности городскими очистными сооружениями.
3. Обязать руководителей объединений, предприятий принять дополнительные меры по обеспечению всех мероприятий по внедрению безотходных технологий производства и бессточных систем, локальной очистки промстоков до нормативов, регламентируемых Правилами приема производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда.
4. Разрешить управлению "Водоканал", до завершения реализации генеральной схемы канализации города, прием сточных вод в городскую канализацию от предприятий имеющих выпуски в водоемы, после выполнения требований по пункту 3 и передачи Исполкому Ленсовета капитальных вложений по долевому участию в строительстве городской канализации.
Согласно распоряжению мэра Санкт-Петербурга от 1 марта 1993 г. N 136-р срок действия Временной инструкции продлен
5. Утвердить прилагаемую Временную инструкцию об установлении платы для объединений, предприятий и организаций за сброс производственных сточных вод сверх установленных нормативов.
Плата устанавливается с целью частичного возмещения ущерба, причиняемого водоемам и системам водоотведения Ленинграда.
6. Просить Ленинградское областное управление Жилсоцбанка СССР открыть специальный счет для перечисления на него управлением "Водоканал" средств от взимания платы за сброс производственных сточных вод сверх установленных нормативов с дальнейшим целевым использованием их на разработку новых технологий и оборудования по очистке сточных вод, внедрение автоматизированных методов контроля и учета стоков и других мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
7. Обязать руководителей всех предприятий, организаций и учреждений разработать и до 01.06.89 представить на утверждение в управление "Водоканал" проекты предельно-допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, имея в виду обеспечение нормативного качества сточных вод, регламентируемого Правилами приема производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда.
8. С целью усиления контроля за сточными водами предприятий, организаций и учреждений обязать управление "Водоканал":
8.1. Разработать и утвердить:
До 01.02.89 Методику расчета ПДС загрязняющих веществ в составе сточных вод предприятий, сбрасываемых в городскую канализацию.
До 01.05.89 Инструкцию по лимитированию водоотведения предприятий в городскую канализацию.
8.2. Утвердить до 01.07.89 ПДС для всех предприятий, пользующихся услугами городской канализации.
8.3. Устанавливать с 01.01.90 предприятиям, организациям и учреждениям лимиты водоотведения в городскую канализацию.
8.4. Взимать повышенную плату с 01.07.89 за сброс сточных вод сверх установленных нормативов по качеству, с 01.01.90 - за перерасход установленного лимита водоотведения.
8.5. Требовать от предприятий, организаций, учреждений при согласовании проектной документации и выдаче технических условий на водоснабжение и канализование новых и реконструируемых предприятий внедрения безотходной технологии и бессточных систем водоснабжения.
9. НТПО "Ленсистемотехника" обеспечить до 01.10.89 управление "Водоканал" электронно-вычислительной техникой (типа ЕС-1841 или "Электроника-85" или ДВК-4) в количестве 6 штук.
10. Жилищному управлению в 1989 году выделить управлению "Водоканал" для размещения инспекции водных ресурсов с химической лабораторией помещение площадью 600 кв.м в центральной части города.
11. Исполкомам райсоветов довести до сведения всех предприятий настоящее решение.
12. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя председателя Исполкома Ленсовета В.И.Серову и исполкомы райсоветов.
Председатель Исполкома |
В.Я.Ходырев |
Секретарь |
Л.А.Ходченкова |
Утверждены
решением Исполкома Ленсовета
Правила
приема производственных сточных вод в систему канализации
Ленинграда
1. Основные положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к приему производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда, эксплуатация которой осуществляется управлением "Водоканал".
1.2. Правила составлены в соответствии с требованиями Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, утвержденных Минводхозом, Минздравом и Минрыбхозом СССР в 1975 г., Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных мест, утвержденных Минжилкомхозом РСФСР от 02.03.81 г. N 103, СНиП 2.04.03-85 "Канализация Наружные сети и сооружения", Схемы технического водоснабжения и канализации промпредприятий Ленинграда, утвержденной решением Исполкома Ленсовета от 26.07.82 г. N 499 и других нормативно-справочных документов.
1.3. Настоящие Правила регламентируют взаимоотношения между управлением "Водоканал" Исполкома Ленсовета и промышленными предприятиями*), сбрасывающими сточные воды в систему городской канализации.
1.4. Правила являются обязательными для всех промышленных предприятий Ленинграда, независимо от их ведомственной подчиненности, производственные сточные воды которых сбрасываются в городскую канализацию.
1.5. Правила имеют целью обеспечение безаварийной работы сетей водоотведения и городских очистных сооружений, утилизации образующихся осадков в сельском хозяйстве, а также предупреждение загрязнения сточными водами водоемов Ленинграда за счет соблюдения предельно допустимого сброса (ПДС) в сточных водах после очистки.
1.6. Управление "Водоканал" руководствуется Правилами при определении условий сброса производственных сточных вод по существующим и проектируемым выпускам в городскую канализацию, а также при осуществлении контроля за количеством и качеством сточных вод, сбрасываемых промышленными предприятиями в систему канализации Ленинграда.
2. Требования к производственным сточным водам, принимаемым в
городскую канализацию
2.1. В городскую канализацию могут быть приняты производственные сточные воды, которые не вызывают нарушения в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивают безопасность их эксплуатации и могут быть очищены на общегородских очистных сооружениях совместно с бытовыми сточными водами города до нормативов, соответствующих Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.
Запрещается:
2.2. Сбрасывать в городскую канализацию производственные сточные воды промышленных предприятий, содержащие:
- вещества, которые способны засорять трубы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках труб, колодцев, решеток (окалина, известь, песок, гипс, металлическая стружка, каныга, волокно);
- вещества, оказывающие разрушающее действие на материал труб и сооружений канализации;
- вредные вещества в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод;
- опасные бактериальные загрязняющие вещества;
- радиоактивные вещества;
- нерастворимые жиры, масла, а также смолы и мазут;
- биологически трудно окисляемые органические вещества;
- биологически жесткие синтетические поверхностно-активные вещества;
- соединения кадмия;
- вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования.
2.3. Сбрасывать в городскую канализацию кислоты, горючие примеси, токсичные и растворенные газообразные вещества (в частности, растворители:
бензин, диэтиловый эфир, дихлорметан, бензол и др.), способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях токсичные газы (сероводород, сероуглерод, окись углерода, цианисто-водородная кислота, пары легколетучих ароматических углеводородов и др.) и др. взрывоопасные и токсичные смеси.
2.4. Сбрасывать в городскую канализацию:
- сточные воды, расход и состав которых может привести к превышению допустимого количества загрязняющих веществ, поступающих в водный объект;
- производственные сточные воды, имеющие температуру свыше 40шС, рН ниже 6,5 или выше 9,0 ХПК выше БПК более чем в 2,5 раза или БПК полное более чем в 1,5 раза, БПК-полное более 1000 мгО2/Л, взвешенные вещества более 200 мг/л, интенсивность окраски, исчезающей более чем при 16-кратном разведении;
- концентрированные маточные и кубовые растворы;
- производственные сточные воды, не загрязненные в производственных процессах (нормативно чистые);
- залповые сбросы производственных сточных вод;
- грунт, строительный, бытовой мусор, осадки из локальных очистных сооружений, а также другие производственные и хозяйственные отходы;
- производственные сточные воды, содержащие ценные вещества, которые могут быть утилизированы на данном или другом предприятии.
2.5. В районах Ленинграда, канализованным по раздельной системе, запрещается:
- сброс в бытовую канализацию дождевых, талых, поливо-моечных дренажных вод с территории промпредприятий;
- сброс в дождевую канализацию поверхностного стока с территории промышленных предприятий, не прошедшего через сооружения локальной очистки.
При этом сооружения локальной очистки поверхностного стока должны обеспечивать степень очистки с выходом на параметры:
- по нефтепродуктам - до 0,05 мг/л,
- по взвешенным веществам - до 10 мг/л.
Примечание: В районах Ленинграда с общесплавной или полураздельной системой канализации прием поверхностного стока с территории промышленного предприятия разрешается только при обеспечении локальной очистки с территории предприятия. Степень локальной очистки поверхностного стока по специфическим загрязнениям в данном случае диктуется нормативами, определенными в приложениях 1,2 и пунктах 2.2 - 2.4 настоящих Правил.
В необходимых случаях обязательно устройство регулирующих резервуаров (см.п.2.9.).
2.6. Сброс, удаление и обезвреживание вод, содержащих радиоактивные вещества, должны осуществляться в соответствии с Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, действующими нормами радиационной безопасности, санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.
2.7. В системах городской канализации не допускается объединение производственных сточных вод, взаимодействие которых может привести к образованию ядовитых или взрывоопасных газов, а также большого количества нерастворимых веществ, например, содержащих соли кальция или магния и щелочные растворы, сульфид натрия и воды с чрезмерным содержанием щелочи, хлор и фенолы и т.д.
2.8. Сброс производственных сточных вод в городскую канализацию должен осуществляться самостоятельными выпусками с обязательным устройством контрольных колодцев, размещаемых за пределами территории промышленного предприятия.
Выпуски предприятия должны оборудовать приспособлениями (автоматическими пробоотборниками, расходомерами и в случае необходимости пломбируемыми автоматическими запорными устройствами) для постоянного контроля за расходом и качеством сточных вод по каждому выпуску.
Примечание: Объединение производственных сточных вод нескольких предприятий допускается только после контрольного колодца каждого предприятия либо при совместной предварительной очистке этих вод на кустовых очистных сооружениях.
2.9. В случаях, когда количество и состав производственных сточных вод резко изменяется в течение суток, а также при возможных залповых сбросах сточных вод на промышленных предприятиях необходимо предусматривать специальные емкости-усреднители, обеспечивающие равномерный в течение суток сброс производственных сточных вод в городскую канализацию.
2.10. При сбросе сточных вод промышленных предприятий в общесплавную городскую канализацию на внутренней канализационной сети подвальных помещений промпредприятий должна быть предусмотрена запорная арматура автоматического действия для предотвращения их затопления в случае подтопления городской канализации при интенсивных дождях и снеготаянии.
2.11. В целях усиления охраны водных источников от загрязнений, а также сохранности сооружений канализации и предотвращения аварийных сбросов загрязненных сточных вод в городскую канализацию на промышленных предприятиях должна быть предусмотрена автоматическая система, обеспечивающая сброс сточных вод только после подтверждения отсутствия загрязняющих веществ выше допустимой концентрации, а также возврат на очистку или обезвреживание сточных вод, загрязненных выше установленной нормы.
2.12. Устройство автоматических систем и установка приборов по контролю за количеством и качеством сбрасываемых промышленных сточных вод на выпусках в городскую канализацию, указанное в пунктах 2.8, 2.10, 2.11 настоящих Правил, осуществляется силами промышленных предприятий.
2.13. Производственные сточные воды могут быть приняты в городскую канализацию, если содержание в них вредных веществ не превышает допустимых концентраций, приведенных в приложениях 1-12.
За допустимую концентрацию веществ, не упомянутых в приложениях 1-12, при сбросе в городскую канализацию следует принимать соответствующие ПДК в воде водоемов культурно-бытового, хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного пользования (по минимальному значению ПДК).
2.14. В случае отсутствия на промпредприятии источников сброса производственных сточных вод, т.е. при приеме от промпредприятия в городскую канализацию хозяйственно-бытового стока, качество сточных вод предприятия на выпусках в городскую канализацию должно соответствовать характеристике бытового стока, а именно:
БПК полн. - не более 200 мг/л,
взвешенные вещества - не более 200 мг/л,
рН - в пределах 6,5 + 8,5,
жиры - не более 50 мг/л,
азот аммонийный - не более 18 мг/л.
Другие (специфические) загрязнения, не характерные для бытового стока, должны отсутствовать.
Примечание: При указанных условиях и в случае наличия на предприятии общесплавной системы канализации концентрация загрязнений в стоке предприятия должна соответствовать: в сухую погоду - показателю "отсутствие" в дождливую погоду в соответствии с примечанием к п.2.5., настоящих Правил.
3. Порядок оформления приема производственных сточных вод в
городскую канализацию
3.1. Сброс производственных сточных вод в городскую канализацию может производиться промышленным предприятием только при наличии разрешения управления "Водоканал" на водоотведение в городскую канализацию и договора на сброс и прием сточных вод, заключенного с управлением "Водоканал".
3.2. Основанием для выдачи разрешения на сброс производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда является:
- для вновь построенных, реконструируемых и расширяемых предприятий - согласованная с управлением "Водоканал" проектная документация;
- для действующих предприятий - балансовая схема водного хозяйства, составленная в соответствии с согласованным паспортом водного хозяйства предприятия. Кроме того, предприятием должны быть представлены материалы, обосновывающие:
- достаточность предварительной очистки производственных и дождевых сточных вод на локальных очистных сооружениях промышленного предприятия или совместной предварительной очистки сточных вод данного предприятия со сточными водами других предприятий данного района на кустовых очистных сооружениях группы промышленных предприятий:
- наличие или отсутствие возможности использования очищенных, обеззараженных производственных сточных вод в производственном водоснабжении данного предприятия (или другого соседнего предприятия), бессточных систем водоснабжения, малоотходных и безотходных технологий;
- наличие или отсутствие возможности изменения технологических процессов предприятия, позволяющих сократить расход сточных вод и концентрацию содержания в них вредных веществ, либо заменить имеющийся состав сточных вод не менее загрязненный;
- наличие или отсутствие возможности устройства на предприятии систем оборотного водоснабжения и повторно-последовательного использования воды;
- наличие или отсутствие необходимости сооружений для обработки осадка.
3.3. Паспорт водного хозяйства разрабатывается предприятием по установленной форме, и в двух экземплярах представляется для согласования в управление "Водоканал" со следующими приложениями:
- схемой внутриплощадочной канализации с нанесением источников водоснабжения, водопроводных вводов, выпусков в городскую канализацию с указанием их номеров;
- паспортами водного хозяйства предприятий-субабонентов;
- схемой локальных очистных сооружений;
- результатами анализов сточных вод до и после очистных сооружений, на выпусках в городскую канализацию по среднему и максимальному количеству загрязняющих веществ.
Паспорт действителен на период сохранения водного баланса и состава сточных вод промышленного предприятия.
3.4. Разрешение на водоотведение в городскую канализацию вновь построенным и реконструируемым промышленным предприятиям выдается управлением "Водоканал" после приемки госкомиссией всего объекта в эксплуатацию по предъявлении акта приемки.
3.5. По получении от промышленного предприятия необходимой документации на отведение сточных вод (см. пп.3.2. - 3.4.) управление "Водоканал" в месячный срок рассматривает представленные материалы и выдает разрешение на водоотведение.
3.6. Разрешение на водоотведение в городскую канализацию выдается промышленному предприятию на срок не более 5 лет.
Примечание: Для вновь построенных, реконструированных, расширяемых предприятий разрешение на водоотведение выдается предварительное, сроком на 2 года. За это время предприятие обязано разработать паспорт водного хозяйства с учетом вновь введенных мощностей, на основании которого управлением "Водоканал" выдается окончательное разрешение на водоотведение (на срок не более 5 лет).
3.7. На основании разрешения на водоотведение в канализацию Ленинграда между управлением "Водоканал" и промышленным предприятием заключается двусторонний договор на сброс и прием сточных вод.
3.8. Регламентируемые разрешением на водоотведение расход производственных сточных вод и предельно допустимый сброс (ПДС) загрязнений являются одновременно лимитом водоотведения и нормативами качества сточных вод при сбросе в городскую канализацию.
3.9. Выданное управлением "Водоканал" разрешение на водоотведение в городскую канализацию является основанием для оформления в органах государственного контроля за использованием и охраной вод разрешения на специальное водопользование (в случаях смешанного водопользования).
3.10. Разрешение на водоотведение производственных сточных вод может быть аннулировано управлением "Водоканал" при несоблюдении абонентом настоящих Правил и дополнительных требований управления "Водоканал" к приему сточных вод, а также в случае изменения условий канализования города.
4. Порядок выдачи технических условий и согласования проектной
документации на водоснабжение и канализование
4.1. До начала проектирования новых промышленных предприятий (объектов) предприятие-заказчик (или по его поручению генеральный проектировщик) обязано получить в управлении "Водоканал" технические условия на водоснабжение и канализование.
4.2. Получение технических условий на водоснабжение и канализование также обязательно для действующих промышленных предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение, расширение предприятия, реконструкцию внутриплощадочных сетей канализации с целью переключения сточных вод из водоема в городскую канализацию, разделение сетей с целью очистки дождевого стока, выполнение водоохранных мероприятий.
При этом получение технических условий обязательно, независимо от того увеличивается, уменьшается или остается без изменения водопотребление и водоотведение предприятий.
4.3. Для вновь строящихся промышленных предприятий, а также для существующих, осуществляющих реконструкцию (расширение, техническое перевооружение) с увеличением общего расхода водопотребления и водоотведения относительно существующего положения, технические условия могут быть выданы только при наличии резервов мощности системы водопровода и канализации, а также при условии обеспечения данного района канализирования города очистными сооружениями биологической очистки.
4.4. В технических условиях должны быть указаны точки присоединения к системам канализации населенного пункта и условия по строительству городских сетей и сооружений, разрешаемые расходы (м3/сут, л/сек) с разбивкой по видам сточных вод (бытовые, производственно-загрязненные, дождевые, дренажные), режим сброса сточных вод, максимально допустимые концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящими Правилами, необходимые водоохранные мероприятия, после осуществления которых стоки от объекта могут быть приняты в городскую канализацию.
Примечание: При выдаче технических условий на канализирование расширяемых промышленных предприятий управление "Водоканал" разрешает подключение новых объектов к системе канализации Ленинграда только после выполнения мероприятий по охране и рациональному использованию на действующем предприятии.
4.5. Технические условия действительны на период нормативных сроков проектирования и строительства объекта, но не более 5 лет. По истечении указанного срока предприятие-заказчик обязано своевременно обратиться в управление "Водоканал" за продлением срока действия технических условий. При этом управление в праве изменить технические условия.
4.6. Для получения технических условий на водоснабжение и канализование новых и существующих объектов необходимо представлять управление "Водоканал" следующие материалы:
Письмо-запрос с отражением в нем следующих вопросов:
- для существующих предприятий, подлежащих реконструкции (расширению), необходимо указать, в чем заключается намечаемая реконструкцию (расширение);
нормативные сроки проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, срок ввода объекта в эксплуатацию (по возможности подтверждать разрешительной документацией на строительство, расширение или реконструкцию предприятия);
- площадь в гектарах и максимальный расход ливневых и дренажных стоков с территории предприятия;
- расходы воды на внутреннее, наружное и специальное пожаротушение в л/сек в целом по предприятию с учетом нового строительства;
- качественная характеристика промстоков, намечаемых к сбросу в городскую канализацию.
Ситуационный план расположения предприятия с привязкой к городской территории - 2 экз.
Паспорт водного хозяйства предприятия и комплексные планы мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов (только для действующих промышленных предприятий).
Балансовая схема (таблица) по водопотреблению и водоотведению предприятия (с разбивкой по пусковым комплексам или очередям):
- на хозяйственно-бытовые нужды по числу работающих с обоснованием нормами СНиП (с выделением расхода на нужды столовой). В случае увеличения численности работающих должна быть представлена разрешительная документация Исполкома Ленсовета.
- на производственные нужды с разбивкой по видам технологических процессов и характеру использования воды,
- на полив территории (с обоснованием нормами СНиП),
Копия ранее выданных технических условий и заключений по проекту, выданных управлением "Водоканал", - 1 экз. (по истечении срока их действия).
4.7. В случае перебазирования существующих производств на новую площадку в связи со строительством объекта или ликвидации существующих производств в связи с новым строительством необходимо представить:
- паспорта водного хозяйства существующих промплощадок, подлежащих перебазированию или ликвидации,
- сведения об увеличении численности работающих после перебазирования существующих производств на новую площадку (любое увеличение численности должно быть подтверждено разрешительной документацией Исполкома Ленсовета).
4.8. По получении от промышленного предприятия или проектной организации заявки на сброс производственных сточных вод с приложением всех необходимых материалов, указанных в пп. 4.6, 4.7, управление "Водоканал" в 20-дневный срок для новых предприятий, в 30-дневный срок для реконструируемых предприятий выдает технические условия на подключение к сетям водопровода и канализации.
4.9. Согласование проектной документации производится при двустадийном проектировании на стадии "проект", а при одностадийном проектировании - на стадии "рабочий проект".
4.10. Согласование проектной документации на строительство новых и реконструкцию существующих промышленных предприятий, на переключение сточных вод предприятия из водоема в городскую канализацию, на реконструкцию предприятия с выполнением водоохранных мероприятий, на реконструкцию внутриплощадочных сетей производится управлением "Водоканал" при представлении заказчиком на рассмотрение заявки с приложением проектной документации, включающей разделы "Водоснабжение и канализация", "Охрана окружающей среды", сводную смету, а также паспорта водного хозяйства.
В составе раздела проекта (рабочего проекта) "Водоснабжение и канализация" представляются:
- пояснительная записка с краткой характеристикой состояния водоснабжения и канализации по существующей площадке;
- характеристика потребителей воды и перспективы их развития;
- сроки ввода объекта в эксплуатацию;
- расчетные расходы на хозбытовые, противопожарные и производственные нужды по проектируемому положению;
- балансовые таблицы (схемы) водопотребления и водоотведения с указанием расходов по видам водопользования (производственные расходы даются по характеру использования воды в отдельных цехах, производствах, процессах) с разбивкой по пусковым комплексам ввода. Для действующих предприятий балансовые таблицы должны быть составлены в соответствии с паспортом;
- описание и обоснование принятой схемы водоснабжения, способов обработки и очистки воды, принятых систем оборотного водоснабжения и повторно-последовательного использования воды;
- описание и обоснование принятой схемы канализации и принятых методов очистки сточных вод в соответствии с выбранной схемой канализования промплощадки;
- сводный план проектируемых, существующих и реконструируемых зданий и сооружений с обозначением границ землепользования и нанесением существующих, реконструируемых и проектируемых сетей водоснабжения и канализации, диктующие профили внутриплощадочных сетей водоснабжения и канализации с посадкой сооружений на них;
- выбор оборудования и сооружений водопровода и канализации с приложением характеристики и (на стадии "проект" представляются паспорта типовых проектов сооружений водопровода и канализации и эскизные проработки индивидуальных сооружений, на стадии "рабочий проект" - привязанные типовые проекты и индивидуальные разработки);
- технические условия управления "Водоканал" на водопотребление и канализование объекта;
- технические условия владельца технического водопровода;
- разрешение Исполкома Ленсовета на увеличение численности работающих;
- технические условия ГлавТЭУ (при централизованном горячем водоснабжении);
- подтверждение ГлавУКСа о сроках строительства внешнеплощадочных сетей водопровода и канализации;
- подтверждение органов госконтроля за использованием и охраной вод, возможности сброса дождевых вод в водоем.
В составе раздела "Охрана окружающей среды" представляются:
- материалы, подтверждающие решение или проработку вопросов максимального использования очищенных и обеззараженных сточных вод предприятия, а также поверхностного и дренажного стока в оборотном и повторном водоснабжении;
- материалы по внедрению технологических процессов, позволяющих сократить (или прекратить) расход производственных сточных вод и концентрацию содержащихся в них загрязняющих веществ;
- обоснования и расчеты к принимаемым проектным решениям по очистке и обезвреживанию промышленных и дождевых сточных вод, по обработке осадков сточных вод, их утилизации и обеззараживания;
- расчетные данные, характеризующие эффективность намечаемых мероприятий по очистке сточных вод и рациональному использованию воды и эффективность проектируемых сооружений;
- схемы обработки и утилизации осадков, извлекаемых из сточных вод;
- сравнительные таблицы качественной характеристики сточных вод до и после очистки с обоснованием принятого эффекта очистки (в многоступенчатых схемах очистки обоснование эффекта очистки должно даваться на каждой ступени);
- характеристика сточных вод на выпусках в городскую канализацию с указанием содержащихся в стоке загрязняющих веществ в мг/л, кг/час, кг/сут;
- сведения по автоматизации и КИП схем очистки и обезвреживания промстоков, схем реагентных хозяйств, схем обезвреживания и утилизации осадков, схем рационального водопользования, схем автоматических систем возврата на очистку производственных сточных вод, качество которых после очистки не отвечает нормативным показателям;
- расчетные обоснования и схемы по всем водоохранным решениям, не указанным выше, но оговоренным техническими условиями управления "Водоканал".
4.11. Затраты на долевое участие в строительстве сетей и сооружений города (если долевое участие оговорено техническими условиями) подтверждаются представлением сводной сметы строительства объекта.
4.12. Действующие предприятия, осуществляющие согласование проектной документации на водоохранное строительство, представляют на рассмотрение необходимую проектную документацию в соответствии с перечнем, указанным в п.4.10, применительно к представляемому проекту водоохранных мероприятий.
4.13. Проектная документация должна быть разработана в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, требованиями Водного кодекса РСФСР, Правилами пользования системами ленинградского водопровода и канализации, техническими условиями на водоснабжение и канализирование управления "Водоканал", а также настоящими Правилами.
4.14. Согласование проектной документации действительно на период действия выданных технических условий по объекту.
4.15. Управление "Водоканал" обязано рассмотреть представленный на согласование проект в срок до 15 дней, а в отдельных случаях - до 30 дней в порядке, установленном Госстроем СССР.
5. Порядок контроля за сбросом производственных сточных вод
в систему канализации Ленинграда
5.1. Промышленное предприятие обязано осуществлять постоянный ведомственный контроль за качеством и количеством производственных сточных вод, сбрасываемых в систему канализации Ленинграда, путем:
- производства анализов сточных вод до и после комплекса локальных сооружений по очистке производственных сточных вод, а также в контрольных колодцах на выпусках в городскую канализацию (в том числе и при отсутствии локальных очистных сооружений);
- измерений количеств отводимых сточных вод в характерных точках сети производственной канализации и на выпусках в сеть городской канализации.
5.2. Управление "Водоканал" осуществляет необходимый контроль за соответствием сброса промышленных сточных вод требованиям настоящих Правил и выданных разрешений на сброс сточных вод.
5.3. Обо всех случаях ухудшения качества очистки сточных вод, залповых сбросов, проведения аварийно-восстановительных работ на внутриплощадочных канализационных сетях промышленные предприятия должны немедленно информировать управление "Водоканал".
5.4. Промышленные предприятия, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляющие сброс производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда, обязаны обеспечивать возможность проведения управлением "Водоканал" в любое время суток контроля за сбросом сточных вод, включая представление необходимых документов, приборов, устройств, эксплуатационного персонала и т.п.
5.5. При обнаружении в составе городских сточных вод концентраций загрязняющих веществ, являющихся не допустимыми для работы очистных сооружений, а также не обеспечивающих ПДК их в водоеме и вызванных сбросом производственных сточных вод, управление "Водоканал" обязано информировать об этом органы государственного контроля за использованием и охраной вод и Исполком Ленсовета.
Одновременно управление "Водоканал" проводит поиск промышленного предприятия, нарушившего Правила.
5.6. При выявлении промышленного предприятия, допустившего нарушение Правил, управление "Водоканал" составляет акт, констатирующий факт нарушения, и принимает необходимые меры по привлечению к ответственности виновных должностных лиц, а также по предотвращению таких нарушений.
6. Ответственность и меры воздействия за нарушение правил приема
производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда
6.1. Промышленные предприятия - водопользователи несут ответственность за нарушение по их вине установленных Правил, повлекшее сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты через систему городской канализации, а также за аварии и несчастные случаи, возникшие на сетях и сооружениях городской канализации в связи со сбросом производственных сточных вод, реагенов и других веществ и материалов, используемых в технологическом процессе промышленного предприятия (в том числе и не регламентируемых настоящими Правилами), а также за последствия указанных нарушений и причиненных ущерб системе городской канализации и водному объекту.
6.2. Промышленные предприятия должны обеспечить все меры, предупреждающие нарушение установленных Правил. При обнаружении такого нарушения промышленное предприятие обязано немедленно прекратить сброс недопустимо загрязненных сточных вод в систему канализации Ленинграда.
6.3. Управление "Водоканал", осуществляя контроль за сбросом промышленных сточных вод в городскую канализацию, при обнаружении нарушений в составе сточных вод имеет право требовать от руководителей промышленных предприятий принятия мер по ликвидации нарушений, а также наказания лиц, ответственных за допущенное нарушение.
6.4. В соответствии с Временной инструкцией о порядке взимания с объединений, предприятий и организаций повышенной платы за сброс производственных сточных вод сверх установленных нормативов управление "Водоканал" начисляет предприятиям оплату услуг канализации по повышенным тарифам за сброс сточных вод сверх установленных нормативов по количеству и качеству.
6.5. Управление "Водоканал" обязательно предъявлять претензии и иски в установленном порядке к промышленным предприятиям о возмещении ущерба, нанесенного системе городской канализации.
6.6. Управление "Водоканал" несет ответственность:
- за техническое состояние системы канализации Ленинграда и эффективную работу очистных сооружений городской канализации при соблюдении промышленными предприятиями установленных в Правилах требований по сбросу производственных сточных вод;
- за своевременно принятые меры по выявлению нарушителей Правил и информирование об этом органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной вод.
_______________________
*) Под промышленными предприятиями подразумеваются все объединения, предприятия и организации - водопользователи, имеющие в составе сбрасываемых сточных вод производственные загрязнения.
Примечания
к приложениям 1 - 12
к решению Исполкома Ленсовета
1. *) Допускаются к сбросу только в растворенном и эмульгированном состоянии.
**) Простые и комплексные (за исключением цианоферратов) в расчете на циан.
***) Исходя из условий защиты бетонных или железобетонных труб при недостаточном разбавлении сточными водами выше места сброса промышленных сточных вод.
2. Соли металлов определяются во взболтанной пробе.
Утверждена
решением Исполкома Ленсовета
Временная инструкция
об установлении платы для объединений, предприятий
и организаций за сброс производственных сточных вод
сверх установленных нормативов
1. Плата за сброс производственных сточных вод в системы коммунального водоотведения сверх установленных нормативов взимается с промышленных, строительных, транспортных и прочих хозрасчетных объединений, предприятий, организаций (в дальнейшем - абоненты), - третьей группы потребителей в соответствии с Перечнем потребителей, отнесенных к группам по применению тарифов на услуги, оказываемые коммунальными водопроводными и канализационными предприятиями в РСФСР, утвержденными Госкомцен РСФСР от 03.12.82 N 1068.
Плата устанавливается с целью частичного возмещения ущерба, причиненного водоемам и системам водоотведения Ленинграда от сброса производственных сточных вод сверх установленных нормативов.
2. Нормированию подлежат как общее количество производственных сточных вод, принимаемых в системы коммунального водоотведения от абонентов (в дальнейшем - лимит сброса сточных вод в городскую канализацию), так и допустимые концентрации загрязнений и предельно-допустимые сбросы загрязнений.
3. Лимиты сброса сточных вод в городскую канализацию устанавливаются управлением "Водоканал".
4. Предельно-допустимый сброс (ПДС) загрязнений разрабатывается абонентами, исходя из разрешенного водоотведения в городскую канализацию и на основании нормативов допустимых концентраций, установленных Правилами приема производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда.
Разработанные ПДС утверждаются для каждого абонента управлением "Водоканал".
5. За сброс сточных вод сверх установленного лимита водоотведения с абонента взимается плата в трехкратном размере установленного тарифа за каждый кубометр сточных вод, фактически сбрасываемых сверх установленного лимита водоотведения.
6. За сброс сточных вод с превышением концентраций по отдельным видам загрязнений сверх допустимых (исходя из утвержденных ПДС):
- более чем в 5 раз - с абонента взимается плата в 3-кратном размере установленного тарифа за каждый кубометр фактически сбрасываемых сточных вод;
- менее чем в 5 раз - с абонентов взимается плата в 2-кратном размере установленного тарифа за каждый кубометр фактически сбрасываемых сточных вод.
7. За сброс веществ, запрещенных Правилами приема производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда (пункты 2.2 и 2.3), а также за установленный факт залпового*) сброса всех видов загрязнений с абонента взимается плата в 10-кратном размере установленного тарифа за каждый кубометр фактически сбрасываемых сточных вод.
8. Плата абонентами за сброс производственных сточных вод сверх установленных нормативов не является компенсацией за нанесение предприятиями прямого ущерба сетям или сооружениям городской канализации (разрушение, закупорка, сброс мазута и т.п.) или водоему.
9. За сброс абонентами ливневых сточных вод с превышением концентраций загрязнений, определенных Правилами приема производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда, с абонентов взимается плата в 3-кратном размере установленного тарифа за кубометр ливневых стоков.
10. При отсутствии у абонента паспорта водного хозяйства, утвержденного ПДС норматив качества сточных вод данному предприятию устанавливается непосредственно по допустимым концентрациям к сбросу в городскую канализацию, определенным Правилами приема производственных сточных вод в систему канализации Ленинграда.
11. Фактическое водоотведение определяется по приборам учета сточных вод, устанавливаемым абонентами в контрольных колодцах на выпусках в городскую канализацию. Ответственность за сохранность и исправность приборов несут абоненты.
В случае отсутствия таких приборов или их неисправности основанием для расчета фактического водоотведения принимается паспорт водного хозяйства предприятия.
Количество ливневых вод, сбрасываемых в городскую канализацию, также определяется паспортом водного хозяйства.
При отсутствии приборов учета (или их неисправности) и паспорта водного хозяйства, водоотведение принимается равным фактическому водопотреблению из всех источников водоснабжения абонента: городской водопровод, технический, горячее водоснабжение, пар (в том числе от соседних предприятий, котельных и ТЭЦ города).
12. Фактическое качество сточных вод абонента устанавливается управлением "Водоканал" путем производства химических анализов в разовых пробах, отбираемых в контрольных колодцах абонентов на выпусках в городскую канализацию. Абоненты обеспечивают беспрепятственный доступ работников управления "Водоканал" к колодцам для отбора проб сточных вод в любое время суток.
Химические анализы осуществляются по методикам, предназначенным для промышленных сточных вод, согласованным с местными органами государственного контроля за использованием и охраной вод.
13. Отбор проб сточных вод производится в присутствии представителя абонента, который обязан заверить своей подписью оформляемое одновременно с взятием пробы направление или сопроводительную записку на производство химического анализа отобранной пробы сточных вод.
Отказ представителя абонента заверить направление фиксируется в направлении за подписью пробоотборщика и представителя управления "Водоканал". В данном случае отбор проб считается действительным для установления повышенного тарифа в случае несоответствия качества сточных вод установленным нормативам.
14. Периодичность химического контроля устанавливается индивидуально для каждого абонента в зависимости от результатов предыдущего химического контроля, выполнения пятилетних планов водоохранного строительства и т.п., но не реже 1 раза в год.
15. Разногласия между управлением "Водоканал" и абонентом по вопросам химического анализа проб сточных вод рассматриваются городскими природоохранными органами.
16. Плата за сброс производственных сточных вод в системы коммунального водоотведения сверх установленных нормативов начисляется:
при превышении лимита водоотведения - за установленный срок взаимных расчетов;
при превышении нормативов допустимых концентраций - за установленные сроки взаимных расчетов на период до очередной проверки качества сточных вод абонента, но не более 3 месяцев. При этом плата первого месяца начисляется за полный срок взаимных расчетов, независимо от даты отбора проб;
при обнаружении в сточных водах веществ, запрещенных к сбросу в канализацию, а также при залповом сбросе - за установленный срок взаимных расчетов;
при превышении норматива по качеству сбрасываемых ливневых стоков - за установленный срок взаимных расчетов.
17. Выставление счетов по взиманию платы за превышение нормативов допустимых концентраций может производиться в текущих, последующих и межрасчетных сроках взаимных расчетов.
18. Суммы оплаты взимаются с абонентов по безакцептной форме расчетов.
19. Оплата абонентами услуг канализации за сброс сточных вод сверх установленных нормативов по количеству и качеству производится из средств хозрасчетного дохода и относится на убытки этих предприятий.
20. Доходы, полученные управлением "Водоканал" с абонентов за превышение нормативов сброса сточных вод сверх ее стоимости по действующему тарифу, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета "Прибыли и убытки".
21. Средства, полученные от предприятий, организаций от взимания платы за сброс производственных сточных вод сверх установленных нормативов, перечисляются управлением "Водоканал" на специальный счет в Жилсоцбанке с дальнейшим целевым использованием на разработку новых технологий и оборудования по очистке сточных вод, внедрение автоматизированных методов контроля и учета стоков и других мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
_____________________
*) Залповым сбросом считается сброс с превышением количества любого вида загрязнений в стоке более чем в 100 раз по отношению к установленным нормативам (за исключением меди, по которой залповым сбросом считается превышение содержания ее в стоке более чем в 1000 раз по отношению к установленному нормативу), а также сброс агрессивного стока с рН среды менее 2 или более 12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Исполкома Ленинградского городского СНД от 27 февраля 1989 г. N 156 "О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения водного бассейна Ленинграда"
Текст решения официально опубликован не был
Настоящее решение признано утратившим силу распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 21 октября 1996 г. N 316-р