Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
"Согласовано" "Утверждено"
Заместитель председателя приказом Комитета по образованию
Правительства Санкт-Петербурга
Санкт-Петербурга от 22 февраля 1995 г. N 76
Председатель Комитета по Председатель Комитета по
социальным вопросам образованию
Мутко В.Л. Лебедев О.Е.
22 февраля 1995 г.
Типовое Положение о школе-гимназии Санкт-Петербурга
I. Общие положения.
1. Настоящее положение разработано на основе Закона Российской Федерации "Об образовании" Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года N 1008, и в соответствии с пунктом 9 Постановления реализует возможность создания нового вида образовательного учреждения, восполняющего образовательную инфраструктуру Санкт-Петербурга, обеспечивающего более благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан с учетом региональной специфики сверхкрупного города.
Настоящее Положение распространяется на государственные, муниципальные общеобразовательные учреждения и действует на территории Санкт-Петербурга вплоть до принятия соответствующего типового положения Правительством Российской Федерации.
Для негосударственных общеобразовательных учреждений настоящее Положение является примерным.
2. Школа-Гимназия является муниципальным общеобразовательным учреждением (в дальнейшем школа-гимназия), реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (как базового, так и повышенного (гимназического) уровня.
Школа-гимназия является одним из звеньев системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов как базового, так и повышенного уровня (гимназический образовательный стандарт).
Организационно-правовая форма школы-гимназии определяется статусом учредителя.
3. Деятельность школы-гимназии гимназии строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
4. В своей деятельности школа-гимназия руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Комитета по Образованию Санкт-Петербурга, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением.
5. Основная цель школы-гимназии - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания базовых и гимназических образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, формирования основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине.
Школа-гимназия создает условия для формирования у обучающихся по гимназическим образовательным программам по их желанию, склонностям и возможностям, повышенного общекультурного уровня образования в различных областях гуманитарного знания и различных предметных областях (на содержательном уровне).
Школа-гимназия обеспечивает достижение названных целей за счет использования в образовательном процессе социокультурных возможностей Санкт-Петербурга и высокого научно-методического оснащения образовательных программ, постоянного участия педагогического коллектива в опытно-экспериментальной работе по созданию новых технологий образовательной деятельности.
6. Школа-гимназия осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
7. В школе-гимназии создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается.
8. Школа-гимназия несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
9. Школы-гимназии учреждаются Администрацией районов в соответствии с задачами развития системы образования данного региона, применительно к специфике образовательных условий и образовательных потребностей данного региона, а также имеющихся условий бюджетного финансирования.
10. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования в школе-гимназии.
Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и уставом школы-гимназии и осуществляются на условиях договора между школой-гимназией и родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся.
11. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт, для получения образования повышенного уровня действует Санкт-Петербургский повышенный (гимназический) стандарт образования.
II. Организация деятельности школы-гимназии.
12. Гимназия создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Учредителем школы-гимназии, являющейся муниципальным образовательным учреждением, является Администрация районов.
14. Учредительными документами школы-гимназии являются решение о создании учредителя, а также устав учреждения.
15. Отношения между учредителями и школой-гимназией определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Права юридического лица у школы-гимназии в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.
Школа-гимназия, как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
17. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у школы-гимназии с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
18. Школа-гимназия проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
19. Школа-гимназия может быть реорганизована, перепрофилирована, ликвидирована по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств школы-гимназии или если учредитель принимает на себя эти обязательства.
20. Ликвидация школы-гимназии может осуществляться:
а) по инициативе учредителя или совета школы-гимназии;
б) автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев изъятой лицензии;
в) по решению судебных органов;
г) по решению органа, осуществившего регистрацию школы-гимназии, в случае невыполнения последним уставных задач.
21. Школа-гимназия может иметь филиалы, другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
Создаваемые школой-гимназией филиалы, другие структурные подразделения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут наделяться правомочиями юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях.
22. Школа-гимназия в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать комплексы, участвовать в создании и деятельности ассоциаций, союзов и иных объединений, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования образования.
23. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за школой-гимназией медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.
Организация питания в школе-гимназии возлагается на предприятия общественного питания. В школе-гимназии должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся.
24. Количество классов в школе-гимназии зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.
Наполняемость классов, занимающихся по гимназически образовательным программам, групп продленного дня школы-гимназии устанавливается в количестве 25 обучающихся. Численность учащихся в группе факультатива - 8 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом школы-гимназии.
25. В школе-гимназии допускается создание наряду с гимназическими классами, работающими по гимназическим образовательным программам (5-11 классы), образовательным программам интенсивного начального обучения (1-3 кл., 1-4 кл.) - общеобразовательных классов (1-11 классы), работающих по базовым образовательным программам и образовательным программам компенсирующего обучения (со 2 класса).
Повышенный уровень образования (гимназический) для части учащихся может быть обеспечен и без деления на гимназические и общеобразовательные классы за счет индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и реализации вариативных образовательных программ.
26. При проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах и трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и вычислительной техники, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы при наполняемости 25 человек.
В классах, занимающихся по гимназическим образовательным программам сверх норм установленных для общеобразовательных классов при проведении занятий по иностранному языку в 1-11 классах допускается деление на три группы (при общей численности класса не менее 25 человек), а также деление 10-11 классов на 2 группы при проведении занятий по 1-2 дисциплинам, определенным Уставом как профилирующие.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
27. Школа-гимназия вправе открывать по желанию и запросам родителей (лиц, их заменяющих) группы продленного дня.
В порядок исключения для детей, обучающихся по общеобразовательным программам, с учетом интересов родителей (лиц, их замещающих) по согласованию с учредителем в школе-гимназии могут открываться классы компенсирующего обучения, а также специализированные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонением в развитии.
Перевод (направление) обучающихся в специализированные (коррекционные) классы и классы компенсирующего обучения осуществляется органами управления образованием только с согласия их родителей (лиц, их заменяющих) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
III. Образовательный процесс.
28. Школа-гимназия осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 2-4 года);
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2-3 года).
На II и III ступенях образования основное общее образование и среднее (полное) общее образование для части учащихся обеспечивается в процессе освоения образовательных программ повышенного (гимназического) уровня.
Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть изменены на основе специальных государственных общегосударственных стандартов.
29. Школа-гимназия на этапе начального общего образования (1 ступень) обеспечивает развитие обучающихся, на уровне элементарной грамотности: овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования (базового уровня).
Для классов, обучающихся по образовательным программам расширенного начального обучения или образовательным программам интенсивного начального обучения школа-гимназия на этапе начального общего образования (1 ступень) обеспечивает достижение уровня грамотности достаточного для овладения гимназическими Образовательными Программами на второй и третей ступенях обучения.
30. Школа-гимназия на этапе основного общего образования (II ступень) обеспечивает развитие обучающихся на уровне функциональной грамотности: освоение ими общеобразовательных программ основного общего образования (базового уровня), становление и формирование личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Для классов, обучающихся по гимназическим образовательным программам, обеспечивает достижение повышенного уровня образованности по учебным дисциплинам гуманитарного профиля и нормативным предметом муниципального учебного плана Санкт-Петербургской школы.
31. Основное общее образование и итоговая аттестация по его завершении являются обязательными. Требования обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Получение основного общего образования в школе-гимназии ограничивается шестнадцатилетним возрастом обучающегося. Для категории обучающихся, указанных в пунктах 10-12 ст.50 Закона Российской Федерации "Об образовании", предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.
32. Среднее (полное) общее образование (как базового так и гимназического уровня) (III ступень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим достижение обучающимися уровня методологической и допрофессиональной компетентности и освоения общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования (на базовом уровне), развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на развитие интересов, способностей и возможностей личности.
При наличии соответствующих условий и исходя из запросов обучающихся и (или) их родителей (лиц, их заменяющих) в школе-гимназии может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
Для обучающихся по гимназическим Образовательным Программам, среднее (полное) общее образование (третья ступень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим достижение учащимися уровня методологической компетентности, достаточным для самостоятельного исследовательского подхода к решению широкого спектра задач и предметной области знаний соответствующего профиля.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Для обучающихся по гимназическим Образовательным Программам среднее (полное) общее образование является основой для получения университетского образования.
33. Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов:
а) базового федерального,
б) регионально-национального,
в) самостоятельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из запросов обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
34. Содержание общего образования в конкретном учреждении определяется сочетанием обучения по программам, разрабатываемым, принимаемым и реализуемым учреждением самостоятельно на основе государственных Санкт-Петербургских образовательных стандартов и Образовательным Программам расширенного начального обучения. Образовательным Программам расширенного начального обучения, Образовательным Программам интенсивного начального обучения в 1-3 классах и гимназическими образовательными программами в 5-11 классах для обучающихся по этим программам.
35. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем и уставом учреждения.
Школа-гимназия реализует предоставленное государством право граждан на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения созданием условий для функционирования необходимого числа классов и групп.
Учредитель с учетом региональных особенностей и возможностей, руководствуясь программой развития образовательной системы района может финансировать указанные программы и создавать специальные кадровые условия для их реализации.
Не менее 30 процентов педагогических работников, работающих в классах, обучающихся по гимназическим Образовательным Программам, должны удовлетворять требования высшей и первой квалификационных категорий.
Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.
36. В соответствии с уставными целями и задачами школа-гимназия может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных общеобразовательных программ.
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом гимназии, в соответствии с "Правилами предоставления платных услуг в Образовательных Учреждениях Санкт-Петербурга".
37. Школа-гимназия по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности.
Начальная профессиональная подготовка в школе-гимназии проводится только с согласия обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
38. Военная подготовка в школе-гимназии может проводится только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
39. Школа-гимназия самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом общеобразовательного учреждения.
40. Организация образовательного процесса в школе-гимназии строится на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом или базисным муниципальным, и регламентируется расписанием занятий.
Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных уставом гимназии на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
В учебных планах школы-гимназии, имеющей государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже количества часов, определенных Санкт-Петербургским примерным учебных планом.
41. Учебный год в школе-гимназии начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года в 1-х классах - 30 недель, во 2-11 классах - не менее 34 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается школой-гимназий самостоятельно, по согласованию с учредителем.
42. Школа-гимназия самостоятельна в выборе системе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании".
IV. Участники образовательного процесса.
43. Участниками образовательного процесса в школе-гимназии являются обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители (лица, их заменяющие) обучающихся.
44. Порядок приема в школу-гимназию в части, не отрегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании", определяется учредителем школы-гимназии и закрепляется в уставе.
45. Учредитель устанавливает порядок приема в школу-гимназию на ступени начального общего и основного общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению лиц, проживающих на данной территории и имеющих право на получение основного общего образования; не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
По согласованию с учредителем школа-гимназия имеет право установить правило конкурсного приема в 5-е классы, обучающиеся по гимназической Образовательной Программе, а также объявить дополнительно прием учащихся в 6-10-е классы, обучающиеся по гимназическим образовательным программам, на вакантные места.
46. Школа-гимназия обязана ознакомить поступающего на обучение и (или) родителей (лиц, их заменяющих) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении.
47. Права и обязанности обучающихся, их родителей (лиц, их заменяющих) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.
Устав школы-гимназии утверждается учредителем.
48. Обучающиеся в гимназии имеют право:
а) на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
б) на выбор фирмы образования. Обучающиеся могут осваивать образовательные программы или отдельные разделы образовательных программ как в общеобразовательном учреждении, так и в форме семейного образования, самообразования, экстерната;
в) на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом учреждения и другими предусмотренными уставом актами, принимаемыми учреждением;
г) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы-гимназии, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
д) на участие в управлении школы-гимназии в форме, определяемой уставом учреждения;
е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
49. Школе-гимназии запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательными программами, учебным планом и уставом учреждения, без их согласия и согласия родителей (лиц, их заменяющих).
Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных компаниях и политических акциях не допускаются.
50. Школа-гимназия обязана соблюдать принципы государственной политики в области образования в части раздельности светского и религиозного образования.
51. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы в классах, обучающихся по общеобразовательным программам, компенсирующего начального обучения (со 2 класса), переводятся в следующий класс.
В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.
Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (лиц, их заменяющих).
Обучающиеся, освоившие в полном объеме гимназические Образовательные Программы переводятся в следующий класс.
Школа-гимназия имеет право на перевод учащихся, не освоивших программу учебного года в классах, обучающихся по гимназическим образовательным программам и имеющих академическую задолженность, в общеобразовательные классы.
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (лиц, их заменяющих) оставляют на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.
Перевод обучающегося в любом случае производится по решению органа управления школы-гимназии (педагогического совета).
Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
52. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией выпускников.
Выпускники классов, обучающихся по гимназическим образовательным программам, сдают 5 экзаменов; сочинение - в соответствии с уровнем выбранной программы. Математика - в соответствии с уровнем выбранной программы. Два экзамена гуманитарной направленности (по выбору школы) на повышенном уровне. Один экзамен повышенного уровня по профилю (по выбору учащегося).
Экзамены по выбору школы и по выбору учащихся сдаются Городской Независимой экзаменационной комиссии.
Итоговая аттестация выпускников школы-гимназии осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Итоговая аттестация выпускников гимназических классов школы-гимназии осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации для выпускников гимназий.
53. Выпускникам школы-гимназии, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью школы-гимназии с изображением герба Российской Федерации.
Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой и серебряной медалью.
54. Обучающиеся обязаны выполнять устав школы-гимназии; добросовестно учиться; бережно относится к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
Дисциплина в школе-гимназии поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
55. По решению органа управлению школой-гимназией и по согласованию с органом местного самоуправления за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава школы-гимназии допускается как крайняя мера педагогического воздействия исключение из данного общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших пятнадцатилетнего возраста.
Решение об исключении детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Органы местного самоуправления совместно с родителями (лицами, их заменяющими) в месячный срок принимают решение о направлении исключенного в другие образовательные учреждения для продолжения обучения или его трудоустройстве.
56. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
а) выбирать формы обучения;
б) защищать законные права и интересы детей;
в) участвовать в управлении школой-гимназией в форме, определяемой уставом учреждения.
57. Родители (лица, их заменяющие) обязаны выполнять устав школы-гимназии в части, касающейся их прав и обязанностей, и несут ответственность за воспитание и создание необходимых условий для получения детьми образования.
58. Другие права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) могут закрепляться в заключении между ними и школой-гимназией договоре в соответствии с уставом учреждения.
59. Порядок комплектования персонала школы-гимназии регламентируется его уставом. Для работников школы-гимназии работодателем является данное учреждение. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Не менее 30 процентов педагогических кадров, работающих в классах, занимающихся по гимназическим образовательным программам, должны иметь высшую и первую квалификационные категории.
К педагогической деятельности в школе-гимназии не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.
60. Отношения работника и администрации школы-гимназии регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
Срок действия трудового договора (контракта) определяется работником и работодателем при его заключении.
61. Работники школы-гимназии имеют право:
а) на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;
б) на защиту профессиональной чести и достоинства.
62. Педагогические работники школы-гимназии имеют право:
а) свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
б) повышать квалификацию; с этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
в) аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
г) на сокращенную рабочую неделю; на удивленный оплачиваемый отпуск; на получение пенсии по выслуге лет; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации;
д) на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже, чем каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом учреждения;
е) на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
63. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данной школе-гимназии.
Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации на следующий учебный год, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
64. Работники школы-гимназии должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав школы-гимназии.
V. Управление школой-гимназией.
65. Управление школой-гимназией осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом школы-гимназии на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
66. Общее руководство школой-гимназией осуществляет выборный представительский орган - совет учреждения.
Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются уставом школы-гимназии.
67. Непосредственное руководство школы-гимназии осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Директор школы-гимназии назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
68. Директор школы-гимназии несет ответственность перед родителями, государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом школы-гимназии.
69. Разграничение полномочий между советом учреждения и директором определяется уставом школы-гимназии.
VI. Имущество и средства гимназии.
70. За школой-гимназией учредитель закрепляет имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое у третьих лиц.
Объекты собственности, закрепленные за гимназией, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Школа-гимназия имеет право распоряжаться закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации и договором между школой-гимназией и собственником (уполномоченным им органом) и учредителем, если иное не предусмотрено договором.
71. Школа-гимназия с согласия учредителя вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с действующим законодательством.
72. Школа-гимназия не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов школы-гимназии (кроме основных фондов, приобретенных за счет собственных средств школы-гимназии) в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения.
73. Деятельность школы-гимназии финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов гимназии являются:
- собственные средства учредителя;
- бюджетные средства;
- имущество, переданное учреждению собственником или уполномоченным им органом;
- внебюджетные средства (в соответствии с Рекомендациями КО о порядке привлечения и использования внебюджетных средств);
- кредиты банков и других кредиторов;
74. Школа-гимназия отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством порядке.
75. Финансирование школы-гимназии осуществляется на основе государственных и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида образовательного заведения.
Школе-гимназии выделяются средства на индивидуальные занятия по выбору учащегося из расчета 4 часа за каждый класс; для обучающихся по гимназическим образовательным программам средства для оплаты отдельных лекций, циклов, курсов на основе трудовых договоров по специалистам высшей квалификации из расчета 1,5 часа в год на каждого обучающегося по гимназическим образовательным программам, но не выше 1500 часов на учебный год, а также выделяется до 10 дополнительных штатных единиц (ставок) на введение: психологов, валеологов, социальных педагогов и др. для организации кружков, клубов, научных обществ, спортивных и др.объединений.
Ставки (должностные оклады) педагогических кадров, работающих в классах, обучающих по гимназическим образовательным программам, повышаются на пятнадцать процентов.
Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
76. Школа-гимназия вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
При осуществлении школой-гимназией предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности, школа-гимназия приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
77. Гимназия самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.
Школа-гимназия устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии: определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью школы-гимназии, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
78. Школе-Гимназии принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельности школы-гимназии и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
79. При ликвидации или реорганизации школы-гимназии, осуществляемых как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения, по согласованию с их родителями (лицами, их заменяющими).
При ликвидации школы-гимназии денежные средства и иное имущество, принадлежащее ей на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом школы-гимназии.
80. Школа-гимназия имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном Российской Федерацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.