Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Распоряжением
Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга
Согласовано
Приказом
Территориального фонда
обязательного медицинского
страхования Санкт-Петербурга
Положение
о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля
объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества
в Санкт-Петербурге
Содержание документа
1. Общие положения
1.1. Цель и объекты правоотношений
Настоящее Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге (далее - Положение) разработано с целью обеспечения реализации прав граждан на бесплатную, доступную медицинскую помощь надлежащего качества, которая должна предоставляться в объеме и на условиях, определенных действующим законодательством.
Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в процессе планирования и реализации контроля объема и качества медицинской помощи (далее - КМП) и медицинских услуг, экспертизы КМП, а также оценки их результатов.
1.2. Субъекты правоотношений
Действие Положения распространяется на субъекты, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге: Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, лечебно-профилактические учреждения (далее ЛПУ), страховые медицинские организации (далее - СМО), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (далее - ТФОМС), отделы здравоохранения администрации районов Санкт-Петербурга (далее - ОУЗ), профессиональные медицинские ассоциации и на иные лица, уполномоченные осуществлять контроль объемов и экспертизу КМП.
1.3. Правовое регулирование отношений
Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, об охране здоровья и о медицинском страховании граждан, Правилами обязательного медицинского страхования граждан в Санкт-Петербурге, Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге, иными нормативно-правовыми актами.
2. Основные понятия
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические и санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.
Медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Аккредитация учреждений здравоохранения - официальное признание компетентности (способности) учреждений здравоохранения выполнять определенные медицинские услуги.
Лечебно-диагностический процесс - это взаимодействие медицинского персонала, обладающего определенным уровнем квалификации, и пациента на этапах сбора информации, постановки диагноза, лечения, обеспечения преемственности, которое осуществляется на основе материально-технических ресурсов и направлено на достижение оптимальных результатов лечения.
Объем медицинской помощи - это показатели деятельности учреждений системы здравоохранения по оказанию лечебно-профилактической и диагностической помощи населению (количество посещений амбулаторно-поликлинического учреждения, количество дней лечения в стационаре, количество койко-дней, проведенных больными в стационаре, количество вызовов скорой медицинской помощи).
Объем медицинской услуги - комплекс мероприятий и работ, предоставленных пациенту в процессе оказания ему медицинской помощи, имеющий самостоятельное законченное значение и цену (тариф).
Условия оказания медицинской услуги - это совокупность нормированных характеристик деятельности ЛПУ при оказании конкретной медицинской услуги, в том числе соблюдение в процессе ее предоставления требований, установленных действующими правилами, стандартами и порядком предоставления бесплатной медицинской помощи населению на территории Санкт-Петербурга.
Качество медицинской помощи (далее КМП) - это свойство процесса оказания медицинской помощи, характеризующее состояние следующих его существенных признаков:
- выбор и выполнение медицинских технологий;
- риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риск возникновения нового патологического процесса;
- оптимальность использования ресурсов, направляемых на эти цели;
- удовлетворенность потребителей медицинских услуг.
Медицинская ошибка - действие или бездействие лиц (физических или юридических) в процессах организации, оказания и финансирования медицинской помощи пациенту, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения, неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Врачебная ошибка - это предотвратимое, объективно неправильное действие (бездействие) врача, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Медицинская помощь надлежащего качества это такой процесс оказания медицинской помощи, в котором отсутствуют медицинские ошибки, способствующие нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Медицинская помощь ненадлежащего качества - это такой процесс оказания медицинской помощи, в котором имеются медицинские ошибки, способствующие нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риску возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов и созданию объективных условий для неудовлетворенности потребителей медицинской помощью.
Экспертиза КМП - это исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи, выполняемое экспертом КМП, в задачи которого входит выявление медицинских ошибок, описание их реальных и возможных следствий, выяснение причин возникновения медицинских ошибок, оформление обоснованного (мотивированного) заключения и составление рекомендаций по предотвращению типичных медицинских ошибок.
Потребители медицинских услуг - гражданин, самостоятельно или в качестве третьего лица в договоре, получающий либо имеющий намерение получить медицинские услуги.
Удовлетворенность потребителей медицинской помощи - документированные выводы потребителей медицинской помощи о том, в какой степени фактически полученные медицинские услуги соответствуют обязательствам услугодателя.
Профессиональные требования - это совокупность действующих правовых, нормативных, технологических документов, стандартов и норм медицинской практики.
Взаимодействие - нормативно урегулированный обмен документированной информацией между субъектами, контролирующими объемы и качество медицинской помощи.
3. Контроль объема и условий оказания медицинской услуги
3.1. Цель и объект контроля
Контроль объема и условий оказания медицинской услуги осуществляется для оценки предоставленной гражданину медицинской услуги на соответствие требованиям действующего законодательства, стандартов, тарифных соглашений, условий договоров, общепринятых на территории Санкт-Петербурга норм медицинской практики и обычаев делового оборота.
Объектами контроля объема и условий медицинской услуги являются:
- соответствие оказанной медицинской услуги лицензии ЛПУ;
- соответствие услуги условиям договоров;
- правильность кодирования медицинской услуги;
- обоснованность примененных тарифов;
- соблюдение требований Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге (в части условий предоставления бесплатной медицинской помощи);
оценка необходимости проведения экспертизы КМП.
3.2. Субъекты контроля
Субъектами ведомственного контроля объемов и условий оказания медицинской услуги являются ЛПУ и органы управления здравоохранением.
Субъектами вневедомственного контроля объемов и условий оказания медицинской услуги являются граждане, СМО, ТФОМС, страхователи, органы лицензирования.
Профессиональные медицинские ассоциации, иные организации, осуществляющие защиту прав потребителей ведут деятельность по контролю объемов и условий оказания медицинских услуг в соответствии с их учредительными документами.
3.3. Сфера применения
Контроль объема медицинской услуги применяется в условиях обязательного медицинского страхования, при оказании дорогостоящих видов медицинской помощи, при оказании платных медицинских услуг, при оказании медицинских услуг в условиях добровольного медицинского страхования, при оказании медицинских услуг иностранным гражданам, временно находящимся на территории РФ.
По результатам контроля объемов и условий оказания медицинской услуги решаются, в том числе, вопросы о финансовых санкциях к ЛПУ за нарушение условий действующего законодательства и договора.
3.4. Ведомственный контроль объема и условий оказания медицинской услуги
3.4.1. Лечебно-профилактическое учреждение
Обязанности по контролю объема и условий оказания медицинской услуги ЛПУ возлагаются на заместителей главного врача по лечебной и клинико-экспертной работе.
Заместитель главного врача
Заместитель главного врача:
- оценивает полноту и сроки оказания медицинской услуги, ее соответствие лицензии, действующим стандартам, договорам, тарифам;
- осуществляет контроль объема медицинской услуги в процессе сдачи-приема работ, в процессе работы над жалобами и обращениями граждан путем назначения медико-экономической экспертизы;
- осуществляет взаимодействие с гражданами, СМО, ТФОМС, ОУЗ, органами по лицензированию медицинской деятельности и другими заинтересованными организациями по результатам вневедомственного контроля объема и условий оказания медицинских услуг, предоставленных ЛПУ;
- использует результаты контроля объема и условий оказания медицинских услуг при планировании мероприятий, направленных на устранение выявленных дефектов и на повышение эффективности и рациональности использования ресурсов ЛПУ;
- отражает результаты контроля объема и условий оказания медицинских услуг в учетной форме журнала N 035/у-02);
- в установленном порядке передает информацию о результатах контроля объема и условий оказания медицинских услуг (учетная форма журнал N 035/у-02) в орган управления здравоохранением;
- готовит раздел годового отчета ЛПУ, содержащий (1) результаты контроля, (2) оценку эффективности мероприятий, проведенных по устранению дефектов, выявленных в процессе контроля, (3) предложения по повышению эффективности и рациональности использования ресурсов ЛПУ;
- контролирует правильность и однообразие кодирования медицинских услуг при оформлении статистической и финансовой информации, исходящей от ЛПУ;
- обеспечивает единство применяемых ЛПУ методов статистического учета и кодирования медицинских услуг.
3.4.2. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга:
- обеспечивает комиссионное рассмотрение жалоб и претензий пациентов и иных лиц при спорных и конфликтных случаях по поводу объемов и условий оказания медицинской услуги;
- осуществляет взаимодействие с субъектами, участвующими в оказании медицинской услуги и в контроле ее объема и условий оказания;
- актуализирует городскую информационную базу данных по результатам контроля объема и условий оказания медицинской услуги;
3.5. Вневедомственный контроль объема и условий оказания медицинской услуги.
3.5.1. Страховая медицинская организация
СМО осуществляет контроль объема и условий оказания медицинской услуги:
а) в процессе приема-сдачи работ по оказанию медицинской услуги ЛПУ застрахованному гражданину,
б) в процессе работы над жалобой и обращением застрахованного гражданина (его представителя),
в) в процессе работы над заявлением гражданина о возмещении неправомерно понесенных им расходов при получении медицинской услуги, подлежащей оплате из средств ОМС.
Страховая медицинская организация:
- проводит первичный общий контроль и первичный медико-экономический контроль счета, предъявленного ЛПУ к оплате за медицинскую услугу, в ходе которого оценивает: правильность оформления счета, страховую принадлежность пациента, правильность кодирования медицинской услуги, соответствие услуги Территориальной программе ОМС, наличие лицензии у ЛПУ и договора с данной СМО;
- использует результаты контроля для планирования и проведения мероприятий, повышающих качество работы СМО;
- в необходимых случаях назначает медико-экономическую экспертизу, в процессе которой оценивает факт оказания медицинской услуги, правильность примененного тарифа, соответствие полноты выполнения, места и сроков оказания медицинской услуги действующим стандартам и нормам медицинской практики;
- в случае выявления в процессе первичного экспертного контроля и/или медико-экономической экспертизы нарушений договорных обязательств может уменьшать размеры оплаты медицинской услуги, применять по отношению к ЛПУ финансовые санкции;
- фиксирует результаты первичного экспертного контроля в акте первичного экспертного контроля предъявленных к оплате счетов, а результаты медико-экономической экспертизы - в акте регистрации медико-экономической экспертизы;
- регистрирует результаты контроля в отчетной форме N ПГ, представляемой в ТФОМС в установленном порядке.
3.5.2. ТФ ОМС Санкт-Петербурга:
- осуществляет контроль объема медицинской услуги и условий ее оказания в случаях:
а) при приеме-сдаче работ по оказанию медицинской услуги ЛПУ застрахованному гражданину, когда ТФОМС выступает в качестве плательщика за оказанную застрахованному гражданину медицинскую услугу,
б) в процессе работы над жалобой или обращением застрахованного гражданина (его представителя),
в) при работе над заявлением гражданина о возмещении неправомерно понесенных им расходов при получении медицинской услуги, подлежащей оплате из средств ОМС.
- осуществляет взаимодействие с субъектами, участвующими в оказании медицинской услуги и в контроле объема и условий ее оказания;
- по результатам контроля объема и условий оказания медицинской услуги актуализирует информационную базу данных по контролю объемов и условий оказания медицинских услуг.
- регистрирует результаты контроля в отчетной форме N ПГ, предоставляемой в Федеральный фонд ОМС в установленном порядке.
4. Контроль объемов медицинской помощи
4.1. Цель и объекты контроля
Контроль объемов медицинской помощи осуществляется с целью обеспечения прав граждан - населения Санкт-Петербурга - на получение доступной и бесплатной медицинской помощи, предусмотренной законодательством РФ и территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге, а также для оценки рациональности использования финансовых ресурсов.
Объектом контроля объемов медицинской помощи является порядок использования материально-технических финансовых и кадровых ресурсов ЛПУ, предназначенных для выполнения территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи
4.2. Понятия, используемые в данном разделе
Контроль объемов медицинской помощи - это оценивание результатов деятельности ЛПУ по оказанию ими лечебно-профилактической и диагностический помощи населению Санкт-Петербурга, направленной на реализацию программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи с учетом рациональности использования ресурсов.
4.3. Субъекты контроля и порядок его проведения
Контроль объемов медицинской помощи осуществляется Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.
Контроль объема медицинской помощи осуществляется в ЛПУ, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, работающих в условиях обязательного медицинского страхования, при оказании дорогостоящих видов медицинской помощи, при оказании платных медицинских услуг.
Источниками данных для контроля объемов медицинской помощи являются отчеты по форме N 62 "Сведения о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", предоставляемые ЛПУ и сводный отчет по этой форме.
Сводный отчет по учреждениям здравоохранения Санкт-Петербурга составляется Комитетом по здравоохранению совместно с ТФОМС по трем разделам:
- в целом по территории с учетом учреждений здравоохранения, независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности;
- по учреждениям здравоохранения, подчиненных Комитету по здравоохранению;
- по учреждениям федерального подчинения.
Сводный отчет представляется в установленные сроки 1 раз в год по итогам работы за отчетный период в Министерство здравоохранения России и в Федеральный фонд ОМС.
5. Контроль качества медицинской помощи
5.1. Цель и объекты контроля КМП
Контроль качества медицинской помощи осуществляется с целью предотвращения медицинских ошибок и обеспечения удовлетворенности пациента предоставленными медицинскими услугами.
Объектами контроля качества медицинской помощи являются процессы организации, оказания и финансирования медицинской помощи.
5.2. Субъекты контроля КМП
Субъектом межведомственного контроля КМП является Уполномоченный по качеству медицинской помощи в Санкт-Петербурге.
Субъектами ведомственного контроля КМП являются:
- на уровне ЛПУ - заведующие отделениями и заместители главного врача по медицинской и клинико-экспертной работе комиссии по исследованию летальных исходов, клинико-экспертные комиссии, врачи - эксперты КМП, экспертные организации, имеющие лицензию на экспертизу КМП;
- на уровне административного района Санкт-Петербурга - ОУЗ, ЛПУ, главные специалисты района районные клинико-экспертные комиссии, врачи - эксперты КМП;
- на уровне Санкт-Петербурга - Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, ОУЗ, ЛПУ, главные специалисты Комитета по здравоохранению, городская клинико-экспертная комиссия, врачи - эксперты КМП, экспертные организации, имеющие лицензию на экспертизу КМП.
Субъектами вневедомственного контроля КМП являются:
ЛПУ, ТФ ОМС и СМО, а также иные организации, уставами которых предусмотрен этот вид деятельности и имеющие соответствующую лицензию.
5.3. Понятия, используемые в данном разделе
Контроль качества медицинской помощи - это оценивание соответствия медицинской помощи профессиональным требованиям в процессах ее организации, оказания и финансирования.
Контроль качества организации медицинской помощи - это оценивание скоординированности действий участников процесса медицинской помощи, направленных на обеспечение ее надлежащего качества.
Контроль качества оказания медицинской помощи - это оценивание лечебно-диагностического процесса на различных уровнях: уровне случая оказания медицинской помощи пациенту, уровне совокупности случаев (деятельность структурного подразделения ЛПУ, ЛПУ) и т.д.
Контроль качества финансирования медицинской помощи - это оценивание обеспечения медицинской помощи необходимыми финансовыми ресурсами для предоставления медицинской помощи надлежащего качества.
5.4. Уполномоченный по качеству медицинской помощи в Санкт-Петербурге
Уполномоченный по качеству медицинской помощи в Санкт-Петербурге:
- обеспечивает единство подходов к оцениванию КМП;
- осуществляет взаимодействие по вопросам контроля КМП с Комитетом по здравоохранению, ТФ ОМС, СМО, ЛПУ, обществами защиты прав потребителей, профессиональными медицинскими ассоциациями, органом по лицензированию медицинской деятельности, научными и учебными организациями.
5.5. Ведомственный контроль качества медицинской помощи
5.5.1. Контроль качества медицинской помощи в ЛПУ
Обязанности по контролю качества медицинской помощи в ЛПУ возлагаются на заведующих отделениями, заместителей главного врача по лечебной и клинико-экспертной работе.
Заведующий отделением:
- осуществляет контроль организации и оказания медицинской помощи каждого случая оказания медицинской помощи в подчиненном ему подразделении;
- во время лечения пациента осуществляет текущий контроль лечебно-диагностического процесса;
- в течение трех дней, начиная с момента поступления (обращения) пациента, оценивает лечебно-диагностический процесс на предшествующем этапе, сбор информации, диагноз, назначенное на данном этапе лечение и вносит необходимые коррективы, о чем делает запись в медицинскую карту;
- в процессе последующего обследования и лечения оценивает сбор информации, диагноз, проводимое лечение и вносит необходимые коррективы, что отражает в форме текущего эпикриза;
- перед выпиской (переводом) пациента проводит заключительный контроль, итогом которого является уточнение места, времени и информационного обеспечения последующей помощи (преемственность), а также получает сведения об удовлетворенности пациента предоставленной медицинской помощью;
- все результаты текущего и завершающего контроля качества оказания медицинской помощи документирует записями в медицинской карте;
- осуществляет контроль организации и оказания медицинской помощи совокупности случаев путем планирования и проведения экспертизы КМП не менее 50% случаев оказания медицинской помощи на отделении;
- подвергает обязательной экспертизе КМП следующие случаи:
летальные исходы,
внутрибольничные инфицирования,
расхождения диагнозов,
первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста,
жалобы пациентов на медицинскую помощь ненадлежащего качества,
повторные госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение одного года,
удлиненные и укороченные сроки лечения,
- осуществляет учет, оценку и анализ результатов экспертиз КМП;
- обеспечивает хранение на отделении, в соответствии со сроками, принятыми для медицинских карт, протоколов экспертиз КМП и экспертных заключений по этим случаям;
- ежемесячно представляет заместителю главного врача по клинико-экспертной работе сведения о результатах экспертиз КМП, отраженные в учетных формах (журнал N 035/у-02);
- использует результаты контроля КМП для планирования мероприятий, направленных на уменьшение числа случаев ненадлежащего качества, организует, координирует и контролирует их выполнение;
- в годовом отчете подразделения дает оценку влияния на КМП существующей организации медицинской помощи, текущего ее финансирования, управленческих мероприятий, уровня квалификации и эффективности расстановки кадров отделения, использования коечного фонда, работы служб обеспечивающих лечебно-диагностический процесс, и т.д.
Заместитель главного врача:
- контролирует качество организации, оказания и финансирования медицинской помощи совокупности случаев в подразделениях ЛПУ путем назначения и проведения экспертиз качества медицинской помощи;
- организует работу по изучению удовлетворенности пациентов КМП, предоставляемой ЛПУ;
- контролирует включение в экспертные выборки случаев, подлежащих обязательной экспертизе КМП заведующими отделениями.
- организует и координирует работу комиссии по исследованию летальных исходов (КИЛИ), клинико-экспертной комиссии (КЭК) и др.;
- ежемесячно получает сведения о результатах контроля КМПот заведующих подразделениями ЛПУ и регистрирует их в учетной форме (Журнал N 035/у-02);
- ежеквартально передает сведения о результатах контроля КМП (учетная форма - Журнал N 035/у-02) в вышестоящую организацию;
- ежегодно представляет в вышестоящую клинико-экспертную комиссию отчет о работе возглавляемой им клинико-экспертной комиссии;
- в установленном порядке участвует в подготовке раздела годового отчета учреждения, содержащего результаты контроля КМП в ЛПУ и оценку эффективности мероприятий, направленных на обеспечение ее надлежащего качества
- лично проводит не менее 30-50 экспертиз КМП в течение квартала.
5.5.2. Контроль качества медицинской помощи, осуществляемый отделами здравоохранения администрации районов Санкт-Петербурга
Контроль качества медицинской помощи осуществляется должностными лицами и главными специалистами (по профилям "терапия", "хирургия" и т.д.) в пределах их компетенции.
Главный специалист (по профилю) органа здравоохранения администрации района Санкт-Петербурга:
- осуществляет контроль качества организации, оказания и финансирования медицинской помощи совокупности случаев в подведомственных ЛПУ;
- входит в состав клинико-экспертной комиссии органа управления здравоохранением территориального управления административного района;
- оценивает соответствие медицинской помощи профессиональным требованиям в процессах ее организации, оказания и финансирования;
- оценивает влияние на качество медицинской помощи процессов ее организации, оказания и финансирования;
- по поручениям клинико-экспертной комиссии органа управления здравоохранением планирует подготовку и проведение экспертиз КМП при отдельных нозологических формах на уровнях случая оказания медицинской помощи пациенту и совокупности (совокупностей) случаев;
- на основе данных экспертизы лечебно-диагностического процесса по совокупностям случаев оценивает деятельность медицинских работников в подведомственных ЛПУ;
- проводит систематизацию медицинских ошибок и их негативных следствий при отдельных нозологических формах, устанавливает причины и условия, определяющие ненадлежащее КМП, предлагает меры, направленные на обеспечение надлежащего КМП;
- в годовом отчете, представляемом председателю клинико-экспертной комиссии органа здравоохранения администрации района Санкт-Петербурга и главному специалисту Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, отражает результаты анализа состояния КМП в районе.
Клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением администрации района Санкт-Петербурга:
- создается приказом начальника органа управления здравоохранением администрации района Санкт-Петербурга.
- осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подведомственных ЛПУ в части организации контроля КМП;
- обеспечивает коллегиальное обсуждение и принятие решений по наиболее значимым вопросам контроля качества организации, оказания и финансирования медицинской помощи подведомственными ЛПУ;
- проводит комиссионные экспертизы КМП при спорных ситуациях, жалобах (обращениях) пациентов и иных лиц;
- анализирует деятельность подведомственных ЛПУ по контролю КМП (по данным отчетов клинико-экспертных комиссий ЛПУ);
- на основе формы журнала N 035/у-02 и годовых отчетов КЭК ЛПУ в разделе анализа КМП формирует информационную базу для наблюдения за КМП;
- ежегодно предоставляет в Комитет по здравоохранению отчет о результатах деятельности по контролю КМП.
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга:
- осуществляет с привлечением главных специалистов Комитета контроль качества организации, оказания и финансирования медицинской помощи во всех ЛПУ Санкт-Петербурга, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
- создает из главных специалистов Городскую клинико-экспертную комиссию;
- создает Городскую клинико-экспертную комиссию по контролю качества оказания стоматологической помощи населению Санкт-Петербурга;
- оценивает соответствие медицинской помощи профессиональным требованиям в процессах ее организации, оказания и финансирования в целом по городу, в разрезе сетей и отдельных ЛПУ;
- планирует организацию и проведение экспертиз КМП при нозологических формах на уровнях случая оказания медицинской помощи и совокупности (совокупностей) случаев;
- на основании данных экспертиз КМП по совокупностям случаев оценивает деятельность ЛПУ Санкт-Петербурга;
- проводит систематизацию медицинских ошибок и их негативных следствий при нозологических формах, устанавливает причины и условия, определяющие ненадлежащее КМП пациентам, планирует мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего КМП;
- осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью по контролю КМП в Санкт-Петербурге;
- обеспечивает рассмотрение жалоб и обращений граждан, связанных с КМП;
- проводит анализ деятельности подведомственных ЛПУ по осуществлению контроля КМП, используя отчеты КЭК ЛПУ, РКЭК, главных специалистов;
- разрабатывает, создает и актуализирует базу данных результатов контроля КМП.
5.6. Вневедомственный контроль КМП
Целью вневедомственного контроля КМП является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Вневедомственный контроль КМП осуществляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, органом лицензирования медицинской деятельности. Профессиональные медицинские ассоциации, иные организации, осуществляющие защиту прав потребителей ведут деятельность по контролю КМП в соответствии с их учредительными документами.
Страховые медицинские организации
СМО осуществляют контроль КМП с целью предотвращения медицинских ошибок, обеспечения удовлетворенности застрахованных граждан предоставленными ЛПУ услугами.
Объектами контроля КМП страховыми медицинскими организациями являются процессы организации, оказания и финансирования медицинской помощи, предоставляемой застрахованным гражданам по договорам ОМС.
Контроль КМП осуществляется экспертами-организаторами СМО путем проведения экспертиз КМП случая и совокупности случаев оказания медицинской помощи.
Экспертиза КМП случая проводится: в процессе приема-сдачи работ для контроля выполнения обязательств ЛПУ, а так же в процессе работы над жалобой (обращением) застрахованного гражданина.
Экспертиза КМП совокупности случаев проводится в процессе изучения влияния на КМП реформ здравоохранения и/или ОМС.
Страховая медицинская организация вправе использовать в своей деятельности по контролю КМП результаты ведомственного контроля КМП.
Результаты контроля КМП регистрируются в отчетной форме N ПГ и представляются в ТФОМС один раз в полугодие.
ТФ ОМС Санкт-Петербурга:
- осуществляет контроль качества организации, оказания и финансирования медицинской помощи, оказанной ЛПУ во внештатных ситуациях;
- планирует организацию и проведение экспертиз КМП при нозологических формах на уровнях случая, совокупности (совокупностей) случаев;
- проводит систематизацию медицинских ошибок и их негативных следствий при нозологических формах, устанавливает причины и условия ненадлежащего КМП, инициирует мероприятия по обеспечению надлежащего КМП;
- осуществляет организационно-методическую поддержку деятельности СМО и ЛПУ по контролю КМП;
- обеспечивает рассмотрение жалоб и обращений граждан;
- разрабатывает, создает и актуализирует базу данных результатов контроля КМП.
6. Заключительные положения
6.1. Методические рекомендации и регламенты, издаваемые в развитие настоящего Положения разрабатываются, согласовываются, принимаются, внедряются и ведутся как Территориальные стандарты в соответствии с ОСТ ПРСПВВ N 91500.01.0001-2000 - "Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и ведения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении".
6.2. Перечень приложений:
Приложение 1. Методические рекомендации по порядку назначения, проведения и использования результатов экспертизы качества медицинской помощи в учреждениях и организациях Санкт-Петербурга.
Приложение 2. Примерное положение об организаторе экспертизы качества медицинской помощи.
Приложение 3. Примерное положение об эксперте качества медицинской помощи.
Приложение 4. Инструкция по ранжированию врачебных ошибок и классификации случаев ненадлежащего качества медицинской помощи.
Приложение 5. Гарантии качества медицинской помощи. Перечень обязательств производителя медицинских услуг перед их потребителем, рекомендуемый для включения в договор.
Приложение 6. Методика определения "Рейтинга доверия".
Приложение 7. Экспертное заключение по результатам экспертизы качества медицинской помощи
Приложение 8. Примерное положение о комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.