Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Методические рекомендации
по порядку назначения, проведения и использования результатов
экспертизы качества медицинской помощи в учреждениях
и организациях Санкт-Петербурга
Содержание
1. Термины и определения
Экспертиза КМП - это исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи, выполняемое экспертом КМП, в задачи которого входит выявление врачебных ошибок, описание их реальных и возможных следствий, выяснение причин возникновения врачебных ошибок, оформление обоснованного (мотивированного) заключения и составление рекомендаций по предотвращению типичных врачебных ошибок.
Эксперт КМП - это высококвалифицированный врач по определенной медицинской специальности, владеющий технологией сбора информации о состоянии КМП и нормативно-правовой базой, регулирующей назначение, производство и использование результатов экспертизы КМП, способный подготовить мотивированное заключение по существу поставленных перед ним вопросов, регулярно принимающий участие в производстве экспертизы КМП
Организатор экспертизы КМП - это специалист с высшим медицинским образованием, прошедший специальную подготовку по нормативно-правовому и методическому обеспечению экспертизы КМП, владеющий технологиями организации экспертизы КМП и обобщения ее результатов с использованием методов статистического анализа для подготовки экспертного заключения, как по отдельному случаю, так и по совокупности экспертных случаев.
Качество медицинской помощи (далее КМП) - это свойство процесса оказания медицинской помощи, характеризующее состояние следующих его существенных признаков:
- выбор и выполнение медицинских технологий;
- риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риск возникновения нового патологического процесса;
- оптимальность использования ресурсов, направляемых на эти цели;
- удовлетворенность потребителей медицинских услуг.
Врачебная ошибка - это предотвратимое, объективно неправильное действие (бездействие) врача, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Врачебные ошибки в зависимости от следствий подразделяются на 4-ре ранга тяжести, характеристика которых представлена в Приложении 4.
Надлежащее состояние КМП выражается в отсутствии врачебных ошибок, которые способствовали или могли способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов медицины и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Ненадлежащее состояние КМП выражается в наличии врачебных ошибок, которые способствовали или могли способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов медицины и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.
Ненадлежащее КМП подразделяется на 6 классов, характеристика которых представлена в Приложении 4.
Улучшение КМП - это увеличение числа случаев медицинской помощи надлежащего качества и/или изменение структуры ненадлежащего КМП за счет уменьшения доли случаев медицинской помощи ненадлежащего качества III-VI классов.
Ухудшение КМП - это уменьшение числа случаев медицинской помощи надлежащего качества и/или изменение структуры ненадлежащего КМП за счет увеличения доли случаев медицинской помощи ненадлежащего качества III-VI классов.
Гарантии качества медицинской помощи - это перечень взаимных обязательств участников правоотношений в сфере оказания медицинской помощи по обеспечению и/или контролю за обеспечением надлежащего качества медицинской помощи. Перечень гарантий КМП представлен в Приложении 5.
Виды и предназначение экспертизы качества медицинской помощи.
Экспертизы КМП подразделяются на:
а) единоличную экспертизу, выполняемую одним специалистом;
б) комиссионную экспертизу, когда исследование проводится группой специалистов одного профиля;
в) комплексную экспертизу, когда в экспертную группу включаются специалисты разного профиля, включая врачей функциональной диагностики, врачей узкого профиля и др.;
г) экспертизу КМП отдельного случая;
д) экспертизу КМП в однородной статистической совокупности (выборка формируется по одному критерию, например по нозологической форме);
е) экспертиза КМП в неоднородной статистической совокупности (выборка формируется по нескольким критериям, например, по основным нозологическим формам в клиническом отделении);
ж) первичную;
з) повторную, которая проводится: *) другим специалистом, ** другим методом, ***) другим специалистом с применением другого метода. Повторная экспертиза, которая проводится другим специалистом с применением того же метода, обозначается как метаэкспертиза. Результаты экспертизы и метаэкспертизы обязательно согласовываются. Основным поводом для метаэкспертизы является контроль качества работы экспертов.
Предназначением экспертизы КМП является получение фактов о состоянии КМП:
а) для контроля за исполнением управленческих решений и их влияния на КМП в ЛПУ;
б) в отдельных случаях, требующих углубленного экспертного анализа специалистом, в том числе, для разрешения спорных ситуаций и конфликтов в связи с ненадлежащим КМП (по результатам медико-экономического контроля, в связи с неудовлетворительными результатами лечения, жалобами пациентов, др.);
в) для оценки соблюдения условий договоров в системе ОМС и обеспечения права пациентов на получение медицинской помощи надлежащего качества;
г) для получения информации о состоянии КМП группам пациентов определенного профиля (дорогостоящие виды помощи, социально значимая патология и т.д.);
д) для получения информации о качестве профессиональной деятельности групп врачей (клинических отделений, подразделений, учреждений) при оказании помощи группам пациентов;
е) для информационного обеспечения систем управления качеством медицинской помощи в отдельном учреждении здравоохранения или ОМС, системе здравоохранения или ОМС города;
ж) для решения вопроса о предоставлении лицензий и контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий в части КМП;
з) для оценки влияния на КМП организационных, технологических и управленческих нововведений в сфере здравоохранения и ОМС.
Независимая, межведомственная экспертиза качества медицинской помощи
и экспертные организации.
В структуру Территориальной системы экспертизы КМП входят независимые от подразделений здравоохранения и ОМС Санкт-Петербурга организации специалистов (экспертные организации), имеющие лицензию на экспертизу КМП и/или экспертов КМП в своем штате, и/или договоры с экспертами КМП.
Для проведения многосторонней (межведомственной) экспертизы КМП Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга и ТФОМС Санкт-Петербурга совместно с ассоциацией врачей и страховщиков, другими заинтересованными лицами могут создаваться межведомственные экспертные комиссии, привлекаться независимые экспертные организации, в том числе и из других субъектов РФ.
Независимый и межведомственный экспертный контроль КМП может осуществляться в целях разрешения спорных ситуаций, возникающих в процессе производства ведомственной и вневедомственной экспертизы КМП.
Независимый и межведомственный экспертный контроль КМП может осуществляться при подготовке к внедрению в практику здравоохранения и ОМС управленческих, организационных, медицинских и иных нововведений, способных повлиять на состояние КМП, а также при оценке влияния данных нововведений на состояние КМП.
Для обеспечения возможности применения результатов независимого и межведомственного экспертного контроля и повышения его эффективности в целях улучшения КМП населению Санкт-Петербурга, а также для предупреждения понятийных и технологических разногласий группы (экспертные организации) и/или отдельные специалисты должны в своей работе пользоваться правилами производства экспертиз КМП, оформления и предоставления их результатов.
Лица (организации), привлекаемые к независимой или межведомственной экспертизе КМП, должны соответствовать требованиями к экспертам и организаторам экспертизы КМП.
Материалами для экспертизы КМП могут служить только технологические медицинские документы, содержащие информацию о ходе выполнения лечебно-диагностического процесса (история болезни, амбулаторная карта, карта вызова скорой медицинской помощи, карта санаторно-курортного лечения, карта ведения родов и т.п.).
Экспертные организации и порядок объединения специалистов для
проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Экспертными организациями признаются юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, имеющие лицензию на занятие экспертной деятельностью, учредителями (участниками) или работниками которых являются врачи-эксперты качества медицинской помощи.
К экспертной организации приравниваются экспертные отделы и иные подразделения фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и подразделения медицинских учреждений, занятых контролем объемов и экспертизой КМП в рамках должностных обязанностей.
Экспертные организации вправе проводить экспертизу качества медицинской помощи по договорам с субъектами и участниками системы ОМС.
Врачи, прошедшие подготовку для экспертизы КМП и получившие соответствующее Свидетельство, входят в состав Регистра экспертов КМП, совместно формируемого Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга и ТФОМС Санкт-Петербурга.
Для координации деятельности по экспертизе КМП в целях улучшения его состояния, обеспечения права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества и соблюдения договоров специальным распоряжением в Санкт-Петербурге создается Межведомственный совет по управлению качеством медицинской помощи, деятельность и порядок работы которого регламентируется специальным положением.
Для объединения и координации деятельности по экспертизе КМП, повышения ее эффективности в целях повышения квалификации врачей может быть создана ассоциация экспертов КМП, которая приравнивается к экспертной организации. Ассоциация экспертов КМП является общественной организацией, действующей на основе устава и кодекса экспертов КМП.
Требования к методам экспертизы качества медицинской помощи.
Методы экспертизы КМП должны отвечать ряду требований, включая:
1. Соответствие объекту исследования: а) направленность на изучение элементов лечебно-диагностического процесса, б) выявление врачебных ошибок, в) установление негативных следствий врачебных ошибок для состояния основных компонентов КМП.
2. Соответствие требованию проверяемости результатов:
- наличие известных процедур, порядка, критериев исследования;
- возможность фиксирования промежуточных результатов путем формализованного описания экспертных суждений о врачебных ошибках и их негативных следствиях;
- возможность сопоставления результатов экспертизы разными специалистами и установления причин разногласий экспертов.
3. Пригодность результатов для диагностики состояния КМП в отдельном случае:
- возможность систематизации врачебных ошибок с установлением характера причинно-следственных связей;
- возможность систематизации негативных следствий врачебных ошибок с выделением наиболее значимых;
- возможность качественной и/или количественной характеристики КМП (основных компонентов) в случае оказания помощи.
4. Пригодность результатов для решения задач экспертизы КМП в статистической совокупности:
- диагностики состояния КМП, включая возможность систематизации врачебных ошибок с установлением типичных, негативных следствий врачебных ошибок с выделением наиболее значимых; качественной и/или количественной характеристики КМП (основных компонентов) в совокупности случаев оказания помощи;
- установления причин и условий, определяющих ненадлежащее КМП и его динамику (прогнозирование ситуации);
- обоснования выбора оптимальных управленческих решений из числа возможных вариантов решения проблемы улучшения КМП (планирование улучшений КМП).
5. Универсальность:
- возможность использования вне зависимости от вида медицинской помощи, места оказания помощи;
- возможность использования вне зависимости от изменений технологии оказания медицинской помощи;
- возможность совместного применения с другими методами оценки КМП (по результату, структуре, удовлетворенности пациентов).
6. Доступность для широкого круга врачей:
- наличие программы обучения методологии экспертной деятельности;
- наличие способов формализации экспертных суждений;
- возможность использования метода врачами разных клинических специальностей.
Для оценки практической пригодности и перспектив применения методов экспертизы КМП используются методические рекомендации МЗ РФ N 95/255 "Выбор метода и предварительный отбор специалистов для экспертизы качества медицинской помощи" (Москва, 1996 - 22 с.) и методическое пособие Федерального Фонда ОМС "Выбор метода вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территориальном уровне" (Москва, 2001 - 92 с.).
Специалисты по экспертизе качества медицинской помощи, условия их
отбора и подготовки.
В число основных исполнителей экспертного исследования входят эксперты КМП, организаторы экспертизы КМП и руководители экспертных групп (подразделений, организаций).
Проведение экспертного исследования осуществляется экспертами КМП, которыми могут быть врачи соответствующей клинической специальности, прошедшие обучение методологии экспертной деятельности. Экспертами могут являться штатные работники медицинского учреждения или СМО (выполняющие работу в рамках должностных обязанностей), либо специалисты, привлекаемые для выполнения этой работы по договору (Положение об эксперте КМП - Приложение 3).
Планирование, организация экспертного исследования, статистическая обработка данных и профессиональная оценка результатов осуществляется организаторами экспертизы, которыми могут быть врачи, имеющие специальную подготовку по указанным видам деятельности. Организаторами экспертизы могут выступать штатные работники медицинского учреждения или СМО (выполняющие работу в рамках должностных обязанностей), либо специалисты, привлекаемые для выполнения этой работы по договору (Положение об организаторе экспертизы КМП - Приложение 2).
При исследовании КМП в совокупности случаев в состав исполнителей могут дополнительно вводиться руководители экспертных групп и аналитик (например, зам. главного врача, зам.директора ОМС и др.), как специалист, осуществляющий статистический анализ и профессиональную оценку результатов экспертизы в сложных по составу совокупностях (например, по ЛПУ).
Распределение полномочий между исполнителями экспертного исследования определяется специальным распоряжением при назначении экспертизы КМП.
Требования к специалистам по экспертизы# КМП и программам их
подготовки.
Возможность работы специалистов каждой из групп, указанных в п. 1. обеспечивается соблюдением минимума из 4-х обязательных условий, включая: специальную подготовку, обеспечение временем и стимулами для выполнения определенных работ, контроль качества их выполнения.
Целевой функцией эксперта КМП является проведение экспертизы КМП в отдельном случае оказания медицинской помощи для подготовки и оформления мотивированного заключения, включая ответы на поставленные вопросы в части КМП.
Квалификационные требования к эксперту качества медицинской помощи:
- высшее медицинское образование и подготовка по клинической врачебной специальности, подтвержденная действующим сертификатом;
- стаж работы по специальности не менее 10 лет;
- наличие квалификационной категории или ученой степени;
- специальная подготовка по экспертизе КМП, включая нормативно-правовое регулирование назначения, проведения и использования результатов экспертизы КМП, подтвержденная соответствующим свидетельством.
Целевой функцией Организатора экспертизы КМП является обеспечение согласованности действий при назначении, производстве экспертизы КМП в отдельных случаях и/или их совокупностях, а также обобщение, анализ, оформление и передача результатов экспертиз КМП их инициатору.
Квалификационные требования к организатору экспертизы КМП:
- высшее медицинское образование;
- специальная подготовка по организации экспертизы КМП, включая нормативно-правовое регулирование назначения, проведения, использования результатов экспертизы КМП и подготовку проектов управленческих решений по улучшению КМП, подтвержденная соответствующим свидетельством.
Руководитель экспертного подразделения это штатный сотрудник учреждения, целевой функцией которого является обеспечение и реализация работ по систематическому предоставлению лицу, принимающему решение в учреждении (например, ЛПУ, СМО, ОУЗ, ТФОМС), проектов управленческих решений, реализация которых приводит к получению документированных фактов улучшения КМП и обеспечения права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества.
Квалификационные требования к руководителю экспертного подразделения:
- высшее медицинское образование;
- специальная подготовка по организации экспертизы КМП, включая нормативно-правовое регулирование назначения, проведения, использования результатов экспертизы КМП, подтвержденная соответствующим свидетельством;
- специальная подготовка по основам управления, подтвержденная соответствующим свидетельством.
В целях упорядочения отбора экспертов КМП, предотвращения разногласий между экспертами КМП с лечащими врачами, качество основной деятельности которых исследуется, а также для сокращения расходов на подготовку экспертов КМП применяется методика предварительного определения "Рейтинга доверия", инструкция по использованию которого с примером результатов представлена в Приложении 6.
Программы подготовки специалистов по экспертизе КМП должны быть дифференцированы по целевым функциям экспертов КМП, организаторов экспертизы КМП, руководителей экспертных подразделений (организаций) и логически связанными с определенными методами (технологиями) экспертизы КМП.
Программа подготовки экспертов КМП должна включать обучение врачей:
- овладению теоретическими знаниями о предмете экспертной деятельности (понятия КМП, врачебный процесс, врачебная ошибка, классификации врачебных ошибок, КМП и др.);
- овладению теоретическими знаниями о процессе экспертной деятельности (логические основы врачебного и экспертного процессов, основные формы мышления и виды логических операций, модель экспертизы на основе логической структуре доказательств, группировка врачебных ошибок по характеру причинно-следственных связей, алгоритмы экспертного анализа врачебных ошибок, правила проведения экспертизы, принципы составления экспертного заключения и др.);
- овладение методами и методическими приемами практической деятельности по экспертизе КМП (логические операции с понятиями (деление, обобщение, ограничение), суждениями (отрицание), умозаключениями, овладение конкретным методом анализа КМП и др.);
- нормативно-правовому обеспечению производства экспертизы КМП, включая ответственность, правила отвода и самоотвода экспертов КМП.
Программа подготовки организаторов экспертизы КМП, кроме перечисленных требований, должна включать обучение врачей:
- овладению теоретическими знаниями об организации процесса экспертизы (понятия статистики (генеральная совокупность, выборка, вариация факторных и результативных признаков, случайная и систематическая ошибка), способы формирования случайной выборки, стандартизации данных и предупреждения случайных систематических ошибок, принципы организации работы экспертной группы, порядок организации экспертизы КМП совокупности случаев и др.);
- овладению методами и методическими приемами практической деятельности по организации экспертизы КМП и обобщению ее результатов (типологическая группировка совокупности, рандомизация, стратификация, стандартизация данных экспертизы, обработка результатов экспертизы с применением методов статистического управления процессами, организация контроля деятельности экспертов, включая логический анализ протоколов и обобщенных показателей, подготовка экспертного заключения и проекта управленческого решения по результатам экспертизы);
- применению результатов первичного общего и первичного медико-экономического контроля для определения поводов к организации экспертизы КМП;
- оформлению заявок и проектов предписаний (назначений) на проведение экспертизы КМП;
- оформлению учетно-отчетной документации по экспертизе КМП;
- нормативно-правовому обеспечению организации и производства экспертизы КМП, включая ответственность, правила отвода и самоотвода экспертов КМП.
Программа подготовки руководителей экспертных подразделений должна включать обучение:
- овладению теоретическими знаниями о процессе анализа результатов экспертизы КМП (категории системных и случайных факторов, определяющих вариации показателей КМП, основы статистического анализа результатов экспертизы, принципы подготовки экспертного заключения и проекта управленческого решения);
- овладению методами и методическими приемами практической деятельности по управлению КМП (стратификация по факторным и результативным признакам, анализ Парето и Исикавы, правила выбора управленческих решений, их оформление и реализация и др.);
- правилам подготовки и реализации целевых комплексных программ в целях улучшения КМП;
- правилам отбора для практической работы технологий экспертизы КМП;
- основам нормативно-правового обеспечения управления мероприятиями по улучшению КМП с использованием положений отечественной и зарубежной стандартизации;
- организационным и психологическим правилам управления КМП;
- порядку приема-сдачи работ по экспертизе КМП, включая оценку эффективности управленческих решений в целях улучшения КМП.
Экспертные документы и формы учета деятельности по экспертизе КМП
К числу экспертных документов (официальных текстов, подписанных компетентными лицами) относятся: протокол экспертизы КМП (экспертный протокол) и заключение по результату экспертизы КМП (экспертное заключение).
Протоколом экспертизы КМП (экспертным протоколом) является документ эксперта КМП, в котором содержится формализованное описание промежуточных фактических данных, полученных экспертом по результатам исследования (врачебные ошибки, негативные следствия врачебных ошибок).
Экспертный протокол является способом хранения первичной информации, основой для ее статистической обработки, основой для составления мотивированного экспертного заключения.
Экспертный протокол может составляться на основе бумажного носителя информации (экспертная карта) или в электронном виде (с использованием компьютерных программ).
При проведении экспертизы КМП в отдельном случае медицинской помощи экспертный протокол обязательно прилагается к экспертному заключению, вместе с которым передается инициатору или организатору экспертизы КМП.
При проведении экспертизы КМП в совокупности случаев медицинской помощи экспертные протоколы передаются организатору экспертизы КМП, который обеспечивает их статистическую обработку, анализ, архивирование и сохранность.
Экспертное заключение является итоговым документом экспертизы КМП в отдельном случае оказания помощи и их совокупности.
Экспертное заключение включает общую, констатирующую и заключительную части (выводы, рекомендации) и оформляется по форме, представленной в Приложении 7.
Обязательными условиями при оформлении экспертного заключения является приведение в его общей части: а) вопросов, поставленных перед экспертом (экспертами) КМП, а также указания на примененный метод экспертизы КМП; б) методов статистического исследования при экспертизе КМП по совокупности случаев медицинской помощи.
При необходимости экспертное заключение сопровождается материалами (таблицами, графиками и т.п.), составившими доказательную основу заключения и выводов.
Учет деятельности по экспертизе КМП проводится по комплексу форм, устанавливаемых специальными распоряжениями Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга и ТФОМС Санкт-Петербурга.
Организация экспертизы КМП и использование ее результатов в
учреждениях здравоохранения
Основным звеном системы ведомственной экспертизы КМП является ЛПУ.
Основные задачи и поводы для проведения ведомственной экспертизы КМП
Основными задачами, которые должны решаться на основании результатов ведомственной экспертизы КМП в отдельном случае являются:
а) оценка правильности выполнения технологии лечебно-диагностического процесса с учетом особенностей конкретного пациента, его заболевания и условий оказания помощи;
б) установление причинной связи врачебных ошибок с неудовлетворительными результатами лечения конкретного пациента;
в) установление причинной связи врачебных ошибок с неоптимальным использованием лечебно-диагностических ресурсов при оказании помощи конкретному пациенту;
г) установление объективных причин и условий для неудовлетворенности пациента (доверителя, СМО) качеством оказания помощи в конкретном случае.
Обязательными поводами для проведения ведомственной экспертизы КМП в отдельном случае оказания помощи являются:
а) неудовлетворительные результаты лечения:
- летальные исходы,
- внутрибольничное инфицирование и развитие осложнений,
- первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста,
- повторная госпитализация по поводу одного и того же заболевания в течение года;
б) несоответствие сроков лечения нормативам,
в) конфликтные ситуации между пациентом и ЛПУ: письменные жалобы застрахованных граждан (пациентов) их родственников или доверенных лиц на ненадлежащее КМП.
Основными задачами, которые должны решаться на основании результатов ведомственной экспертизы КМП в статистической совокупности являются:
а) диагностика состояния КМП в ЛПУ и их подразделениях, включая:
- установление характера и причин типичных (систематических) нарушений технологии лечебно-диагностического процесса группами врачей (например, клинического отделения);
- установление характера негативного влияния врачебных ошибок отдельных врачей и их групп на результаты лечения групп пациентов;
- установление характера негативного влияния врачебных ошибок отдельных врачей и их групп на оптимальность использование лечебно-диагностических ресурсов медицинского учреждения;
- получение количественных показателей и характеристик КМП, отражающих качество профессиональной деятельности отдельных врачей и их групп; качество помощи определенным группам пациентов, качество работы подразделений и учреждений здравоохранения;
б) планирование улучшений состояния КМП:
- установление общих и особых причин отклонений показателей КМП в совокупности для обоснования управленческих решений по их устранению;
- установление факторов, требующих первоочередных мер воздействия;
- установление немногочисленных факторов, воздействие на которые в максимальной степени окажет влияние на состояние КМП;
в) прогноз развития ситуации:
- оценка динамики состояния КМП и установление факторов, способствующих и препятствующих его непрерывному улучшению;
- получение объективной информации, позволяющей прогнозировать развитие ситуации в ответ на планируемые меры воздействия.
Основным поводом для проведения экспертизы КМП в статистической совокупности является необходимость систематического получения информации о состоянии КМП в ЛПУ и их подразделениях, наличие обоснованных предположений о ненадлежащем состоянии КМП, требующих подтверждения объективными фактами, а также потребность в получении объективной информации о причинах ненадлежащего КМП для обоснования мер, направленных на улучшение его состояния. Фактически поводами для экспертизы КМП в совокупности случаев могут явиться:
а) неудовлетворенность руководителя ОУЗ и/или ЛПУ статистическими показателями результатов медицинской помощи (показатели внутрибольничной летальности, летальности на дому, выхода на первичную инвалидность пациентов работоспособного возраста, внутрибольничных осложнений, повторных госпитализаций и др.);
б) неудовлетворенность руководителя ОУЗ и/или ЛПУ статистическими показателями, характеризующими экономическую эффективность медицинской помощи (показатели средней продолжительности лечения групп больных, средней стоимости лечения, др.);
в) потребность руководителя ОЗУ и/или ЛПУ в объективной информации:
- о состоянии КМП группам пациентов определенного профиля (дорогостоящие виды помощи, социально значимая патология и т.д.),
- о качестве профессиональной деятельности групп врачей (клинических отделений, подразделений, учреждений) при оказании помощи группам пациентов;
г) потребность руководителей ОУЗ и/или ЛПУ в информационном обеспечении системы управления КМП;
д) потребность руководителей ОУЗ и/или ЛПУ в объективной информации для оценки влияния на состояние КМП организационных, технологических и управленческих нововведений в сфере здравоохранения и ОМС.
Главный врач
В задачи главного врача входит подготовка и утверждение Положения об экспертизе КМП в ЛПУ, включая:
а) утверждение единого метода экспертизы КМП и методов статистического контроля качества процессов, используя требования к методу экспертизы КМП;
б) утверждение Положения об организаторе экспертизы КМП, функции которого выполняет зам. главного врача по КЭР и эксперте КМП, функции которого выполняют заведующие клиническими подразделениями и специально подготовленные врачи;
в) утверждение Положения об организации комиссионной экспертизы КМП в ЛПУ (КИЛИ, КЭК и др.), определение их состава и назначение председателей (Положение о КИЛИ - Приложение 8)
г) утверждение Плана работ по проведению экспертизы КМП в ЛПУ для получения информации о текущем состоянии КМП в подразделениях ЛПУ и для выявления проблем, связанных с неудовлетворительными результатами лечения (высокая летальность, превышение сроков лечения др.);
д) обеспечение подготовки специалистов по экспертизе КМП;
е) при выявлении проблемы с ненадлежащим состоянием КМП, для уточнения причин ее возникновения формулировка цели экспертизы КМП и вопросов к экспертам;
ж) утверждение проектов управленческих решений по улучшению состояния КМП и обеспечение контроля за их исполнением;
з) решение вопроса о формировании структурного подразделения по экспертизе КМП в соответствии с Отраслевой Программой "Управление качеством в здравоохранении" (срок реализации 2003-2007 г.г.) с целью создания системы мониторинга состояния КМП;
и) обеспечение деятельности организаторов экспертизы и экспертов КМП необходимой материально-технической базой, включая компьютеры, программное обеспечение и инструктивно-методической документацией;
к) решение вопроса о проведении независимой экспертизы КМП в случаях, когда невозможно согласование мнений между экспертом и метаэкспертом КМП;
л) обеспечение благоприятных условий для экспертной деятельности представителей ОМС, участие в планировании совместной экспертизы КМП, определение условий эффективного применения ее результатов для улучшения КМП и обеспечения права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества.
Для активного участия и руководства деятельностью, направленной на улучшение состояния КМП, главный врач ЛПУ должен иметь специальную подготовку по основам экспертизы КМП и статистического управления качеством процессов, принципам принятия управленческих решений по улучшению КМП.
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе
Заместитель главного врача по КЭР - выполняет функции организатора экспертизы КМП в ЛПУ, в соответствии с профессиональными требованиями к организатору экспертизы КМП, представленными в Приложении 2. При отсутствии в ЛПУ заместителя главного врача по КЭР его функции в системе экспертизы КМП ЛПУ выполняет один из заместителей главного врача по лечебной работе.
Задачи заместителя главного врача по КЭР в системе экспертизы КМП ЛПУ:
а) подготовка проектов документов по организации экспертизы КМП в ЛПУ (Положение об эксперте, организаторе экспертизы, форма протокола экспертизы, обоснование выбора метода и т.д.) для утверждения главным врачом;
б) обеспечение необходимого числа и состава экспертов КМП, при необходимости - организаторов экспертизы КМП в ЛПУ;
в) организация проведения комиссионной и комплексной экспертизы КМП в ЛПУ, включая подготовку протоколов экспертизы КМП и экспертных заключений для работы КИЛИ и КЭК;
г) подготовка плана и организация работ по проведению экспертных исследований КМП на основе результатов мониторинга клинико-статистической отчетности по ЛПУ (результаты лечения по клиническим отделениям, соответствие сроков лечения нормативным и т.д.) для своевременного выявления проблем, требующих решения с привлечением экспертизы КМП:
- в статистических совокупностях (при отдельных нозологиях, в отдельных клинических отделениях и др.);
- для текущего мониторирования состояния КМП заведующими клиническими отделениями (определение критериев отбора медицинских документов для текущей экспертизы КМП);
д) назначение экспертов, руководителей экспертных групп, при необходимости - организаторов экспертизы по отдельным направлениям (терапии, хирургии, др.) для проведения экспертизы отдельных случаев оказания помощи и их совокупностей;
е) обеспечение контроля качества работы экспертов КМП путем логического анализа экспертных протоколов и обобщающих показателей КМП, организации метаэкспертизы;
ж) обобщение, не реже 1 раза в год, результатов текущей экспертизы КМП с подготовкой обобщающих таблиц с данными о врачебных ошибках, их негативных следствиях, количественных показателях КМП;
з) статистический анализ результатов экспертных исследований КМП в клинических отделениях, подразделениях, ЛПУ с использованием статистических методов контроля качества процессов;
и) подготовка экспертных заключений и проектов управленческих решений по результатам экспертизы КМП для предоставления главному врачу;
к) организация работ по контролю эффективности управленческих решений, направленных на улучшение КМП, включая:
- постановку задач перед заведующими отделениями по мониторингу КМП с определением индикаторов качества (например, количества неназначаемых диагностических процедур или излишне назначаемых средств лечения и т.п.), с последующим отбором случаев на экспертизу КМП для текущего, промежуточного контроля;
- планирование повторной выборочной экспертизы КМП,
л) контроль выполнения заведующими отделениями функций по мониторированию КМП путем анализа записей во всех технологических медицинских документах с последующим отбором случаев на экспертизу КМП;
м) обеспечение передачи результатов экспертизы, включая данные о количественных характеристиках состояния КМП, объемах выполненных экспертиз КМП и реализованных управленческих решениях по улучшению КМП в ОУЗ территории;
н) обеспечение взаимодействия ЛПУ со СМО по вопросам экспертизы КМП.
Организация работы заместителя главного врача по КЭР в системе экспертизы КМП ЛПУ
Для реализации перечисленных выше задач, заместитель главного врача по КЭР выполняет следующие работы:
а) организует проведение экспертизы КМП отдельных случаев, формулируя вопросы к эксперту, назначая эксперта и/или метаэксперта КМП, определяя сроки выполнения работ;
б) проводит анализ клинико-статистической отчетности ЛПУ для:
- установления критериев отбора заведующими отделениями случаев медицинской помощи для обеспечения репрезентативности результатов текущей экспертизы КМП, выполняемой с целью мониторинга состояния КМП;
- своевременного выявления проблем с КМП и определения критериев отбора случаев для формирования статистической совокупности для проведения экспертизы КМП с целью определения причин его ненадлежащего состояния;
в) формирует планы работ по экспертизе КМП в ЛПУ и утверждает их у главного врача;
г) организует проведение метаэкспертизы не менее 10% случаев, проанализированных заведующими отделениями;
д) ходатайствует перед главным врачом о проведении независимой экспертизы КМП в случае невозможности согласования мнений эксперта и метаэксперта;
е) готовит обоснование и организует заседание КЭК в случаях систематического расхождения мнений между заведующим отделением и метаэкспертами по результатам текущего мониторинга состояния КМП;
ж) формирует экспертные группы для проведения экспертизы КМП в статистических совокупностях случаев медицинской помощи (оценка эффективности нововведений, решение проблем с КМП и т.п.);
з) обобщает результаты комиссионных экспертиз КМП (КИЛИ, КЭК и др.) с подготовкой обобщающих таблиц, количественных показателей состояния КМП и экспертных заключений не реже 1 раза в 6 месяцев;
и) готовит экспертные заключения и проекты управленческих решений по результатам экспертизы КМП в статистических совокупностях случаев, отобранных для решения проблем КМП в ЛПУ;
к) организует предоставление технологической медицинской документации для проведения вневедомственной экспертизы КМП по запросам СМО;
л) организует согласование результатов ведомственной и вневедомственной экспертизы КМП, участвует в разработке совместных планов по улучшению КМП.
Заведующий клиническим отделением
Заведующий клиническим отделением выполняет функции эксперта КМП и руководителя экспертной группы, в соответствии с профессиональными требованиями к эксперту КМП и руководителю экспертной группы.
Задачи заведующего клиническим отделением в системе экспертизы КМП ЛПУ:
а) проведение экспертизы КМП;
б) выполнение функций руководителя экспертной группы, включая методическое сопровождение работы экспертов КМП по соответствующему клиническому направлению, организация заседаний экспертной группы, контроль качества работы экспертов;
в) обобщение и анализ результатов экспертизы КМП в рамках отдельной проблемы (отдельные нозологии, виды помощи).
Организация работы заведующего клиническим отделением в системе экспертизы КМП ЛПУ:
а) по назначению заместителя главного врача по КЭР проведение экспертизы КМП отдельных случаев:
- отобранных по заранее заданным критериям для мониторинга состояния КМП в отделении;
- в рамках работы КИЛИ и КЭК;
- проведения метаэкспертизы КМП;
- в рамках исследования состояния КМП в статистической совокупности;
б) проведение обобщения и анализа результатов текущей экспертизы КМП по мониторингу его состояния в отделении с ежеквартальной подготовкой экспертных заключений по однородной совокупности (заболевание, вид помощи и т.п.);
в) проведение логического анализа экспертных протоколов при выполнении функций руководителя экспертной группы;
г) анализ протоколов экспертизы и метаэкспертизы КМП для определения расхождений мнений экспертов и метаэкспертов;
д) организация процедуры согласования мнений эксперта и метаэксперта;
е) организация и проведение заседаний экспертной группы для выработки согласованных принципов формирования экспертного мнения.
Экспертиза КМП в органе управления здравоохранением
Орган управления здравоохранением осуществляет организационно-правовое и инструктивно-методическое регулирование деятельности по экспертизе КМП в ЛПУ города.
Задачи органа управления здравоохранением в системе экспертизы КМП:
а) разработка и утверждение нормативно-правовой и инструктивно методической документации системы экспертизы КМП;
б) планирование и организация подготовки и переподготовки специалистов по экспертизе КМП для ЛПУ города;
в) формирование регистра организаторов экспертизы и экспертов КМП в городе;
г) организация и проведение работ по отбору и согласованию метода экспертизы КМП для ЛПУ города;
д) планирование, организация и координация деятельности ЛПУ по экспертизе при решении проблем КМП общих для здравоохранения города;
е) планирование, организация и координация деятельности главных специалистов ОУЗ при проведении экспертизы КМП по видам медицинской помощи для выявления причин его ненадлежащего состояния;
ж) планирование, организация и координация работ по экспертизе КМП для оценки эффективности социально-организационных инноваций в системе здравоохранения города;
з) сбор и анализ данных о состоянии КМП в ЛПУ города для формирования системы мониторинга КМП в здравоохранении;
и) подготовка экспертных заключений и управленческих решений по устранению системных для здравоохранения города причин ненадлежащего состояния КМП;
к) организация проведения экспертизы КМП для обеспечения работы КЭК ОУЗ;
л) планирование, организация и координация совместных с ТФ ОМС работ по улучшению КМП и обеспечению права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества;
Для оценки влияния организационных, технологических и социальных инноваций органом управления здравоохранения проводятся следующие работы:
а) анализа ситуации и формулировки проблемы КМП;
б) анализ клинико-статистической отчетности для определения объемов и состава выборочной совокупности случаев оказания помощи для проведения экспертизы КМП;
в) назначение организатора экспертизы и утверждение состава экспертной группы;
г) планирование и организация работ по экспертизе КМП в статистической совокупности случаев;
д) обеспечение работы экспертов КМП необходимой инструктивной и методической документацией, технологией экспертизы КМП и отобранной медицинской технологической документацией;
е) обеспечение проведения текущего контроля за объективностью работы экспертов КМП;
ж) обеспечение сдачи-приемки экспертного заключения и проекта управленческого решения по улучшению КМП для разрешения проблемы.
Организация экспертизы КМП и использование ее результатов во вневедомственной системе экспертизы КМП
Основным звеном системы вневедомственной экспертизы КМП является СМО.
Основные задачи и поводы для проведения вневедомственной экспертизы КМП
Основными задачами, которые должны решать СМО на основании результатов ведомственной экспертизы КМП в отдельном случае являются:
а) установление объективных причин и условий для неудовлетворенности пациента (доверителя, СМО) качеством оказания помощи в конкретном случае;
б) оценка правильности выполнения технологии лечебно-диагностического процесса с учетом особенностей конкретного пациента, его заболевания и условий оказания помощи;
в) установление причинной связи врачебных ошибок с неудовлетворительными результатами лечения конкретного пациента;
г) установление причинной связи врачебных ошибок с неоптимальным использованием лечебно-диагностических и других ресурсов при оказании помощи конкретному пациенту;
Обязательными поводами для проведения вневедомственной экспертизы КМП в отдельном случае оказания помощи являются конфликтные ситуации между пациентом, ЛПУ и СМО: письменные жалобы застрахованных граждан (пациентов) их родственников или доверенных лиц на ненадлежащее КМП.
Основными задачами, которые должны решаться на основании результатов вневедомственной экспертизы КМП в статистической совокупности являются:
а) диагностика состояния КМП в ЛПУ и их подразделениях, включая:
- установление характера и причин типичных (систематических) нарушений технологии лечебно-диагностического процесса группами врачей (например, клинического отделения), влияющих на предоставление гарантий КМП застрахованным гражданам и стоимость страховых случаев;
- установление характера негативного влияния врачебных ошибок отдельных врачей и их групп на результаты лечения групп пациентов и влияния на предоставление гарантий КМП застрахованным гражданам и стоимость страховых случаев;
- установление характера негативного влияния врачебных ошибок отдельных врачей и их групп на оптимальность использования ресурсов медицинского учреждения и средств ОМС;
- получение количественных показателей и характеристик КМП, отражающих качество профессиональной деятельности отдельных врачей и их групп; качество помощи определенным группам пациентов, качество работы подразделений и учреждений здравоохранения для контроля соблюдения договоров системы ОМС;
б) планирование улучшений состояния КМП:
- установление общих и особых причин отклонений показателей КМП в совокупности для обоснования решений о заключении, продлении договоров;
- установление факторов, требующих первоочередных мер воздействия для обеспечения права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества, соблюдения договоров.
в) прогноз развития ситуации:
- оценка динамики состояния КМП и установление факторов, способствующих и препятствующих обеспечению права граждан на надлежащее КМП, выполнению договорных обязательств;
- получение объективной информации, позволяющей прогнозировать развитие ситуации с обеспечением права граждан на надлежащее КМП, соблюдения договорных обязательств и рациональностью средств ОМС в ответ на планируемые меры воздействия.
Основным поводом для проведения экспертизы КМП в статистической совокупности является необходимость систематического получения информации о состоянии КМП в ЛПУ и их подразделениях, наличие обоснованных предположений о ненадлежащем состоянии КМП, требующих подтверждения объективными фактами, а также потребность в получении объективной информации о причинах ненадлежащего КМП для обоснования мер, направленных на улучшение его состояния.
Фактически поводами для экспертизы КМП в совокупности случаев может явиться:
а) неудовлетворенность руководителя ТФОМС и/или СМО результатами первичного экспертного контроля медицинской помощи (медицинских услуг) и результатами медико-экономической экспертизы.
б) неудовлетворенность руководителя ТФОМС и/или СМО статистическими показателями, характеризующими экономическую эффективность медицинской помощи (показатели средней продолжительности лечения групп больных, средней стоимости лечения, др.);
в) потребность руководителя ОЗУ и/или ЛПУ в объективной информации:
- о состоянии КМП группам пациентов определенного профиля (дорогостоящие виды помощи, социально значимая патология и т.д.),
- о качестве профессиональной деятельности групп врачей (клинических отделений, подразделений, учреждений) при оказании помощи группам пациентов;
г) потребность руководителей ТФОМС и/или СМО в объективной информации для оценки влияния на состояние КМП, обеспечение граждан гарантиями надлежащего КМП, рациональность использования средств организационных, технологических и управленческих нововведений в системах ОМС и здравоохранения.
Руководитель СМО
В задачи руководителя входит подготовка и утверждение Положения об экспертизе КМП в СМО, включая:
а) утверждение единого метода экспертизы КМП и методов статистического контроля качества процессов, используя требования к методу экспертизы КМП;
б) утверждение Положения об организаторе экспертизы КМП, функции которого выполняет зам. директора по медицинской части и начальник подразделения, специализирующегося на экспертизе КМП и /или защите прав застрахованных граждан, а также Положения об эксперте КМП, функции которого, как правило, выполняют привлекаемые к работе специалисты;
в) утверждение Положения об организации комиссионной экспертизы КМП в ЛПУ определение их состава и назначение председателей;
г) утверждение Плана работ по проведению экспертизы КМП в ЛПУ для получения информации о текущем состоянии КМП в подразделениях ЛПУ и для выявления проблем, связанных с жалобами и обращениями застрахованных граждан, а также для уточнения соблюдения договоров и рациональности использования средств ОМС;
д) обеспечение подготовки специалистов по экспертизе КМП;
е) при выявлении проблем с ненадлежащим обеспечением права граждан на надлежащее КМП, рациональностью использования средств ОМС для уточнения причин их возникновения - формулировка цели экспертизы КМП и вопросов к экспертам;
ж) утверждение проектов управленческих решений по обеспечению права граждан на надлежащее КМП и повышению эффективности использования средств ОМС, контроль за их исполнением;
з) обеспечение деятельности организаторов экспертизы и экспертов КМП необходимой материально-технической базой, включая компьютеры, программное обеспечение и инструктивно-методической документацией;
к) решение вопроса о проведении независимой экспертизы КМП в случаях, когда невозможно согласование мнений между экспертом и метаэкспертом КМП;
л) обеспечение благоприятных условий для экспертной деятельности представителей здравоохранения, участие в планировании совместной экспертизы КМП, определение условий эффективного применения ее результатов для обеспечения права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества и улучшение КМП .
Для активного участия и руководства деятельностью, направленной на улучшение состояния КМП, руководитель СМО должен иметь специальную подготовку по основам экспертизы КМП и статистического управления качеством процессов, принципам принятия управленческих решений по улучшению КМП.
Заместитель руководителя СМО по медицинской части (руководитель экспертного подразделения)
Заместитель руководителя по медицинской части выполняет функции организатора экспертизы КМП в ЛПУ, в соответствии с профессиональными требованиями к организатору экспертизы КМП, представленными в Приложении 2.
Задачи заместителя руководителя в системе экспертизы КМП:
а) подготовка проектов документов по организации экспертизы КМП в ЛПУ (Положение об эксперте, организаторе экспертизы, форма протокола экспертизы, обоснование выбора метода и т.д.) для утверждения директором;
б) обеспечение необходимого числа и состава экспертов КМП, при необходимости - организаторов экспертизы КМП в СМО;
в) организация проведения комиссионной и комплексной экспертизы КМП в ЛПУ, включая подготовку протоколов экспертизы КМП и экспертных заключений;
г) подготовка плана и организация работ по проведению экспертных исследований КМП на основе результатов мониторинга первичного экспертного контроля медицинской помощи (медицинских услуг) и медико-экономической экспертизы для своевременного выявления проблем, требующих решения с привлечением экспертизы КМП и в статистических совокупностях (при отдельных нозологиях, в отдельных ЛПУ и клинических отделениях, конкретных врачей и др.);
д) назначение экспертов КМП, руководителей экспертных групп, при необходимости - организаторов экспертизы по отдельным ЛПУ и направлениям медицинской помощи (терапии, хирургии, др.) для проведения экспертизы отдельных случаев оказания помощи и их совокупностей, включая формулировку вопросов экспертам КМП;
е) обеспечение контроля качества работы экспертов КМП путем логического анализа экспертных протоколов и обобщающих показателей КМП, организации метаэкспертизы;
ж) обобщение, не реже 2 раз в год результатов текущей экспертизы КМП с подготовкой обобщающих таблиц с данными о врачебных ошибках, их негативных следствиях, количественных показателей и гарантий КМП;
з) статистический анализ результатов экспертных исследований КМП в ЛПУ с использованием статистических методов контроля качества процессов, включая методики определения ущербов качества;
и) подготовка экспертных заключений и проектов решений по результатам экспертизы КМП для предоставления директору СМО;
к) организация работ по контролю эффективности решений, направленных на обеспечение права граждан на надлежащее КМП, рациональность использования средств ОМС;
л) обеспечение передачи результатов экспертизы, включая данные о количественных характеристиках состояния КМП, объемах выполненных экспертиз КМП и реализованных решениях по обеспечению права граждан на надлежащее КМП, рациональности использования средств ОМС в ТФОМС;
м) обеспечение взаимодействия СМО с ЛПУ по вопросам экспертизы КМП путем разработки и утверждения правил совместной деятельности по поводам к обязательной вневедомственной экспертизы КМП.
Организация работы заместителя руководителя СМО по медицинской части (руководителя экспертного подразделения) в системе экспертизы КМП.
Для реализации указанных задач заместитель руководителя выполняет следующие работы:
а) организует проведение экспертизы КМП отдельных случаев, формулируя вопросы к эксперту, назначая эксперта и/или метаэксперта КМП, определяя сроки выполнения работ;
б) проводит анализ статистической отчетности ЛПУ для:
- установления критериев отбора случаев медицинской помощи для обеспечения репрезентативности результатов экспертизы КМП, выполняемой с целью мониторинга обеспечения права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества;
- своевременного выявления проблем с обеспечением права граждан на КМП, соблюдением условий договоров, рациональностью использования средств ОМС и определения критериев отбора случаев для формирования статистической совокупности для проведения экспертизы КМП с целью определения и устранения причин указанных проблем;
в) формирует планы работ по экспертизе КМП в ЛПУ, с которыми заключены договора и утверждает их у директора СМО;
г) организует проведение метаэкспертизы не менее 10 % случаев, проанализированных экспертами КМП;
д) ходатайствует перед директором СМО о проведении независимой экспертизы КМП в случае невозможности согласования мнений эксперта и метаэксперта;
е) проводит логический анализ экспертных протоколов при выполнении функций руководителя экспертной группы;
ж) анализирует протоколы экспертизы и метаэкспертизы КМП для определения расхождений мнений экспертов и метаэкспертов;
з) организует процедуры согласования мнений эксперта и метаэксперта;
и) организует и проводит заседания экспертной группы для выработки согласованных принципов формирования экспертного мнения;
к) готовит обоснование и утверждает у директора СМО решение об отказе от услуг эксперта КМП в случаях систематического расхождения мнений между экспертом и метаэкспертом;
л) формирует экспертные группы для проведения экспертизы КМП в статистических совокупностях случаев медицинской помощи (оценка эффективности нововведений, решение проблем с КМП и т.п.);
м) обобщает результаты экспертиз КМП с подготовкой обобщающих таблиц, количественных показателей состояния КМП и экспертных заключений не реже 1 раза в 3 месяца;
н) готовит экспертные заключения и проекты решений по результатам экспертизы КМП в статистических совокупностях случаев, отобранных для решения проблем с обеспечением гарантий КМП, соблюдением договорных обязательств, рациональностью использования средств ОМС в ЛПУ;
о) организует получение технологической медицинской документации для проведения вневедомственной экспертизы КМП в ЛПУ, с которыми заключены договора;
п) организует согласование результатов вневедомственной и ведомственной экспертизы КМП, участвует в разработке совместных планов по улучшению КМП, обеспечению права граждан на надлежащее КМП, соблюдение условий договоров, включая рациональность использования средств ОМС.
Эксперт качества медицинской помощи.
Специалисты, привлекаемые для экспертизы КМП, выполняют функции в соответствии с профессиональными требованиями к эксперту КМП.
Задачи эксперта КМП в системе экспертизы КМП в СМО:
а) проведение экспертизы КМП;
б) оформление экспертного протокола и заключения.
Организация работы эксперта КМП в СМО:
а) по назначению заместителя директора СМО по медицинской части проведение экспертизы КМП отдельных случаев отобранных:
- по результатам медико-экономической экспертизы КМП;
- для метаэкспертизы КМП;
- в рамках исследования состояния КМП в статистической совокупности;
Экспертиза КМП в ТФОМС.
ТФОМС осуществляет организационно-правовое и инструктивно-методическое регулирование деятельности по экспертизе КМП в СМО города.
1. Задачи ТФОМС в системе экспертизы КМП:
а) разработка и утверждение нормативно-правовой и инструктивно методической документации системы экспертизы КМП;
б) планирование и организация подготовки и переподготовки специалистов по экспертизе КМП для СМО города;
в) формирование регистра организаторов экспертизы и экспертов КМП в городе;
г) организация и проведение работ по отбору и согласованию метода экспертизы КМП для СМО города;
д) планирование, организация и координация деятельности СМО по экспертизе при решении проблем КМП общих для системы ОМС города;
е) планирование, организация и координация работ по экспертизе КМП для оценки эффективности социально-организационных инноваций в системах ОМС и здравоохранения города;
ж) сбор и анализ данных о состоянии КМП в ЛПУ города для формирования системы мониторинга обеспечения права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества, рациональности использования средств ОМС;
з) подготовка экспертных заключений и управленческих решений по устранению системных для ОМС города причин не соблюдения гарантий КМП и нерационального использования средств ОМС;
и) планирование, организация и координация совместных с ОУЗ работ по улучшению КМП и обеспечению права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества;
3.2. Для оценки влияния организационных, технологических и социальных инноваций ТФОМС проводятся следующие работы:
а) анализ ситуации и формулировка проблемы с обеспечением права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества и рациональностью использования средств ОМС;
б) анализ клинико-статистической и экономической отчетности для определения объемов и состава выборочной совокупности случаев оказания помощи для проведения экспертизы КМП;
в) назначение организатора экспертизы и утверждение состава экспертной группы;
г) планирование и организация работ по экспертизе КМП в статистической совокупности случаев;
д) обеспечение работы экспертов КМП необходимой инструктивной и методической документацией, технологией экспертизы КМП и подобранной медицинской технологической документацией;
е) обеспечение проведения текущего контроля за объективностью работы экспертов КМП;
ж) организация сдачи-приемки экспертного заключения и проекта решения по обеспечению права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества и рациональному использованию средств ОМС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.