Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению КУГИ
от 25 сентября 2001 г. N 1566-р
Методика анализа деятельности коммерческих
и некоммерческих организаций, созданных с участием
Санкт-Петербурга
4 июля 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика применяется при осуществлении в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга анализа деятельности санкт-петербургских государственных унитарных предприятий, иных коммерческих и некоммерческих организаций, в которых Санкт-Петербург является участником (кроме кредитных организаций), за исключением учреждений, являющихся государственными органами.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Методике:
Организация - государственное унитарное предприятие, государственное учреждение, кроме учреждений, являющихся органами государственной власти; иная коммерческая или некоммерческая организация, кроме кредитных организаций, в которой Санкт-Петербург является участником.
Бюджетная организация - государственное учреждение, ведущее бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях.
Организация доходной сферы - коммерческая Организация, единственной целью участия Санкт-Петербурга в которой является получение дохода (дивидендов, части прибыли государственного унитарного предприятия, иных видов доходов).
Организация функциональной сферы - коммерческая или некоммерческая Организация, основной целью участия Санкт-Петербурга в которой является осуществление общегосударственных, социальных и иных функций, установленных правовыми актами Санкт-Петербурга (далее - государственные функции).
Орган исполнительной власти - орган исполнительной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий координацию и регулирование деятельности определенной отрасли или сферы управления.
Управляющий - руководитель государственного унитарного предприятия либо государственного учреждения, исполнительный орган иной организации, управляющая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий соответствующие функции, представитель Санкт-Петербурга в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительный управляющий акциями (долями, паями) Санкт-Петербурга.
Уполномоченный оценщик - организация, уполномоченная на осуществление экономического анализа и оценки бизнеса в соответствии с настоящей Методикой, определяемая Комитетом по управлению городским имуществом (далее - КУГИ).
База данных организаций - информационная система Санкт-Петербурга, ведение которой осуществляется Органом исполнительной власти по подведомственным ему Организациям в соответствии с нормативно-правовыми актами Санкт-Петербурга.
1.3. Целями анализа деятельности Организаций является подготовка обоснованных и своевременных управленческих решений в отношении Организации или Управляющих.
1.4. Анализ деятельности Организаций в соответствии с настоящей Методикой осуществляется Органами исполнительной власти в отношении подведомственных Организаций на основе информации, содержащейся в Базе данных организаций, и прочей информации.
II. Анализ деятельности Организаций доходной сферы
2.1. Анализ деятельности Организаций доходной сферы в целях подготовки управленческих решений в отношении Управляющих или Организаций.
2.1.1. Анализ деятельности Организаций доходной сферы в целях подготовки управленческих решений в отношении Управляющих или Организаций проводится через сопоставление основных показателей деятельности Организации с их нормативными и плановыми значениями.
Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 4 июля 2017 г. N 135-р пункт 2.1.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.1.2. Для осуществления анализа на основе информации о деятельности Организаций, содержащейся в Базе данных, производится расчет основных финансовых показателей хозяйственной деятельности организации в соответствии с приведенной ниже таблицей:
N |
Показатели |
Расчетная формула |
Диапазон приемлемых значений показателя |
1 |
Рентабельность активов |
|
Уровень рентабельности по отрасли (см. приложение N 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) |
2 |
Рентабельность основной деятельности |
|
|
3 |
Доля дебиторской задолженности в сумме оборотных активов |
|
Анализ показателя в динамике |
4 |
Доля собственного капитала в сумме пассивов (коэффициент устойчивости) |
|
0,4 и более |
5 |
Отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам (коэффициент текущей ликвидности) |
|
1,5 и более |
6 |
Коэффициент срочной ликвидности |
|
1 и более |
Примечание: Данные для расчета показателей берутся из соответствующих строк годовой бухгалтерской отчетности по формам, утвержденным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности. Формула расчета соответствующего показателя с указанием номеров строк форм бухгалтерской отчетности (Бухгалтерский баланс (Б) и отчет о финансовых результатах (О), действующих на момент внесения изменений, указана в графе "Расчетная формула" таблицы. Каждый показатель представляет собой отношение данных, содержащихся в верней части соответствующей строки данной графы (числитель), к данным, содержащимся в нижней части (знаменатель)
2.1.3. Исключен. - Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 4 июля 2017 г. N 135-р.
2.1.4. Исключен. - Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 4 июля 2017 г. N 135-р.
2.1.5. Исключен. - Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 4 июля 2017 г. N 135-р.
2.1.6. Фактические значения показателей, определенных в соответствии с пунктом 2.1.2 настоящей Методики, а также фактические значения показателей раздела 1 таблицы 4.6. Приложения 1 к Порядку сбора, хранения и предоставления информации о коммерческих и некоммерческих организациях, созданных с участием Санкт-Петербурга, утвержденному КУГИ (далее - Основные показатели деятельности Организации), сопоставляются со значениями таких показателей, установленных в соответствии с плановыми документами Организации (согласованным в установленном порядке бизнес-планом).
2.1.7. В случае если определенный в соответствии с настоящей Методикой конкретный показатель текущей финансовой деятельности Организации находится вне пределов диапазона приемлемых значений соответствующего показателя или какой-то из Основных показателей деятельности Организации имеет ухудшенное значение по сравнению с плановыми документами (бизнес-планом) Организации, анализируются причины отклонений значений показателей.
2.1.8. При анализе причин отклонений значений показателей Орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга анализ деятельности Организации:
- получает отчет-обоснование от Управляющего, проверяет достоверность полученных данных отчета-обоснования;
- проводит самостоятельные исследования ситуации на рынке, при необходимости привлекая аудиторов и иных профессиональных консультантов.
2.1.9. По результатам установления причин отклонения значения показателя Орган исполнительной власти признает отклонение обоснованным (произошедшим вследствие реализации плановых или экстраординарных необходимых мероприятий, предпринятых уполномоченными органами управления Организации добросовестно и разумно в целях, которые преследует Санкт-Петербург как участник или собственник имущества Организации) или необоснованным.
2.1.10. Необоснованное отклонение рассчитанных показателей от пределов диапазона приемлемых значений соответствующих показателей или от определяемых бизнес-планом Организации значений является основанием для подготовки предложений Органом исполнительной власти, осуществившим анализ деятельности Организации, о принятии управленческих решений в отношении Управляющего или Организации.
2.1.11. По результатам анализа Орган исполнительной власти готовит заключение о соответствии показателей деятельности Организации нормативам и плановым значениям и направляет его в КУГИ в сроки, определенные Порядком сбора, хранения и предоставления информации о коммерческих и некоммерческих организациях, созданных с участием Санкт-Петербурга, утвержденным КУГИ (далее - Порядок).
2.2. Анализ деятельности Организаций доходной сферы в целях подготовки управленческих решений о прекращении участия Санкт-Петербурга в Организации путем продажи имущественного комплекса соответствующего государственного унитарного предприятия или учреждения либо принадлежащих Санкт-Петербургу акций (долей, паев) в Организации.
2.2.1. Анализ деятельности организаций доходной сферы в целях подготовки указанных управленческих решений осуществляется через сопоставление капитализированных планируемых доходов Санкт-Петербурга от продолжения участия в Организации и доходов от немедленной продажи соответствующего имущественного комплекса либо пакета акций, (доли, пая) Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу.
2.2.2. Капитализированные доходы Санкт-Петербурга от продолжения участия в Организации определяются в соответствии с плановыми документами Организации, согласованными в установленном порядке.
В случае если продолжение участия предполагается на неопределенный
период, капитализированные доходы от продолжения участия в Организации
ny
(Дсумма) определяются по формуле:
n Дi Дn
ny __ _______+ _____________________,
Дсумма = \ i n+1
/_ (1+di) (1+dn) х (dn-kд)
i=1
где i - порядковый номер планируемого года (при i=0 - отчетный год);
n - продолжительность прогнозного периода по плановым документам в годах;
Дi и di - планируемый доход от участия и ставка дисконтирования в i-й прогнозный год;
Дn и dn - планируемый доход от участия и ставка дисконтирования в последний прогнозный год;
kд - предполагаемый годовой темп прироста дохода от участия в постпрогнозный период.
В случае если продолжение участия предполагается на заранее определенный период, равный n лет,
ny
(Дсумма) определяются по формуле:
nu
n Дi Дn+1
ny __ _______+ ___________,
Дсумма = \ i n+1
/_ (1+di) (1+dn)
i=1
где n - прогнозный период равный периоду продолжения участия;
nu
Дn+1 - доходы от продажи имущественного комплекса, пакета акций, (доли,
пая) Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу, после окончания
периода участия Санкт-Петербурга в Организации.
2.2.3. Доходы от немедленной продажи имущественного комплекса, пакета акций (доли, пая) Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу nu (До ), а также доходы от продажи имущественного комплекса, пакета акций, (доли, пая) Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу, после окончания nu периода участия Санкт-Петербурга в Организации (Дn+1), определяются на основе независимой оценки, осуществленной или подтвержденной Уполномоченным оценщиком.
2.2.4. Превышение доходов от немедленной продажи имущественного комплекса, пакета акций (доли, пая) Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу, над капитализированными доходами от продолжения участия в Организации является основанием для подготовки Органом исполнительной власти предложений о реорганизации Организации, продаже имущественного комплекса либо пакета акций, (доли, пая) Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу.
2.2.5. По результатам анализа Орган исполнительной власти готовит заключение о целесообразности продолжения участия в Организации, обоснованное в соответствии с настоящей Методикой, и направляет его в КУГИ в сроки, определенные Порядком.
III. Анализ деятельности Организаций функциональной сферы.
3.1. Анализ деятельности Организаций функциональной сферы в соответствии с настоящей Методикой производится:
- через сопоставление условий, характера и результатов осуществления государственных функций через анализируемую Организацию с вариантом осуществления этих функций через иные организации, в том числе созданные без участия Санкт-Петербурга. Реализация осуществляемых через анализируемую Организацию государственных функций через иные организации далее именуется альтернативным вариантом осуществления государственных функций;
- через сопоставление фактических и плановых результатов деятельности Организации.
3.2. Анализ деятельности Организаций функциональной сферы в целях обеспечения принятия обоснованных управленческих решений в отношении Управляющих.
3.2.1. Анализ деятельности Организаций функциональной сферы в целях подготовки управленческих решений в отношении Управляющих осуществляется через сопоставление результатов осуществления государственных функций в отчетном периоде анализируемой организацией и возможных результатов реализации альтернативного варианта осуществления этих функций в том же периоде, а также через сопоставление фактических и плановых результатов деятельности Организации.
3.2.2. Для осуществления анализа Органом исполнительной власти в первую очередь устанавливаются конкретные количественные и качественные показатели деятельности Организации в отчетном периоде (объема товаров, работ, услуг в натуральном выражении - Qo) путем описания номенклатуры товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Организацией, требований к количеству и качеству товаров (работ, услуг).
3.2.3. Для определения расходов на реализацию альтернативного варианта осуществления государственных функций в анализируемом периоде осуществляется анализ условий и стоимости альтернативного варианта осуществления государственных функций, предполагающий:
- оценку представляемых иными организациями предложений о порядке и условиях осуществления государственных функций на основании договора с Санкт-Петербургом;
- исследование с привлечением в необходимых случаях аудиторов и иных профессиональных консультантов соответствующего сегмента рынка или сферы управления на предмет установления рыночной стоимости товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых является государственной функцией, осуществляемой через анализируемую Организацию функциональной сферы;
- исследование с привлечением в необходимых случаях аудиторов и иных профессиональных консультантов соответствующего сегмента рынка или сферы управления на предмет установления величины затрат на реализацию альтернативного варианта осуществления государственных функций.
Расходы на реализацию альтернативного варианта осуществления
ав
государственных функций в анализируемом периоде (Co ) определяются по
формуле:
ав
Co = Qo х Po,
где Po - стоимость единицы товаров, работ, услуг требуемого качества в
отчетном периоде при реализации альтернативного варианта осуществления
государственных функций.
3.2.4. Расходы Санкт-Петербурга, произведенные в отчетном периоде на осуществление государственных функций через анализируемую Организацию функциональной сферы, складываются из:
- расходов бюджета Санкт-Петербурга отчетного периода на прямое
финансирование Организации, в том числе на основании договоров о
производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг для
п
государственных нужд Санкт-Петербурга (Fo);
- расходов бюджета Санкт-Петербурга отчетного периода на финансирование предоставления материальных льгот в виде компенсаций, дотаций, субсидий определенным категориям потребителей товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых является государственной функцией, осуществляемой через анализируемую Организацию функциональной сферы (пропорционально объему фактически произведенной
к
Организацией продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (Fo);
- альтернативных издержек использования имущественного комплекса Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу, отчетного периода, определяемых в соответствии с настоящей Методикой (ACo).
Таким образом, расходы Санкт-Петербурга на осуществление
государственных функций через анализируемую Организацию функциональной
mв
сферы в отчетном периоде (Co ) определяются по формуле:
mв п к
Co = Fo + Fo + ACo
3.2.5. Альтернативные издержки использования имущественного
комплекса определяются как разница между доходами бюджета
Санкт-Петербурга, обусловленными реализацией альтернативного варианта
осуществления государственных функций, и доходами бюджета
Санкт-Петербурга, обусловленными осуществлением этих функций через
анализируемую Организацию функциональной сферы (фактические доходы
mв
бюджета - Дi ).
Доходы бюджета Санкт-Петербурга, обусловленные реализацией
ав
альтернативного варианта осуществления государственных функций (Дi ),
рассчитываются в соответствии с нормативно-правовыми актами
Санкт-Петербурга с привлечением в необходимых случаях Уполномоченного
оценщика.
То есть: ав mв
ACi = Дi - Дi
Под доходами бюджета Санкт-Петербурга понимаются все виды доходов налогового и неналогового характера, в том числе поступления от продажи имущественного комплекса, пакета акций (доли, пая) Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу.
3.2.6. Фактические значения основных показателей деятельности Организации, определенных разделом 1 таблицы 4.6. приложения 1 к Порядку - для всех Организаций и разделом 1 таблицы 4.7. приложения 1 к Порядку - для Бюджетных организаций (далее - Основные показатели деятельности Организаций функциональной сферы), сопоставляются со значениями таких показателей в соответствии с согласованными плановыми документами Организации.
3.2.7. В случае если какой-либо из Основных показателей деятельности Организации имеет ухудшенное значение по сравнению с плановым либо имеет место превышение расходов Санкт-Петербурга на осуществление государственных функций через данную Организацию над рассчитанными расходами на реализацию альтернативного варианта осуществления этих функций, Орган исполнительной власти получает от Управляющего отчет-обоснование соответствующих фактов, проверяет достоверность полученных данных отчета-обоснования.
3.2.8. Анализ расходов и доходов за отчетный период, обусловленных реализацией соответствующего варианта осуществления государственных функций, производится на основе информации отчетных документов Организаций, содержащихся в Базе данных организаций, информации о соответствующем сегменте рынка, имеющейся в Органе исполнительной власти, а также на основе заключений Уполномоченного оценщика.
3.2.9. Расходы Санкт-Петербурга на осуществление государственных функций через данную Организацию не могут быть признаны адекватными:
- при необоснованных отклонениях фактических значений Основных показателей деятельности Организации функциональной сферы от значений таких показателей, содержащихся в плановых документах (бизнес-плане) Организации;
- при необоснованном превышении расходов Санкт-Петербурга на
mв
осуществление государственных функций через данную организацию (Co )
над рассчитанными расходами на реализацию альтернативного варианта
ав
осуществления этих функций (Co ).
3.2.10. Признание расходов Санкт-Петербурга на осуществление государственных функций через Организацию, произведенных в отчетном периоде, неадекватными является основанием для подготовки предложений Органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, осуществившим анализ деятельности Организации, о принятии управленческих решений в отношении Управляющего и Организации.
3.2.11. По результатам анализа Орган исполнительной власти готовит заключение об адекватности расходов Санкт-Петербурга на осуществление общегосударственных, социальных, хозяйственных и иных функций, установленных правовыми актами Санкт-Петербурга, через Организации, обоснованное в соответствии с настоящей Методикой, и направляет его в КУГИ в сроки, определенные Порядком. Указанное заключение содержит предложения Органа исполнительной власти о принятии управленческих решений.
3.3. Анализ деятельности Организаций функциональной сферы в целях подготовки управленческих решений о прекращении участия Санкт-Петербурга в Организации путем продажи имущественного комплекса, пакета акций (доли, пая) Организации, принадлежащего Санкт-Петербургу, либо об изменении организационно-правовой формы Организации.
3.3.1. Анализ деятельности Организаций функциональной сферы в целях подготовки управленческих решений о прекращении участия Санкт-Петербурга в Организациях осуществляется через сопоставление капитализированных планируемых расходов Санкт-Петербурга на осуществление государственных функций через анализируемую Организацию функциональной сферы и рассчитанных капитализированных расходов на реализацию альтернативного варианта осуществления данных функций.
3.3.2. Органом исполнительной власти устанавливаются конкретные количественные и качественные показатели деятельности Организации на весь период осуществления государственных функций (объема товаров, работ, услуг в натуральном выражении - Q), исходя из целей участия Санкт-Петербурга в Организации. Указанные показатели устанавливаются путем описания номенклатуры товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Организацией, требований к количеству и качеству товаров (работ, услуг).
3.3.3. Расчет капитализированных расходов на реализацию
альтернативного варианта осуществления государственных функций за весь
ав
период осуществления этих функций (Cсумма) производится в порядке,
аналогичном определенному пунктом 3.2.3 настоящей Методики, по формуле:
n Qi х Pi Qn х Pn
ав __ _______+ _____________________,
Cсумма = \ i n+1
/_ (1+di) (1+dn) х (dn-kc)
i=1
где kc - темп роста расходов на реализацию альтернативного варианта
осуществления государственных функций в постпрогнозный период.
3.3.4. Капитализированные расходы Санкт-Петербурга на осуществление
государственных функций через анализируемую Организацию функциональной
mв
сферы за весь период осуществления этих функций (Cсумма) складываются из
элементов, определенных пунктами 3.2.4, 3.2.5 настоящей Методики, и
рассчитываются по формуле:
mв п k
Cсумма = Fсумма + Fсумма + ACсуммма.
При этом:
п п
n Fi Fn
п __ _______+ _____________________;
Fсумма = \ i n+1
/_ (1+di) (1+dn) х (dn-kfп)
i=1
k k
n Fi Fn
k __ _______+ _____________________;
Fсумма = \ i n+1
/_ (1+di) (1+dn) х (dn-kfk)
i=1
n ACi ACn
__ _______+ _____________________,
ACсумма = \ i n+1
/_ (1+di) (1+dn) х (dn-kAC)
i=1
где kfп - темп роста расходов бюджета Санкт-Петербурга на прямое финансирование Организации в постпрогнозный период;
kfk - темп роста расходов бюджета Санкт-Петербурга на финансирование предоставления материальных льгот в виде компенсаций, дотаций, субсидий определенным категориям потребителей товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых является функцией Организации, в постпрогнозный период;
kAC - темп роста альтернативных издержек в постпрогнозный период.
Планирование и анализ расходов и доходов, обусловленных реализацией государственных функций через анализируемую Организацию, производится на основе информации согласованных Органом исполнительной власти плановых документов Организаций, содержащихся в Базе данных организаций, на основе информации Органа исполнительной власти о соответствующем сегменте рынка, а также на основе заключений Уполномоченного оценщика.
3.3.5. Рассчитанные капитализированные расходы на реализацию
альтернативного варианта осуществления государственных функций за весь
ав
период осуществления этих функций (Cсумма) сравниваются с
капитализированными планируемыми расходами Санкт-Петербурга на
осуществление государственных функций через анализируемую Организацию
mв
функциональной сферы за весь период осуществления этих функций (Cсумма).
3.3.6. Превышение расходов Санкт-Петербурга на осуществление государственных функций через Организацию над рассчитанными расходами на реализацию альтернативного варианта осуществления этих функций является основанием для подготовки Органом исполнительной власти предложений о реорганизации Организации, ликвидации государственного унитарного предприятия, учреждения, приватизации их имущества, иных решений о прекращении участия в Организации в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга.
При этом вывод о необходимости изменения организационно-правовой формы Организации делается на основании результатов проведенного анализа, а также на основе проверки ее соответствия целям Организации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
3.3.7. По результатам анализа Орган исполнительной власти готовит заключение о целесообразности продолжения участия в Организации, обоснованное в соответствии с настоящей Методикой, и направляет его в КУГИ в сроки, определенные Порядком. Указанное заключение содержит предложения Органа исполнительной власти о принятии управленческих решений.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга от 25 сентября 2001 г. N 1566-р "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.