Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
План мероприятий
"Организация учета расхода энергоресурсов
в городском хозяйстве"
Пояснительная записка
1. Существующее положение и проблемы в энергоучете в
Санкт-Петербурге
В настоящее время энергоучет (тепла, горячей и холодной воды, газа) в Санкт-Петербурге находится в начальной стадии его внедрения. Существующее положение с учетом энергоресурсов в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать следующим образом.
Приборами учета потребления топливно-энергетических ресурсов оснащены котельные и теплоэлектроцентрали. Значительная часть зданий, принадлежащих коммерческим организациям, имеет приборы учета тепловой энергии и холодной воды, а в случае теплоснабжения от находящихся на их балансе газовых котельных - счетчики расхода газа.
Здания муниципального жилого фонда (за исключением нескольких демонстрационных объектов) приборов теплового учета не имеют. Приборы учета потребления холодной воды в большинстве жилых зданий демонтированы. Приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также газа в жилых квартирах отсутствуют.
Однако, следует указать, что в 60-е годы приборы учета газа и холодной воды имелись практически в каждом доме, а газовые счетчики - в большинстве квартир, но низкие цены на энергоносители не способствовали в то время поддержанию парка приборов учета в работоспособном состоянии и не окупали затрат на их техническое обслуживание. Следствием падения спроса на приборы энергоучета явилось значительное отставание данной отрасли от мирового уровня.
Формирование в последние годы рыночных отношений, и как следствие рост цен на энергоносители, способствовали появлению на отечественном рынке значительного количества различных типов приборов учета, в том числе поставляемых из-за рубежа.
На основе зарубежного опыта и результатов эксплуатации ряда объектов в нашей стране можно сделать вывод, что внедрение коммерческого учета тепловой энергии в тепловых пунктах и абонентских вводах позволит снизить потребление энергии и соответственно размер ее оплаты до 20%. При значительном недоотпуске тепловой энергии, имеющем место последние годы, размер экономии может составлять меньшую величину (10-15%). Однако, введение коммерческого учета, предусматривающее при определении размеров оплаты не только количество, но и качество отпускаемой энергии, будет способствовать улучшению качественных показателей теплоснабжения, а следовательно - повышению теплового комфорта в отапливаемых помещениях.
Еще большую экономию энергоресурсов (до 30 - 40%) дает поквартирный учет горячей и холодной воды, газа и тепла. Кроме того, осуществление коммерческого учета является необходимым предварительным условием реализации всего комплекса энергосберегающих мероприятий.
Массовое применение приборов коммерческого учета энергоносителей сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы, отсутствия эффективного экономического механизма, стимулирующего как производителей, так и потребителей энергии осуществлять энергоучет, а также из-за сложностей технического характера.
До сих пор на федеральном и региональном уровнях не утверждены "Правила пользования тепловой энергией", жестко регламентирующие взаимоотношения производителей, перепродавцов и потребителей тепловой энергии при ее отпуске, распределении и потреблении в системе теплоснабжения.
Не работает экономический механизм, стимулирующий производителей и массовых потребителей тепловой энергии к реализации мероприятий по ее экономическому использованию.
Не создан внебюджетный фонд, за счет средств которого было бы возможно планомерно осуществлять комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий.
Технические решения существующих инженерных систем и архитектурно-планировочные решения зданий затрудняют, а в отдельных случаях исключают возможность (без проведения комплекса работ по реконструкции систем) установки и нормальной эксплуатации подобных приборов.
Установка счетчиков поквартирного учета в существующем жилом фонде сопряжена с целым комплексом осложняющих факторов:
* сложность выделения легкодоступных мест для установки счетчиков в плотно заставленной квартире;
* необходимость частичной перекладки трубопроводов холодного и горячего водоснабжения и почти полной перекладки внутриквартирных газопроводов;
* незаинтересованность жильцов в установке приборов в связи с низкими тарифами на отпускаемые энергоресурсы и воду;
Энергоснабжение современного благоустроенного жилого фонда складывается из следующих компонентов (цифры усредненные):
* отопление - 50% ;
* горячее водоснабжение - 30%;
* электроснабжение - 10%;
* газоснабжение - 10%
В настоящее время поквартирный учет потребляемой энергии осуществляется только в системах электроснабжения, т.е. охватывает примерно десятую часть расходуемой энергии.
Не без труда, но все же можно наладить поквартирный учет расхода газа, холодной и горячей воды. Возникает также ряд сложностей, связанных с выполнением требований по условиям эксплуатации и сохранности приборов коммерческого учета тепла при установке их на местных (абонентских) тепловых вводах, групповых и центральных тепловых пунктах. Подавляющее большинство тепловых пунктов расположено в подвальных помещениях, не отвечающих условиям хранения и технического обслуживания приборов, что потребует дополнительных затрат на благоустройство этих помещений.
При разработке новых технических решений систем инженерного оборудования вновь возводимых и капитально реконструируемых зданий необходимо предусматривать возможность установки узлов поквартирного учета всех видов энергоносителей, в том числе расходов тепла на отопление согласно распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 17.09.96 N 217.
2. Планируемые мероприятия организационного и
нормативно-правового характера
Мероприятия организационного и нормативно-правового характера предусматривают создание условий, позволяющих упорядочить и целенаправленно проводить все действия по выполнению ПЛАНА с минимизацией капитальных вложений при достижении планируемого экономического эффекта.
С целью исключения распыления средств на приобретение, монтаж и обслуживание приборов учета энергоносителей, определения рациональной очередности и объемов внедрения приборов, разработки экономического механизма, стимулирующего коммерческий энергоучет, предлагается создать Фонд энергосбережения и Агентство по энергосбережению, как координирующие органы в структуре Администрации города по выполнению Плана организации учета тепловой энергии в городском хозяйстве.
В задачи координирующего органа должны входить:
* разработка ежегодных мероприятий по внедрению приборов энергоучета;
* организация и участие в разработке региональных "Правил пользования тепловой энергией";
* подготовка предложений для Региональной энергетической комиссии по стимулированию установки приборов энергоучета;
* проведение тендеров с целью выбора типов устанавливаемых приборов, а также определение специализированных организаций, которым поручается монтаж и сервисное обслуживание приборов учета;
* организация совместного с зарекомендовавшими себя зарубежными фирмами производства приборов, поставки запасных частей, ремонтной базы;
* организация работ по проведению аудитов теплопотребления и составление энергетических паспортов зданий, теплоисточников, инженерных сетей и сооружений;
* подготовка технико-экономических обоснований и смет расходов на установку и обслуживание приборов учета;
* организация системы метрологических проверок приборов и создание необходимой для этого производственной базы.
3. Финансовое обеспечение
В настоящее время в городском хозяйстве Санкт-Петербурга большинство потребителей энергоресурсов находится в государственной (федеральной или городской) собственности. Все издержки, вызванные потерями тепловой энергии при ее производстве, транспортировке, распределении и потреблении, покрываются частично потребителями и бюджетом. В жилищно-коммунальном хозяйстве города при этом наиболее массовые потребители тепла - граждане, проживающие в муниципальном жилом фонде - оплачивают только 30% от его фактической стоимости. Остальное оплачивают предприятия Комитета по содержанию жилищного фонда из средств, выделяемых из городского бюджета. Это исключает заинтересованность жилищно-эксплуатационных организаций, ГП ТЭК СПб и многих других потребителей и поставщиков тепловой энергии в ее экономном использовании.
Существующая в настоящее время в городском хозяйстве Санкт-Петербурга схема финансовых потоков между поставщиками, перепродавцами и потребителями тепловой энергии не стимулирует осуществление энергосберегающих мероприятий с целью ее экономного расходования и требует коренного пересмотра данной схемы.
Однако, учитывая огромные размеры взаимной задолженности и рост неплатежей у всех основных участников единого технологического процесса: производство-транспортировка-распределение-потребление тепловой энергии, на ближайший период представляется необходимым сохранить в основном, существующую систему.
Вместе с тем, для успешной реализации ПЛАНА мероприятий необходимо разработать экономический механизм, стимулирующий как производителей, так и потребителей тепловой энергии (независимо от форм собственности), устанавливать приборы учета энергоносителей.
Финансовое обеспечение Плана мероприятий предусматривается из следующих источников: бюджета собственных средств юридических и физических лиц, кредитов и инвестиций (в том числе от зарубежных партнеров, международных программ (межправительственных, научно-технических и коммерческих), средств, полученных от экономии энергоресурсов, которые планируется аккумулировать в Фонде энергосбережения создаваемого при Администрации города. При этом доля средств, получаемых кредитованием на выполнение Плана мероприятий, должна уменьшаться по мере роста средств, полученных от экономии в указанном Фонде.
Установка приборов учета энергоносителей в квартирах будет в дальнейшем полностью оплачиваться населением.
При этом у социально незащищенных групп населения приборы учета должны устанавливаться бесплатно за счет городского бюджета.
Энергоснабжающие предприятия за счет сэкономленной энергии получают возможность подключать к своим тепловым сетям дополнительных потребителей и, следовательно, получать дополнительные средства от продажи энергии.
Основные направления стимулирования установки приборов учета энергоресурсов кроме того включают:
* налоговые льготы инвесторам по установке теплосчетчиков;
* приоритетное финансирование комплексного ремонта инженерных систем зданий с установкой теплосчетчиков и приборов автоматики.
4. Ожидаемые результаты от внедрения приборов учета
энергоресурсов в городском хозяйстве
Внедрение приборов учета энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) в городском хозяйстве приводит к существенной экономии этих ресурсов, так как создает материальные стимулы для сокращения их потребления, а также для снижения непроизводительных затрат при производстве и транспортировке энергоносителей.
Установка приборов учета на границах балансовой принадлежности объектов продавца, перепродавца и покупателя энергоресурсов является необходимой предпосылкой для создания нормальных рыночных отношений в структурах инженерного обеспечения городского хозяйства и реализации комплекса мероприятий по энергосбережению.
Затраты по внедрению проборов учета включают:
* единовременные затраты на проектирование узлов учета, приобретение оборудования, монтаж узлов учета (приборов, трубопроводной обвязки, информационной сети - при соответствующем обосновании), настройку, метрологическую поверку и приемку, переоборудование помещений, необходимых для размещения и обслуживания приборов;
* эксплуатационные затраты на обслуживание и ремонт приборов, сбор, обработку и передачу информации, периодическую поверку;
* амортизационные отчисления, определяемые в зависимости от гарантийного срока службы оборудования.
Ежегодная экономия денежных средств после установки узлов учета складывается из экономии, достигаемой за счет упорядочения механизма оплаты, рационального использования энергоресурсов и поступлений от штрафных санкций, предъявленных поставщику в случаях отклонения качественных и количественных показателей энергоносителей от нормируемых Договором.
В таблицах приведены данные по количеству, устанавливаемых узлов учета на период с 1997 по 2005 года, по затратам на их установку и по экономическому эффекту, достигаемому в результате введения коммерческого учета энергоносителей. На основе анализа опыта установки и эксплуатации подобных приборов при определении указанных затрат и при оценке экономического эффекта приняты следующие значения расчетных показателей.
-------------------------------------------------------------------------
Характеристика | Стоимость узла | Экономия за | Сроки
объекта | учета, | счет учета, | окупаемости
| млн.руб. | %% (на 1 узел) | год
----------------+--------------------+-----------------+-----------------
Узлы учета теп- | | |
ловой энергии | | |
в абонентских | | |
вводах | 30,0 | 10 | 1,5 - 2
----------------+--------------------+-----------------+-----------------
Узлы учета горя-| | |
чей и холодной | | |
воды в квартирах| 0,8 | 30 | около 5 лет
----------------+--------------------+-----------------+-----------------
Узлы учета рас- | | |
хода газа в | | |
квартирах | 0,6 | 20 | 6 - 7
-------------------------------------------------------------------------
Затраты по оборудованию приборами учета абонентских тепловых вводов окупаются в течение 2-х лет.
Для финансирования этих работ будут привлечены средства бюджета Санкт-Петербурга и Фонда энергосбережения, накапливаемые в нем за счет реализации Плана первоочередных мероприятий.
Установка квартирных приборов учета энергоносителей окупится в течении 5 лет с момента установки приборов.
Оснащению квартир приборами учета воды должна в обязательном порядке предшествовать установка домовых водомерных узлов. Всего планируется смонтировать 18 тыс. домовых узлов учета общей стоимостью 68,0 млрд.руб., из них на сегодня смонтировано 8065 узлов.
Выполнение Плана мероприятий позволит обеспечить удельное снижение расхода холодной воды:
- при фактическом водопотреблении на 1 чел. в сутки около 300 л планируемый расход воды составит до 150 литров, что составит около 50%;
- при норме расхода горячей воды в сутки на 1 чел. 180 л потребление составит около 130 л, что составляет 40%;
- установка приборов учета тепла у абонентов позволит съэкономить от 30 до 50% потребляемой энергии, снизить финансовые затраты, жилищно-эксплуатационных организаций на теплоснабжение на 10-15%.
Приборы учета тепловой энергии и теплоносителя внесенные
в Государственный реестр
В настоящее время в Государственный Реестр внесено более 70 типов теплосчетчиков, как отечественного, так и зарубежного производства. При этом, учитывая, что цены на строительно-монтажные работы выравнялись, основными факторами при выборе приборов учета является их надежность, стоимость и конкурентоспособность.
При большом количестве выпускаемых и поставляемых фирмами средств измерения водопотребления и теплопотребления право выбора того или иного типа прибора относится к компетенции специализированных организаций, для исключения неоправданных затрат при внедрении приборного учета Покупатель (Заказчик) должен руководствоваться основными принципами: надежность, наличие сертификата о включении средства измерения в Гос.Реестр РФ, стоимость прибора и услуг их конкурентоспособность на принципе тендера среди поставщиков и Положением (Правилом) о порядке установки приборов учета во вновь вводимых и существующих зданиях, объектах.
Мероприятия нормативно-правового и организационного
характера
-------------------------------------------------------------------------
NN | Мероприятие | Сроки | Ответственный
п/п| |выполнения |
---+-------------------------------------+------------+------------------
1.| Разработать и утвердить "Временное |III квартал |Комитет по энер-
| положение о порядке установки при- |1997 года |гетике и инженер-
| боров во вновь вводимых и сущест- | |ному обеспечению,
| вующих жилых зданиях Санкт-Петер- | |Комитет по содер-
| бурга" | |жанию жилищного
| | |фонда
---+-------------------------------------+------------+------------------
2.| Разработать и утвердить "Производс- |III квартал |Комитет по энер-
| твенную инструкцию по установке бы- |1997 г. |гетике и инженер-
| товых газовых счетчиков существующих| |ному обеспечению,
| объектов" | |Комитет по содер-
| | |жанию жилищного
| | |фонда
---+-------------------------------------+------------+------------------
3.| Разработать и утвердить "Временную |IV квартал |Комитет по энер-
| инструкцию по организации и учету |1997 г. |гетике и инженер-
| тепловой энергии" | |ному обеспечению
---+-------------------------------------+------------+------------------
4.| Разработать формы "Типового договора|III квартал |Комитет по содер-
| на снабжение и потребление энерго- |1997 г. |жанию жилищного
| ресурсов и воды в Санкт-Петербурге" | |фонда,
| | |Комитет по энер-
| | |гетике и инженер-
| | |ному обеспечению
---+-------------------------------------+------------+------------------
5.| Разработать механизм экономического |IV квартал |Комитет по энер-
| стимулирования установки приборов |1997 г. |гетике и инженер-
| учета энергоносителей | |ному обеспечению,
| | |Комитет экономики
| | |и промышленной
| | |политике,
| | |Комитет по содер-
| | |жанию жилищного
| | |фонда
---+-------------------------------------+------------+------------------
6.| Подготовить и представить в Реги- |IV квартал |Комитет по энер-
| ональную энергетическую комиссию |1997 г. |гетике и инженер-
| предложения по внедрению дифферен- | |ному обеспечению,
| цированию тарифов на потребление | |Комитет экономики
| энергоресурсов и воды | |и промышленной
| | |политике,
| | |Комитет по содер-
| | |жанию жилищного
| | |фонда
---+-------------------------------------+------------+------------------
7.| Организовать проведение тендеров |Постоянно |КЭ и ИО
| среди строительно-монтажных органи- | |Комитет по содер-
| заций по установке приборов учета | |жанию жилищного
| | |фонда
-------------------------------------------------------------------------
Установка узлов учета в абонентских водах
-------------------------------------------------------------------------
Наименование|Ед. |1998| 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005
показателя |измер| | | | | | | |
------------+-----+----+------+------+------+------+------+------+-------
Количество | | | | | | | | |
устанавлива-| | | | | | | | |
емых узлов | | | | | | | | |
учета | шт. |300 |1000 | 1700 | 2500 | 2500 | 4000 |3000 | 3000
То же нара- | | | | | | | | |
стающим | | | | | | | | |
итогом | шт. |300 |1300 | 3000 | 5500 | 8000 |12000 |15000 |18000
------------+-----+----+------+------+------+------+------+------+-------
Стоимость | | | | | | | | |
устанавлива-| | | | | | | | |
емых узлов | | | | | | | | |
(один узел -|млн. | | | | | | | |
30 млн.руб) |руб. |9000|30000 |51000 |75000 |75000 |120000|90000 |90000
То же нара- |млн. | | | | | | | |
стающим |руб. |9000|39000 |90000 |165000|240000|360000|450000|540000
итогом | | | | | | | | |
------------+-----+----+------+------+------+------+------+------+-------
Стоимость |млн. | | | | | | | |
сэкономлен- |руб. |3300|17600 |47300 |93500 |148500|220000|297000|363000
ных ресурсов| | | | | | | | |
(Один узел -| | | | | | | | |
22 млн.руб) | | | | | | | | |
------------+-----+----+------+------+------+------+------+------+-------
То же нара- |млн. | | | | | | | |
стающим |руб. |3300|20900 |68200 |161700|310200|530200|827200|1190200
итогом | | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Установка счетчиков холодной и горячей воды в квартирах
-------------------------------------------------------------------------
Наименование|Ед. |1998| 1999| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005
показателя |измер| | | | | | | |
------------+-----+----+-----+------+------+------+------+-------+-------
Количество | | | | | | | | |
устанавлива-| | | | | | | | |
емых узлов | | | | | | | | |
учета | шт. |2000|4000 |14000 |230000|340000|340000|340000 |280000
------------+-----+----+-----+------+------+------+------+-------+-------
То же нара- | | | | | | | | |
стающим | | | | | | | | |
итогом | шт. |2000|6000 |20000 |250000|590000|930000|1270000|1550000
------------+-----+----+-----+------+------+------+------+-------+-------
Стоимость | | | | | | | | |
устанавлива-| | | | | | | | |
емых узлов | | | | | | | | |
(один узел -|млн. |1600|3200 |11200 |184000|272000|272000|272000 |224000
0,8 млн.руб)|руб. | | | | | | | |
------------+-----+----+-----+------+------+------+------+-------+-------
То же нара- |млн. |1600|4800 |16000 |200000|472000|744000|1016000|1240000
стающим |руб. | | | | | | | |
итогом | | | | | | | | |
------------+-----+----+-----+------+------+------+------+-------+-------
Из них зат- |млн. |1520|2880 |7840 |36800 |54400 |54400 |54400 |44800
рат на ус- |руб. | | | | | | | |
тановку | | | | | | | | |
------------+-----+----+-----+------+------+------+------+-------+-------
То же нара- |млн. |1520|4400 |12240 |49040 |102440|157840|212240 |257040
стающим |руб. | | | | | | | |
итогом | | | | | | | | |
------------+-----+----+-----+------+------+------+------+-------+-------
Затраты на- |млн. | 80 |320 |3360 |147200|217600|217600|217600 |179200
селения |руб. | | | | | | | |
То же нара- |млн. | 80 |400 |3760 |150960|368560|586160|803760 |982960
стающим ито-|руб. | | | | | | | |
гом | | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Установка газовых счетчиков в квартирах
-------------------------------------------------------------------------
Наименова-|Ед. |1997|1998|1999 |2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |2005
ние пока- |из- | | | | | | | | |
зателя |мер.| | | | | | | | |
----------+----+----+----+-----+-----+------+------+------+------+-------
Количество| | | | | | | | | |
устанавли-| | | | | | | | | |
ваемых в | | | | | | | | | |
квартирах | | | | | | | | | |
счетчиков | шт.|100 |300 |3200 |10000|150500|200700|250000|250000|250000
----------+----+----+----+-----+-----+------+------+------+------+-------
То же нара| | | | | | | | | |
стающим | | | | | | | | | |
итогом | шт.|100 |400 |3600 |13600|249300|450000|700000|950000|1200000
----------+----+----+----+-----+-----+------+------+------+------+-------
Стоимость | | | | | | | | | |
установлен| | | | | | | | | |
ных счетчи| | | | | | | | | |
ков | | | | | | | | | |
(один счет| | | | | | | | | |
чик - 0,6 |млн.| 60 |240 |1920 |6000 |90300 |120420|150000|150000|150000
млн.руб |руб.| | | | | | | | |
----------+----+----+----+-----+-----+------+------+------+------+-------
То же нара|млн.| | | | | | | | |
стающим |руб.| 60 |300 |2220 |8160 |149580|270000|420000|570000|720000
итогом | | | | | | | | | |
----------+----+----+----+-----+-----+------+------+------+------+-------
Стоимость |млн.|4,4 |13,2|140,8|757 |15316 |30769 |50600 |72600 |94600
сэкономлен|руб.| | | | | | | | |
ных ресур-| | | | | | | | | |
сов (0,088| | | | | | | | | |
млн.руб. | | | | | | | | | |
один счет-| | | | | | | | | |
чик) | | | | | | | | | |
----------+----+----+----+-----+-----+------+------+------+------+-------
То же нара|млн.|4,4 |17,6|158,4| 915 |21177 |51946 |102546|175146|269746
стающим |руб.| | | | | | | | |
итогом | | | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Сводная таблица необходимых финансовых средств и экономической
эффективности от внедрения приборов учета к 2005 году
-------------------------------------------------------------------------
NN | Мероприятие | Количество | Затраты | Экономический
п/п | | шт. | млн.руб. | эффект
| | | | млн.руб.
----+--------------------+---------------+--------------+----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5
----+--------------------+---------------+--------------+----------------
1. |Установка узлов уче-| | |
|та в абонентских | | |
|вводах | 18000 | 540000 | 488950
| | | |
2. |Установка счетчиков | | |
|холодной и горячей | | |
|воды в квартирах | 1550000 | 1240000 | 384300
| | | |
3. |Установка газовых | | |
|счетчиков в | | |
|квартирах | 1200000 | 720000 | 269746
| | | |
|Итого | 2768000 | 2500000 | 1142996
-------------------------------------------------------------------------
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 1997 г. N 28 "Об организации учета энергоресурсов и воды в городском... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.