Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Порядок подготовки и оформление
правовых актов администрации
3.1. В администрации принимаются следующие правовые акты: нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты.
Под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами.
Под индивидуальными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
3.1.1. Администрация издает следующие нормативные правовые акты:
- распоряжения - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с Федеральными Законами, Законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства и Губернатора Санкт-Петербурга отнесено к компетенции администрации, или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции администрации;
- приказы - нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам внутренней организации работы администрации.
3.1.2. Отменен.
См. текст пункта 3.1.2
3.2. Проекты правовых актов (далее - проекты) разрабатываются подразделением администрации на основании поручений и указаний главы администрации, его заместителей, а также по собственной инициативе.
3.3. Для подготовки проектов главой администрации могут создаваться комиссии для осуществления правовой, экономической, материально-технической и иной экспертизы вопросов, относящихся к его компетенции.
3.4. Проект визируется лицом, подготовившим проект и должен отвечать следующим требованиям:
3.4.1. Объем проекта, как правило, не должен превышать трех печатных страниц текста без приложений.
3.4.2. К проекту может прилагаться пояснительная записка или аналитическая справка объемом до трех печатных страниц.
3.4.3. Проект должен быть оформлен в соответствии с Инструкцией по делопроизводству и удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов.
3.4.4. Проект должен иметь краткое название (заголовок, отвечающий на вопрос "о чем?") и текст.
3.4.5. Структура проекта должна обеспечивать логическое развитие содержания и соответствовать предмету правового регулирования. Текст проекта может иметь вводную, распорядительную и заключительную части.
3.4.6. Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений, могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели, мотивы принятия правового акта, а также предмет правового регулирования.
3.4.7. Проект может не иметь вступительной части, если содержание распоряжения не нуждается в пояснении.
3.4.8. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования содержащихся в нем положений. Текст проекта должен устанавливать механизм реализации содержащихся в нем положений (дозволения, запреты, санкции), быть логичным, лаконичным, ясным, точным, соответствовать действующим правилам орфографии и пунктуации.
3.4.9. В проекте должны правильно использоваться официально установленные наименования, общеизвестные термины. Текст проекта не должен быть перегружен специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Не допускается использование в проекте эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.).
3.4.10. Положения проекта оформляются, как правило, в виде статей или пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами. Статьи могут разделяться на части и пункты. Пункты могут разделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами.
3.4.11. Значительные по объему тексты могут разделяться на главы или разделы, имеющие нумерацию и наименование. Разделы и главы нумеруются арабскими цифрами.
3.4.12. Проекты не должны противоречить изданным ранее правовым актам или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее изданный акт. Проект, содержащий положения об отмене правового акта, должен содержать нормы о признании утратившим силу правовых актов, изменяющих отменяемый правовой акт.
3.4.13. Если правовые акты администрации принимаются на основании, в развитие или во исполнение Конституции Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации или федеральных органов государственной власти, Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга, правовых актов Правительства, Губернатора Санкт-Петербурга и Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, то вводная часть проекта должна содержать ссылку на соответствующий правовой акт с указанием его наименования, даты принятия и номера.
3.4.14. Распорядительная часть текста проекта обязательно должна содержать:
конкретные задания исполнителям с указанием точных сроков их исполнения. При длительных сроках исполнения необходимо указывать промежуточные (контрольные) сроки;
точное наименование организаций - исполнителей задания. Фамилии руководителей организаций указывать не следует, должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично;
поручения о контроле исполнения правового акта или его отдельных пунктов с указанием, на кого возложен контроль.
Контроль исполнения правового акта или отдельных пунктов возлагается на заместителя главы администрации в соответствии с распределением обязанностей или временным возложением обязанностей на заместителя главы администрации.
3.4.15. Текст пунктов распорядительной части излагается в повелительной форме ("Обязать", "Поручить" и т.п.).
3.4.16. Заключительная часть текста проекта может содержать:
указание о сроке вступления правового акта в силу, если такое указание необходимо;
указание об отмене или изменении действующих правовых актов, если издаваемый правовой акт отменяет или изменяет действующий правовой акт.
3.4.17. В случае необходимости отмены ранее принятого правового акта указывается орган, издавший акт, дата, номер и наименование или отдельный пункт, подлежащий отмене.
3.4.18. В случае наличия в проекте положений о возложении обязанностей на какое-либо лицо, не являющееся работником исполнительного органа, должно быть письменное согласие данного лица. В тексте проекта после упоминания данного лица должны содержаться слова (по согласованию).
3.4.19. В случаях, когда исполнителем является орган или организация, не подчиненные администрации, применяется рекомендательная форма ("Предложить", "Рекомендовать" и т.п.).
3.4.20. Последний пункт правового акта, как правило, устанавливает ответственного за его исполнение в целом.
3.4.21. В случаях, когда правовым актом утверждаются самостоятельные документы (положения, инструкции, планы и т.п., составы комиссий и других коллегиальных органов), либо к правовому акту приобщаются другие документы, они указываются в тексте как приложения.
3.4.22. Приложение должно иметь заголовок, определяющий его содержание и в правом верхнем углу указание на принадлежность к правовому акту.
Несколько приложений нумеруются.
3.5. Ответственность за соблюдение требований настоящего Регламента при подготовке проекта несет руководитель разработчика.
3.6. Обязанность по согласованию проекта правового акта администрации возлагается на подразделение администрации, подготовившее проект. При этом устанавливается следующий порядок: передача проекта лицом, ответственным за разработку и согласование проекта, другим лицам для получения согласований не допускается.
3.6.1. Руководитель (заместитель руководителя) подразделения администрации, подготовившего проект, должен завизировать проект в "Справке о согласовании" (приложение N 2).
3.6.2. Проекты подлежат обязательному согласованию (предварительному рассмотрению и аналитической оценке):
- с подразделениями (должностными лицами) администрации в соответствии с их компетенцией;
- с конкретными предприятиями, организациями, учреждениями, не являющимися органами государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, когда правовой акт администрации содержит упоминание о них.
3.6.3. Согласование проектов осуществляется: визированием должностным лицом подразделения администрации, предприятия (учреждения, организации), осуществляющего согласование в "Справке о согласовании", либо на оборотной стороне первого листа нормативного акта. Визирование производится соответствующим руководителем или его заместителем в пределах компетенции с обязательным указанием даты визирования. Виза согласования может быть в отдельных случаях удостоверена печатью.
3.6.4. Согласование проекта может осуществляться в процессе совещания с участием руководителей или уполномоченных представителей подразделений администрации, участвующих в подготовке проекта. Протокол совещания, подписанный всеми должностными лицами - участниками совещания, приобщается к "Справке о согласовании", о чем в последней делается соответствующая запись.
3.6.5. В целях сокращения сроков согласования возможно направление на согласование копии проекта с приложениями к нему и копии "Справки о согласовании" проекта, оформленных в соответствии с настоящим Регламентом.
3.6.6. При необходимости (значительные по объему замечания и т.п.) согласование оформляется в виде отдельного письма на бланке организации, о чем делается отметка в "Справке о согласовании".
3.6.7. День поступления проекта в подразделение администрации и день согласования проекта в данном подразделении фиксируются в "Справке о согласовании". Своевременное рассмотрение и согласование проектов обеспечивают руководители подразделений администрации, осуществляющих их согласование.
3.6.8. Срок рассмотрения направленного на согласование проекта в подразделениях администрации, а также на предприятиях (в учреждениях, организациях), не должен превышать трех рабочих дней.
3.6.9. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта между подразделениями администрации составляется лист разногласий, к которому в обязательном порядке прилагаются подлинники замечаний, подписанные соответствующими руководителями. Проект правового акта и лист разногласий передаются для разрешения разногласий заместителю главы или руководителю подразделения администрации, вносящему проект правового акта на рассмотрение главы администрации.
Если разногласия не значительны, то они могут быть внесены только в "Справку о согласовании".
Наличие разногласий не является основанием для отказа визирования.
3.6.10. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются подразделением администрации, разработавшим проект. Если подразделение администрации, разработавшее проект, не согласно с представленными замечаниями и предложениями, оно готовит мотивированное заключение и прилагает его к проекту.
3.6.11. При наличии замечаний по проекту разработчик должен обеспечить проведение обсуждения проекта с заинтересованными органами и организациями в целях выработки взаимоприемлемого решения.
3.6.12. В случае, если замечания не будут устранены, проект направляется разработчиком для разрешения разногласий заместителю главы администрации - куратору подразделения, направившего проект на согласование.
3.6.13. В случае согласия с представленными замечаниями подразделение, подготовившее проект, вносит в него соответствующие изменения и дополнения.
В случае внесения изменений в проект, измененный текст проекта подлежит повторному согласованию (за исключением случаев внесения незначительных изменений технического характера).
3.6.14. После выполнения требований пункта 3.6.13 настоящего Регламента текст проекта подлежит повторному визированию руководителем подразделения администрации, разработавшего проект.
3.6.15. Проект, имеющий согласования со "Справкой о согласовании", а также с необходимыми приложениями передается в Юридический отдел администрации.
3.6.16. Проект, разработанный или согласованный с нарушениями настоящего Регламента, не подлежит рассмотрению Юридическим отделом и возвращается разработчику проекта для устранения нарушений.
3.6.17. Юридический отдел в течение пяти рабочих дней осуществляет:
юридическую экспертизу проекта на предмет его соответствия законодательству, требованиям юридической техники.
3.6.18. Срок рассмотрения проекта Юридическим отделом может быть продлен по решению начальника Юридического отдела до семи рабочих дней (в случае необходимости дополнительной юридической экспертизы), а также до десяти рабочих дней (в случае необходимости осуществления комплексной юридической экспертизы, анализа и изучения дополнительных материалов, относящихся к проекту, в том числе, если объем текста проекта составляет десять и более листов).
3.6.19. Юридический отдел готовит заключение, если в результате проведенной юридической экспертизы проекта будут установлены следующие нарушения:
нарушение настоящего Регламента при разработке или согласовании проекта;
несоответствие проекта законодательству;
несоответствие проекта требованиям юридической техники;
несоответствие проекта нормам современного русского языка;
необходимость внесения значительных редакционно-технических правок (составляющих более десяти процентов количества печатных знаков текста).
3.6.20. Проект с заключением Юридического отдела возвращается разработчику проекта.
3.6.21. После устранения указанных в заключении недостатков проект вновь направляется в Юридический отдел с возобновлением сроков рассмотрения, предусмотренных пунктами 3.6.17 и 3.6.18 настоящего Регламента.
3.6.22. Если в результате юридической экспертизы в проекте не выявлено противоречий законодательству, начальник Юридического отдела (или лицо, исполняющее его обязанности) визирует проект в правом верхнем углу первого листа проекта, при этом виза может содержать указание на необходимость или отсутствие необходимости рассмотрения проекта на заседании коллегии.
3.6.23. В случае выявления незначительных недостатков редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки и т.д.) проект может быть завизирован с правками Юридического отдела. В случае, если внесение изменений повлечет существенное изменение проекта, Юридическим отделом готовится заключение в соответствии с пунктом 3.6.19 настоящего Регламента.
При внесении несущественных изменений редакционно-технического характера проект после перепечатки вторично не визируется.
3.6.24. После визирования проекта начальником Юридического отдела внесение в проект каких-либо изменений не допускается.
3.6.25. Завизированный начальником Юридического отдела проект направляется в протокольный сектор для внесения на рассмотрение главы администрации.
3.6.26. Оформленный в соответствии с требованиями настоящего Регламента проект должен быть завизирован:
лицом, подготовившим проект;
руководителем или заместителем руководителя подразделения, подготовившего проект;
руководителями (заместителями руководителей) согласующих организаций и подразделений администрации;
заместителем главы администрации, вносящим проект на рассмотрение главы администрации;
начальником Юридического отдела.
3.6.27. После полного визирования проекта подготовившее его подразделение передает проект в протокольный сектор, который проверяет соблюдение требований настоящего Регламента и Инструкции по делопроизводству при разработке и согласовании проекта, в том числе:
правильность использования наименований органов и организаций, упоминание о которых содержит проект;
сроки исполнения заданий;
наличие приложений, указанных в тексте;
наличие указания о контроле.
3.6.28. При соответствии проекта выше указанным требованиям титульный лист распечатывается в машинописном бюро на бланке, изготовленном типографским способом. Материал передается на рассмотрение главы администрации.
В случае необходимости доработки проект возвращается разработчику для внесения необходимых изменений и дополнений.
3.6.29. Распоряжения и приказы администрации подписываются главой администрации или исполняющим его обязанности.
3.6.30. После подписания главой или исполняющим обязанности главы администрации, правовой акт поступает в протокольный сектор, где ему присваивается номер и дата, в трехдневный срок обеспечивается его тиражирование, заверение и рассылка в соответствии со списком, внесение в электронную базу данных. Рассылка определяется составителем проекта и может быть дополнена начальником протокольного сектора.
3.6.31. Доступ к базе данных "Распоряжения" определен приказом администрации от 12.03.2003 N 90-п.
3.6.32. Один экземпляр копий всех издаваемых распоряжений направляется в Прокуратуру Кировского района.
Два экземпляра копий распоряжений и приказов нормативного характера по рекомендации Юридического отдела, внесенной в лист согласований, в течение двух рабочих дней после их регистрации направляются с сопроводительным письмом в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Юридический отдел включает в сопроводительное письмо предложения о внесении в реестр и официальном опубликовании конкретных нормативных актов, подлежащих официальному опубликованию.
3.6.33. Подразделения администрации, самостоятельные структурные подразделения и подразделения двойного подчинения массовую рассылку копий распоряжений в подведомственные организации осуществляют самостоятельно.
3.6.34. Распоряжения по наиболее важным вопросам направляются в библиотеку ГУ "Управление Дома Совета", публикуются в районной газете, доводятся до сведения населения другими средствами массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.