Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение 1)
Инструкция
о порядке проведения ревизии (проверки)
Комитетом финансов Ленинградской области
17 августа 2010 г., 31 августа 2011 г.
I. Общие положения
1. В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2003 года N 167 "Об утверждении структуры, штатного расписания и Положения о комитете финансов Ленинградской области" на комитет финансов Ленинградской области возложена задача по осуществлению в пределах своей компетенции предварительного, текущего и последующего государственного финансового контроля.
Постановление Правительства Ленинградской области от 31 июля 2003 г. N 167 признано утратившим силу
Последующий государственный финансовый контроль осуществляется комитетом финансов Ленинградской области путем проведения ревизии (проверки) в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
2. При организации и проведении ревизии (проверки), оформлении и реализации ее результатов работники, осуществляющие государственный финансовый контроль, руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, других министерств, Уставом Ленинградской области, областными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Ленинградской области и Губернатора Ленинградской области, а также настоящей Инструкцией.
II. Цель и задачи ревизии (проверки)
3. Ревизия (проверка) представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности осуществленных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера), иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ленинградской области и иными нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
4. Цель ревизии (проверки) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Ленинградской области при осуществлении главными распорядителями, распорядителями и получателями средств областного бюджета Ленинградской области (далее - организации) хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
5. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации:
соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных к кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.
III. Организация и проведение ревизии (проверки)
6. Ревизия (проверка) правомерности и эффективности использования средств областного бюджета и материальных ценностей, находящихся в собственности Ленинградской области, проводится как в плановом, так и внеплановом порядке.
Плановые ревизии (проверки) проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы на текущий квартал, утвержденным председателем комитета финансов Ленинградской области или лицом, уполномоченным председателем комитета.
В случае необходимости могут проводиться внеплановые ревизии (проверки), в том числе по мотивированным требованиям правоохранительных органов либо обращениям органов государственной власти Ленинградской области или органов местного самоуправления.
7. На проведение каждой ревизии (проверки) работникам, осуществляющим государственный финансовый контроль, выдается удостоверение по форме, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31 августа 2004 года N 180. Удостоверение подписывается председателем комитета финансов Ленинградской области, назначившим ревизию (проверку), или лицом, уполномоченным председателем комитета, и заверяется печатью комитета.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2010 г. N 217 в пункт 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Срок проведения ревизии (проверки), состав ревизионной (проверяющей) группы, руководитель ревизионной (проверяющей) группы определяются председателем комитета финансов Ленинградской области или лицом, уполномоченным председателем комитета, в распоряжении о проведении ревизии (проверки) с учетом объема предстоящих работ, обусловленного конкретными задачами ревизии (проверки) и особенностями ревизуемой (проверяемой) организации, и, как правило, не может превышать 45 календарных дней.
Первоначально установленный срок ревизии (проверки) может быть продлен по мотивированному представлению руководителя ревизионной (проверяющей) группы или проверяющего, ответственного за проверку, на срок до 10 календарных дней.
9. Конкретные вопросы ревизии (проверки) определяются программой или перечнем основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии (проверке) (далее - программа ревизии (проверки).
Тема, ревизуемый (проверяемый) период, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии (проверке), подписываются начальником структурного подразделения, ответственным за проведение ревизии (проверки), и утверждаются председателем комитета финансов Ленинградской области или лицом, уполномоченным председателем комитета.
10. Разработке программы ревизии (проверки) и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участвующие в ревизии (проверке) обязаны изучить необходимые законодательные и иные нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность организации.
Руководитель ревизионной (проверяющей) группы до начала ревизии (проверки) знакомит работников, осуществляющих государственный финансовый контроль, с содержанием утвержденной программы ревизии (проверки) и распределяет между ними вопросы и участки работы.
Программа ревизии (проверки) может быть изменена в ходе ее проведения в порядке, установленном пунктом 9 настоящей Инструкции.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2010 г. N 217 в пункт 11 настоящего приложения внесены изменения
11. Руководитель ревизионной (проверяющей) группы, проверяющий должны предъявить руководителю ревизуемой (проверяемой) организации удостоверение на право проведения ревизии (проверки), копию распоряжения о проведении ревизии (проверки), ознакомить его с основными задачами, представить работников, осуществляющих государственный финансовый контроль, решить организационно-технические вопросы и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной (проверяющей) группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой (проверяемой) организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной (проверяющей) группы по согласованию с руководителем ревизуемой (проверяемой) организации.
12. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется путем:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности осуществленных хозяйственных и финансовых операций;
проверки соответствия осуществленных хозяйственных и финансовых операций данным первичных документов, в том числе фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненным работам (оказанным услугам) и т.п.;
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок в организациях любых форм собственности, получивших от ревизуемой (проверяемой) организации денежные средства, материальные ценности и документы, и данных с соответствующими записями, документами и данными ревизуемой (проверяемой) организации;
организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ (оказанных услуг), в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов.
13. Участники ревизионной (проверяющей) группы, проверяющий, исходя из программы ревизии (проверки), определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающих сбор требуемых сведений и доказательств.
Участники ревизионной (проверяющей) группы имеют право:
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, а также от предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений и должностных лиц сведения, необходимые для ревизии (проверки);
получать от должностных, материально ответственных и других лиц ревизуемой (проверяемой) организации объяснения, в том числе письменные, по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизии (проверки).
14. Руководитель ревизуемой (проверяемой) организации обязан предоставить участникам ревизионной (проверяющей) группы необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить выполнение машинописных работ и т.п.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой (проверяемой) организации представить необходимые документы и материалы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведение ревизии (проверки), руководитель ревизионной (проверяющей) группы в письменном виде с указанием срока предлагает руководителю ревизуемой (проверяемой) организации представить требуемые документы.
При невыполнении данного требования в указанный срок руководитель ревизионной (проверяющей) группы, проверяющий сообщают в письменном виде об этом факте председателю комитета финансов Ленинградской области или лицу, уполномоченному председателем комитета. Одновременно руководитель ревизуемой (проверяемой) организации дает объяснения в письменной форме по поводу невыполнения требования руководителя ревизионной (проверяющей) группы, проверяющего на имя председателя комитета финансов Ленинградской области, который принимает решение о дальнейшем проведении ревизии (проверки).
15. При отсутствии или неправильном ведении бухгалтерского учета в ревизуемой (проверяемой) организации руководитель ревизионной (проверяющей) группы составляет соответствующий акт и докладывает председателю комитета финансов Ленинградской области. Председатель комитета направляет руководителю ревизуемой (проверяемой) организации и (или) в вышестоящую организацию письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой (проверяемой) организации в установленные сроки и принимает решение о прекращении ревизии (проверки).
Ревизия (проверка) проводится после восстановления в ревизуемой (проверяемой) организации бухгалтерского учета.
IV. Оформление и реализация результатов ревизии (проверки)
16. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной (проверяющей) группы, а при необходимости и членами ревизионной (проверяющей) группы, проверяющим, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой (проверяемой) организации. Акт ревизии (проверки) составляется в двух экземплярах.
Один экземпляр акта ревизии (проверки), подписанного руководителем ревизионной (проверяющей) группы, проверяющим, передается руководителю ревизуемой (проверяемой) организации или лицу, уполномоченному руководителем организации, под роспись с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой (проверяемой) организации (по согласованию с руководителем ревизионной (проверяющей) группы, проверяющим) для ознакомления с актом ревизии (проверки) и его подписания может быть установлен срок до двух рабочих дней.
16.1. При наличии возражений или замечаний по акту ревизии (проверки) подписывающие его должностные лица ревизуемой (проверяемой) организации делают соответствующую запись (перед своей подписью) и одновременно представляют руководителю ревизионной (проверяющей) группы, проверяющему письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии (проверки) и являются их неотъемлемой частью.
16.2. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте ревизии (проверки), ревизуемая (проверяемая) организация вправе в течение пяти рабочих дней со дня получения подписанного акта ревизии (проверки) представить в комитет финансов Ленинградской области письменное объяснение мотивов отказа в подписании акта или возражения по акту в целом или по отдельным его положениям. При этом ревизуемая (проверяемая) организация обязана приложить к письменному объяснению (возражению) или в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения акта ревизии (проверки), передать документы и материалы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта. Возражения по акту без документов и материалов (заверенных копий), подтверждающих их обоснованность, не рассматриваются.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2010 г. N 217 в пункт 16.3 настоящего приложения внесены изменения
16.3. По истечении срока, установленного для представления письменного объяснения мотивов отказа в подписании акта ревизии (проверки) или возражений по акту, руководитель ревизионной (проверяющей) группы, проверяющий в срок до пяти рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний. При необходимости дополнительной проверки изложенных фактов срок рассмотрения акта ревизии (проверки) может быть продлен до десяти рабочих дней на основании распоряжения председателя комитета финансов Ленинградской области или лица, уполномоченного председателем комитета. Достоверность фактов, изложенных в возражениях, должна быть проверена. Возражения, по которым дается письменное заключение, после рассмотрения и утверждения председателем комитета финансов Ленинградской области или лицом, уполномоченным председателем комитета, направляются в ревизуемую (проверяющую) организацию и приобщаются к материалам ревизии (проверки).
Письменное заключение передается руководителем ревизионной (проверяющей) группы, проверяющим должностному лицу ревизуемой (проверяемой) организации.
16.4. В случае отказа должностных лиц ревизуемой (проверяемой) организации подписать или получить акт ревизии (проверки) руководитель ревизионной (проверяющей) группы, проверяющий производят запись об их ознакомлении и отказе от подписания или получения акта.
Такой акт может быть направлен ревизуемой (проверяемой) организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта ревизии (проверки), остающемуся на хранении в комитете финансов Ленинградской области, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2010 г. N 217 в пункт 16.5 настоящего приложения внесены изменения
16.5. Для оперативного контроля к акту ревизии (проверки) прикладывается справка об устранении выявленных нарушений, в которой отражаются суммы, восстановленные в бюджет, удержанные с виновных лиц; меры, принятые к виновным должностным лицам; информация о передаче материалов проверки в правоохранительные органы и принятые ими решения. К указанной справке прилагаются копии распоряжений, изданных в ходе проведения ревизии (проверки).
17. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать:
наименование темы ревизии (проверки);
дату и место составления акта ревизии (проверки);
сведения об участниках и основание проведения ревизии (проверки) (номер и дата удостоверения, указание плановости характера ревизии (проверки), ссылка на задание);
проверяемый период и сроки проведения ревизии (проверки);
полное наименование и реквизиты ревизуемой (проверяемой) организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
сведения об учредителях;
основные цели и виды деятельности ревизуемой (проверяемой) организации;
имеющиеся у ревизуемой (проверяемой) организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в департаменте казначейского исполнения бюджета комитета финансов Ленинградской области;
сведения об имеющем в проверяемый период право первой подписи в ревизуемой (проверяемой) организации и о главном бухгалтере (бухгалтере);
сведения об органе, проводившем предыдущую ревизию (проверку), дату ревизии (проверки) с указанием мер, принятых по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии (проверки) может содержать иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии (проверки).
Описательная часть акта ревизии (проверки) должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии (проверки).
18. В акте ревизии (проверки) должны соблюдаться объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии (проверки) излагаются в акте ревизии (проверки) на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
Акт ревизии (проверки) не должен содержать различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами ревизии (проверки), а также сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
Акт ревизии (проверки) не должен содержать правовой и морально-этической оценки действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой (проверяемой) организации, их поступков, намерений и целей.
Объем акта ревизии (проверки) не ограничен, ревизующие (проверяющие) должны стремиться к краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии (проверки).
19. В случаях когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры по их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии (проверки) составляется отдельный (промежуточный) акт, а от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Отдельный (промежуточный) акт подписывается участником ревизионной (проверяющей) группы, проверяющим, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии (проверки), и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой (проверяемой) организации. Факты, изложенные в отдельном (промежуточном) акте, включаются в акт ревизии (проверки).
20. Материалы ревизии (проверки) состоят из акта ревизии (проверки) и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы ревизии (проверки) представляются на подпись начальнику структурного подразделения, ответственному за проведение ревизии (проверки), не позднее следующего рабочего дня после подписания в ревизуемой (проверяемой) организации. На последней странице акта ревизии (проверки) делается отметка "Материалы ревизии (проверки) приняты" с указанием даты. По окончании проверки акт ревизии (проверки) не позднее следующего рабочего дня подлежит регистрации в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены печатью комитета финансов Ленинградской области.
Материалы каждой ревизии (проверки) в делопроизводстве комитета финансов Ленинградской области должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов.
21. В течение двух дней с даты подписания акта ревизии (проверки) начальник структурного подразделения, ответственный за проведение ревизии (проверки), обязан сообщить председателю комитета финансов Ленинградской области или лицу, уполномоченному председателем комитета, о результатах проведенной ревизии (проверки) для принятия мер. Председатель комитета финансов Ленинградской области или лицо, уполномоченное председателем комитета, по представленным материалам в срок не более десяти календарных дней после даты подписания акта ревизии (проверки) определяет порядок реализации результатов ревизии (проверки).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 августа 2011 г. N 276 пункт 22 настоящего приложения изложен в новой редакции
22. По результатам проведенной ревизии (проверки) председатель комитета финансов Ленинградской области или лицо, уполномоченное председателем комитета, направляет руководителю ревизуемой (проверяемой) организации, в вышестоящие органы обязательные для рассмотрения и исполнения представления по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц, а также к принятию других мер принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти Ленинградской области.
23. Результаты ревизии (проверки), проведенной в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы комитета финансов Ленинградской области, в письменном виде представляются Губернатору Ленинградской области вместе с указанием принятых и предлагаемых мер, входящих в компетенцию комитета финансов Ленинградской области, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба.
24. Результаты ревизии (проверки), проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти Ленинградской области или органов местного самоуправления, доводятся до сведения этих органов председателем комитета финансов Ленинградской области либо лицом, уполномоченным председателем комитета, вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости указанным органам направляются также и материалы ревизии (проверки).
25. Материалы ревизии (проверки), проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах комитета финансов Ленинградской области должны быть оставлены копии: акта объяснений должностных лиц ревизуемой (проверяемой) организации, виновных в выявленных ревизией (проверкой) нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.
В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы ревизий (проверок), проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных обращений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ленинградской области основанием для реализации результатов ревизии (проверки) в установленном порядке.
Недостатки и нарушения устраняются в течение 30 календарных дней со дня подписания акта ревизии (проверки).
Информация об устранении нарушений представляется в комитет финансов Ленинградской области, структурное подразделение, осуществлявшее ревизию (проверку).
Руководитель ревизуемой (проверяемой) организации, использующей средства областного бюджета Ленинградской области, обязан в указанный в представлении срок представить в комитет финансов Ленинградской области следующую информацию:
приказ и план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений;
приказ о наказании должностных лиц, допустивших недостатки и нарушения;
другие материалы и документы по мере необходимости устранения недостатков и нарушений.
Комитет финансов Ленинградской области обеспечивает контроль за ходом реализации результатов ревизии (проверки) и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ленинградской области меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
26. Комитет финансов Ленинградской области один раз в полугодие готовит и представляет Губернатору Ленинградской области сводную информацию по итогам ревизий (проверок) с указанием принятых и предлагаемых мер по выявленным нарушениям.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных настоящей Инструкцией, работники, осуществляющие государственный финансовый контроль, обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и Ленинградской области и указаниями руководителя ревизионной (проверяющей) группы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.