Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Совершенствование организации скорой медицинской помощи
в Ленинградской области на 2004-2006 годы"
Паспорт
региональной целевой программы
"Совершенствование организации скорой медицинской
помощи в Ленинградской области на 2004-2006 годы"
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Совершенство- вание организации скорой медицинской помощи в Ленинградской области на 2004-2006 годы" (далее - Программа) |
Основание для разра- ботки Программы |
"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" от 26 марта 1999 года N 100; приказ комитета по здравоохранению Ленинград- ской области "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи в Ленинградской области" от 24 августа 1999 года N 147; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении отраслевого стандар- та "Салоны автомобилей скорой медицинской по- мощи и их оснащение. Общие технические требо- вания" от 14 октября 2002 года N 313 |
Период реализации Программы |
2004-2006 годы |
Цели и задачи Программы |
Повышение доступности и эффективности скорой медицинской помощи населению Ленинградской области. Укрепление материально-технической базы стан- ций и отделений скорой медицинской помощи в Ленинградской области: дооснащение санитарного автотранспорта скорой медицинской помощи медицинским оборудованием в соответствии с требованиями отраслевого стан- дарта; внедрение компьютерных технологий управления и статистической обработки данных; переоснащение станций и отделений скорой меди- цинской помощи современной медицинской аппара- турой и техникой. Повышение квалификации медицинского персонала службы скорой медицинской помощи. Совершенствование системы обучения основам первой медицинской и реанимационной помощи на базе станций и отделений скорой медицинской помощи. Улучшение условий труда работников станций и отделений скорой медицинской помощи |
Основные мероприятия Программы |
1. Оснащение санитарного автотранспорта скорой медицинской помощи в соответствии с требовани- ями отраслевого стандарта. 2. Автоматизация труда диспетчера. Приобрете- ние компьютеров с программными средствами. 3. Совершенствование системы обучения основам первой медицинской и реанимационной помощи на базе станций и отделений скорой медицинской помощи. 4. Улучшение условий труда работников станций и отделений скорой медицинской помощи. 5. Укрепление и развитие материально-техниче- ской базы станций, отделений скорой медицин- ской помощи |
Объем финансовых ресурсов по Програм- ме на 2004 год |
13889 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 7985 тысяч рублей; бюджеты муниципальных образований - 5904 тысячи рублей |
Объем финансовых ре- сурсов, необходимых для завершения Про- граммы, на 2004-2006 годы |
43190 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 28958 тысяч рублей; бюджеты муниципальных образований - 14232 тысячи рублей; 2004 год - 13889 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 7985 тысяч рублей; бюджеты муниципальных образований - 5904 тысячи рублей; 2005 год - 13365 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 9595 тысяч рублей; бюджеты муниципальных образований - 3770 тысяч рублей; 2006 год - 15936 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 11378 тысяч рублей; бюджеты муниципальных образований - 4558 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социаль- ный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы |
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: 1) улучшить качество диагностики заболеваний и оказания скорой медицинской помощи жителям об- ласти: при остром инфаркте миокарда, что приведет к своевременной госпитализации больных в 95 про- центах случаев и снижению госпитальной леталь- ности в данной группе на один процент, догос- питальной - на пять процентов; при острых нарушениях мозгового кровообраще- ния, что позволит повысить процент их госпита- лизации не менее чем на 10 процентов; 2) своевременно выполнять выезды (в течение четырех минут) и качественно оказывать скорую медицинскую помощь жителям области при не- счастных случаях и повреждениях при дорожно- транспортных происшествиях (ДТП), что приведет к снижению числа случаев летальности при ДТП на догоспитальном этапе на два процента, в первые сутки после госпитализации - на три процента; 3) увеличить использование оксигенотерапии, число дефибрилляций на догоспитальном этапе в три раза, что улучшит результаты проведения реанимационных пособий на 40 процентов; 4) обеспечить стопроцентную доступность и улучшить качество специализированной консуль- тативной медицинской помощи, оказываемой спе- циалистами областных учреждений больным, нахо- дящимся в лечебно-профилактических учреждениях Ленинградской области; 5) оперативно эвакуировать больных, нуждающих- ся в высокоспециализированном лечении, из му- ниципальных лечебно-профилактических учрежде- ний в областные; 6) проводить ежегодно обучение 120 врачей и 700 специалистов среднего медицинского персо- нала станций и отделений скорой медицинской помощи с целью повышения квалификации, стаби- лизировать кадровую ситуацию; 7) осуществлять ежегодно подготовку 800 не ме- дицинских работников, наиболее часто сталкива- ющихся с неотложными состояниями у пострадав- ших (пожарные, работники государственной авто- инспекции, управления внутренних дел), по воп- росам оказания первой медицинской помощи ране- ным и пострадавшим; 8) провести учение по готовности скорой меди- цинской помощи к действиям в условиях чрезвы- чайной ситуации и катастроф, улучшить взаимо- действие с силовыми структурами и спецслужбами районных служб скорой медицинской помощи и об- ластных структур |
Разработчик Программы |
Комитет по здравоохранению Ленинградской обла- сти |
Срок разработки Программы |
2004 год |
Основной исполнитель и соисполнители Программы |
Комитет по здравоохранению Ленинградской обла- сти, органы местного самоуправления Ленинград- ской области |
Представитель заказчика Программы |
Комитет по здравоохранению Ленинградской обла- сти |
Фамилия, имя, отче- ство, должность, но- мер телефона руково- дителя Программы |
Фомин Михаил Михайлович - первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области; тел.: 275-49-11 |
Система организации контроля за выполне- нием Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осу- ществляет вице-губернатор Ленинградской обла- сти, курирующий социальные вопросы. Для осуществления оперативного контроля руко- водитель Программы представляет ежеквартально в комитет по здравоохранению Ленинградской об- ласти сведения о выполнении мероприятий и объ- емах финансирования Программы. Комитет по здравоохранению Ленинградской обла- сти ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения Программы в коми- тет по экономике и инвестициям Ленинградской области |
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Обоснование Программы
Совершенствование службы скорой медицинской помощи имеет важнейшее значение среди проблем структурного реформирования здравоохранения.
В Ленинградской области создана и функционирует система оказания населению скорой и экстренной медицинской помощи с развитой инфраструктурой. На 1 января 2004 года в Ленинградской области насчитывается 44 станции и отделения скорой медицинской помощи, а также отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной клинической больницы и педиатрический реанимационно-консультативный центр Ленинградской областной детской клинической больницы.
В составе службы скорой помощи работают 144 выездные бригады, из них 33 линейные врачебные, 102 фельдшерские, 7 бригад интенсивной терапии, одна кардиореанимационная и одна психиатрическая бригада. Скорую и неотложную медицинскую помощь населению оказывают 134 врача и 731 медицинский работник со средним медицинским образованием, 474 водителя санитарного транспорта. Утвержденные штатные должности укомплектованы далеко не полностью: должности врачей - на 46 процентов, среднего персонала - на 62 процента, водителей - на 79 процентов. По сравнению с 2002 годом ситуация ухудшилась - число врачей скорой помощи уменьшилось на 14, среднего персонала - на 13, водителей санитарного транспорта - на четыре человека.
Основной причиной оттока кадров из службы скорой помощи области является несоответствие заработной платы объему и сложности выполняемой работы; сложные, порой опасные, условия труда; неудовлетворительные условия для отдыха в промежутке между выездами. При этом притока молодых специалистов в службу скорой помощи практически нет по тем же причинам.
Ввиду нехватки медицинских кадров большинство выездных бригад недоукомплектовано персоналом и состоит только из одного медицинского работника (врача или фельдшера) и водителя. Такая бригада не в силах оказать экстренную медицинскую помощь в достаточном объеме при тяжелых травмах, несчастных случаях и жизнеугрожающих ситуациях. Сложность ситуации усугубляет недостаточное материально-техническое оснащение скорой помощи, в первую очередь средствами диагностики и оказания эффективной помощи при опасных жизнеугрожающих состояниях.
Общее число выездов бригад скорой помощи составило в 2003 году 499343 (335,6 на 1000 человек населения), из них 28,7 процента - к жителям сельской местности. В 2003 году было выполнено 3483 выезда на дорожно-транспортные происшествия. Из 4695 пострадавших 489 человека (10,4 процента) погибли на догоспитальном этапе, почти все из них до прибытия бригады скорой помощи. Столь высокий процент погибших при дорожных травмах заставляет обратить особое внимание на улучшение организации помощи пострадавшим на трассах и внутренних дорогах Ленинградской области.
В Ленинградской области отсутствует разделение скорой и неотложной медицинской помощи. В общей структуре выездов бригад преобладают выезды на дом в связи с заболеваниями (76 процентов); транспортировка больных - 13,1 процента, несчастные случаи - 10,3 процента, безрезультатные выезды - 5,6 процента.
На конечных результатах оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях негативно сказывается отсутствие системы обучения и подготовки работников милиции, государственной автоинспекции, пожарной службы, спасателей по вопросам оказания первичной медицинской помощи.
Все перечисленное свидетельствует о необходимости совершенствования и реорганизации службы скорой медицинской помощи в Ленинградской области с централизацией ее управления. Требуется повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу станций и отделений скорой медицинской помощи, внедрить современные системы анализа и управления, улучшить взаимодействие со структурами догоспитальной помощи и стационарами, внедрить постоянно действующую систему обучения персонала спецслужб приемам первичной экстренной медицинской помощи.
Для решения комплекса проблем и задач скорой медицинской помощи в свете проводимой структурной реформы амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи в Ленинградской области постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 5 была утверждена региональная целевая программа "Совершенствование организации скорой медицинской помощи в Ленинградской области" на 2001-2005 годы.
За период 2001-2003 годов финансирование указанной программы составило 19828,8 тысячи рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 13658,1 тысячи рублей, за счет средств бюджетов муниципальных образований - 6170,7 тысячи рублей. Обязательства Правительства Ленинградской области выполнены в полном объеме. В рамках программы закуплено 29 автомашин для службы скорой медицинской помощи, полностью решена проблема оперативной связи: приобретены радиотелефоны мобильной связи для всех бригад и диспетчерских постов, создана корпоративная телефонная сеть всей службы скорой медицинской помощи Ленинградской области, включая педиатрический реанимационно-консультативный центр и отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной клинической больницы. Начато дооснащение салонов автомобилей скорой медицинской помощи необходимым медицинским оборудованием в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации отраслевым стандартом. При крупных отделениях скорой медицинской помощи созданы восемь центров обучения оказанию первой и реанимационной помощи; большинство диспетчерских постов оснащены компьютерами для автоматической звукозаписи телефонных переговоров и ведения баз данных обслуженных вызовов.
Эти мероприятия позволили повысить доступность скорой помощи для населения, укрепить материально-техническую базу службы скорой помощи области, улучшили оперативность выполнения вызовов (во всех отделениях скорой медицинской помощи, имеющих более трех выездных бригад, выезд на дорожно-транспортное происшествие осуществляется в течение четырех минут), способствовали повышению качества медицинской помощи на догоспитальном этапе, дали реальный импульс развитию службы на новом качественном уровне.
Но программа совершенствования скорой медицинской помощи в Ленинградской области еще не завершена. До сих пор медицинское оборудование салонов большей части санитарных автомобилей и переносное оборудование выездных бригад не соответствуют отраслевому стандарту, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 октября 2002 года N 313 "Об утверждении отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования". Не внедрена система дистанционного консультирования и мониторинга пациентов кардиологического профиля на догоспитальном этапе. Не закончено оснащение учебных центров при крупных станциях и отделениях скорой помощи. Не во всех подразделениях внедрены современные системы автоматической регистрации вызовов и статистической обработки данных.
Обеспеченность отделений скорой медицинской помощи (СМП) медицинским оборудованием, аппаратурой, оргтехникой, а также обеспеченность центров, созданных на их базе, учебными пособиями и планируемое оснащение в рамках Программы представлены в таблице.
Таблица.
Муници- пальное образова- ние |
Число отде- лений СМП |
Число бригад СМП |
Медицинское оборудование для салонов автомашин СМП | Компьютер с програм- мой звуко- записи |
Учеб- ный центр |
||||||||||
Дефибрил- лятор |
Система пе- редачи электрокар- диографии |
Пульсокси- метр |
Шприцевой инфузион- ный насос |
Аппарат ИВЛ |
|||||||||||
име- ется |
тре- бует- ся |
име- ется |
тре- бует- ся |
име- ется |
тре- бует- ся |
име- ется |
тре- бует- ся |
име- ется |
тре- бует- ся |
име- ется |
тре- бует- ся |
име- ется |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Боксито- горский район |
3 | 6 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | ||||
Волосов- ский район |
1 | 4 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | |||||
Всеволож- ский район |
5 | 15 | 2 | 10 | 1 | 8 | 7 | 1 | 3 | 5 | 8 | 3 | 3 | 1 | |
Волховс- кий район |
2 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | ||||||
Выборгс- кий район |
5 | 15 | 2 | 10 | 1 | 8 | 8 | 5 | 6 | 7 | 2 | 4 | 1 | ||
Гатчинс- кий район и город Гатчина |
3 | 15 | 2 | 10 | 1 | 8 | 8 | 5 | 5 | 8 | 2 | 3 | 1 | ||
Кингисеп- пский район |
1 | 7 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | |||
Киришский район |
1 | 6 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | |||
Кировский район |
4 | 9 | 2 | 5 | 1 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 1 | 3 | |||
Лодейно- польский район |
2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||
Ломоно- совский район |
1 | 7 | 5 | 1 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 1 | |||||
Лужский район |
1 | 8 | 2 | 4 | 1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 1 | ||||
Подпорож- ский район |
2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | |||||
Приозерс- кий район |
2 | 5 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | ||||
Сланцевс- кий район |
1 | 4 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |||||
Тихвинс- кий район |
2 | 6 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
Тосненс- кий район |
3 | 9 | 2 | 5 | 1 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 1 | 2 | 1 | ||
Город Волхов |
1 | 5 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | ||||
Город Пикалево |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Город Ивангород |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Город Коммунар |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Город Сертолово |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Город Свето- горск |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Поселок Кузнечное |
|||||||||||||||
Колтушс- кая волость |
|||||||||||||||
Город Сосновый Бор |
1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |||||
Город Шлиссель- бург |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
Ленин- градская областная клиничес- кая больница |
2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Ленин- градская детская областная клиничес- кая больница |
2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Областной кардиоло- гический диспансер |
1 | ||||||||||||||
Итого | 47 | 153 | 23 | 88 | 18 | 78 | - | 79 | 4 | 55 | 24 | 26 | 73 | 67 | 9 |
1.2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение доступности, оперативности и качества оказания скорой медицинской помощи, улучшение организации и качества консультативной и выездной специализированной медицинской помощи жителям Ленинградской области.
К основным задачам Программы, необходимым для достижения цели, относятся:
1. Укрепление материально-технической базы, укомплектование в соответствии с отраслевым стандартом:
станций и отделений скорой медицинской помощи Ленинградской области;
отделения экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной клинической больницы;
реанимационно-консультативного центра Ленинградской областной детской клинической больницы.
2. Улучшение имеющихся и внедрение новых систем оперативной связи и передачи информации на основе компьютерных технологий.
3. Дальнейшее развитие учебных центров по оказанию первичной и реанимационной помощи для постоянного повышения квалификации персонала станций и отделений скорой медицинской помощи, обучения работников государственной автоинспекции, управления внутренних дел, пожарных, спасателей.
2. Основные мероприятия Программы
Мероприятия Программы направлены на решение конкретных задач на всех этапах ее реализации.
Основными мероприятиями Программы являются:
1. Оснащение санитарного автотранспорта скорой медицинской помощи в соответствии с требованиями отраслевого стандарта.
2. Автоматизация труда диспетчера. Приобретение компьютеров с программными средствами.
3. Совершенствование системы обучения основам первой медицинской и реанимационной помощи на базе станций и отделений скорой медицинской помощи.
4. Улучшение условий труда работников станций и отделений скорой медицинской помощи.
5. Укрепление и развитие материально-технической базы станций, отделений скорой медицинской помощи.
3. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
1) улучшить качество диагностики заболеваний и оказания скорой медицинской помощи жителям области:
при остром инфаркте миокарда, что приведет к своевременной госпитализации больных (то есть при первом выезде бригады СМП) в 95 процентах случаев и снижению госпитальной летальности в данной группе на один процент, догоспитальной - на пять процентов;
при острых нарушениях мозгового кровообращения, что позволит повысить процент их госпитализации не менее чем на 10 процентов;
2) своевременно выполнять выезды (в течение четырех минут) и качественно оказывать скорую медицинскую помощь жителям области при несчастных случаях и повреждениях при дорожно-транспортных происшествиях, что приведет к снижению числа случаев летальности при ДТП на догоспитальном этапе на два процента, в первые сутки после госпитализации - на три процента;
3) увеличить использование оксигенотерапии, число дефибрилляций на догоспитальном этапе в три раза, что улучшит результаты проведения реанимационных пособий на 40 процентов;
4) обеспечить стопроцентную доступность и повысить качество специализированной консультативной медицинской помощи, оказываемой специалистами областных учреждений больным, находящимся в лечебно-профилактических учреждениях Ленинградской области;
5) оперативно эвакуировать больных, нуждающихся в высокоспециализированном лечении, из муниципальных лечебно-профилактических учреждений в областные;
6) проводить ежегодно обучение 120 врачей и 700 специалистов среднего медицинского персонала станций и отделений скорой медицинской помощи с целью повышения квалификации, стабилизировать кадровую ситуацию;
7) осуществлять ежегодно подготовку 800 немедицинских работников, наиболее часто сталкивающихся с неотложными состояниями у пострадавших (пожарные, работники государственной автоинспекции, управления внутренних дел), по вопросам оказания первой медицинской помощи раненым и пострадавшим;
8) провести учение по готовности скорой медицинской помощи к действиям в условиях чрезвычайной ситуации и катастроф, улучшить взаимодействие с силовыми структурами и спецслужбами районных служб скорой медицинской помощи и областных структур.
4. Ресурсное обеспечение мероприятий Программы
Объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий, предусмотренных Программой, составляет в 2004-2006 годах - 43190 тысяч рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 28958 тысяч рублей (77 процентов), средств бюджетов муниципальных образований - 14232 тысячи рублей (33 процента).
Выделенные из областного бюджета средства будут направлены на приобретение медицинского оборудования для оснащения салонов автомашин скорой медицинской помощи в соответствии с отраслевым стандартом, автоматизацию труда диспетчера, оборудования учебных центров, внедрение современной системы дистанционной передачи электрокардиограммы.
Финансирование мероприятий Программы из бюджетов муниципальных образований позволит продолжить укрепление и развитие материально-технической базы станций, отделений скорой медицинской помощи, в том числе приобрести медицинское оборудование, инвентарь и поддерживать работу средств связи.
План реализации мероприятий Программы приведен в приложении 1 к Программе.
Сведения о номенклатуре, количестве товаров, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении 2 к Программе. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации все закупки товаров, работ, услуг, необходимых для реализации Программы, за счет средств областного бюджета на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются по результатам открытого конкурса.
Информация о динамике финансирования Программы с 2001 года и структуре программных расходов представлена в приложении 3 к Программе.
5. Функции и полномочия участников Программы, организация контроля за
ее выполнением
Основным исполнителем Программы является комитет по здравоохранению Ленинградской области, соисполнителями - органы местного самоуправления Ленинградской области. Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
Для осуществления оперативного контроля руководители учреждений и служб, участвующих в реализации Программы, представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании Программы.
Комитет по здравоохранению Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.