Решение Ленинградского областного суда
от 2 июля 1997 г. N 3-12/97
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 января 1998 г. N 33Г-98-1 настоящее решение оставлено без изменения
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Морозковой Е.Е.
народных заседателей: Осаховской Е.Г. , Бурмистровой Т.А.
с участием прокурора: Лапиной С.О.
при секретаре: Куликовой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению межрегиональной общественной организации Партия Зеленых о признании незаконными пунктов 1, 3, 4 Постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19 декабря 1995 г. "О приведении границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствие со статусом 1952 г.",
установила:
Городское, областное общественное объединение Партия Зеленых обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением об отмене пунктов 1, 3 и 4 Постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. "О признании границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствие со статусом 1952 г.". В обоснование заявленного требования указано, что проект обжалуемого Постановления в нарушение ч.1 ст. 12 Закона РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 г. не прошел обязательную государственную экологическую экспертизу.
Обжалуемое Постановление противоречит и Приказу Министерства охраны природных ресурсов РФ от 14.12.92 г. N 33 "Об утверждении Типовых положений о государственных природных заказниках и памятниках природы".
Постановление Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. нарушает также права граждан на благоприятную природную среду, так как не прошло государственную экологическую экспертизу, принято без учета возможных вредных экологических последствий.
В ходе судебного разбирательства представитель межрегиональной общественной организации Партия Зеленых (ранее городское, областное общественное объединение Партия Зеленых) Кузнецов О.Н. поддержал заявленные требования, уточнив, что межрегиональная общественная организация Партия Зеленых просит признать незаконными пункты 1, 3, 4 Постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. "О приведении границ Заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствие со статусом 1952 г.".
В обоснование требования пояснил, что пунктом 1 обжалуемого Постановления определено, что Линдуловская лиственничная роща в составе 1-13 кварталов (355 га) является особо охраняемой территорией (что соответствует статусу 1952 года).
Согласно же решению судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20.12.95 г. по гражданскому делу N 3-4/95 на 1952 г. "Линдуловская роща" в составе 1-13 кварталов являлась заповедником местного значения.
В соответствие с действующим природоохранным законодательством заповедники могут быть только федеральные.
Пунктом 4 обжалуемого Постановления сокращается территория заказника "Линдуловская роща", так как из его состава исключаются кварталы N 22-23, 29, 34, 35 (а по лесоустройству 1971 г. N 39-40, 55, 65, 67).
Согласно же п.9 Типового положения "О государственных природных заказниках", утвержденного Приказом N 33 министра природных ресурсов РФ от 14.12.92 г. изменение границ заказника возможно лишь при соблюдении требований ч.1 ст. 12 Закона РФ "Об экологической экспертизе", Положения "О государственной экологической экспертизе" 1993 г. Однако названное требование Правительством Ленинградской области не было выполнено.
Кроме этого, согласно представленным в суд письменным сообщениям специалистов животного мира имеются все основания для признания "Линдуловской рощи" комплексным заказником.
Изменения порядка лесопользования на основании пункта 3 обжалуемого Постановления приведет к необоснованному (с учетом вышеизложенных доводов) лишению охраны ценной природной территории.
Поскольку проект обжалуемого Постановления не прошел обязательную государственную экологическую экспертизу, постольку приняв данное постановление Правительство Ленинградской области нарушило право каждого человека на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное ст.42 Конституцией РФ 1993 г., ст. 11 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" в части права каждого человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.
Представители Правительства Ленинградской области Васильчиков В.П., Беляева В.П., Сажина Е.П. требования межрегиональной общественной организации партия Зеленых не признали, просили в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Правительства Ленинградской области Васильчиков В.Н. полагал, что жалоба подписана лицом, не имеющим права подписи от межрегиональной общественной организации Партия Зеленых на заявлении, отправляемом в судебные органы.
Так как заявителем не представлено доказательств, подтверждающих причинение вреда гражданам в связи с принятием обжалуемого постановления, то и не имеется оснований для удовлетворения заявления.
Постановление Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. не уменьшило территорию заказника "Линдуловская роща", все решения, принятые ранее Леноблисполкомом не имели юридической силы, так как не были утверждены в Совете Министров РФ.
Проект обжалуемого Постановления был согласован с заместителем председателя Ленкомэкологии Федоровым В.П., когда был принят и вступил в действие Закон РФ "Об экологической экспертизе".
Представитель Правительства Ленинградской области Беляева В.П. пояснила, что Правительство Ленинградской области действовало в пределах своей компетенции, принимая постановление N 526 от 19.12.95 г.
Обжалуемым Постановлением территория заказника не была уменьшена, так как решениями, принятыми ранее Леноблисполкомом могли быть только установлены охранные зоны.
Не противоречит обжалуемое Постановление и п.9 Типового положения "О государственных природных заказниках" 1993 г.
Проект постановления был согласован с заместителем председателя Ленкомэкологии Федоровым В.П., когда вступил в действие Закон РФ "Об экологической экспертизе".
Партией Зеленых также не представлено доказательств, подтверждающих, что принятие обжалуемого Постановления нарушило экологические права граждан или причинило вред гражданам.
Представитель комитета по лесу Ленинградской области Наумов В.Б. также просил в удовлетворении заявления межрегиональной общественной организации Партия Зеленых отказать, пояснив, что решения Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г., N 524 от 24.12.82 г. не были подтверждены в Совете Министров РФ. Поэтому данные решения не имеют юридической силы и не расширяют территорию "Линдуловской рощи". На момент вынесения обжалуемого Постановления территория "Линдуловской рощи" составляла только 300 га.
Проект обжалуемого Постановления был согласован с заместителем председателя Ленкомэкологии Федоровым В.П.
Проект Постановления не должен был проходить экологическую экспертизу.
Выслушав участников процесса, оценив собранные по делу доказательства, показания свидетелей - представителей Ленкомэкологии - Козловой Л.В., Фроловой С.А., обозрев материалы гражданского дела N 3-4/95, заслушав заключение прокурора Лапиной С.О., полагавшей заявление межрегиональной общественной организации Партия Зеленых подлежащим удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
19 декабря 1995 года Правительство Ленинградской области приняло Постановление N 526 "О приведении границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствие со статусом 1952 г."
Пунктом 1 данного Постановления предусмотрено: считать целесообразным подтвердить территорию Линдуловской лиственничной рощи на площади 355 га в составе кварталов - 1-13 Линдуловского лесничества Рощинского опытного лесхоза в качестве особо охраняемой природной территории (что соответствует статусу 1952 г.).
В пункте 3 названного Постановления Северо-Западному государственному лесоустроительному предприятию (Агапову Ю.И.) предписано внести вытекающие из настоящего Постановления изменения в проект организации ведения лесного хозяйства по Линдуловскому лесничеству Рощинского опытного лесхоза.
Пунктом 4 указанного Постановления признан утратившим силу пункт 2 приложения 1 к решению Леноблисполкома от 29.03.76 г. N 145 "О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области" в части кварталов 39-40, 55, 65, 67 с соответствующей площадью.
В пункте 5 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.96 г. "Линдуловская роща" указана как ботанический заказник, площадью 355 га.
В Положении о государственном природном ботаническом заказнике "Линдуловская роща" и в Паспорте особо охраняемой природной территории Ленинградской области (утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.96 г.) отмечено, что "Линдуловская роща" является региональным (областным) ботаническим заказником, площадью 355 га (кварталы 1-13 Линдуловского лесничества Рощинского ОПЛХ).
Постановлением губернатора Ленинградской области N 25 от 12.03.96 г. "Об установлении особо защитной зоны вокруг заказника "Линдуловская роща" предусмотрено создать на прилегающей к заказнику территории площадью 637 га (кварталы 22, 25, 26, 29, 30, 35 Линдуловского лесничества Рощинского ОПЛХ) особо защитную зону с ограниченным регионом хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 "в" и "д" ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории.
Согласно пункту 2 ст.76 Конституции РФ 1993 г. по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Пунктом 5 ст.76 Конституции РФ 1993 г. предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия действует федеральный закон.
Согласно части 1 ст.36 Закона РСФСР от 19.12.91 г. "Об охране окружающей природной среды" государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Статьей 37 данного закона предусмотрено, что государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.
В соответствии с Положением о государственной экологической экспертизе (утвержденным постановлением СМ - Правительства РФ от 22.09.93 г. N 942, действующим на момент принятия обжалуемого постановления) государственной экологической экспертизе подлежат проекты комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов; материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной особо охраняемой природной зоны, а также программы по реабилитации данных территорий.
Статьей 12 Закона РФ от 23.11.95 г. (вступившего в силу с 30.11.95 г.) "Об экологической экспертизе" предусмотрено, что обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, подлежат:
- проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта РФ, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов РФ и местного значения.
Из сообщения первого заместителя Ленкомприроды депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ Ю.А. Рыбакову от 23.02.96 г. N 1083-900/469, письменного ответа первого заместителя Ленкомприроды на запрос суда от 26.08.96 г. N 10-80-1600/469, сообщения депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.Р. Старовойтовой от 26.03.96 г. N 10-80-350/469 (приобщенных к материалам дела) следует, что материалы к проекту Постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. "О приведении границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствие со статусом 1952 г." в комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области на рассмотрение не поступали и, соответственно, заключение не выдавалось.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, представитель комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Козлова Л.В. пояснила, что на момент принятия обжалуемого постановления уже действовал Закон РФ "Об экологической экспертизе".
Проект обжалуемого Постановления должен был пройти экологическую экспертизу на основании двух законов РФ: "Об охране окружающей природной среды" и "Об экологической экспертизе" (ст. 12).
Однако проект Постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. экологическую экспертизу не проходил.
Допрошенная в качестве свидетеля начальник Управления экологической экспертизы Ленкомэкологии Фролова С.А. пояснила, что проект обжалуемого Постановления должен было пройти экологическую экспертизу на основании ст. 36 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" абз.5 п.4. Положения "О государственной экологической экспертизе" (утвержденного постановлением СМ-Правительства РФ от 22.09.93 г. N 942), абз.39 ст. 12 Закона РФ "Об экологической экспертизе".
Проекты Постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. на экологическую экспертизу в Комитет не поступал и заключение не выдавалось.
Представители Правительства Ленинградской области утверждали, что обжалуемым Постановлением не были сужены границы особо охраняемой территории "Линдуловская роща" (355 га), так как решение Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г. "О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области" юридически ничтожно.
Между тем, в тексте обжалуемого Постановления не оспаривается правомерность решения Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г. Более того, только п.4 названного Постановления признается утратившим силу п.2 приложения N 1 и решению Леноблисполкома от 29.03.76 г. N 145 в части кварталов 39-40, 55, 65, 67 с соответствующей площадью.
Кроме этого, решением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20.12.95 г. по гражданскому делу N 3-4/95 (вступившего в законную силу 17.07.96 г.) подтверждена правомерность решения Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г.
Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу решение, определение и постановление суда обязательны для всех государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, объединений, других общественных организаций, должностных лиц и граждан.
Частью 2 статьи 55 ГПК РФ также предусмотрено, что факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражданскому делу, не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица.
Из материалов гражданского дела Ленинградского областного суда N 3-4/95 следует, что решением Леноблисполкома N 145 от 30.06.46 г. был образован государственный заповедник местного значения "Линдуловская роща" площадью 300 га.
В решении Райволовского райисполкома от 15.04.48 г. "Линдуловская роща" также выделена как государственный заповедник, площадь. 300 га.
В приложении N 2 к Основным положениям ведения лесного хозяйства в ценных лесах СССР (утвержденных 8.12.52 г.) отмечено, что на 1.01.51 г. "Линдуловская роща" площадью 300 га входила в перечень ценных лесов СССР.
Решением Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 статус памятника природы "Линдуловская роща" (ранее государственный заповедник местного значения, площадью 300 га) был изменен и определен как государственный заказник местного значения, и территория его расширена до 939 га (включены кварталы: 39-40, 55, 65, 67, в последующем, перенумерованные)
Таким образом, на момент вынесения обжалуемого Постановления площадь заказника местного значения "Линдуловская роща" составляла 939 га.
Таким образом, признавая утратившим п.2 приложения 1 к решению Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г. в части кварталов 39-40, 55, 65, 67 с соответствующей площадью, и подтверждая территорию Линдуловской лиственной рощи на 355 га, Правительство Ленинградской области п.п 1, 4 обжалуемого Постановления уменьшает площадь особо охраняемой природной территории "Линдуловская роща" с 939 га до 355 га.
Данный вывод суда, в частности, подтверждается и п.2 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Линдуловская роща", утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.96 г.
В названном пункте указано, что Постановлением Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. площадь заказника "Линдуловская роща" сокращена до 355 га в пределах кварталов 1-13 Линдуловского лесничества Рощинского опытного лесхоза.
Пунктом 3 обжалуемого Постановления предписано внести вытекающие из Постановления изменения в проект организации ведения лесного хозяйства по Линдуловскому лесничеству Рощинского опытного лесхоза (то есть, по существу, изменяется и режим лесопользования).
Поэтому судебная коллегия полагает, что уменьшение размеров особо охраняемой территории, изменение режима лесопользования может привести к негативному воздействию на окружающую среду.
Пунктом 1 обжалуемого постановления изменен и статус "Линдуловской рощи" с заказника местного значения на особо охраняемую природную территорию, что соответствует, как указано в обжалуемом Постановлении, статусу 1952 г.
На 1952 год "Линдуловская роща" являлась государственным заповедником местного значения, включенным в перечень ценных лесов СССР.
Таким образом, проект Постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. как проект нормативного правового акта субъекта РФ, реализация которого может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду и как нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта РФ, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов РФ и местного значения, должен был, в соответствии с ч.1 ст.36, ст.37 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" 1991 г., ст.4 Положения о государственной экологической экспертизе 1993 г., ст. 12 Закона РФ "Об экологической экспертизе" пройти государственную экологическую экспертизу, проводимую на уровне субъекта РФ.
В ходе судебного разбирательства представители Правительства Ленинградской области ссылались на то, что проект обжалуемого постановления (на момент вступления в действие Закона РФ "Об экологической экспертизе") был надлежащим образом согласован. Поэтому проект обжалуемого Постановления не должен был направляться на экологическую экспертизу.
Действительно, согласно п.п.8, 9 Типового положения о государственных природных заказниках в РФ (утв. Приказом Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ N 33 от 14.12.93 г.) образование, реорганизация, ликвидация государственных природных заказников, изменение их границ производится по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
В материалах дела имеется документ, из которого следует, что проект Постановления Правительства Ленинградской области "Об изменении площади заказника "Линдуловская роща" и отнесение его к категории "памятники природы" федерального значения был согласован 25.10.95 г. с заместителем председателя Ленкомэкологии Федоровым В.П.
Из приобщенных к делу сообщений из Ленкомэкологии в межрегиональную общественную организацию "Партия Зеленых" от 22.05.97 г. N 11-1900/1746, от 20.06.97 г. N 10-02-1902/1746, депутату законодательного собрания Ленинградской области Леонову от 24.06.97 г. N 32/3590, обращения председателя Ленкомэкологии к председателю Правительства Ленинградской области Н.В.Смирнову от 11.10.95 г. N 01-03-800/3386 не следует, что заместитель председателя Ленкомэкологии Федоров В.П. не имел право на согласование обжалуемого Постановления.
Более того, свидетель Козлова Л.В. пояснила, что в ведении заместителя председателя Ленкомэкологии Федорова В.П. (в соответствии с распределением обязанностей) находятся вопросы организации природоохранительной деятельности на территории Ленинградской области.
Как в период обсуждения, так и на момент принятия обжалуемого постановления уже действовали Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" 1991 г., Положение "О государственной экологической экспертизе" 1993 г., Закон РФ "Об экологической экспертизе" 27.11.95 г., в соответствии с которыми проект обжалуемого Постановления должен был пройти не согласование, а государственную экологическую экспертизу.
В ответе заместителя председателя Ленкомприроды Сорокина Н.Д. первому заместителю губернатора Ленинградской области В.Н.Ворожейкину от 10.09.96 г. N 10-02-800/2315 также разъяснялось, что согласование проекта обжалуемого постановления с заместителем председателя Ленкомэкологии В.П.Федоровым не может рассматриваться в качестве заключения государственной экологической экспертизы и не исключает необходимости ее проведения.
Аналогичные пояснения по данным вопросам дали и допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей представители Ленкомэкологии Козлова Л.В. и Фролова С.А.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может признать обоснованным довод представителей Правительства Ленинградской области о том, что наличие согласования проекта Постановления исключало необходимость в проведении государственной экологической экспертизы.
Довод представителя Правительства Ленинградской области о том, что в п.1 обжалуемого Постановления говорится только о целесообразности, а не об установлении какой-либо нормы, также не может быть принят во внимание.
В пункте 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. указано: считать целесообразным подтвердить территорию Линдуловской рощи на площади 355 га в составе кварталов 1-13 Линдуловского лесничества Рощинского опытного лесхоза в качестве особо охраняемой природной территории (что соответствует статусу 1952 года).
Из приведенного следует, что именно данным пунктом устанавливается статус "Линдуловской рощи" как особо охраняемой природной территории.
В ходе судебного разбирательства представитель Комитета по лесу Ленинградской области сослался на то, что решение Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г. действовало только до принятия Леноблисполкомом 24.12.82 г. решения N 524 "Об отнесении лесов Ленинградского лесохозяйственного производственного объединения к группам лесов и категориям защитности". Данное решение было найдено после вынесения судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда решения 20.12.95 г. по гражданскому делу N 3-4/95.
Однако, названый довод судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда также не может принять во внимание по следующим основаниям.
Постановлением N 524 от 24.12.82 г. "Об отнесении лесов Ленинградского лесохозяйственного производственного объединения к группам лесов и категориям защитности" Леноблисполком решил просить Совет Министров РСФСР: перевести из лесов второй группы в леса первой группы с отнесением к соответствующим категориям защитности, леса Ленинградского лесохозяйственного производственного объединения согласно приложению 1; перевести в первой группе лесов из одних категорий защитности в другие леса Ленинградского лесохозяйственного производственного объединения согласно приложению 2.
В приложении 2 в перечне лесов первой группы Ленинградского лесохозяйственного производственного объединения, переводимых из категорий лесов защитных полос вдоль железных и шоссейных дорог в категорию особо ценные лесные массивы, указан, в частности, 40 квартал (частично) Линдуловского лесничества Рощинского ОПЛХ.
В приложении 2 в перечне лесов первой группы Ленинградского лесохозяйственного производственного объединения, переводимые из категории лесов зеленых зон в категорию особо ценные лесные массивы, указаны кварталы: 1-13, 39, 40 (частично), 55, 56, 65, 67 Линдуловского лесничества Рощинского ОПЛХ.
Как следует из объяснений представителя Комитета по лесу Ленинградской области В.Б.Наумова и не оспаривается другими участниками процесса, Советом Министров РСФСР не было подтверждено решение Леноблисполкома N 524 от 24.12.82 г., в соответствии с Инструкцией о порядке отнесения лесов к категориям защитности 1979 года.
Кроме этого, как видно из текста решения Леноблисполкома N 524 от 24.12.82 г. и текста приложения N 2, названным решением не отменяется решение Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г. (признано утратившим силу в части Постановлением Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. и отменено частично Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.96 г.)
Также из материалов гражданского дела N 3-4/95 Ленинградского областного суда видно, что решение Леноблисполкома N 524 от 24.12.82 г. было представлено в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении кассационных жалоб губернатора Ленинградской области и заместителя председателя комитета по лесу Ленинградской области на решение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20.12.95 г.
Представитель комитета по лесу Ленинградской области также утверждал, что при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать мнение тех организаций, с которыми согласовывалось обжалуемое Постановление. Данные организации полагали, что площадь "Линдуловской рощи" должна составлять 300 га.
Кроме этого, куратор заказника "Линдуловская роща" Ленинградская лесотехническая академия им.С.М.Кирова, не обращалась в комитет по лесу с предложением о расширении территории заказника "Линдуловская роща".
В Постановлении Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г. указано, что данный акт принят с учетом рекомендаций Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства, мнения Рощинского опытного лесхоза и Северо-Западного государственного лесоустроительного предприятия, по согласованию с Выборгской районной администрацией.
К материалам дела приобщено письмо директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства от 2.02.96 г., в котором отмечено, что научных рекомендаций институт не давал, а лишь высказал свою позицию по решению Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г. в письме от 15.09.95 г. (в котором предлагали пересмотреть названное решение и сохранить заказник "Линдуловская роща" только на 355 га).
Научное же обоснование Положения о Линдуловской лиственной роще как особо охраняемой территории - государственном природном заказнике, имеющем высокую историческую экологическую и научную ценность, и к системе специализированного режима хозяйства в ней, по объяснению представителя комитета по лесу, было составлено после вынесения обжалуемого постановления - в апреле-мае 1996 года.
В названном научном обосновании также предлагается, чтобы площадь особо охраняемой территории заказника "Линдуловская роща" должна составлять 355 га. (1-13 кварталы Линдуловского лесничества). По мнению специалистов института в создании буферной или особо защитной зоны заказника нет необходимости.
В деле также имеются замечания Министерства природопользования и экологической безопасности к проекту Постановления Правительства Ленинградской области "Об изменении площади заказника "Линдуловская роща" и отнесении его к категории "памятники природы" федерального значения", согласованные с представителями Ленкомэкологии, Управлением Севзапрыбвод", Невско-Ладожским бассейновым водохозяйственным управлением, Комитетом по охотничьему хозяйству.
Однако наличие названных мнений, перечисленных выше организаций, не отменяет требований ст.ст.36, 37 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды", п.4 Положения о государственной экологической экспертизе" 1993 г., ст. 12 Закона РФ "Об экологической экспертизе", в соответствии с которыми проект обжалуемого постановления должен был пройти государственную экологическую экспертизу.
Кроме изложенного, судебная коллегия отмечает, что в списке кураторов заказников и памятников природы Ленинградской области, представленном представителям комитета по лесу Ленинградской области указано, что куратором заказника "Линдуловская роща" является Ленинградская лесотехническая академия им.С.М.Кирова, площадь же заказника, согласно решению Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г., составляет 939 га.
При рассмотрении настоящего дела судебная коллегия учитывает также и довод заявителя о том, что изменение границ регионального ботанического заказника "Линдуловская роща" может отрицательно повлиять на состояние животного мира заказника.
Так, согласно сообщению председателя Ленкомэкологии от 12.05.94 г. за N 16-19-300/545, квартал N 34 Линдуловского лесничества не был включен в состав ихтиологического заказника "Гладышевский" только в связи с тем, что он вошел в заказник "Линдуловская роща" (квартал N 34 Линдуловского лесничества - среда обитания моллюска - жемчужница Европейская, занесенного в Красную книгу).
Изменение режима природопользования в связи с принятием обжалуемого постановления может оказать отрицательное воздействие на существование указанного вида моллюска в данном квартале.
Из обращения директора зоологического института РАН А.Ф.Алимова к сопредседателю Партии Зеленых г. Санкт-Петербурга от 15.04.97 г. письменных разъяснений члена Русского энтомологического общества РАН Малышева Ю.С. от 14.04.97 г. "О влиянии фаунистического разнообразия на сохранение Линдуловской рощи (к обоснованию выбора Территории заказника "Линдуловская роща" и его охранной зоны) следует, что экосистема Линдуловской рощи и прилегающей к ней территории может сохраниться при условии сохранения не только флоры, но и фауны; по мнению названных специалистов имеются основания для образования комплексного (а не только ботанического) заказника "Линдуловская роща".
В то же время судебная коллегия не может согласиться с утверждением представителя Партии Зеленых о том, что при вынесении обжалуемого Постановления будут нарушены методические рекомендации по проектированию государственных заповедников и республиканских заказников 1975 г. (п.25 ч.1) по следующим основаниям.
Заказник "Линдуловская роща" является региональным, а не республиканским.
Кроме этого, в п.25 названных методических рекомендаций 1975 года содержатся указания по проектированию границ комплексных заказников, "Линдуловская роща" никогда ранее не была таковым, и в настоящее время является только ботаническим заказником (Решение Леноблисполкома N 145 от 29.03.76 г., Постановление Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.96 г.).
Не представлено межрегиональной организацией Партия Зеленых и доказательств, подтверждающих, что в связи с принятием обжалуемого Постановления были нарушены ст.ст.3, 11 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды".
Представители Правительства Ленинградской области также полагали, что заявитель, как общественное объединение, вправе обратиться в суд только в порядке ст. 13 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" с иском о возмещении вреда здоровью граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
Между тем, в соответствии со ст.60 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации", ст. 13 ГК РФ 1994 г., общественная организация вправе обращаться в суды с требованием о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Отсутствие данных о причинении вреда гражданам в связи с принятием обжалуемого постановления не может рассматриваться, как основание для отказа в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании установлено, что обжалуемое постановление принято с нарушением норм федерального законодательства: ч.1 ст.36, ст.37 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" 1991 г., ст. 12 Закона РФ от 23.11.95 г. "Об экологической экспертизе", а также с нарушением Положения о государственной экологической экспертизе 1993 г. (не проведена экологическая экспертиза его проекта), что является основанием для удовлетворения требований заявителя.
Наличие же фактов причинения вреда гражданам для признания обжалуемого постановления недействительным не требуется.
В ходе судебного разбирательства, представитель Правительства Ленинградской области сослался также на то, что заявление в суд от имени Партии Зеленых подписано неправомочным лицом - сопредседателем Партии Зеленых.
В соответствии же с п. 7.10 Устава Партии Зеленых от 7.01.92 г. (действующего на момент обращения Партии Зеленых с заявлением в суд) сопредседатели партии: организуют работу партии, управляют делами партии, без доверенности представляют партию во взаимоотношениях с иностранными и советскими государственными, кооперативными и другими организациями.
Пунктом 4.3.2 Устава межрегиональной общественной организации Партия Зеленых от 22.02.97 г. (действующего на момент рассмотрения дела в суде) сопредседатели партии: организуют работу Партии; действуют без доверенности и представляют Партию в государственных, общественных, международных и иных организациях, заключают договоры, выдают доверенности по вопросам деятельности Партии.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит довод представителя Правительства Ленинградской области о неправомочности сопредседателя Партии Зеленых подписывать заявления для обращения в судебные органы необоснованным.
Кроме этого, в судебное заседание представлена выписка из решения Правления межрегиональной общественной организации Партия Зеленых от 19.06.97 г., которым было постановлено: продолжить судебный процесс по обжалованию постановления Правительства Ленинградской области N 526 от 19.12.95 г.
При рассмотрении настоящего дела представителем заявителя уплачена госпошлина в размере 7590 рублей.
При удовлетворении требований заявителя с учетом положений ст.90 ГПК РФ, судебная коллегия считает правомерным возложить обязанность по возмещению Партии Зеленых судебных расходов только на одно из заинтересованных лиц по делу - на Правительство Ленинградской области, так как именно этим органом было принято обжалуемое постановление.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 13 ГК РФ 1994 г., ст.60 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", ст.ст.194-197 ГПК РФ, судебная коллегия
Решила:
Удовлетворить заявление межрегиональной общественной организации Партия Зеленых, признать незаконными пункты 1, 3, 4 Постановления Правительства Ленинградской области N 524 от 19 декабря 1995 года "О приведении границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствие со статусом 1952 г." со дня его принятия.
Взыскать с Правительства Ленинградской области в пользу межрегиональной общественной организации Партия Зеленых 7590 (семь тысяч пятьсот девяносто) рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок после изготовления в окончательном виде.
Председательствующий:
Народные заседатели:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 2 июля 1997 г. N 3-12/97
Текст решения официально опубликован не был
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 января 1998 г. N 33Г-98-1 настоящее решение оставлено без изменения