Решение Ленинградского областного суда
от 18 июня 1997 г. N 3-38/97
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Морозковой Е.Е.
с участием прокурора: Волиной Г.А.
при секретаре: Куликовой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействительными части 1 статьи 3, части 1 статьи 5, статей 12, 16, 18, 19 (в части), 21, 23, частей 2 и 3 статьи 30, части 6 статьи 29 (в части), статьи 40, части 6 статьи 42 Закона Ленинградской области от 18 июля 1995 г. N 24 "О выборах губернатора Ленинградской области", об обязании Законодательного собрания Ленинградской области привести Закон "О выборах губернатора Ленинградской области" в соответствие с действующим законодательством, дополнив Закон нормами об участии в избирательном процессе по выборам губернатора области избирателей, находящихся в местах временного пребывания, студентов и аспирантов дневной формы обучения, проживающих в общежитиях, а также военнослужащих, проходящих срочную службу в военных частях, расположенных на территории области, об устранении внутренних противоречий, содержащихся в части 6 ст.29, статье 40, части 6 статьи 42 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области",
установила:
Прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просил: признать недействительными часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 5, статьи 12, 16, 18, 19, 21, части 5 и 7 статьи 20, статью 23; обязать Законодательное собрание Ленинградской области привести Закон "О выборах губернатора Ленинградской области" в соответствие с действующим избирательным законодательством - дополнив Закон нормами об участии в избирательном процессе по выборам губернатора области избирателей, находящихся в местах временного пребывания студентов и аспирантов дневной формы обучения, проживающих в общежитиях, а также военнослужащих, проходящих срочную службу в воинских частях, расположенных на территории области; устранить внутренние противоречия, содержащиеся в части 6 статьи 29, статье 40, части 6 статьи 42 областного Закона.
В обоснование требований указано, что положения части 1 статьи 3, части 1 статьи 5, частей 5 и 7 статьи 20, статья 23 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" противоречат соответственно: ч.3 ст.8, ч.6 ст.8, ч.7 ст.8, ст.2 абз.10 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан".
Статьи 12, 16, 18 обжалуемого областного Закона не содержат положений части 4 ст. 10, ч.3 ст. 13 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", что не может быть признано правомерным.
Положения статей 19 и 21 областного Закона предоставляют возможность участковой комиссии составлять дополнительные списки избирателей, что не предусмотрено действующим избирательным законодательством.
Прокурор также полагал, что указание в части 6 ст.29 областного Закона на то, что решение избирательной комиссии Ленинградской области об отказе в регистрации может быть обжаловано в народный суд, решение которого является окончательным, необоснованно ссылаясь на наличие противоречий между ст. 40 и ч.2 и 3 ст.30, ч.5 ст.20 областного Закона, прокурор полагал, что при наличии таких противоречий будет ущемлено право гражданина на досрочное голосование.
В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор Волина Г.А. поддержала заявленные требования, уточнив, что просила бы признать недействительными и часть 6 статьи 29 (в части указания о том, что решение суда окончательно), части 2 и 3 статьи 30, статью 40, часть 6 статьи 42 Областного Закона. В то же время требования о признании недействительными частей 5 и 7 статьи 20 обжалуемого закона не поддержала.
Дополнительно участвующий в деле прокурор пояснила, что так как вопросы защиты прав и свобод человека находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то, согласно п.п.2, 5 ст.76 Конституции РФ, издаваемые субъектами РФ законы по данным вопросам не должны противоречить соответствующим федеральным законам.
С учетом этих правовых норм основные положения Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" должны быть повторены и в Законе Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области".
Представитель избирательной комиссии Ленинградской области Молодова В.А. полагала требования заявления прокурора Ленинградской области обоснованными, просила заявление прокурора удовлетворить.
Представитель Законодательного собрания Ленинградской области Рудовский В.А. просил в удовлетворении требований прокурора Ленинградской области отказать, считая их необоснованными.
Он также полагал, что не было необходимости переписывать нормы Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан в Закон Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области".
Представители губернатора Яковлева И.А., Лобова Т.А. требования прокурора не признали, просили в удовлетворении заявления прокурора Ленинградской области отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, обозрев материалы гражданских дел NN 3-19/96, 3-22/96, заслушав заключение прокурора Волиной Г.А., полагавшей заявление прокурора Ленинградской области обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Закон Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" был принят Законодательным собранием Ленинградской области 14 июля 1995 г., и подписан губернатором Ленинградской области 18 июля 1995 г.
Согласно пункту "в" статьи 71 Конституции РФ 1993 г. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.
Пунктом "б" статьи 72 Конституции РФ 1993 г. предусмотрено, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления также находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Согласно ч.ч.2 и 3 статьи 1 Закона РФ от 26.10.94 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" в соответствии с Конституцией РФ законы и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ о выборах в органы государственной власти субъектов РФ, не могут противоречить настоящему федеральному закону.
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ могут лишь устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" выборы губернатора осуществляются по одномандатному избирательному округу гражданами РФ, постоянно проживающими на территории Ленинградской области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Частью 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что в голосовании по выборам губернатора участвуют граждане РФ, постоянно проживающие на территории Ленинградской области и достигшие на день голосования 18 лет.
В части 2 статьи 4 Закона РФ от 26.10.94 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" указано, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, общественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Согласно части 3 статьи 8 Закона РФ от 26.10.94 г. основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке, является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории РФ.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 25.06.93 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения и жительства в пределах РФ" проживание может быть временным (место пребывания) или постоянным (место жительства).
Таким образом, часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 5 областного закона нарушают требования статьи 2 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и часть 3 статьи 8 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" и исключают из избирательного процесса по выборам губернатора избирателей, находящихся в местах временного пребывания на территории Ленинградской области (в период проведения выборов).
Ссылка представителя Законодательного собрания Ленинградской области на возможность установления дополнительных ограничений на основании части 4 статьи 4 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" не может быть признана обоснованной по следующим основаниям.
В названной норме закона указано, что законами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории РФ.
Между тем, часть 1 статьи 3 обжалуемого закона содержит положения и об активном, и о пассивном избирательном праве. Статья 5 обжалуемого закона включает положения только об активном избирательном праве избирателей по выборам губернатора области.
По перечисленным выше основаниям судебная коллегия не может согласиться и со ссылкой представителя Законодательного собрания Ленинградской области на Постановление Правительства РФ от 17.07.95 г "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".
Согласно статье 23 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" избирательным объединением является общественное объединение, созданное в порядке, установленном федеральными законами Ленинградской области, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством юстиции РФ либо управлением юстиции Ленинградской области не позднее, чем за 6 месяцев до объявления дня выборов.
В абзаце 10 статьи 2 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" указано, что избирательным объединением является общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в установленном законом порядке, не позднее, чем за 6 месяцев до объявления дня выборов.
В статье 27 Закона РФ от 19.05.95 г. N 82 "Об общественных объединениях" отмечено, что общественное объединение имеет право участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).
Таким образом, статья 23 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" противоречит статье 2 абзац 10 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", статье 27 Закона РФ "Об общественных объединениях", так как содержит положение не о регистрации общественного объединения, а о регистрации его Устава.
Статьей 19 обжалуемого Закона, в частности, предусмотрено, что участковая избирательная комиссия организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному участку.
Согласно статье 21 обжалуемого Закона, дополнительный список избирателей составляется после составления основного списка в соответствии с требованиями, предъявляемыми к основному списку избирателей. В дополнительный список включаются избиратели (по их письменному заявлению), не включенные в основной список в связи с переменой места жительства или в результате ошибки участковой избирательной комиссии.
Дополнительный список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
Между тем федеральным избирательным законодательством и, в частности, статьей 8 закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" предусмотрено составление единого списка, в случае же ошибки или неточности в список избирателей (в соответствии с частью 7 статьи 8 названного Федерального закона) дополнительно могут быть внесены изменения.
При таких обстоятельствах, с учетом требований статьи 1 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" статья 19 (в части предоставления участковой избирательной комиссии права на организацию составления дополнительного списка избирателей по избирательному участку) и статья 21 обжалуемого Закона не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства, в частности, - статье 8 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан".
Судебная коллегия не может согласиться со ссылкой представителя Законодательного собрания на то обстоятельство, что статьи 19 и 21 обжалуемого закона соответствуют статье 25 Закона РСФСР от 24.10.93 г. "О выборах главы администрации" по следующим основаниям.
Действительно, статьей 25 названного закона предусмотрена возможность составления дополнительного списка избирателей.
Согласно статье 54 Закона РФ от 28.08.95 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закон РФ "О выборах главы администрации" действует в части, касающейся выборов глав областной, краевой, автономной области, автономного округа администраций.
Однако, Закон РСФСР "О выборах главы администрации" издан до принятия Конституции Российской Федерации в 1992 году, не является федеральным.
Основные же гарантии реализации гражданами РФ их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления содержатся в федеральном Законе от 26.10.94 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", в котором не предусмотрено возможности составления дополнительного списка избирателей.
Согласно части 2 статьи 30 обжалуемого закона, текст и форма избирательного бюллетеня по избирательному округу утверждается избирательной комиссией Ленинградской области не позднее, чем за десять дней до дня выборов.
Частью 3 статьи 30 обжалуемого закона предусмотрено, что участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее, чем за 7 дней до дня выборов. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
Между тем, в части 1 статьи 30 Закона РФ от 26.10.94 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" указано, что избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.
Такое же положение содержится в статье 40 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области".
Учитывая изложенные обстоятельства, требования статьи 30 части 1 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", редакция частей 2 и 3 статьи 30 обжалуемого закона о сроках изготовления текста и формы избирательного бюллетеня и о сроках на обеспечение бюллетенями участковых избирательных комиссий не дают возможности гражданам РФ осуществить в полной мере свои избирательные права (право на досрочное голосование), предусмотренные статьей 32 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан".
Поэтому судебная коллегия полагает обоснованным требование прокурора в части признания недействительными частей 2 и 3 статьи 30 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области".
Согласно части 6 статьи 42 обжалуемого закона, один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в избирательную комиссию Ленинградской области.
Статьями 31, 32 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" предусмотрено, что после подсчета голосов участковая избирательная комиссия заполняет в 2-х экземплярах протокол об итогах голосования. Один экземпляр протокола остается в участковой избирательной комиссии, другой же, согласно части 6 статьи 31 названного Федерального Закона направляется немедленно в вышестоящую избирательную комиссию.
Вышестоящая избирательная комиссия - территориальная (районная, городская) избирательная комиссия, получив данные протоколы согласно статьям 32, 33 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", статье 17 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области", устанавливает итоги голосования при выборах губернатора Ленинградской области на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию Ленинградской области.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает правомерным довод прокурора о том, что часть 6 статьи 42 обжалуемого закона противоречит части 6 статьи 31 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан".
Кроме этого, непредоставление протоколов участковых избирательных комиссий в территориальные избирательные комиссии лишает возможности последних установить результаты голосования на соответствующей территории.
Таким образом, исследовав нормы действующего федерального законодательства, Конституции РФ, судебная коллегия находит обоснованными требования прокурора о признании недействительными части 1 статьи 3, части 1 статьи 5, статьи 23, статьи 19 в части предоставления участковой избирательной комиссии права на организацию составления дополнительного списка избирателей по избирательному участку, статьи 21, части 2 и 3 статьи 30, части 6 статьи 42 Закона Ленинградской области от 18.07.93 г. N 24 "О выборах губернатора Ленинградской области".
О правильности доводов прокурора свидетельствует также и постановление Центральной избирательной комиссии РФ "О выборах в органы государственной власти субъектов РФ", в котором содержится анализ законодательства субъектов РФ о выборах в органы государственной власти субъектов РФ.
В качестве основных ошибок в постановлении указано: отсутствие в Законе Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" норм, регламентирующих порядок включения в список избирателей - военнослужащих, проходящих срочную службу в воинских частях, расположенных на территории Ленинградской области, а также наличие в названном законе норм, разрешающих составление дополнительного списка избирателей.
В судебное заседание также представлено заключение заместителя председателя Центральной избирательной комиссии РФ А.Иванченко от 29.07.96 г. N 05-11/2652 о соответствии федеральному законодательству Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области".
По мнению указанного лица, статьи 3, 5, 19, 21, 23, часть 6 статьи 42 областного закона не соответствуют нормам действующего федерального избирательного законодательства.
Из постановлений представителя избирательной комиссии Ленинградской области в судебном заседании, приобщенным к делу, копий постановлений избирательной комиссии N 22 от 8.08.96 г., N 51 от 4.09.96 г., N 25 от 28.08.96 г., N 24 от 28.08.96 г. следует, что последняя не принимала разъяснений норм Закона Ленинградской области от 18.07.95 г. N 24, обжалуемых прокурором.
В заявлении прокурор Ленинградской области просил также признать недействительной статью 12 закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области", ссылаясь на то, что она противоречит действующему федеральному избирательному законодательству, в частности, части 4 статьи 10 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", так как не повторяет положения части 4 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" о том, что списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
Статьей 12 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" определен порядок образования избирательных участков.
Исследовав собранные по делу доказательства, правовые акты, судебная коллегия полагает, что названная обжалуемая норма не противоречит ни Конституции РФ 1993 г., ни Закону РСФСР "О выборах главы администрации" от 24.10.91 г., ни Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" от 26.10.94 г.
Ссылка прокурора на то, что в данном случае в статье 12 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" должны быть повторены положения, содержащиеся в части 4 статьи 10 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" не основаны на Законе и отсутствие в статье 12 названного Закона Ленинградской области текста части 4 статьи 10 Федерального Закона от 26.10.94 г. не является основанием для признания недействительной статьи 12 указанного Закона Ленинградской области.
Кроме этого, в статье 2 Закона Ленинградской области от 18.07.95 г. специально оговорено, что правовую основу проведения выборов губернатора Ленинградской области составляют Конституция РФ, федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", "О выборах глав администраций", Устав Ленинградской области, настоящий Закон.
Прокурор Ленинградской области также просит признать недействительными статьи 16, 18 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области", так как они противоречат частям 2 и 3 статьи 13 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", так как не содержат требований о том, что при формировании территориальных и участковых избирательных комиссий следует учитывать предложения общественных объединений, выборных органов самоуправления, собрания избирателей по месту учебы и жительства.
Статьей 16 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" определен порядок формирования территориальной (районной, городской) избирательной комиссии, а статьей 18 данного закона - порядок образования участковых комиссий.
Согласно части 3 статьи 13 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и уставами (положениями) о местном самоуправлении.
Частью 2 статьи 13 названного закона также предусмотрено, что формирование избирательных комиссий, субъектов РФ осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Между тем, в статье 13 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" отсутствует указание о том, что при формировании территориальных (районных, городских), а также участковых избирательных комиссий при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, следует учитывать предложения общественных объединений, выборных органов самоуправления, собраний избирателей по месту учебы и жительства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что довод прокурора о том, что статьи 16 и 18 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" противоречит частям 2 и 3 статьи 13 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Прокурор просил признать недействительной и часть 6 статьи 29 обжалуемого Закона Ленинградской области в части указания на то обстоятельство, что решение суда является окончательным, так как полагал, что названное указание противоречит Закону РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ".
Между тем, в соответствии со статьей 22 Закона РСФСР от 24.10.91 г. "О выборах главы администрации" (действующего, согласно статье 54 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в части, касающейся выборов глав областной, краевой, автономной области, автономного округа администраций) отказ окружной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата может быть обжалован общественными объединениями, массовыми движениями и коллективами, выдвинувшими данного кандидата или самим кандидатом в народный суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок с момента ее подачи. Решение суда окончательно.
Статьей 15 Закона Ленинградской области от 18.07.95 г. N 24 "О выборах губернатора Ленинградской области" предусмотрено, что функции окружной избирательной комиссии возлагаются на Ленинградскую областную избирательную комиссию.
Согласно же частей 1 и 2 статьи 16 закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" в соответствии с Конституцией РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.
Решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно.
С учетом перечисленных выше правовых норм Законов Российской Федерации, судебная коллегия не может признать правомерным и требование прокурора о признании недействительной части 6 статьи 29 обжалуемого Закона Ленинградской области в части указания о том, что решение суда является окончательным.
Судебная коллегия не может признать обоснованным и требование прокурора о признании недействительной статьи 40 обжалуемого Закона Ленинградской области, так как названная норма полностью повторяет 4 предложение части 1 статьи 30 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ".
В настоящем гражданском деле прокурором Ленинградской области были также заявлены требования: об устранении внутренних противоречий, содержащихся в части 6 статьи 29, статье 40, части 6 статьи 42 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области", об обязании Законодательного собрания Ленинградской области привести Закон Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" в соответствии с действующим избирательным законодательством, дополнив Закон нормами об участии в избирательном процессе по выборам губернатора Ленинградской области избирателей, находящихся в местах временного пребывания, студентов и аспирантов дневной формы обучения, проживающих в общежитии, а также военнослужащих, проходящих срочную службу в военных частях, расположенных на территории области.
В соответствии со статьей 60 Закона РФ от 5.03.92 г. "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", статьей 13 ГК РФ 1994 г., разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31.10.95 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", в п.п.1, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1.07.96 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" суды общей юрисдикции, проверяя соответствие правового акта, субъекта федерации Конституции РФ и федеративному законодательству, вправе только признать такой правовой акт действительным или недействительным.
По изложенным основаниям судебная коллегия не может согласиться и с указанными выше требованиями прокурора.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 13 ГК РФ 1994 г., ст.60 Закона РСФСР от 5.03.92 г. "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", ст.ст.194-197 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать недействительными часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 5, статью 23, статью 19 в части предоставления участковой избирательной комиссии права на организацию составления дополнительного списка избирателей по избирательному участку, статью 21, часть 2 и часть 3 статьи 30, часть 6 статьи 42 Закона Ленинградской области от 18.07.95 г. N 24 "О выборах губернатора Ленинградской области" с момента его принятия.
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором Ленинградской области требований отказать.
Решение может быть опротестовано и обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок после изготовления в окончательном виде.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 18 июня 1997 г. N 3-38/97
Текст решения официально опубликован не был