Решение Ленинградского областного суда
от 23 сентября 1996 г. N 3-19
Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 23 сентября 1996 г. в городе Санкт-Петербурге Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского Областного Суда в составе:
Председательствующего Логиновой Н.Н.
при секретаре Куликовой Ю.А., Сенюковой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Наумова Валентина Николаевича о признании частично недействительным Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области",
установила:
Наумов В.Н. обратился в суд с жалобой на Закон Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области", принятый Законодательным собранием Ленинградской области 14 июля 1995 года, в которой просил признать недействительными следующие нормы названного закона: часть 1 статьи 6 в части нераспространения на работников органов государственной власти Ленинградской области ограничений пассивного избирательного права; часть 1 статьи 14 в части сужения целей и задач избирательных комиссий; часть 5 статьи 20 в части заниженных сроков представления для всеобщего ознакомления списков избирателей; часть 7 статьи 20 в части завышенных сроков рассмотрения избирательной комиссией заявлений граждан и заниженных сроков обжалования в суде решений избирательной комиссии; статью 23 в части ограничения допуска избирательных объединений к участию в выборах по признаку органа, их зарегистрировавшего; часть 5 статьи 24 в части порядка регистрации избирательных блоков; статью 26 в части нераспространения на кандидатов от избирательных блоков обязанностей по сбору подписей в поддержку таких кандидатов; часть 1 статьи 30 в части изъятия из перечня обязательных сведений о кандидате записи о принадлежности кандидата к избирательному объединению, блоку или о его независимом статусе; часть 6 статьи 33 в части расширения видов и форм действий, относимых к предвыборной агитации; часть 5 статьи 36 в части расширения перечня лиц, со стороны которых не допускаются пожертвования в избирательные фонды кандидатов; часть 3 статьи 43 в части установления заниженной процентной нормы голосов избирателей, необходимой для избрания губернатора в первом туре голосования.
В обоснование жалобы Наумов В.Н. сослался на то, что указанные положения закона противоречат Федеральному Закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и нарушают его избирательные права, предусмотренные этим Федеральным Законом и гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании Наумов В.Н. и его представители Двас Г.В. и Хрипков В.В. поддержали жалобу частично, пояснив, что не оспаривают часть 7 статьи 20 Областного закона в части заниженных сроков обжалования в суде решений избирательных комиссий и часть 3 статьи 43, в остальной части жалобу просили удовлетворить.
Представитель Губернатора и Правительства Ленинградской области Старовойтов А.А., представители Законодательного собрания Ленинградской области Войтюк В.В. и Рудовский С.В. считают, что жалоба Наумова В.Н. не подлежит удовлетворению по мотивам пропуска срока для обращения в суд, отсутствия оснований для предъявления такой жалобы, поскольку, по их мнению, права и свободы Наумова В.Н. не нарушены, ему следовало обратиться в Конституционный суд; полагают, что оспариваемый Областной закон издан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и "О выборах глав администраций" и им не противоречит.
Выслушав объяснения заявителя, его представителей, представителей органов, принявших оспариваемый закон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статья 6 Областного закона "О выборах губернатора Ленинградской области" предусматривает ограничения на право занятия должности губернатора. По смыслу этой статьи и статьи 5 того же закона губернатором Ленинградской области может быть избран только гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, а значит проживающий на территории Ленинградской области и достигший на день голосования 18 лет, не признанный судом недееспособным и не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Данное положение не относится к работникам органов государственной власти Ленинградской области, работающим на постоянной основе в учреждениях, расположенных на территории города Санкт-Петербурга.
Заявитель считает, что статья 6 расширила круг лиц, имеющих право претендовать на должность губернатора Ленинградской области, в частности, распространила пассивное избирательное право на жителей г. Санкт-Петербурга, других субъектов Российской Федерации, что противоречит требованиям Федерального закона.
Суд не может согласиться с доводами Наумова В.Н. и его представителей относительно данной нормы закона.
Согласно статьи 10 Устава Ленинградской области, Ленинградская область имеет свой исторически сложившийся областной центр. Местонахождением органов власти и управления Ленинградской области является город Санкт-Петербург.
Предоставление в связи с этим пассивного избирательного права работникам органов государственной власти Ленинградской области, работающим на постоянной основе в учреждениях, расположенных на территории города Санкт-Петербурга, независимо от места их постоянного проживания не является незаконным, поскольку не противоречит части 2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", в соответствии с которой гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Установление дополнительных условий приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, по смыслу части 4 статьи 4 Федерального закона является правом, а не обязанностью субъекта Федерации.
Заявитель указал, что статья 14 Областного закона, предусматривающая систему избирательных комиссий, и статья 17 о полномочиях территориальной (районной, городской) избирательной комиссии не содержат основной обязанности избирательных комиссий по защите избирательных прав граждан; в статью 26 не включена обязанность собирания подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных блоков; в статье 30 отсутствует требование о записи в избирательный бюллетень сведений о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе.
Законом не предоставлено право суду дополнять законы, а положения, изложенные законодателем в названных статьях, не противоречат Федеральному закону и не оспариваются заявителем.
Что касается довода заявителя о том, что отсутствие в Областном законе "О выборах губернатора Ленинградской области" полномочий избирательных комиссий по защите избирательных прав граждан, нарушает его активное избирательное право, то суд находит его несостоятельным.
Статья 10 Областного закона "Об избирательной комиссии Ленинградской области", принятого Законодательным собранием Ленинградской области 14 июня 1995 года, предусматривает полномочия избирательной комиссии, одним из которых является осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан.
Не находит суд обоснованным и требование заявителя о признании частично недействительной части 5 статьи 24 Областного закона, предусматривающей порядок регистрации избирательных блоков избирательной комиссией Ленинградской области, согласно которой регистрация избирательных блоков производится не позднее чем через пять дней после представления в избирательную комиссию Ленинградской области протоколов съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений, о создании избирательного блока.
Данная норма Областного закона не находится в противоречии с требованиями Федерального закона, который не устанавливает конкретного порядка создания и регистрации избирательных блоков, и принята Законодательным собранием Ленинградской области в пределах его полномочий.
Не противоречит Федеральному закону, по мнению суда, и статья 33 Областного закона, регламентирующая предвыборную агитацию, которая не предусматривает не допускаемых законом форм и методов ведения агитации.
Заявитель утверждает, что его кандидатом на должность губернатора Ленинградской области хотело выдвинуть общественное объединение - Ленинградская ассоциация малых и средних фирм по внешнеэкономической деятельности, зарегистрированное исполкомом Фрунзенского района города Ленинграда в 1989 году, а финансовую поддержку предлагала благотворительная организация - Фонд возрождения г. Санкт-Петербурга. Однако статьи 23 и 36 Областного закона "О выборах губернатора Ленинградской области" не позволили осуществиться этим намерениям.
Статья 23 Областного закона предусматривает, что избирательным объединением является общественное объединение, созданное в порядке, установленном федеральными законами, законами Ленинградской области, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации либо управлением юстиции Ленинградской области не позднее чем за шесть месяцев до объявления выборов.
Часть 5 статьи 36 Областного закона не допускает пожертвований в избирательные фонды со стороны благотворительных организаций.
Суд не находит оснований для признания этих положений Областного закона недействительными.
Статья 23 Областного закона "О выборах губернатора Ленинградской области" соответствует положениям статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и Федерального закона РФ от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях". Статья 36 Областного закона не противоречит статье 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", в ней лишь несколько расширен и уточнен в пределах полномочий субъекта Федерации перечень организаций и граждан, со стороны которых не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды.
Кроме того, доводы заявителя не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, его избирательные права, как активное, так и пассивное, перечисленными выше положениями Областного закона нарушены не были, не создано и препятствий для реализации этих прав.
Наумов В.Н. в избирательный комитет Ленинградской области по вопросу регистрации его кандидатом на должность губернатора не обращался.
На основании изложенного судебная коллегия отказывает в удовлетворении жалобы в этой части.
Вместе с тем, суд считает, что части 5 и частично 7 статьи 20 Областного закона не соответствуют статье 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" и ограничивают Наумова В.Н. в реализации своего активного избирательного права.
Так, часть 5 статьи 20 Областного закона предусматривает, что списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии не позднее чем за десять дней до дня выборов, тогда как часть 6 статьи 8 Федерального закона устанавливает этот срок в тридцать дней.
В части 7 статьи 20 Областного закона установлено, что заявления о неправильностях в списке избирателей рассматриваются участковой избирательной комиссией в трехдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно. В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона такие заявления должны быть проверены участковой избирательной комиссией в течение 24 часов.
Как показала свидетель Павлова В.В., член избирательной комиссии Ленинградской области, в ходе подготовки к выборам Губернатора Ленинградской области, назначенным на 29 сентября 1996 года, данные противоречия законов выявлены и устранены, участковым избирательным комиссиям предписано руководствоваться Федеральным законом и соблюдать установленные им сроки.
В соответствии с п.1 постановления N 6/8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет жалобу в этой части и признает недействительными указанные положения Областного закона.
При этом суд исходит из того, что заявителем соблюден установленный ст.239_5 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с жалобой. Его доводы о том, что он ознакомился с оспариваемым законом и обнаружил нарушение своих избирательных прав лишь в июне 1995 года в связи с выдвижением его кандидатом на должность губернатора общественной организацией, признаются судом убедительными.
Дата официального опубликования оспариваемого закона в данном случае не может считаться началом течения срока для его обжалования, поскольку в соответствии со ст.239_5 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с жалобой исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.
Руководствуясь ст.13 ГК РФ, ст.ст.197, 239_7 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Жалобу Наумова Валентина Николаевича частично удовлетворить.
Признать недействительными часть пятую и часть седьмую в части установления трехдневного срока для рассмотрения участковой избирательной комиссии заявлений о неправильностях в списке избирателей статьи 20 Закона Ленинградской области "О выборах губернатора Ленинградской области" от 14 июля 1995 года со дня издания.
В удовлетворении остальной части жалобы отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.
Судья Ленинградского
областного суда |
Н.Н.Логинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 23 сентября 1996 г. N 3-19
Текст решения официально опубликован не был