Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 апреля 2006 г. N 401 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Концепция
развития и поддержки малого предпринимательства
в Санкт-Петербурге
30 сентября, 16 декабря 2005 г., 6 апреля 2006 г.
Введение
Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Концепция) является системой взглядов на функции и роль органов государственной власти Санкт-Петербурга, общественных организаций предпринимателей в развитии малого предпринимательства как важнейшего сектора экономики Санкт-Петербурга.
Концепция разработана в рамках реализации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотренной 19.12.2001 на заседании Государственного Совета Российской Федерации, направлена на актуализацию ее основных положений на территории Санкт-Петербурга с учетом специфики региональной экономики, особенностей социально-экономического развития Санкт-Петербурга, достигнутого уровня развития малого предпринимательства и определяет политику органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.
Целями Концепции являются:
уточнение целей политики органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении малого предпринимательства, уточнение понятия субъекта малого предпринимательства для применения в законодательной и правоприменительной практике Санкт-Петербурга, определение критериев субъектов малого предпринимательства, нуждающихся в государственной поддержке за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
формирование единого комплексного подхода к решению проблем развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге со стороны органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций предпринимателей, общественных объединений граждан, средств массовой информации, а также взаимодействие субъектов базовых отраслей промышленности и крупного бизнеса с субъектами малого предпринимательства;
определение приоритетов, правовых, организационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого предпринимательства с участием средств бюджета Санкт-Петербурга, а также определение сфер деятельности, развитие которых осуществляется исключительно за счет рыночных механизмов и средств предпринимателей;
систематизация мер государственной поддержки малого предпринимательства с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств.
1. Понятие малого предпринимательства и определение критериев
субъектов малого предпринимательства, нуждающихся в
государственной поддержке
Малое предпринимательство - это, с одной стороны, специфический сектор экономики, в котором создаются материальные блага при минимальном использовании материальных, энергетических, природных и трудовых ресурсов, а с другой - это сфера самореализации и самообеспечения граждан в рамках свободной предпринимательской деятельности в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (статья 34 Конституции Российской Федерации). Реализация данного конституционного права граждан предполагает создание условий, при которых данный сектор экономики должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Для малого предприятия характерны высокая степень риска, значительная зависимость от инициативы и способностей руководителя, финансовая и коммерческая неустойчивость, низкий уровень финансовых резервов, ограниченность основных фондов, сравнительно небольшой объем хозяйственной деятельности, небольшая численность работников и ограниченное число управленческого персонала, значительный объем привлеченных ресурсов, а также другие показатели, определяющие его экономическую устойчивость. Данная характеристика свидетельствует об экономической неустойчивости малого предпринимательства в целом и подтверждает необходимость выработки и реализации мер адресной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Для проведения эффективной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства на уровне субъекта Российской Федерации целесообразно выделять две группы критериев субъектов малого предпринимательства:
первая группа - это формальные критерии, установленные Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), учитывающие всю совокупность субъектов малого предпринимательства для применения общих мер, направленных на защиту интересов малого предпринимательства и создание общих благоприятных условий для его развития;
вторая группа - это критерии экономической устойчивости субъекта малого предпринимательства, которые могут быть использованы субъектом Российской Федерации для целей адресной государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Первая группа критериев применяется, в основном, для статистического и экономического наблюдения, разработки нормативных правовых актов в области налогообложения, имущественных отношений, градостроительной, инвестиционной, хозяйственной и иной политики Санкт-Петербурга. Вторая группа критериев позволяет определить категории субъектов малого предпринимательства, требующих государственной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и непосредственно связана с планированием бюджетных средств, направляемых на реализацию программ поддержки субъектов малого предпринимательства.
2. Краткая характеристика состояния малого предпринимательства
в Санкт-Петербурге
По данным Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Петербургкомстат), на 01.01.2004 на территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность 106,7 тыс. малых предприятий и 113 тыс. индивидуальных предпринимателей.
По данным Петербургкомстата, на 1000 человек населения приходится 23 малых предприятия (в Москве - 24, Калининграде - 11), что более чем в 3 раза выше, чем в среднем по России.
Удельный вес субъектов малого предпринимательства, действующий в Санкт-Петербурге, составляет 12,5% от общей численности субъектов малого предпринимательства действующих в России.
По данным администраций районов Санкт-Петербурга, на 01.01.2004 в Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность 187 тыс. субъектов малого предпринимательства.
Отраслевая структура предприятий малого бизнеса выглядит следующим образом:
торговля, общественное питание - 52,4%;
промышленность - 12,3%;
строительство - 12,1%;
общая коммерческая деятельность - 4,5%;
научная деятельность - 3,6%;
транспорт и связь - 3,4%;
операции с недвижимостью - 2,7%;
здравоохранение - 2,5%;
сфера услуг - 2,2%;
другие отрасли - 4,3%.
В 2003 году объем выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства составил 138744 млн. руб., что почти в 10 раз превышает соответствующий показатель 1997 года.
Доля малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта Санкт-Петербурга оценивается в 24%. Доля в налоговых поступлениях - 23-27%.
Численность занятых в малом бизнесе, включая совместителей, лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и индивидуальных предпринимателей, составляет порядка 1 млн. человек, то есть почти половину экономически активного населения Санкт-Петербурга.
За период с 1992 по 2003 годы численность занятых в малом бизнесе увеличилась в пять раз.
Основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: на первом месте стоят проблемы налогообложения и увеличения финансовой нагрузки в целом (55,7%), отсутствие стабильной нормативно-правовой базы (44,3%), нехватка собственных оборотных средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам (38,3%), сложность в подборе необходимых кадров (35,3%), административные барьеры и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний (31,3-32,3%).
Особенностью положения субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания государственными и контролирующими органами малым предприятиям услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов.
Таким образом, малое предпринимательство в Санкт-Петербурге экономически неустойчиво и характеризуется высокой зависимостью от политики, проводимой органами государственной власти Санкт-Петербурга.
3. Способы решения задачи развития и поддержки субъектов малого
предпринимательства
Исходя из характеристики состояния малого предпринимательства в Санкт-Петербурге практическая деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга по развитию малого предпринимательства должна осуществляться в следующих направлениях:
создание общих благоприятных условий при осуществлении хозяйственной деятельности для всех субъектов малого предпринимательства, определяемых в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом, независимо от их положения на рынке, финансового состояния, формы собственности, вида предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, создание системы юридической и административной защиты интересов субъектов малого предпринимательства;
осуществление адресной государственной поддержки отдельных экономически неустойчивых категорий субъектов малого предпринимательства, определяемых в соответствии с критериями, установленными законодательством Санкт-Петербурга, в целях сохранения и увеличения количества субъектов малого предпринимательства, численности занятых на них работников, развития приоритетных для Санкт-Петербурга секторов бизнеса.
3.1. Создание общих благоприятных условий хозяйственной деятельности
К мерам, направленным на создание общих благоприятных условий хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, относятся:
совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства;
ликвидация административных барьеров и снижение административного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;
снижение финансовой нагрузки неналогового характера на субъекты малого предпринимательства;
совершенствование налогового регулирования;
стабилизация финансового положения субъектов малого предпринимательства, совершенствование финансово-кредитной поддержки, развитие рынка финансовых услуг;
обеспечение равного доступа к государственному имуществу и преференций при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга;
информационное обеспечение и организационное сопровождение деятельности субъектов малого предпринимательства;
развитие правоприменительной практики антимонопольного регулирования;
создание положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.
3.1.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения
деятельности субъектов малого предпринимательства
Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства осуществляется общими нормами, установленными Федеральным законом, а на территории Санкт-Петербурга Законом Санкт-Петербурга от 06.11.1996 N 137-48 "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 20.03.2002 N 114-12 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Государственная поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге" на 2002-2004 годы". Деятельность субъектов малого предпринимательства также регулируется другими нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по различным вопросам хозяйственной, градостроительной, имущественной, экономической политики.
Действующие нормативные правовые акты Санкт-Петербурга регулируют лишь отдельные направления деятельности субъектов малого предпринимательства, нечетко определяют политику Санкт-Петербурга в отношении данного сектора экономики.
В связи с этим предполагается осуществить следующие мероприятия:
1) разработать и принять Закон Санкт-Петербурга "О развитии малого предпринимательства в Санкт-Петербурге" (далее - Закон), отменяющий все ранее принятые нормативные правовые акты Санкт-Петербурга о поддержке малого предпринимательства, в котором необходимо:
закрепить права субъектов малого предпринимательства, в том числе право на государственную поддержку за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
закрепить основные цели, принципы и направления политики Санкт-Петербурга в сфере развития малого предпринимательства;
определить категории субъектов малого предпринимательства, имеющих право на адресную государственную поддержку за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и механизм их включения в план мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - план мероприятий), включающий финансовую, имущественную, организационно-правовую поддержку и предусматривающий отдельные меры защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства;
установить статус и принципы функционирования программ государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;
определить принципы финансирования государственных программ поддержки малого предпринимательства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
установить нормы, исключающие дискриминацию субъектов малого предпринимательства в вопросах их деятельности, требующих разрешения (согласования) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, среди которых основными являются вопросы аренды недвижимости, налоги, регистрации и ликвидации организаций, контроля, доступа к государственным ресурсам и заказам и т.д.;
установить принципы участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа Санкт-Петербурга, закрепить механизм реализации данных принципов и контроль их исполнения;
определить действия органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, контролирующих организаций, иных предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, следствием которых становится создание административных барьеров, и ущемляются интересы субъектов малого предпринимательства;
определить ответственность руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и должностных лиц за принятие решений, ущемляющих интересы субъектов малого предпринимательства;
запретить исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, контролирующим организациям любыми способами понуждать субъектов малого предпринимательства к заключению договоров на выполнение работ и оказание услуг с организациями, связанными с исполнением решений и предписаний указанных организаций, определить формы контроля подобных действий и ответственность должностных лиц за их совершение;
определить роль и ответственность администраций районов Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в вопросах поддержки субъектов малого предпринимательства в соответствии с критериями эффективности государственной политики в области поддержки малого предпринимательства;
определить роль и место общественных объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в реализации государственной политики в сфере развития малого предпринимательства;
2) создать механизм предварительной экспертизы проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в целях выявления и исключения условий, следствием которых является дискриминация субъектов малого предпринимательства;
3) развивать систему общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга силами Общественного совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга;
4) создать систему обучения сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге формам и методам работы с субъектами малого предпринимательства.
3.1.2. Ликвидация административных барьеров и снижение
административного регулирования деятельности субъектов малого
предпринимательства
Под административными барьерами для развития малого предпринимательства понимаются действия, нарушающие Федеральный закон от 22.03.99 N 949-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", совершаемые органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, контролирующими организациями и юридическими лицами, а также действия, создающие дополнительные и усложняющие действующие процедуры в сфере хозяйственной деятельности.
Вероятно, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: "Федеральный закон от 22.03.99 N 949-1" следует читать как "Закон РСФСР от 22.03.91 N 948-1"
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
Кроме того, к административным барьерам относятся незаконные действия, направленные на привлечение средств предпринимателей для решения вопросов, находящихся в ведении органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, либо проблем отдельных организаций-монополистов, совершаемые с использованием зависимого положения предпринимателей либо ситуации на рынке, созданной в результате действий (бездействия) органов государственной власти.
К административным барьерам также относятся действия, создающие необоснованные благоприятные условия для отдельных хозяйствующих субъектов, работающих на рынках услуг, связанных с необходимостью предпринимателей исполнять законные требования органов государственной власти и контролирующих органов.
В целом, административные действия, прямо или косвенно направленные на увеличение неналоговой финансовой нагрузки на предпринимателей, без создания механизма соответствующих компенсаций, можно рассматривать как административное давление на предпринимателей.
В целях ликвидации административных барьеров и снижения административного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства предполагается:
разработать и внедрить систему идентификации субъектов малого предпринимательства на стадии их регистрации и в период их дальнейшей деятельности;
наладить эффективное взаимодействие с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в части, касающейся обмена информацией и досудебного рассмотрения жалоб и заявлений предпринимателей на действия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и контролирующих органов;
разработать комплекс мер по координации действий контролирующих организаций городского и федерального подчинения в части, касающейся проведения проверок деятельности субъектов малого предпринимательства;
создать систему антикоррупционных мер на стадии разработки и принятия нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, контролирующих организаций, администраций районов Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
разработать программы совместных действий по устранению административных барьеров и реализации мер по защите интересов предпринимателей с соответствующими организациями, осуществляющими на территории Санкт-Петербурга функции пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, административно-технического контроля, а также функции в области лицензирования и сертификации продукции и услуг, в сфере градостроительного и архитектурного контроля, экологического надзора и энергонадзора;
разработать совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках мероприятий по демонополизации экономики механизм, исключающий необоснованные препятствия по доступу субъектов малого предпринимательства к услугам естественных монополий;
создать систему юридической поддержки субъектов малого предпринимательства при рассмотрении дел в арбитражных судах;
осуществлять постоянное информирование Правительства Санкт-Петербурга о действиях должностных лиц, принимающих решения, которые создают дискриминационные условия для хозяйственной деятельности предпринимателей;
организовать постоянное бесплатное информирование субъектов малого предпринимательства о правах, функциях и действиях контролирующих и надзорных органов.
Показателем эффективности работы по устранению административных барьеров должно стать реальное снижение неналоговой финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, сокращение сроков прохождения административных процедур по официальному оформлению отдельных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность.
3.1.3. Стабилизация налогового регулирования и оптимизация
налогообложения
В соответствии с действующим законодательством в области налогообложения субъектов малого предпринимательства применяются специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), которые при правильном применении создают в целом благоприятный налоговый климат. Однако далеко не все субъекты малого предпринимательства в силу существующих ограничений подпадают под действие указанных налоговых режимов, поэтому налогообложение большинства из них осуществляется по традиционной системе, при которой необходимо осуществлять сложную систему бухгалтерского учета и отчетности.
В области совершенствования налогообложения предполагается осуществление следующих мер:
создание постоянно действующей панели мониторинга финансово-экономической деятельности субъектов малого предпринимательства для наблюдения за последствиями изменений в налоговом законодательстве и выявления экономически неустойчивых субъектов малого предпринимательства;
разработка и реализация мер, направленных на стабилизацию налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, оптимизацию соотношения налоговых и неналоговых платежей (аренда, коммунальные платежи и т.д.), поэтапное снижение до оптимального уровня доли неналоговых платежей в структуре расходов субъектов малого предпринимательства;
освобождение субъектов малого предпринимательства от части налоговых платежей в пределах компетенции Санкт-Петербурга, составляющих незначительную часть доходов бюджета Санкт-Петербурга;
обеспечение равенства всех субъектов предпринимательской деятельности, включая крупные и средние предприятия, при установлении налоговых льгот;
разработка предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации по применению упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в пределах полномочий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Налоговое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства может осуществляться исключительно на основе данных финансово-экономического мониторинга их деятельности и с учетом изменений неналоговой финансовой нагрузки на бизнес.
3.1.4. Обеспечение равного доступа к государственному имуществу
и к размещению государственного заказа Санкт-Петербурга
Субъекты малого предпринимательства в связи с недостаточностью финансовых ресурсов объективно не могут иметь равных возможностей в сравнении с крупными организациями при получении прав на аренду государственного имущества и размещение государственного заказа Санкт-Петербурга. Субъектам малого предпринимательства практически недоступно участие в конкурсных процедурах, торгах и аукционах, в результате которых происходит резкое повышение цены объекта торгов.
В связи с этим предлагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к государственному имуществу, позволяющих снизить финансовые затраты предпринимателей и устранить административные барьеры, возникающие в сфере имущественных отношений субъектов малого предпринимательства с государством, в том числе:
рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам малого предпринимательства, включенным в программу государственной поддержки, льгот по аренде объектов городской недвижимости, включая земельные участки, в пределах лимитов бюджетных средств, выделяемых на эти цели;
разработать механизм выкупа арендованных субъектами малого предпринимательства помещений с рассрочкой платежа на несколько лет, подготовить соответствующие предложения по изменению федерального законодательства;
определить условия предоставления субъектам малого предпринимательства разрешений на залог прав аренды городской недвижимости в целях получения кредитов для развития хозяйственной деятельности;
разработать целевую программу проектирования и строительства помещений для размещения субъектов малого предпринимательства на первых этажах жилых зданий с учетом финансовых возможностей субъектов малого предпринимательства;
подготовить предложения по упрощению процедуры перевода жилых помещений в нежилой фонд;
подготовить и осуществить комплекс мер, направленных на снижение административной нагрузки на предпринимателей при возникновении и оформлении имущественных отношений с организациями, осуществляющими распоряжение собственностью Санкт-Петербурга;
продолжить работу по совершенствованию механизма и процедуры зачета затрат арендаторов в счет арендной платы при выполнении работ капитального характера, улучшающих состояние арендованного объекта и повышающих его рыночную стоимость;
разработать и осуществить комплексную систему мер имущественной поддержки начинающих предпринимателей, включенных в программу государственной поддержки малого предпринимательства, в пределах лимитов бюджетных средств, выделяемых на эти цели;
разработать механизм проведения отдельных конкурсных процедур по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга среди субъектов малого предпринимательства на уровне районов Санкт-Петербурга и муниципальных образований Санкт-Петербурга;
создать информационную базу, предоставляющую возможность малым предприятиям участвовать в исполнении государственного заказа Санкт-Петербурга на условиях субконтрактинга.
Другие мероприятия, направленные на создание благоприятных условий хозяйственной деятельности для субъектов малого предпринимательства, а именно: информационное обеспечение и организационное сопровождение деятельности субъектов малого предпринимательства, обеспечение их доступа на рынок трудовых ресурсов и подготовка кадров, создание положительного общественного мнения о малом бизнесе, снижение финансовой неналоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства - не требуют принятия соответствующих правовых актов и могут осуществляться в рамках локальных программ апробированными методами с привлечением действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
3.2. Осуществление адресной государственной поддержки субъектов
малого предпринимательства
Адресная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства должна предоставляться субъектам малого предпринимательства, включенным в Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, в соответствии с категориями, установленными Законом и отнесенными ко второй группе в соответствии с Концепцией. К таким категориям относятся, например, начинающие предприниматели (программа "Старт"), организации, оказавшиеся в сложном финансовом положении по объективным причинам (программа "Санация"), а также инновационные, творческие, нетрадиционные и социально ориентированные формы предпринимательства (программа "Инновация").
Формы и объемы адресной государственной поддержки избираются в каждом конкретном случае индивидуально с учетом финансово-экономического положения и категории субъекта малого предпринимательства, в частности:
осуществление комплексной системы мер имущественной поддержки начинающих предпринимателей (программа "Старт");
предоставление субъектам малого предпринимательства льгот по аренде объектов городской недвижимости в пределах лимитов бюджетных средств, выделяемых на эти цели (программы "Старт", "Санация");
предоставление субъектам малого предпринимательства разрешений на залог прав аренды городской недвижимости в целях получения кредитов для развития хозяйственной деятельности (программы "Старт", "Инновация");
реализация мер, направленных на стабилизацию налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, оптимизацию соотношения налоговых и неналоговых платежей, поэтапное снижение до оптимального уровня доли неналоговых платежей в структуре расходов субъекта малого предпринимательства (программа "Санация");
безвозмездные и безвозвратные перечисления средств бюджета Санкт-Петербурга субъекту малого предпринимательства для целевого использования данных средств на погашение платы за неполное имущественное обеспечение по кредиту, полученному субъектом малого предпринимательства в коммерческом банке;
компенсация расходов на страхование рисков коммерческих банков, предоставляющих субъектам малого предпринимательства кредиты при неполном имущественном обеспечении (все три категории субъектов малого предпринимательства).
Главным инструментом поддержки малого предпринимательства по-прежнему остается план мероприятий.
Предполагается принципиально изменить статус плана мероприятий, структуру и принципы его реализации.
В реализации плана мероприятий должны участвовать все исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с основными направлениями своей деятельности.
План мероприятий должен обеспечивать участие максимального числа субъектов малого предпринимательства и предусматривать:
меры, направленные на создание общих благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства;
адресную поддержку определенных категорий субъектов малого предпринимательства, которые необходимо определить в Законе;
непосредственное участие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в реализации плана мероприятий в пределах выделяемых на эти цели лимитов бюджетных средств по ведомственной структуре расходов бюджета Санкт-Петербурга каждого исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга;
координацию уполномоченным органом государственной власти Санкт-Петербурга деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации плана мероприятий.
Участниками плана мероприятий являются субъекты малого предпринимательства, требующие государственной поддержки и отнесенные ко второй группе в соответствии с Концепцией.
Статус участника плана мероприятий предоставляется субъектам малого предпринимательства уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга на основе заключения независимых экспертных организаций. Основными принципами включения субъектов малого предпринимательства в план мероприятий являются прозрачность бизнеса, возвратность затраченных бюджетных средств в виде налогов, экономическая эффективность проектов субъектов малого предпринимательства. Финансирование плана мероприятий осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
3.2.1. Описание плана мероприятий
3.2.1.1. Мероприятия, осуществляемые уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга - координатором плана мероприятий:
мониторинг финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства;
сбор и обобщение статистической информации о деятельности субъектов малого предпринимательства;
проведение научных исследований в области развития малого предпринимательства и разработка рекомендаций для исполнителей и участников плана мероприятий;
мониторинг нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга и экспертиза проектов нормативных правовых актов в целях исключения положений, создающих дискриминационные условия для деятельности субъектов малого предпринимательства;
планирование расходов бюджета Санкт-Петербурга на государственную поддержку малого предпринимательства, согласование с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга - исполнителями плана мероприятий;
разработка и реализация механизма отбора субъектов малого предпринимательства, требующих государственной поддержки, для включения в план мероприятий;
подготовка проектов нормативных правовых актов, направленных на создание общих благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности;
координация контролирующих органов, действующих в Санкт-Петербурге;
осуществление мероприятий, направленных на ликвидацию административных барьеров в развитии предпринимательской деятельности, информационную поддержку малого предпринимательства, содействие в развитии коммерческой и внешнеэкономической деятельности, подготовку и обучение кадров, формирование этики предпринимательской деятельности и повышение общественного престижа предпринимательства;
координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, союзов и общественных объединений предпринимателей, оказание помощи Общественному совету по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга.
3.2.1.2. Мероприятия, осуществляемые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга - исполнителями плана мероприятий:
обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к использованию государственного имущества, включая предоставление льгот по арендной плате, в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами;
организация социальной рекламы;
поддержка субъектов малого предпринимательства, действующих в сфере науки, культуры, искусства, спорта, образования, здравоохранения;
поддержка молодежного и женского предпринимательства;
поддержка субъектов малого предпринимательства, действующих в сфере производства, строительства, торговли, бытовых услуг;
поддержка субъектов малого предпринимательства, действующих в системе жилищно-коммунального хозяйства;
поддержка субъектов малого предпринимательства, действующих в сфере туристической индустрии;
поддержка субъектов малого предпринимательства, занимающихся транспортным обслуживанием.
Исполнители плана мероприятий самостоятельно разрабатывают и осуществляют мероприятия по поддержке субъектов малого предпринимательства, действующих в подведомственной сфере деятельности и включенных в план мероприятий на основе принципов, изложенных в настоящей Концепции, и в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами.
4. Использование созданной инфраструктуры поддержки малого бизнеса
В Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность более 60 организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: ассоциации, союзы, агентства, фонды, центры поддержки предпринимательства, центры делового развития, инновационно-технологические и субконтрактинговые центры и т.д. Данные организации оказывают субъектам малого предпринимательства, преимущественно на возмездной основе, различные услуги, в том числе коммерческого характера, без финансовой поддержки Санкт-Петербурга.
Организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются соисполнителями плана мероприятий в пределах своей специализации.
Участие организаций инфраструктуры в плане мероприятий осуществляется на конкурсной основе и исключительно в рамках реализации отдельных проектов, разрабатываемых координатором и исполнителями плана мероприятий.
5. Нормативно-правовое обеспечение Концепции
Нормативно-правовое обеспечение Концепции направлено на совершенствование действующей нормативной базы малого предпринимательства и разработку новых нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность субъектов малого предпринимательства, можно сгруппировать в два блока:
создающие для субъектов малого предпринимательства общие благоприятные условия для осуществления хозяйственной деятельности;
обеспечивающие адресную государственную поддержку субъектов малого предпринимательства.
Подготовка и принятие правовых актов Санкт-Петербурга в целях совершенствования законодательства в сфере малого предпринимательства будет осуществляться в соответствии с Планом нормотворческой и законотворческой деятельности Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным в установленном порядке.
6. Критерии эффективности государственной политики в области
поддержки субъектов малого предпринимательства
Критерии эффективности государственной политики в области поддержки малого предпринимательства устанавливаются по следующему перечню:
объем валового регионального продукта;
объем налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга;
количество рабочих мест;
средняя заработная плата.
Заключение
Реализация Концепции позволит:
увеличить долю малого бизнеса в валовом региональном продукте (до 50%) и долю в налоговых поступлениях (до 40%) за счет увеличения количества субъектов малого предпринимательства, оптимизации финансовой нагрузки на малый бизнес и легализации предпринимательской деятельности;
оптимизировать отраслевую структуру малого предпринимательства, увеличить количество субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства (до 25%), инновационном секторе (до 10-15%);
увеличить капитализацию субъектов малого предпринимательства, особенно индивидуальных предпринимателей за счет постепенной приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, и создания благоприятных налоговых условий для самофинансирования приобретения основных средств;
минимизировать теневой оборот субъектов малого предпринимательства за счет мер их адресной поддержки на условиях прозрачности бизнеса, снижения финансовой нагрузки неналогового характера;
увеличить численность работающих в секторе малого предпринимательства за счет увеличения числа рабочих мест и занятости населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.