Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Концепция
модернизации системы здравоохранения
Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы
1. Введение
Концепция модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии со следующими основными нормативными документами:
Конституция Российской Федерации;
Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан;
Устав Санкт-Петербурга;
Закон Санкт-Петербурга от 10.10.2001 N 691-84 "Об охране здоровья граждан в Санкт-Петербурге".
1.1. Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге последние десять лет характеризуется ежегодным уменьшением численности населения на 25-32 тыс. человек, низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности. По состоянию на 01.01.2004 численность постоянного населения Санкт-Петербурга составляла 4 млн. 631 тыс. человек. По прогнозу Государственного Комитета Российской Федерации по статистике в последующие годы численность населения Санкт-Петербурга будет постоянно уменьшаться и к 2010 году сократится на 5 процентов. К 2016 году численность населения старше трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге увеличится по сравнению с 2003 годом на 9 процентов и составит 29 процентов в общей структуре населения Санкт-Петербурга. При этом удельный вес лиц младше трудоспособного возраста (0-15 лет) сократится до 14 процентов.
Основной причиной снижения численности населения Санкт-Петербурга по-прежнему является естественная убыль: в 2003 году соотношение числа родившихся к числу умерших составило 1:1,93, а по России в целом - 1:1,6.
Последние пять лет отмечается тенденция к росту рождаемости, к 2003 году ее уровень достиг 8,7 родившихся живыми на 1000 жителей, однако по этому показателю Санкт-Петербург по-прежнему занимает одно из последних мест среди всех субъектов Российской Федерации. На показатель рождаемости влияет заметное снижение интенсивности деторождений - частота рождений вторых, третьих и более детей уменьшилась.
В 2003 года показатель младенческой смертности в Санкт-Петербурге составил 8,0 промилле и являлся одним из самых низких в России.
К основным причинам смерти населения относятся заболевания системы кровообращения (61,5 процентов), новообразования (16,5 процентов), а также травмы и отравления (10,3 процента). Предотвратимые причины смерти составляют 6,1 процента. Уровень смертности мужчин в работоспособном возрасте более чем в 3 раза превышает уровень смертности женщин аналогичного возраста.
Таким образом, в перспективе коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное населения будет нарастать, увеличится численность людей пожилого возраста, начнет уменьшаться число женщин детородного возраста. Указанные процессы потребуют оперативного изменения в структуре здравоохранения, прежде всего в области охраны здоровья матери и ребенка, а также в отношении обслуживания лиц пожилого возраста.
1.2. Заболеваемость населения
Заболеваемость взрослого населения последние четыре года стабилизировалась: первичная на уровне 500 вновь выявленных заболеваний на 1000 населения, а общая - на уровне 1200 заболеваний. Увеличение разрыва между общей и первичной заболеваемостью свидетельствует о накоплении хронической патологии, что может быть обусловлено слабой профилактикой заболеваний, их поздней диагностикой, недостатками в лечении. Уровень общей заболеваемости взрослого населения в Санкт-Петербурге на 8 процентов выше, чем в среднем по России, преимущественно за счет болезней системы кровообращения, травм, новообразований, инфекций и заболеваний глаз. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни системы кровообращения (23,3 процента), органов дыхания (16,5 процента), болезни нервной системы и органов чувств (12,1 процента).
Вызывает тревогу уровень общей заболеваемости детского населения и подростков (0-17 лет), который в 2003 году по сравнению с 1996 годом увеличился на 25 процентов и на 9 процентов (по данным 2002 года) превышает аналогичный показатель по Российской Федерации. В структуре заболеваемости детей преобладают болезни органов дыхания и болезни нервной системы и органов чувств.
1.3. Заболеваемость населения социально значимыми болезнями
Инфекционная заболеваемость в последние годы имеет тенденцию к снижению, однако остается на 10-15 процентов выше (в различных возрастных группах), чем в целом по России. В 2002 году инфекционная заболеваемость у детей превышала средние показатели по стране в 1,5 раза. Заболеваемость туберкулезом в Санкт-Петербурге более чем в 2 раза ниже, чем в целом по России, а эффективность лечения больных туберкулезом в Санкт-Петербурге самая высокая. Неблагополучная ситуация по дифтерии, заболеваемость которой в Санкт-Петербурге в несколько раз превышает среднероссийскую. Однако в 2003 году, благодаря активной иммунопрофилактике населения, появилась тенденция к снижению числа случаев этого заболевания. За последние три года отмечается рост числа больных менингококковой инфекцией. Заболеваемость острыми вирусными гепатитами в целом снизилась в 1,6 раза, а хроническими гепатитами за последний год увеличилась в 1,2 раза. Отмечается увеличение в 2 раза числа пострадавших от укусов клещей и рост заболеваемости клещевым энцефалитом в 1,4 раза. Показатель заболеваемости лептоспирозом несколько снизился (с 1,3 на 100 тыс. населения в 2002 году до 0,9 в 2003 году), но пока выше общероссийского показателя.
На конец 2003 года под диспансерным наблюдением в Санкт-Петербурге состояло 5941 больных ВИЧ-инфекцией. Ситуация с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией в основном отражает тенденции, имеющие место в России.
Показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями в Санкт-Петербурге самый высокий среди всех субъектов Российской Федерации.
2. Цель и основные принципы модернизации системы здравоохранения
Модернизация системы здравоохранения Санкт-Петербурга проводится в целях повышения эффективности ее функционирования и направлена на обеспечение качества и доступности лечебно-профилактической помощи, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни всех членов общества.
Реализация указанной цели будет строиться на следующих основных принципах:
формирование единой региональной политики сохранения здоровья населения и повышение ответственности за ее осуществление;
сохранение основ государственной системы здравоохранения, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: федерального, городского, районного, частного;
реализация принципов стратегического планирования и обеспечение устойчивого развития отрасли здравоохранения;
создание системы сохранения и укрепления здоровья.
При реализации Концепции будут учитываться демографические и миграционные процессы в соответствии с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга до 2015 года.
О Генеральном плане Санкт-Петербурга см. Закон Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99
3. Основные приоритеты и направления развития медицинской помощи
Приоритет в развитии здравоохранения отдается первичной медико-санитарной помощи. При этом особое внимание будет уделено профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни. Для этого необходимо:
содействие рациональному питанию и обеспечению доброкачественной водой;
проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;
охрана здоровья матери и ребенка (включая планирование семьи);
санитарное просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья;
решение иных проблем профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни;
взаимодействие со службами социального обеспечения;
межотраслевое сотрудничество.
3.1. Совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи
Необходимо обеспечить комплексность первичной медико-санитарной помощи. Это подразумевает решение следующих основных задач:
усиление санитарно-просветительной работы, в том числе информирование населения о принципах здорового образа жизни и питания;
проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;
охрана здоровья матери и ребенка, включая вопросы планирования семьи;
профилактика местных эндемических заболеваний и борьба с ними;
вакцинация в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
обеспечение основными лекарственными средствами в соответствии с действующим законодательством.
Решение задач осуществляется амбулаторно-поликлиническими, стационарно-поликлиническими, больничными и другими учреждениями.
Основным направлением реформирования первичной медико-санитарной помощи взрослому населению является дальнейшее развитие общей врачебной практики (семейной медицины).
Для совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению необходимо:
повысить заинтересованность амбулаторно-поликлинических учреждений в интенсификации своей деятельности;
совершенствовать структуру специализированной амбулаторной помощи и диагностических служб;
продолжить внедрение стационарозамещающих технологий;
В специализированной амбулаторной помощи должна быть создана двухуровневая структура. Условием ее эффективной работы является соблюдение следующих организационных принципов:
этапность и преемственность оказания медицинской помощи;
разработка методических рекомендаций по объемам и видам медицинской помощи на каждом уровне (этапе) и контроль за их соблюдением;
разработка оптимальных схем финансирования специализированной медицинской помощи.
Первый уровень - консультативно-диагностический центр, который создается путем централизации диагностических и специализированных служб в одной или нескольких поликлиниках. Такая организация оптимальна для районов с числом жителей не менее 150 тысяч. Для районов с меньшим количеством населения целесообразно организовывать межрайонные центры (службы) или амбулаторно-поликлинические отделения на базе стационаров.
Второй уровень - городские диагностические центры и консультативно-диагностические отделения стационаров, где сосредоточены специалисты высокого уровня и современная дорогостоящая медицинская аппаратура.
3.2. Стационарная медицинская помощь
Оптимизация сети стационарных медицинских учреждений должна быть нацелена на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи населения Санкт-Петербурга. Основными направлениями развития стационарной медицинской помощи являются:
интенсификация работы коечного фонда путем его дифференциации по видам и степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;
оптимизация структуры коечного фонда многопрофильных и специализированных стационаров, приведение ее в соответствие с потребностями населения Санкт-Петербурга в стационарной помощи;
дальнейшая организация отделений экстренной помощи и консультативно-диагностических отделений в многопрофильных стационарах.
Распределение стационарных учреждений по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса, определение для них четко установленных задач и функций, объема медицинских услуг и ресурсов обеспечат функционально организованное единство всех стационарных учреждений Санкт-Петербурга, создадут условия для их оптимального и рационального финансирования.
В результате должна сложиться следующая структура оказания стационарной помощи:
стационары экстренной помощи и интенсивного лечения;
стационары, оказывающие плановую высокотехнологичную помощь;
стационары для специализированного лечения при социально-значимых патологиях;
стационары для восстановительного лечения и медико-социальной помощи.
При оптимизации сети необходимо учитывать особенности сети лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга, в которой, кроме стационаров системы здравоохранения имеется большое количество стационаров и клиник федеральной и ведомственной подчиненности, а также медицинских организаций частной формы собственности. В целях расширения использования их потенциала для нужд здравоохранения предполагается широкое привлечение указанных учреждений к выполнению Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге (как в рамках программы ОМС, так и для оказания дорогостоящих видов медицинской помощи). Необходимо разработать механизмы, обеспечивающие равные условия деятельности медицинских организаций различных форм собственности по реализации Территориальной программы государственных гарантий и исключающие возможность двойного финансирования.
3.3. Лечебно-профилактическая помощь матерям и детям
Как особо приоритетное направление развития здравоохранения будет рассматриваться функционирование службы охраны материнства и детства.
Амбулаторно-поликлиническая помощь детям должна строиться как многоуровневая помощь в условиях детской поликлиники либо отделений семейного врача с организацией центров для наблюдения за здоровыми детьми (отделения абилитации, профилактические отделения), клинико-диагностических центров с централизацией диагностических и специализированных служб в одной или нескольких детских поликлиниках либо на базе детских стационаров. Амбулаторно-поликлиническая помощь детям должна быть нацелена на формирование здорового образа жизни и медицинской активности в семье, отбор детей по этиологическим медико-социальным факторам в целях выявления у них пограничных и патологических состояний, определения и выполнения индивидуального плана развития ребенка. Основным направлением должна являться профилактическая работа: улучшение наблюдения за здоровыми детьми, проведение первичной профилактики заболеваний и диспансеризации детей, работа с родителями и домашним окружением ребенка. Необходимо развитие новых организационных форм работы в поликлиниках с приоритетом оказания профилактической и лечебно-диагностической помощи детям раннего возраста (отделение абилитации, профилактическое отделение). Требует совершенствования комплекс мер по организации непрерывного процесса реабилитации, включая все звенья этого процесса, совершенствование и внедрение новых технологий, системный подход по иерархическому принципу, создание унифицированных программ реабилитации и системы оценки адекватности реабилитационных мероприятий.
Система профилактики должна строиться по нескольким уровням. Начинаясь еще до рождения ребенка (планирование семьи, генетическое консультирование, контроль факторов риска беременности и родов, скрининг врожденной патологии), она должна продолжаться в дошкольный и школьный периоды (выявление факторов риска среды развития, организация питания, иммунопрофилактика, комплексная диагностика нарушений здоровья и симптомов заболеваний, стимуляция развития детей). В случае развития хронических заболеваний необходима диагностика и ранняя профилактика факторов риска их обострения.
К числу приоритетных направлений развития стационарной медицинской помощи детям относится создание оптимальных условий для оказания неотложной помощи новорожденным на различных ее этапах (родильный дом, специализированная скорая помощь, детские стационары). На базе многопрофильных детских стационаров будут организованы амбулаторно-консультативные отделения для оказания высококвалифицированной консультативно-диагностической и лечебной помощи с применением эффективных медицинских технологий.
Необходимо развитие дневных стационаров при больницах круглосуточного пребывания как одно из направлений дифференциации стационарной помощи и рациональной организации лечебно-диагностического процесса. В составе детских стационаров будут создаваться реабилитационная служба, отделения восстановительного лечения.
Лечебно-профилактическая помощь женщинам будет нацелена на снижение заболеваемости женщин репродуктивного возраста и новорожденных, перинатальной и материнской смертности; совершенствование системы медико-социальных подростковых центров (молодежных консультаций), повышение качества специализированной медицинской помощи несовершеннолетним беременным и роженицам; преодоление кризисных тенденций в воспроизводстве населения, повышение репродуктивного потенциала.
К числу основных направлений совершенствования акушерско-гинекологической службы относятся:
модернизация материально-технической базы акушерско-гинекологических стационаров;
рациональное перепрофилирование коечного фонда родовспомогательных учреждений (увеличение мощности отделений патологии беременности) и интенсификация работы койки;
реорганизация родильных домов по типу перинатальных центров на базе существующих учреждений службы родовспоможения (объединение родильных домов и женских консультаций, находящихся в одном здании или на сопредельных территориях);
организация амбулаторных консультативно-диагностических отделений в специализированных родильных домах;
совершенствование амбулаторной службы (оптимизация медицинской помощи при беременности, развитие сети молодежных консультаций в целях профилактики нежелательной беременности, инфекций, передающихся половым путем, наркомании при беременности и гинекологических заболеваниях);
межотраслевая координация, выравнивание условий деятельности учреждений различной отраслевой принадлежности.
Большое внимание будет уделяться санаторно-курортной помощи и медицинскому обеспечению летней оздоровительной кампании. Предполагается концентрация помощи на базах детских санаториев и реабилитационных центров, обладающих современными лечебными технологиями и кадровым потенциалом, и ликвидация учреждений, имеющих здания, не отвечающие санитарным нормам, при условии получения детьми адекватного санаторного лечения в профильных санаториях.
3.4. Скорая медицинская помощь
Одним из приоритетных направлений развития здравоохранения Санкт-Петербурга будет являться дальнейшее развитие службы скорой медицинской помощи.
На догоспитальном этапе скорой медицинской помощи будут определены перечни состояний, относящихся к сфере деятельности Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи" (далее - ГССМП), и к сфере деятельности отделений амбулаторно-поликлинических учреждений.
Необходима дальнейшая централизация догоспитального звена скорой медицинской помощи, включающая поэтапную централизацию системы приема и распределения вызовов, обеспечение взаимодействия между догоспитальным и госпитальным звеньями скорой медицинской помощи, другими структурами здравоохранения, службами по обеспечению правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими.
В ГССМП будет формироваться разветвленная сеть небольших подстанций (филиалов) на 4-5 бригад вокруг одной крупной базовой подстанции в каждом районе Санкт-Петербурга. Эти небольшие подстанции окажутся максимально приближенными к обслуживаемому населению и осям наиболее загруженных транспортных магистралей. Предусматривается объединение подстанций по зональному принципу (в соответствии с территориальным делением Санкт-Петербурга на зоны естественными водоразделами) с привязкой зон к ближайшим многопрофильным стационарам экстренной медицинской помощи с сохранением и расширением специализированных бригад скорой помощи.
Особое внимание будет уделено медицинскому оснащению, развитию систем связи и информационных систем (введение единых стандартов базового оснащения бригад скорой медицинской помощи и стандартов оказания помощи; внедрение территориальной компьютерной системы спутникового картографического сопровождения и диспетчирования бригад скорой помощи; совершенствование и развитие прямой радио- и телефонной связи ГССМП с отделениями скорой медицинской помощи поликлиник и пригородных станций скорой помощи; компьютеризация всех подразделений, осуществляющих оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе; создание единой персонифицированной базы данных пациентов, госпитализированных в стационары).
Госпитальное звено скорой медицинской помощи будет представлено только многопрофильными стационарами экстренной медицинской помощи, каждому из которых будет определена зона преимущественного обслуживания. Направление потоков экстренной госпитализации только в многопрофильные стационары экстренной помощи обеспечит возможность проведения максимального объема диагностических исследований и оказание высококвалифицированной медицинской помощи в экстренном порядке при любой патологии.
Особое внимание будет уделено:
завершению процесса реорганизации приемных отделений многопрофильных стационаров экстренной помощи в отделения экстренной медицинской помощи, обеспеченные всеми диагностическими технологиями, работающими в круглосуточном режиме;
созданию специальных программ по мониторингу состояния материально-технической базы и своевременному переоснащению реанимационных отделений и операционных стационаров экстренной помощи современным оборудованием;
разработке единых стандартов оказания скорой медицинской помощи на территории Санкт-Петербурга и их принятию;
созданию координационного центра по организационному и научно-методическому обеспечению системы скорой медицинской помощи в Санкт-Петербурге, разработке новых медицинских технологий при оказании скорой медицинской помощи, подготовке кадров для работы в стационарах по оказанию экстренной медицинской помощи на базе Государственного учреждения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи имени И.И. Джанелидзе";
развитию системы частной скорой медицинской помощи.
3.5. Медицинская помощь при социально значимых болезнях
Серьезное внимание будет уделено развитию специализированной медицинской помощи, а также реабилитационной помощи инвалидам.
В связи с ожидающейся в 2005-2010 годах в Санкт-Петербурге эпидемией СПИДа необходимо:
внедрить фенотипирование вируса, что позволит снизить затраты на антиретровирусную терапию;
укрепить материально-техническую базу Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и специализированных отделений учреждений здравоохранения;
продолжить проведение мероприятий по карантинизации крови;
осуществлять диспансеризацию и проведение антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированным женщинам, имеющим детей;
развивать мобильные бригады по оказанию медицинской и психо-социальной помощи больным СПИД на дому.
Одной из ведущих задач в области здравоохранения в Санкт-Петербурге является улучшение эпидемиологической обстановки по туберкулезу и совершенствование противотуберкулезной помощи населению, ранней диагностики и профилактики. Более активно будут проводиться мероприятия в очагах туберкулезной инфекции. Повышенное внимание будет уделено лечению больных туберкулезом, вызванным микобактериями с множественной лекарственной устойчивостью.
В целях совершенствования лабораторной диагностики инфекций, передающихся половым путем (далее - ИППП), улучшения качества оказания специализированной дерматовенерологической помощи населению, снижения уровня заболеваемости ИППП и заразных заболеваний кожи необходимы:
модернизация межрайонных централизованных серологических и бактериологических лабораторий;
централизация лабораторной диагностики ИППП в масштабах каждого района Санкт-Петербурга на базах районных кожно-венерологических диспансеров и организация в Санкт-Петербургском государственном учреждении здравоохранения "Городской кожно-венерологический диспансер" референс-лаборатории по ИППП;
обеспечение полноценной лекарственной помощи льготной категории больных с хроническими дерматозами;
развитие новых амбулаторных форм лечения дерматовенерологических больных с открытием дневных стационаров в районных кожно-венерологических диспансерах;
консолидация усилий врачей смежных специальностей в медицинских организациях разных форм собственности по раннему и активному выявлению больных ИППП;
совершенствование первичной и вторичной профилактики ИППП.
Развитие психиатрической службы необходимо направить на улучшение качества жизни больных в рамках Конвенции об охране прав лиц с психическими заболеваниями.
В области детской психиатрии следует продолжить развитие младенческой психиатрии, которая требует психологической и психотерапевтической помощи ребенку, матери и ближайшему окружению. Организовать оказание медицинской помощи несовершеннолетним, замеченным в употреблении психоактивных веществ.
В области взрослой психиатрии после реконструкции существующих стационаров за счет сокращения коечного фонда открыть дневные стационары и ночные профилактории. В районных психиатрических учреждениях организовать общежития для больных, утративших социальные связи. Продолжить реорганизацию психиатрической службы путем объединения различных форм амбулаторной, стационарной и полустационарной помощи.
В связи со значительным уменьшением среднего возраста больных наркологическими заболеваниями необходимо особое внимание уделять осуществлению превентивных мероприятий среди молодежи. Для развития комплекса "предупреждающих" медицинских воздействий будут разрабатываться и внедряться новые диагностические психологические методы, в том числе методы экспресс-диагностики психологических состояний. Получит развитие служба круглосуточного телефона доверия по проблемам наркозависимости, будет организовано взаимодействие этой службы с учреждениями системы здравоохранения, образования, социальной защиты, органами внутренних дел, учреждений исполнения наказаний. Должна быть создана единая городская информационно-аналитическая база данных по вопросам наркозависимости.
Для повышения эффективности проводимых лечебных мероприятий и увеличения числа лиц, находящихся в стадии ремиссии, необходимо дальнейшее развитие реабилитационных центров - амбулаторных, дневного пребывания, стационаров кратковременного и длительного пребывания в загородной зоне.
Большее внимание будет уделяться различным формам психотерапевтической помощи населению с совершенствованием контроля за деятельностью частнопрактикующих врачей и фирм. Подлежат внедрению психотерапевтические методы лечения больных в терапии, акушерстве и других областях медицины путем широкого образования врачей, в том числе врачей общей практики.
Для активизации мероприятий по выявлению онкологических заболеваний необходимо на первом уровне медицинской помощи организовать раннее выявление новообразований молочной железы (в частности маммографический скрининг), шейки матки, предстательной железы (в частности лабораторный скрининг), легких (флюорография), желудка, толстой и прямой кишки (эндоскопический скрининг), опухолей кожи и злокачественных заболеваний кроветворной системы.
Повышение качества и эффективности лечения онкологических заболеваний должно быть достигнуто путем реструктуризации коечной мощности учреждений оказывающих помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, с созданием в части из них специализированных отделений для лечения опухолей определенных локализаций (желудок, легкие и др.). Необходимо строго следовать организационно-клинической модели преемственности оказания специализированной онкологической помощи, используя для этого контроль за соблюдением лицензионных и финансовых условий.
Должна быть разрешена критическая ситуация, связанная с недостаточным обеспечением онкологических больных лекарственными препаратами и предметами медицинского назначения, что позволит проводить полноценное комплексное лечение и повысить показатели выживаемости. Особое внимание необходимо уделить внедрению имеющихся программ по применению современных средств для лечения болевого синдрома.
3.6. Гериатрическая помощь
Согласно основным программным документам Всемирной организации здравоохранения и Организации объединенных наций, факт постарения населения в мегаполисе свидетельствует о высокой доступности медицинской помощи населению Санкт-Петербурга, что и приводит к увеличению числа пожилых людей. Однако недоучет их специфических медицинских проблем, особенно хронических инвалидизирующих заболеваний, отягощает функционирование системы здравоохранения в целом. Эти заболевания требуют решений, связанных с предоставлением услуг по реабилитации и долговременному медицинскому уходу за пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера, мультиинфарктными сосудистыми деменциями, лицами с нарушением органов чувств (нейросенсорная тугоухость, макулодистрофия), с остеопорозом и его осложнениями и др.
Необходимо разработать единый перечень критериев оценки потребностей пациентов в услугах. В целях оказания адекватных услуг, эти критерии должны использоваться всеми учреждениями гериатрического профиля (здравоохранения и социальной сферы). Критерии должны учитывать физическое и психическое состояние пациента, а также его функциональные возможности. Необходимо анализировать соотношение стоимости медицинских услуг и их эффективности. Такой анализ и более глубокая оценка потребностей пациента в услугах должны обеспечить целенаправленное расходование средств внутри системы гериатрического обслуживания.
Должна быть создана целостная Служба гериатрической помощи населению, включающая как существующие гериатрические поликлинические и больничные учреждения, так и вновь созданные районные гериатрические центры. Необходимо развивать сети отделений сестринского ухода и отделений дневного пребывания для дементных больных. Для организации Службы требуется объединить нормативную правовую базу здравоохранения и социальной защиты населения. Особое внимание должно уделяться межотраслевому взаимодействию.
Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга будет строиться как развитая многоуровневая система. Для ее функционирования необходимо создание в Санкт-Петербурге местной индустрии по производству средств ухода и инвалидной техники; разработка нормативной правовой базы социальной работы в здравоохранении; создание системы обеспечения службы кадрами (подготовка, обеспечение жилой площадью на правах аренды и т.д.); формирование базы данных медико-социального положения пожилых жителей.
3.7. Служба крови
Дальнейшее развитие трансфузиологии связано с постепенным переходом от гемокомпонентной терапии к преимущественному использованию в клинической практике препаратов крови.
Важнейшим вопросом в трансфузиологии является повышение безопасности переливания компонентов и препаратов крови: карантинизация свежезамороженной плазмы, лейкофильтрация при заготовке компонентов крови, внедрение методов вирусинактивации компонентов и препаратов крови.
Должны быть созданы регистры редких эритроцитарных групп и HLA-типированных доноров, внедрены методы криоконсервирования клеток крови, организована работа банков долгосрочного хранения на основе разработки и внедрения полимерных криоконтейнеров для хранения крови при низких и ультранизких температурах.
Реорганизация деятельности учреждений службы крови Санкт-Петербурга должна осуществляться по принципу централизации высокотехнологичных и материалоемких процессов, какими являются лабораторное тестирование, хранение, переработка компонентов, управление запасами. Будут продолжены организационные мероприятия по поддержке станций переливания крови и кабинетов переливания крови, модернизации парка оборудования.
Необходимо и далее продолжать работу с потенциальными инвесторами в целях создания новых производственных мощностей по производству препаратов крови.
Важной проблемой следует считать поощрение добровольного донорства, а также информационную и социальную поддержку доноров.
4. Диагностические службы
Районные консультативно-диагностические центры (отделения) должны быть интегрированы в строгую вертикаль по диагностическому алгоритму и работать по единым методическим стандартам, что обеспечит четкую преемственность, соблюдение технологических требований, непрерывное повышение квалификации специалистов, заинтересованных в конечных результатах работы.
Необходимо также снизить прямые и косвенные потери общества за счет повышения качества и сокращения сроков лучевой диагностики заболеваний органов и систем человека при снижении уровня облучения пациентов и персонала, оптимизации использования материально-технических и кадровых ресурсов, создания согласованной эффективной организационной структуры учета, контроля и управления службой лучевой диагностики.
5. Управление здравоохранением
Система управления здравоохранением должна обеспечивать для жителей Санкт-Петербурга:
информирование о способах сохранения и укрепления здоровья, о содержании права на бесплатную медицинскую помощь, о порядке реализации прав и законных интересов граждан в области здравоохранения;
получение качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами;
равную для всех доступность бесплатной медицинской помощи;
осуществление необходимого комплекса профилактических мероприятий;
санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Основным направлением совершенствования системы управления здравоохранением Санкт-Петербурга становится обеспечение ее целостности, комплексности (системности) за счет единых для здравоохранения Санкт-Петербурга систем планирования, нормирования, лицензирования, сертификации, единой технологической, технической, кадровой и инвестиционной политики.
Повышение самостоятельности руководителей учреждений здравоохранения в экономической сфере должно сопровождаться усилением контроля за соблюдением исполнительской дисциплины. Личная ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения за реализацию планов и программ здравоохранения, выполнение плановых заданий, включая не только использование ресурсов, но и их соответствие достигаемому результату, будет способствовать повышению эффективности управления.
В целях реализации единой государственной политики в области здравоохранения и улучшения координации действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, необходимо установить вертикаль власти в управлении здравоохранением.
5.1. Информатизация здравоохранения
Информатизация здравоохранения будет строиться по следующим основным направлениям:
централизация управления информатизацией здравоохранения;
развитие медицинских информационных систем;
интеграция информационных ресурсов в здравоохранении, включая информационные ресурсы системы ОМС и центров госсанэпиднадзора;
развитие медицинской телекоммуникационной сети и телемедицины;
стандартизация и совершенствование организационно-методического и правового обеспечения информатизации здравоохранения;
переход к схемам проектного финансирования информатизации, в том числе на основе долевого участия (кооперации) органов управления здравоохранением и Территориального фонда обязательного медицинского страхования с привлечением инвестиций коммерческих организаций;
централизованное финансирование закупок крупных партий лицензионного программного обеспечения и средств вычислительной техники;
выполнение мероприятий по защите конфиденциальной информации;
внедрение современных технологий сбора и обработки данных.
5.2. Обеспечение качества медицинской помощи
Совершенствование механизмов ОМС и персонифицированного учета оказанных медицинских услуг позволят создать новую систему управления качеством медицинской помощи. Это обеспечит переход к более высокому уровню предоставляемых населению медицинских услуг и, в первую очередь, в рамках выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096.
Для управления качеством медицинской помощи потребуется создание правовых механизмов, позволяющих осуществлять контроль деятельности всех учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Будет далее повышаться эффективность стандартизации, лицензирования, сертификации, развиваться системы аккредитации и аттестации. Необходимо перейти к использованию технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения. Для этого потребуется разработать и внедрить систему экономических механизмов стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской продукции и медицинских услуг.
5.3. Стратегическое планирование
Важнейшим элементом проведения государственной политики в сфере здравоохранения должна являться система государственного планирования, обеспечивающая рациональное построение системы охраны здоровья, позволяющая повысить эффективность использования ограниченных ресурсов и обеспечить потребности населения в медицинской помощи. В ее основе лежит стратегическое и текущее планирование.
Методической основой планирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий, а также услуг профилактики и оздоровления должна быть утвержденная в установленном порядке система стандартов проживания, включая нормативы и единицы предоставления государственных медицинских услуг, услуг профилактики и оздоровления. Постановка четких целей в области охраны здоровья и определение необходимых для этого ресурсов придаст должный приоритет охране здоровья при распределении региональных ресурсов.
Планирование расходования государственных финансовых средств должно осуществляться по финансовым нормативам, рассчитываемым на единицу предоставляемых услуг с учетом специфики конкретных учреждений. Расходование финансовых средств будет осуществляться на основе задания, доводимого до лечебно-профилактического учреждения.
Через систему государственного планирования предполагается установить единый порядок капитальных вложений и приобретения ресурсов, необходимых для реализации утверждаемой Правительством Санкт-Петербурга программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Будут созданы условия для интеграции частных, ведомственных и федеральных лечебно-профилактических учреждений в систему здравоохранения Санкт-Петербурга для решения задач государственных гарантий.
Должен быть введен новый подход к формированию целевых программ Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и социального развития. Его суть состоит в том, что целевая программа является методом решения тех проблем охраны здоровья, которые для этого не имеют необходимых механизмов в рамках бюджетного процесса.
6. Система финансирования здравоохранения
Основными направлениями совершенствования системы финансирования здравоохранения Санкт-Петербурга являются:
рациональное использование имеющихся средств;
введение плановых заданий на медицинские услуги;
обеспечение адекватности объемов финансирования здравоохранения за счет медико-экономического обоснования потребности в ресурсах;
реформирование порядка оплаты оказанных медицинских услуг в системе ОМС, нацеленное на поддержку и экономическое стимулирование процесса реструктуризации;
перераспределение финансовых потоков, направленное на усиление амбулаторно-поликлинического звена;
обеспечение возмещения стоимости ресурсов, приобретенных за счет бюджетных средств и средств ОМС, но используемых для оказания платных услуг;
привлечение в здравоохранение дополнительных внебюджетных средств;
исключение теневой оплаты медицинских услуг за счет правовой регламентации той ее части, которая предполагает официальное предоставление платных услуг, путем упорядочения и усиления контроля за их оказанием;
сокращение потребности или перераспределение средств бюджета Санкт-Петербурга и средств ОМС за счет развития альтернативных вариантов получения медицинской помощи на базе федеральных и ведомственных медицинских учреждений, а также частных организаций.
В сфере бюджетного финансирования основными задачами являются:
усиление контроля за целевым и рациональным использованием средств;
использование в рамках бюджетного принципа финансирования механизмов привязки бюджетных ассигнований к производственным показателям деятельности медицинских учреждений;
переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно-значимых и измеряемых результатов;
расширение участия медицинских учреждений в федеральных целевых программах и оказании дорогостоящих высокоспециализированных видов медицинской помощи, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
В сфере предпринимательской деятельности, осуществляемой бюджетными медицинскими учреждениями, акцент будет смещаться с индивидуальных медицинских услуг гражданам на дальнейшее развитие оказания помощи преимущественно в рамках договоров со страховыми компаниями по программам добровольного медицинского страхования, что обеспечит упорядочение использования ресурсов здравоохранения с увеличением доходности за счет большей прозрачности финансовых потоков. Требуется разработать строгую систему регламентации предоставления платных медицинских услуг населению государственными медицинскими учреждениями как дополнения Программы государственных гарантий обеспечения граждан Санкт-Петербурга бесплатной медицинской помощью. В этих целях необходимо проводить политику на оказание платных услуг преимущественно в специально выделенных подразделениях, что позволяет четко разделять как потоки пациентов, так и финансовых средств по источникам финансирования. Кроме того, упор должен быть сделан на предложение альтернативных видов услуг и услуг с повышенной комфортностью.
Для получения дополнительных финансовых источников и резервов следует поддерживать ведомственное здравоохранение и промышленную медицину в целом, что позволит обеспечить получение дополнительной или альтернативной медицинской помощи, снижая нагрузку на бюджет Санкт-Петербурга и средства ОМС.
Нужно обеспечить организационную и правовую поддержку медицинских учреждений в привлечении ими дополнительных средств через сотрудничество с различными видами некоммерческих и коммерческих организаций (благотворительные фонды и т.д.), а также за счет предоставления платных телемедицинских услуг другим субъектам Российской Федерации.
Необходимо создать систему постоянного мониторинга формирования, состояния, использования ресурсов здравоохранения и результатов финансовой деятельности, обеспечивающую:
анализ эффективности расходов медицинских учреждений;
анализ финансовой деятельности;
анализ состояния и использования имущественных, трудовых и финансовых ресурсов медицинских учреждений в комплексе.
Применение такой системы позволит оптимизировать распределение ограниченных, в первую очередь, бюджетных средств, усилить контроль за их расходованием и выявить неэффективно реализуемые возможности.
Модернизация финансовой системы здравоохранения должна обеспечить поэтапный переход от финансирования медицинских учреждений к закупке у них медицинских услуг на основе социальных стандартов и нормативов их обеспечения.
7. Медицинское страхование
Система ОМС должна содействовать обеспечению целостности здравоохранения Санкт-Петербурга как интегрированная система финансирования медицинской помощи в объеме государственных гарантий.
Для эффективной реализации системы ОМС необходимо:
устранение дефицита финансирования Территориальной программы ОМС, приведение финансирования программы ОМС в соответствие с провозглашенными в ней объемами медицинской помощи;
проведение необходимых мероприятий для перехода к определению объемов финансирования страховых медицинских организаций (далее - СМО) на основе численности и половозрастной структуры застрахованных, включенных в Регистр системы ОМС;
создание экономической мотивации у амбулаторно-поликлинических учреждений к предоставлению качественной медицинской помощи прикрепленному населению, снижению уровня госпитализации и активному проведению профилактической работы;
изменение порядка финансирования в ОМС, обеспечение постепенного перехода амбулаторно-поликлинических учреждений на принципы частичного фондодержания;
совершенствование тарифной политики в целях внедрения оплаты по клинико-статистическим группам;
усиление роли органов государственной власти в формировании тарифной политики;
приведение количества лечебно-профилактических учреждений, коечной мощности в соответствие с потребностями здравоохранения;
совершенствование методической работы Территориального фонда ОМС;
разработка финансовых механизмов и нормативных документов по формированию и использованию страховых резервов СМО (нормативы, сверхлимитные средства, остатки в резервах). Рассмотрение вопроса о возможности и целесообразности формирования Резервного фонда профилактических мероприятий, а также порядке использования средств этого фонда.
8. Лекарственное обеспечение
Для совершенствования лекарственного обеспечения жителей Санкт-Петербурга планируется создание сети аптек и аптечных пунктов по отпуску льготных медикаментов, в том числе на территории поликлиник.
Формирование информационных систем персонифицированного учета позволит спланировать потребности Санкт-Петербурга в закупках лекарственных средств и изделий медицинского назначения и детально учитывать их отпуск каждому пациенту.
Предполагается завершить реорганизацию государственных аптечных предприятий, для чего принять меры по ускорению лицензирования аптек и аптечных пунктов. Аптеки должны получить статус социальных объектов. Необходимо регламентировать стандарты доступности аптек. Должны быть расширены социально-ориентированные такие виды деятельности аптечных предприятий, как изготовление дешевых рецептурных лекарственных препаратов, получение, хранение и отпуск лекарств льготным категориям населения согласно федеральному перечню лекарственных препаратов.
9. Кадровая политика и социальная защита медицинских
и фармацевтических работников
Для проведения рациональной кадровой политики планируется формирование системы городского заказа на подготовку специалистов для системы здравоохранения, особенно врачей первичного звена, и принятие комплекса мер правового, организационного и экономического характера по повышению мотивации к работе и обеспечению закрепления выпускников медицинских высших учебных заведений и колледжей в государственных медицинских учреждениях. Приоритетным направлением будет укомплектование штатов амбулаторно-поликлинических учреждений и службы скорой медицинской помощи. Целесообразно существенно повысить заработную плату, предусмотреть различные варианты дополнительных социальных пакетов для медицинских работников, занятых на так называемых "непрестижных" должностях.
Особое внимание будет уделено внедрению системы обязательной подготовки управленческих кадров, резерва руководителей медицинских учреждений по специальным программам с изучением основ стратегического и текущего планирования, хозяйственного и трудового законодательства, экономики, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, основ менеджмента и маркетинга и т.д. Необходимо разработать систему социальной поддержки медицинских кадров и планирования кадрового потенциала.
В целях повышения эффективности работы подведомственных государственных учреждений, организаций и предприятий провести в 2004-2005 годах аттестацию руководителей государственных учреждений, организаций и предприятий, находящихся в ведении Комитета по здравоохранению.
Должна совершенствоваться работа по охране труда, социальной защите и страхованию профессиональных рисков работников здравоохранения.
Необходимо принять неотложные меры по формированию и усилению среднего звена в учреждениях здравоохранения. Расширение сферы медицинских услуг должно осуществляться с обязательным учетом их кадрового обеспечения. Совершенствовать процесс управления сестринским делом в учреждениях здравоохранения на основе высшего сестринского образования и реализации федеральной нормативной правовой базы. Использовать характеристику количественного и качественного состава средних медицинских работников, имеющих многообразные социально значимые контакты с населением, как один из основных критериев для оценки качества работы медицинских учреждений.
Должна быть усилена социальная ответственность лиц, получающих бесплатное медицинское образование, за использование средств государства на их обучение. Необходимо расширить образовательные программы и проекты в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения по подготовке медицинских сестер на базе высших учебных заведений.
10. Развитие инфраструктуры здравоохранения
В целях дальнейшего материально-технического обеспечения работы учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга и содержания их основных фондов необходимо в 70 процентах лечебно-профилактических учреждений произвести выборочный или полный капитальный ремонт помещений, внутренних и наружных инженерных сетей. Особое внимание будет уделено установке и модернизации охранно-пожарной сигнализации, ремонту и приведению в безопасное состояние лифтового хозяйства, газификаторов, кислородопроводов. Во всех крупных стационарах должны быть установлены бесперебойные источники электроснабжения.
Развитие материально-технической базы здравоохранения должно осуществляться как за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, так и за счет инвестиционных программ. Значительная часть государственных медицинских учреждений размещается в зданиях постройки конца XIX - начала XX века, многие из них имеют историческую и архитектурную ценность. Вследствие продолжительного времени эксплуатации здания требуют капитального ремонта и реконструкции, средства для проведения которых выделяются не в полном объеме. С учетом сложившейся ситуации имеет смысл рассмотреть предложения инвесторов, готовых в счет передачи им указанных объектов подготовить и предоставить площади для размещения медицинских учреждений по другим адресам. При этом предполагается, что предоставляемая площадь будет приведена в соответствие с нормативами СНИПа, в том числе будут исключены незадействованные площади, которые имеются в настоящее время в зданиях, занимаемых медицинскими учреждениями.
Должна быть проведена паспортизация материально-технической базы учреждений здравоохранения и на ее основе создана программа по переоснащению учреждений современным, в первую очередь рентгенодиагностическим, оборудованием.
Необходимо добиваться покрытия дефицита мощностей лечебно-профилактических учреждений в районах, в которых ведется интенсивное строительство жилья.
11. Медицинская наука, взаимодействие
с федеральными учреждениями здравоохранения,
медицинскими высшими учебными заведениями
и научно-исследовательскими институтами
В настоящее время потенциал медицинских научных учреждений Санкт-Петербурга используется недостаточно. В ближайшее время планируется усилить влияние научных исследований на развитие практического здравоохранения. Проблемы здравоохранения в Санкт-Петербурге будут учитываться при формировании государственного заказа на разработку актуальных для Санкт-Петербурга вопросов. Будет усовершенствована процедура конкурса с привлечением к ее проведению получателей научной продукции. Необходимо продолжить совместную работу по координации и экспертизе научных исследований федерального и регионального уровней в интересах здравоохранения Санкт-Петербурга.
К основным задачам науки на перспективу относятся: анализ и оценка тенденций изменения состояния здоровья населения, формирование долгосрочной стратегии сохранения здоровья, прогнозирование уровня заболеваемости и разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями, наносящими существенный ущерб обществу.
Научные исследования должны быть сосредоточены по следующим направлениям:
изучение этиологии и патогенеза острых заболеваний и травм и их последствий, разработка и внедрение методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, научных и методических основ организации экстренной помощи;
разработка и внедрение научно-обоснованных мероприятий по формированию здорового образа жизни, охране среды обитания человека, первичной профилактике наиболее распространенных заболеваний;
разработка и внедрение новых методов диагностики и эффективного лечения, направленного на уменьшение числа осложнений и снижения прироста хронических заболеваний, снижение инвалидизации и смертности;
разработка на основе углубленных медико-биологических, клинических и социально-гигиенических исследований оптимальных (целевых) нормативов наиболее полного удовлетворения потребностей населения в различных видах медицинских услуг;
формирование научно-обоснованной системы возмещения затрат учреждений здравоохранения, в том числе с использованием клинико-статистических групп заболеваний на основе опыта зарубежных стран;
формирование перечня жизненно важных препаратов и льготных лекарственных средств с учетом научно-доказательного подхода и показателя "стоимость-эффективность".
Крайне важным представляется организация научно-исследовательских работ по унифицированным диагностическим и лечебным технологиям на различных уровнях оказания медицинской помощи. На основании научного анализа должны быть разработаны учебные программы вузов, учитывающие качественные и количественные потребности Санкт-Петербурга в медицинских специалистах на ближайшую перспективу.
Необходимо проведение комплексного научно-практического медико-социологического исследования, направленного на изучение здоровья жителей Санкт-Петербурга и обуславливающих его факторов, а также на выявление степени соответствия сложившейся системы медицинского обеспечения состоянию здоровья населения.
Должны шире использоваться возможности оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи федеральными учреждениями здравоохранения, клиниками высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. С другой стороны, необходимо совершенствовать тарифную политику ОМС в целях более активного привлечения федеральных учреждений для оказания специализированной и высокотехнологической медицинской помощи.
12. Международное сотрудничество
Международное сотрудничество будет осуществляться в соответствии с основными приоритетами и направлениями развития медицинской помощи в Санкт-Петербурге:
реформа первичной медицинской помощи;
эффективное использование коечного фонда;
вопросы медицинской микробиологии и профилактики следующих инфекционных заболеваний:
ВИЧ/СПИД;
гепатит;
туберкулез;
профилактика внутрибольничных инфекций;
создание лабораторий по мониторингу чувствительности циркулирующих микроорганизмов;
профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма;
более широкое взаимодействие со Всемирной организацией здравоохранения, в том числе в вопросах апробации новых лекарственных препаратов и налаживанию информационного взаимодействия;
повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Важным направлением международного сотрудничества является содействие созданию в Санкт-Петербурге представительств международных межправительственных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения.
13. Деятельность общественных организаций
В связи с изменением правовых основ государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов одним из системообразующих принципов развития здравоохранения Санкт-Петербурга должно являться вовлечение общественности в процесс принятия управленческих решений. Участие медицинской общественности предусматривается:
в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;
в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;
в формировании механизмов сбалансированности объемов медицинской помощи и ресурсов городского здравоохранения;
в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС и деятельности фондов ОМС;
в формировании банка экспертов, привлекаемых для оценки всех составляющих качества медицинской помощи: структуры, технологии и результата;
в развитии систем внесудебного решения конфликтов интересов между хозяйствующими субъектами, между производителями медицинских услуг и пациентами, между медицинскими учреждениями (предприятиями) и органами исполнительной власти города, контрольными и надзорными органами;
в формировании кадровой политики в здравоохранении.
14. Механизмы реализации Концепции
Концепция носит обобщающий характер. Достижение поставленных целей зависит от согласованных действий органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Реализация Концепции будет осуществляться на основе принятых правовых актов, направленных на управление развитием здравоохранения на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный период.
К числу важнейших из них относятся:
Стратегический план развития здравоохранения Санкт-Петербурга (далее - Стратегический план), включающий научно-обоснованную систему целей развития здравоохранения Санкт-Петербурга и мероприятий по их достижению;
планы мероприятий по реализации Концепции на соответствующие годы;
Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
целевые медико-социальные программы.
Которые должны включать:
четкие цели в области охраны здоровья;
необходимые мероприятия и ресурсы по их достижению;
конкретные направления деятельности соответствующих субъектов в области охраны здоровья.
В целях эффективной реализации Концепции необходимо осуществлять мониторирование хода реформ с внесением необходимых корректив.
При этом должна быть обеспечена доступность медицинской общественности к работе по реализации Концепции.
Кроме того, необходимо осуществлять информирование населения о результатах реализации Концепции модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы.
15. Заключение
В результате реализации Концепции:
медико-социальная помощь приблизится к пациенту и семье и повысится качество первичной медицинской помощи;
получит приоритет профилактическая работа с населением;
уменьшится потребность в консультациях узких специалистов, что позволит переориентировать оказание специализированной медицинской помощи на консультативно-диагностические центры;
снизится число обращений в службу скорой медицинской помощи.
Реорганизация медицинских учреждений повысит эффективность управления ими при одновременном сокращении административного аппарата. Освобождение части площадей позволит улучшить условия пребывания больных и труда медицинского персонала.
Модернизация диагностических служб приведет к повышению качества лабораторной и лучевой диагностики, снизит процент повторных исследований и сократит сроки диагностики заболеваний.
Совершенствование работы службы скорой медицинской помощи улучшит работу бригад на догоспитальном этапе и сократит сроки доставки пациентов в многопрофильные стационары для оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
Развитие сети дневных стационаров и внедрение стационарозамещающих технологий расширит возможности амбулаторного лечения и приведет к снижению потребности в госпитализации. В случае необходимости стационарного лечения пациенты будут направляться в лечебные учреждения, которые специализируются на оказании конкретных видов медицинской помощи, оснащенные современным оборудованием и укомплектованные специалистами высокого профессионального уровня.
Совершенствование лечебно-профилактической помощи матерям и детям обеспечит формирование более здорового нового поколения жителей Санкт-Петербурга.
Во всех медицинских учреждениях будет осуществляться постоянный контроль качества оказанных медицинских услуг в соответствии с профессиональными стандартами и социальными нормативами.
Льготные категории населения будут получать медикаменты и изделия медицинского назначения на основе систем персонифицированного учета, что позволит обеспечить адресность предоставления этого вида социальной помощи.
Таким образом, реализация Концепции должна обеспечить жителям Санкт-Петербурга:
действенный надзор за соблюдением конституционных прав граждан на охрану здоровья и равную для всех доступность гарантированной бесплатной медицинской помощи;
информирование о способах сохранения и укрепления здоровья, содержании права на бесплатную медицинскую помощь, порядке реализации прав и законных интересов граждан в области здравоохранения;
получение качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами;
проведение профилактической деятельности с реальными конечными результатами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.