Решение Ленинградского областного суда
от 27 мая 2004 г. N 3-62/04
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г. N 33-Г04-7 настоящее решение оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего: Телятникова В.И.
с участием прокурора: Мотренко И.И.
при секретаре: Дудко О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующими абзаца 3 ст.1 в части и п.2 ст.2 Закона Ленинградской области от 8 апреля 2002 года N 10-оз "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области" (в редакции Законов Ленинградской области от 23 декабря 2002 г. N 70-оз, от 14 октября 2003 г. N 72-оз, от 25 ноября 2003 г. N 98-оз, от 25 ноября 2003 года N 100-оз)
установил
Прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующими абзаца 3 ст.1 в части и п.2 ст.2 Закона Ленинградской области от 8 апреля 2002 года N 10-оз "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области" (в редакции Законов Ленинградской области от 23 декабря 2002 г. N 70-оз, от 14 октября 2003 г. N 72-оз, от 25 ноября 2003 г. N 98-оз, от 25 ноября 2003 г. N 100-оз).
В обоснование заявления указывает, что Законодательным собранием Ленинградской области принят закон от 8 апреля 2002 года N 10-оз "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области". Текст закона опубликован и затем подвергся редакции в законах Ленинградской области от 23 декабря 2002 года N 70-оз, от 14 октября 2003 года N 72-оз, от 25 ноября 2003 года N 98-оз, от 25 ноября 2003 года N 100-оз.
Отдельные положения областного закона противоречат требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Так абзацем 3 ст.1 Закона введено понятие трейдер, согласно которому трейдер это состоящий на учете в территориальных органах Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинградской области субъект предпринимательской деятельности, выручка которого не менее чем на 90 процентов формируется за счет выручки от осуществления им трейдерской деятельности.
П.2 ст.2 Закона установлено, что меры государственной поддержки трейдерской деятельности применяются в отношении трейдеров, среднемесячная выручка которых превышает 100 миллионов рублей.
Оказание государственной поддержки отдельной категории предпринимателей в зависимости от определенного размера выручки создает дискриминационные условия деятельности для хозяйствующих субъектов, работающих на рынке того же товара на территории Ленинградской области, но выручка которых менее установленного размера или ее размер в большей части образуется от выручки, полученной от иного вида предпринимательской деятельности.
Указанные положения противоречат п.1 ст.7 Закона РСФСР от 22 мая 1991 года N 948 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" согласно которому, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, создающие дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
Поэтому надлежит признать недействующим абзац 3 ст.1 областного закона от 8 апреля 2002 года N 10-оз "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области" в части слов "выручка которого не менее чем на 90 процентов формируется за счет выручки от осуществления им трейдерской деятельности" с 23 декабря 2002 года.
Признать недействующим пункт 2 ст. 2 указанного областного закона в целом с 23 декабря 2002 года.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявление поддерживает в полном объеме и указывает, что предметом спора являются критерии, необходимые для получения государственной поддержки хозяйствующим субъектам, занимающимся трейдерской деятельностью. Абзац 3 ст.1 Закона во взаимосвязи с п.1 ст.2 Закона в котором перечислены меры поддержки трейдерской деятельности противоречит п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Аналогично нарушаются требования закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" п.2 ст.2 Закона, из содержания которого следует что меры государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим трейдерскую деятельность и размер выручки которых составляет менее 100 млн. рублей оказываться не будут. Таким образом для данных хозяйствующих субъектов создаются дискриминационные условия, что нарушает антимонопольное законодательство. Областной закон в соответствии с преамбулой должен способствовать развитию рыночной инфраструктуры, но фактически препятствует предпринимательской деятельности. На эти обстоятельства указывалось в заключении Управления Министерства Юстиции РФ и по существу не оспаривается в заключении правового управления Законодательного собрания Ленинградской области, где признается неравное положение хозяйствующих субъектов, на что указывает в своем заключении и привлеченный к участию в деле государственный антимонопольный орган. Доводы об эффективности положений оспариваемого закона области опровергаются имеющимся заключением областной контрольно-счетной палаты.
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
В заключении привлеченного к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ в качестве государственного органа Территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства по антимонопольной политике РФ делается вывод, что оспариваемые прокурором положения областного закона создают неравные условия доступа на оптовый рынок реализации товаров и ставят одни хозяйствующие субъекты в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что запрещается антимонопольным законодательством. Нарушение антимонопольного законодательства отмечены как Управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, так и Контрольно-счетной палатой Ленинградской области.
Представители Законодательного собрания Ленинградской области и Губернатора Ленинградской области требования прокурора не признают.
Представитель Законодательного собрания области указывает на то обстоятельство, что Конституция РФ 1993 года в ст.8 устанавливает гарантии свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности. Конституционный принцип нашел выражение в Законе РСФСР 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с последующими изменениями). Органам государственной власти субъектов Федерации запрещается принимать нормативные акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. Оспариваемые положения областного закона не имеют целью ограничение конкуренции на рынке Ленинградской области, а напротив создают условия, способствующие привлечению товаров на рынок области. На это обстоятельство указывается как в финансово-экономическом обосновании к проекту оспариваемого закона, так и в показаниях свидетеля, вице-губернатора области Дваса Г.В.. Предоставленные трейдерам субвенции и поступившие в результате в бюджет области доходы увеличивают бюджетную обеспеченность жителей области в социальной сфере и финансирование областных законов, устанавливающих льготы для социально незащищенных граждан. Расширился ассортимент рынка. Оспариваемый закон не имеет сферой своего регулирования рынок обращения каких-либо определенных товаров. Предоставляемые льготы не создают преимуществ и не содержит дискриминационных положений. Предоставление трейдерам субвенций по существу является предоставлением бюджетных средств на конкурсной основе. Оспариваемый закон не может быть противопоставлен нормам федеральных законов. Так Налоговый Кодекс РФ в ст.56 и 284 предусматривает предоставление льгот, однако предоставление льгот не рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
Представители Губернатора Ленинградской области полагают, что заявление прокурора удовлетворению не подлежит. Анализируя действующее законодательство указывают, что как налоговые льготы, так и субвенции, предоставляемые субъектом Федерации, понятие законное. Как налоговые льготы, так и субвенции не бывают для всех участников экономической деятельности. Оказание государственной поддержки не означает нарушения антимонопольного законодательства. Обоснование льгот заложено в терминах, понятиях и тех критериях, которые установлены в областном законе. Установлены критерии для хозяйствующих субъектов, которым предоставляются льготы. Льготы могут быть предоставлены субъекту предпринимательской деятельности, состоящему на налоговом учете в ИМНС по Ленинградской области, т.е. все налоги платятся в области. Деятельность субъекта связана с оптовой реализацией определенных видов товаров (выручка от этой деятельности должна быть не менее 90% от всей выручки). Среднемесячная в течение года выручка трейдера должна составлять не менее 100 млн. рублей. Таким образом льготы будут предоставляться субъектам, имеющим стабильный оборот, а значит обеспечивать стабильные и значительные поступления в бюджет Ленинградской области. В областном законе применены критерии, которые используются законодателем в Налоговом кодексе РФ при введении тех или иных льгот.
Субвенция относится к понятиям бюджетного законодательства. Ст.78 Бюджетного кодекса РФ допускает предоставление субвенций из бюджетов субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевым программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ. Субъект РФ имеет право на предоставление льгот по налогу на прибыль отдельным категориям хозяйствующих субъектов.
Ст.72 Конституции РФ п.п. "и" п.1 относит установление общих принципов налогообложения в РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. П.4 ст.1 Налогового кодекса РФ устанавливает, что законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с настоящим кодексом. Ч.1 п.1 ст.56 Налогового кодекса РФ устанавливает, что льготами признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества в сравнении с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог. Ставки федерального налога на прибыль установлены п.1 ст.284 НК РФ, и ч.2 п.1 ст.284 НК РФ дает право субъектам РФ издавать законы, которыми размер, предусмотренный настоящим пунктом ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. Такое право субъекта РФ не противоречит закону "О конкуренции...". Обоснованные льготы, предоставленные субъектом РФ не могут быть отнесены к требованиям абз.7 п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
Выслушав объяснения прокурора, представителей Законодательного собрания Ленинградской области и Губернатора Ленинградской области, представителей Территориального Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, показания свидетеля Дваса В.Г., исследовав заключение Территориального Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, представленные письменные заключения и обоснования по оспариваемому закону Ленинградской области, представленные сторонами и Управлением Министерства Юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, проанализировав действующее законодательство РФ и Ленинградской области и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора Ленинградской области.
По делу оспариваются отдельные положения закона Ленинградской области от 8 апреля 2002 года N 10-оз "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области" (в редакции Законов Ленинградской области от 23 декабря 2002 г. N 70-оз, от 14 октября 2003 г. N 72-оз, от 25 ноября 2003 г. N 98-оз, от 25 ноября 2003 г. N 100-оз) по мотивам их противоречия требованиям п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
Оспариваемые положения областного закона касаются критериев необходимых для получения государственной поддержки деятельности, определяемой областным законом как трейдерской и прокурором указывается, что выделение субъекта предпринимательской деятельности "Доходы (выручка) которого не менее чем на 90 процентов формируется за счет доходов (выручки) от осуществления им трейдерской деятельности" и субъекта "Меры государственной поддержки трейдерской деятельности применяются в отношении трейдеров, среднемесячный (в течение текущего года) доход (выручка) которых превышает 100 миллионов рублей противоречит требованиям п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", которым запрещается принимать акты, создающие дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
Представленные по делу экономическое обоснование принятия оспариваемого областного закона, показания свидетеля Дваса В.Г., вице-губернатора Ленинградской области, отвечающего за вопросы экономики в деятельности правительства области, отчет контрольно-счетной палаты Ленинградской области прежде всего относятся к вопросам экономического обоснования подготовки, принятия и применения указанного областного закона.
Заявление прокурора в суд подано в соответствии с требованиями ст. 251 ГПК РФ и обосновывается доводами о противоречии областного закона требованиям закона федерального.
При таких обстоятельствах суд разрешает вопросы соответствия нормативного акта субъекта Российской Федерации нормативному акту Российской Федерации в пределах права на нормоконтроль, предоставленный суду субъекта РФ.
В соответствии с требованиями ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии с положениями п. "и" ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п.1 ст.284 Налогового кодекса РФ установлено, что законами субъектов Российской Федерации предусмотренная настоящим пунктом ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджет субъектов Российской Федерации.
Ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает выделение субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно оспариваемый областной закон "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области" принят Законодательным собранием Ленинградской области в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством и правовое обоснование закона вытекает из требований указанных норм.
Доводы о противоречии оспариваемых положений областного закона закону РФ, имеющему большую юридическую силу, не соответствуют требованиям п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который запрещает необоснованно препятствовать конкуренции и вводить необоснованные льготы для отдельных хозяйствующих субъектов.
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
Более того давая экспертное заключение о противоречии оспариваемого закона области федеральному законодательству Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ссылаясь на противоречие закона федеральному отметило, что "предметом правового регулирования Закона являются общественные отношения, связанные с государственной поддержкой трейдерской деятельности на территории Ленинградской области". Отметив указанное обстоятельство управление сделало вывод, противоречащий предмету правовых отношений, которые регулирует указанный закон.
В оспариваемом законе области указано, что "Настоящий закон направлен на развитие рыночной инфраструктуры в Ленинградской области, устанавливает меры государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области". Экономическое обоснование принятия закона не меняет его содержания как нормативного акта, который в пределах предоставленных законодателю субъекта Российской Федерации федеральным законодательством регулирует порядок предоставления мер государственной поддержки субъектам, хозяйствующим на территории Ленинградской области. При таких обстоятельствах суд имеет основания для вывода, что оспариваемые положения закона ограничивают возможности исполнительной власти области при предоставлении мер государственной поддержки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ, приняты в пределах полномочий, предоставленных законодателю Ленинградской области и не могут быть отнесены к мерам, запрещенным Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынок", поскольку не могут быть отнесены к необоснованным и направлены на отношения, которые Законом РСФСР не запрещаются, поскольку по содержанию областной закон "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области" создает дополнительные условия для свободной конкуренции хозяйствующих субъектов при учете ими возможностей получения такой поддержки, на что направлены и положения Налогового кодекса РФ, предусматривающего налоговые льготы.
Вышеуказанный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признан утратившим силу за исключением статьи 4
См. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
При таких обстоятельствах не может быть принято как обоснованное и заключение Территориального Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ суд
решил
Отказать в удовлетворении заявления прокурора Ленинградской области о признании недействующим абзаца 3 ст.1 Закона Ленинградской области от 8 апреля 2002 года N 10-оз "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области" (в редакции Законов Ленинградской области от 23 декабря 2002 г. N 70-оз, от 14 октября 2003 г. N 72-оз, от 25 ноября 2003 г. N 98-оз, от 25 ноября 2003 г. N 100-оз) в части слов "выручка которого не менее чем на 90 процентов формируется за счет выручки от осуществления им трейдерской деятельности".
Отказать в удовлетворении заявления прокурора Ленинградской области о признании недействующим пункта 2 ст.2 Закона Ленинградской области от 8 апреля 2002 года N 10-оз "О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области" (в редакции Законов Ленинградской области от 23 декабря 2002 г. N 70-оз, от 14 октября 2003 г. N 72-оз, от 25 ноября 2003 г. N 98-оз, от 25 ноября 2003 г. N 100-оз)
Решение подлежит обжалованию в кассационном порядке в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения суда с подачей кассационных жалоб и представления через Ленинградский областной суд.
Председательствующий: |
В.И.Телятников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 27 мая 2004 г. N 3-62/04
Текст решения официально опубликован не был
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г. N 33-Г04-7 настоящее решение оставлено без изменения