Решение Ленинградского областного суда
от 29 июня 2004 г. N 3-108/2004г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судья Ерку Т.А.,
с участием прокурора Шадриной Е.В.,
при секретаре Макаричевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования "Волховский район" об оспаривании отдельных положений областного закона "О муниципальной службе в Ленинградской области",
установил:
Администрация МО "Волховский район" обратилась в суд с заявлением о признании недействующими частей 1 и 2 статьи 25 областного закона от 17 января 1997 года N 2-оз "О муниципальной службе в Ленинградской области", которыми установлены дополнительные гарантии для муниципальных служащих при ликвидации, сокращении штата или реорганизации муниципального органа - в случае невозможности работы в том же муниципальном органе им должна быть предложена другая муниципальная должность муниципальной службы в другом муниципальном органе с учетом профессии, квалификации и занимаемой ранее должности. При невозможности трудоустройства муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) на неопределенный срок, гарантируется переподготовка (переквалификация) за счет средств местного бюджета с сохранением на период переподготовки денежного содержания по занимаемой ранее должности и непрерывного трудового стажа.
Заявитель полагает, что оспариваемые им положения нормативного правового акта нарушают права органов местного самоуправления как самостоятельных юридических лиц в части увольнения муниципальных служащих, а также противоречат федеральному законодательству, поскольку установление порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров относится к ведению Российской Федерации (статья 6 Трудового кодекса РФ). Главой 27 ТК РФ не предусматривается трудоустройство муниципальных служащих в иной организации и переподготовка (переквалификация) муниципальных служащих за счет средств местного бюджета, а на них распространяются общие нормы об основаниях и порядке расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Органы государственной власти Ленинградской области превысили свои полномочия в сфере регулирования трудовых отношений и вторглись в компетенцию федеральных органов государственной власти, введя дополнительные ограничения, связанные с невозможностью увольнения по инициативе работодателя муниципальных служащих, которые Трудовой кодекс РФ не содержит.
В судебном заседании представитель администрации МО "Волховский район" заявленные требования поддержал.
Представитель Законодательного собрания Ленинградской области с заявлением не согласен, указывая, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному законодательству, принят в пределах предоставленных законодательному органу полномочий, поскольку пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" позволяет субъекту Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии для муниципальных служащих, кроме установленных пунктами 1 и 2 указанной статьи.
Представитель Губернатора Ленинградской области не согласен с заявлением по тем же основаниям, указав также, что средства местного бюджета, за счет которых гарантируется переподготовка муниципальных служащих в соответствии с областным законом, могут быть впоследствии возмещены за счет средств областного бюджета.
Выслушав объяснения представителя администрации МО "Волховский район" Бударкина М.В., представителя Законодательного собрания Зеленко Н.С. и представителя Губернатора Ленинградской области Нефедова А.В., заключение прокурора Шадриной Е.В., полагавшей, что заявление подлежит частичному удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, изучив положения областного и федерального законодательства, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 25 областного закона от 17 января 1997 года N 2-оз "О муниципальной службе в Ленинградской области" установлено, что при ликвидации, реорганизации муниципального органа или сокращении его штата муниципальному служащему в случае невозможности работы в том же муниципальном органе должна быть предложена другая муниципальная должность муниципальной службы в другом муниципальном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
Часть вторая той же статьи предусматривает, что при невозможности трудоустройства муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) на неопределенный срок, гарантируется переподготовка (переквалификация) за счет средств местного бюджета с сохранением на период переподготовки денежного содержания по занимаемой ранее должности и непрерывного трудового стажа.
Сопоставляя положения оспариваемого нормативного акта с требованиями федерального законодательства, суд находит, что они противоречат ему по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. "к" и "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Частью 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, вопросы расторжения трудовых договоров, в том числе и с муниципальными служащими, регулируется нормами федерального законодательства.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.
Глава 27 Трудового кодекса РФ, устанавливающая гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, не содержит требований об обязательном трудоустройстве муниципальных служащих в иной организации при увольнении в случае ликвидации организации или сокращения штата работников и переподготовку (переквалификацию) муниципальных служащих за счет средств местного бюджета.
Введение областным законом дополнительных ограничений, связанных с невозможностью увольнения муниципальных служащих по инициативе работодателя, не соответствует требованиям федерального законодательства, только на основании которого и возможно изменение порядка расторжения трудового договора.
В связи с тем, что принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расторжения трудовых договоров, отнесено к ведению Российской Федерации, гарантии защиты прав муниципальных служащих, возможность предоставления которых законами субъекта Российской Федерации и уставами муниципальных образований предусмотрена пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", могут предоставляться лишь в пределах, определенных законодательством Российской Федерации. Принимаемые субъектами Российской Федерации специальные нормативные правовые акты не могут расширять их либо ограничивать.
Оспариваемые администрацией МО "Волховский район" положения областного закона "О муниципальной службе в Ленинградской области" противоречат федеральному законодательству и потому, что предусматривают предоставление дополнительных гарантий муниципальным служащим при их увольнении за счет местного, а не областного бюджета, нарушая тем самым права муниципального образования.
Кроме того, по мнению суда, часть 1 статьи 25 оспариваемого закона, выделяя в качестве самостоятельного основания увольнения муниципального служащего реорганизацию муниципального органа, противоречит статье 81 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в частности, при ликвидации организации и сокращении численности или штата ее работников. Реорганизация муниципального органа без сокращения численности или штата ее сотрудников не влечет их увольнение, а следовательно и предоставление каких-либо гарантий, связанных с расторжением договора.
Ссылка представителей Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области на п. 3 ст. 15 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" не может быть принята судом во внимание, поскольку дополнительные гарантии для муниципального служащего, о возможности установления которых законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования гласит данный нормативный акт, могут предоставляться лишь в пределах, определенных в части порядка расторжения трудового договора законодательством Российской Федерации.
Также судом не могут быть приняты во внимание доводы представителей заинтересованных лиц о том, что гарантирование муниципальному служащему переподготовки за счет средств местного бюджета с сохранением денежного содержания по занимаемой ранее должности и непрерывного стажа предполагает в дальнейшем возмещение понесенных расходов за счет средств областного бюджета. Из буквального, а не предполагаемого смысла областного закона усматривается, что указанные расходы возлагаются именно на местный бюджет.
Удовлетворяя заявленные требования в связи с тем, что оспариваемые положения областного закона "О муниципальной службе в Ленинградской области" противоречат федеральному законодательству и приняты Законодательным собранием Ленинградской области с превышением полномочий в сфере регулирования трудовых отношений, суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление администрации муниципального образования "Волховский район" удовлетворить.
Признать недействующими часть первую и часть вторую статьи 25 областного закона от 17 января 1997 года N 2-оз "О муниципальной службе в Ленинградской области" (в редакции законов Ленинградской области от 14.07.1999 г. N 48-оз, от 13.12.2001 г. N 70-оз, от 20.12.2002 г. N 67-оз) со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Ленинградский областной суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 29 июня 2004 г. N 3-108/2004г.
Текст решения официально опубликован не был