Решение Ленинградского областного суда
от 28 июня 2004 г. N 3-125/2004г.
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2004 г. N 33г04-8 настоящее решение отменено в части признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 3 статьи 5 в части слов "председателя Ленинградского областного суда" областного закона от 6 июля 2001 г. N 41-оз, в этой части вынесено новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора отказано
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Ерку Т.А.,
с участием прокурора Шадриной Е.В.,
при секретаре Григорьевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области об оспаривании отдельных положений областного закона "О мировых судьях Ленинградской области",
установил:
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими с 20 августа 2001 года отдельных положений областного закона от 6 июля 2001 года N 41-оз "О мировых судьях Ленинградской области", а именно: абзаца 2 ст. 4 в части слов "Описание границ судебных участков утверждается постановлением Правительства Ленинградской области", абзаца 1 ст. 5 в части слов "Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области", абзаца 3 ст. 5 в части слов "по представлению председателя Ленинградского областного суда и начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации", абзаца 4 ст. 9 и абзаца 2 ст. 13 в части слов "по представлению Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области", указывая, что они противоречат п. 3 ст. 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", которым установлено, что судебные участки создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (областным законом предусмотрено, что описание границ судебных участков утверждается Правительством Ленинградской области); статье 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и статье 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в соответствии с которыми мировые судьи, являясь судьями общей юрисдикции, входят в единую судебную систему Российской Федерации, обладая единым с другими судьями статусом судей, а потому отбор кандидатов на должность мировых судей осуществляется только квалификационной коллегией судей (областным законом предусмотрено, что отбор кандидатов на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ); статье 20 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статье 6.2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в соответствии с которыми полномочия областного суда устанавливаются федеральным конституционным законом, и исчерпывающий перечень полномочий председателя областного суда установлен федеральным законодательством (областным законом предусмотрено, что мировой судья назначается на должность Законодательным собранием Ленинградской области по представлению председателя Ленинградского областного суда), а также пункту 5 статьи 31 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которым структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливается федеральным законом, статье 1 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", согласно которой в отношении мировых судей департамент вправе решать только вопросы их финансирования (оспариваемым областным законом установлены дополнительные полномочия начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ленинградской области).
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Законодательного собрания Ленинградской области Машинский А.С. согласен с заявлением прокурора в части признания недействующим абзаца 2 статьи 4 областного закона "О мировых судьях Ленинградской области", в остальной части просит в удовлетворении заявления отказать, полагая, что закон не противоречит федеральному законодательству и принят с соблюдением компетенции Законодательного собрания.
Представитель Губернатора Ленинградской области Калинина М.В. также полагает, что основания для признания недействующими оспариваемых положений областного закона отсутствуют за исключением положения о том, что описание границ судебных участков утверждается Правительством Ленинградской области, по этому вопросу вносится проект изменений в областной закон.
Выслушав объяснения прокурора и представителей Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области, исследовав материалы дела, изучив положения областного и федерального законодательства, суд приходит к следующему.
Областной закон от 6 июля 2001 года N 41-оз "О мировых судьях Ленинградской области" принят Законодательным собранием Ленинградской области 26 июня 2001 года и действует с изменениями, внесенными областными законами от 11.03.2002 г. N 5-оз и от 20.12.2002 г. N 63-оз. Текст закона опубликован 20 августа 2001 года в "Вестнике Законодательного собрания Ленинградской области".
Статьей 4 указанного закона предусматривается, что в Ленинградской области создаются семьдесят пять судебных участков и семьдесят пять должностей мировых судей. Описание границ судебных участков утверждается постановлением Правительства Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 октября 2001 года N 96 "Об утверждении описания границ судебных участков мировых судей Ленинградской области" определены границы судебных участков.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" предусматривается, что судебные участки создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что создание судебного участка невозможно без определения конкретной территории, в пределах которой должен осуществлять свою деятельность мировой судья, утверждение границ судебных участков постановлением областного правительства, а не областным законом противоречит требованиям федерального законодательства, в связи с чем заявление прокурора в части признания недействующим абзаца 2 статьи 4 областного закона в части слов "Описание границ судебных участков утверждается постановлением Правительства Ленинградской области" подлежит удовлетворению.
Абзацем 1 статьи 5 оспариваемого закона установлено, что отбор кандидатов на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Сопоставление оспариваемых положений указанной выше статьи областного закона с требованиями федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что они ему не соответствуют. Статьей 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлен порядок отбора кандидатов на должность судьи, согласно которому он осуществляется только квалификационной коллегией судей. Мировые судьи согласно статье 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" являются судьями общей юрисдикции, входят в единую судебную систему Российской Федерации и обладают единым с другими судьями статусом судей, а, следовательно, отбор кандидатов на должность мирового судьи на конкурсной основе также может осуществляться только квалификационной коллегией судей. Наделение указанными полномочиями Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ленинградской области не соответствует федеральному законодательству, а потому заявление прокурора в этой части также подлежит удовлетворению.
Абзацем 3 статьи 5 областного закона предусматривается, что мировой судья назначается на должность Законодательным собранием Ленинградской области по представлению председателя Ленинградского областного суда и начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области.
Анализ оспариваемых положений нормативного акта и сопоставление его с требованиями законодательства, имеющего большую юридическую силу, позволяет прийти к следующему.
Статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности областного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Статьей 6.2 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень полномочий председателя суда, среди которых отсутствует право на обращение в Законодательное собрание области с представлением о назначении на должность мирового судьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом. Статьей 1 Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" установлено, что в отношении мировых судей Судебный департамент вправе решать только вопросы финансирования.
Таким образом, Законодательное собрание Ленинградской области, установив дополнительные полномочия для председателя Ленинградского областного суда и начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области, превысило полномочия, установленные федеральным законодательством, а потому абзац 3 статьи 5 областного закона "О мировых судьях Ленинградской области" в части слов "по представлению председателя Ленинградского областного суда и начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области" следует признать недействующим, удовлетворив в этой части заявление прокурора.
По тем же основаниям подлежат признанию недействующими: абзац 4 статьи 9 оспариваемого закона, согласно которому удостоверение личности мировому судье выдается Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области; и абзац 2 статьи 13 указанного закона, в соответствии с которым Положение о почетном звании мирового судьи принимается Законодательным собранием Ленинградской области по представлению Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области, как не соответствующие пункту 5 статьи 31 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статье 1 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Суд не может принять во внимание доводы представителя Законодательного собрания Ленинградской области, изложенные в судебном заседании и в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, на основании которых он просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, поскольку то обстоятельство, что на органы Судебного департамента возложена обязанность организационного обеспечения работы квалификационных коллегий судей, что представители департамента вправе присутствовать на заседаниях квалификационной коллегии, что управлению могут даваться квалификационной коллегией судей поручения, в том числе по проверке достоверности документов и сведений, представленных кандидатами в судьи, не свидетельствуют о том, что Законодательное собрание Ленинградской области могло расширить круг полномочий указанных органов и должностных лиц. Отбор кандидатов в мировые судьи на конкурсной основе в соответствии с требованиями федерального законодательства вправе осуществлять только квалификационные коллегии судей; возможность обращения гражданина, имеющего положительное заключение квалификационной коллегии о рекомендации на должность мирового судьи, только на основании представления председателя Ленинградского областного суда и начальника управления Судебного департамента нарушает права кандидата на должность мирового судьи; оспариваемые прокурором полномочия председателя суда и начальника управления Судебного департамента федеральным законодательством не установлены; областной законодатель полномочия, предоставленные Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и его органам, расширять не вправе. Статья 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", в соответствии с которой полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации, не предоставляет права областному законодателю наделять дополнительными полномочиями органы и должностных лиц, чьи полномочия могут быть установлены лишь на федеральном уровне.
Удовлетворяя требования прокурора, суд считает необходимым признать недействующими оспариваемые положения областного закона "О мировых судьях Ленинградской области" со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ,
решил:
Заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда:
абзац 2 статьи 4 в части слов "Описание границ судебных участков утверждается постановлением Правительства Ленинградской области";
абзац 1 статьи 5 в части слов "Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области";
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2004 г. N 33г04-8 настоящее решение отменено в части признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 3 статьи 5 в части слов "председателя Ленинградского областного суда" областного закона от 6 июля 2001 г. N 41-оз, в этой части вынесено новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора отказано
абзац 3 статьи 5 в части слов "по представлению председателя Ленинградского областного суда и начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации";
абзац 2 статьи 13 в части слов "по представлению Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области" областного закона от 6 июля 2001 года N 41-оз "О мировых судьях Ленинградской области" (с изменениями, внесенными областными законами от 11.03.2002 г. N 5-оз и от 20.12.2002 г. N 63-оз).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Ленинградский областной суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 28 июня 2004 г. N 3-125/2004г. Об оспаривании отдельных положений областного закона "О мировых судьях в Ленинградской области"
Текст решения официально опубликован не был
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2004 г. N 33г04-8 настоящее решение отменено в части признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 3 статьи 5 в части слов "председателя Ленинградского областного суда" областного закона от 6 июля 2001 г. N 41-оз, в этой части вынесено новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора отказано