Решение Ленинградского областного суда
от 29 октября 2004 г. N 3-173/04
Ленинградский областной суд в составе:
Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
С участием прокурора Шадриной Е.В.
При секретаре Демьянковой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующими абзаца четвертого пункта 2.9 полностью, пункта 6.1 в части слов "один год", пункта 6.2 в части слов "трех лет" Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2003г N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 23.09.2004г N 209) со дня введения в действие - с 1 февраля 2004 г,
установил:
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца четвертого пункта 2.9 полностью, пункта 2.18 полностью, пункта 2.19 в части слов "и в случае повторного обращения в службу субсидий по истечении установленного в соглашении срока предоставления субсидий граждан (семей), указанных в пункте 2.18 настоящего Положения и предъявивших аналогичные предыдущему обращению сведения о заработной плате", пункта 6.1 в части слов "один год", пункта 6.2 в части слов "трех лет" Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2003г N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" со дня введения в действие - с 1 февраля 2004 г.
В судебном заседании 29 октября 2004г представлено ходатайство прокурора Ленинградской области об отказе от заявления в части требований о признании недействующими пункта 2.18 полностью, пункта 2.19 в части слов "и в случае повторного обращения в службу субсидий по истечении установленного в соглашении срока предоставления субсидий граждан (семей), указанных в пункте 2.18 настоящего Положения и предъявивших аналогичные предыдущему обращению сведения о заработной плате" и о прекращении производства по делу в указанной части.
Определением Ленинградского областного суда от 29 октября 2004г производство по делу в указанной части прекращено.
В заявлении от 29.10.2004г прокурор Ленинградской области просит признать недействующими абзац четвертый пункта 2.9 полностью, пункт 6.1 в части слов "один год", пункт 6.2 в части слов "трех лет" Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2003г N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 23.09.2004г N 209) со дня введения в действие - с 1 февраля 2004 г.
В обоснование заявленных требований указано, что основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях определены федеральным законом от 24.12.1992 "Об основах федеральной жилищной политики". Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Оспариваемые прокурором нормы Положения противоречат п. 3 ст. 8, п. 2 ст. 10 федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Так, абзацем четвертым пункта 2.9 названного Положения предусмотрено, что письменное уведомление об отказе в предоставлении гражданину (семье) субсидии с указанием причин отказа выдается гражданину по требованию.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания заявителя не позднее, чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов.
Указания в пунктах 6.1 и 6.2 названного Положения о лишении прав граждан на получение субсидий на один и три года соответственно за предоставление недостоверных сведений противоречит п. 2 ст. 10 федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 10 федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 предусмотрено, что за предоставление недостоверных сведений устанавливается лишение права на получение социальной помощи на период не более того времени, в течение которого социальная помощь заявителю оказывалась незаконно, то есть на срок не более шести месяцев, так как пунктом 2.17 Положения предусматривается, что соглашение о предоставлении субсидии заключается сроком до шести месяцев.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Шадрина Е.В. просит удовлетворить заявление прокурора Ленинградской области по изложенным в нем основаниям. Прокурор полагает, что нормы Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденное Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2003г N 235 с изменениями, внесенными Постановлением правительства Ленинградской области от 23.09.2004г N 209) должны соответствовать в том числе и требованиям федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Представитель Губернатора Ленинградской области Кочорова Е.В. против удовлетворения требований прокурора не возражает, признав требования обоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Шадрину Е.В., представителя Губернатора Ленинградской области Кочорову Е.В., исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2003г N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" утверждено Положение об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Постановление Правительства Ленинградской области N 235 от 27.11.2003г и названное Положение опубликованы в "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 2 от 19.01.2004г.
Постановлением Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004г внесены изменения в Положение об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное Постановлением Правительства Ленинградской области N 235 от 27.11.2003г.
Постановление Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004г "О внесении изменений в Положение об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2003г N 235" опубликовано в "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 31 от 22.10.2004г.
В абзаце четвертом пункта 2.9 Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 235 от 27.11.2003г (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004г) указано, что письменное уведомление об отказе в предоставлении гражданину (семье) субсидии с указанием причин отказа выдается по требованию гражданину (семье).
Согласно пункту 6.1 названного Положения гражданин (семья) несет ответственность за достоверность предоставленных в службу субсидий сведений, а также документов, в которых они содержатся. В случае сокрытия или искажения размера фактических доходов гражданин (семья) лишается права на субсидию сроком на один год с возмещением незаконно полученных сумм субсидий. Эти суммы возвращаются гражданином (семьей) при последующей оплате жилищно-коммунальных услуг добровольно или взыскиваются в судебном порядке.
В пункте 6.2 данного Положения предусмотрено, что при повторном нарушении положения пункта 6.1 гражданин (семья) лишается права на предоставление субсидии на срок до трех лет.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи.
Федеральным законом от 17.07.1999 г N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В данном Федеральном законе даны определения понятиям: государственная социальная помощь, социальное пособие, субсидия, компенсация.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 г субсидия это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.
Статьей 12 указанного федерального закона предусмотрено, что оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты), натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В Федеральном законе N 4218-1 от 24.12.1992 "Об основах федеральной жилищной политики" содержится в том числе и определение понятия субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, установлены общие условия и порядок ее предоставления.
В ст. 1 названного федерального закона указано, что компенсации (субсидии) это средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки.
Согласно ст. 15.4 федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством РФ... .
Органы государственной власти субъекта РФ с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории РФ. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части первой настоящей статьи... .
Постановлением Правительства РФ N 887 от 2.08.1999 было утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ N 444 от 30.08.2004 утверждено новое Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Статьей 1 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004г N 444) предусмотрено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам РФ в соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и настоящим Положением. Изданные на основании настоящего Положения и с учетом социально-экономического развития субъектов РФ нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий на их территории, не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с порядком и условиями, установленными настоящим Положением.
В соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановлением Правительства РФ N 887 от 2.08.1999 и было принято Постановление Правительства Ленинградской области N 235 от 27.11.2003г. В связи с принятием Постановления Правительства РФ N 444 от 30.08.2004г было принято Постановление Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004г, которым были внесены изменения в Положение об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Названное Положение об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное Постановлением правительства Ленинградской области N 235 от 27.11.2003г (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004г) должно соответствовать всей совокупности перечисленных выше действующих правовых актов.
В том числе указанное Положение должно соответствовать и требованиям федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как последний устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Одним из видов государственной социальной помощи и является субсидия. Субсидии же на оплату жилья - лишь один из видов субсидий.
Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от 17.07.99 "О государственной социальной помощи" уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Абзацем 4 Пункта же 2.9 Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 235 от 27.11.2003г с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004г) предусмотрен иной порядок выдачи письменного уведомления об отказе в предоставлении субсидии, а именно то, что письменное уведомление об отказе в предоставлении гражданину (семье) субсидии с указанием причин отказа выдается гражданину (семье) только по требованию.
Таким образом абзац четвертый пункта 2.9 Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденное Постановлением правительства Ленинградской области N 235 от 27.11.2003 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004 г) противоречит п. 3 ст. 8 федерального закона 178-ФЗ от 17.07.99 "О государственной социальной помощи" и по изложенному основанию подлежит признанию недействующим с момента введения в действие названного Положения - с 1 февраля 2004 г.
В соответствии с п. 2 ст. 10 федерального закона 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Как следует из текстов пунктов 2.16 и 2.17 Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области N 235 от 27.11.2003г с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004г) субсидия по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется гражданам, проживающим в Ленинградской области на срок до шести месяцев.
Таким образом и в случае предоставления недостоверных сведений заявитель, проживающий в Ленинградской области, может быть лишен субсидии (с учетом требований п. 2 ст. 10 ФЗ "О государственной социальной помощи" и п.п. 2.16 и 2.17 названного Положения) на срок до шести месяцев.
Между тем пунктами 6.1 и 6.2 Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 235 от 27.09.2003г с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Ленинградской области N 209 от 23.09.2004г) установлены иные, более длительные сроки, на которые заявитель лишается права на субсидию в случае предоставления недостоверных сведений.
Так, согласно пункту 6.1 названного Положения гражданин (семья) несет ответственность за достоверность предоставленных в службу субсидий сведений, а также документов, в которых они содержатся. В случае сокрытия или искажения размера фактических доходов гражданин (семья) лишается права на субсидию сроком на один год с возмещением незаконно полученных сумм субсидий. Эти суммы возвращаются гражданином (семьей) при последующей оплате жилищно-коммунальных услуг добровольно или взыскиваются в судебном порядке.
Пунктом 6.2 данного Положения предусмотрено, что при повторном нарушении положения пункта 6.1 гражданин (семья) лишается права на предоставление субсидии на срок до трех лет.
Таким образом указания в пунктах 6.1 и 6.2 Положения о лишении права на субсидию соответственно на "один год" и на срок до "трех лет" противоречат п. 2 ст. 10 федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и по изложенному основанию перечисленные пункты (в названной части) подлежат признанию недействующими со дня введения в действие Положения, а именно с 1 февраля 2004 г.
С учетом вышеизложенного, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующими абзац четвертый пункта 2.9 полностью, пункт 6.1 в части слов "один год", пункт 6.2 в части слов "трех лет" Положения об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2003г N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 23.09.2004г N 209) со дня введения в действие - с 1 февраля 2004 г.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 29 октября 2004 г. N 3-173/04
Текст решения официально опубликован не был