Решение Ленинградского областного суда
от 30 августа 2004 г. N 3-137/2004г
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 8 декабря 2004 г. N 33-Г04-11 настоящее решение оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
С участием прокурора Чикова К.А.,
При секретаре Григорьевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими п.п. 5 и 6 Постановления правительства Ленинградской области N 140 от 16 августа 2002 г "О введении особого режима лесопользования на территории Бокситогорского района",
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов 5 и 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16 августа 2002 г "О введении особого режима лесопользования на территории Бокситогорского района".
В обоснование заявления указано, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству.
Так, в нарушение ст. 72 Конституции РФ, ст. 22 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 1.3 КоАП РФ, пункт 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г ограничивает полномочия соответствующих лиц на выбор и применение какой-либо меры обеспечения (из перечисленных в ст. 27.1 КоАП РФ), устанавливая один вариант действий для всех ситуаций - к нарушителям применять доставление, а транспорт и бензопилы изымать.
В нарушение ст. 72 Конституции РФ, ст. 22 ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 46 Лесного кодекса РФ, ст. 32.4 КоАП РФ, п. 27 Постановления Правительства РФ от 1.06.1998 г N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации", пункт 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г фактически лишает лесхозы прав по распоряжению незаконно (самовольно) срубленной древесиной, установив, что указанная древесина подлежит реализации либо арендаторам (пользователям) соответствующих участков лесного фонда, либо гражданам и организациям по решению администрации муниципального образования "Бокситогорский район Ленинградской области".
Лишение прав и определение порядка деятельности федерального органа управления лесным хозяйством противоречат требованиям федерального законодательства и не являются порядком реализации изъятой древесины.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чиков К.А. просит удовлетворить заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора по тем основаниям, которые в нем изложены. В частности, пункт 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г противоречит КоАП РФ и ограничивает права соответствующих уполномоченных лиц на выбор меры обеспечения.
Также, по мнению прокурора, пунктом 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г (в нарушение ст. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ N 551 от 1.06.1998) права лесхозов по реализации незаконно заготовленной древесины переданы от лесхозов к администрации МО "Бокситогорский район". Пункты 5 и 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г противоречат нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Представитель губернатора и Правительства Ленинградской области Клабукова И.В. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по тем доводам, которые изложены в ответе на протест прокурора от 31.05.2004г и - в объяснении по делу, направленном в суд. По мнению представителя, оспариваемые нормы Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г не противоречат федеральному законодательству.
Представитель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Чучмаков И.А. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по тем основаниям, которые изложены в письменном объяснении представителя Правительства и губернатора Ленинградской области Клабуковой И.В. и направленном в суд.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Чикова К.А., представителя губернатора и Правительства Ленинградской области Клабукову И.В., представителя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Чучмакова И.А., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
16 августа 2002г Правительством Ленинградской области принято Постановление N 140 "О введении особого режима лесопользования на территории Бокситогорского района". Названное постановление опубликовано в газете "Вести" за 22 августа 2002г N 95 и в Вестнике Правительства Ленинградской области N 14 от 30.09.2002г.
Пунктом 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16 августа 2002г предусмотрено: установить, что граждане и работники юридических лиц, нарушившие требования настоящего постановления, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ подлежат доставлению в служебные помещения органа внутренних дел (милиции), помещение органа местного самоуправления, иное служебное помещение до установления личности нарушителей, а лесовозный транспорт, тракторная техника и бензопилы подлежат изъятию до решения вопроса о дальнейшей их принадлежности в установленном законом порядке.
Пунктом 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002 установлено, что незаконно (самовольно) срубленная древесина, изъятая и оприходованная территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством (лесхозами), подлежит реализации:
6.1 На участках лесного фонда, переданных в аренду или безвозмездное пользование, - организациям, которым эти участки лесного фонда переданы в пользование.
Реализация иным организациям допускается только с письменного согласия лесопользователей, указанных в настоящем пункте, и по согласованию с администрацией муниципального образования Бокситогорский район.
6.2 На всех остальных участках лесного фонда - гражданам и организациям по решению администрации муниципального образования Бокситогорский район.
Согласно пункту "к" ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе и административное, административно-процессуальное, лесное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Частью 3 ст. 22 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, Постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ").
Согласно пункту 4 части 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Мерами обеспечения производства по делу об административных правонарушениях являются: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод (ст. 27.1 КоАП РФ).
Оспариваемым же пунктом 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г предписано применять только две конкретных меры обеспечения: доставление и изъятие имущества.
В результате, соответствующее уполномоченное лицо согласно п. 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г вправе и должно применять только две меры обеспечения при производстве по делу об административных правонарушениях и только те меры обеспечения, которые указаны в данном пункте.
Таким образом оспариваемый пункт 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г лишил возможности соответствующее уполномоченное лицо применять остальные 7 мер обеспечения при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях есть полномочие Российской Федерации, а не субъекта РФ (ст. 1.3. КоАП РФ).
Поэтому утверждение прокурора о том, что пункт 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г "О введении особого режима лесопользования на территории Бокситогорского района Ленинградской области" противоречит ст. ст. 1.3, 27.1 КоАП РФ, является правомерным.
С учетом изложенного, суд не считает обоснованными возражения представителя Правительства и губернатора Ленинградской области и представителя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей природной среды Ленинградской области о том, что пункт 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16 августа 2002г не противоречит федеральному законодательству и не ограничивает полномочия соответствующих уполномоченных лиц, а предусматривает единственно возможный путь решения.
В соответствии со ст. 72, ч.ч. 2, 4 ст. 76 Конституции РФ, ст. 22 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", главе 24 ГПК РФ пункт 5 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г "О введении особого режима лесопользования на территории Бокситогорского района" подлежит признанию недействующим со дня принятия указанного Постановления.
Согласно ст. 46 Лесного кодекса РФ утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов находится в ведении Российской Федерации.
В статье 47 Лесного кодекса РФ перечислены полномочия субъекта РФ в области охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. В частности к компетенции субъекта РФ отнесено участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов РФ; в данной статье оговорено также, что к ведению субъекта РФ отнесены иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
Участниками процесса не оспаривается то обстоятельство, что разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в порядке, предусмотренном ст. 48 Лесного кодекса РФ не произведено.
Передача же каких-либо полномочий от Российской Федерации муниципальным образованиям или от субъекта РФ муниципальным образованиям производится соответственно федеральным законом или законом субъекта РФ (ст.ст. 5, 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 1995г, ст. 5 Закона Ленинградской области от 29.04.1996г N 12-оз "О местном самоуправлении в Ленинградской области", ст. 2 закона Ленинградской области от 23.06.1997 г N 17-оз "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Ленинградской области, об условиях и порядке осуществления контроля за их реализацией").
Суд также учитывает, что в соответствии с частью второй ст. 32.4 КоАП РФ реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о лесхозе федеральной службы лесного хозяйства России, утв. Приказом от 13.11.1998 N 188 Федеральной службы лесного хозяйства России, лесхоз - это территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством (Федеральной службы лесного хозяйства России), являющийся специально уполномоченным государственным органом в следующих областях государственного управления: 1) использования, охраны, защиты лесного фонда РФ (далее - лесной фонд) и воспроизводства лесов; 2) охраны окружающей природной среды; 3) охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
Постановлением Правительства РФ от 1.06.1998 г N 551 утверждены Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ. Согласно п. 27 названных Правил незаконно заготовленные древесина и живица, в том числе заготовленные лесопользователями после принятия решения о приостановлении или прекращении права пользования участком лесного фонда и аннулирования лесорубочного билета или ордера, а также не вывезенная по истечении установленных сроков древесина изымаются лесхозом и поступают безвозмездно в его распоряжение. Реализация изъятых и поступивших в распоряжение лесхоза древесины, живицы и других имущественных ценностей производится лесхозами в установленном порядке.
Исследовав перечисленные выше законодательные и нормативные акты суд приходит к выводу о том, что установление порядке реализации изъятых и переданных в распоряжение лесхоза (согласно части первой ст. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации) древесины, живицы и других имущественных ценностей относится к компетенции Российской Федерации.
Учитывая, что акт о специальном порядке реализации указанного выше имущества федеральными органами государственной власти не принят, суд считает, что в части второй ст. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ имелся в виду порядок реализации древесины, установленный данными Правилами, а также имелись в виду и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие вопросы купли-продажи имущества.
Как следует из текста пункта 6 (включая подпункты 6.1 и 6.2) Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16 августа 2002 г лесхозу предоставлено право самостоятельной реализации незаконно (самовольно) срубленной древесины на участках лесного фонда, переданных в аренду или безвозмездное пользование, - но только организациям, которым эти участки лесного фонда переданы в пользование.
В случае же, если лесхоз реализует в указанной выше ситуации незаконно (самовольно) срубленную древесину иным организациям, то необходимо в обязательном порядке получение письменного согласия лесопользователей (в пользовании которых находятся участки леса, где была произведена незаконная (самовольная) рубка леса) и согласования администрации муниципального образования Бокситогорский район \подпункт 6.1 пункта 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г\.
На всех остальных участках лесного фонда реализация лесхозом незаконно (самовольно) срубленной древесины гражданам и организациям производится только по решению администрации муниципального образования Бокситогорский район (подпункт 6.2 пункта 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г).
Таким образом, оспариваемой нормой администрации муниципального образования Бокситогорский район переданы полномочия в сфере реализации незаконно (самовольно) срубленной древесины в виде выдачи (или невыдачи) согласования на реализацию незаконно (самовольно) срубленной древесины иным организациям \подпункт 6.1 пункта 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г\ или принятия решения о реализации (или об отказе в реализации) незаконно (самовольно) срубленной древесины гражданам и организациям на всех остальных участках лесного фонда (подпункт 6.2 пункта 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г).
Как уже указывалось выше передача соответствующих полномочий от Российской Федерации муниципальным образованиям или от субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям возможна только на основании федерального закона или согласно закону субъекта РФ соответственно.
В данном случае, передача части полномочий по порядку реализации незаконно (самовольно) срубленной древесины от субъекта РФ муниципальному образованию Бокситогорский район произведена постановлением Правительства Ленинградской области, что противоречит ст.ст. 5, 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 1995 г, ст. 5 закона Ленинградской области N 12-оз от 29.04.1996 г., ст. 2 закона Ленинградской области N 17-оз от 23.06.1997г.
Суд приходит к выводу о том, что согласно Постановлению Правительства РФ N 551 от 1.06.1998 г правом на самостоятельную реализацию незаконно (самовольно) срубленной древесины наделены только лесхозы как специально уполномоченные государственные органы. Передача части полномочий по названной реализации от лесхозов муниципальному образованию Бокситогорский район в установленном законом порядке не произведена.
Кроме этого, подпунктом 6.1 пункта 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г закреплено преимущественное право части организаций (тех организаций, в чьем пользовании находятся участки леса, на которых произведена незаконная (самовольная порубка)) на приобретение незаконно (самовольно) срубленной древесины. Также абзац 2 подпункта 6.1 пункта 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г устанавливает и дополнительное условие при реализации указанного имущества иным организациям - получение согласия соответствующих лесопользователей.
Поэтому довод прокурора о том, что пунктом 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16.08.2002г ограничено право лесхозов на самостоятельную реализацию незаконно (самовольно) срубленной древесины, является правильным.
На основании ст. 72, ч.ч. 2, 4 ст. 76 Конституции РФ, ст. 22 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст.ст. 5, 6 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" 1995г, Постановления Правительства РФ N 551 от 1.06.1998 г, главы 24 ГПК РФ пункт 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16 августа 2002г "О введении особого режима лесопользования на территории Бокситогорского района" также подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Довод представителя Правительства и губернатора Ленинградской области о том, что пунктом 6 Постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 18.08.2002г устанавливается лишь порядок реализации незаконно (самовольно) срубленной древесины и права лесхозов не ущемляются, а также утверждение о том, что названная норма, по существу дублирует ст. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ N 551 от 1.06.1998 г, не соответствует тексту оспариваемой нормы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующими пункты 5 и 6 постановления Правительства Ленинградской области N 140 от 16 августа 2002г "О введении особого режима лесопользования на территории Бокситогорского района" со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Сулья
Решение в окончательной форме изготовлено 6 сентября 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 30 августа 2004 г. N 3-137/2004г
Текст решения официально опубликован не был