Уставный суд Санкт-Петербурга в составе Председателя Уставного суда Н.М. Кропачева, судей Н.Ф. Гуцан, В.Г. Ильинской, Л.В. Кулешовой, А.И. Осоцкого,
с участием представителя Губернатора Санкт-Петербурга М.В. Шевченко, представителя заявителя по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года N 213 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга" В.Р. Бермана,
руководствуясь статьей 71 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании ходатайство Губернатора Санкт-Петербурга о разъяснении Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2004 года N 107-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года N 213 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга".
Заслушав заключение судьи-докладчика В.Г. Ильинской, пояснения представителя Губернатора Санкт-Петербурга М.В. Шевченко, выступление представителя заявителя по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года N 213 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга" В.Р. Бермана, Уставный суд Санкт-Петербурга
установил:
1. 7 февраля 2005 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступило ходатайство Губернатора Санкт-Петербурга о разъяснении Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2004 года N 107-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года N 213 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга" (далее - Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга N 107-П).
В ходатайстве заявителя содержится просьба о разъяснении Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга N 107-П в связи с тем, что в процессе применения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля N 213 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга" (далее - постановление Правительства Санкт-Петербурга N 213) обнаружилась неопределенность в понимании исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга выводов, содержащихся в Постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга N 107-П. В ходатайстве указывается, что неопределенность обнаруживается применительно к следующим вопросам: соответствует ли Уставу Санкт-Петербурга осуществление Правительством Санкт-Петербурга своей уставной компетенции по управлению и распоряжению собственностью Санкт-Петербурга, в том числе по распоряжению собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации в отсутствие специального закона Санкт-Петербурга, определяющего порядок и условия реализации соответствующих видов и форм управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга, в том числе закона Санкт-Петербурга о приватизации собственности Санкт-Петербурга; распространяются ли выводы, изложенные в Постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга N 107-П, на осуществление иными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, государственными учреждениями Санкт-Петербурга, иными уполномоченными организациями полномочий по управлению и распоряжению собственностью Санкт-Петербурга, отнесенных к их компетенции федеральными законами, постановлениями Правительства Санкт-Петербурга и положениями об этих органах.
Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу о том, что Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга N 107-П в вышеуказанных вопросах по-разному понимается в правоприменительной практике и, таким образом, требует разъяснения.
По смыслу статьи 71 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга осуществляет официальное разъяснение принятых постановлений в случаях неясности указанных в них положений в рамках их содержания.
2. Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга N 107-П установлено, что "в целях обеспечения реализации соответствующим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга его уставной компетенции по управлению и распоряжению собственностью Санкт-Петербурга принятие закона (законов) Санкт-Петербурга, определяющего (определяющих) порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в отношении тех или иных видов и форм управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга, в том числе при приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, является уставной обязанностью органа законодательной власти Санкт-Петербурга - Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, непосредственно наделенного соответствующим полномочием. Исходя из необходимости законодательного обеспечения исполнительно-распорядительной деятельности по управлению и распоряжению собственностью Санкт-Петербурга, осуществление которой возложено Уставом Санкт-Петербурга на Правительство Санкт-Петербурга, обязанность принятия закона (законов) Санкт-Петербурга, определяющего (определяющих) порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, должна была быть выполнена Законодательным Собранием Санкт-Петербурга". Уставный суд Санкт-Петербурга констатировал, что, несмотря на соответствующие нормативные предписания, на момент принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга N 213 в Санкт-Петербурге отсутствовал закон, определяющий порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга.
Решая вопрос о соответствии постановления Правительства Санкт-Петербурга N 213 Уставу Санкт-Петербурга, Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу о том, что на момент принятия Правительством Санкт-Петербурга постановления Правительства Санкт-Петербурга N 213 в Санкт-Петербурге "сложился фактически порядок взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга в процессе управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга и установился определенный баланс их полномочий в указанной области. Данный порядок взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга был основан на таком понимании ими законодательства Санкт-Петербурга (и в первую очередь положений Устава Санкт-Петербурга), при котором реализация уставной компетенции по управлению и распоряжению собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга соответствующим уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга не обусловливалась принятием закона Санкт-Петербурга, определяющего порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в указанной области".
Учитывая отсутствие данных о конкретных нарушениях прав и свобод человека и гражданина в результате принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга N 213 и принимая во внимание, что признание оспариваемых положений не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга могло бы вызвать нестабильность правовой системы в Санкт-Петербурге и тем самым повлечь нарушения прав и свобод граждан, что противоречит целям и задачам конституционного судопроизводства, в рамках которого действует Уставный суд Санкт-Петербурга, Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что на основании положений пункта 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга и в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" необходимо воздержаться от признания положений пунктов 1.1, 4.1.1, 4.2, 4.6 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 213 не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
Положения абзаца второго пункта 1 резолютивной части Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга N 107-П о том, что "наличие законодательно определенного на основании Устава Санкт-Петербурга порядка управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, который должен быть установлен в разумные сроки, является впредь обязательным условием реализации Правительством Санкт-Петербурга как высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга его уставной компетенции по управлению и распоряжению собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга", означают, что до принятия закона Санкт-Петербурга, определяющего порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества, Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственные им предприятия, учреждения Санкт-Петербурга в рамках их компетенции вправе осуществлять исполнительно-распорядительную, в том числе нормотворческую, деятельность по управлению и распоряжению собственностью Санкт-Петербурга в данной сфере. В то же время с момента принятия закона Санкт-Петербурга, устанавливающего порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества, Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственные им предприятия, учреждения Санкт-Петербурга должны осуществлять указанную деятельность только в тех правовых рамках, которые будут определены таким законом Санкт-Петербурга.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 71 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
разъясняет:
1. Из Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2004 года N 107-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года N 213 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга" следует, что Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственные им предприятия, учреждения Санкт-Петербурга в рамках их компетенции вправе осуществлять исполнительно-распорядительную, в том числе нормотворческую, деятельность по управлению и распоряжению собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества. С момента принятия закона Санкт-Петербурга, устанавливающего порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга в сфере приватизации государственного имущества, Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственные им предприятия, учреждения Санкт-Петербурга должны осуществлять указанную деятельность только в тех правовых рамках, которые будут определены таким законом Санкт-Петербурга.
2. Настоящее Определение Уставного суда Санкт-Петербурга является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2005 г. N 107-ПР "О разъяснении по ходатайству Губернатора Санкт-Петербурга Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2004 года N 107-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года N 213 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга"
Текст определения опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости", 26 февраля 2005 г., N 34, стр. 8, в Вестнике Уставного суда Санкт-Петербурга, 2005 г., N 1, стр. 183