Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
Примерный учебный план
образовательных учреждений Санкт-Петербурга
I. Общие положения
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерством образования Российской Федерации (далее МО РФ или МОиН РФ, МОиПО РФ) от 09.03.2004 N 1312, вводится в действие с 1 сентября 2005 года в девятых классах, с 1 сентября 2006 года - в первых, пятых и десятых классах образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Региональный учебный план, предлагаемый на 2005-2006 учебный год, является примерным и должен стать основой для разработки учебных планов образовательными учреждениями Санкт-Петербурга. Для девятых классов, а также первых, пятых и десятых классов образовательных учреждений, переходящих на новый учебный план по согласованию с районными органами управления образованием, учебный план строится на основе федерального базисного учебного плана 2004 года, для остальных классов - на основе федерального базисного учебного плана 1998 года, утвержденного приказом МОиПО РФ от 09.02.98 N 322.
В учебном плане на 2005-2006 учебный год предлагается указывать наряду с недельной сеткой часов общее годовое количество часов на изучение предметов по ступеням обучения. Такой подход обеспечивает для образовательных учреждений возможность более гибко выстраивать учебный процесс, перераспределяя нагрузку в течение учебного года, в частности, используя модульный принцип обучения; конструировать учебный план на принципах дифференциации и вариативности. При этом недельную сетку часов следует считать примерной.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно. Для начальной школы рекомендуется 5-дневная учебная неделя.
С 01.09.2005 года в девятых классах, а также в пятых и десятых классах образовательных учреждений, переходящих на новый учебный план, при проведении учебных занятий по "Иностранному языку" и "Технологии", включая организацию предпрофильной подготовки (элективные учебные курсы) в девятых классах, а также по "Информатике и ИКТ" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости класса 24-25 человек.
В качестве регионального компонента учебного плана Санкт-Петербурга для обязательного изучения вводятся следующие предметы: в начальной школе - этико-правовой курс "Я и мой мир", краеведческий курс "История и культура Санкт-Петербурга" (и пр. - по выбору образовательных учреждений); в IX классах - курсы "Предпрофильная подготовка" (ориентационная работа и профильная ориентация), "История и культура Санкт-Петербурга", "Основы безопасности жизнедеятельности"; в X-XI классах - курсы "Основы безопасности жизнедеятельности", "Информационно-коммуникативные технологии" (ИКТ). При отсутствии необходимых условий для преподавания ИКТ - "Мировая художественная культура", "Культура речи", "Астрономия".
II. Начальное общее образование
Региональный учебный план для I-IV классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Учебный план полностью реализует государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования РФ N 1235 от 19.05.98 "Обязательный минимум содержания начального общего образования"), обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение учащимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, которые позволят ребенку продолжить образование на следующей ступени. Петербургский учебный план начального общего образования ориентирован на 33 учебных недели в год для I класса, 34 учебных недели в год - для II-IV классов. Продолжительность урока в первых классах - 35 минут, в других классах начальной школы - 45 минут.
При наличии в образовательных учреждениях необходимых условий возможно включение в учебный план предмета "Иностранный язык" со II класса, а также ведение "Практики работы на компьютере (использование информационных технологий)" в рамках предмета "Технология" с III класса. При отсутствии соответствующих условий возможно включение в учебный план следующих предметов: во II классе - "Технология" - 34 часа (дополнительно), этико-правовой курс "Я и мой мир" - 34 часа; в III классе - "Литературное чтение" - 34 часа (дополнительно), этико-правовой курс "Я и мой мир" - 34 часа; в IV классе - "Литературное чтение" - 34 часа (дополнительно), этико-правовой курс "Я и мой мир" - 34 часа или краеведческий курс "История и культура Санкт-Петербурга" - 34 часа (на выбор образовательного учреждения).
Часы, отведенные в первом - втором классах на преподавание учебных предметов "ИЗО" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно) (образовательная область "Искусство"), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно). Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в третьем - четвертом классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".
Реализация базисного учебного плана должна основываться на современном содержании образования, отраженном в новых учебно-методических комплектах "Школа 2000 - 2100", "Школа XXI века", "Гармония", "Планета знаний", "Система Л.В. Занкова", "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", "Классическая начальная школа".
Годовой примерный учебный план
для I-IV классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 165 | 170 | 170 | 170 | 675 |
Литературное чтение | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Иностранный язык | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Математика | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Технология (Труд) | 33 | 34 | 68 | 68 | 203 |
Физическая культура | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Итого: | 660 | 748 | 782 | 782 | 2972 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
660 | 748 | 748 | 748 | 2904 |
Недельный примерный учебный план
для I-IV классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 |
Иностранный язык | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Технология (Труд) | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
(0)* | 3 | 3 | 3 | 9 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
(20)* | 25 | 25 | 25 | 95 |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. N 1178-02), зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ 05.12.2002, регистрационный номер 3997, в первом классе допускается только пятидневная рабочая неделя.
III. Основное общее образование
Петербургский учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и рассчитан на 35 учебных недель в год. Продолжительность урока - 45 минут.
В 2005-06 учебном году изменения учебного плана затрагивают исключительно IX классы. В остальных классах работа продолжается в соответствии с ныне действующим учебным планом 1998 года (в случае принятия учреждением решения о переходе в 2005-2006 учебном году на новый учебный план в V классе и согласовании этого вопроса с районным органом управления образованием следует руководствоваться рекомендациями федерального базисного учебного плана 2004 года).
Максимально допустимая аудиторная нагрузка учащихся при 6-дневной неделе - 35 часов, 5-дневной - 32 часа.
Годовой и недельный примерный учебный план
для IX классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Учебные предметы | Кол-во часов за год |
Примерное количество часов в неделю |
Русский язык | 70 | 2 |
Литература | 105 | 3 |
Иностранный язык | 105 | 3 |
Математика | 175 | 5 |
Информатика и информационно-коммуникативные технологии |
70 | 2 |
Технология* Предпрофильная подготовка: элективные учебные курсы |
70 | 2 |
История* | 70 | 2 |
Обществознание* | 35 | 1 |
География | 70 | 2 |
Физика | 70 | 2 |
Химия | 70 | 2 |
Биология | 70 | 2 |
Физическая культура | 70 | 2 |
Итого: | 1050 | 30 |
Региональный компонент и компонент образо- вательного учреждения при 6-дневной неделе: Региональный компонент: * Предпрофильная подготовка: информационная работа профильная ориентация История и культура Санкт-Петербурга* ОБЖ* Компонент образовательного учреждения: по выбору образовательного учреждения: Музыка и/или ИЗО*; Черчение; История и др. |
175 35, в т.ч.: 17,5 17,5 35 35 70 |
5 1, в т.ч.: 0,5 0,5 1 1 2 |
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной неделе |
1225 | 35 |
Региональный компонент и компонент образо- вательного учреждения при 5-дневной неделе: |
70 | 2 |
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной неделе |
1120 | 32 |
Примечания:
* "Технология": часы учебного предмета "Технология" в IX классе используются для организации предпрофильной подготовки обучающихся (для ведения элективных учебных курсов).
* "История": в 2005-2006 учебном году должен быть закончен переход образовательных учреждений города на концентрическую структуру школьного исторического образования, что предполагает завершение изучения курса истории в IX классе (см. Петербургская школа в 2003-2004 учебном году - СПб, 2003 - Стр. 15). Поскольку в образовательных учреждениях на данный момент к IX классу оказались не изучены курсы истории XX в., рекомендуется отвести дополнительный час из школьного компонента на обязательное освоение программы концентра к окончанию основной школы.
* "Обществознание": в 2005-2006 учебном году при изучении обществознания допускается возможность выбора образовательным учреждением в основной школе различных курсов, рекомендованных МОиН РФ и Комитетом по образованию, отнесенных к образовательной области "Обществознание" (граждановедение, обществознание, право и др.).
* "История и культура Санкт-Петербурга": данный курс введен в региональный компонент учебного плана Санкт-Петербурга с 1998 года как обязательный и ориентирован на освоение учащимися культурного наследия города. Рекомендуется сохранить изучение интегрированного учебного предмета "История и культура Санкт-Петербурга" в основной школе (или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента: литература, история, география, ИЗО, музыка и др.). Представляется целесообразным при определенных условиях все часы, отводимые на изучение в IX классе "Истории и культуры Санкт-Петербурга" в течение месяца объединять для проведения экскурсий, посещений музеев, организации краеведческих чтений и т.п. (например, в шестой день учебной недели).
* "Основы безопасности жизнедеятельности": курс вводится в региональный компонент учебного плана Санкт-Петербурга как обязательный и ориентирован на освоение учащимися безопасного и здорового образа жизни, защиты человека в чрезвычайных ситуациях.
* "Искусство": образовательное учреждение может определить, какой предмет из образовательной области "Искусство" в каком объеме и последовательности будет изучаться. Возможно изучение ИЗО и музыки по полугодиям. При определенных условиях возможен перенос часа на организацию предпрофильной подготовки по соответствующей профильной направленности (художественно-эстетической и т.п.)
* "Предпрофильная подготовка": В IX классе отводится не менее 105 (возможно более) часов на организацию предпрофильной подготовки обучающихся за счет учебного предмета "Технология" (70 часов), регионального компонента и компонента образовательного учреждения (35 часов).
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, направленную на их самоопределение в отношении профиля обучения в старшей школе (10-11 класс).
Предпрофильная подготовка включает в себя: 1) информационную работу; 2) профильную ориентацию - примерно 1/3 всего времени, отведенного на предпрофильную подготовку, суммарно 30-35 часов за год; 3) набор предпрофильных элективных курсов (по выбору учащихся) - примерно 2/3 всего времени, отведенного на предпрофильную подготовку, т.е. 2 часа в неделю.
Информационная работа и профильная ориентация включают в себя знакомство с образовательными учреждениями района: ознакомление с образовательно-профильной картой района, визитными карточками учреждений, посещение дней открытых дверей, психолого-педагогическую диагностику, анкетирование, консультирование, организацию "пробы сил" учащихся и т.п.
Элективные учебные курсы (курсы по выбору учащихся) в рамках предпрофильной подготовки - обязательные курсы, которые должен прослушать учащийся. Обучающимся необходимо выбрать 2-4 курса из 5-6 (как минимум) учебных программ, предлагаемых образовательным учреждением. Набор курсов по выбору определяется в конце VIII класса на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся, собеседований с ними и т.п. Оптимальная продолжительность курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки составляет 8-16 часов (не более 36 часов). Возможно сессионное изучение отдельных курсов (например, по неделе три раза в год). Эти курсы должны знакомить обучающихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программ того или иного профиля, помогать в определении своих познавательных интересов, сформировать образовательные потребности, что позволит осуществить более осознанный выбор профиля обучения в старшей школе. В целях формирования положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности элективные курсы предпрофильной подготовки могут включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы. Это будет служить общекультурному развитию личности школьника и его социализации. Исходя из своего содержания, ряд курсов следует согласовать с требованиями современного рынка труда.
В рамках курса по выбору учащимся обязательно должна предоставляться возможность самостоятельной деятельности, результатом которой может стать реализация разработанного ими конкретного учебного проекта. Элективные курсы не предполагают по их завершении обязательной аттестации учащихся, однако то, что явилось результатом самостоятельной деятельности учеников при изучении данного курса, может быть представлено в портфеле индивидуальных образовательных достижений (так называемом "портфолио") и, наряду с результатами итоговой аттестации выпускников основной школы, будет учитываться при переходе учащегося в соответствующий профильный X класс.
Программы элективных курсов могут быть предложены образовательным учреждением для выбора учащимся из числа опубликованных или подготовленных учителями данного образовательного учреждения. Комплект документов, сопровождающий учебный курс по выбору учащегося, как и в случае элективных курсов для старшей школы, включает в себя краткую аннотацию, адресованную учащимся и их родителям, учебную программу с пояснительной запиской, поурочно-тематический план, описание возможной самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения курса и, по необходимости, процедуру оценивания результатов.
Элективные курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида.
Предметно-ориентированные (пробные, углубленные) курсы связаны с расширением знаний учащихся по предмету и направлены на предоставление учащемуся возможности оценить свою готовность и интерес к изучению предмета на профильном уровне в X классе, а также на создание условий для подготовки к экзаменам по выбору.
В основание этих курсов может быть положено пробное изучение учащимися отдельных тем систематических учебных курсов основной школы на углубленном уровне. Программы предметно-ориентированных курсов создаются на основе факультативных, могут быть дополнены элементами подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.
Межпредметные (ориентационные, общекультурные) курсы выходят за рамки одного предмета и направлены на создание базы для ориентации в мире современных профессий, ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. Программы данных курсов призваны познакомить учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.
Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования разработаны методические рекомендации по составлению и критериям отбора программ курсов по выбору для предпрофильной подготовки, а также варианты таких программ с пояснениями и комментариями.
В соответствии с концепцией модернизации образования возможны несколько моделей (вариантов) организации предпрофильной подготовки. Предпочтение, которое отдает образовательное учреждение той или иной модели, обсуждается с педагогическим коллективом и согласовывается с районным органом управления образованием. В процессе выбора обязательно должны быть учтены интересы учащихся и их родителей, имеющиеся финансовые, кадровые, материальные и другие возможности и ресурсы образовательного учреждения. Модель внутришкольной предпрофильной подготовки предполагает, что образовательное учреждение активизирует собственные ресурсы, опирается на собственный материально-технический и кадровый потенциал. Модель сетевой организации предпрофильной подготовки осуществляется силами нескольких общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования и культуры на договорной основе.
Часы компонента образовательного учреждения могут использоваться также для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов и предметов, раскрывающих региональные особенности, и адекватных реализуемой образовательной программе, а также ведения (например, в 6 день учебной недели) факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
IV. Среднее (полное) общее образование
В 2005-2006 учебном году на ступени среднего (полного) общего образования в образовательных учреждений Санкт-Петербурга обучение строится на основе действующего учебного плана 1998 года, но при этом должны создаваться условия для перехода к профильному обучению с 1 сентября 2006 учебного года. Исходя из этого, образовательным учреждениям рекомендуется в течение 2005-2006 учебного года определиться с выбором профиля (профилей) обучения, что позволит заранее разработать или использовать уже созданные учебные материалы, обеспечивающие профильное обучение: программы элективных курсов, пакеты дидактических материалов, тематику образовательных проектов, исследовательских работ, экскурсий и т.п.
По желанию учащихся и их родителей, при наличии педагогических, ресурсных и организационных возможностей, с согласия учредителя образовательные учреждения могут переходить на профильное обучение с 1 сентября 2005 года (см. распоряжение Комитета по образованию от 26.01.2005 N 30-р "О поэтапном введении в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования").
Профильное обучение может быть организовано за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, что позволит более полно учитывать образовательные запросы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.
Принципы построения учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования (см. приказ МО РФ от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"). Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Базовые общеобразовательные учебные предметы, являющиеся обязательными для изучения в любом профиле: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", интегрированный курс "Обществознание" (для "необществоведческих" профилей) и интегрированный курс "Естествознание" (для "неестественнонаучных" профилей). Поскольку отсутствует необходимое учебно-методическое и кадровое обеспечение интегрированного курса "Естествознание", рекомендуется преподавать физику, химию и биологию как самостоятельные предметы.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. При профильном обучении планируется изучение не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях, и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Элективные учебные курсы в X-XI классах профильного и непрофильного обучения должны выполнять следующие основные функции:
- дополнять содержание того или иного профильного общеобразовательного учебного предмета (в качестве его "надстройки");
- расширять содержание одного из базовых общеобразовательных учебных предметов, например по смежным дисциплинам;
- удовлетворять познавательные интересы учеников вне рамок выбранного профиля;
- способствовать формированию умений и способов практической деятельности;
- предоставлять возможность приобретать знания и умения, востребованные на современном рынке труда.
По объему часов элективные курсы, в отличие от аналогичных в IX классе, могут превышать 20 часов. Изучение данных курсов может быть последовательно чередующимися или параллельными.
Можно выделить следующие группы элективных учебных курсов.
1. Курсы, углубляющие и расширяющие знания и умения учащихся по предметам учебного плана.
При этом они могут:
- углублять в целом все разделы содержания учебного предмета:
Гуманитарный профиль | Естественно-научный профиль |
"Обучение сочинениям разных жан- ров", "Секреты художественного образа", "История России с древнейших времен до XIX в." [Cм.: программы курсов по выбору, например, в сборнике: О.Н. Журавлева. Историко-общество- ведческое образование в петербург- ской школе: Из опыта работы. СПб, 2004.], "Практикум по истории России с дре- вности до XIX в." [авт. О.Н. Журав- лева. СПб, 2005], "Современный американский язык" |
"Коммерческая география. Россия и мировой рынок" (авт. Е.Л.Пли- сецкая) "Химический практикум" (авт. Левкин А.Н.) "Фундаментальные эксперименты в физической науке" (авт. Пурышева Н.С., Шаронова Н.В., Исаев Д.А.) |
- углублять отдельные разделы и темы учебной программы:
Гуманитарный профиль | Естественно-научный профиль |
"Политические партии и течения", "Государство и общество в России на рубеже XIX-XX вв." [авт. Ю.А. Рябов. СПб, 2004], "Духовные основы русской культуры" [авт. Ю.Ю. Булычев, Ю.А. Рябов] и др. |
"География Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (авт. А.И. Алексеев); "Химия металлов" (авт. Левкин А.Н.); "Решение качественных физических задач" (авт. Лебедева И.Ю.) |
- раскрывать содержание тем, не входящих в учебную программу:
Гуманитарный профиль | Естественно-научный профиль |
"Церковно-славянская грамота", "Имидж политического лидера" |
"Элементы биофизики", "Элемен- тарная физика плазмы" (авт. Ор- лов В.А., Дорожкин С.В.) |
- носить прикладной характер:
Гуманитарный профиль | Естественно-научный профиль |
"Стихосложение", "Курс библиографических знаний", "Мои друзья - словари", "Рецензия, резюме, реферат - три ступени к научному сочинению", "Технология проведения социологиче- ского опроса" |
"Коммерческая география. Россия и мировой рынок" (авт. Е.Л.Пли- сецкая) "Промышленный органический син- тез" (авт. А.Н.Левкин) "Основы космонавтики" "Физика бытовой техники (авт. А.В.Ляпцев, В.Е.Фрадкин) |
- изучать методы познания:
Гуманитарный профиль | Естественно-научный профиль |
"Лаборатория историка: основы ис- следовательской деятельности", "Жизненное пространство - искусст- во" [авт. Т.В. Челышева. Предпро- фильная подготовка девятиклассни- ков. М, 2003] |
"Эксперимент в естественных нау- ках" (авт. Довга Г.В.); "Измерение физических величин (авт. Шеффер Н.И., Кабардина С.И.); "Основы методологии и методики биоэлектрических исследований" (авт. Федоров Е.И., Нечаева Г.А.) |
- содержать сведения по истории того или иного предмета:
Гуманитарный профиль | Естественно-научный профиль |
"История русского языка", "Из истории права" [авт. В.А. Ильин, С.А.Морозова. СПб, 1996], "История развития науки об обществе" |
"История отечественной физики в лицах" (авт. Фрадкин В.Е.), "Великие математики" |
2. Курсы межпредметного характера, ориентированные на интеграцию знаний учащихся о человеке, обществе, природе. Они призваны компенсировать недостаточность изучения определенных сфер знаний ("Основы современного естествознания", "Решение алгебраических задач для практического применения") и/или обобщать их, например, в гуманитарном профиле "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира" [Учебное пособие для 10-11 классов/ Под ред. Полякова В.Л., Элиасберг Н.И. СПб.: Специальная литература, 1999], "Химия и искусство" (авт. Титова И.М.).
3. Курсы, содержание которых выходит за рамки общего содержания, но которые могут помочь выпускникам в продвижении на рынке труда, удовлетворении познавательных потребностей школьников, например, "Коммуникативная культура" "Деловой русский", "Современное делопроизводство", "Компьютерная графика", "Основы компьютерной музыкальной инструментировки", "Введение в профессию юриста", "Введение в предпринимательство" (авт. В.З. Черняк); "Стратегия жизни в современных условиях (образование, профессия, карьера). [Учебное пособие для 10-11 классов средней школы/ Под ред. И.П. Михайлова СПб., 2004] и др.
В соответствии с концепцией МО РФ возможны несколько моделей (вариантов) организации профильного обучения. Выбранная образовательным учреждением модель обсуждается в педагогическом коллективе и согласовывается с районным органом управления образованием. В процессе выбора обязательно должны быть учтены интересы учащихся и их родителей, имеющиеся финансовые, кадровые, материальные и другие возможности и ресурсы (см. инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию о порядке перехода на профильное обучение от 08.02.2005 N 04-0358/ОО).
Конструирование учебных планов в X-XI классах
При конструировании учебных планов по различным профилям обучения образовательным учреждениям рекомендуется ориентироваться на обязательный минимум учебных предметов и часов, необходимых для их освоения на непрофильном (базовом), профильном уровнях, а также в случае, когда предмет не является профильным, но профильными являются предметы из той же образовательной области:
Обязательный недельный минимум учебных предметов и часов, отводимых на их изучение |
||||||
Учебный предмет | При изучении предмета как профильного |
При изучении предмета как непрофильного в случае, когда профильными являются предметы из той же образовательной области |
При изучении предмета как непрофильного |
|||
Класс | X класс | XI класс | X класс | XI класс | X класс | XI класс |
Русский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Литература | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Иностранный язык | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Математика | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Информатика и ИКТ | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 |
История, обществознание |
7 | 7 | 5 | 6 | 4 | 5 |
Экономика | 2 | 2 | 0,5 | 0,5 | ||
Право | 2 | 2 | 0,5 | 0,5 | ||
География | 3 | 3 | 2 | 2 | ||
Физика | 5 | 5 | 4 | 4 | 2 | 2 |
Химия | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Биология | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Искусство; Мировая художест- венная культура |
3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Технология | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Основы безопас- ности жизнедея- тельности |
2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Физическая куль- тура |
4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Годовой примерный учебный план
для X - XI классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Базовые общеобразовательные учебные предметы | ||||
Учебные предметы | X класс | XI класс | ||
Русский язык | 35 | 35 | ||
Литература | 105 | 105 | ||
Иностранный язык | 105 | 105 | ||
Математика | 140 | 140 | ||
История | 70 | 70 | ||
Обществознание (включая экономи- ку и право) |
70 | 70 | ||
Естествознание | 105 | 105 | ||
Физическая культура | 70 | 70 | ||
Учебные предметы по выбору образовательного учреждения, изучаемые на базовом или профильном уровне |
||||
базовый | профиль- ный |
базовый | профиль- ный |
|
Русский язык | 105 | 105 | ||
Литература | 175 | 175 | ||
Иностранный язык | 210 | 210 | ||
Математика | 210 | 210 | ||
История | 140 | 140 | ||
Физическая культура | 140 | 140 | ||
Обществоведение | 35 | 105 | 35 | 105 |
Экономика | 17,5 | 70 | 17,5 | 70 |
Право | 17,5 | 70 | 17,5 | 70 |
География | 35 | 105 | 35 | 105 |
Физика | 70 | 175 | 70 | 175 |
Химия | 35 | 105 | 35 | 105 |
Биология | 35 | 105 | 35 | 105 |
Информатика и ИКТ | 35 | 140 | 35 | 140 |
Искусство; Мировая художественная культура |
35 | 105 | 35 | 105 |
Технология | 35 | 140 | 35 | 140 |
Основы безопасности жизнедея- тельности |
35 | 70 | - | 70 |
Всего | Не более 1050 | Не более 1050 | ||
Региональный компонент | ||||
Всего | 70 | 70 | ||
Компонент образовательного учреждения (элективные курсы) | ||||
Не менее 140 | Не менее 140 | |||
Итого (предельно допустимая ау- диторная нагрузка при 6-дневной учебной неделе) |
1260 | 1260 |
При организации профильного обучения образовательное учреждение может ориентироваться на варианты учебных планов отдельных профилей, созданные на основе федерального базисного учебного плана 2004 года (приказ МО РФ от 09.03.2004 N 1312), которые являются примерными, имеют рекомендательный характер.
Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.
В качестве примеров ниже приводятся образцы учебных планов для социально-гуманитарного и физико-химического профилей.
Недельный примерный учебный план
для X-XI классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Социально-гуманитарный профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов X класс XI класс |
|
I. Федеральный компонент | ||
Базовые общеобразовательные учебные предметы | ||
Иностранный язык* | 3 | 3 |
Математика | 4 | 4 |
Экономика | 1 | |
Естествознание | 3 | 3 |
Мировая художественная культура | 1 | 1 |
Физическая культура | 2 | 2 |
Профильные общеобразовательные учебные предметы | ||
Русский язык | 3 | 3 |
Литература | 5 | 5 |
История* | 4 | 4 |
Обществознание | 3 | 3 |
Право | 2 | 2 |
II. Региональный компонент | ||
ИКТ ОБЖ |
1 1 |
1 1 |
III. Компонент образовательного учреждения | ||
Элективные учебные курсы, учебные практики, проекты, исследователь- ская деятельность и др. |
3 | 4 |
Итого | 36 | 36 |
Примечания:
* "Иностранный язык": дополнительный час в X-XI классах вводится за счет компонента образовательного учреждения;
* "История": изучается по линейному принципу (XX век), т.к. IX класс заканчивает концентр основной школы в 2005-2006 учебном году. Однако образовательное учреждение может принять решение о переходе на концентрическое изучение предмета в старшей школе (т.е. изучать весь период с древности до начала XXI века) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта с 2005-2006 учебного года.
Недельный примерный учебный план
для X-XI классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Физико-химический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов X класс XI класс |
|
I. Федеральный компонент | ||
Базовые общеобразовательные учебные предметы | ||
Русский язык | 1 | 1 |
Литература | 3 | 3 |
Иностранный язык | 3 | 3 |
История. Обществознание* | 4 | 4 |
Биология | 1 | 1 |
География | 2 | |
Физическая культура | 2 | 2 |
Профильные общеобразовательные учебные предметы | ||
Математика | 6 | 6 |
Физика | 5 | 5 |
Химия | 3 | 3 |
II. Региональный компонент | ||
Информатика и ИКТ ОБЖ |
1 1 |
1 1 |
III. Компонент образовательного учреждения | ||
Элективные учебные курсы, учебные практики, проекты, исследователь- ская деятельность и др. |
4 | 6 |
Итого | 36 | 36 |
Примечания:
* "История": в 2005-2006 учебном году отводится 5 часов в неделю (1 час за счет предмета "Обществознание"), "Обществознание" изучается 3 часа в неделю.
* "Информатика и ИКТ" - на изучение данного предмета введен дополнительно 1 час за счет регионального компонента.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10 марта 2005 г. N 93-р "О формировании учебных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.